Фигура отца в психическом развитии ребенка

Фигура отца в психическом развитии ребенка thumbnail

Механизмы формирования образа отца

Несмотря на хорошо известный факт, что дети из неполных семей испытывают больше трудностей по сравнению с детьми из полных семей, многими исследователями отмечается, что и в неполной семье развитие ребенка может быть вполне нормальным (DeKlyen М. и др., 1998; Lamb М., Lewis С., 2004; Davids М., 2002). Иначе говоря, отцовское отсутствие не обязательно является пагубным само по себе. Ряд теоретических предположений и клинических наблюдений позволяет сделать вывод о значимости не только реальных взаимодействий между отцом и ребенком для нормального психического развития последнего, но «внутреннего отца», представленного в психике, его образа, формирующегося под воздействием различных условий (Davids М., 2002; Marks М., 2002; Britton R., 2000; Grossmann К. и др., 2002; Bios R, 1970; Тайсон Ф., Тайсон R, 1998).

Образ отца — это важная для психического развития ребенка и подростка структура, формирование которой начинается с рождения и осуществляется под воздействием различных внутренних (половозрастные и ситуативные проекции, фантазии) и внешних (коммуникации со значимыми близкими людьми, культуральные стереотипы, взаимодействия с отцом) факторов и отражает различные атрибуты отцовской фигуры: физические, интеллектуальные, эмоциональные.

И. А. Бродский вспоминает, как в детстве он смотрел на «черную как смоль отцовскую шинель с двумя рядами желтых пуговиц, напоминавших ночной проспект». И далее, «когда отец ее расстегивал, из-под нее виднелся темно-синий китель с еще одной шеренгой таких же пуговиц: тускло освещенная вечерняя улица. “Улица внутри проспекта”, — именно так я думал об отце, искоса поглядывая на него по пути из музея домой» (Бродский И. А., т. 5, с. 330).

Между указанными выше факторами однако существует сложное взаимодействие: например, ребенок может улавливать отношение матери к отцу, но, возможно, эта информация будет восприниматься и через призму фантазий и проекций ребенка (рис. 1).

Рис. 1. Механизм действия факторов, влияющих на формирование образа отца у ребенка

Как следует из рис. 1, врожденное знание ребенка об отце, если оно существует, может быть некой матрицей, на основе которой возможно дальнейшее развитие отцовского образа. Это же относится и к опыту непосредственных взаимоотношений с отцом: ребенок может истолковывать эти взаимодействия в соответствии со своими фантазиями и проекциями.

Образ отца может нести в себе какую-то тайну, загадку, которые стимулируют развитие фантазий о нем, как, например, у героя романа В. В. Набокова «Дар»:

«В моем отце и вокруг него, вокруг этой ясной и прямой силы было что-то, трудно передаваемое словами, дымка, тайна, загадочная недоговоренность, которая чувствовалась мной то больше, то меньше…» (Набоков В. В., с. 130). «Тайне его я не могу подыскать имени, но только знаю, что оттого-то и получалось то особое — и не радостное, и не угрюмое, вообще никак не относящееся к видимости жизненных чувств, — одиночество» (Набоков В. В., с. 131).

На ранней стадии развития, как отмечает Д. Узель, взаимосвязь между материнскими и отцовскими частичными объектами очень важна. «Материнские частичные объекты будут подавлять, поглощать и уничтожать все и вся, если они не будут сочетаться с отцовскими частичными объектами, призванными их уравновешивать и ограничивать… Если взаимосвязь оказывается неэффективной, то могут возродиться различные формы примитивной тревоги. В результате возникают очень распространенные фантазии изоляции частичных отцовских объектов» (Узель Д., 2005, с. 121).

Увлеченность детей 4-5 лет комиксами, мультфильмами о супергероях, воюющих со злыми силами, позволяет им символизировать особые отношения с отцом, которые складываются в этом возрасте. Отец может восприниматься в такой ситуации ненавистным соперником, но за этой ненавистью, как постулируется в психоаналитической теории, лежит зависть к родительской паре и чувство брошенности и исключенности из родительских отношений. Образ отца в начале младшего школьного возраста с позиций психоанализа во многом определяется фантазиями «семейного романа», имеющими своей психологической целью дистанцирование ребенка от родителей. Ребенок фантазирует, что его нынешние родители — не настоящие, что на самом деле он — приемный. В подростковом возрасте происходит возвращение к детским фантазиям, которые сталкиваются с реальностью, и родительский образ деидеализируется, «очеловечивается» (Тайсон Ф., Тайсон R, 1998).

