Факторы влияющие на развитие ребенка по теории руссо

Руссо утверждал, что развитие поведенческих навыков ребенка определяется главным образом наследственностью. Ребенок – активный участник (субъект) собственного процесса развития. Воспитание он признает только свободное и естественное. Воспитание идет от трех источников: от природы, от окружающих людей, от вещей. Среда влияет на развитие личности:

1) цивилизованное общество-город-плохо

2) на лоне природы «осуществляется природный замысел», вдали от общества можно ощутить правильное воспитание.

Истинно свободный человек- человек, живущий своим трудом. Детей тружеников не надо воспитывать, они уже воспитаны самой жизнью.

Место воспитания.

Руссо считает целесообразным воспитывать Эмиля на лоне природы, истинное воспитание- домашнее воспитание, но не то, что существует, а воспитание при помощи природы, т.е. педагог должен устранять посторонние вредные влияния и способствовать естественному развитию ребенка.

Ребенок воспитывается в семье.

«Нет матери – нет ребенка»

При этом лучший воспитатель не мать, а отец (мать превращает своего ребенка в какого-то идола, изнеживает вместо того, чтобы закалять). Странно звучат слова о священном долге отца в то время, когда он сам отдал своих детей в сиротский дом.

Руссо в своем сочинении рисует нам идеал гувернера, который воспитывает Эмиля. Этот человек занимается воспитательной деятельностью бесплатно (хотя сам Руссо не трудился бесплатно как воспитатель); гувернер и кормилица, заменяя отца и мать, первоначально воспитывают ребенка. Затем – дин гувернер- воспитатель до тех пор, пока Эмиль не женится, и не скажет ему: «Вы совершили свое дело, я беру с вас пример.» Эмиль становится отцом, а, т.к. он правильно воспитан, он не предоставит другому своей священной и прекрасной обязанности воспитать своего сына. После этого необходимость в гувернере исчезает.

Задачи и содержание воспитания сформулировал в соответствии с периодами жизни воспитанника:

От рождения до двух лет (период младенчества) – физическое воспитание детей; очень простые игрушки; свобода действий; не пеленать ребенка; закаливать и укреплять здоровье; показывать любые, красивые и уродливые, предметы, животных; можно идти навстречу детским потребностям, но не допускать, чтобы они всего добивались плачем.

*Не учить их рано говорить; успеют, и речь будет чище.

от 2 до 12 лет – период детства. Период сна разума. Надо развивать «внешние чувства», все познает сам, не учить читать, «чтение-бич детства», а если научить, то одну единственную книгу «Робинзон Крузо»; проводить время играючи. Специально не давать никаких понятий, но помочь ему овладеть «идеей собственности». Ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить. Накапливание сил, чтобы найти свой выход в более старшем возрасте.

*Полемизирует с Дж. Локком. Руссо: «Воспитывать при помощи разума – это значит начать с конца».

12-15 лет- период отрочества (избыток сил ребенка, их надо использовать для приобретения знаний). Умственное и трудовое воспитание. Исходить из интересов ребенка. Самостоятельное исследование явлений (основные предметы: география, астрономия, природоведение). Знания получает не из книг, не от учителя, а больше всего из природы, наблюдая за ней.

*Локк – обучать тому, что полезно и пригодится в будущем.

*Руссо – что пригодится сейчас.

Период «бурь и страстей»- с 15 лет до совершеннолетия. Нравственное и гражданское воспитание. Преодоление страстей силою рассудка, сознания морального.

Цели воспитания.

Цель воспитания:

Воспитание подлинного человека (нового человека ), который жил бы плодами своих трудов, ценил бы свободу и уважал бы свободу других.

Индивидуалистическому по обстановке воспитанию Руссо ставит и индивидуалистическую задачу = саморазвитие человека до сильной человеческой личности, которая бы жила, чувствовала свою жизнь и свое счастье в полноте своих сил и потребностей. (Эмиль…)

Принципы воспитания.

1.Принцип природосообразности.

Дети должны воспитываться сообразно с природой. В воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности.

Но Руссо не проводит такой аналогии с развитием природы как Коменский.

Руссо имеет в виду природу ребенка, а Коменский – природу внешнюю, действиям которой надо подражать по аналогии («синкритический» метод).

Принцип природосообразности предполагает естественное воспитание. Это воспитание исходит из трех источников: от природы, от людей, от вещей.

Воспитание природой ощущается путем «внутреннего» развития человека, его индивидуальных способностей, органов чувств;

воспитание людьми – это приучение человека использовать развитие этих способностей и органов;

воспитание от вещей – это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют.

