Факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка

Библиографическое описание:
Поескова, Г. И. Факторы, влияющие на интеллект ребенка / Г. И. Поескова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 564-566. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8623/ (дата обращения: 01.01.2021).
Известно, что основными факторами, оказывающими свое влияние на интеллект ребенка, являются наследственность и воздействие среды. Наследственные влияния передаются через гены, которые получает ребенок от родителей. Родители, таким образом, несут ответственность за формирование существенных для развития интеллекта ребенка биологических структур, и прежде всего, нервной системы. Средовые факторы ребенок ощущает от момента зачатия до самой смерти — это пища, физико- химические воздействия, обучение, социальный опыт, роль семьи, влияние культуры и много другое. У детей, бросивших учебу, IQ снижается, а у тех, кто переходит из обыкновенной школы в школу для одаренных детей, — повышается. Специальные программы, проводимые в США с целью обогатить в социальном и культурном отношении среду дошкольников из неблагополучных семей, часто улучшают показатели интеллекта у этих детей, однако если после этого ребенок попадает в обычную школу, его IQ может снова снизиться.
Споры по поводу природы интеллекта и факторов, оказывающих влияние на его развитие, начались еще в начале 1900-х годов, и не утихают, по сей день. Когда Альфред Бине создал свои первые тесты измерения интеллекта детей, он был уверен в том, что интеллект имеет «текучий» характер и может изменяться в сторону увеличения. В последующие годы американские ученые стали говорить о том, что человеческий интеллект генетически обусловлен и неизменяем от рождения.
Ряд американских ученых во главе с Э.Торренсом считают, что интеллект — это продукт существующей в обществе системы воспитания и обучения, поэтому талантами не рождаются, а становятся, поскольку творческий стиль является естественной формой работы мозга [7]. Американский психолог Р.Кеттел рассматривает интеллект двояко. По мнению Р. Кеттела, интеллект бывает кристаллизованным и текучим. Первый интеллект, заключающий в себе логическое мышление, счет, знания, зависит от образования, условий культурной среды. Второй интеллект, включающий в себя скорость восприятия и обработки информации, по мнению Р.Кеттела, генетически обусловлен [3]. Взгляды Р.Кеттела перекликаются со взглядами американского психолога К. Двек [4], которая рассматривает проблему с точки зрения двух теорий: теории «фиксированного» интеллекта и теории роста мышления. К.Двек утверждает, что одаренность не является фиксированной, данной от рождения и неизменяемой. Напротив, она может возрастать при наличии усилий и мотивации со стороны личности.
Наиболее широко на эту проблему взглянул канадский ученый Ф. Ганье [5]. Он предположил, что интеллект, который является природным качеством, должен развиваться на протяжении всей жизни человека. Это происходит путем систематических занятий, тренировок и практики «мастерства в определенных областях человеческой активности и деятельности». Таким образом, по мнению Ф.Ганье, происходит превращение одаренности в талант. Этому процессу могут способствовать (или мешать) два вида катализаторов: внутренний и внешний. К внутренним катализаторам относятся физические (здоровье, внешность) и психологические (мотивация, воля), которые обусловлены генетически. Внешними катализаторами, по утверждению Ф.Ганье, являются: среда (географическая, демографическая, социологическая), люди (родители, учителя, родные братья и сестры, сверстники), предоставляемые гарантии (программы для одаренных и талантливых детей) и события (смерть родителя, заболевание, выигранный приз).
Как считает американский психолог, специалист в области когнитивной, экспериментальной и социальной психологии Р. Нисбет интеллект гораздо больше определяется социальным окружением ребенка, нежели генами, и что родители и воспитатели могут оказывать на него значительное влияние. Так, по утверждению Р. Нисбета, кормление ребенка грудью в течение первых восьми месяцев от рождения ребенка на шесть пунктов в дальнейшем увеличивает IQ ребенка по шкале баллов. Или что занятия физическими упражнениями во время беременности также влияет на IQ ребенка, поскольку мать в этом случае родит ребенка большего роста, и при этом, его мозг тоже будет иметь значительно больший размер.