В подростковом возрасте родительские репрезентации деидеализируются, критикуются, родители предстают несправедливыми, приносящими разочарование (Bios R, 1970). Подросток может ощущать внутренний раздор, отсутствие поддержки. Возрождается амбивалентность, создавая противоречия в мыслях, чувствах, поведении. Происходит внутренняя борьба между идеализированным образом родителя и не столь совершенным образом себя. Возможно даже разрушение, утрата внутреннего объекта, что сопровождается чувствами вины, одиночества, покинутости, как будто произошло внутрипсихическое убийство отца или матери (Тайсон Ф., Тайсон R, 1998).

В повести Г. Гессе «Душа ребенка» одиннадцатилетний мальчик страстно желает быть похожим на отца, восхищаться им, но одновременно и испытывает зависть к отцу, чувство ненависти к нему: «Мгновеньями я ненавидел его, со злорадством вспоминая, как он в дни, когда у него болела голова, пластом, бывало, лежал на своей низкой походной кровати, вытянувшись во всю длину, с мокрым платком на лбу, иногда постанывая. Я, видно, догадывался, что и ему, могучему, жилось нелегко, что и он, всеми почитаемый, знал сомненья в себе и страх. И тут же моя странная ненависть улетучивалась, ее сменяли сочувствие и растроганность» (Гессе Г., с. 138)… «Я вдыхал в этой светлой, прохладной комнате отцовский воздух, и передо мною отчетливо вставал образ отца, благоговение и бунт спорили в моем налитом тяжестью сердце» (Гессе Г., с. 137).

Переживание одиночества и утраты у подростка во многом напоминает печаль и скорбь взрослого, потерявшего близкого человека. Это состояние П. Блос называет эмоциональным и объектным голодом. Неудачи на этом пути могут отразиться на уровне эмоционального благополучия подростка (Bios R, 1970). К подобным выводам приходит и X. Кохут (2002). Он указывает, что при оптимальных условиях ребенок испытывает постепенное разочарование в идеализированном родительском объекте, что ведет, в свою очередь, к обретению устойчивых психологических структур, которые продолжают выполнять функции, ранее осуществлявшиеся идеализированным объектом самости. Однако если потеря идеализированного объекта происходит внезапно, ребенок не приобретает необходимой устойчивой внутренней психической структуры.

Отец и ребенок не всегда могут выразить друг другу всех своих, как правило, амбивалентных чувств, что приводит к все большему отчуждению, болезненному разрыву. Эта тема звучит в фильме «Возвращение» А. Звягинцева. К братьям-подросткам неожиданно возвращается их отец: на первый взгляд, холодный, жесткий и, порой, жестокий, безэмоциональный, грубый, непререкаемый, обесценивающий, непредсказуемый, директивный, закрытый — отец- мачо. «Откуда он взялся? Может он и не отец?» — спрашивает один из братьев, Иван. Действительно, как снег на голову появляется Он. Он спит на материнской кровати, он вводит свои правила, требует подчинения. Фактически отец становится незваным пришельцем из какого-то другого мира, которого очень трудно принять в свой собственный внутренний мир. Ни отец, ни его сыновья не могут выразить всех своих чувств по отношению друг к другу, что приводит к трагической развязке. Так состоялось ли возвращение? И если да, был ли в нем какой-то смысл?

Важно отметить временную спутанность, как будто действие развивается не только в плане реальности, но и во внутрипсихиче- ском плане. В самом начале фильма за кадром речного дна и застрявшей в нем лодки следует кадр ныряния с высокой вышки мальчиков- подростков: кто нырнет, тот не трус, смелый — мужчина. Фильм заканчивается тем, что лодка с телом отца идет на дно. Дети брали с собой в путешествие фотоаппарат; в конце зрителю показывают снимки, которые получились. Но ни на одном из них нет отца, кроме нескольких последних, где он изображен еще молодым! А был ли он вообще с ними? Может быть, все это и не происходило в реальности, а было своего рода погружением, нырянием вглубь себя, до самых глубин в поисках некоей трансцендентной отцовской функции и попытки ее обретения?

