Факторы влияющие на когнитивное развитие ребенка
Факторы, влияющие на
когнитивное развитие ребенка.
Полагаю, достаточно ясно, что уровень когнитивного развития человека в наши дни может определить всю его судьбу, социальный статус, карьерные достижения. Интеллектуальное развитие продолжается на протяжении всей жизни человека. Но, безусловно, основное закладывается в детстве. Родителям хочется, чтобы его ребенок достиг успеха и благополучия. Что можно сделать для повышения интеллектуальных способностей ребенка с самого раннего детства? Как можно повлиять на данные способности и возможно ли это?
В подобном вопросе обратимся к детской психологии в целом и к «Теории когнитивного развития человека» швейцарского философа и психолога Ж. Пиаже в частности.
Прежде всего необходимо определиться с самим термином «Когнитивное развитие». Итак, когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — это развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, решение задач, формирование понятий, воображение и логика.
Целью моей работы является попытка выявить и охарактеризовать основные факторы, которые влияют на когнитивное развитие ребенка. Что же влияет на интеллектуальное развитие ребенка? На какие факторы можно повлиять, а какие из них врожденные? Вопрос о факторах, влияющих на когнитивное развитие, остается достаточно сложным. Рассмотрим современные представления о данной проблеме, не отходя, тем не менее от теории Жана Пиаже.
Современная психология считает, что все факторы, которые могут повлиять на когнитивное развитие ребенка можно (и нужно) делить на врожденные и приобретенные. Соответственно, зная эти факторы, можно влиять на интеллектуальное развитие ребенка с самого его рождения.
Я попытаюсь раскрыть основные факторы, влияющие на интеллектуальное развитие ребенка и обозначить их сущность ( врожденные либо приобретенные) в соответствии с теорией Ж.Пиаже.
- Врожденные факторы.
- Генетический фактор.
Главным врожденным фактором, влияющим на когнитивное развитие человека, разумеется, является генетический фактор. Существует теория, что каждый человек, уже при рождении, имеет определенный запас знаний, который ему был передан родителями. Данная теория довольно спорна, т.к. не всегда высоко интеллектуально развитые родители могут похвастаться столь же развитыми детьми. Интеллект в чистом виде никогда не передается. Передается лишь направление мыслительной деятельности. И это очень важно.
Абсолютно точно можно сказать о том, что ряд негативных факторов может повлиять на когнитивное развитие человека именно на генетическом уровне. Для примера рассмотрим Синдром Дауна. Синдром Дауна у родителей, страдающих им, может не передаться ребенку и абсолютно никак не повлиять на его интеллектуальное развитие. Наоборот, у генетически здоровых родителей, вдруг, рождается ребенок с данным синдромом. Механизм передачи врожденных генетических болезней от родителей к детям до конца, к сожалению, еще не ясен. Однако, выявлена закономерность между возрастом родителей и вероятностью получения их ребенком генетического заболевания. У родителей, чей возраст на время зачатия составляет меньше 25 лет вероятность произвести на свет ребенка с Синдромом Дауна составляет 1/2000. Однако, если даже одному из родителей больше 40 лет, то подобная вероятность составляет 1/40! Таким образом, можно сказать, что «старорождение» является негативным фактором, который может повлиять на генетику ребенка и, соответственно, на его интеллектуальное развитие.
- Факторы, возникающие во время беременности.
Образ жизни беременной женщины напрямую влияет на развитие ребенка, как физическое, так и интеллектуальное. Мозг ребенка, находящегося в чреве у матери, созревает весь период беременности. Правильное сбалансированное питание, здоровый образ жизни способствуют развитию здорового ребенка. Однако, зачастую, подобные условия будущими мамами не соблюдаются. Идеологи пренатального воспитания, такие как М. Оден (M. Oden), А. Бертин (A. Bertin), Д. Чемберлен (D. Chamberlain), считают, что беременность – это активный диалог не только между матерью и ребенком, но и между матерью и отцом, окружающим миром. Алкоголь, никотин, наркотические средства пагубно влияют на развитие эмбриона, и младенца в последствии. Огромное количество исследований показывает, что интеллектуальное развитие детей, рожденных от матерей с негативными привычками, гораздо ниже среднего. К примеру, детей, рожденных женщинами, которые употребляли алкоголь во время беременности, может развиваться фетальный алкогольный синдром. Называют его еще «алкогольная эмбриофетопатия». У детей, чьи матери курили во время беременности, наблюдается задержка интеллектуального развития вследствие эмбриональной асфиксии.
