Фгос дошкольного образования 2014 о развитии ребенка

Конференция для педагогического и родительского сообщества

«Обсуждение механизма внедрения ФГОС  ДО в систему работы дошкольных образовательных организаций».

Доклад по теме

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – стандарт поддержки уникальности, самоценности и разнообразия  дошкольного детства».

                                                        Составлен

                                                        старшим воспитателя МБДОУ

                                                          детского сада №29 «Полянка» г. Павлово

                                                        Л.В. Шанц.

Декабрь, 2013год

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – стандарт поддержки уникальности, самоценности и разнообразия  дошкольного детства.

     С 1 сентября 2013 года система образования в Российской Федерации живет  в условиях нового закона «Об образовании». Впервые в законе зафиксировано, что дошкольное образование – является полноценным уровнем непрерывного общего образования.

     Это событие знаковое: именно дошкольное образование является особенно важным для формирования личности ребенка, его дальнейшей судьбы. Логичным продолжением,  такого решения является принятие федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования. Разработка федерального государственного стандарта дошкольного образования велась с 30 января 2013 года.

     В состав рабочей группы разработчиков входили  представители образовательного сообщества, научных институтов и общественных организаций. Группу возглавил Александр Григорьевич Асмолов – директор Федерального института развития образования, советник Министра образования и науки РФ, академик Российской Академии Образования, доктор психологических наук, профессор.  

     17 октября 2013года вышел Приказ Министерства и Науки РФ №1155 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ”. Признаются утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

  • от 23 ноября 2009 г. № 655 “Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299);
  • от 20 июля 2011 г. № 2151 “Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный № 22303).

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

По словам А.Г. Асмолова, ФГОС   обеспечивает  государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.

     Стандарт дошкольного образования появляется в нашей культуре и жизни впервые. Разработчики называют его «стандарт поддержки разнообразия детства». Самоценность детства – рассматривается  как период жизни человека  значимый сам по  себе,  без  всяких  условий;  значимый тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем,  что  этот  период  есть   период подготовки к следующему периоду, как мы раньше рассматривали: подготовки к школе. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Как сказал  Александр Асмолов «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа – к ребенку». При этом работа по обеспечению равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу заключается не столько в целенаправленной подготовке к школьному обучению дошкольников 6–7 лет, сколько в создании условий для общего развития ребенка на протяжении первых семи лет жизни, одним из результатов которого является полноценная готовность к школе. Это предполагает доступность для всех детей от 2месяцев до 8 лет качественного дошкольного образования вне зависимости от социального  статуса семей и территории проживания.

     В первой главе «Общие положения» ФГОС определено, что главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка. В детском саду  ребенок впервые сталкивается с так называемым “общественным” взрослым (воспитателем), с которым ему нужно выстраивать отношения. Именно  здесь формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки — поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Отсюда и  одна из важнейших задач дошкольного образования  —  введение ребенка в мир культуры, приобщения к окружающему социальному миру: семьи, общества, государства, социокультурным ценностям нашего народа.

     Согласно стандарту, педагог должен учитывать индивидуальные и личностные особенности ребенка и выстраивать для него индивидуальный вектор развития, то есть найти такое содержание, такие способы, методы и приемы, с помощью которых он поможет ребенку развиться, открыть какие-то его  способности, преодолеть проблемы, сформироваться личности ребенка, как носителя ценностных установок современного мира.

Стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

     С выходом стандартов дошкольного образования детские сады получили право самостоятельно разрабатывать и утверждать свои образовательные программы с разной продолжительностью пребывания детей в организации, для Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет.

     ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента требований:

  1. К структуре Программы и ее объему.
  2. К условиям реализации Программы.  
  3. К результатам освоения Программы.   

     Структура образовательной программы ДОУ включает описание соотношений части обязательного образовательного минимума – 60% и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений -40%.

    В данное время авторами комплексных программ, в соответствии с ФГОС создаются примерные образовательные программы дошкольного образования. Впервые они определяются как программы психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программы обучения детей. Содержание этих примерных программ будет  учитываться дошкольным учреждением при разработке своей образовательной программы в обязательной ее части, которая  и составит 60%  Программы. В части  Программы формируемой детским садом – это 40%,  Стандарт ориентирует на  выбор тех  развивающих технологий, методик,  парциальных образовательных  программ или разработку самостоятельных авторских, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива (в познавательном, художественно–эстетическом, физическом, социальном развитии), включая коррекционную работу или инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.  

     Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

    Социально-коммуникативное развитие.   Развитие общения  и  взаимодействия  ребёнка  со    взрослыми и сверстниками;  становление  самостоятельности,  саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,  эмоциональной  отзывчивости,  сопереживания,    формирование готовности  к  совместной  деятельности  со  сверстниками,   формирование уважительного отношения и чувства  принадлежности  к  своей  семье  и  к сообществу детей  и  взрослых;  формирование   позитивных установок к различным  видам  труда  и  творчества;  формирование   основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

     Познавательное  развитие  предполагает  развитие  интересов   детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе,  других   людях, объектах окружающего мира,  о  малой  родине  и   Отечестве, о  планете  Земля  как  общем  доме    людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

      Речевое развитие включает владение речью как  средством  общения  и культуры; знакомство  с   книжной   культурой,   детской литературой,  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

    Физическое развитие включает развитие  таких  физических    качеств, как координация  и  гибкость;   способствующих   правильному     формированию опорно-двигательной системы организма; развитию равновесия,   координации движений, крупной и мелкой моторики; формирование     начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение  подвижными  играми  с правилами; становление  ценностей  здорового  образа  жизни,    овладение его элементарными нормами  и  правилами  (в  питании,  двигательном   режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

     Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего». Игра – основный вид деятельности ребенка дошкольника, поэтому  многие методики и технологии сейчас пересматриваются и переводятся с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой и осуществляться в основных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная, двигательная.

     Каждым дошкольным учреждением в образовательной программе будет разработан Дополнительный раздел Программы, который будет являться краткой её презентацией. Краткая презентация Программы будет ориентирована   на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

     В третьем разделе ФГОС дошкольного образования «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»   даны ориентиры обеспечивающие эффективность ее реализации и качество работы с детьми. Это требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям , а также к развивающей предметно-пространственной среде, в которых должна реализовываться программа образования  ДОУ.

Новый стандарт – это стандарт вариативности образования в условиях «разнообразия детства», и основная задача детских садов – создавать условия, при которых  дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развитым  и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

     Любой стандарт   предполагает какой-то результат. Так вот таким результатом, подчеркивают разработчики,  должна  стать  социализация детей. Не образовательный результат, а именно формирование у ребенка жизненно важных  базовых ценностей культуры  мира.

Особое внимание  должно уделяться развитию мотивационной сферы  (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем?, почему?,  желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация  достижений, гордость за свои достижения и т.п.)

     Татьяна Волосовец, один из разработчиков ФГОС, директор федерального государственного научного учреждения «Института психологических проблем детства» Российской академии образования, кандидат педагогических наук говорит:  “Стандарт дошкольного образования нацелен именно на общее развитие ребенка, на развитие его личностных качеств. На то, чтобы ребенок стал добрым, внимательным, ласковым к своим родителям, внимательным ко всему окружающему в том числе и к природе, чтобы ребенок мог общаться со своими друзьями и в том числе с окружающими его взрослыми.” Стандарт дошкольного образования, в отличие от других, не является основой для оценки деятельности и подготовки обучающихся. Также его освоение не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации.

      “Стандарт не нацеливает детей и взрослого на получение какого-то жесткого результата. Мы сейчас говорим о проживании ребенком детства как этапа его развития. Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет”, — добавила Волосовец.  Стандарт  дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка.

        ФГОС дошкольного образования  вводится поэтапно до 2016 года. Этого времени   достаточно для подготовки соответствующих условий, разработки образовательных программ, переподготовки воспитателей.   

     Автор Стандартов А.Г. Асмолов говорит «Стандарт писался достаточно сложно. Обычно такие документы излагают сухим канцелярским языком. На этот раз мы старались писать по-другому – понятнее и четче. Чтобы прочесть его смог не только чиновник, но и родители».

