Фазы развития ребенка по штайнеру
- Дошкольник совершенно открыт всем впечатлениям и учится путем подражания своему окружению. Самое важное, что мы можем дать с собой в жизненный путь растущему человеку, это чувство уверенности, доверия, защищенности, чувство, что он желанен в этом мире, получая от людей любовь и тепло.
Надежность и доверие возникают из твердого жизненного ритма и из последовательности в обращении с ребенком. Словом, ребенку должно быть сообщено основное чувство, что мир хорош.
- Фаза после первого вытяжения и смены зубов, то есть школьный возраст, характеризуется большею замкнутостью ребенка. Ребенок более интенсивно живет внутренней жизнью и познает в мышлении, чувствовании и волении свои собственные духовные способности. Он делает это в силу своей фантазии, он живет теперь как в маленьком саду за высокой стеной и строит там свой собственный мир, где он может уже совершить все то, на что он в реальной жизни пока не способен. Эта детская фантазия является основой, на которой в будущей социальной и профессиональной жизни разовьются творческие способности.
Кто в этой фазе не умел фантазировать и мечтать, у того в будущем будут отсутствовать непосредственность и разносторонность в отношениях с людьми. Чисто интеллектуально ориентированное преподавание убивает фантазию и готовит людей, которые в будущем будут одиноки и должны будут то и дело ощущать неспособность к подлинному контакту. Слабость контактов приняла у нас почти эпидемические масштабы. Художественное преподавание, творческая игра и рассказы родителей способствуют подвижности психических способностей и являются питательной почвой оригинальности и непосредственности.
Во второй фазе ребенок должен прийти к убеждению, что мир полон радости и полон красоты. При этом красота имеет для ребенка совсем другое значение, чем для взрослого. Те чаще всего неспособны понять красоту отдельного маленького жука, листа или гальки.
- В третьей фазе, половой зрелости и юности, происходит большой прорыв в реальную жизнь. Уже в период, предшествующий половой зрелости, детский мир, обнесенный забором, вскрывается, и молодой человек сталкивается с действительностью, часто враждебной. Следствием этого открытия детского мира является одиночество в период половой зрелости; чувство, что тебя никто не понимает, и тенденция поклонения более старшим.
В фазе юности (начинается примерно в 16-17 лет) задача молодого человека найти свое отношение к миру (хотя бы временное).
Здесь начинаются поиск образа мира, интерес к религии и политические пристрастия, которые в этом возрасте часто имеют еще религиозный характер. И наконец, происходит выбор места учебы и профессии (по крайней мере, у молодых людей, которые могут развиваться нормально). Фактически здесь пробуждается поиск истины: как в действительности обстоит дело с «миром»?
Уже для Платона истинное, прекрасное и доброе относится к основам человеческого бытия. Они должны иметь возможность развиться в молодости, чтобы позже перерасти в мудрость, мораль и творчество. Это развитие зависит не от внешней благотворительности, а от внутренней полноты.
По книге Ливехуда «Кризисы жизни. Шансы жизни»
Источник
Вальдорфская методика (педагогика) или методика Штайнера, была разработана около ста лет назад в Германии создателем «духовного течения» — антропософии. Ее автор австрийский философ, эзотерик, оккультист, ясновидящий и мистик Рудольф Штайнер.
На основе чего строится вальдорфская педагогика? На основе религиозно-мистических воззрений ее автора. Если говорить кратко, то эти воззрения как минимум не научны. Эфирным и астральным телам не место в светском образовании. На периодизацию и знания о ребенке того времени, он нанизывает свою философскую концепцию. Которая не подкрепляется научными доводами, а строиться только на абстрактных рассуждениях автора. Из такого суррогата и получается вальдорфская педагогика, со своей терминологией и метафорами. Насколько сильно в реальных классах проповедуются идеи Штайнера, зависит от каждой конкретной школы.
