Факторы влияющие на развитие ребенка с зпр

Факторы влияющие на развитие ребенка с зпр thumbnail

Мещерякова Ирина Юрьевна
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Черныевского
студентка 1 курса магистратуры кафедры специальной психологии

Аннотация
В статье представлен теоретический анализ причин, влияющих на возникновение задержки психического развития. Рассмотрены классификации причин ЗПР отечественных учённых, а также разработаны рекомендации для педагогов и психологов, работающих с такими детьми. Изучение закономерностей аномального развития психики является главной задачей в разных науках, таких как: специальная психология, патопсихология, дефектология и детской психиатрия. Поиск общих и специфических особенностей, изучение причин и механизмов образования некоторых дефектов психического развития, позволят в раннем возрасте выявлять нарушения, искать способы их коррекции.

Meshcheryakova Irina Yurevna
Saratov State University named after N.G. Chernyevskiy
1st year student of Magistracy Department of Special Psychology

Abstract
The article presents a theoretical analysis of the factors influencing the occurrence of mental retardation. The classification of the causes of mental retardation of domestic scientists, as well as develop recommendations for educators and psychologists working with such children. Study of abnormal development of the mind is the main task in different sciences, such as: special psychology, pathopsychology, defectology and child psychiatry. Search general and specific characteristics, the study of the causes and mechanisms of development of some mental defect, enable early detect violations, to seek ways to correct them.

Библиографическая ссылка на статью:
Мещерякова И.Ю. Анализ факторов, влияющих на возникновение задержки психического развития у детей // Современная педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6627 (дата обращения: 11.09.2020).

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день,  около 80%  исследований в психологии посвящено  изучению положения  школьной неуспеваемости, на которое влияет недостаточное  интеллектуальное  развитие  учащихся.

Необходимого  уровня для обучения в школе  к шести годам достигают менее 50% детей, а  отставание  познавательных способностей отмечается у каждого 10-го ребенка школьного возраста (Т.Я.Сафонова, А.Д.Фролова). Переход  школ на новые усовершенствованные программы,  обострил  проблемы систематически  не успевающих учащихся. В конце ХХ века специальными психологами и педагогами проведены исследования, посвященные изучению психологических особенностей детей с задержкой психического развития (ЗПР)[6].

По данным Министерства труда и социальной защиты  Российской Федерации в  2015 году суммарный коэффициент рождаемости   детей  составил 1,777, что выше  соответствующего показателя по сравнению с 2008 годом.  Всемирная организация здравоохранения опубликовала   сведения о том, что среди новорожденных, только 48% детей являются условно  здоровыми, остальные дети по показателям психофизического или физического  развития занимают пограничное состояние с нормой здоровья, либо имеют выраженные   недостатки.

Важно отметить, что на фоне повышения уровня  рождаемости, также увеличивается число детей с недостатками  в психическом  развитии. У  наибольшего числа  таких детей  диагностируется задержка психического развития.  ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов[3].

В одних случаях  наиболее ярко проявляется задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а  в интеллектуальных способностях нарушение  выражено слабо. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Таким образом, тип аномалии развития будут иметь  свои качественные особенности, обусловленные незрелостью эмоциональной сферы и недоразвитостью познавательной деятельности.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОБЛЕМЫ

Анализ  зарубежной и  отечественной литературы по проблеме возникновения ЗПР,  позволяет  нам сделать вывод, что единого определения  причин этого явления нет.

Отечественные ученые  (М.С.Певзнер,  К.С.Лебединская,  Г.Е.Сухарева, Т.А.Власова, В.И.Лубовской), учитывая многогранные аспекты этой проблемы, позволили выделить особые критерии психического развития этих  детей.  У большинства детей с ЗПР  наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, замедление целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушение работоспособности. Патогенетической базой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение ЦНС и ее резидуально-органическая недостаточность (Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский, И.Ф.Марковская, и др.)[5]. Другой причиной, может быть функциональная незрелость ЦНС. Данные работы заложили основы дифференциальной диагностики.

Задержка психического развития  возникает, как правило, в связи с экзогенными вредностями.

Факторы внешней среды, когда  они  являются неблагоприятными,  приводят к изменению темпа развития более сложных процессов нервной системы. Главной отличительной чертой детей с задержкой  психического развития   от умственно отсталых детей – является  обратимость (в большинстве случаев) и восстановление всех дефектных психических функций.

Специальная психология,   выделяет две большие группы факторов, которые  могут  привести  к  возникновению ЗПР.

