Факторы успешного развития речи ребенка
Консультация для воспитателей
Подготовила воспитатель Бикбердина З.Р.
МБДОУ «Башкирский детский сад № 40»
городского округа город Уфа Республика Башкортостан
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:
Наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
Основные задачи познавательно-речевой деятельности:
Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять
Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Факторы успешного речевого развития дошкольников:
Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.
Развитее любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
Развивающая среда. В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления – доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.
Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие – это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Взрослые должны не только давать ребенку возможность высказывать свои желания, заявлять о своих потребностях, задавать вопросы и т.п., но и вызывать его на активную речь. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, вовлекая родителей, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.
внимательно и заинтересованно выслушивать ребенка;
много говорить с детьми самим;
вовлекать детей в разговоры на разные темы;
помогать малышу вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми.
Условия для успешного развития речи дошкольников
Интересно организовать жизнь ребенка;
Постоянно побуждать ребенка говорить;
Создавать соответствующую обстановку, среду. У хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети;
Не забывать про одаренных детей, речью мы определяем судьбу ребенка. Из всех талантов самый главный талант общение;
Дать детям одинаковые стартовые возможности.
Факторы успешного речевого развития дошкольников
Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
Создавать условия для общения с другими детьми.
Речь взрослого – пример для подражания.
Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
Совместные игры взрослого и ребёнка.
Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все «почему».
Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев.
Рассказывание стихов руками.
Источник
«ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
Непременным условием для умственного развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической речи), развитие связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
На успешное решение этой задачи влияют следующие факторы:
1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
2. Создание условий для общения с другими детьми.
Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Оно так же, как и общение с взрослыми, возникает, в основном, в совместной деятельности и может осуществляться по – разному. Если сама деятельность носит примитивный характер, плохо развита, то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не сопровождаться речью. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи. Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения с взрослыми.
3. Совместные игры взрослого и ребенка.
Ребенок подражает действиям взрослого. Именно это подражание является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение с взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, ненасыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.
4. Речь взрослого – пример для подражания.
Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Особое значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее авторитетное для них лицо. Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия на детей.
Качества речи педагога: это прежде всего ее содержательность, правильность и разнообразие формы, соответствие возрасту.
Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.
Речь должна быть безупречна грамматически. Морфологическая правильность сочетается с преднамеренным употреблением разнообразных конструкций предложений.
Большие требования предъявляются к звуковой стороне речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь должна быть яркой, выразительной, необходима богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим.
Воспитателю необходимо обладать культурой связной речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его должна быть немногословной, но очень понятной и логичной. Воспитателю важно не только уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, но и обладать навыками публичной речи: выступить с сообщением перед товарищами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т.п. Образцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам).
В оценке речи воспитателя учитывается ее возрастная направленность: в первую очередь доступность содержания, использование соответствующего возрасту словаря и синтаксиса. Особенно это важно при работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутая артикуляция и дикция, яркая эмоциональность речи.
5. Развитие мелкой моторики рук.
Историческое объяснение зависимости развития мелкой моторики рук и формирования устной речи.
На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались различные ручные жесты – указующие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Появившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор. А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность вообще, так и начавшая развиваться речь имели для первобытного человека жизненно важное значение, то обе эти функции получили свое представительство и в коре головного мозга. При этом области коры, управляющие движениями пальцев рук и области, «отвечающие» за движения органов речи, по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук) «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности.
Таким образом, развитие функции рук и речевой функции человека шло параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Параллельно с этим, не без рук, развивалась и совершенствовалась и речевая функция человека.
Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано специальными научными исследованиями). Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формирования у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.
Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук» как одного из важнейших условий приспособления человека к жизни. Это нашло свое отражение и в народных сказках, преданиях, пословицах и поговорках. Нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки», «большой умелец» или, наоборот, «руки – крюки», «руки как грабли», «не руками сделано», «руки оторвать за такую работу» и т.п. И все знают такие детские игры, как «Ладушки» или «Сорока – ворона кашу варила».
Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики руки и координации движений рук.
Детям от года до трех упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям от 3 – до 5 лет задания можно усложнить.
Работа по развитию движения руки должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и переутомления.
Ребенку можно предложить:
– Запускать пальцами мелкие волчки.
– Разминать пальцами пластилин, глину.
– Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
– Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).
– Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
– Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
– Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
– Показать отдельно только один палец – большой.
– Махать в воздухе только пальцами.
– Кистями рук делать «фонарики».
– Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
– Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).
– Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинку на леску или нитку.
– Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на гладкую палочку, стрежень (получиться спираль).
– Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
– Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки.
– Закручивать шурупы, гайки.
– Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
– Складывание матрешек.
– Игры с вкладышами.
– Рисование в воздухе.
– Игры с песком, водой.
– Мять руками поролоновые шарики, губку.
– Рисовать, раскрашивать, штриховать.
– Резать ножницами.
– Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.).
– Делать самомассаж кистей рук с помощью еловых шишек, счёт, использовать «сухой бассейн».
– Перебирать крупу.
– Выкладывать и счетных палочек фигур по замыслу или по карточкам
6. Удовлетворение любознательности ребенка.
Речь, являясь средством усвоения общественно – исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию.
Познавательный опыт ребёнок прежде всего приобретает в самой разнообразной деятельности. Все виды деятельности дошкольника – игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая – позволяют мобилизовать его познавательные возможности, а значит, развивать их, научить не только ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать его.
Стихийный опыт, который ребенок приобретает сам, конечно же, играет огромную роль в его развитии, но далеко не всегда оказывается полноценной основой психического развития. Даже то. Что ребенок видит ежедневно, с чем он постоянно имеет дело, вполне может оказаться «неувиденным» – не зафиксированным в сознании, неосознанным, непонятным. Следовательно, полноценное развитие восприятия может осуществляться тогда, когда у дошкольника в процессе его собственной деятельности накапливаются зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые образы. Полученные ребенком чувственные впечатления необходимо постоянно соединять со словом, обозначающим воспринятое, – это помогает закреплять образы предметов, их свойств и отношений, делает эти образы более стойкими, четкими, обобщенными, подвижными и гибкими.
7. Чтение художественной литературы.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
8. Разучивание стихов.
При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его; помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, научить выразительно читать его перед слушателями; использовать в жизни; воспитывать любовь к поэзии.
9. Рассказывание стихов руками.
Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.
10.Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.
Осуществляется обогащение словаря, стимулируется речевая активность и познавательная потребность детей.
Источник