Факторы в развитии одаренности ребенка

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Ильясов Д.Ф.

1

Андреева Н.Ю.

1

1 Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

В статье представлен научный обзор работ, посвященных феномену одаренности. Освещены понятия «способности, «одаренность», «одаренные дети», «детская одаренность». Рассмотрены личностные свойства одаренных учащихся. Обозначены основные задачи современной психологии, связанные с развитием одаренных детей. Раскрыты особенности развития одаренности учащихся. Особое внимание уделено внутренним и внешним факторам развития одаренности, прежде всего личностным факторам, фактору взаимодействия развивающейся личности с ее социальным окружением и роли учителя как определяющего фактора в системе обучения одаренных детей. Сделан акцент на развитии и стимулировании поисковой активности и познавательного интереса. Определены четкие условия, значимые для процессов развития творческой одаренности, при которых возникает интерес к учению.

способности

одаренность

одаренный ребенок

факторы развития одаренности

1. Власова И.В. Возможности предметной лаборатории для развития одаренных детей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2010. – № 2 (4). – С. 99-103.

2. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка Эрики Ландау. – M., 2002.

3. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М. : Просвещение, 1984. – 179 с.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика : курс лекций. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

5. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – С. 29-33.

6. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Человек в системе общенаучных отношений : материалы всесоюз. науч. конф. – М., 1991. – С. 149-159.

7. Одаренные дети / под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.А. Слуцкого. – М. : Прогресс, 1991. – 376 с.

8. Панов В.И. Если одаренность – явление, то одаренные дети – это проблема // Начальная школа: плюс-минус. – 2000. – № 3. – С. 3-10.

9. Панов В.И. Одаренность как проблема современного образования. – Самара, 2007.

10. Ротенберг В.С. Поисковая активность и адаптация / В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский. – М., 1984.

11. Теплов Б.М. Избранные труды : в 2 т. – М. : Педагогика, 1985.

12. Тихомирова Т.Н. Средовые факторы развития одаренности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.intelligence.su/lib/00061.htm. (дата обращения: 10.03.2012).

13. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. – М. : Молодая гвардия, 1997. – С. 243-264.

14. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. – М. : Знание, 1986. – 80 с.

Современный мир становится все более сложным, динамичным и противоречивым. Ценностью становится высокий интеллект, так как от количества интеллектуальных, творческих личностей зависит благосостояние и успешное развитие нашего общества, качество жизни в нем. В связи с этим остро встает вопрос развития высоко одаренных, талантливых детей на всех этапах их обучения. Поэтому выявление и развитие одаренности учащихся, изучение условий и факторов, способствующих формированию и становлению интеллектуальных и творческих способностей детей, становятся одной из актуальных проблем процесса образования. Школьный возраст чрезвычайно важен для формирования и развития умственной одарённости и креативности.

История развития исследований и практики обучения одаренных детей в нашей стране прошла ряд этапов, соответствовавших социальным потребностям общества и уровню развития психологической науки. Проблема одаренности в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей. Особое место занимает концепция Б.М. Теплова, который осуществил глубокий анализ проблемы одаренности и способностей. По его мнению, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [11]. Помимо успеха в деятельности, как указывает Б.М. Теплов, способность детерминирует скорость и легкость овладения деятельностью. К.К. Платонов относит к способностям любые свойства психики, в той или иной мере обеспечивающие успех в конкретной деятельности [2]. Дальнейшее развитие этой проблемы осуществлялось в большей степени в психологических исследованиях творчества и творческого мышления, а также в разработке систем проблемного обучения [3; 5].

В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Термин «детская одаренность», напротив, указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал.

Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей[9].

На сегодняшний день большинство педагогов и психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют и собственная активность ребенка, и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования, а также реализации индивидуального дарования. Практически каждый ребенок может проявить некую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития, что, в свою очередь, создает условия для формирования различных видов одаренности [1].

Читайте также:  Отставание в развитии тазобедренных суставов у новорожденного ребенка

В соответствии с этим в современной психологии выделяют две основные задачи: разработка психологических основ и создание системы развития одаренных и талантливых детей; разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие умственного потенциала каждого ребенка в сфере образования. Для решения этих задач необходимо, в первую очередь, исследовать и учитывать основные факторы, которые обеспечивают развитие одаренности. Современные исследователи выделяют внутренние и внешние факторы.

