Факторы влияющие на психическое развитие ребенка до его зачатия

Факторы влияющие на психическое развитие ребенка до его зачатия thumbnail

План представления кейса по дисциплине

«Основы психосоциального развития личности»

I. План анализа проблемы:

1) факторы, определяющие особенности психического развития в данный период, и факторы, порождающие проблему, описанную в ситуации;

2) типичные кризисы и проблемы данного (рассматриваемого) периода;

3) описание проблемной ситуации;

4) формулирование проблемы;

5) раскрытие противоречий, порождающих проблему, описанную в ситуации;

6) этапы, механизмы возникновения проблемы (первые внешние признаки ее зарождения);

7) внешние и внутренние показатели (маркеры) зарождающейся проблемы;

8) положительные последствия различных вариантов решения проблемы;

9) отрицательные последствия неразрешенности проблемы;

10) что нужно было сделать (каковы необходимые условия), чтобы можно было предупредить возникновение пробле­мы и ее отрицательных последствий

II. Рекомендуемый психодиагностический инструментарий для уточнения особенностей психосоциального развития личности.

III. Выделение основных факторов психосоциального развития личности на данном этапе развития

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДО ЕГО ЗАЧАТИЯ

Традиционно принято рассматривать биологические и со­циально-психологические факторы, оказывающие влияние на психическое развитие ребенка.

Биологические факторы, которые нужно предусмотреть до рождения ребенка, с тем чтобы предупредить психические проблемы его развития:

• наследственные заболевания отца, матери и членов их родительских семей;

• собственное здоровье, его коррекция при подготовке к зачатию (особое внимание к источникам инфекции);

• психическое и физическое состояние в период, предшествующий зачатию;

• возраст будущих родителей.

Социально-психологические факторы:

• готовность и желание иметь ребенка у каждого из родителей, а не решение каких-либо проблем с помощью рождения ребенка (например, сохранение брака, устранение эмоциональной неудовлетворенности, урегулирование
жилищных вопросов и т. п.);

• бытовые и экономические возможности семьи;

взаимоотношения в семье и позиции будущих родите­лей в отношении воспитания ребенка

На развитие материнского инстинкта влияют:

• прообраз материнства в родительской семье;

• установка на рождение ребенка;

• положительный отклик на беременность;

• нежность к будущему ребенку;

• чрезмерно усиленный инстинкт материнства приводитк «неврозу материнства».

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДО РОДОВ

Предметом исследования и особого внимания в дородовой диагностике являются:

• наследственные заболевания в семьях супругов;

• врожденные аномалии родителей;

• наличие в анамнезе женщины 3-х выкидышей подряд;

• возраст женщины старше 35 лет, отца — старше 44 лет;

• получение супругом (супругой) повышенной дозы ради­ации.

Дородовый скринингзаключает в себе:

• УЗИ

• прокол амниона (забор жидкости из матки) и ее иссле­дование;

• фотоскопия (выявление лицевых дефектов и дефектов конечностей).

К числу признаков нежелательности ребенкамогут быть отнесены следующие явления:

• физическая слабость матери;

• эмоциональные проблемы и осложнения при родах;

• краткое грудное вскармливание;

• краткость телесных контактов матери с ребенком: мать мало держит ребенка на руках, ласкает;

• ранний выход на работу;

• определение ребенка без нужды в больницы и санатории;

• отсутствие доверительных, теплых отношений («холод­ный дом»).

ПРОБЛЕМЫ ПЕРИНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, РОДОВ. НОВОРОЖДЕННЫЙ РЕБЕНОК

Проблемы:

ü здоровье матери и пренатальное развитие плода (резус-фактор, возраст);

ü отставание или приостановки в развитии плода;

ü тератогены и развитие плода;

ü предлежание плода;

ü кесарево сечение;

ü предродовые страхи;

ü материнство малолетних девочек;

ü проблемы новорожденного ребенка (налаживание важ­ных для жизнеобеспечения систем организма

Материнские факторы, влияющие на развитие плода в пе­риод беременности:

• хронические болезни (диабет, сердечно-сосудистые за­болевания и т. п.);

• резус-фактор — несовместимость плода и группы крови матери;

• возраст матери;

• заболевания в период беременности (краснуха).