Чтобы не быть многословными и понять, как мыслит автор методики, приведем пример объяснения Штайнером психики и способностей ребенка:
«До 10 лет ребенок не в состоянии понять реальную связь причины и следствия. Он не понимает эти слова, потому что он ощущает свой костяк только через посредство мускульной системы. После 11 лет костная система получает способность непосредственного контакта с внешним миром. Она начинает господствовать над мускульной системой и через нее вводить в душевное и духовное существа ребенка элементы, свойственные ее собственной природе. Вследствие этого он может теперь получить подлинное и живое понятие об отношениях причинности, об отношениях силы, о механике и динамике мира. Он приобретает чувство геометрических форм, горизонтали, вертикали и так далее».
Вот так, ребенок не понимает связь причины и следствия в 10 лет, потому что не ощущает свой костяк. Но в 11 лет он приобретает чувство геометрических форм и все ему становится ясно.
Возрастная периодизация Штайнера
- До шести лет — фаза имитации — дети учатся через примеры, копируя других, при помощи практической деятельности.
- 7-14 лет (в 7 лет рождается эфирное тело) — фаза воображения — дети учатся с помощью искусства и творчества, через следование авторитету (учителю). Развивается фантазия и память.
- 14 лет и старше (в 14 лет рождается астральное тело) — происходит эмоциональное взросление и развитие интеллекта, у ребенка появляются абстрактные понятия, он познает основы этики и социальной ответственности.
Особенности педагогики Штайнера в школе
Вальдорфская педагогика сильно отличается от традиционной. Она представляет из себя единую систему «детский сад – школа». В которой нет оценок, они заменены на педагогические характеристики в конце года. Также нет и учебников (но есть рабочая тетрадь, где отражается опыт ученика), а знания не являются целью обучения. Учебников конечно же нет в классической версии методики, но в реальных школах ближе к ЕГЭ все обзаводятся учебниками, и как правило репетиторами. Также в школах нет цифровых устройств (компьютеров, проекторов и т.д.)
До 8 класса детей всем предметам обучает один и тот же учитель. Представим, что основной учитель немного фанат философии Штайнера и познает мир через духовное и чувственное, какое в этом случае образование он даст ребенку? Данная методика, подразумевает множество рисков.
Что же тогда дает школа ребенку? Прежде всего общение, приобщение к труду и художественная практика.
Дети начиная с детского сада занимаются художественной деятельностью: рисованием, лепкой, подделками, значение придается всему, что можно делать руками. Большое внимание уделяется чувственному познанию, часто взамен интеллектуального. Все это происходит через сказки, истории, музыку, танцы, театр. Основной акцент приходится на развитие интуиции и воображения, на умение фантазировать и творить. Большая часть методики строится не на рациональном познании мира, а на чувственном.
Чтение и математика начинается ближе к 9-10 годам (сейчас многие российские вальдорфские школы отходят от классического учения, и начинают вводить их раньше, как того требуют родители).
Интеллектуальная составляющая обучения приходит, когда ребенку исполняется 12 лет. Тогда же начинаются естественно-научные школьные предметы.
Модель построения уроков
Предметы в вальдорфской школе преподаются блоками, или эпохами, которые длятся по три-четыре недели. Содержание главного урока составляет какой-либо из основных школьных предметов: родной язык, арифметика, история, физика, химия, биология, геология, геометрия и другие.
Иностранные языки (обычно два) изучают уже с первых классов. Вначале устно, потом и письменно.
Как мы уже сказали, много времени отводится под уроки творческой направленности: музыка, различные искусства (рисование, стихи и пр.) и ремесла.
Отдельно стоит отметить физические упражнения и эвритмию. Эвритмия — это звук, выраженный в движении. Дети прыгают или танцуют, стучат палками и проговаривают стихи, или поют различные звуки алфавита.
Вальдорфский детский сад
Но вернемся к дошкольникам. Чем же вальдорфский детский сад отличается от обычного государственного?