      На сегодняшний день, главными  задачами, для педагогического и родительского сообщества, становится изучение Стандарта дошкольного образования, создание образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС, предоставление родителям возможности ознакомится с Программой  для дальнейшего совместного обсуждения вопросов, связанных с  её реализацией.

      Таким образом, хочется подвести итог и сделать следующий вывод:  Стандарт указывает на то, что – пребывание в детском саду   обеспечивает всестороннее личностное развитие ребенка, открывает возможности для его позитивной социализации, развития инициативы  и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.

Источник

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.

Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года

         Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

         Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт образования (далее Стандарт) представля6ет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию

          Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа)

          В основе ФГОС заложены следующие основные принципы:

– поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без  сяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

– личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей,

– уважение личности ребёнка,

– реализация Программы дошкольного образования в формах специфических для детей дошкольного возраста.

В ФГОС дошкольного образования учитываются:

– индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья,

– возможности освоения каждым ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Основные принципы дошкольного образования:

– полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;

– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка; при котором см ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

– сотрудничество ДОУ с семьёй;

– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

– формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;

– возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

– учёт этнокультурной ситуации развития детей

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

– повышение социального статуса дошкольного образования;

– обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

– обеспечение государственных гарантий уровня  и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

– сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования

Стандарт направлен на решение следующих задач:

– охрана и укрепление психофизического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

– обеспечение преемственности   целей, задач и  содержания образования , реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

– создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурых ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

– обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования;

– формирование социокультурной среды соответствующей возрастным и индивидуальным, биологическим и физическим особенностям детей;

– обеспечение психолого- педагогической  поддержки семьи, повышение компетентности семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Стандарт является основой для:

– разработки Программы;

– разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее-примерные программы);

– разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

– объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта;

– формирование содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а так же проведения их аттестации;

– оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Стандарт включает в себя требования к:

– структуре Программы и её объёму;

– условиям реализации Программы;

– результатам освоения Программы

Требования к условиям реализации Программы:

– требования к психолого-педагогическим условиям;

– к кадровым условиям;

– материально-техническим условиям;

– финансовым условиям;

– к развивающей предметно-пространственной среде

Указанные требования направлены на создание ситуаций развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

– гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

– обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

– способствует профессиональному развитию педагогических работников;

– создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

– обеспечивает открытость дошкольного образования;

– создаёт условия для участия родителей в образовательной деятельности

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

– уважение взрослых к человеческому достоинству детей;

– формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

– использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям;

– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

– поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу;

– поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

– возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

– защита детей от всех форм психического и физического насилия;

– поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность

При реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей:

– оценка индивидуального развития ребёнка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики с целью изучения индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий.

     Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

– индивидуализация образования ( в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или для профессиональной коррекции особенностей его развития);

– оптимизация работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития, т.е. выявление и изучение индивидуальных психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты – педагоги-психологи. Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения, проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1. Обеспечение эмоционального благополучия через:

– непосредственное общение с каждым ребёнком;

– уважительное отношение к каждому ребёнку, его чувствам и потребностям;

2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

–  создание условий для свободного  выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

– создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

– недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности (игровой, проектной, познавательной и т.д.);

3.Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

– создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а так же имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

– развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

– развитие умения детей работать в группе сверстников.

4. Построение вариативного развивающего образования через:

– создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

– организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

– поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

– оценку индивидуального развития детей.

5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Должна быть:

– содержательно- насыщенная,

– трансформируемая,

– функциональная;

– вариативная,

– доступная,

– безопасная

Требования к кадровым условиям реализации программы

     Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей работников образовании утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года № 761, с изменениями, внесёнными Приказом Министерства здравоохранение и социального развития РФ от 31 мая 2011 года № 448

Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:

требования, определяемые в соответствии с СанПиН;

– требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

– требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей;

– оснащённость помещений развивающей предметно-пространственной средой;

– требования к оборудованию, оснащению учебно-методическими комплектами.

Требования к финансовым условиям реализации Программы

Финансовые условия реализации Программы должны:

– обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

– обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность и индивидуальность траекторий развития детей;

– отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а так же механизм их формирований.

Требования к результатам освоения Программы

Требования стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе уровня завершения дошкольного образования.

Источник