Факторы влияющие на духовное развитие ребенка

Доброго времени суток,уважаемые подписчики.
Воспитание ребенка – это неотъемлемая часть жизни родителей. Ребенок приходит в этот мир как чистый лист, и на раннем этапе именно родители формируют личность малыша. Вопреки расхожему мнению, характер не наследуется, но формируется под чутким руководством родителей. В раннем возрасте ребенок податлив влиянию, и не составит большого труда объяснить что хорошо, а что плохо, куда сложнее быть примером своих слов. Таким образом, появляются различные факторы, которые влияют на воспитание ребенка.
yandex.ru
Погода в доме
Родители – это первые люди, которых встречает малыш в этом мире и долгое время он находится в окружении своей семьи. Именно на этом этапе закладываются семейные и жизненные ценности, с которыми малыш встретит взрослую жизнь.
Соблюдение баланса – самое тяжелое в работе родителя. Как бы ни хотелось нельзя окружать ребенка исключительно заботой и опекой. Но также нельзя предоставлять ребенка самому себе. Вседозволенность и попустительство неприемлемо, равно как и полный контроль над жизнью ребенка. В целом соблюдение баланса состоит в том, чтобы давать ребенку право выбора и относительную свободу действий, а чтобы процесс не вышел из-под контроля, необходимо прививать чувство ответственности с раннего возраста и мягко направлять малыша в правильное русло.
Основную часть воспитания составляют бытовые ситуации, возникающие в семье. Когда ребенок живет в атмосфере любви и взаимопонимания, многие ситуации для него становятся естественными. Уход за больным супругом, здоровое решение конфликтных ситуаций, умение искренне попросить прощения или отблагодарить – всё это малыш перенимает от родителей. Будучи воспитанным в такой модели поведения он перенесет ее во взрослую жизнь.
yandex.ru
Окружение ребенка
Рано или поздно в жизни каждого родителя наступает момент, когда приходится отпустить ребенка во внешний мир. Первые походы на детскую площадку и первые взаимодействия с другими детьми, это не только радость для родителей, но и причина для волнения. Ведь у других детей свое видение этого мира и другое воспитание.
Выращенный в тепличных благоприятных условиях ребенок, первый раз сталкивается с жадностью, агрессией, несправедливостью, становится участником конфликтных ситуаций. Обычно родители тут же бегут на помощь своему малышу, не разобравшись в ситуации и не дав принять решение самому. Как только у ребенка забирает лопатку другой ребенок, родитель сразу же бежит с наставлениями, что можно, что нельзя. Тогда как полезнее для всех будет встать в сторону и понаблюдать за поведением малыша. Это его жизнь и его конфликтная ситуация, вполне возможно, он сам найдет выход из ситуации и даже куда лучший, чем ему предложили бы родители. Важно понаблюдать за реакцией ребенка и его действиями и только потом на основе увиденного сделать с малышом анализ над ошибками и объяснить, где именно он поступил неправильно или почему с ним поступили несправедливо.
Гаджеты и средства массовой информации
Как часто родители предоставляют ребенка самому себе наедине с гаджетами? Слишком велико искушение сделать дела по дому в тишине и спокойствии пока ребенок занят мультфильмом или развивающим приложением. Поэтому родители часто успокаивают себя, что ничего страшного в этом нет, и даже приносит определенную пользу. Конечно, у каждого ребенка должно быть время посвященное саморазвитию. Но проводить он его должен с игрушками, конструкторами, карандашами, пластилином, развивая фантазию и мышление, а не перед экраном монитора.
yandex.ru
Действительно в мультфильмах и приложениях нет ничего страшного, но только если ребенок изучает их вместе с родителями. Родители должны объяснять и комментировать все действия в мультфильмах, характеризовать героев, задавать наводящие вопросы ребенку. Иначе есть риск, что ребенок неправильно поймет, что именно хотят донести до него персонажи.
Каждый ответственный родитель хочет отгородить своего ребенка от негативных факторов окружающего мира. Это желание постоянно оберегать и опекать естественно. Однако приносит ли оно реальную пользу ребенку? Ведь жизнь не состоит только из белых полос. Задача каждого родителя не только оберегать и опекать, но в первую очередь подготовить ребенка к самостоятельной жизни.
Cпасибо, что дочитали статью. Ставьте пальцы вверх. До скорой встречи.
Источник
Развитие человеческой личности — это многолетний сложный процесс и влияющие на него определённые факторы. В первую очередь это биологические, социальные и психологические факторы. О том, что представляет собой каждый из них и об их роли в процессе формирования личности ребёнка, читайте ниже.
Какое влияние оказывают биологические факторы
Говоря о биологических факторах, стоит отметить огромную роль наследственности, поэтому именно на ней и остановимся. Дело в том, что развитие личности человека, впрочем, как и любых других организмов, в первую очередь определяется именно наследственностью.
Любой ребёнок с появлением на свет имеет набор органических задатков, каждый из которых сыграет свою роль в процессе развития его личности. Именно от них будут зависеть особенности эмоциональной сферы, степень одаренности и пр.