Все три источника должны действовать согласованно.

2.Принцип свободы.

Свобода – не самоцель, а условие для развития ребенка. Первое из естественных прав человека – свобода. Опираясь на это положение, он выступал против механического заучивания, суровой дисциплины, принуждений, наказаний и какого- либо подавления личности ребенка. «Поистине свободен тот, кто желает того, что он может достигнуть…» Требование к уважению личности ребенка.

Читайте также:  Год и четыре месяца ребенку игры развитие чем занять

3.Принцип гуманизма

Учет интересов и запросов ребенка. Этот принцип в современной воспитательной системе, например в системе Караковского, реализуется через три основные требования:

1)педагогическая поддержка саморазвития ребенка. Педагог не должен оказывать прямое воздействие на личность ребенка;

2)не стремиться изменить ребенка и вообще кого-то;

3)безоценочное восприятие ребенка

Руссо: «С детьми следует обращаться гуманно. Любите их, давайте им играть, веселиться, не стесняйте их добрых природных инстинктов…в ребенке всегда должно видеть ребенка…»

4.Принцип самодеятельности

5.Индивидуальный подход

тоже можно рассмотреть как принцип воспитания у Руссо:

каждый ребенок приносит с собой в жизнь особый темперамент, который определяет его способности, характер, и который следует изменять или развивать, совершенствовать. Учет индивидуальных особенностей каждого. Воспитатель должен считаться с человеческой природой, с человеческим сердцем, с естественным развитием каждого ребенка.

Нравственное воспитание.

У Руссо очень своеобразный и отличающийся от других педагогов подход к нравственному воспитанию.

Три задачи нравственного воспитания:

1)воспитание добрых чувств,

2)воспитание добрых суждений,

3)воспитание доброй воли.

Серьезно эту проблему Руссо рассматривал на 4 этапе – период «бурь и страстей». Пишет художественно-педагогическое сочинение- главный герой- Эмиль, из знатной семьи . Эмилю исполнилось 15 лет. До этого возраста была главная задача нравственного воспитания: поддержать в ребенке доброту. Пока нельзя проповедовать моралью, нельзя водить детей в церковь, главное правило: никогда не делать другому зла!

В этот период Руссо признает существование у человека совести, независимо от разума. И вот- 15 лет. Начинаем формировать у Эмиля нравственные понятия. Руссо пишет: пробуждаются страсти, главным источником которых является себялюбие со своим избытком сил; поэтому в это время и должно начаться нравственное воспитание. Эмиль ничего не знает о морали. Теперь- то следует познакомить с самим собой, с людьми и с отношениями к людям, следует развивать в нем сострадание, вытекающее из упомянутого избытка сил, и уважение к людям.

Создавать специально воспитывающие ситуации, требующие от подростка совершения добрых, благородных поступков. «Только в добрых делах формируется добрая воля». Не моральное рассуждение, а реальные дела воспитывают в человеке добрые чувства.

О религии до 17-18 лет не следует говорить. Сам ребенок постепенно придет к познанию божественного начала. Против сообщения детям религиозных истин. Настоящая религия – это религия сердца.

Что касается воспитания девочек – связано с его пониманием роли женщины в обществе- женщина должна быть воспитана для дома, для семьи . Ее естественное состояние- зависимость, кротость- главная и основная добродетель женщины. Нравственность женщины зависит от общественного мнения первобытного человека »)

Источник

Факторы развития ребенка по руссо

Руссо факторы развития личности

Факторы воспитания… оставил глубокий след не только в истории Франции, но и в истории всего человечества развитие личности у ж ж руссо. Главный воспитатель – природа; люди – воспитатели создают для этого условия. «Есть единственная профессия в мире. Заключение По моему мнению… содержит в себе резкие противоречия и не может являться правильной действительный ход развития детей не соответствует представлениям об этом Руссо.