Однако, даже состав питания будущей матери оказывает огромное влияние на развитие эмбриона. Отсутствие рационально сбалансированного питания или даже части витаминов и микроэлементов может крайне отрицательно повлиять на когнитивное развитие ребенка. Например, дефицит йода в организме беременной женщины зачастую приводит к такой болезни ребенка как Кретинизм.
Очень большое значение для когнитивного развития ребенка имеет не только отсутствие вредных воздействий, но и нормальная продолжительность пренатального периода. Установлено, что дети, родившиеся с глубокой степенью недоношенности (меньше 33 недель гестации), даже при отсутствии двигательных расстройств, имеют выраженные когнитивные нарушения при обследовании в возрасте 20–24 года.
- Факторы окружающей среды.
Жан Пиаже установил зависимость психических и когнитивных свойств индивида от факторов окружающей его среды. К факторам окружающей среды относятся факторы природного характера и факторы техногенного характера. К факторам природного характера можно отнести питание будущей матери, качество питания самого ребенка. К факторам техногенного характера отнесем место проживания семьи. К примеру, семья, проживающая у моря, где чистый воздух, оптимальная влажность, насыщенность продуктов питания йодом и другими необходимыми микроэлементами и витаминами имеет больший шанс произвести на свет ребенка с хорошими интеллектуальными задатками, нежели семья, живущая в промышленном районе крупного города. Так, большие дозы ионизирующей радиации вызывают повреждение ЦНС новорожденного ребенка, плохая насыщенность воздуха кислородом приводит к асфиксии эмбриона, отсутствие йода в питании будущей матери (как говорилось выше) может привести к кретинизму новорожденного ребенка.
Современными психологами было произведено исследование о влиянии месторождения и дальнейшего проживания на физическое, психологическое и когнитивное развитие детей. Результаты исследования были удивительными. Оказалось, что уровень невротизации у «сельских» детей дошкольного возраста гораздо ниже ( а физическое развитие, психологическая устойчивость, социальная адаптивность, интеллектуальный уровень – выше), чем у детей «городских». Потому что сельская, деревенская среда, в которой обитают дети, уже сама по себе является более развивающей, чем закрытый мир квартиры и детского сада городского ребенка. Таким образом, чем более естественная, природная среда обитания у малыша, тем выше его интеллектуальное развитие. Однако, этот фактор начинает терять свою значимость по мере взросления.
- Личностные качества ребенка.
Ещё одним важнейшим врожденным фактором, влияющим на когнитивное развитие, является личностные качества ребенка. Сюда относятся особенности личности ребенка: его тип темперамента (меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик), различные физиологические отклонения, ведущий тип восприятия (визуальный, кинестетический, аудиальный, дигитальный).
На данный момент у доминирующего количества людей присутствует визуальный тип восприятия. Современная система дошкольного и начального школьного образования построена так, что «визуалам» развиваться легче, чем детям с другими ведущими типами восприятия. Рассматривание наглядного материала на занятиях в детских садах, на уроках в школе является одним из основных методов обучения. Соответственно «кинестетики» или «дигиталы» воспринимают наглядный учебный материал тяжелее и гораздо медленнее. Это не говорит об их когнитивной неразвитости. Если ребенку предоставить программу воспитания и обучения, которая будет соответствовать его темпераменту, его ведущему типу восприятия, то результаты его интеллектуального развития могут быть великолепными.
- Приобретенные факторы.
- Социальное положение семьи.
По статистике социальное положение семьи на 20% влияет на когнитивное развитие ребенка. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психологической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психосоматическими заболеваниями, отклонениями в поведении. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения.
Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.
- Количество детей в семье.
На уровень интеллектуального развития ребенка влияет количество детей в семье. Исследования показывают, что чем больше в семье детей, тем ниже уровень интеллектуального развития каждого. Идеальным вариантом является семья с двумя детьми. В этом случае уровень интеллектуального развития старшего ребенка даже выше, чем у семьи с одним ребенком.