Важно отметить, что согласно приведенным в предыдущей главе фактам осуществление инвариантных аспектов отцовской значимости возможно и в ситуации отсутствия в семье отца, когда главную роль в формировании отцовского образа возьмет на себя мать ребенка или общество.

Например, гомеровская Пенелопа всегда рассказывала Телемаку о его отце: бесстрашном герое, любимом муже и мудром властителе. Одиссей был рядом с сыном с самого его рождения, но не физически, а в качестве внутреннего образа. Само знание, что у матери есть муж, которого она вводит в отношения с сыном посредством рассказов о нем, вещей, принадлежащих ему, содействует формированию образа отца, Третьего. Мать открывает ребенку отцовскую родословную. Она не ищет в нем замену отсутствующему мужу, но, наоборот, от его имени заявляет ребенку о наличии особых отношений между ней и мужем, в которых ребенку нет места. Ребенок, имея возможность общаться с другими мужчинами, может получить реальный опыт того, что такое мужские отношения, фантазируя далее, что так, по-мужски, с ним мог бы общаться и его отец, если бы был рядом. Ошибается Одиссей И. Бродского, когда обращается через время и пространство к своему сыну Телемаку: «Без меня ты от страстей Эдиповых избавлен и сны твои, мой Телемак, безгрешны». В противном случае Одиссея имела бы совсем другой финал.

Итак, образ отца рассматривается в современных психологических теориях как важная для психического развития ребенка и подростка структура, формирование которой начинается с рождения. Особенности отцовской репрезентации, формирующиеся в ранние годы жизни, оказывают существенное влияние на психическое развитие ребенка, а в подростковом возрасте образ отца деидеализируется и изменяется, приближаясь к реальности.

Источник

Сегодня будет большая и сложная тема! Помните, что в своей работе, своей практике я всегда встаю на сторону ребенка. Даже если этому ребенку уже 40 лет. Психосоматика закладывается с детства, и роль отца очень важна в жизни ребенка. Почему – разбираем дальше!

Начало отцовства

Естественно, отец является нечто большим, чем донором спермы. Однако это не означает, что сбрасывается со счетов важнейшая и универсальная часть «эффекта отца» – генетическая информация. В первую очередь, существует риск того, что от отца по наследству может передаться какая-либо болезнь, в связи с этим, если в отцовской семье было такое, то перед зачатием требуется консультация с врачом-генетиком.

Также есть эпигенетика – это изменения в деятельности генов, которые вызваны стилем жизни, окружающим миром и иными факторами извне. Ранее за переданные по наследству заболевания обвинялась мать. Но новейшие исследования доказывают, что возраст папы, его жизнь перед зачатием ребенка очень мощно влияют и на здоровье, и на судьбу его будущих детей.

«Эффект отца» – под этим понятием скрыты все достоинства присутствия отца в жизни ребенка.

«Отцу и ребенку достаточно быть вместе в течение минимального времени для проявления данного эффекта. Даже если смотреть телевизор вместе с ребенком, то для него это очень много значит», – отмечает специалист по детско-родительским отношениям Пол Амато (Университет штата Пенсильвания, США).

Детям необходим отец – доказано научно

Необходимость любящего и заботливого отца для роста и развития ребенка является не субъективным мнением, а объективным и доказанным фактом. Хотя большая часть исследований о родителях проводится, изучая материнскую роль, но в последнее время становится более понятна тема хорошего отцовства.

Исследования показывают, что, если папа принимает активное участие в воспитании ребенка, то снижается риск того, что дитя пойдет «по кривой дорожке» (не окончит школу, попадет в места не столь отдаленные) по сравнению с детьми, у которых отец вечно на работе или же он отсутствует вообще.

С позиции психосоматики отсутствие отца влияет на детей самым негативным образом. Девочки становятся жесткими, мальчики, наоборот, мягкими.

Ребенок, который близок с папой, не устремлен рано начинать половую жизнь, он вообще старается избегать риска, ведет себя адекватно по сравнению с теми, кто лишен отца. Воспитанный в хороших дружеских отношениях с отцом ребенок, став взрослым, как правило, устраивается на престижную работу, получает отличный доход, заводит крепкую семью. Жизнь такого ребенка складывается удачно. Помимо этого, дети ответственных отцов обладают хорошим уровнем IQ уже в три года и имеют меньше психологических сложностей на протяжении всей жизни.

