Факторы влияющие на нормальное развитие ребенка
Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов. Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств. Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.
Выделяют следующие факторы развития ребенка:
- Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
- Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
- Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
- Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
- Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.
Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.
Биологические факторы развития ребенка
Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу. В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр. Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.
Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.
Факторы психического развития ребенка
К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.
Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.
Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:
- нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
- полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
- наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
- сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.
Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.
Социальные факторы развития
Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе.
По мере взросления малыша могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.
Таким образом, факторы развития ребенка формируют его активность и роль в социуме. Если в семье практикуется правильная система воспитания, то ребенок раньше сможет перейти к самовоспитанию, развить нравственную стойкость и выстроить здоровые межличностные отношения.
Источник
Развитие детей раннего возраста является одной из главных целей всемирной организации здравоохранения. Согласно изданию “Lancet”, в котором были опубликованы данные по этому вопросу, около двухсот миллионов детей до 5 лет в развивающихся странах не имеют возможности реализовать свой потенциал. Как следствие, такие дети отстают в обучении. Комиссия ВОЗ, которая занимается данной проблемой, отметила важность раннего воспитания малыша для формирования справедливости, здоровья, благополучия и продуктивности в зрелые годы.
Нервная система и ее роль в развитии ребенка
Нервная система младенца регулирует жизнедеятельность маленького организма, обеспечивая согласованную работу всего организма. Ее главная функция – объединение и регуляция различных процессов в связи с изменениями условий внутренней и окружающей среды малыша. Совершенствование нервной системы идет постепенно. В педиатрии выделяют различные периоды. Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями. Существуют определенные критерии образования малютки в каждом периоде, позволяющие разграничить норму и патологию.
Особенности нервной системы у детей
Головной мозг крошки значительно отличается от головного мозга взрослого человека. Дифференцировка (т.е. деление клеток) нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.
Стоит отметить, что темп совершенствования нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше малыш. Особенно энергично он протекает в первые 3 месяца жизни.
Что такое раннее развитие ребенка
Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет. Данный термин можно трактовать и по-другому. Например, употребляя данный термин, родители имеют ввиду ускоренное обучение малютки по отношению к его сверстникам. Мы рассмотрим данное понятие с точки зрения педиатрии. В педиатрии существует понятие нервно-психическое развитие, которое включает в себя психомоторное и речевое образование малыша. Сложные названия, которые довольно просты в понимании. Данные термины неразрывно связаны с ранним формированием навыков и психики. Поэтому дальнейшее рассмотрение темы будет неразрывно связано с данными понятиями.
Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет.
Факторы, влияющие на развитие детей раннего возраста
Множество факторов влияет на раннее обучение детей:
- Наследственность.
- Экологическая обстановка.
- Профессиональные вредности, вредные привычки и различные заболевания родителей.
- Течение беременности и родов у матери.
- Вскармливание и режим дня.
- Заболевания.
- Культура воспитания.
- Уход за ребенком и др.
Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста (оценка развития)
По сути появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. И он может быть сформирован только после созревания структуры головного мозга, ответственной за данный рефлекс. Нет структуры – нет и навыка. Именно поэтому педиатры могут оценивать степень созревания различных отделов головного мозга по наличию или отсутствию соответствующих навыков.
Появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса.
Оценить психомоторное и речевое образование у крохи можно и в домашних условиях. Для этого приведем ниже основные пункты при оценке психомоторного и речевого образования, а также укажем средние сроки появления того или иного навыка у здоровых детей:
Моторно – статическое:
- Держит голову (2 мес.);
- Переворачивание на живот из положения на спине (4-5 мес.);
- Переворачивание на спину из положения на животе (5-6 мес.);
- Сидит (6 мес.);
- Ползает (7-8 мес.);
- Стояние с поддержкой (8-9 мес.);
- Стоит сам (10-11 мес.);
- Ходит при поддержке за руку (10-11 мес.);
- Ходит сам (12 мес.).