Основные носители наследственности — это гены. Дети в рамках законов о передаче генов получают особое строение, тип нервной системы и обмена веществ, а также нервные ткани, способные подстраиваться к воздействиям окружающей среды.
Несмотря на всё вышесказанное, стоит отметить, что развитие личности — это не только наследственность и гены. В свое время великий Дарвин говорил, что все живые организмы развиваются благодаря борьбе с наследственными факторами и условиями жизни с помощью усвоения новых признаков и совершенствования старых.
Кроме того, нужно учитывать, что наследственность при всей своей значимости влияет на формирование личности под социальным воздействием. Известно, что манера поведения каждого человека основывается не только на заложенных природой особенностях нервной системы, но и на воспитании.
Нервная система, как уже было отмечено выше, может изменяться под воздействием внешних условий окружающей среды. Именно этот факт говорит в пользу того, что воспитание и обучение определённым образом воздействуют на личность как в целом, так и на её отдельные динамические особенности.
Как источник для полноценного развития личности наследственность всё ещё не изучена до конца. Изначально почти каждый ребёнок при появлении на свет наделён огромным генетическим потенциалом, но по мере взросления не имеет возможности его полностью реализовать. Причины разные, начиная от неспособности взрослых вовремя выявить все особенности личности ребёнка и заканчивая отсутствием условий для их грамотного развития.
Факторы психического развития личности
Не менее важны психологические факторы, которые также влияют на формирование личности ребёнка. К ним относят:
- социальные условия;
- природные задатки;
- биологические задатки.
В совокупности эти факторы оказывают серьёзное влияние на развитие психической стороны личности. Наиболее значимым среди них является социальный фактор. Во многом становление личности будет зависеть от окружения ребёнка — членов его семьи, общения между ними, внутренних норм поведения.
С ранних лет ребёнок впитывает в себя атмосферу, царящую в доме, несмотря на то, что многого пока может не понимать. Если отношения родителей построены на доверии, любви и взаимном уважении, то психика ребёнка будет развиваться гармонично. Малыш будет чувствовать себя счастливым и в безопасности. И наоборот, конфликты, драки, упрёки в семье приведут к развитию у ребёнка чувства вины, что в свою очередь станет причиной появления психологических травм.
Ниже приведены факторы, влияющие на нормальное психологическое развитие личности:
- работа головного мозга;
- развитие нервных процессов;
- правильная система воспитания;
- адекватное возрасту физическое развитие;
- обучение;
- здоровье основных органов чувств.
Выполнение условий, перечисленных выше, станет определённой гарантией полноценного развития личности ребёнка в психологическом отношении.
Что означают социальные факторы
Личность каждого ребёнка формируется в процессе социализации. Будучи примером общественного существа, каждый малыш между тем индивидуален, имеет собственный внутренний мир, ценности, качества, выполняет определённые функции, имеет обязательства. На развитие личности ребёнка воздействует окружающая среда, причем в это понятие входит целый ряд внешних обстоятельств, без которых развитие человека как личности невозможно.
С момента появления на свет малыш нуждается в общении, овладении речевыми навыками. При этом в каждом отдельном случае среда развития ребёнка особенная, построенная на его близком окружении. Речь идёт о так называемой микросреде, которая, несмотря на то, что является частью социальный среды, отличается автономностью. Составляющие микросреды — это те люди, которые окружают ребёнка и имеют на него определённое влияние:
- родители;
- родственники;
- друзья;
- одноклассники и пр.
Важно понимать, что микросреда оказывает на личность ребёнка нецеленаправленное влияние. Поэтому нельзя рассчитывать исключительно на этот фактор.
Малыш, личность которого развивается пусть даже исключительно под влиянием благоприятной среды, не сможет достичь пика гармоничного развития. Чтобы процесс протекал действительно правильно, необходимо подключить сюда направленное, специально организованное воспитание.
В семьях, где уделяют внимание воспитанию детей, учитывая как личностные, так и возрастные особенности, получается добиться формирования у них нравственной стойкости к неблагоприятным факторам и ослабления влияния отрицательных сторон окружающей среды.
Это означает, что дети, получающие адекватное воспитание, смогут противостоять распущенности, пьянству и плохим компаниям, практиковать навыки самоконтроля с самого раннего детства.
Именно воспитание, указывая правильный путь для движения в будущем, позволяет личности ребёнка перейти на новый уровень развития. В процессе воспитания взрослые должны принимать во внимание уже имеющийся уровень развития ребёнка, а также особенности его личности, которые пока ещё в стадии становления.
Источник
Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов. Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств. Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.
Выделяют следующие факторы развития ребенка:
- Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
- Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
- Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
- Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
- Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.
Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.
Биологические факторы развития ребенка
Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу. В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр. Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.
Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.
Факторы психического развития ребенка
К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.
Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.
Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:
- нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
- полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
- наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
- сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.
Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.
Социальные факторы развития
Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе.