Первая группа – эндогенные факторы:

  • соматические заболевания матери на разных сроках  беременности (тяжелые формы осложнений после гриппа, хронические заболевания,  порок сердца,  болезнь щитовидной железы, туберкулез,  нарушение нормальной деятельности органов пищеварения и др.);
  • патологии беременности (тяжелая интоксикация, резус-конфликт, эндокринные нарушения);
  • использование для лечения гормональных или дающих побочные эффекты препаратов;
  • злоупотребление матери  алкоголем, наркотиками, противопоказанными медицинскими препаратами во время беременности;
  • недоношенность ребенка;
  • асфиксия плода;
  • родовая травма.

Вторая группа  – экзогенные факторы:

  • социальная депривация (отлучение ребенка от матери, агрессивное отношение взрослых к малышу,  скудность межличностностных отношений   в семье,  содержание  ребенка в детском доме);
  • не соответствие вида деятельности ребенка на определенном возрастном этапе (дефицит предметной, игровой деятельности, а также  общения с взрослыми и т.д.);
  •  нарушенные формы отношения  к  ребенку  в семье (гипоопека, гиперопека, смешанный тип и т.д.).

В классификации разработанной Г.Е.Сухаревой, М.С.Певзнерым, Т.А.Власовой, Е.С.Ивановой, в качестве первопричины ЗПР выступают:

•      церебральная астения;

•      аффективная расположенность;

•      психопатоподобное расстройство.

В изучение причин  задержки психического развития внесла вклад Л.О.Бадалян. Она включает  в число причин задержки психического развития такие факторы как:

•      педагогическая запущенность (недостаточность педагогического воздействия в целом, и особенно в периоды сензитивного развития  психических функций организма);

•      слабая информационная обеспеченность  (ограниченность зрительных и слуховых раздражителей,  недоступность  ярких эмоциональных и других впечатлений).

Н.Н.Данилова указывает на острый и хронический стресс как на возможную причину ЗПР, так как он способен тормозить и деформировать развитие и протекание когнитивных процессов[4].

Таким образом, в  основу  развития  ЗПР заложено взаимодействие биологических (эндогенных) и социальных (экзогенных) причин. Учитывая  этот факт,  требуется  более тщательное  и своевременное  взаимодействие с ребенком со стороны воспитателей, педагогов, психологов и самое главное семьи.

Особо остро встает проблема ранней диагностики детей с   ЗПР и дальнейшей коррекционно-профилактической работы по развитию полноценной личности ребенка в условиях взаимодействия разных социальных институтов. Дети с ЗПР, без правильно построенной психолого-педагогической помощи,  не достигают соответствующего уровня для школьного  обучения не только к шести, но и к семи годам.

В нашей статье приводятся рекомендации, ориентированные на педагогов-психологов, по повышению уровня социализации и гармонизации  детей с задержкой психического развития.

Главным периодом коррекции личностного развития  младших школьников с задержкой психического развития является  переход ребенка из детского садика в школу. Для снижения стресса в данное время  необходимо единство психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки. Это основные направления деятельности психолога и педагога в образовательном процессе.

Работа психолога и педагога с учащимися по профилактике и преодолению трудностей  в эмоционально-личностной и социальной сфере,  может быть достаточно эффективной, если ребенок убедится в искренности намерений взрослого ему помочь[1].

Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития   имеет свои особенности. На ранних этапах не рекомендуются групповые формы  занятий, так как  индивидуальная работа более эффективна. Параллельно, необходимо проводить  беседы в семье. Осуществив  диагностику семейных взаимоотношений  и определив  степень их дисгармоничности,  следует проводить психокоррекционную  работу с членами семьи  как индивидуально, так и группах.  На данном этапе приоритет  следует отдать индивидуальной работе с детьми.

Для повышения уровня социализации и адаптации детей, а так же навыков саморегуляции волевой сферы, необходимо создавать ролевые игры в коллективе. Проигрывать разные коммуникативные ситуации.  При этом  ребенку группы риска надо доверить исполнение роли, которая будет требовать от него принятия  определенных  решений,   будет требовать использование речевого общения  с другими участниками игры.

Реализация  коррекционной  программы в дифференцированных условиях образовательных учреждений предполагает следующие направления[1].

1. Обеспечение внеклассных занятий детей для совместного проведения  времени.

2. Параллельное  проведение  индивидуальной коррекционной работы и фронтальной со всем классом.

3. Консультирование родителей и педагогов по взаимодействию с ребенком с ЗПР  вне школы.

4. Построение модели общего и индивидуализированного коррекционно-развивающего психологического процесса для младшего школьника   на основе принципа единства диагностики и коррекции развития.

5.Обеспечение ранней коррекции поведения у детей с задержкой психического развития с целью преодоления  трудностей  в адаптации и реализации себя как личности, предупреждения  возникновения девиантного поведения.

