Факторы влияющие на развитие речи ребенка
Детская речь.
Факторы, влияющие на формирование правильной речи.
Речь – историческая сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без речи. Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и других форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). Речь тесно связана и со всеми другими психическими процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенна роль речи в воображении, при осознании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т.д. Именно поэтому уровень развития речи является показателем психического развития дошкольников.
По данным мировой статистики, число речевых расстройств стремительно растет, в связи с чем актуальность проблемы речевого развития детей и подростков принимает глобальный характер.
Дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво. Растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т.д. Речь малышей нередко бывает однообразной: дети не употребляют в активной речи наречия, прилагательные и причастия; слабо развита связная речь, умение логично, без пропусков передавать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушенной сказки.
Для проведения профилактических и психокоррекционных мероприятий по преодолению проблем речевого развития необходимо выделить факторы, положительно или отрицательно влияющие на речь дошкольников.
В 60-е годы в научной литературе возникает понятие «фактор риска» – различные условия внешней сферы (биологические и социальные) и индивидуальная реактивность организма, в большей или меньшей степени способствующие развитию тех или иных патологических состояний.
Выделяют 2 большие группы факторов, влияющих на речевое развитие: биологические и социальные факторы риска, между которыми прослеживается тесное взаимодействие.
Биологические факторы риска развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, действующие на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы, перенесенные после рождения, семейная отягощенность речевыми нарушениями.
Внутриутробная (перинатальная) патология может быть обусловлена инфекционными и соматическими заболеваниями матери во время беременности, вирусными инфекциями, интоксикациями, токсикозами, приемом лекарственных препаратов, алкоголизмом и курением во время беременности, воздействием радиации а также многообразной акушерской патологией.
Ведущее место здесь занимают асфиксия и родовая травма, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток, в том числе и речевых зонах коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза.
Один из факторов речевых нарушений у детей – иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору).
При алкоголизме родителей отмечены не резко выраженные нарушения слуха, что также неблагоприятно влияет на развитие речи ребенка. Небольшой дефект слуха, как правило, незаметен для окружающих, но будет создавать сложности в овладении устной и письменной речью.
В дошкольном и школьном периоде эти дети обращают на себя внимание общей физической ослабленностью, отставанием психического развития с проявлениями общего недоразвития речи, двигательной расторможенностью, нарушении активного внимания, зрительного и слухового восприятия. Повышенная отвлекаемость сочетается у них с малой познавательной активностью, личностной незрелостью, трудностями в обучении.
Особенно вредное влияние на развитие плода оказывает сочетание ряда неблагоприятных факторов, действующих в период его внутриутробного развития. Токсикозы беременности, недоношенность, недлительная асфиксия в родах вызывают не резко выраженные минимальные мозговые дисфункции. Для них характерны недостаточность внимания, памяти, моторные нарушения, расторможенность, различные речевые расстройства.
Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков. В исследованиях последних лет показано различие развития правого и левого (речевого) полушария в зависимости от пола. Левое полушарие осуществляет в основном речевую функцию, а правое — зрительно-пространственный гнозис. У мальчиков быстрее, чем у девочек, развивается правое полушарие. У девочек же, наоборот, левое полушарие развивается быстрее, в связи с чем у них отмечаются более ранние сроки речевого развития. Кроме того, у девочек раньше формируется более выраженное межполушарное взаимодействие, что способствует лучшей компенсации у них мозговых повреждений.
Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию под влиянием даже незначительных неблагоприятных воздействий. Кроме того, именно речь родителей становится образцом для речевого развития детей, и потому в ряде случаев следует ограничить речевое общение с ребенком лиц, страдающих речевой патологией.
К биологическим факторам риска речевых нарушений генетического характера относится, в частности нарушение формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшества).
Исследователи отмечают у леворуких детей асинхронное развитие некоторых функций: опережение развития эмоционально-мотивационной сферы и отставание в дифференциации механизмов психомоторики. Недоучет конституции психомоторики (а к ней относятся и речевые движения) может привести к появлению патологии речи (в частности, к заиканию). Одной из профилактических рекомендаций может быть запрещение насильственной переориентации леворуких детей.
В некоторых случаях можно предупредить развитие леворукости, если ребенку с раннего возраста стараться давать предметы только в правую руку, осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в правую (ложку во время еды и т. п.), в игре использовать преимущественно правую руку, давать ощупывать или угадывать предмет именно правой рукой и т. д.