В возникновении и развитии одаренности существенную роль играют нервно-психические образования, определяющие возможности ребенка к особенному, оригинальному восприятию мира, к воспитуемости и обучаемости, к осмыслению и творчеству, к самовыражению и самоутверждению. Талантливость обусловлена индивидуально-личностными, нравственно-эстетическими характеристиками человека. Идейность, убежденность, принципиальность, интеллектуально-нравственная раскованность и свобода, упорство, упрямство, способность стоять на своем, внутренняя самодисциплина, гражданская сознательная дисциплина – все это непременно внутренние условия развития способностей, дарования, таланта. Даровитость личности обусловлена субъективно-объективными факторами, которые либо способствуют развитию таланта, либо сдерживают и угнетают проявление способностей в детях. Развитию одаренности ребенка способствует как наличие здоровой генетической основы, так и наличие условий социального педагогического и психологического характера [4]. Особое значение, по мнению Б.Т. Лихачева, имеет система продуктивной, творческой деятельности, создающая возможность для экспериментирования, дающая право на собственное мнение и ошибку. Она организуется в формах детской самодеятельности. Самодеятельность эффективна, когда представляет собой органический сплав внутренне обусловленных влечений и побуждений, потребностей и стимулов с социально-содержательной деятельностью. Ее осуществление детьми должно обеспечиваться консультационной помощью взрослых, психологически благоприятной обстановкой и необходимыми социально-материальными условиями. В успешном формировании одаренности важную роль также играет мастер, педагогическое руководство.

Учитель является определяющим фактором в системе обучения одаренных детей. Поэтому к учителю, работающему с одаренными детьми, предъявляются повышенные требования: позитивная Я-концепция; знания соответствующих концептуальных моделей, использующихся в обучении для разных возрастов одаренных детей; умение осуществлять правильный выбор учебного материала; умение правильно оценивать успехи детей.

Особое внимание в развитии одаренности учащихся уделяют личностным факторам. Одаренные дети часто выделяются среди остальных детей. Многие исследователи едины в мнении о том, что одаренный ребенок часто быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и от сверстников он отличается определенными личностными качествами и свойствами, такими как обостренное чувство справедливости, развитая система личных ценностей, хорошо сформированное чувство юмора, наличие преувеличенных страхов, упорство в достижении результата [7], высокие интеллектуальные способности, выдающиеся креативные способности (например, оригинальность, гибкость, разработанность), способность к более быстрому усвоению и выдающаяся память, интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям, интернальный локус контроля и высокая личностная ответственность, убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений, позитивная академическая Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой [13]. Одаренность вовлекает целостную личность человека, включая мотивационную сферу, интересы, волевые проявления, чувства, креативность [3; 6; 14].

В исследованиях В.С. Ротенберга показано, что основным компонентом поведения, определяющим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям, является поисковая активность. Этот компонент является одним из личностных качеств, которые влияют на отношение ребенка к учебной деятельности. Поисковая активность – деятельность, направленная или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности. Поисковая активность в учебной деятельности является движущей силой саморазвития и самосовершенствования каждого индивида, делает его активным соучастником этой деятельности [10]. Каждый индивид рождается с биологическими предпосылками к поисковой активности, потребность в поиске у новорожденных еще не сформирована. Она может сформироваться окончательно и реализоваться только в процессе индивидуального развития и обучения.

Для развития одаренности требуется организация особой, развивающей среды. Поэтому одним из главных направлений работы образовательного учреждения является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Т.Н. Тихомирова выделяет в социальной среде, детерминирующей изменения интеллекта и креативности, два аспекта: 1) межличностного взаимодействия; 2) предметно-информационный. Под аспектом межличностного взаимодействия понимается характер, способы взаимодействия и эмоциональные отношения субъектов, проявляющиеся, в частности, в семейной микросреде. Предметно-информационный аспект включает в себя структуру образовательного процесса, формы обучения и содержание обучающих программ, направленных на развитие творческих способностей [12]. При анализе факторов развития одаренности учащихся нами акцент делается на втором аспекте – предметно-информационном.

В.И. Панов, рассматривая в концепции экологической психологии детерминированность средой развития одаренности, отмечает, что для полноценного развития интеллектуально-творческих способностей каждого одаренного ребенка необходима определенная структура образовательной среды и ее специальное проектирование. С этой целью определяют следующие подходы: а) технологический (психодидактический), представляющий совокупность учебной и других видов деятельностей, включая образовательные технологии, содержание и методы которых определяются психологическими целями и задачами физического, познавательного, личностного и социального развития учащихся; б) социальный, или коммуникативный, представляющий собой пространство межличностного взаимодействия и соответствующие, присущие данному возрасту и типу культуры «формы детско-взрослой общности», а также способы взаимодействия между субъектами этих общностей; в) пространственно-предметный, обеспечивающий возможность необходимого для обучения, развития и социализации пространственных действий и включающий в себя архитектурные особенности образовательного учреждения и прилегающего к нему пространства, их предметную наполненность, интерьер, оборудование, особую атрибутику [8].