По мере взросления малыша могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.
Таким образом, факторы развития ребенка формируют его активность и роль в социуме. Если в семье практикуется правильная система воспитания, то ребенок раньше сможет перейти к самовоспитанию, развить нравственную стойкость и выстроить здоровые межличностные отношения.
Источник
Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие
ребенка в ДОУ
Командин Евгений Николаевич,
педагог-психолог,
МБДОУ д/с № 4 «Солнышко»,
г. Пятигорск
Детство – это не только светлый и радостный промежуток времени, это не только состояние беззаботности, но и нехватка общения, неуверенность в себе, недостаток любви и понимания.
Эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основой для осознания ребенком себя. Для целенаправленной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться.
Исследования ученых однозначно свидетельствуют: дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, связанных с дефицитом человеческого внимания к ним, заботы и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно. Им, как правило, оказываются свойственны такие личностные комплексы, как повышенная тревожность, сверхбдительность, состояние постоянного напряжения, ожидания возможной опасности, незащищенности.
Эмоциональные проблемы, если не предпринимается своевременных мер их коррекции, – та база, на которой возникает отставание детей в учении, различные формы социально – психологической дезадаптации.
В формировании психоэмоциональной структуры личности ребенка важным фактором выступает осознанное желание родителей иметь ребенка. Дети, в необходимости, появления которых на свет долго сомневались родители, существенно отличаются от желанных. Своим поведением они как бы мстят родителям за их “нежелание”, нелюбовь, неожидание. Такие дети имеют отличительные черты: они негативно относятся к окружающим, многое делают «назло», слабо справляются с ситуациями, требующими осознания и волевых усилий, а главное, что часто наиболее беспокоит и родителей, и педагогов, – они не любят себя, утверждают, что весь мир вокруг враждебен, и в качестве психологической защиты выбирают эмоциональные и поведенческие реакции, не принимаемые окружающими: агрессивность, замкнутость и необщительность, робость, или же напротив – демонстративность, капризность, неуправляемость.
Следующим важным фактором в диагностике причин появления детской тревожности и эмоциональных проблем является момент появления малыша на свет, то есть роды. Были ли сложные, своевременные или с отклонениями, какой была первая встреча, с улыбкой или мукой на лице мамы. Ответы на эти вопросы объясняют очень многое в возникновении сложностей в эмоциональном развитии детей. Поэтому очень важно встретить маленькое существо радостно, легко, доброжелательно.
Немаловажен и тот факт в психоэмоциональном благополучии, как адаптация ребенка к детскому саду. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо формировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему.
Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо-эмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима. Многие из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире.
Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути?
Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателей и сверстников. Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его психическое развитие. Таким образом, эмоциональное и психологическое благополучие детей зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но и от мнения сверстников.
В процессе воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю. Успешность обучения детей, их психоэмоциональное благополучие во многом зависят от личности педагога. Ребенок находится в детском саду большую половину времени, в котором он активен. Поэтому педагоги должны сделать все, чтобы в это время ребенок испытывал психологический комфорт. Для этого необходимо принимать ребенка таким, каким он есть, избегать любых выражений нетерпимости, воздерживаться от упреков и замечаний. Стремиться видеть мир, окружающий его, глазами ребенка. Чувствовать изменения в поведении и настроении всех детей, способствовать установлению душевной гармонии и эмоционального комфорта каждого ребенка.
Как больно родителям, наблюдая за играми детей, видеть, что их ребенок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив. Ничуть не легче выслушивать жалобы детей и взрослых, что ваше дитя все время дерется, обижает, спорит, мешает играть.
Нарушения в общении, конфликтность и обособленность – признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.
Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Детский страх – это обычное явление для психического развития ребенка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребенок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. «Тепличные» же, гиперопекаемые дети, выходя из привычной семейной среды, испытывают часто трудности в общении и поведении. Обычно страхов много у тех детей, чьи родители сами много боятся, не уверены в жизни. Очень наглядным примером тому служит образ гиперопекаемого, сверхлюбимого ребенка. Ну и каково этому ребенку, как ему жить, как его воспринимают окружающие, что у него на душе?
Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов. Ребенок должен понять, что родители не собираются перекладывать на его плечи заботу о его безопасности, они всегда будут о нем заботиться и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам. Ваша задача – не подшучивать над детскими страхами, не углублять их, загоняя в глубину детской души. Накопление достаточного опыта и знаний, овладение методами саморегуляции позволят ребенку справиться со своими страхами, быть уверенным в себе.
А главное, уважаемые родители, поймите, что ваши личные страхи и опасения могут стать причиной страхов вашего ребенка!
Список литературы:
- Гарбузов В.И. От младенчества до старости. Ленинград, 1991.
- Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? М.: Прогресс, 1980.
- Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М.: Просвещение, 1989.
- Шульц-Вильд Л. Наш ребенок. М.: Республика, 1992.
- Эмоциональное развитие дошкольника./ под ред. А.Д. Кошелевой.- М., 1985.
Источник