Факторы влияющие на активность ребенка в музыкальном развитии

«Организация двигательной активности детей во время музыкальной деятельности»

       Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Постепенно внешние ориентировочные действия, связанные с телесными ощущениями, переходят во внутренний план. Существенно, что процесс  двигательного, телесного опыта достаточно длительный  –  охватывает все дошкольное детство.

      На музыкальных занятиях во время слушания музыки, дети не только воспринимают мелодию, но и отзываются движениями ног, рук. Например: слушая марш, дети маршируют. Слушая вальс, придумывают движения вальса.

    Во время распевок  дети не только поют, но и выполняют движения по тексту распевки. Например в «Разминке» муз.Макшанцевой.

Например:    Доброе утро!

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)

Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)

И сегодня весь день будет веселее. (хлопают в ладоши)

Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)

Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, “фонарики”)

Как в саду цветочки!

Разотрем ладошки (движения по тексту)

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)

И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

    Полное слияние музыки и движения стимулирует работу всех систем организма. Метроритмическая организация музыкального произведения помогает правильной работе дыхательной и сердечной систем, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка, положительно влияет на нервно-психическую деятельность, улучшает обмен веществ, кровообращение. Пение песен различного характера в сочетании с физическими упражнениями врачи считают лучшей формой дыхательной гимнастики.   В исполнении новогодних песен, дети выполняют движения в соответствии с текстом песен. Например, в песне «Ёлочка красавица», на куплет песни дети двигаются хороводом вокруг елочки, а на припев, на слова Повернемся мы бочком,

да притопнем каблучком!

Мы похлопаем в ладоши,

О ёлочке споем! Дети выполняют движения по тексту песни.

 Программы музыкально-ритмического воспитания в ДОУ предусматривают следующие разделы ритмики:

  • музыкально-ритмические упражнения;
  • танцы, пляски, хороводы;
  • музыкальные игры.

Музыкально-ритмические упражнения

     В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков. В данный раздел ритмики входят также  упражнения на разнообразные построения, движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т.д. Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, координации, умения владеть своим телом и ориентироваться в пространстве.

      С особым удовольствием ребенок выполняет движения и действия, связанные с творческими заданиями – воплощением различных образов. Звучащие музыкальные образы вызывают у  детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Все знают, какое наслаждение доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы, хороводы или просто произвольные движения под музыку.

       В контексте занятий ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение. В этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться в осваиваемом им мире – мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.

Танцы, пляски и хороводы

Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой. Основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные танцы разных народов, характерные танцы.

    Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию. Часто музыкальная форма основывается на противопоставлении контрастных частей (быстро – медленно, тихо – громко и т.д.). Контраст звучания музыки  реализуется в танце через контрастную смену характера движений, что легко осваивается детьми.

    В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т.п.). Сам же характерный танец часто связан с забавным сюжетом, где есть завязка, развитие, кульминация и развязка. Яркие образы и сюжеты характерных танцев помогают детям ориентироваться в музыкальной композиции.

     Процесс разучивания и исполнения танцевальных движений – по сути, процесс освоения закономерностей музыкальной формы, действенное средство развития у детей музыкально-слуховых представлений. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности:

  • метрическую пульсацию;
  • чередование, сопоставление или контраст фраз, разделов, частей;
  • смысловые интонационно-ритмические акценты; кульминации и спады мелодических «волн» –  линий и т.д.

      Движения помогают ребенку выявить эмоции, связанные с музыкальным образом, воплотить, реализовать заложенные в интонационной драматургии музыкального произведения пространственные, двигательные, тактильные, зрительные ассоциации.

Читайте также:  Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка кольцова

Народные танцы можно рассматривать и как своеобразные тренинги-упражнения по развитию навыков общения у детей. В фольклорной традиции танец связан с определенным ритуалом, жизненным событием. Поэтому рисунок народного танца всегда наполнен глубоким смыслом, прочными нитями связан с жизнью, с культурой взаимоотношений людей. В фигурах народного танца запечатлена особая пластика, свойственная национальному характеру, а главное – запечатлены определенные модели поведения, способы выражения эмоций в рамках принятых в культуре народа норм.