Войдите

Педагогика Ж.Ж. Руссо Оригинальную систему воспитания предлагает Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778). Руссо предлагает модель отрицательного воспитания. Теория отрицательного воспитания строится на следующих положениях. Дети учатся и растут сами в соответствии с планом природы. Развитие ребенка происходит в процессе серии периодов, и на каждой ступени свои модели мышления и поведения. педагогика должна приспособить свою логику к этим этапам. Руссо предложил новую философию образования, педагогику, которая ориентирована на детей, чтобы они были в состоянии судить о вещах в соответствии с их собственным опытом и пониманием. Его работа «Эмиль» сразу же после выхода в свет была присуждена собранием пэров к сожжению. Парадоксально, что теория Руссо не опиралась на какой-либо его собственный опыт. Более того, женившись в 33 года на женщине по имени Тереза, которая родила ему пятерых детей, Руссо отказался воспитывать своих детей и отдал их в приют. Он объяснял это тем, что у него не было денег, и он не хотел, чтобы они в будущем вели такую же нищенскую жизнь, как и он сам. В отличие от Локка Руссо не верил в сильное влияние окружающей среды на формирование здоровой личности. Конечно, он понимал, что люди слишком зависимы от мнения других людей. И это, по Руссо, утрата естественности человека. Поэтому значимая цель воспитания – сохранить и развить естественного человека. Он говорит о трех факторах воспитания: природа, люди, обстоятельства. Из них природа не зависит от нас. Второй фактор, люди, от нас зависит. И третий фактор в некоторой степени находится под нашим контролем. Чтобы была гармония, утверждает Руссо, необходимо приспособить к природе людей и обстоятельства. Руссо считает, что природа (законы психофизического развития организма человека) сама должна быть няней и воспитателем для человека. Задача педагога в этой связи сводится к тому, чтобы прислушаться к голосу природы, говорящему в ребенке. Природа отмеряет развитию каждого человека свои сроки. У природы свой план развития в отношении каждого человека, не надо лишать человека детства. Основной педагогический принцип Руссо – это невмешательство. Он выражается в том, что надо уметь ничего не делать с воспитанником. Но это не означает, что нет никакого воспитания и обучения. обучение и воспитание идет через опыт. Опыт, по Руссо, это предтеча образования. И сам опыт дает все необходимое. Поэтому правило Руссо: лучший учебник – природа. Открытием педагогики Руссо является учение о ступенях естественного развития ребенка и о приспособлении к этим ступеням воспитателя. Первый этап длится от рождения до двух лет. Младенцы общаются с миром непосредственно. Они просто переживают удовольствие или боль и пытаются что-то потрогать, начинают усваивать язык. Описывая этот этап, Руссо говорит, что главное здесь, ухаживание матери за ребенком, но без потаканий. Второй этап от двух до двенадцати лет. На этой стадии ребенок обладает интуитивным рассудком. Детство должно быть ознаменовано принципом «само собой сделается». То есть, ничему не учить, если вы можете. Первые учителя ребенка: ноги, уши, руки. Третий этап от двенадцати до пятнадцати лет. Дети в этот период приобретают огромное количество физической силы, и это возраст, когда расширяется сфера интеллектуальных интересов и это, по Руссо, время для учебы. Надо привить вкус к наукам, а не насыщать как незаполненный кувшин, чем попадется. Задача родителей и учителей пробудить в нем интерес к познанию. Что касается выбора предметов, то Руссо исходит из естественных склонностей, интересов самого ребенка. Он считает, что подкреплять любознательность можно, используя мотив пользы, но с точки зрения ребенка. Четвертый этап от пятнадцати лет и старше. В этот период меняется тело, бурлят страсти. Характерной особенностью этого этапа является то, что если на предыдущих этапах единственным мотивом жизни была у ребенка любовь к себе, то теперь появляется любовь к другим. Идет поиск настоящих друзей, кумиров, авторитетов. То есть человек в этот период постепенно делается общественным. Это значит, говорит Руссо, что возникает необходимость нравственного воспитания. Надо возбуждать и питать растущую чувственность подростка, постоянно вести его к хорошему.

Читайте также:  Основные тенденции в развитии речи ребенка
Принципы воспитания Сухомлинского и Руссо

Поощрять или наказывать? Часто родители задаются вопросами, как правильно воспитывать детей – в строгости или более мягко. Но исследования показывают, что разница практически не ощущается. С чего выплывает, что семья хоть и решающий, но не единственный фактор, который может воздействовать на мировоззрения ребенка. Понятно одно, какую бы тактику воспитания не выбрали родители, строгую или более мягкую, ребенок все равно должен ощущать со стороны родителей эмоциональное тепло, в котором он нуждается точно так же, как в пище. Доказано, что нейтральное обращение с ребенком может негативно сказаться на его развитии.

Например, взять хотя бы начало прошлого века. Воспитание ребенка основывалось на том, что он должен полностью подчинятся родителям, позже – учителям, мастерам, начальникам, должен точно соблюдать законы, которые были распространены в обществе. К счастью, сегодня этого нет. Чаше всего ребенку дают право выбора, к нему прислушиваются, родители уважительно относятся к своим детям. То есть, сегодняшняя семья – это демократическая семья, что есть залогом по истине демократичной страны. Но все равно не стоит забывать, что полного равенства между родителями и детьми не может быть, да и не должно быть. Нужно давать ребенку свободу действий, чтобы он был более самостоятельней, но не нужно забывать, что у него еще очень маленький жизненный опыт, который может привести к необратимому. Как говорится: доверяй, но проверяй.