Наиболее часто встречающиеся проблемы в процессе родов:

• ягодичное предлежание плода;

• кесарево сечение;

• родовспоможение (искусственная стимуляция родов, использование вакуумного экстрактора и др.);

• отказ от новорожденного

Новорожденный ребенок (от 0до 1 мес.)

Признаки жизнедеятельности:

• крик сразу;

• самостоятельное дыхание (при задержках — асфиксия, гипоксия).

Поиск по сайту:

Источник

Факторы влияющие на психическое развитие ребенка до его зачатия

Психическая жизнь ребенка до рождения!

В самом начале нашего Пути — длиною в 9 месяцев, в первую очередь я хотела бы уделить внимание Вашему психоэмоциональному и душевному состоянию.

Практически каждая беременная женщина, встающая на учет, испытывает страх за свою беременность, будущего малыша, за исход родов, особенно, если ранее были осложнения и потери беременности.И это — нормально!

Но, мало что предпринимает, чтобы как-то уменьшить эти страхи, научиться спокойнее реагировать на все происходящее, более позитивно воспринимать окружающий мир и больше доверять Природе!

В лучшем случае начинает пить успокаивающие средства, чтобы хоть как-то успокоить себя, в худшем – еще больше «накручивать» себя, излучать негативные мысли, «рисовать» в своей голове все самое худшее, что можно представить…, даже не осознавая, какой вред она тем самым наносит себе и своему будущему малышу.

И здесь я  хочу перенаправить  ваше внимание на ребенка и  посмотреть,  как  влияют ваши страхи, негативные мысли на его развитие, его будущее здоровье.  И мотивировать Вас быть более осознанной, учиться контролировать свои мысли и переводить их на позитивные «рельсы».

Внутриутробный период и Рождение — короткий, но достаточно важный эпизод единого целого — жизни человека от зачатия до смерти. Условия, в которых ребенок проводит от момента зачатия до рождения — оказывает огромное влияние на всю его последующую жизнь.

В настоящее время есть множество научных свидетельств, доказательств того, что плод обладает эмоциональным восприятием и активно функционирующей памятью.

И те впечатления, воспринятые им до рождения и во время родов, откладываются у него в подсознании и затем влияют на его образ мышления и стиль поведения в течение всей его последующей жизни.

И здесь мне хотелось бы привести одну притчу:
«К мудрецу пришли мама и папа, у которых родился малыш и которому исполнилось всего пять дней от роду. Родители новорожденного задали мудрецу вопрос: „Скажи, пожалуйста, когда нам начать воспитывать своего ребёнка?“ На что мудрец ответил:” Вы опоздали ровно на девять месяцев и пять дней».

Существует множество научных свидетельств того, что плод обладает эмоциональным восприятием и активно функционирующей памятью.

И те впечатления, воспринятые еще до рождения, влияют на образ мышления и стиль поведения человека в течение всей его последующей жизни.

Известный акушер 20 века, основатель естественных безболезненных родов — доктор Грантли Дик-Рид считал, что плод уже в утробе подвержен влияниям обстоятельств жизни и настроениям матери.

Он писал: «…что в крови матери находится нечто, меняющееся в зависимости от ее настроения. При изменении психологического и эмоционального состояния матери железы внутренней секреции вырабатывают вещества, которые поступают в кровь, питающую не только мать, но и ребенка

Таким образом, развитие ребенка зависит и от настроения матери во время беременности.

Все последние научные исследования показывают, что каждая сильная эмоция матери, будь то тоска, страх или просто резкий перепад настроений, через пуповину доходит до плода.

Уже будучи во взрослом состоянии пациенты с психоэмоциональными, физическими проблемами при работе с ними сообщали о тяжелых переживаниях, страданиях, пережитых ими вместе с матерью во время беременности и/или родов!!!

Эти переживания, запечатленные в памяти — реальны и не являются галлюцинацией и фантазией и находятся глубоко в подсознании.