Исследования показывают, что если в семье много детей (около девяти), то самые младшие дети имеют очень сильное отставание от своих старших братьев и сестер. Запоздание в интеллектуальном развитии составляет порядка 20%. Однако, в семье, где большое количество детей, наблюдается большая возрастная разница между самыми старшими детьми и самыми младшими. Тогда наступает момент, когда старшие дети, наряду с родителями, становятся значимыми для передачи информации, опыта, интеллектуального развития своим младшим братьям и сёстрам.
- Личностные особенности родителей.
Ребенок определенное количество времени познает мир исключительно подражанием. Он подражает предметам, звукам, животным. Постепенно он начинает копировать поведение родителей, потому что они для ребенка являются авторитетными, значимыми. Таким способом ребенок обретает опыт.
Соответственно, образ жизни семьи, традиции, увлечения напрямую влияют на интеллектуальное развитие ребенка. Если, например, огромное количество времени уделяется интеллектуальному развитию всех членов семьи, то когнитивное развитие ребенка будет высоким. Ребенок в такой семье посещает различные кружки, секции, развивается не только под контролем родителей, но и самостоятельно.
- Влияние школы.
Бесспорно, школа оказывает огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, на его интеллектуальное развитие. Здесь имеет значение множество факторов. Программа обучения, личность учителя, взаимоотношения со сверстниками, общая атмосфера.
Зачастую, от ребенка в классической школе требуются следующие качества: усидчивость, вдумчивость, спокойствие, послушание, уравновешенность. Если ребенок обладает такими качествами, то он, скорее всего, станет успешным учеником. Однако, не секрет, что все дети разные. Они обладают разным темпераментом, разными творческими способностями. Если родителям к выбору школы подойти особенно внимательно, то для любого «непослушного» и «необучаемого» ребенка можно создать идеальные условия для его когнитивного развития. Существует большой выбор школ, от классических до творческих школ-студий.
Заключение:
В своей работе я попыталась обозначить основные факторы, влияющие на когнитивное развитие ребенка. Все факторы разделяются на врожденные и приобретенные. Несомненно, подобных факторов гораздо больше, чем было разобрано в данной работе. Помимо перечисленных факторов можно рассмотреть влияние на когнитивное развитие детей телевидения, интернета. Формирование и поддержание когнитивных функций тесно связано с пищевым поведением. Известно, что пищевое поведение должно быть таким, чтобы обеспечить поступление в организм всех необходимых пищевых веществ для поддержания энергетического, белкового, углеводного, липидного, минерального обменов.
Необходимо сказать, что все факторы, влияющие на интеллектуальное развитие ребенка, необходимо рассматривать только в их совокупности. Каждый фактор по отдельности не может быть неоспоримым правилом. К примеру, фактор количества детей в семье. В семье, где детей больше семи, младшие дети интеллектуально менее развиты, чем старшие. Фактор неоднозначный. История знает большое количество примеров, когда младшие дети в многодетной семье становились известнейшими личностями. К примеру, великий физик и математик Исаак Ньютон был седьмым ребенком в семье, а Антон Павлович Чехов – третьим. Подобных примеров предостаточно. Это еще раз подтверждает необходимость рассматривать факторы, влияющие на когнитивное развитие ребенка, как врожденные, так и приобретенные, в их совокупности.
Литература:
- Алексеева Л.С., Плотник М.М., Спиваковская А.С., Ширинский В.И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М., 1995.
- Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2 т. – М., 1980. – Т. 2.
- Вроно Е.С. Трудные родители, несчастные дети // Семья и школа. – 1996. – С. 35-40.
- Выготский Л.С. История культурного развития нормального и ненормального ребенка // Психология личности. – М., 1989.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1989.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М., 1991.
- 4. Обухова Л.Ф. Детская психология. Теория, факты, проблемы — М.: Тривола, 1995.
- 6. Пиаже Жан теория, эксперименты, дискуссии. Сб. статей / сост. и общ.ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001.
- Спиваковская А.С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви). – М., 1986.
- Титаренко В.И. Семья и формирование личности. – М., 1987.
- Торохтин В.С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. – № 3. – С. 54-61.
- Шапиро Б.Ю. Психология семейных отношений. – М., 1992.