Целенаправленная моторная деятельность:
- Хватание предмета и простые манипуляции с ним (5-6 мес.);
- Перекладывание предмета в руках, протягивание рук к близким, хлопает в ладоши (7-8 мес.);
- Примитивно играет (9-10 мес.);
- Разные действия с игрушками, контакт со сверстниками (11-12 мес.).
Зрительный анализатор:
- Фиксирует взгляд (2 недели);
- Следит за блестящими, разноцветными игрушками (3 недели);
- Внимательно рассматривает различные предметы, игрушки (4-5 мес.);
- Узнает родственников, знакомых лиц (6-7 мес.);
- Наблюдает за родителями, реагирует на мимику (9-10 мес.);
- Узнает многие предметы по изображению (11-12 мес.).
Слуховой анализатор:
- Позитивная реакция на голос близких (2-3 мес.);
- Узнавание и реагирование на голоса близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);
- Понимание обращенной к нему речи (9 мес.);
- Выполнение довольно простых словесных указаний (10 мес.).
Речь:
- Гуление – произнесение гласных (2 мес.);
- Свирель – произнесении разных звуков с разной тональностью (4 мес.);
- Произношение слогов – лепет (7-8 мес.);
- Произношение слов (9-10 мес.);
- Связывание нескольких слов во фразы (18-20 мес.);
- Многословные фразы (3 года);
- Длинные фразы, монологи (4- 5 лет).
Такими методами педиатр оценивает развитие.
Именно так педиатр оценивает развитие. Общаясь с родителями, он выясняет в каком возрасте появились те или иные навыки. Опрос родителей проводиться по указанной схеме. Таким образом выясняется как совершенствовался младенец до момента осмотра. При осмотре доктор оценивает то, что умеет делать пациент. Затем, на основании полученных данных при опросе родителей и осмотре малыша, врач оценивает развитие крохи на момент осмотра. Оценка образования проводится в определенные эпикризные сроки:
- В течении первого года жизни ежемесячно.
- От 1 года до 3 лет с интервалом 3 месяца.
- От 3 до 7 лет с интервалом 6 мес.
- Старше 7 лет с интервалом 1 год.
Другие методики исследования уровня развития детей раннего возраста
Стоит отметить, что вышеописанная методика оценки обучения является скрининговой (быстрой, поверхностной). Она позволяет обследовать сразу большое количество детей. В случае выявления отклонений в обучении, пациент нуждается в более углубленном обследовании и консультации таких специалистов, как: невролог, психолог и др.
Наряду с данной методикой, в 2006 году всемирная организация здравоохранения предложила использовать так называемые “Окна достижений для 6 этапов моторного развития”. Минус данной методики состоит в том, что не учитывается и игнорируется уровень формирования речи, эмоционального и сенсорного формирование малыша. Существуют и другие методики, которые позволяют оценить психомоторное воспитание. Одной из перспективных зарубежных методик является “Шкала ментального развития Гриффитс”. Для оценки обучения большое распространение получили также центильные графики, которые довольно просты в использовании.
Задержка развития ребенка
Огромную популярность набирает раннее образование ребенка с точки зрения раннего освоения и приобретения тех или иных навыков, которые опережают возраст вундеркинда. Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей. Но мало кто задумывается над тем, какое количество и какой процент составляют те дети, которые отстают в образовании.
Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей.
Если ребенок отстает в образовании на один эпикризный срок, то это считается вариантом нормы. Задержка в образовании до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития. При задержке от 2 до 3 эпикризных сроков данное состояние расценивается как отставание в развитии. В более тяжелых случаях возможно глубокое отставание в развитии, когда отклонение составляет более, чем на 3 эпикризных срока.
Стоит отметить, что малыш не обязательно будет иметь отклонения по всем направлениям образования. При этом он может иметь задержку речевого формирования на фоне нормального моторного обучения. Если же ребенок имеет тяжелую патологию и у него отмечается отклонение почти по всем направлениям обучения, то в таком случае используется термин «задержка нервно-психического развития». В случае комбинации задержки нервно-психического формирования и задержки физического формирования, правомочен диагноз «задержка всех видов развития».