Депрессия женщины во время беременности формирует склонность к такому же угнетенному состоянию у ребенка. Чем более выраженной была депрессия у матери, тем более раздраженными оказываются дети. В последующем эти дети боле склонны к приобретению вредных привычек.

Гиперактивность детей, их импульсивность, дефицит внимания, невозможность обучаться. Навязчивые состояния, фобии- страх темноты, пауков, змей…

Психосоматические расстройства – бронхиальная астма, мигрень, нейродермит, заикание, энурез, пилоростеноз…все это тоже может иметь пренатальные корни…

Позитивные события способствуют проявлению полученных с генами способностей и талантов, а дистрессы и страхи могут нанести непоправимый ущерб здоровью и последующему психофизическому развитию ребенка.

Поэтому, контролируйте свои мысли, рисуйте в своей голове самые радужные картинки!

Не сидите в Инете, не общайтесь с негативными людьми, больше будьте с Природой, читайте духовные книги, рисуйте, слушайте Музыку, медитируйте, танцуйте, смотрите вдохновляющие фильмы……

Беременность — это не только формирование ребенка, но и потрясающий шанс повлиять на интеллект, творческие и музыкальные способности вашего малыша, простимулировать его познавательное и эмоциональное развитие.

  • Малыш в утробе матери слышит окружающие звуки и реагирует на них.
  •  С ребенком нужно разговаривать и маме и папе, даже если он еще в животе. Когда он появится на свет, он узнает вас, так как слышал вас чаще всего.

Разговаривайте с ним, чтобы кроха слышал, как его здесь любят и ждут.

Факторы влияющие на психическое развитие ребенка до его зачатияНо, кроме родных голосов мамы и папы, младенец в утробе должен слышать музыку!

Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с некоторыми проблемами развития.

Дети, которые слышали музыку в период внутриутробного развития, быстрее других начинают реагировать на звуки, узнавать мелодии. У них лучше развита память!

 Способность слышать возникает у младенца в утробе на 6-7 месяце беременности
 Внутриутробно ребенок слышит все, что происходит как внутри мамы, так и вокруг нее. При этом все звуки носят приглушенный характер, теряя до 30% своей громкости

Звук — самый сильный интегрирующий фактор, оказывающий влияние на весь организм ребенка, гармонизируя его.

Это небольшая толика того , что сегодня стало известно о психической жизни ребенка до рождения. Все мы начинаемся из пренатального мира, а он не всегда бывает благожелательным, помогающим развитию способностей и талантов, переданных с генами родителей.

Поэтому, мать должна научиться многому, чтобы понять меру своего участия в процессе развития и рождения своего Малыша!

Источник

В статье проведен теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов, показывающих влияние психологических факторов на формирование психики будущего ребенка. Показана необходимость психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка.

Ключевые слова: перинатальное развитие, пренатальное развитие, психологические факторы, развитие личности.

В нашем обществе современными женщинами уделяется недостаточное внимание психологической подготовке к зачатию ребенка, периоду беременности и родам. Социально-экономические проблемы, занятость на работе, семейные проблемы часто не позволяют женщинам быть более ответственными по отношению к себе, как будущей матери и по отношению к будущему ребенка. Многие беременные женщины просто не понимают важности принятия на себя этой ответственности, не осознают, что нервно-психические перегрузки, стрессы, тревоги и жизненная неопределенность могут в последствие сказаться на психическом здоровье будущего ребенка. Осознание приходит позже, когда происходят патологические необратимые процессы в соматическом и психическом развитии ребенка. В связи с чем, проблема психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка, становится актуальной. От ее решения во многом зависит здоровье наших детей и сохранность семьи.

Важно понимать, что решение о рождение ребенка должно в полной мере осознаваться как матерью, так и отцом. Женщина, вынашивая ребенка, передает ему свои чувства, эмоции и настроение, которые в свою очередь зависят от отношения женщины к ребенку, от принятия себя в роли матери, от отношения мужа к рождению ребенка и общей гармонии семейных отношений.