Как мы уже описывали выше, у детей до шести лет (по Штайнеру) — фаза имитации, когда они учатся через примеры, копируя других. Роль примера берут на себя взрослые, в детском саду это воспитатели. Дети всячески подражают воспитателю, который является абсолютным образцом поведения. Так воспитатель может подавать пример работы в хозяйстве, что побуждает детей помогать ему, например: вытирать пыль, накрывать на стол, работать в саду и т.п.
Вальдорфская система не ставит перед собой задачу научить ребенка знанию, которое пригодится ему в будущем. Она дает ему возможность научиться тому, что принесет пользу уже сейчас. Поэтому задача воспитателя – помочь ребенку раскрыть свой творческий потенциал, не прибегая к внешнему навязыванию знаний. Это снимает с ребенка обязанность взрослеть и накапливать специальные умения (чтение, счет) раньше школы, что позволяет оставаться в мире фантазий и игры максимально долго.
Как и в системе Монтессори, в вальдорфском детском саду нет обязательных занятий, которые есть в государственном. Детей не усаживают в круг или за парты, не пытаются в организованной форме привить какие-либо знания. Большую часть дня дети занимаются свободными занятиями: рисованию, лепке, аппликациям, песням и стишкам, играм на свежем воздухе (в том числе игры с водой или песком), ролевым играм, действиям с природными материалами (гончарный круг, сами делают игрушки) и т.п.
Классическая вальдорфская методика стремится привести детей ближе к природе, связать ее с реальной жизнью и практикой. Так дети могут пробовать заниматься выращиванием растений, плести корзины, что-то строить или даже печь хлеб.
Еще одна особенность данной методики — в ней нет готовых игрушек (особенно из пластмассы и с элементами электроники), и дети совместно с воспитателями должны создавать их самостоятельно. Основу игрушек составляют природные материалы, которые иногда можно собрать прямо на прогулочной площадке: различные производные от деревьев (ветки, желуди, листья и т.п.), солома и травы, натуральные ткани, краска (от цветов, растений) и т.д. Все это формирует у детей воображение и развивает творческие способности, что создает базис для будущего освоения более сложных форм мышления (логического и абстрактного).
Критика вальдорфской школы
В современном мире вальдорфская методика переживает кризис адаптации, и ей все чаще приходиться отходить от классических постулатов. Школьная программа все больше усложняется, требуя не только учебников (которые не предусмотрены методикой), но и цифровых устройств, а также более интенсивного изучения естественных наук. Если ребенок заинтересован в естественно-научных предметах, то ему приходиться нанимать репетиторов, чтобы удачно поступить в вуз.
Хорошо ли отсутствие оценок? В идеальном обществе, наверное — да. Но детям приходиться по окончанию школы поступать в вузы и выходить в реальный мир. Где будут не только оценки их работ и знаний, но и оценки их самих. Когда же ребенку лучше столкнуться с системой оценивания? В обычной начальной школе, когда его психика активно формируется и адаптируется, или в 18 лет в вузе? Всегда нужно помнить, что главная задача родителей, способствовать социализации ребенка и его интеграции в мир людей.
Хотя методика и ставит перед собой цель развить полноценную личность, в ней существует большой перевес в сторону художественного и гуманитарного знания. Такой перевес происходит за счет сокращения естественно-научных знаний, которые составляют основу мышления взрослого человека. Школьные педагоги откровенно говорят, что ученики переходящие из вальдорфской школы в обычную, часто имеют пробелы в знаниях и проблемы с адаптацией.
Родители преимущественно выбирают вальдорфскую школу не за ее качества, а как избегание государственной школьной системы, со всем ее бюрократизмом, нагрузкой и иногда жестокостью. Но правильный ли это подход для ребенка? Вальдорфские школы частные и за них приходиться платить, не лучше ли родителям поискать стандартную школу (государственную или частную) более высокого уровня и с более сбалансированный моделью обучения. Ведь ребенку все равно придется войти в стандартную модель обучения рано или поздно.