Психомоторное и речевое развитие являются одними из основных показателей, характеризующих состояние здоровья малыша. Несмотря на то, что каждый человек по-своему уникален и неповторим, существуют общие критерии, характеризующие уровень образования ребенка. Именно в период раннего возраста происходит окончательное формирование отдельных структур головного мозга, формирование слухового и зрительного анализаторов. Поэтому именно в период раннего возраста педиатр усиленно и тщательно исследует уровень нервно-психического образования ребенка. Стоит отметить, что познавательное развитие малыша в раннем детстве имеет огромную пластичность и подвергается выраженному влиянию со стороны окружающей среды. Главной задачей родителей является обеспечение благоприятных условий и создание той атмосферы, которая позволит развиваться малышу согласно его возрастным способностям.
Источник
Знаете ли Вы, что наш физический мозг растёт всего лишь до четырёх лет? Возможность лёгкого обучения в детстве, и путь всей жизни в значительной степени определяются тем, что происходит в эти первые четыре года нашей жизни.
Приблизительно до трёхлетнего возраста каждую секунду образуется от семисот до тысячи дополнительных нейронных связей мозга. И эта нейронная сеть влияет на все его функции, включая эмоции, память, моторику, поведение, и, конечно же, речь.
Этот феномен много лет изучала профессор Дана Саскинд. Она написала книгу «Тридцать миллионов слов», в которой поведала о факторах, влияющих на мозг ребёнка, к ним относятся: родительская речь, стрессы, похвала и другие.
Давайте рассмотрим эти факторы.
1. Развитие речи
Оказывается, язык является главным стимулятором развивающегося мозга. У ребёнка, языковое окружение которого в раннем детстве было очень скудным, обработка словесной информации идёт с меньшей эффективностью и медленнее.
Как известно, невозможно ребёнку бегать, не научившись ходить. Также невозможно малышу произнести первое слово, если он не услышал и не понял его. Речь родителей в первые три года жизни ребёнка способствует накоплению словарного запаса и навыков общения, а также обеспечивает основу для эмоционального, социального и когнитивного развития.
Фото из семейного архива
Когда мамочка говорит о цвете мячика, аромате цветка или форме кубика, она с первых дней жизни малыша создаёт питательную языковую среду, которая так необходима для формирования мозга ещё маленького человечка.
Постоянные беседы с ребёнком очень важны, но также и важно их качество. Вот представьте себе мозг в виде копилки. Если в неё бросать только мелочь, то эта копилка, даже набитая до самого верха, не поможет оплатить Вам обучение в колледже, и тем более – в институте. Так же и детский мозг, если он заполняется лишь самыми простенькими словами, то он не потянет обучение в колледже или университете.
А вот если Вы ежедневно будете заполнять его разнообразными новыми словами, то мозг станет «богаче» и сможет самостоятельно «оплачивать» собственное обучение. Интенсивное общение матери и малыша тесно связано с настройкой его речи. Поэтому, дорогие мамочки, Вы должны как можно больше разговаривать с ребёнком, особенно о том, на что направлено его внимание.
2. Стресс
Ещё одно необходимое условие нормального развития мозга — это стабильность. Растущий мозг ребёнка имеет повышенную чувствительность ко всем внешним раздражителям.
Было доказано, что окружение, постоянно наполненное высоким уровнем стресса, порождает у младенцев внутренние раздражители, которые действуют как первые угнетающие факторы для развития детского мозга, требуя столько внимания, что он отвлекается от обучения.
Фото из семейного архива
Конечно же, стресс присутствует в жизни младенцев, например, когда они плачут перед сном, когда их кормят с опозданием. Но если уровень стресса всегда высокий, то гормоны стресса промывают мозг маленького ребёнка, навсегда меняя его.