Убеждение Р. Нисбета в том, что социокультурное окружение влияет на интеллект ребенка основано на его изучении детей, выходцев из семей с низким социальным статусом. IQ этих детей на 12- 18 пунктов отстает от IQ их сверстников, выходцев из благополучных семей, в которых детям предоставляется более развивающая обстановка.
Подобно тому, как плохое питание негативно влияет на развитие ребенка в утробе матери, так и окружающая среда оказывает на интеллектуальное развитие ребенка. Р. Нисбет рассматривает детей из благополучных семей с достатком и детей из семей с низким достатком и делает следующие выводы.
В семьях с достатком:
1. говорят с детьми на «хорошем» английском языке; задают детям развивающие вопросы; комментируют детские высказывания; обсуждают с детьми вопросы из жизни ребенка и детские эмоции;
2. побуждают детей участвовать в дискуссиях за столом, которые ведутся взрослыми;
3. ребенок говорит 2 000 слов в час;
4. к трехлетнему возрасту, ребенок может услышать более 30 миллионов слов;
5. в доме много книг; ребенку начинают читать с 6-месячного возраста;
6. взрослые связывают прочитанный материал с примерами и событиями из жизни ребенка; задают вопросы, начинающиеся с «Что?» и «Почему?» по прочитанному тексту, побуждают ребенка участвовать в процессе чтения;
7. словами описывают то, что нужно сделать ребенку;
8. принимают активное участие в жизни ребенка, расспрашивают о ребенке у воспитателей, ровесников;
9. родители активно работают над тем, чтобы развить таланты и способности ребенка;
10. вовлекают ребенка в познавательную активность в летний период, такую как: чтение, разговоры, походы в музеи и зоопарк, в результате чего, у ребенка повышается его IQ.
В семьях с низким достатком:
1. мало говорят с детьми; общение в основном в виде распоряжений;
2. ведутся обсуждения между взрослыми с убеждением в том, что детям не интересно участие в дискуссии;
3. ребенок говорит 1 300 слов в час;
4. к трехлетнему возрасту, ребенок услышал 20 миллионов слов;
5. книгвдоме мало; взрослые поздно начинают читать ребенку книги;
6. не связывают материал из книжки с жизнью ребенка; задают вопросы, начинающиеся с «Что?», но не задают вопросов, начинающихся с «Почему?»; считают комментирование ребенка прочитанного простым перебиванием и просят ребенка не отвлекаться, а внимательно слушать текст;
7. показывают, как надо делать что-либо, в лучшем случае, могут сказать: «Делай так!»;
8. не участвуют в жизни ребенка; дети предоставлены сами себе и большую часть времени проводят в играх и просмотре телевизионных передач;
9. родители видят свою роль в том, чтобы ребенок был сыт, одет, обут, был опрятным; дети растут и развиваются сами по себе;
10. не стимулируют развитие ребенка летом, в результате, у ребенка падает его IQ.
Р. Нисбет приходит к выводу, что такие простые вещи, как разговор с детьми, чтение ребенку книг, комментарии по прочитанному возбуждают любопытство у детей и увеличивают их интеллект. Таким образом, согласно утверждению Р. Нисбета, окружающая среда влияет на IQ ребенка, на его получение высшего образования и на всю дальнейшую карьеру в жизни [6].
Другие факторы окружающей среды, влияющие на интеллект ребенка
Шлепание малышей. Ввозрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания, и, наоборот, 2-З-летний ребенок остро реагирует, если его отшлепать, считает М. Ибука [1]. Согласно исследованиям Мюррея Штрауса из Университета Нью- Хампешира, дети в возрасте от 2 до 4 лет, которых родители шлепают, на 5 пунктов по шкале IQотстают от своих ровесников, которых родители не наказывают подобным образом. Дети в возрасте от 5 до 9 лет, которых родители шлепают, отстают на 2.8 пункта от других детей, которых родители не наказывают.
Сон.Моник Ле Буржуа из Университета Браун изучила, как сон влияет на интеллект дошкольников. Она обнаружила, что если в выходные ребенок на один час больше поспит, то при сдаче теста в понедельник, его IQ увеличивается на 7 пунктов.