Отцы нашего времени сами хотят принимать активное участие в жизни ребенка. Так было, конечно, не всегда. Взгляд на отцовство изменился сравнительно недавно.

Пятьдесят лет назад папы не заботились о своих детях

До 1960-1970 гг. отцы не поддерживали своих жен на родах и не заботились о новорожденных детях. Было такое мнение, что отец необходим для обучения уже подросшего ребенка ходьбе, далее игре в прятки, для обучения езде на велосипеде, плаванию. А возятся с младенцами пусть мамы, бабушки и няньки.

Но исследования, которые проводились в течение последних десятков лет, утверждают, что чем быстрее будет включенность отца в воспитание, тем лучше. Например, у отцов, которые активно вовлечены сначала в процесс беременности (консультации с врачами, УЗИ), а потом присутствуют на родах, изначально происходит установление особой сильнейшей эмоциональной связи с ребенком, продолжающейся всю жизнь.

Естественно, отец не ключевое звено, когда плод только развивается, после начального генетического вклада папы ждут появления на свет своих детей, но вынашивание и роды – стадия начала «эффекта отца», и это очень важно.

Ребенку важно качество времени, которое он провел с отцом

Повезло отцу, проживающему в одном месте со своим ребенком и каждый день посвящающему ему немного времени. Естественно, что такой отец больше влияет на ребенка, по сравнению с тем, которого постоянно нет дома.

Папам, живущим отдельно от детей, труднее исполнять свои обязанности и принимать активное участие в их воспитании. «Нужно писать, звонить, быть на связи, даже если вы далеко не рядом, ребенок почувствует заботу и то, что папа не забывает о нем», – говорит социолог Мэрси Карлсон (Университет штата Висконсин).

«Если на данный момент вы не можете сделать даже этого, то помогайте ребенку хотя бы финансово. В будущем это получит позитивное отражение на ваших отношениях», – рекомендует социолог.

«Включиться в воспитание и просто находиться рядом – это разные вещи. Детям важно не количество времени, которое они провели с отцом, а его качество», – утверждает Мэрси.

Ключевой фактор в воспитании – эмоциональное тепло в общении с ребенком. Если отец занимается детьми большое количество времени, но равнодушен к ним или ругается на них, то здесь нет ничего хорошего.

Отцы наделены уникальными способностями

Мужчины нередко задаются вопросом, зачем им уделять время и растрачивать энергию на младенца, который первые два года обо всем сразу же забывает. Необходимо понять ситуацию полностью.

Исследования доказывают, что если в первые месяцы папа присутствует в воспитании, то ребенок имеет очень много эмоциональных, социальных, интеллектуальных достоинств. Например, у малышей, отцы которых постоянно были с ними в возрасте одного месяца, выше IQ в один год.

Идентичные результаты были выявлены у недоношенных младенцев, о которых папы заботились со времени появления на свет, а еще у девятимесячных малышей, постоянно игравших с отцами.

После первого года жизни «эффект отца» выражается еще больше. Исследования доказывают, что регулярное участие отца в воспитании ребенка (кормить, играть, читать книжки) очень полезно для него.

Причем, вероятно, что у пап есть уникальные способности. К примеру, они эффективнее, чем мамы обучают детей плавать: наверное, потому что у отцов меньшая склонность к проявлению гиперопеки и нет страха рисковать.

Считается, что сыну папа нужен больше, и исследования подтверждают это. Мальчики, которые растут без пап, чаще имеют трудности в общении с окружающими, им сложнее завести семью.

Именно папы являются ключевым звеном в социализации детей. Огромное исследование (при участии 9000 человек) выявило, что смерть папы оказывает наиболее сильное влияние на сына, чем на дочь.

  • Детям очень нужны отцы. Не только сыновьям, но и дочерям.
  • Девочки подросткового возраста хотят тепло общаться с папой.

Большое количество исследований доказывает, что до того, как наступает подростковый период, «эффект отца» аналогичен для мальчиков и для девочек. Дети, чьи отцы принимали активное участие в воспитании, имеют много преимуществ по сравнению с теми, у кого не было отцовской вовлеченности в процесс развития. В начале пубертата папы неожиданно начинают много значить в сексуальном детском поведении.