Изменения мозга из-за стресса приводят к хроническим проблемам с поведением, проблемам со здоровьем и трудностям в учебе. Дети, выросшие в среде без хронического стресса, способны лучше справляться с жизненными проблемами, прибегая к более конструктивным и менее разрушительным методам восстановления.
Если дома постоянно царит стрессовая обстановка, когда словесное общение носит грубый, ругательный и угрожающий характер, то спасением для детского мозга может стать режим постоянной защиты от неизбежного нападения.
Всегда готовая система обороны – «бей или беги» — это попытка мозга организовать самозащиту. В итоге мозг теряет способность отличать неминуемую угрозу от отсутствия угрозы. Вся его энергия тратится на то, чтобы быть начеку перед неизвестностью, и это серьезно влияет на его развитие.
3. Безучастное лицо или влияние эмоций на развитие мозга
Всем понятно, что дневной свет является внешним катализатором для развития зрения. Момент, способствующий развитию сознания, более неуловим и многосложен. К нему можно отнести взгляд мамы на малыша; мгновение, когда папа берёт ребёнка в ответ на протянутые к нему ручонки; игры в прятки.
На этом позитивном общении и ответных реакциях у ребёнка формируется фундамент будущего обучения, здоровья и поведения, то есть развитие мозга целиком зависит от взаимоотношений малыша с заботливыми и чуткими взрослыми.
Кратковременными объятиями никак нельзя устранить целую жизнь рядом с «безучастным лицом» или, что еще хуже, со злобой и враждебностью.
Фото из семейного архива
4. Телевизор и развитие ребенка
Психолог Патриция Кул своими исследованиями подтвердила тот факт, что телевизор не помогает развитию малышей.
Был проведён такой интересный опыт. Девятимесячные американские малыши слушали китайскую речь. Из них половина детей слышала слова, произносимые мамой с теплой интонацией, а другие прослушивали те же китайские слова, с такой же материнской интонацией, но записанные на аудио- или видеопленку.
Через двенадцать лабораторных сеансов малыши, слышавшие речь непосредственно от живого человека, смогли распознавать звуки китайского языка. А те, кто слушал запись, как Вы уже догадались, ничего не могли.
Фото из семейного архива
5. Правильная похвала
Психологи Сьюзан Левин и Сьюзан Голдин-Мидоу проанализировали разновидности словесного поощрения, которое слышат от родителей малыши в возрасте от года до трех. Через пять лет учёные проверили, соотносится ли тип мышления ребёнка, например, пытливость или инертность, с похвалой, полученной в детстве. И эта связь оказалась поразительной!
На первом этапе исследования выяснилось, что уже к четырнадцати месяцам родители привыкают хвалить ребенка в одном стиле, то есть за ум или старание.
Спустя пять лет оказалось, что дети, которых в первые три года больше хвалили за усердие и усилия, в семь-восемь лет с большей вероятностью были склонны к расширению кругозора. Ещё выяснилось, что пытливый ум предопределяет отличную успеваемость по математике и чтению во втором-четвертом классах.
Было доказано, что такие дети обычно уверены, что их успехи обусловлены упорным трудом, а способности можно улучшить только благодаря старанию.
Отсюда можно сделать вывод: даже годовалых малышей следует хвалить за старания, а не за врожденные способности.
Фото из семейного архива
6. Влияние плача
Очень много исследований подтверждают, что новорожденные, плач которых остается без внимания, страдают от «токсичного» стресса. Он может негативно влиять на нейронные связи мозга малыша, в результате чего ребёнок вырастет обремененным проблемами с учебой, контролем эмоций и поведением, не доверяющий людям. А ещё такие дети более склонны к ожирению, диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям и аутоиммунным расстройствам.
Дети, чьи родители были внимательны к ним в первые годы жизни и реагировали на плач оперативно и доброжелательно, будут расти без перечисленных выше проблем. Такие родители, помимо развития детского мозга, помогают заложить основу для привязанности, которую ребёнок пронесёт через всю свою жизнь.
Источник