    Движения и фигуры в народных танцах, представленных в программах по ритмике для детей, очень простые, несложные для запоминания. В основе танцевальных сюжетов – образы дружелюбия, партнерской поддержки, одобрения  индивидуальных решений в рамках коллективного взаимодействия. В таких танцах часто есть игровые сюжеты, что, во-первых, облегчает их запоминание, а во-вторых, способствует выработке выразительных движений, соответствующих определенным эмоциональным состояниям.

   Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые  в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое  отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Освоенные в танце, эти движения могут стать для детей своеобразными моделями, эталонами этикета в естественном процессе общения. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

Музыкальная игра

    Музыкальная игра как раздел ритмики приобретает особое значение в развитии детей. В музыкальной игре дети могут проявить творчество, комбинируя известные движения: составить из них простейшие танцевально-игровые сюжеты и композиции, включить по своему усмотрению шумовые, речевые, изобразительные эффекты, мимические и пластические сценки.

    Подводя итог, хочется отметить, что использование двигательной активности в сочетании со здоровьесберегающей технологией помогает моим воспитанникам:

– обобщать у детей знания о здоровом образе жизни;

– положительно влиять на обменные процессы организма ребёнка;

– создавать доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых.

        В оздоровительной работе с детьми важно помнить о принципе:

«Не навреди». Нужно учитывать щадящий режим звуковой нагрузки, так как эмоциональные и звуковые перегрузки могут привести к отрицательным результатам и в физическом, и в психологическом состоянии детей. Положительный эмоциональный фон всей двигательной активности детей в музыкальной деятельности является важным фактором оздоровления дошкольников.

        Для сохранения здоровья детей важно организовать необходимую педагогическую поддержку, причём в педагогическом сопровождении нуждаются дети разного уровня развития. Поддержать ребёнка – значит, верить в него!

                        Здоровый ребёнок – это счастливый ребёнок!

Источник

Условия развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников

Самостоятельная музыкально-игровая деятельность — одна из сложных форм музыкальной деятельности. Сложность появления активной самостоятельной деятельности в том, что она возникает по инициативе детей и в основном проходит без непосредственной помощи педагога. Ее возникновение и развитие обусловлено также стремлением ребенка выразить свои эстетические переживания, возникающие от общения с музыкой, музыкальным искусством.

При этом важны не только эмоции, чувства, но и актуальный уровень развития певческих, музыкально-ритмических двигательных навыков, навыков восприятия музыки и игры на детских музыкальных инструментах. При всех этих характеристиках самостоятельной музыкально-игровой деятельности процесс ее протекания является педагогически обусловленным и предполагает высокое качество воспитывающего и развивающего обучения на музыкальных занятиях, дифференцированный подход к индивидуальному, групповому обучению детей, а также профессионально грамотное косвенное руководство этой деятельностью в повседневной жизни ребенка. Одной из важных особенностей подобного рода деятельности является то, что взрослый выступает как руководитель, учитывающий субъективные интересы, игровые потребности детей, проявляя свое руководство творчески активным, но косвенным образом. И, наконец, одной из важнейших причин выбора детьми того или иного вида музыкально-игровой деятельности является наличие педагогически насыщенной предметно-развивающей среды: музыкальных инструментов, игрушек, атрибутов и других средств, необходимых для ее протекания и развития.Педагогические условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей:1. Наличие устойчивых умений и навыков в области восприятия музыки, пения, музыкально-ритмических движений и игры на детских музыкальных инструментах.Объем знаний, умений и навыков в различных видах музыкальной деятельности дети получают на музыкальных занятиях. При этом важно отметить, что для развития самостоятельной игровой деятельности необходим не только достаточно широкий объем умений и навыков, но и овладение способами их широкого переноса в новые условия. На музыкальных занятиях особое внимание педагог-музыкант должен уделять решению таких задач, как воспитание инициативы, самостоятельности, творческой активности детей, формируя при этом способы самостоятельных действий в разнообразных видах музыкальной деятельности. Самостоятельные действия детей развиваются по определенной логике: от действий, заранее запланированных педагогом (по показу или образцу, представленному взрослым), к возникновению инициативных, непреднамеренных действий (и зависимости от создавшейся ситуации), и далее — к действиям, имеющим характер импровизаций, возникающих в процессе выполнения творческих игровых заданий.