Если вы боитесь, что ребенок проникнется философским учением вперемешку с религией, то вы правильно боитесь. Ведь основу вальдорфсокй педагогики составляет религиозно-мистическое учение Штайнера — антропософия.
Мы не можем посоветовать данную методику для использования. Да, в ней есть здравое зерно, которое выражается в гуманном подходе к процессу учебы и ученикам. Но такой подход предлагают и многие другие частные школы, в которых не будет религиозно-философского учения и псевдонаучности.
Насколько же Вальдорфская педагогика отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?
Источник
О методике раннего развития ребёнка Р. Штайнера
«Искусство воспитания — живое искусство; педантизм и формализм во всех видах должны быть из него изгнаны. Воспитание становится настоящим искусством, если учитель становится художником. Решающим в деле образования и воспитания являются не методики и технологии, а сам человек, способный вдохнуть живой дух и душу в преподаваемый материал».
Р. Штайнер.
Еще один педагог, занимавшийся развитием детских талантов, был Рудольф Штайнер.
Его педагогика получила название по названию фабрики Вальдорф-Астория при которой он открыл детский сад, где воплощал в жизнь принципы своей педагогической системы. Эта система получила название антропософии. Главная идея Штейнера заключается в том, что в маленьком человеке уже заложено духовное, высшее начало, определяющее его индивидуальность и уникальность. Значит, главная задача воспитателя, родителя — способствовать раскрытию всего того, что в малыша заложено природой. Штайнер считал, что образование и воспитание должны быть гармоничными. Их цель — сохранить личность ребенка, его неповторимую индивидуальность. Ребенок должен стать разносторонне развитой личностью, в которой равноценными будут интеллектуальная, эмоциональная, духовная, социальная, физическая составляющие. У каждого малыша свой темп развития, ему предстоит пройти весь тот путь, который прошло человечество от эпохи дикости до современного цивилизованного общества Воспитание как процесс вмешательства в жизнь ребенка Штайнер считал самым пагубным занятием. Представления Штайнера совершенно не схожи с другими педагогическими методиками. Педагог считал, что в раннем возрасте малыш должен познавать мир через систему практических, а не теоретических действий. Штайнер считал, что ранее интеллектуальное развитие малыша вредит ему, подавляет его волю, фантазию, отбивает охоту к самостоятельным поступкам. Штайнер был убежден, что все знания, которые ребенок получает, должны быть им прочувствованы, осознаны. Механическое заучивание не может принести пользы, а вот то, что окрашено эмоциональным переживанием пригодится в жизни. Поэтому главными предметами в вальдорфской школе у детей дошкольного возраста являются не математика и чтение, а театральное искусство, обучение ремеслам, ритмические упражнения под музыку, игра на народных инструментах. Абстрактные символы (буквы и цифры) отдаляют от действительности, а ранее интеллектуальное обучение ослабляет жизненные силы малыша. Развитие мыслительной сферы нужно начинать только тогда, когда малыш эмоционально готов познавать мир. По мнению последователей Штайнера, происходит это, лишь когда «все молочные зубы сменятся на постоянные», примерно в 12 лет. Сторонники вальдорфской системы воспитания считают, что радио, кино и телевидение до определенного возраста вредят ребенку, способствуют его раннему взрослению.
В воспитательной теории Штайнера особое отношение к оцениванию достижений ребенка. Педагог считал, что ребенка не стоит оценивать вообще. Любая оценка (положительная или негативная) может помешать естественному развитию малыша, она может стать формой давления на ребенка. В этом случае ребенок будет что-либо создавать, действовать не ради самого действия, а ради оценки взрослого или педагога. Главное в развитии ребенка — сам процесс действия, выполняемое им дело. Малыш должен быть окружен любовью и доброжелательностью, такая атмосфера позволяет раскрыться лучшим душевным качествам ребенка.