Очень выражен данный феномен у девочек подросткового возраста. Если дочь и отец доверяют друг другу, то у дочери вряд ли ожидается ранняя половая жизнь, вступление в беспорядочные связи или незащищенные половые акты.

«Когда мы говорим о дочерях подросткового возраста, то в этом случае следует найти время, чтобы послушать их, поговорить об их проблемах, узнать, что для них важно, что происходит в их жизни. Это убережет девочек от большого количества опасностей», – рекомендует папам специалист по данной теме Даниэль Дель-Приоре.

Как быть хорошим отцом

Для этой цели необходимо делать много всего. Но ничего – невозможного!

  • Вести ЗОЖ еще до зачатия. Чтобы у ребенка был самый лучший, с точки зрения генетики, жизненный старт.
  • Проявлять заботу по отношению к матери при вынашивании и родах для наиболее раннего установления связи с ребенком.
  • Учиться игре и общению с малышом, даже если он ничего не запоминает.
  • Советовать дочке-подростку, что правильнее сделать в различных случаях.

Это всего лишь мелочи отцовского поведения. Важно не просто механическое выполнение всех научных рекомендаций, а реальное вкладывание в отцовство всей своей широкой души. Всегда нужно помнить, что ребенок постоянно наблюдает за папой и перенимает от него много всего.

Потому, все, что делает отец, очень много значит. То, как себя ведет папа, оказывает огромное влияние на то, каким человеком станет ребенок во взрослом возрасте.

Источник

Один отец значит больше, чем сто учителей.Д. Герберт

Фигура отца в психическом развитии ребенка

Зачем мальчику нужен папа?

Какая роль отведена ему в воспитании мальчика?

Мать и отец – являются самыми главными и незаменимыми людьми в жизни любого ребенка. Счастлив тот малыш, который растет в семье, где есть папа и мама, и которые находятся с ним рядом с самого первого момента его жизни.

К сожалению, неизбежные последствия социальной ситуации в нашей стране стали: возрастающая алкоголизация населения, в особенности мужского и катастрофическое снижение мужского авторитета.  В стране идет беспрецедентный рост числа разводов. Отсюда такой же рост неполных семей. Статистика говорит о том, что в неполной семье воспитывается каждый 7-й ребенок (до 18 лет). При этом не учитывается “несуществующая”, но наблюдающаяся статистика, когда отец живет в семье, но его как бы нет, пришел, когда дети уже спали, ушел, когда дети еще спали.

Эти факты показывают нам, почему фигура отца исчезает из социальной ситуации развития ребенка.

Нужен ли ребенку папа в действительности, если его все равно нет рядом?

Все та же статистика показывает, что 80%  детей от 8 до 15 лет желают, чтобы их папы бывали с ними больше времени.

Семья, в которой отец отстраняется от воспитания, страдает алкоголизмом, отсутствует или устраняется от воспитания малыша, обращаются за помощью к детскому психологу чаще всего.

А ведь значимость отцовской фигуры для гармоничного психического развития ребенка является одной из самых актуальных не только у нас, в России, но и во всем мире.

Отсутствие отцовской фигуры в семье связывают со многими проблемами современного человека. Эмоциональная нестабильность, анти социальное поведение, половая и полоролевая  диффузность. Возможно, это дорога к разным психическим нарушениям, вначале у подростка, и как следствие у взрослого.

Посмотрим на типичный образ русской семьи на протяжении последних веков: суровая мать-лошадь, ей нужны только работа и дети, и слабый безвольный отец-алкоголик, который когда не пьет, воюет на очередной войне. Участие отца в воспитании, не считая дисциплинирования ребенка, зачастую чисто символическое.

Таким образом, наблюдаются колебания в отношениях к отцу: от полного подчинения его воле, до игнорирования и пренебрежения им тесно связано с культурно-историческим контекстом.

Сегодня требования к современному мужчине, отцу усложнились: c одной стороны отец должен быть любящим и заботливым, с другой за ним сохраняется функция добытчика, здесь мы видим, что он не может при таких условиях проводить с ребенком много времени.