Обучение способам самостоятельных действий предполагает осознание ребенком поставленных перед ним заданий, стремление выполнить их, найти разнообразные приемы, решения. Каждый вид музыкальной деятельности содержит свои способы действий. Так, решая задачи по развитию восприятия музыки, особое внимание рекомендуется уделять таким способам действий, как умение самостоятельно слушать музыкальные произведения, различать характер музыки, ориентироваться и форме музыкального произведения, в музыкальных жанрах. Развивая интерес к музыке, важно обогащать музыкальные впечатления детей, расширять музыкальный кругозор, знакомя дошкольников с музыкой разных эпох и стилей, учить их сравнивать произведения и находить адекватные способы выражения впечатлений от воспринятой музыки. Немаловажно учить детей образно, эмоционально высказываться о характере музыки, обосновывать свои предпочтения, высказывать эстетические суждения и оценки.

Читайте также:  Характеристика сенсорного развития ребенка раннего возраста

В пении самостоятельность детей проявляется посредством активного восприятия вокальных произведений, определения их характера, настроения, а также способности выразить при исполнении или создать в процессе сочинения интонационно богатый образ песни, попевки. Эффективность развития самостоятельной певческой деятельности определяется уровнем музыкально-слуховых представлений детей, способностью исполнять мелодии песен без музыкального сопровождения, чисто интонировать и подбирать на слух знакомые и малознакомые попевки и песни, различать движение мелодии и уметь ее моделировать с помощью различных символов и знаков. Помимо воспроизводящей певческой деятельности на музыкальных занятиях следует отводить большое место песенному творчеству. Творческие задания, связанные с песенными импровизациями, наиболее способствуют проявлению самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников. Уже в младшем возрасте они могут импровизировать несложные мелодии, напевая колыбельную, подражая пению птиц; в более старшем возрасте дошкольники способны импровизировать мелодии на заданный педагогом текст или сочинять простые песенные мотивы в определенном жанре и на собственный текст. При создании песенных импровизаций важно, чтобы дошкольники подражали не только сочинениям педагога (закончить мелодию, сочиненную взрослым, сочинить музыкальный ответ на музыкальный вопрос педагога и т.п.), но и интонациям произведений музыкального искусства как эталонам красоты в музыке.

В музыкально-ритмической деятельности, развивая самостоятельность и инициативность, педагог должен стремится к созданию ситуаций, при которых ребенок действует не только по показу или образцу выполнения движений, но и предлагает сам способ действия или характер движений в соответствии с настроением музыкального произведения. Музыкально-ритмические упражнения творческого содержания, характерные танцы, музыкально-ритмические игры создают благоприятные условия для развития творческих способностей дошкольнике», обеспечивающих высокий уровень развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности.

Первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах дети получают начиная со средней группы. Как правило, свой первый опыт музицирования ребенок переносит в повседневную жизнь. Освоив приемы игры на металлофоне, ксилофоне, электромузыкальных и других инструментах, дети закрепляют полученные навыки путем проб и ошибок в самостоятельной деятельности. При условии обучения игре по слуху дети пытаются в повседневной жизни подбирать знакомые мелодии и сочинять собственные несложные ритмические и мелодические обороты. Игровые сюжеты возникают на основе опыта музыкально-игровой деятельности, полученного на занятиях.

Таким образом, во всех видах музыкальной деятельности проявление самостоятельности и активности связано с характером обучения, которое должно быть ориентировано на создание проблемных ситуаций, поиск и разработку детьми вариантов решения того или иного задания, иметь ярко выраженное сюжетно-игровое и сюжетно-образное содержание. Процесс музыкальной игры позволяет побуждать детей к само- и взаимо-обучению, располагающему их к проявлениям самостоятельности в повседневной жизни.

2. Наличие запаса ярких, эстетически окрашенных музыкальных впечатлений, полученных детьми на музыкально-игровых занятиях, праздниках, развлечениях.

Известно, что в повседневной жизни ребенок использует наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности, возникающие под впечатлением ярких событий, окрашенных положительными эмоциями.

Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей и запоминаются надолго, способствуют формированию музыкальных интересов, потребностей, предпочтений. Яркое впечатление производит на ребенка праздник. Комплексное влияние праздников и развлечений — в сочетании одновременного воздействия звучащей музыки, эстетически оформленной предметно-пространственной среды, красочности костюмов, богатства и разнообразия интонаций выразительного слова, движений, жестов и прочего. Учитывая впечатляющую силу развлечений, важно планировать их содержание, ориентируясь на активную самостоятельную деятельность детей, протекающую в различных многовариантных условиях. Осваивая способы самостоятельных действий, ребенок получает возможность проявить себя и в других условиях. В содержание праздников и развлечений рекомендуется включать сцены, игры, которые побуждали бы детей к действиям, возникающим по собственной инициативе дошкольников. Смысл такой активности в импровизационном характере ее протекания, требующей незначительной предварительной подготовки. Предлагается включать разные варианты творческих игр: театрализованные, режиссерские, импровизационные, имитационные, символические и состязательные игры художественной направленности. Важное условие подготовки праздничного мероприятия — режиссура его непосредственно детьми: обдумывание оформления места действия, подготовка атрибутов, декораций, продумывание способов организации участников праздника, распределение ролей и т.д. Привыкая действовать инициативно и самостоятельно в организованных формах, дети непринужденнее действуют и в самостоятельной практике.

3. Наличие содружества детского сада и семьи.Содружество семьи и детского сада обусловлено необходимостью согласования содержания, методов и форм организации семейного и общественного музыкального воспитания с целью обогащения способов самостоятельных музыкальных действий ребенка. Зачастую родители не всегда заботятся о создании условий для музыкального развития детей, а педагоги не учитывают опыт семейного воспитания в практике работы. Это порождает необходимость совместного обсуждения таких проблем музыкального развития детей, как общие и специальные способности ребенка, их возрастные и индивидуальные проявления, характер и уровень художественно-музыкальных впечатлений, роль музыки в развитии дошкольников и т.д. В связи с этим педагогическим коллективам дошкольных учреждений необходимо организовать работу по изучению особенностей семейного музыкального воспитания, отношения родителей к содержанию музыкального воспитания, по пропаганде вопросов музыкально-эстетического воспитания и организации семейного досуга. Системный характер содружества детского сада и семьи поддерживается регулярными групповыми и индивидуальными консультациями, совместным обсуждением родителями и педагогами вопросов содержания и организации музыкальной деятельности ребенка.4. Организация предметно-пространственной среды.Предметно-пространственная среда является средством, стимулирующим самостоятельную музыкальную деятельность детей. Подбор музыкальных инструментов, игрушек, пособий и приспособлений для каждой группы с учетом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения создают необходимую развивающую предметную среду, побуждающую ребенка к самостоятельным действиям и вызывающую интерес к музыкальному искусству. Содержание предметно-пространственной среды в музыкальном воспитании имеет свои особенности. Они обусловлены характером самой музыкальной деятельности, ее «звучащей» спецификой, и разнообразием возможных способов деятельности: пение, слушание музыки, движение, игра на инструментах, театрализация, драматизация. Поэтому важно предоставить детям разнообразное по содержанию оборудование, чтобы они могли воплотить свои замыслы: детям могут понадобиться инструменты, игрушки, атрибуты, настольные игры и другие средства для самостоятельной музыкальной деятельности.

Читайте также:  Комаровский об интеллектуальном развитии ребенка

Все пособия и оборудование возможно разделить на два типа:

1) требующие участия педагога (аудиовизуальные средства, ширмы, экраны, таблицы, модели и т.д.);

2) пособия, в которых ребенок ориентируется самостоятельно (музыкальные инструменты, элементы костюмов, художественные игрушки, атрибуты, музыкально-дидактические игры и прочее).

Эффективное использование звучащего оборудования в условиях групповой комнаты основывается на двух принципах:

а) поочередность игры на инструменте со звукорядом;

б) объединение играющих детей в группы и согласование их действий в соответствии с характером, содержанием и замыслом самостоятельной деятельности. При построении предметно-пространственной среды, стимулирующей самостоятельную музыкальную деятельность дошкольников, важно учитывать следующие положения:

– соответствие предметно-пространственной среды уровню музыкального развития детей;

– учет музыкальных интересов и индивидуальных особенностей дошкольников;
– образный, оригинальный характер конструирования самого содержания среды;
– динамичность и вариантность содержания среды;
– специфичность и относительная обособленность;
– синкретичный и полифункциональный характер оборудования и материалов.