Читайте также:  Влияние стиля семьи на развитие ребенка

В триедином процессе обучения, умственного развития и воспитания личности связующим звеном является интерес. Наличие интереса – одно из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельство его правильной организации. Интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию. Поэтому одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников. Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом.

Основным условием, при котором возникает и развивается интерес к учению, является такая организация обучения, при которой каждый ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний. Учитель является только консультантом в этой деятельности; каждое выполняемое учебное задание должно быть представлено в таком виде, чтобы оно требовало разрешения какой-либо проблемы; учебный труд должен быть разнообразным, однообразие информации и однообразные способы действий быстро вызывают скуку; для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов; новый материал должен быть связан с ранее усвоенным; ученик должен работать постоянно на пределе своих возможностей; работа школьника постоянно должна контролироваться и оцениваться (лучше им самим и обучающими устройствами); эмоциональный настрой самого учителя должен ярко выражаться в его вере в ученика, в успех познавательного труда ребенка.

Таким образом, развитие одаренности является одним из важных направлений работы образовательного учреждения. Развитие одаренности должно рассматриваться с учетом внутренних и внешних факторов, прежде всего взаимодействия развивающейся личности с ее социальным окружением. Определение параметров образовательной среды, значимых для процессов развития творческой одаренности, создание условий для развития познавательного интереса и развертывания персонального пространства личности как творческой индивидуальности являются, на наш взгляд, ключевыми в вопросах развития одаренности, что способствует решению задач современного общества.

Рецензенты:

  • Резанович И.В., д.пед.н., профессор, зав. кафедрой «Управление персоналом» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.
  • Кеспиков В.Н., д.пед.н., заслуженный учитель Российской Федерации, ректор ЧИППКРО, г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Ильясов Д.Ф., Андреева Н.Ю. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6277 (дата обращения: 17.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

1.4 Факторы, влияющие на развитие детской одаренности

Детский возраст имеет наибольшее значение для развития способностей и одаренности.

Существует качественное своеобразие детских особенностей. Это связано с их иной душевной организацией: необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, любознательность, легкость и прочность формирования некоторых свойств.

Очень важно иметь в виду психологические данные о возрастной чувствительности, т.е особой отзывчивости на окружающее, или избирательной активности, которая по-своему характеризует каждый этап развития. А.В. Запорожец писал: «В каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи с чем, у него на данной генетической ступени, при наличии соответствующих социально-педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества…».

Лейтес подчеркивал, что «именно в годы детства на каждом возрастном этапе возникают «временные состояния», выражающие своеобразную готовность к развитию». Согласно современным данным, существуют сензитивные периоды возрастного развития, каждый из которых обладает особо благоприятными возможностями для развития того или иного направления психики, а затем действие таких внутренних условий ослабевает. Согласно Л.С. Выготскому, «незавершенность определенных процессов развития является необходимым условием для того, чтобы данный период мог оказаться сензитивным по отношению к определенным условиям».

Итак, формирование индивидуальных способностей происходит в ходе возрастного развития, и многое зависит от того, что будет развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства, черты какого именно возраста и в какой мере скажутся на чертах интеллекта. Именно в ходе возрастного развития происходит становление индивидуальных различий по способностям а возрастные черты становятся одновременно и свойствами развивающегося ума.

Следует подчеркнуть, что внутренняя активность человека, присущая самым разным видам его склонностей, одновременно является первейшим условием развития способностей. Один из первых исследователей детской одаренности, Н.С. Лейтес, подробно изучил особенности жизни и деятельности одаренных детей и пришел к выводу, что детская одаренность проявляется в склонностях к труду, в острой потребности таких детей заниматься определенным видом деятельности. «Воспитание трудолюбия – важнейший фактор формирования любых способностей», – справедливо подытожил Б. Алякринский в книге «О таланте и способностях».

Читайте также:  Книга развитие личности ребенка до года

При большом разнообразии моделей одаренности, существующих в настоящее время, большинство психологов рассматривают такие внутренние факторы, как интеллект, творчество, мотивационно-личностные особенности, наряду с факторами социального окружения в качестве основополагающих для развития одаренности у детей. Условия обучения, особенности семейного воспитания, культурная среда и т.п. – важнейшие составляющие социального фактора развития. Статистика исследований разных лет (20-30, 80-х г.г. 20 века) показывает доминирующую роль генотипа над средой в развитии детской одаренности. Этой проблемой занимались Н. Ньюман, А. Джонсон, Д. Шилдс, Р. Уилсон, Д. Горн и другие.