Каким же способом учить малыша что-либо делать? Одним из методов, по мнению, Штайнера является совместная деятельность, работая рядом с педагогом или родителем, ребенок вдохновляется, подражает ему. Исходя из этого на воспитателя (учителя или родителя) возлагается очень большая ответственность. Взрослый должен своим поведением, своими действиями стать примером для подражания, вызвать интерес к этой деятельности, побудить малыша к собственной деятельности. «Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам — это и есть нормальное состояние ребенка», — говорил Рудольф Штайнер. Обучение и воспитание детей раннего возраста строится прежде всего на подражании. Поэтому главное место в системе воспитания Штайнера занимает взрослый человек (родитель, воспитатель или учитель). Он должен быть достойным подражания, всегда помнить о том, что его поведение, его поступки копируются ребенком. Взрослый — авторитет для ребенка, и в то же время он не должен давить своим авторитетом. Малыш сам выбирает, в какие игры ему играть, какие книжки читать, какие сказки слушать.
Чем же Штайнер предлагал заниматься с детьми, если был противником раннего чтения, письма и математики? На занятиях в вальдорфской школе дети занимались творчеством: народными танцами и песнями, рисованием, лепкой, драматическим искусством (причем один день целиком посвящен живописи, другой — лепке, третий — кукольному театру). Последователи Штайнера создали специальный вид деятельности — эвритмию — искусство движения. Дети вместе с педагогом под музыку через движение и жесты выражают настроение, общаются, передают музыкальную гармонию, пересказывают сюжеты известных народных сказок, стихов. Еще одним изобретением вальдорфских педагогов стали музыкальные игры-хороводы — «райгены». Такие игры проводятся со всеми детьми ежедневно. В основе такой игры любой сюжет (например, «Сажаем деревце»), и все дети выполняют характерные движения, изображающие процесс посадки деревьев: лопаткой выкапываем ямку, сажаем деревце, присыпаем землей, поливаем из лейки. Главное, что детям не навязываются никакие шаблоны. На уроках они рисуют, лепят на свободную тему, без определенных правил. Любопытный момент, малышам выдают три основные краски: красную, желтую и синюю, а все остальные оттенки и цвета ученики создают сами, смешивая и разбавляя краски. В детских садах, работающих по вальдорфской методике, нет готовых игрушек. Все создается детьми и воспитателями из натуральных материалов (дерево, шерсть, бумага, натуральные ткани, солома). Главная задача игрушки — будить фантазию, воображение ребенка. Игрушки становятся индивидуальными. Например, девочке дается деревянная болванка куклы, лицо рисует сама владелица игрушки. Какой будет кукла: грустной, веселой, — зависит от сюжета игры, от хозяйки игрушки. Потому же ребенку не выдается готовая кукольная одежда, вместо этого — набор разноцветных лоскутков, которые могут превратиться и в плащ, и в роскошное платье, и в одеяльце.
Еще одним принципом методики Штайнера является четкий, постоянно повторяющийся и соблюдающийся распорядок, ритм. Постоянство создает у ребенка чувство защищенности и спокойствия, ритм приучает к порядку. Этот ритм организован по принципу выдоха-вдоха, один вид деятельность четко сменяет другой. Выдох — самостоятельная деятельность малыша, вдох — занятие со взрослым. На выдохе малыш выражает себя, проявляет собственную волю через активность, а на вдохе получает какой-то опыт от взрослого, усваивает его.
Большая роль в воспитании отводится проведению народных праздников, дней рождений. Подготовка к этим праздникам позволяет задействовать все формы деятельности малышей (изготовление костюмов, декораций, подарков, придумывание сценариев и поздравлений). Важная идея педагогики Штайнера — связь изучаемого с жизнью, научные знания и применение их на практике, получение знаний опытным путем.
Поэтому много внимания отводится домашним занятиям (приготовлению простых блюд, уборке, сервировке стола) и обучению ремеслам. На занятиях малыши совместно мастерят кукол, лепят фигурные свечи из воска, Плетут корзиночки, сами создают декорации для своих спектаклей и концертов.