Свинец в крови. Американскийисследователи обнаружили, что у детей, имеющих в крови свинца меньше, чем 10 микрограмм на децилитр, на 11.1 пункта отстают по шкале тестов Станфорд- Бине от других детей. Каждые дополнительные 10- микрограмм свинца в крови ребенка дают увеличение IQ по шкале на 5.5 пунктов [2].
Литература:
1. М. Ибука. «После трёх уже поздно». Пер. с анг. М.: Альпина нон-фикшн,2011, с. 25.
2. Bernard SM, McGeehin MA. 2003. Prevalence of blood lead levels ≥ 5 micro g/dL among US children 1 to 5 years of age and socioeconomic and demographic factors associated with blood of lead levels 5 to 10 micro g/dL, Third National Health and Nutrition Examination Survey, 1988–1994 Pediatrics 112(6 Pt 1):1308–1313.
3. Cattell, James McKeen. 1902. The time of perception as a measure of differences in intensity. Philosophische Studien 19: 63–68.
4. Dweck,C.(1999) Self Theories: Their role in motivation, personality and development. Philadelphia, PA: Psychology Press.
5. Gagne,F.(1995).From giftedness to talent: A development model and its impact on the language of the field. Roeper Review, pp.18, 103–111.
6. Nisbett, R. and T. Wilson (1977). «Telling More than we can Know: Verbal reports on mental processes». Psychological Review 84(3): 231–259.
7. Torrance E. P. Growing up creatively gifted: A 22-year longitudinal study. Creative Child and Adult Quarterly. 1980
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, жизнь ребенка, американский психолог, интеллект, интеллект ребенка, окружающая среда, родитель, пункт, развитие ребенка, семья.
Источник
Из-за каких причин интеллектуальное развитие ребенка порой «запаздывает» – он не проявляет активности, интереса к игрушкам, самостоятельности? Этими вопросами часто задаются родители, когда наблюдают за развитием крохи. Ребенок в раннем дошкольном возрасте, если его когнитивные функции развиваются в соответствии с нормой, проявляет любознательность, пытается знакомиться с предметной игрой, осваивает подражание и копирование. Всем родителям полезно знать, от чего зависит уровень интеллекта, и как по внешности и особенностям поведения ребенка понять, насколько умным он растет. На эти и другие вопросы ответили зарубежные и отечественные ученые, а MedAboutMe собрал всю информацию вместе.
Размер головы в младенчестве: большая голова как признак ума?
Британские ученые говорят, что об интеллектуальном развитии ребенка свидетельствует рост головы. Особенно это актуально в возрасте до одного года. Доктор философии Кэтрин Гейл совместно с коллегами из Университета Саутгемптон отмечает зависимость между объемом мозга ребенка и его дальнейшим интеллектуальном развитием, так называемом позднем интеллекте.
Команда специалистов изучила более 600 детей. В исследовании приняли участие дети в возрасте одного года, четырех и восьми лет. Врачи сначала измеряли окружность головы младенцев. Позже, в дошкольном и младшем школьном возрасте, тем же детям был дан тест на уровень интеллекта.
Исследование показало, что высокие результаты был у тех ребят, окружность головы которых в младенческом возрасте достигала максимальной возрастной нормы.
Исследователи не знают точно, что заставляет некоторых детей иметь больший мозг, чем у других. Они также подчеркивают, что многие факторы, включая отношения между родителями и детьми, могут влиять на интеллект детей.
Исследователи обнаружили, что рост головы к одному году был ключевым фактором. «Догоняющий» рост уже не имел такого большого значения.
«Рост мозга после грудничкового периода, по крайней мере, с точки зрения объема мозга, вряд ли компенсирует сниженный темп роста в первый год жизни», – пишут исследователи.
Ученые также изучили родителей младенцев, а именно их отношение к ребенку сразу после рождения, и затем в процессе взросления и воспитания.
Матери младенцев отвечали на вопросы о своем родительском стиле, старших детях и других факторах, таких как грудное вскармливание и послеродовая депрессия. Результаты этих исследований представлены ниже.