В сегодняшней ситуации мальчик имеет и относительно мало возможностей для собственных маскулинных проявлений, в виду того, что взрослые (прежде всего женщины) относятся к ним достаточно амбивалентно, мужские способы реакции на обиду или не предлагаются родителями  или обесцениваются ими. И получаем этакое «женское» воспитание. А ведь дети нуждаются в том, чтобы  чувствовать интерес к себе со стороны родителей, им нужны родительские любовь, признание, одобрение, доверие и поощрение автономии в поведении и эмоциях.

Наблюдения, которые можно почерпнуть из сегодняшней жизни – это «удобные мальчики». Соблюдающие  дисциплину в школе, имеющие удовлетворительные оценки, кажутся прилежными, хотя обычно инициативу не проявляют. Дома послушны, спокойны, однако практически не имеют друзей.

В работе с психологом у таких детей проявляются подавленные чувства стыда, страха, вины,  и, как правило, ненависть. С точки зрения школьного психолога зачастую можно услышать ответ – у него все нормально.

Зарубежным психоаналитиком Т.Лидза было описано пять видов взаимоотношений с отцом.

ü   Деспотичные и конфликтующие с женами

ü   Соперничающие с детьми за внимание со стороны жены

ü   Отчужденные и равнодушные

ü   «Неудачники», с которыми никто не считается

ü   Пассивные, полностью зависимые от своих доминантных жен

Такие отцы не создают условий для идентификации с ними у мальчиков, и поддерживают дисфункциональное поведение матерей.

Отечественная психология предлагает только одну модель взаимоотношений отец-ребенок  Б.И.Кочубея.

ü   Участие – на равных

ü    Участие -сверху вниз

ü   Пренебрежение – сверху вниз

ü   Пренебрежение – на равных (феномен отсутствующего отца)

Кроме мамы для ребенка необходим кто-то еще, третий без этого невозможно гармоничное развитие.

Мать-ребенок-отец.

Три необходимые и важные качества для отца:

ü   быть важным для матери и ребенка, 

ü   более удаленным, чем мать, 

ü   способным к восприятию ребенка.

Но именно мать открывает ребенку отца, она помогает представить его первоначально символически (так как отец часто отсутствует). Утверждается, что дети могут улавливать, порой бессознательно, чувство матери по отношению к ее супругу, отцу ребенка.

Отец дает необходимые для ребенка устойчивые и надежные отношения.

Проявляются они в игре, которая проходит совместно, ребенок-папа. Эти игры более непредсказуемые, яркие, шумные, более рискованные и опасные, чем игры с мамой. Папа, обеспечивая безопасность ребенка и одновременно чутко поддерживая его и стимулируя исследовательскую и познавательную активность в совместной игре, начиная с раннего дошкольного возраста, снабжает его новыми знаниями, дает советы, которые вобрали, и отражают его мужской опыт.

Это является важным дополнением к тому опыту, который он получает от матери.

Как отмечал З.Фрейд, присутствие сильного отца гарантирует сыну правильное решение при выборе объекта противоположного пола.

Если отец не доступен для общения, если он пассивен? У мальчика нарушается установление чувства мужественности. Такие мальчики могут преувеличенно демонстрировать свою силу, которая, как правило, говорит о его чувстве незащищенности, а не является доказательством его мужественности.

Что опять проявляется в работе психолога с ребенком.

Если важность присутствия мужчины необходима, то может ли это быть другой мужчина или это должен быть обязательно отец?  Важный аспект – что его связывает с матерью ребенка, ведь мужчина существует в семейном контексте, а не сам по себе. Прежде всего, это муж матери ребенка, это содействует развитию представлений о семейной иерархии. Здесь важно  принятие ребенком связи между новым родителем и мамой. Почему? В дальнейшем, это приводит к способности воспринимать себя во взаимоотношениях с другими.

На сколько же значим “биологический отец” по сравнению с приемным отцом? Здесь значение и знание отца – как родного человека. Знание ребенка об отце имеет важное значение,  знание как о человеке участвующем в зачатии,  так как это создает у ребенка представление о себе как о потомке двух родов. 

Необходимо это и для формирования представления о себе как о наследнике и продолжателе рода и фамилии.

Ошибки, которые совершают матери “присваивая” себе своих детей – они лишают их части родословной (словно у человека отнята половина тела).