Социально-психологические факторы риска
Развитие речевой деятельности ребенка определяется степенью зрелости его центральной нервной системы и в значительной степени зависит от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром.
Л. С. Выготский, подчеркивая связь психического развития с воздействием окружающей среды, ввел понятие социальной ситуации развития. Она представляет собой сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющихся специфичными для каждого возрастного этапа.
При работе и общении с детьми следует учитывать критические периоды речевого развития, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляется повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности и риск возникновения нарушений ее функции даже при воздействии незначительных неблагоприятных факторов.
Выделяют три критических периода в развитии речевой функции.
Первый (1—2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14—18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.
Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы, а рассогласованность приводит к изменению поведения ребенка, наблюдается упрямство, негативизм и т. д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, аутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых. Возникающее на этом этапе заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций.
Третий критический период (6—7 лет) — начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.
Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребенка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть и новые речевые расстройства.
В последние годы привлекает большое внимание исследователей вопрос психической депривации детей. Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной). Выделяют познавательную и социальную депривации. Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.
Отделение от матери в раннем возрасте иногда влечет за собой тяжелые нарушения деятельности мозга и является в дальнейшем одной из главных причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения, которые, в свою очередь, могут осложниться речевыми расстройствами.
Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, магнитофон, телевизор), необходимо прежде всего прямое общение со взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение форм общения ребенка со взрослым. Так, замена эмоционального общения, характерного для первого года жизни, на предметно-действенное в возрасте 2—3 лет является мощным стимулом развития его речи. Если же этого изменения в характере общения взрослого с ребенком не происходит, то может произойти отставание в развитии речи.
Предпосылкой в развитии речи является накопление ребенком впечатлений в процессе его предметно-игровой деятельности, которые и создают основу для усвоения значений слов и формирования связи их с образами предметов окружающей действительности.
Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с манипулятивной деятельностью рук. Поэтому с раннего возраста необходимо использовать в педагогической работе пальчиковую гимнастику, игры, направленные на развитие мелкой моторики руки, графические упражнения.
Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться на родном языке. Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для ребенка трудной задачей. Если малыш слышит, кроме родного языка, еще другой язык, то его речь может развиваться медленнее, а в некоторых случаях появляются запинки.
Физиологические запинки проявляются в прерывистости речевого потока, многократном повторении слогов и слов. Эти явления связаны главным образом с незрелостью координаторных механизмов в деятельности речевого аппарата и обычно исчезают к 4—5 годам жизни. Однако эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию, если в этот период ребенка будет окружать напряженная психологическая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным. Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
Ребенок в этот период должен быть огражден от пребывания в конфликтных ситуациях, от участия в эмоционально значимых для него мероприятиях. Социально-психологическая среда должна быть для него специально организована в целях стабилизации его эмоционального состояния. Помочь становлению нормальной речи можно, разучивая с ребенком короткие ритмичные стихи и песни, пением и декламацией сопровождая движения, совершаемые в определенном темпе (например, при маршировке). Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривая окончания.
После 2,5 лет и старше приобретают значение такого рода воздействия, как наказание дома и в детском учреждении, нежелание посещать детский сад, испуг при встрече с малознакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных персонажей и пр.
Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:
- характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфальтильность, импульсивность, эмоциональная холодность);
- неприятие со стороны матери (отца);
- неполная семья;
- конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод и т. д.);
- воспитание в двух домах;
- резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания;
- неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, гипоопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей).
По мере роста и развития ребенка круг психотравмирующих ситуаций значительно расширяется за счет возрастающего значения влияний внешней среды. Это конфликтные отношения со сверстниками и взрослыми, чрезмерные наказания, запугивания, переживание ситуация испуга (внезапное появление устрашающего животного, просмотр «страшного» фильма, «страшная» сказка), рождение другого ребенка при отсутствии готовности занять позицию старшего и пр.
Психические травмы (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т. д.) задерживают развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывают у ребенка психогенные речевые расстройства: аутизм, невротическое заикание.
Развитие речи ребенка задерживается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствие эмоционально положительного окружения, крик, сверхшумное окружение, оглушающее ребёнка, утомляющее его и мешающее ему четко воспринимать речь окружающих.
В настоящее время имеются достаточно определенные научные данные о влиянии типа воспитания в семье на формирование черт характера, речь и психику ребенка в целом.