Депрессия у матери и интеллект ребенка
Изучая уровень детского развития, ученые пришли к выводу, что дети имели более высокие показатели IQ, если их родители имели более высокий уровень образования, а матери не страдали от послеродовой депрессии.
После рождения малыш нуждается в заботе и внимании. Получать любовь и принятие – его основные потребности. Если женщина переживает депрессивное состояние, у нее нет эмоциональных ресурсов откликаться на желания малыша так часто, как он того требует. Даже если она заботится о нем, держит на руках, кормит и пытается играть, ребенок будет чувствовать отстраненность матери, если она находится в подавленном состоянии.
Уровень интеллекта ниже у детей, чьи матери страдали от послеродовой депрессии.
Грудное молоко лучше других видов вскармливания
Материнское молоко содержит все питательные микроэлементы для роста и развития ребенка. Кроме того, процесс кормления – немаловажный фактор для формирования детской эмоциональной стабильности и умственного развития.
Доктор Бернардо Лесса Орта из Бразилии отмечает связь между высоким уровнем IQ у ребенка и грудным вскармливанием, длящимся от рождения до 6 месяцев.
Грудное молоко дает хорошие преимущества в будущем – такие, как высокие оценки в школе и социальный успех во взрослом возрасте – потому что это лучший источник насыщенных жирных кислот, необходимых для развития мозга.
Отношение к ребенку в семье: как растить детей умными?
Кэтрин Гейл с коллегами отмечает влияние не только объема мозга на интеллектуальное развитие детей, но и отношений в семье. Ученые оценили стиль общения с ребенком семье, отношение к нему и психологическую атмосферу между близкими людьми.
Высокий уровень интеллекта наблюдался у тех детей, отношение к которым строилось на доверии, принятии и уважении.
Конструктивная критика, поддержка ребенка, отсутствие привычки «давить» на него приводят к более высокому уровню интеллектуального развития, чем у тех детей, чьи интересы не принимались всерьез, характер осуждался, в семье присутствовал только авторитарный стиль воспитания.
Сиблинги и развитие: когда в доме не один ребенок
Какое влияние на детский интеллект оказывают сиблинги – братья и сестры ребенка?
На познавательную сферу и интеллектуальное развитие малыша влияет отношение к нему в семье. Оно может меняться, быть позитивным, негативным, иметь свои особенности, если у родителей уже есть дети. Так, иногда младенцу может не хватать внимания, а подрастая, он может переживать ревность или зависть.
Отрицательные чувства влияют на эмоциональное состояние ребенка, и, соответственно, уровень восприятия и интеллекта. Ученые установили, что ребенок, чьи интеллектуальные показатели в первый год жизни были в норме – стремление к познанию мира, любознательность активность – повзрослев, может демонстрировать невысокий уровень IQ. Так бывает в случае педагогический запущенности или эмоционального отвержения, когда мать и отец больше времени уделяли другим детям, не удовлетворяли базовые потребности малыша, не занимались с ребенком и не играли с ним.
Если раньше считалось, что наличие старших детей в доме стимулирует младших развиваться, то сегодня специалисты подчеркивают: для такого эффекта нужно не просто иметь братьев или сестер, но и равноценно распределять между всеми детьми родительское внимание. Иначе страдает не только психика, но и интеллектуальное развитие!
«Наши результаты дают дополнительные доказательства того, что младенчество является наиболее важным периодом постнатального роста мозга для определения более позднего интеллекта», – пишут исследователи.
Если родители хотят способствовать сохранению и развитию когнитивных навыков детей, важно уделять внимание факторам воспитания и условиям, которые окружают малыша не только с момента рождения, но и на протяжении взросления.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
- Влияние эмоционального реагирования матери на здоровье детей первых двух лет жизни / Николаева Е. И., Меренкова В. С // Преподаватель ХХI век ВАК. = 2009
- Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников / Евсеева Т. О. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста. = 2016
- Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017
Источник
Когнитивное (умственное) развитие человека определяется рядом факторов: генетическими факторами, течением беременности у матери, факторами окружающей среды, составом и социальным положением семьи, влиянием школы, личностными особенностями ребенка и родителей.