За последние десятилетия появилось много исследований, посвященных изучению влияния различных условий обучения на успешность развития одаренных детей. Эти исследования позволили значительно расширить категорию одаренных детей и доказать целесообразность их обучения по специальным программам.

Успехи в развитии этого направления исследований позволяют на новом уровне поставить вопрос о роли семьи в развитии одаренности у детей. Экспериментальные исследования влияния родителей на особенности развития их детей касаются главным образом изучения связи самооценки, успехов детей в той или иной области, их представлений о способностях с социальными ожиданиями родителей. Факты, полученные в результате исследований, свидетельствуют о роли семейных представлений об «идеальной» модели обучения на развитие мотивационно-личностных установок ребенка, способствующих или препятствующих развитию одаренности у детей.

С точки зрения педагогики средовая вариативность показателей интеллекта связана преимущественно с вариативностью внутрисемейной среды. По отношению к ней внешняя, культурная среда выступает как общий фон развития. Таким образом, наибольшее влияние из всех социальных факторов оказывает «внутрисемейная среда»: домашняя обстановка в целом, предметно-пространственное окружение, характер отношений с членами семьи.

О.М. Дъяченко предложила учитывать в качестве дополнительного фактора, обеспечивающего развитие одаренности, реализацию способностей в конкретных детских деятельностях. Модель развития одаренности была представлена ею в виде трех блоков.

Первый блок – это мотивация к соответствующему виду деятельности. В случае умственной одаренности – это познавательная активность, которая носит продуктивный характер и подключена к целостному опыту ребенка. Второй блок – операционный, характеризуемый через понятие способностей, которые в дошкольном возрасте определяются уровнем наглядного моделирования (познавательные способности) и уровнем развития продуктивного воображения (творческие способности). Третий – блок реализации, который предполагает наличие возможности воплотить в реальность свои достижения, оформить результаты решения и т.д. У дошкольников данный блок характеризуется возможностями проявления собственной субъективности в различных видах детской деятельности.

Как известно, дошкольный возраст – возраст игры. Данные исследований показывают, что решающее влияние на обогащение содержания детских игр оказывают организованные и тщательно продуманные взрослыми наблюдения окружающей жизни. Игровая форма занятий в соответствии со стремлениями дошкольника, например в приобщении к миру музыки, помогает развивать дарование ребенка, а умелое сочетание методов руководства игрой максимально способствует развитию творческой одаренности ребенка. В настоящее время доказана тесная взаимосвязь развития способностей с позиции эмоций, которые вызывают у ребенка интерес к деятельности. Ни в какой другой детской деятельности эмоциональный опыт так успешно не накапливается, как в игре. Кроме того, игра может выступать эффективным средством профилактики и коррекции таких личностных проблем одаренного ребенка, как тревожность и агрессия, а также выступать главнейшим фактором развития детской креативности (творческости).

 Итак, на развивающуюся личность оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Сглаживая их отрицательные и усиливая положительные влияния, можно добиться максимального развития природных задатков, раскрытия потенциала развивающейся личности. Для каждого ребенка должна быть найдена такая область деятельности, такие способы воспитания и обучения, такой подход к взаимодействию, при которых будут обнаруживаться положительные стороны его индивидуальных способностей.

II. Анализ психологических исследований проблемы детской одаренности

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 68687
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

… вопроса о специфике одаренности в раз­личные периоды развития не всегда позволяет в достаточной степени обоснованно использовать различные образовательные технологии, что особенно явно проявляется при работе с ум­ственно одаренными детьми дошкольного возраста. Уже стало типичным создавать для умственно одаренных дошкольников мини-гимназии, мини-лицеи и т.п., где дети дошкольного воз­раста …

… группы (совместные игры – подвижные, дидактические, сюжетные; совместное выполнение творческих работ – коллажей, картин, плакатов и др.). 2.2  Программа индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.  Частично-поисковый этап эксперимента.   Цель: Осуществление индивидуального подхода в работе с художественно одаренными …

… станции, проведение олимпиад школьников, конкурсов детской художественной самодеятельности и т.д. Забота об О. д. предполагает сочетание развития специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности. (Ю.Б. Гиппенрейтер) 3.3.2. Виды одаренности   Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным …

… в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.  С учетом вышесказанного могут …

Источник