Теплые отношения с членами семьи, обеспечивающие чувство защищенности и эмоционального комфорта, необходимы для гармоничного психического в том числе и речевого развития ребенка.
В семье обязаны знать требования, которые нужно предъявлять к речи ребенка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены. Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме.
Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту.
Отрицательно влияет на ребенка непосильная речевая нагрузка, когда родители форсируют развитие речи детей настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи, речевые ошибки ещё более закрепляются и даже преумножаются, тускнеет интерес к речи.
При общении с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить.
Окружающие ребенка люди своей плавной, четкой по артикуляции и построению фразы спокойной речью побуждают его к такому подражанию оформления речевого высказывания. В случае появления у ребенка быстрого темпа речи, «захлебывания» словами, «лавинообразного» развития накопления словарного запаса и развития фразовой речи, необходим особый речевой режим с ограничением введения в лексикон ребенка новых слов и понятий и в целом речевой нагрузки.
Для нервно-психического здоровья детей в детском саду огромное значение имеет поведение воспитателей. Приветливое выражение лица, одинаково доброе отношение ко всем детям группы, педагогический такт и другие положительные качества должны характеризовать поведенческую установку воспитателя.
Научить правильной речи и преодолеть её недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника.
- Высокая пластичность мозга, то есть способность быстро и легко переключаться на новые замечания, преодолевать последствия их нарушений. Этим объясняется и повышенная подражательность у детей речи взрослых. В гибкости детского мозга заложены основы преодоления несовершенства речи ребёнка путем педагогического воздействия (упражнения, повторения, однако при этом необходимо учитывать быструю утомляемость детей).
- Способность всё превращать в игру. Дети охотно играют в разные игры с применением речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней.
- Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют звуками, механически, многократно повторяют их. Они рано осознают фонематические нормы и стараются овладеть ими.
- Непрочность ошибочных речевых навыков. Временные связи в коре больших полушарий не упрочились и легко поэтому затормаживаются.
Источник
Факторы, влияющие на развитие речи
Подготовила Н.М.Кретинина
План
1.Наследственный фактор.
2. Социальный фактор.
3. Моторное развитие
4. Эмоциональный фактор
5. Общение.
Первые слова ребенок произносит в конце первого года жизни. Как правило, у девочек 11-12 месяцев в активном словаре имеется уже около десяти слов. К мальчикам первые слова приходят в 13-14 месяцев – в речевом развитии девочки опережают мальчиков примерно на 3-4 месяца. Но тот или иной период в развитии речи может наступить в разное время. Уровень физического развития ребенка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды – все это либо стимулирует, либо тормозит формирование его речи.
На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это влияние может быть, как положительным, так и негативным.
Наследственный фактор.
На формирование психических функций детей оказывает влияние возраст родителей к рождению ребенка. Очень ранняя беременность отрицательно влияет на развитие плода, т.к. организм матери недостаточно сформирован, костная ткань нужна самой матери. После 40 лет идет процесс старения организма, недостаток костной ткани для развития плода. А, из-за проблем внутриутробного развития появляются проблемы формирования психических процессов, в том числе и речевых.
Любое заболевание ребенка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития. Частые длительные заболевания ребенка в раннем возрасте, истощающим образом действуют на его нервную систему и организм, в целом.
Социальный фактор.
Большое влияние на развитие речи детей имеет социальный фактор. Неблагоприятные социально-бытовые условия приводят к макросоциальной педагогической запущенности, дефициту в развитии и еще больше усугубляют уже имеющиеся неблагоприятные факторы развития ребенка и его речи.
Характер взаимоотношений между родителями может тоже отразиться на развитии речи детей. В таких семьях, где обострены внутрисемейные отношения, где поведение родителей определяется различными несогласиями, частыми ссорами тип воспитания отличается несдержанностью и грубостью родителей в обращении с ребенком, несогласованностью воспитательных приемов. Дети бывают временами заброшены, педагогически запущены, они плохо адаптируются, не уверенны в себе, трудно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. Все это усугубляет те нарушения речи, которые уже имелись у ребенка, о компенсаторных возможностях следует забыть в таких условиях.
В семьях, где есть взаимопонимание, нарушения речи могут сглаживаться, не оставляя после себя заметных следов.