Существует несколько схем умственного развития человека. Рассмотрим одну из них — теорию Пиаже, в которой умственное развитие ребенка представлено как непрерывный процесс.
До 60-летнего возраста умственные способности человека не снижаются, а по многим аспектам интеллекта повышаются (особенно это связано с профессиональными потребностями человека). Резкое ослабление умственной деятельности может наблюдаться у людей перед смертью.
В еще большей степени роль воспитания важна в следующем аспекте развития человека — когнитивном (умственном) развитии. Вспомним пример с детьми дикарей Австралии. Оставаясь в своей среде, они вырастали дикарями; в то же время, воспитываясь в условиях европейской цивилизации, они достигали всех высот умственного развития, которые показывает обычный ребенок цивилизованного общества.
Общая гипотеза индивидуального развития интеллекта состоит в том, что существуют врожденный и приобретенный интеллект. Врожденный интеллект — это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности. Приобретенный интеллект формируется в результате взаимодействия потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только “результирующий” интеллект, наблюдая за тем, как индивидуум совершает умственные операции. Адекватно оценить врожденный интеллект можно только в том случае, если индивидуум с первых мгновений жизни находится в идеальных условиях, обеспечивающих всестороннее развитие врожденного интеллекта, что, конечно, неосуществимо.
Генетические факторы. Это потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от родителей. От этих факторов в определенной степени зависит направление интеллектуального развития индивидуума. Однако индивидуум не наследует определенный уровень чистого интеллекта, зависящий от соответствующего уровня родителей. Об этих генетических факторах, их структуре и механизмах возникновения и проявления в настоящее время известно очень мало. Обнаружен только ряд генов, отвечающих за грубые дефекты развития организма (в том числе физические).
От генетических нарушений следует отличать хромосомные аномалии, связанные с нарушениями в процессе образования сперматозоида или яйцеклетки. Это относится, в частности, к такому распространенному недугу, как болезнь Дауна. Для таких больных характерен определенный внешний вид, но главная проблема здесь — умственное развитие. У детей с этим заболеванием обычно наблюдается дебильность в легкой степени, которая тем не менее частично компенсируется их повышенной общительностью; эта черта служит важным фактором их адаптации в обществе. Показано, что болезнь Дауна передается по наследству только в 3—4 % случаев. Главным фактором этого заболевания служит немолодой возраст родителей. Если мать не старше 25 лет, то вероятность его возникновения состаатяет 1/2000, а если ей больше 45 — 1/40. Такая же зависимость существует и применительно к отцу.
Факторы, возникающие во время беременности. Во время пренатального развития ребенок живет практически одной жизнью с матерью. Поэтому значительные нарушения физического и психического равновесия у матери в это время могут оказывать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка. Приведем примеры таких нарушений:
недостаточное питание матери, особенно в бедных и слаборазвитых странах. Так, отсутствие или недостаток йода в пище матери в определенных районах может вызвать кретинизм ребенка;
заболевания матери в период беременности. Так, краснуха у беременной протекает легко, но на первых месяцах внутриутробной жизни ребенка приводит к необратимым изменениям зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций;
употребление лекарств и других веществ. Злоупотребление в первые месяцы беременности антибиотиками, транквилизаторами типа элениума или даже аспирином, употребление алкоголя или курение могут привести к значительной задержке умственного развития ребенка.
Факторы окружающей среды. Недостаточность, или алиментарные нарушения, питания ребенка особенно проявляются в первые шесть месяцев жизни. Однако если в дальнейшем ребенок начинает питаться нормально и жить в стабильных условиях с достаточной психической стимуляцией, то он уже к 4—5 годам догоняет своих обычных сверстников. К сожалению, такую компенсацию большинство детей из бедных семей никогда не получат, и у них нарушения, связанные с неблагоприятным питанием беременной матери, будут только усугубляться.