В целом конструирование предметно-пространственной среды должно предусматривать возможности трансформации, вариантности использования и активного ее преобразования самими детьми. Созданные для самостоятельной музыкально-игровой деятельности пространство или интерьер должны иметь привлекательный вид, художественно-образное решение, носить сюжетно-игровой, занимательный характер и быть удобными для каждого вида музыкальной деятельности.5. Косвенное руководство воспитателя.

Самостоятельная музыкально-игровая деятельность возникает по инициативе детей, но она педагогически обусловлена и требует косвенного руководства ее протекания со стороны воспитателя. Педагог создает в группе поисковую ситуацию, располагающую детей к активной деятельности (неожиданно заменяет игрушки, вносит новые, изменяет структуру предметно-пространственной среды, побуждает к играм и прочее), обогащает опыт детей новыми художественными впечатлениями, регулирует протекание самостоятельной деятельности (озадачивает детей неожиданной информацией, включается сам в игровые действия, демонстрирует способы действий и Т.Д.).6. Характер музыкального репертуара.

Музыкальный материал (песни, танцы, музыкальные произведения для слушания), который ребенок разучивает на музыкальных занятиях, должен соответствовать следующим требованиям:

– быть высокохудожественным, удовлетворять потребности ребенка в культурно-ценностном познании;
– соответствовать возрастным возможностям эмоционального и интеллектуального развития детей;
– увлекать своей выразительностью, художественностью и вызывать интерес у дошкольников;
– включать произведения, не представляющие затруднений при самостоятельном их воспроизведении детьми данного возраста;
– включать произведения, дающие возможность для создания игровой ситуации, их драматизации в движениях, театральных постановках и т.д.

7. Интегрирование всех видов художественной деятельности.

При организации педагогического процесса в дошкольном учреждении важно формировать у детей не только специфические, но и обобщенные способы самостоятельных действий в художественно-эстетических видах деятельности — изобразительной, художественно-речевой, театральной, игровой. Такой синтез видов художественной деятельности может являться не только показателем эффективности воспитательно-образовательной работы педагогического коллектива, но и высокого уровня развития детей в целом. Творческая атмосфера в детском коллективе создает возможности для формирования организационных умений детей, создает условия для проявления инициативности, самостоятельности, развития исследовательских способностей и способности к творческой, продуктивной деятельности.

Формы организации самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей

Форма протекания самостоятельной музыкально-игровой деятельности ребенка определяется ее типом (воспроизводящая или творческая деятельность). Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком-либо умении — например, в игре на детских музыкальных инструментах. В творческой деятельности дети сочиняют, подбирают по слуху мелодии, наигрывая их на металлофоне, придумывают новые танцевальные движения, варианты игры или театрально-игровую сценку, т.е. они ищут свои варианты и способы действия.

Для творческой деятельности характерны такие организационные формы, как:а) сюжетно-ролевые игры;
б) игра-импровизирование на детских музыкальных инструментах;
в) песенные и танцевальные импровизации;
г) театрализованные представления импровизационного характера.

Однако в исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы, как:

а) игра с пением;
б) музыкально-дидактические игры, дополненные собственными вариантами;
в) сюжетно-ролевые игры (музыкальные игры-сказки, истории, концерт и прочее);
г) театрализованные представления с включением элементов импровизации (спектакль-игра);

д) импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов и прочего;
е) импровизированные ансамбли и оркестры.

Наличие богатой по содержанию и формам ее организации самостоятельной музыкально-игровой деятельности свидетельствует о достаточно высоком уровне развития детей, о наличии глубоких внутренних переживаний и способности актуализировать их в своем опыте. Самостоятельность ребенка, характер его музыкальных интересов, потребностей, предпочтений является показателем личностного отношения к тому, что он усваивает в процессе музыкального опыта. Весь комплекс характеристик самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей можно рассматривать в качестве свидетельства успешности музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Источник