Перинатальное развитие — это период, непосредственно предшествующий рождению ребенка, совпадающий с ним или непосредственно следующий за ним. Пренатальное развитие — это развитие ребенка до рождения (психология беременности). Пренатальная стадия жизни — первая позиция человеческого существования, где духовные, психические и соматические факторы оказывают значительное влияние на развивающийся организм и психику [9].

Исследованию перинатального периода развития личности посвящены работы таких зарубежных исследователей как Р. Ассаджиоли, А. Бертин, Т. Верни, Ж. Х. Грабер, С. Грофф, Ф. Дольто, Х. Никель, Д. Пайнз, Л. Нильсон, С. Фанти. Среди отечественных исследователей можно назвать таких как, В. В. Абрамченко, А. С. Батуев, Н. А. Гармошова, А. И. Захаров, В. В. Петренко и др.

Кратко обобщая выводы выше перечисленных авторов можно сказать, что они рассматривают пренатальную стадию жизни как первую позицию человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающийся организм и психику, и где взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна.

Современные исследователи психологии беременности ставят перед собой задачу изучения психологических факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка и благополучие диады мать-дитя, эмоциональное состояние беременных женщин, их изменения в восприятии окружающего мира, отношение к будущему ребенку, влияние взаимоотношений с людьми на течение беременности [1, 2, 3, 5, 6, 9].

В психоанализе сложилась традиция рассмотрения беременности с одной стороны как вершины полоролевого и психосексуального развития личности, а с другой стороны как состояние могущего порождать глубокий личностный кризис. Данная точка зрения нашла свое продолжение в работах зарубежных и отечественных психологов [1, 2, 3, 5, 6, 8, 9].

Наступление первой беременности способствует появлению чувства материнства. Именно в этот момент, важно осознавать характер собственных отношений с матерью, модель ее поведения для того, чтобы сформировать свою модель материнства, принять на себя ответственность за принятое решение. Процесс взросления, индивидуализации будет способствовать самоактуализации и личностному росту будущей матери и убережет от повторного проживания чужих чувств, фиксаций, переносов [1].

Согласно исследованиям Н. В. Боровиковой, знания женщины о самой себе и о сопровождающих беременность соматических и психических состояниях создает благоприятный психоэмоциональный фон протекания беременности, способствует личному взрослению женщин, укреплению и обогащению ее психики новым уровнем психологических самооценок [2].

М. П. Коваленко уделяет особое внимание изучению эмоционального состояния беременных женщин. Эмоциональный стресс, страх, тревога, апатия является основной причиной негативных нарушений состояния здоровья матери и плода. У мальчиков чаще встречаются отклонения в развитии по причине стресса матери. У девочек стресс матери распространяется на большее число антенатальных и перенатальных отклонений, чем у мальчиков [6].

Французский психоаналитик Ф. Дольто утверждал, что негативные переживания беременной женщины передаются еще не родившемуся малышу и могут вызвать у него невротические расстройства [4].

З. Фрейд также выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхами и травмами матери [8].

А. И. Захаров, считает, что эмоциональный стресс при беременности отрицательным образом сказывается не только на последующем здоровье ребенка, но и на самом течении родов, порождая различные трудности как со стороны матери, так и со стороны ребенка [5].

Беременность, которая доставляет женщине дискомфорт, может привести к физиологическим осложнениям беременности, а у родившегося младенца к повышенной тревожности и депрессиям.

При вынашивании нежеланной беременности эмоциональные проявления женщин резко поляризованы. В одних случаях это устойчивый негативный, депрессивный фон настроения, в других — эмоциональная невключенность, безразличие и даже определенная эйфория. Субъективные ощущения, связанные с шевелением плода, очень противоречивы. Плод начинает идентифицироваться матерью как уже нечто существующее, отличное от нее [5].

Период появления ощущения, связанного с шевелением плода, в жизни женщины имеет очень важный психологический и эволюционный смысл. В этот момент в самосознании женщины не только возникает образ будущего ребенка, но и, что особенно существенно, этот образ наполняется качественно особым чувственно-смысловым содержанием, которое можно характеризовать как сроднение.