Итак, отец разгружает закольцованные отношения между ребенком и матерью. Отец помогает открыть ребенку себя, помогает открыть иные, новые взаимоотношения, отличающиеся от взаимодействия ребенок-мать.

Когда отец уходит из семьи это непременно оказывает влияние на эмоциональное состояние и благополучие ребенка.

Однако если папа отсутствует в семье, это не обязательно является пагубным.

Качество супружеских отношений и качество отношений ребенок-отец взаимосвязаны, при этом качество отношений ребенок-мама почти не страдают это доказывают проведенные исследования. При плохих отношениях родителей страдает и психическое состояние ребенка.

Если отец оказывает поддержку, у мальчика в меньшей степени проявляются тревожность и депрессивность (включая подростков). Если же в отношениях отца и ребенка больше негативных эмоций, то такие дети в больше проявляют агрессию в школе.

Исследования показали, что взрослые пациенты с тревожными или депрессивными расстройствами характеризуют отца как не участвующего в воспитании, или подчеркивают его критическую позицию и жесткое обращение.

Так же из исследований следует, что негативная окрашенность отцовского образа выше у подростков, живущих без отца. Это может быть связано с выражением их обиды на отца, которого нет рядом, а как следует из теории привязанности, злость является естественной реакцией на нарушенную привязанность. Иногда эта негативная окрашенность является результатом влияния матери. (Вспомним, как отзываются об отце ребенка одинокие матери)

Было обнаружено, что отсутствие отца особенно пагубно отражается на полоролевом развитии мальчика. Мужские черты возникали медленнее, мальчики были менее агрессивными и более зависимыми. Выше о таком удобном типе мальчиков упоминалось.

Если в семье отец отсутствует, в Концепции ребенка будет отражаться, и доминировать в восприятии образ мамы (т.е. высокая степень идентификации с матерью). Однако при этом, отношения с мамой практически не оказывают никакого влияния на формирование гомосексуальной ориентации.

Плохие взаимоотношения с папой явились оказывающими влияние на формирование сексуальных предпочтений молодых людей.

Исследования доказывают, что мальчики ощущают большую близость с папой, если чувствуют его принятие. Проявляется склонность к типично мужским чертам, независимо  от степени маскулинности отца.

Еще одни исследования показывают, что важным фактором становления полоролевой идентичности является эмоциональная теплота отца, воспринимаемая как младшими, так и старшими подростками.

Хочется отметить что «теплое» отношение отца к ребенку возможно в условиях гармоничного супружества. Матери, неудовлетворенные своими мужьями не будут способствовать возникновению ситуаций, где отец мог бы быть вовлечен в дела ребенка и отношения с ним. (опять вспомним, как матери не дают видеться с ребенком отцу)

Если в семье практикуется жестокое обращение, постоянно случаются ссоры и конфликты между родителями, предъявляются завышенные требования к ребенку, игнорируются его нужды и потребности, психолог не должен ограничиваться работой с ребенком. Его профессиональный долг состоит в попытке исправить семейную ситуацию, в случае необходимости привлекая обоих родителей.

Можно только сожалеть о том, что многие детские психологи не ориентированы на работу с родителями и игнорируют тот факт, что помощь детям предполагает привлечение родителей. Нередко на первый план выходит работа с негативными родительскими репрезентациями.

Основная цель данной статьи, показать, что фигура отца играет уникальную роль в психическом развитии ребенка, и выполняет важные функции внутренней опоры и защиты, поддержания самоуважения и полоролевой идентификации и является важным фактором психического благополучия ребенка.

Жаль, что в рамки статьи невозможно вместить примеры из жизни и еще много полезной расширенной информации по этой же теме. Но надеюсь, что ваше понимание расширится, и может быть появятся, вопросы. Задавайте их на сайте.

Р.S. На написание данной статьи подтолкнули проблемы заявляемые клиентами и наблюдения, которые давно хотели во что-нибудь оформиться.

Записывайтесь 755-492 Viber или Whats/App +79025115492 

Профессиональный психолог Кузнецова Наталья 

Член Психотерапевтической Лиги России

В написании статьи использованы материалы авторов: Холмогорова А.Б. Калина О.Г. Дольто Ф. Тайсон Ф. Белл А.П. Мартин С.  

Источник