Психическая стимуляция. Уже с первых месяцев жизни ребенка она может иметь решающее значение для его интеллектуального развития, быть может, даже большее, чем правильное питание или физический уход. Известно, что у детей, воспитанных в учреждениях, где общение сведено к минимуму (одна воспитательница на 10 детей), уже со второго года жизни отмечается значительное отставание в двигательной и речевой сфере, т. е. дети должны расти у родителей, которые дают им возможность общаться с разными людьми, манипулировать новыми предметами, осваивать новые навыки.
Значимость психической стимуляции иллюстрирует следующий пример: 30-е гг. XX в., штат Айова, приют для умственно отсталых детей. Младенцы целыми сутками находились одни в кроватках с высокими занавесками; психическая стимуляция—только общение с нянями во время ухода и кормления. Тринадцать детей были помещены в заведение для умственно неполноценных женщин, которые очень скоро стали считать этих младенцев своими детьми. С этого момента развитие детей с каждым днем стало меняться: у них сформировалась речь и интеллект достиг нормы. В течение 40 лет многие из бывших воспитанников обзавелись семьей, детьми, четверо получили высшее образование. При этом 12 детей, которые остались в приюте, так и не достигли нормального развития, а треть из них оставалась в приюте пожизненно.
Число детей в семье. Считается, что умственное развитие ребенка тем выше, чем больше у него братьев и сестер. Однако на самом деле это не так: чем больше в семье детей, тем ниже их IQ; первенцы всегда более развиты, чем остальные дети. Самые высокие баллы получают старшие дети в семье, в которой есть двое детей, а самые низкие — младшие дети в семье, имеющей девять детей (разница в IQ — 10 баллов). По мнению некоторых исследователей, от числа детей в семье зависит ее интеллектуальный климат. Однако, как отмечают эти же исследователи, совершенно очевидно, что хотя в больших семьях проявляется недостаток интеллектуального развития, но имеется ряд преимуществ: более выражена социальная компетентность, моральная ответственность. А эти факторы играют в социальной адаптации человека не меньшую роль, чем интеллект.
Социальное положение семьи. Исследования, проведенные во Франции (1980), показали, что у детей, родившихся в бедных семьях, но воспитанных в семьях из привилегированного слоя общества, 1Q примерно на 20 баллов выше, чем у их братьев и сестер, воспитанных родителями. Другими словами, между социальной средой, в которой живет ребенок, и его школьной успеваемостью существует тесная связь.
Влияние школы. Большая часть жизни ребенка и подростка связана со школой. Мы вправе ожидать, что в школе все делается для того, чтобы способности каждого ребенка развивались как можно лучше. Что же происходит на самом деле?
Как самое ценное качество ученика в традиционной школе рассматривается послушание. Хороший ученик — спокойный ребенок, который ничего не говорит без разрешения, отвечает только на задаваемые ему вопросы, и именно так, как от него требуется. У детей с высокими творческими способностями и низким уровнем традиционного интеллекта это может привести к негативным последствиям.
Как можно бороться с таким положением вещей? В XX в. были выдвинуты идеи об открытых системах обучения, при которых каждый ребенок живет и работает в своем собственном ритме. Такой метод предложила, в частности, итальянка Мария Монтес- сори (1870—1952). В ее классах детям была предоставлена полная свобода передвижения и максимально стимулирующая среда — игрушки и предметы, привлекающие их внимание. В такой школе дети с удовольствием учились, хотя там не было никаких экзаменов или дневников, призванных подстегнуть их усилия.
Почему же данные методы, вполне оправдавшие себя на практике, широко не используются в современных школах? Потому что человеческое общество неоднозначно относится к самостоятельности людей. Любая социальная система отражает культуру и социально-экономическую среду, преобладающую в данном обществе. Естественно, это относится и к воспитанию детей, которым предстоит развивать и, главное, сохранять существующие социальные структуры. Гарантией такой благонадежности и служит более или менее систематический контроль.