Если ребенок нежеланный, роды у женщины чаще всего бывают преждевременными и масса тела новорожденных как правило ниже нормы. Дети рождаются слабыми, плохо едят, часто болеют, беспокойно спят, много плачут.

Переживания будущей матери из-за конфликтных отношений с супругом приводит к проявлению психогенной заторможенности у мальчиков, проявляющейся уже на этапе родов в отсутствии рефлекторного крика новорожденного. У девочек подобные переживания матери часто способствуют угрозе выкидыша. Волнения в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек [6].

Стрессы в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек.

Нарушение сна при беременности для мальчиков чреваты обвитием пуповины вокруг шеи, а для девочек — быстрыми стремительными родами [5].

Беременность является сложной жизненной ситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения самосознания, отношения к себе, другому, миру.

В процессе беременности женщина взрослеет, готовится стать матерью, изменяются отношения с отцом ребенка, ближайшим социальным окружением. Интенсивные эмоциональные переживания женщин осложняют как отношения с другими, так и процесс вынашивания ребенка, течение родов и дальнейшие детско-родительские отношения.

Все эти разнородные процессы находят свое единое выражение в изменении структуры и содержания значимых отношений женщины. Именно данный психологический конструкт изменяется наиболее динамично [7].

Не вызывает сомнений влияние на течение беременности отношения женщины к окружающему миру, будущему ребенку, отцу ребенка, взаимоотношений с людьми.

В качестве значимых отношений беременной женщины Э. Г. Эйдемиллер выделил следующие отношения [9]:

  1.              Отношение к себе (и в частности, как очень важный аспект самоотношения, отношение к собственному телу).
  2.              Отношение к отцу ребенка.
  3.              Отношение к вынашиваемому ребенку.

Именно эти три типа отношений влияют на процесс адаптации личности к ситуации беременности, благоприятное протекание родов, эмоциональное состояние женщины, благополучие ребенка.

Исследования Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добрякова, И. М. Никольской показали, что у женщин, на протяжении всей беременности которых сохраняется позитивное отношение к выделенным субъектам и высокая их оценка, беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, в послеродовой период эти женщины довольно легко принимают на себя роль заботливой, любящей матери. В тех случаях, когда наблюдается отрицательная динамика этих видов отношений течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем [9].

Проведенный анализ теоретических исследований пренатального периода развития личности показал огромную роль психологической готовности беременных женщин к рождению ребенка. Женщины нуждаются в психологическом сопровождении, направленном на нормализацию психоэмоционального состояния, активизацию личностного адаптационного потенциала, подготовку к роли матери, к успешному прохождению беременности и родов. Важно формирование позитивного отношения женщин к будущему ребенку, которое во многом зависит от гармонии в семье, поддержки, доверии и взаимопомощи супругов, ожидающих ребенка.

Литература:

  1.              Баженова, О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О. В. Баженова. — М.: Знание, 2003. — 324 с.
  2.              Боровикова, Н. В. Акмеологический потенциал беременной женщины / Н. В. Боровикова. — М.: Наука, 1998. — 334 с.
  3.              Добряков, И. В. Ранняя диагностика и профилактика послеродовых депрессий / И. В. Добряков. — М.: РОП, 2000. — 315 с.
  4.              Дольто, Ф. На стороне ребенка / Ф. Дольто. — СПб.: Петербург 21 век, 1997. — 147 с.
  5.              Захаров, А. И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов / А. И. Захаров. — СПб.: Питер, 1997. — 256 с.
  6.              Коваленко, Н. П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов / Н. П. Коваленко. — СПб.: Питер, 1998. — 366 с.
  7.              Кузнецова, Л.Э., Хошаби, К. Э. Система отношений личности как основа формирования психологической готовности беременной женщины к рождению ребенка // Молодой ученый. — № 9 (89) — Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. — с. 1257–1259.
  8.              Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. — М.: Наука, 2001. — 365 с.
  9.              Эйдемиллер, Э.Г., Добряков, И.В., Никольский, И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер. — СПб.: Речь, 2003. — 336 с.

Источник