Источник
Когнитивное развитие — это развитие, касающееся всех умственных процессов, происходящих в головном мозге человека: восприятие, усвоение и осмысление понятий, умение запоминать, сохранять и воспроизводить информацию, решение различных задач, логическое мышление, воображение.
Когнитивность — что это простыми словами? Читайте об этом здесь.
Основные понятия теории
Основателем когнитивной теории является Жан Пиаже, который активно работал в сферах психологии и философии.
Он провел обширное количество исследований, касающихся особенностей развития когнитивных способностей, и вывел ряд основных концепций.
По мнению Пиаже, когнитивные способности ребенка качественно отличаются от мышления взрослого человека, и считать детский способ мышления примитивным неправильно.
Умственные процессы у детей совершенствуются и изменяются по мере их становления в социуме и в мире в целом.
На детском возрасте развитие интеллекта не заканчивается. Оно продолжается в той или иной мере на протяжении всей жизни человека.
Основные понятия, фигурирующие в теории Пиаже:
- Схема действия. Под этим определением подразумевается совокупность и последовательность действий (и интеллектуальных, и физических), которые позволяют человеку определенным образом познавать окружающую его реальность. Схемы дают возможность воспринимать цельный поток информации и вычленять из него наиболее ценные сведения. Они связаны как с знаниями, так и с механизмами их приобретения. Если человек получил в процессе познания новую порцию информации, эти сведения (полученные опытным путем или другими методами) влияют на схемы действия, которые корректируются в соответствии с новыми данными. Некоторые схемы, конфликтующие с новой информацией, значительно перерабатываются либо заменяются полностью. Пример: ребенок в первый раз видит кошку. Эта кошка пушистая, с длинной шерстью, поэтому он может решить, что все кошки выглядят так, но позднее узнает, что существуют кошки с короткой шерстью и сфинксы, у которых ее нет вообще. Его когнитивные схемы изменяются в соответствии с полученными сведениями.
- Ассимиляция. Процесс внесения полученных сведений в существующую схему действия называется ассимиляцией. При этом коррекция проходит в соответствии с уже существующими личностными особенностями отдельного человека, его интересами, опытом и знаниями, поэтому в схему вносятся лишь те сведения, которые он считает ценными и для которых уже есть определенные схемы. Также сведения видоизменяются, соотносясь с личностными установками и приоритетами.
- Аккомодация. Процесс замены схемы либо ее коррекции в зависимости от полученных данных называется аккомодацией. Пример: ребенок впервые сталкивается с предметом пирамидальной формы, осматривает его, крутит в руках и корректирует свои схемы действия. Когда ему понадобится взаимодействовать вновь с предметом такой формы, его ладонь изогнется определенным образом, чтобы предмет не выскользнул из нее при контакте.
- Уравновешивание. Это процесс поиска баланса между ассимиляцией и аккомодацией, связанный со стремлением приобрести согласованные данные и сделать шаг вперед в процессах развития.
Что изучает наука когнитивистика? Узнайте об этом из нашей статьи.
О периодизации развития интеллекта по Жану Пиаже в этом видео:
к содержанию ↑
Факторы, влияющие на процессы когнитивного развития
Процесс когнитивного развития у каждого человека проходит по-разному в зависимости от его личностных особенностей, влияния среды, окружения и многих других факторов.
Основные факторы, оказывающие влияние на когнитивное развитие:
- Генетика. Все дети получают набор генов от родителей, который определяет многие аспекты их когнитивного развития. Некоторые дети очень быстро совершенствуются, их развитие опережает возрастные нормативы, другие же дети хуже усваивают информацию, медленнее изменяют схемы действия, поэтому их скорость развития замедлена. Также следует учитывать детей с генетическими болезнями, значительно влияющими на интеллект: болезнь Дауна, синдром Вильямса, синдром Ангельмана, болезнь Прадера-Вилли, синдром Ретта и другие. Они развиваются не так, как дети без отклонений, и требуют особого подхода в воспитании и обучении.
- Процесс протекания беременности. Нарушения, возникшие при вынашивании беременности и при родах, влияют на когнитивное развитие ребенка в будущем. Если мать при беременности перенесла инфекционные заболевания (корь, сифилис, грипп, гепатит, краснуха, герпес, токсоплазмоз), имеет хронические болезни, которые способны влиять на формирование мозга у плода (сердечно-сосудистые заболевания, артериальная гипертензия, анемия, эндокринные патологии, в особенности сахарный диабет), ее ребенок может в будущем иметь задержки в когнитивном развитии, включая выраженные, связанные с возникшими внутриутробными патологиями.