В США проживают представители достаточно многочисленных культурных и социальных слоев. Однако школьная система приспособлена в основном для англоязычных представителей белой расы, вышедших из семьи, в которой оба родителя имеют стабильное и более или менее престижное положение и индивидуально и социально обеспеченны (тип семьи, демонстрируемый в большинстве телесериалов не только американского, но и европейского производства). Основные требования школы, которым должен подчиняться ребенок, — это уважение к взрослым, выполнение заданий в срок и в соответствии с определенными требованиями, конкуренция и индивидуализм. Стимулом служит перспектива получить диплом и, следовательно, престижную работу. Таким образом в итоге воспроизводится социальная модель жизни родителей.
Хотя такую систему обязательного школьного образования искренне считают демократической, не приходится удивляться тому, что успешность представителей непривилегированных классов здесь крайне мала. К сожалению, динамика социального развития России в настоящее время повторяет этот путь.
По мнению Ж. Годфруа (1966), когда система обучения соответствует мотивации и жизненному ритму детей и гармонирует с жизнью взрослых, чернокожие дети из Заира начинают развиваться так же быстро, как и их сверстники из Парижа или Нью-Йорка.
Личностные качества ребенка. От темперамента и характера ребенка в большой степени зависит, как будут налаживаться его отношения в школе. У некоторых детей личностный тип (флегматики, холерики и т. д.) не соответствует жестким рамкам традиционной школы; такие дети быстро оттесняются в сторону, и к ним начинают относиться как к неспособным.
М. С. Каган (1965) разделяет детей на вдумчивых и импульсивных. Вдумчивые дети углубляются в задачу, даже если она трудна, и решают ее столько времени, сколько необходимо. Однако их основная мотивация — избежать неудачи. Социальная активность вдумчивых детей незначительна, они мало участвуют в жизни коллектива, опасаются попадать в незнакомые социальные ситуации, считаются успешными в обучении.
Импульсивные дети хорошо входят в коллектив, не боятся рисковать, стремятся к быстрому успеху. Поэтому часто они дают ответ, который первым пришел в голову (иногда это вызывает трудности в обучении, особенно при овладении чтением — пропускают строчки, подставляют одно слово вместо другого). При этом импульсивные дети могут показывать не худшую успеваемость, чем вдумчивые, но их стиль поведения хуже вписывается в систему воспитания, в которой главным достоинством считается послушание, и они находятся в заведомо худших условиях.
У вдумчивых детей, благодаря их способности рассматривать разные подходы к решению задачи, больше шансов стать творческими личностями. В то же время, поскольку импульсивные дети допускают неоднозначные решения и способны спонтанно их “выдавать”, у них также может развиться дивергентное и оригинальное мышление.
Личностные качества родителей. Отцам и матерям детей с высоким уровнем интеллекта и творческих способностей обычно свойственно позитивное отношение к жизни: они любят свою работу, энергичны и динамичны, предпочитают на досуге культурное или артистическое времяпрепровождение. Главное их отличие — нонконформизм (независимость от постороннего мнения, условностей или предрассудков общества). Они уверены в себе и ведут себя свободно, особенно не заботясь о своей репутации.
Если у детей имеются условия для развития и интеллектуальных, и творческих способностей, что будет преобладать? Все зависит от взаимоотношения детей с родителями. Важно, чтобы ребенок ощущал человеческое тепло и уважение со стороны взрослых.
В семье с преимущественным развитием интеллекта между родителями и детьми уже в раннем детстве установлены определенные взаимоотношения — родители особое внимание обращают на школьную успеваемость; у детей с высокими вербальными способностями, как правило, имеются очень крепкие эмоциональные связи с родителями, что подкрепляет зависимые формы поведения. Родители уделяют много внимания умственному развитию детей, покупают им познавательные игрушки и книжки, позволяют участвовать во взрослых разговорах; дети с большими способностями в области математики и пространственного воображения гораздо свободнее в своих инициативах.
В семье с преимущественным развитием творческих способностей отсутствует какая-либо авторитарность со стороны родителей; детей поощряют за непосредственность и уверенность в себе, в семье ценится чувство ответственности. В таких семьях часто наблюдается эмоциональная дистанция, даже холодность, вплоть до глубокого разлада между родителями и детьми, но это не приводит к враждебности по отношению к детям или к пренебрежению ими.
Источник