Замечено, что в тех семьях, где гибкое отношение ребенка к матери и отцу – это благополучные семьи, там царит атмосфера покоя, где к ребенку относятся как к личности, к равному члену семьи. Важными вопросами в этих семьях является не только вопросы питания и обеспечения для ребенка материального комфорта, но и общения с ним, создание для него еще и духовного комфорта. Только в таких условиях у ребенка будут формироваться положительные чувства, и характер с положительными социальными установками.
Излишние проявления родительской любви могут нанести ребенку не меньший вред, чем равнодушие к нему взрослых. Но еще хуже, когда ребенку уделяется мало времени, внимания, любви, ребенок предоставлен сам себе, родители им не интересуются, не контролируют его. В результате ребенок растет замкнутым, не общительным, старается стать более незаметным, осознает свою никчемность, боится говорить с людьми и все это влияет на развитие речи. В этих семьях родители проявляют безразличие, невнимание и ребенок испытывает заброшенность. Подвергается постоянному психическому трамвмированию. Эти дети требуют внимания и ласки со стороны взрослых, но отличаются крайне обидчивостью, конфликтностью, агрессивностью, злобностью. Семейное воспитание влияют на развитие ребенка. От уровня культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющиеся у него проблемами, от степени участия родителей в коррекционном процессе, во многом зависят успех диагностической, учебно-воспитательной и коррекционной работы
Моторное развитие
Так, например, языковое развитие ребенка нельзя отделить от его моторного развития. Большинство дошкольных педагогов убеждены в том, что такая связь существует и она очень сильная. Поэтому для хорошего языкового развития малыш нуждается в таких играх, которые включали бы нагрузку для всех пяти органов чувств и всех мускулов тела. При этом надо знать, что ребенок не сразу начинает контролировать движения всех своих мускулов, и ему нужно помочь научиться делать это. Например, движения мелких мускулов начинают контролироваться позже, чем движения крупных мускулов. После шести месяцев необходимо обратить особое внимание на артикуляционную моторику. Например, ребенок улыбается – активизируются мышцы губ. Чем раньше научится щелкать языком, присасывая язык к небу, тем быстрее в его речи ребенок появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (ш, ж, р, л, и т.д.)
Уровень развития речи находится также в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, на это указывают исследования деятельности детского мозга и психики. Поэтому уже с 4-5 месяцев необходимо уделять внимание тренировкам пальцев рук (массажу кистей рук, каждого пальца, каждой его фаланги). Разминать и поглаживать их в течение двух – трех минут ежедневно. А с 10 месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую. Как можно раньше необходимо приучать ребенка к самостоятельности. Было замечено, что дети, которые, как говорится, могут обслужить себя сами”, меньше картавят и сюсюкают, быстрее переходят к предложениям. Это и понятно, ведь такие “упражнения”, как действия с ложкой, расстегивание пуговиц и т. п., отлично развивают мелкую моторику кисти.
Эмоциональное развитие
Умение говорить тесно связано у ребенка и с эмоциональным развитием. Дети, которые хорошо относятся к себе, чувствуют свою значимость для окружающих, защищенность, эмоциональную связь с родителями, всегда хорошо говорят. А вот детям, которые пережили много огорчений и стрессов, бывает трудно научиться говорить. Задержку в речевом развитии может вызвать и смена привычной обстановки, например, переезд из дома в дом или разлука с человеком, который раньше ухаживал за малышом. Даже слишком жесткое приучение к горшку и к опрятности может сделать окружающий мир неуютным для малыша, а тот будет бороться с этим миром, своим нежеланием говорить.
Общение.
Главным фактором, определяющим речевое развитие ребенка, является его желание и умение общаться с людьми. Ведь речь существует не только для того, чтобы выразить мысли или эмоции, но и просто, чтобы поддержать приятный разговор. И об этом знают уже самые маленькие дети. Часто можно наблюдать, как малыш, который едва освоил первые слова, уже заводит на улице “светский разговор” с незнакомым человеком. Конечно, нет сомнений в том, что такой ребенок будет хорошо развиваться в языковом отношении: у него есть желание высказаться, и он может уже на своем уровне пообщаться с другими людьми. Сформировать этот навык ему поможет только пример родителей: их реакции и поведение при разговоре
Использованная литература
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 472 с.
Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова: Сборник статей / Сост. Коровина В.Я. – М.: Просвещение, 1966. – С. 5-25.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Наука, 1982. – 158 с.
Львов М.Р. Речевое развитие человека // Начальная школа, 2000, № 6. – С. 98-105.
Источник