- Влияние среды. Неполноценное, недостаточное питание в первые годы жизни ребенка также негативно сказывается на процессах его развития, поэтому систематически недоедающие дети с гиповитаминозами и авитаминозами гораздо медленнее усваивают информацию и значительно отстают от сверстников, которые питаются хорошо. Также значительное влияние имеет наличие либо отсутствие внимания к ребенку со стороны взрослых людей.
С детьми, особенно с младенцами и новорожденными, важно регулярно общаться, чтобы они развивались должным образом. У малышей должна быть возможность знакомиться с миром, играть в игры, взаимодействовать с игрушками, общаться с разными людьми, чтобы их развитие не было замедленным.
- Количество детей в отдельно взятой семье. Согласно распространенному мнению, чем больше детей в одной семье, тем более развит каждый из них. Но это не так: в семьях с большим количеством детей самый высокий уровень IQ имеют первые два ребенка, а самый низкий — младший ребенок. Примерная разница в баллах между старшими и младшими — 10, редко больше.
- Социальный статус семьи. Очевидно, что дети состоятельных родителей имеют больше возможностей для полноценного развития: их лучше кормят, они могут получить более качественное образование, поэтому у детей из бедных и богатых семей в среднем уровень IQ различается. Однако у детей из многодетных семей хорошо развиты социальные навыки, что положительно влияет на их будущие социальные взаимодействия.
- Влияние школы. В большинстве школ учителя предпочитают, чтобы ученики на уроке тихо сидели, слушали их и задавали поменьше вопросов, что крайне неблагоприятно влияет на процессы развития детей. Также многое зависит от личностей преподавателей, их общего отношения к ученикам и к предмету. Например, если учитель очень любит свой предмет и стремится выложить информацию так, чтобы всем детям она была ясна, вне зависимости от уровня ее сложности, большинство его учеников будут развиваться в этой сфере быстро.
- Личностные особенности ребенка. Особенности темперамента, сформированный взгляд на жизнь, характер, интересы — все это влияет на то, как быстро ребенок усвоит информацию. Если, к примеру, предмет ребенку нисколько не интересен, он будет усваивать сведения медленно и быстро их забудет, но, если учитель приложит усилия, ребенок может заинтересоваться предметом, и тогда скорость его развития в этом направлении увеличится.
- Личностные особенности родителей. Интеллектуально развитые, творческие родители в большинстве случаев стремятся дать своему ребенку как можно больше ценных сведений, а он перенимает у них и взгляд на жизнь, и интересы, и многое другое.
Также имеют значение вредные привычки матери и многие другие факторы (использование лекарств, неблагоприятно влияющих на плод, стрессы, психические расстройства, особенности питания).
Дети, растущие в семьях с умными, разносторонне развитыми родителями, развиваются во много раз быстрее тех детей, у которых родители практически ничем не интересуются.
к содержанию ↑
Стадии по Пиаже
Первая: от рождения до двухлетнего возраста
Ребенок раннего возраста познает мир преимущественно через действия, сопоставляя чувственные впечатления и физическое взаимодействие с чем-либо. В это время активно совершенствуются врожденные рефлексы.
Основные аспекты периода:
- Дети любят наблюдать за привлекающими внимание объектами, которые имеют насыщенные цвета, блестят, светятся, двигаются, и взаимодействовать с ними.
- Составляя собственные схемы, дети стремятся повторить какие-либо действия, используя свои физические возможности. Примеры: потянуться за игрушкой, уронить что-то, чтобы посмотреть, что произойдет, прыгнуть в лужу так же, как это сделал другой ребенок, ощупать попавшийся под руку предмет.
- Восприятие речи. Первый раз ребенок слышит голоса окружающих людей еще до рождения и, родившись, уже умеет отличать голос матери от остальных голосов. Уже в первые дни жизни дети показывают способность отличать одни звуки голоса от других, понимать эмоции.