Рекомендации для родителей  и педагогов по улучшению межличностных отношений  у младших школьников  с задержкой психического развития:

1. Установить дружескую  атмосферу среди сверстников.

2. Раскрыть особенные качества ребенка.

3. Оказать помощь  в развитии основ коммуникабельности  в общении.

4. Развить навыки межгруппового взаимодействия.

5.  Создать условия для творческого самовыражения и  выявить  у младших школьников, того  что они могут  делать лучше своих  сверстников в процессе совместной  деятельности.

6.  Вызвать интерес к своим сверстникам.

7.  Научить    понимать и сопереживать  другим людям.

8. Снизить  эмоциональный дискомфорт в семье в связи с особенностями развития  ребенка.

9. Не говорить при ребенке о его проблеме, а во время общения речь должна быть неторопливой.

10. Укрепить уверенность родителей в возможностях ребенка.

11.Включить  в активную деятельность детей-аутсайдеров.

12 .Добиться  спокойной,  дружелюбной обстановки  в школе и дома.

13. Вызвать стремления  к изменению  самооценки, повышению уровня притязаний, чтобы улучшить  положение ребенка в системе межличностных отношений  со сверстниками и членами семьи.

14.Сформировать позитивное  отношение к сфере социального взаимодействия  педагогов, психологов, родителей и ребенка с ЗПР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ причин возникновения задержки психического развития у детей,  показывает, что изучение  межличностных отношений  детей с ЗПР занимает ведущее место в системе развития высших психических функций.

Использование приведенных в статье рекомендаций в работе педагога-психолога, в разработке индивидуальных коррекционных и психопрофилактических программ, будет  благоприятно влиять  на эмоциональный климат в классе, а также на  развитие гармоничной личности ребенка.

Библиографический список

  1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001. 224 с
  2. Дошкольная дефектология: тесты: Учебно-методическое пособие / [Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, М.Д. Коновалова, Е.В. Куприянчук, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ “Наука”, 2015. 103 с.
  3. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологлв и педагогов. – М.: Владос, 2003. – с.128
  4. Шипова Л.В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии//Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 3 (47). С. 37-48
  5. Шипова Л.В. Изучение эмоционального развития детей с задержкой психического развития в психологии // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение. Материалы V Международной научной конференции. Ученый совет факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского; ответственные редакторы: Ю. О. Бронниковой, Л. В. Мясниковой, Т. Г. Фирсовой. 2016. С. 781-786.
  6. Шевченко С.Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР // Дефектология. -2006. – №5. – С.60.

Все статьи автора «Мещерякова Ирина Юрьевна»

Источник

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

     Диагноз «ЗПР» для многих родителей звучит приговором, вынесенным их ребенку. Но так ли страшна задержка психического развития? Что делать родителям и педагогам, чтобы ребенок с таким диагнозом гармонично влился в обычную жизнь общества или вообще избавился от нарушений, делающих его непохожим на своих сверстников?

     Немаловажную роль играет диагностика задержки психического развития. Ведь от корректности проведения диагностических мероприятий зависит и «сценарий» помощи ребенку, акценты, расставляемые родителями и педагогами в ходе обучающей и развивающей деятельности.

ЧТО ТАКОЕ ЗПР?

Задержка психического развития (ЗПР) ― это нарушение темпа развития отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. В таком случае психическое развитие отстает от принятых в научном мире норм, свойственных определенному возрасту.

     Диагноз ЗПР появляется чаще всего ближе к школьному возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку физически такие дети развиваются нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить диагноз ПЭП. Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.

      Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей.

     Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ).

    Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

    Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

     ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

     У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

    При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.

     При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.

     Если у ребенка наблюдается замедленное развитие интеллектуальной сферы, то он наоборот будет спокойно  и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.

ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

     При диагностике ЗПР специалист обязательно рассмотрит все потенциальные причины возникновения задержки у конкретного ребенка. Современная наука выделяется две группы основных причин, каждая из которых имеет по несколько факторов, влияющих на развитие психики человека.

     Так, в качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, отечественные специалисты М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют следующие.

Неблагоприятное течение беременности:

  • болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
  • хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
  • токсикозы, особенно второй половины беременности;
  • токсоплазмоз;
  • интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
  • несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.

Патология родов:

  • травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
  • асфиксия новорожденных и ее угроза.

Социальные факторы:

  • педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.

ТИПЫ ЗПР

     Задержку психического развития принято делить на четыре группы. Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

     Первый тип – ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме. Нужно понимать, что психический инфантилизм – это не болезнь, а скорее некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который, однако, может существенно отразиться на деятельности ребенка, в первую очередь – учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации.