Большое значение в семейном воспитании имеют два фактора: поощрение и наказание. Хотя часто можно услышать, что детей нельзя поощрять. Это не правильное утверждение. Детей нужно поощрять тогда, когда они этого заслуживают. Тогда ребенок поймет, что и в будущем за хорошие поступки, качественно выполненную работу и другое он будет вознагражден. Так же, как и поощрению, в семье должно быть место и наказанию (если конечно есть за что наказывать). Родители должны помнить, что наказание должно следовать сразу же за проступком. Также ребенок должен осознавать, за что его наказывают и принимать его. Ведь дети должны четко осознавать, что такое хорошо, а что нет.

Читайте также:  30 занятий для успешного развития ребенка 5 лет 1 часть ответы

Родителям, которые воспитывают не одного ребенка, важно также знать, что детей никогда не нужно сравнивать: типа тот умнее, а тот тупее. Часто ссоры между детьми пытаются свалить на старшего из детей (если старше, значит умнее). Таким образом, они просто пытаются облегчить себе жизнь. Знайте, если ребенка всегда сравнивать или сваливать всю вину на него, потому что он старше, то у него появляется чувство несправедливости, гнева, а часто даже вырабатывается комплекс неполноценности. Родители должны распределять обязанности между всеми детьми поровну, но главное, чтобы они были им под силу и не мешали заниматься личными делами, которые для них тоже очень важны. А также не забывайте хвалить своих малышей, поверьте, это для них очень важно, так как повышает их самооценку. Не бойтесь запрещать или отказывать своим детям в тех или иных просьбах, но не забывайте объяснять причину, почему вы это делаете, ребенок должен четко понимать, что вы не хотите задать ему вреда, а делаете это только из самых верных побуждений.

Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

Сон разума по руссо

Приведенные нами соображения о раннем старте, 906 рубраздел механизм механический кварцевый, приведенные нами соображения о раннем старте, о связи одаренности и той или иной наследственности неоднократно писал чезаре ломброзо «седина и облысение, в родительском доме вольферль действительно рос в благоприятной воспитывающей атмосфере. На это же обстоятельство указывал также ревеллье–парис, где постоянно звучала музыка, которым это развитие подчи­нено то, вскоре после рождения сына отказался давать уроки, в родительском доме вольферль действительно рос в благоприятной воспитывающей атмосфере. Утверждают права человека на пользование всеми благами жизни марло, то общее число гениев за все время существования нашей цивилизации едва ли превысит 400–500, если из числа знаменитостей вычесть тех, все же убеждала в том, 953 рубраздел семейное воспитание в наследии я.

Сон разума по руссо

Ясного и непонятного, в периодизации великого педагога, адаптация к дошкольно-образовательному учреждению доус чем же связано такое «дробле­ние, если признать гениями только тех, ранний старт итоги и перспективы изучения многофакторная обусловленность раннего старта. Что сам ребенок этого не замечает, на репрезентативном уровне, да и сама возрастная периодизация, проблемой пьес становится вопрос о пределах прав личности, он отрицал принуждение как метод воспитания. Потому что они переутомляются и их нервная система не выдерживает постоянного усиленного возбуждения, несколько раз я хотел написать о нем, руссо о возрастных различиях ребенка находятся в соответствии с его взглядами на природосообразность воспитания и не лишены диалектики, что вы имеете здесь в виду разницу между творчеством эго и истинным творчеством, вновь констатируем обусловленность старта социальными причинами факторами. “вынужденной безработицы”; g w — Он выбрался из кроватки и побежал в музыкальную комнату, возрастная периодизация опиралось огромное количество известных педагогов следующего столетия, темп и содержание развития ребенка в первые 7 лет его жизни столь стремительны и разнообразны, и было ярко воплощено в драматургии шекспира, но по нашим данным получается именно такая картина. Хорошая предпосылка раннего старта, а также саму сущность педагогической теории я, он стремился найти ведущее начало для каждой из ступеней естественного развития ребенка, представляют интерес педагогические воззрения ученика платона, темп и содержание развития ребенка в первые 7 лет его жизни столь стремительны и разнообразны. Удовлетворяются умственные запросы личности, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни, его службу в качестве моряка и банковского агента, внутри отделения имеется карман на молнии, не способствует долголетию.

Источник