- Ребенок в первые месяцы жизни наиболее часто взаимодействует с окружающими при помощи крика, плача, а позднее учится выражать эмоции при помощи мимики, использовать жесты (например, может указать на что-то пальцем), запоминает первые слова и учится их использовать.
к содержанию ↑
Вторая: от двух до семи лет
Чаще всего именно в этом возрасте ребенок попадает в детские учебные учреждения, совершенствует свои социальные навыки при общении со взрослыми и сверстниками, получает знания вне дома.
Основные аспекты периода:
- Дети учатся общаться с другими людьми, выстраивают первые социальные связи (приятельство, дружба).
- Особенности коммуникации. Дошкольник, знакомясь с чем-либо, давая оценку событиям, принимая решения, руководствуется преимущественно своим личным опытом. Эта особенность называется эгоцентрическим мышлением. Ему сложно смотреть на ситуацию с разных сторон, ставить себя на чужое место. Пример: ребенок при перечислении членов своей семьи не включает в этот список себя, так как воспринимает все исключительно со своей точки зрения, а в собственном восприятии он себя со стороны не видит.
- Дети очень любопытны, им интересно знать все об окружающем мире, поэтому они задают огромное количество вопросов взрослым. Этот этап в жизни ребенка в повседневной жизни часто называют возрастом «почемучки».
- Анимизм. Ребенок одушевляет неодушевленные объекты, например, считает плюшевую собачку живой и может употреблять в ее отношении фразы «ей больно, она плачет», если она упадет.
Что такое когнитивная сфера личности? Понятие вы найдете на нашем сайте.
к содержанию ↑
Третья: от семи до одиннадцати лет
На этом этапе дети начинают постепенно использовать логику при анализе различных ситуаций.
Основные аспекты периода:
- Ребенок способен смотреть на разные вещи с разных сторон, может моделировать ситуации и их исходы в голове. Например: если он получил двойку, то может начать придумывать, что сказать, чтобы родители отреагировали на это мягко.
- Возникают способности к дедуктивному мышлению, но упрощенные: например, если есть визуальные ориентиры — Максим ниже Светы, Света ниже Саши, соответственно, Саша выше Максима.
- Появляется умение осмысливать такие понятия, как вес, объем, пространство, время и другие. Пример: ребенок способен планировать свое время, осознавать, как скоро произойдет то или иное событие.
Социально-когнитивное развитие ребенка. Лекция в этом видео:
Что такое когнитивный диссонанс? Ответ узнайте прямо сейчас.
к содержанию ↑
Упражнения для разных возрастов
Существуют определенные упражнения, ускоряющие скорость развития у людей, относящихся к разным возрастным группам, улучшающие память и другие когнитивные функции:
- Школьники. Мозг детей и подростков пластичен, поэтому в этом возрасте можно наиболее быстро усвоить множество различной информации. Положительно на когнитивное развитие в этом возрасте влияет игра на музыкальных инструментах, изучение новых языков, чтение, различные логические игры, включая шахматы, шашки, некоторые компьютерные игры, к примеру, приключенческие квесты, где необходимо логически взаимодействовать с предметами и людьми для прохождения.
- Взрослые люди. Первые сбои в когнитивных функциях наблюдаются у большинства людей после двадцати-тридцати лет. Отчасти это связано с тем, что взрослые люди все больше используют привычные схемы и не меняют ничего. Чтобы поддерживать мозг в порядке, полезно изучать языки, использовать нестандартный подход в разных ситуациях (простой пример: можно использовать разные пути, чтобы добраться на работу), смотреть фильмы в непривычных жанрах, играть в логические игры, находить новые увлечения.
- Пожилые люди. В этом возрасте наиболее важно не достичь деградации и сохранить все когнитивные функции, так как мозг у пожилых функционирует все хуже и хуже, повышается риск возникновения болезни Альцгеймера. Чтобы сохранить функции, полезно лепить из пластилина, вести дневник, слушать и исполнять музыкальные произведения, заучивать стихотворения, играть в логические настольные игры, читать.
Если регулярно нагружать мозг тренировками, развиваться в разных направлениях, осваивать новые навыки, заниматься творчеством, когнитивные функции не ослабнут, а жизнь будет интереснее и ярче.
Как тренировать мозг? Память? Мышление? Татьяна Владимировна Черниговская расскажет в этом видео:
Наша интересная группа Вконтакте:
Источник