      Такой ребенок часто бывает несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым для него условиям, часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным; для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы. К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы, тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация. Ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие. Такой малыш может вести себя весело и непосредственно, его отставание в развитии не бросается в глаза, однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.

      Ко второй группе – соматогенного происхождения – относятся ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития. Это объясняется тем, что на протяжении долгой болезни, на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает, а, следовательно, не может полноценно развиваться. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания – все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики.

     Сюда же относят детей из семей с гиперопекой – чрезмерно повышенным вниманием к воспитанию малыша. Когда родители чересчур заботятся о своем ненаглядном чаде, не отпускают его ни на шаг, все делают за него, опасаясь, что ребенок может себе навредить, что он еще мал. В такой ситуации близкие, считая свое поведение образцом родительской заботы и опеки, тем самым препятствуют проявлению у ребенка самостоятельности, а значит – и познанию окружающего мира, формированию полноценной личности. Необходимо заметить, что ситуация гиперопеки как раз весьма распространена в семьях с больных ребенком, где жалость к малышу и постоянная тревога за его состояние, стремление якобы облегчить ему жизнь в итоге оказываются плохими помощниками.

     Следующая группа – это ЗПР психогенного происхождения. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость.

     Здесь, в отличие от предыдущего типа ЗПР, имеет место явление гипоопеки, или недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Ребенок растет в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности. Следствием этого является отсутствие представлений о моральных нормах поведения в обществе, неумение контролировать собственное поведение, безответственность и неспособность отвечать за свои поступки, недостаточный уровень знаний об окружающем мире.

     Четвертый и последний тип ЗПР – церебрально-органического происхождения. Он встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя как правило наименее благоприятен.

      Как следует из названия, основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения, а именно – недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. При этой форме ЗПР имеет место так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД), под которой понимается комплекс легких нарушений развития, проявляющих себя, в зависимости от конкретного случая, весьма разнообразно в различных областях психической деятельности.

   Исследователи ММД выделили следующие факторы риска ее возникновения:

  • поздний возраст матери, рост и масса тела женщины перед беременностью,
  • выходящие за пределы возрастной нормы, первые роды;
  • патологическое течение предыдущих родов;
  • хронические заболевания матери, особенно диабет, резус-конфликт, преждевременные роды, инфекционные заболевания во время беременности;
  • такие психосоциальные факторы, как нежелательная беременность, факторы риска большого города (ежедневная долгая дорога, городские шумы);
  • наличие психических, неврологических и психосоматических заболеваний в семье;
  • патологические роды с наложением щипцов, кесаревым сечением и т.п.

Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций, бедность воображения, незаинтересованность в оценке себя окружающими.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЗПР

     Выводы психологов и педагогов, сделанные на основе обследования психики и интеллекта ребенка, базируются на трех клинико-психологических синдромах.

Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в эмоциональной нестабильности, конфликтности, нерегулируемой смешливости, агрессивности. Ребенок не контролирует свои поступки, не способен к себе относиться критично. Он не хочет подчиняться законам и правилам, познавательные стимулы отсутствуют, отдается приоритет игровой деятельности. В детском саду и школе наблюдаются нарушения дисциплины, он не способен строить стабильные отношения с ровесниками и взрослыми.

Отставание интеллектуального развития сопровождается неумением долго заниматься одним делом, повышенным уровнем утомляемости с потерей внимания. В садике и школе такой ребенок показывает отставание в речевом развитии и при выполнении любых обучающих заданий познавательного характера.

Межличностное развитие детей с ЗПР отличается сложностями в общении со сверстниками, педагогами и родителями. Такие дети чаще всего одиноки во время игр и занятий, часто проявляют агрессию, страх, заторможенность, неспособность вести диалог с собеседником.

     Дети с диагнозом ЗПР, тем не менее, могут стать полноценными членами общества при правильном подходе к их развитию педагогов и родителей.

РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

     Психологи рекомендуют все силы сконцентрировать на развитии детей с ЗПР: для многих положительный результат будет очевиден, и о диагнозе ЗПР больше вспоминать не придется.

    Какие же советы дают специалисты для успешного развития детей с ЗПР?

  • Посещать специализированные детские сады, школы или группы
  • Проводить регулярные занятия на развитие всех мыслительных процессов
  • Заниматься с логопедом, психологом и дефектологом
  • Больше рисовать, лепить, клеить и т. д.
  • Тренировать эмоциональную сферу с помощью современных методик: арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии и т. д.)
  • Формировать пространственное и абстрактное мышление посредством специальных занятий
  • Комплексно подходить к развитию ребенка с параллельным медикаментозным лечением, физиотерапией, ЛФК, массажем и спортивными занятиями

     А главное помнить, что ЗПР ― диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости.

Источник