Отношения в коллективе являются очень важным элементом педагогики Штайнера. Воспитатели должны поддерживать доброжелательность в детском коллективе, пресекать всякую агрессивность, дух соперничества. Детям внушают мысль об их личностной уникальности, самоценности. Один силен в пении, другой — в рисовании, третий замечательно сервируют стол. Дети внимательно прислушиваются друг к другу, но при этом имеют свою точку зрения и могут ее отстаивать.
Итак, что нужно помнить родителям, желающим последовать рекомендациям Штайнера? Во-первых, у каждого возраста есть свои возможности, которые нужно использовать, дать раскрыться с наибольшей полнотой. Опережающее развитие, забегание вперед наносят малышу вред. «Детство должно быть детством, а не подготовкой к взрослой жизни».
Малыши должны воспитываться и развиваться на сказках, легендах. Про каждое растение, животное или явление природы нужно придумывать истории, позволяющие придать им образность, очеловечить, оживить (например, придумать диалог между солнышком и растением, молнией и громом, коровой и травой). Когда информация окрашена эмоционально, образна, тогда ребенок воспримет ее гораздо лучше, усваивает ее не только на рациональном уровне (разумом), но и на эмоциональном (душой). Как можно чаще и больше нужно рассказывать ребенку сказки, легенды и мифы, народные сказания, загадки, поговорки и пословицы. В дошкольный период нужно как можно больше внимания удивлять художественному, эстетическому воспитанию. Очень полезны занятия по рукоделию (и мальчикам тоже), освоение каких-нибудь посильных возрасту ремесел (без деления на мальчишечьи и девчачьи занятия).
Учить писать и читать ребенка нужно, тоже подключая фантазию и воображение. Например, при обучении письму можно использовать рисование. Можно под музыку в определенном ритме проделывать движения, имитирующие написание каких-либо букв в воздухе. Можно на полу нарисовать огромные буквы и предложить малышу «бегать» по линиям и закорючкам букв. Такие занятия хорошая подготовка к дальнейшим урокам чтения и письма. Главное — избегать оценивания, тем более негативных замечаний или сравнений в пользу более успешных детей. Каждый малыш развивается в силу своих способностей, своими темпами, сообразно своей индивидуальности. На всех занятиях необходимо экономить силы ребенка. Это требует большой подготовительной работы от родителей. В небольшой временной промежуток необходимо вложить определенное знание. Для изучения чего-либо нужно использовать метод, предложенный в школе Штайера, — «Изучение блоками или эпохами». В течение нескольких недель, например, заниматься изучением музыки, в следующие несколько недель заняться рисованием и т. д. Занятия лучше всего проводить утром, именно это время, по мнению Штайера, «наиболее благоприятно для развития интеллекта». Информацию на занятиях лучше всего выстраивать по следующей схеме: интеллект (научные знания); эмоции (творчество — музыка, живопись), иностранные языки; физические занятия и труд (рукоделие, занятие ремеслами), физическое воспитание. При объяснении нового материала в начале урока хорошо провести ритмические игры и упражнения под музыку, для совсем маленьких — пальчиковые игры, хороводы. Затем нужно вспомнить материал предыдущих занятий и только после этого приступать к усвоению чего-нибудь нового. Малышу нужно зарисовать, как-то изобразить то, что он услышал на занятиях.
Конечно, есть у этой методики спорные моменты. Например, излишняя религиозная насыщенность программы. Непонятно, как поведут себя дети, воспитывавшиеся в довольно тепличных условиях вальдорфской школы в мире конкуренции, суровой реальности борьбы за место под солнцем. И все же, заботливые родители обязательно смогут найти рациональное зерно в идеях философа и педагога Штайнера.
Рекомендуем посмотреть:
Как развивать интеллект у ребёнка 1-2 лет
Методика Никитина раннего развития детей
Знакомство детей раннего возраста с малыми фольклорными формами
Колыбельные песни для детей до года
Колыбельные в развитии ребёнка
Источник