Факторы среды влияющие на развитие ребенка

Факторы среды влияющие на развитие ребенка thumbnail

В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.

  • Понятие об окружающей среде
    • Положительное влияние среды
    • Отрицательное влияние среды
  • Педагогика о влиянии среды
  • Системное развитие ребенка и формирование сознания
  • Основные выводы

Понятие об окружающей среде

Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.

Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка и становление его сознанияСистемное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходит
последовательно:

  1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
  2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
  3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
  4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
  5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.
Читайте также:  Аппликация как средство развития ребенка

Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.

Основные выводы

Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Таким образом, можно
сделать выводы:

  1. Личность ребенка развивается под
    влиянием окружающей среды.
  2. Зависит от взрослого, какой социум
    будет окружать кроху.
  3. Ребенок социализируется через
    общение, деятельность и сознание.
  4. Сознание формируется с помощью
    специально подобранных методик.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Марита Жиляева
Влияние факторов окружающей среды на здоровье дошкольников

Влияние факторов окружающей среды на здоровье дошкольников

«…Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его

высокий уровень здоровья, вполне возможно”. Академик Н. М. Амосов

Окружающая среда – один из факторов, влияющих на здоровье и образ жизни детей. Детский организм более чувствителен к изменению окружающей среды. Доказана прямая связь между здоровьем детей и различными факторами экологии.

Положительное влияние экологии. Большинство из нас всегда стремится к природе – в горы, в лес, к берегу моря, озера или реки, где чувствуется прилив сил. Окружающий ландшафт способен оказывать на эмоциональное состояние ребенка различное влияние. Пребывание на свежем воздухе и созерцание красот природы успокаивает нервную систему и стимулирует жизненный тонус. Не менее серьезное влияние на самочувствие детей и оказывают погодные условия. Всем хорошо известно, что воздух около текущей воды бодрит и освежает. Объясняется это тем, что в нем содержится большое количество отрицательных ионов, положительно влияющих на здоровье. Именно по этой причине свежим и чистым представляется воздух после грозы. Нельзя не отметить богатство лекарственных средств,которые дарит нам природа: лекарственные растения, морская соль, лечебная глина, грязи, минеральная вода и многое другое.

Влияние плохой экологии на здоровье. Множественные факторы окружающей среды, оказывают влияние на организм ребенка, его физическое и умственное развитие, на дыхание, обмен веществ, кровообращение, процесс пищеварения и т. д. Качественные и количественные изменения в обмене веществ, спровоцированные изменениями в экологии, могут вызывать и нарушения в росте и строении организма.

Плохое экологическое состояние ухудшает здоровье детей, вызывая отравление токсинами и тяжелыми металлами, кроме того, провоцирует развитие гиперактивности у детей.

Воздух. Загрязненный воздух сегодня остается одной из главных проблем любого крупного города. Доказано, что проживание поблизости оживленных автострад повышает вероятность развития бронхиальной астмы у детей. Сажа, пыль и другие мелкие частички, содержащиеся в загрязненном воздухе, способны вызывать спазм бронхов и сильный кашель, они раздражают слизистую оболочку носа и могут спровоцировать появление аллергического насморка, и послужить причиной раздражения глаз, появления конъюнктивита.

Вода. Купание в загрязненных водоемах, в особенности, если это пруд со стоячей водой, способно привести к заражению контагиозным моллюском. Намного более трудно обходиться без водопроводной воды, имеющей

повышенную жесткость из-за чрезмерного содержания солей. С целью минимизировать негативное воздействие данных компонентов, желательно использовать дома фильтры для очистки воды. Вода — это жизнь, ведь без нее не может существовать ни одно живое существо. Нужно с рождения приучать ребенка к употреблению необходимого количества жидкости для здоровья и хорошего самочувствия.

Защитные меры. Чтобы свести к минимуму вредное влияние загрязненной экологии на здоровьедетей нужно следовать простым советам:

• проводите больше времени с детьми на свежем воздухе – за городом, в лесу. Чистый воздух – лучшее лекарство для легких;

• установите дома специальный очиститель воздуха, который собирает разные неблагоприятные примеси и пыль;

• регулярно проводите влажную уборку, спрячьте все книги за стекло на полку, избавьтесь от ковров, собирающих пыль;

• для питья лучше всего использовать только бутилированную воду. Желательно, готовить на воде, очищенной с помощью фильтра;

• максимально ограничить употребление продуктов, в которых содержатся стабилизаторы, консерванты и прочие добавки, оказывающие плохое влияние на состояние организма. Пища детей должна быть максимально простой;

Читайте также:  Таблица развития ребенка мальчика после года

• в районах с плохой экологией детям чаще назначают витамины, антиоксиданты, препараты, содержащие йод и кальций, иммуномодуляторы;

• защитить детей от электромагнитного излучения можно, ограничив время их пребывания перед компьютером, телевизором, использование мобильного телефона и т. д.

Подводя итоги, можно сказать, что для сокращения негативного влияния экологии на детей мы должны сами заботиться об окружающей среде, прилагая как можно больше усилий для поддержки того природного баланса, в котором человечество способно существовать нормально.

Мы часто говорим детям фразу: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Но как оказалось не всякая вода и не всякий воздух полезен и солнце в одном случае дарит здоровье, в другом попросту убивает. Поэтому, крайне необходимо научить детей правильному пониманию положительного и отрицательного влияния различных факторов среды на их здоровье. Научить их получать от природы только заряд бодрости и хорошего настроения.

Источник

 Cеверина Н.В.

 Дошкольная педагогика

 Тема: Влияние среды на развитие ребенка

В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Их может быть несколько одновременно и каждая характеризуется определенными правами и обязанностями, т. е. имеет разный социальный статус.

Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям).

Статус определяет поведение личности в обществе, т. е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным относят роли члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

По мнению М. А. Галагузовой, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконова, социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.

В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

В сфере сознания — формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации у ребенка проявляется объективная потребность человека быть «как все», параллельно с которой формируется другая потребность — проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация.

Таким образом, социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).

Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой — вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум.

Источник

Человек тесно связан с окружающей средой и подвержен ее влиянию. Особенно это касается детей.

Читайте также:  Центр развития ребенка на карте

Какую роль в состоянии здоровья играют внешние экологические факторы?

Какие меры предпринять для защиты малышей от неблагоприятного воздействия?

Об этом — в нашей статье.

Содержание:

  • Что такое окружающая среда и как она влияет на здоровье ребенка
  • Положительное влияние экологии
  • Отрицательное влияние экологии
  • Защитные меры

Что стоит понимать под окружающей средой и как она в общем влияет на здоровье ребенка

Окружающая среда — это совокупность условий, которые на нас влияют в данный момент времени и пространства.

Ученые говорят о том, что степень влияния окружающей среды на здоровье ребенка весьма высока.

Безусловно, пребывание на природе приносит пользу подрастающему человечку.

Но, помимо этого, есть и негативные стороны нынешней экологической ситуации.

Загрязненная тяжелыми металлами и токсинами биосфера может вызвать отравление в юном организме, спровоцировать у него различные заболевания.

Положительное влияние экологии

Положительное влияние экологии на детей

Окружающая природа дарит множество пользы детскому организму.

  1. Прогулки на свежем воздухе повышают иммунитет ребенка, насыщают легкие кислородом и улучшают обмен веществ. Помимо этого, они развивают физические и психические навыки малыша.
  2. Солнечный свет повышает количество витамина Д в организме, а значит, препятствует возникновению рахита.
  3. Активная прогулка — это и профилактика близорукости. Ведь ребенку часто приходится переводить взгляд с близких предметов на дальние. Не говоря уже о том, что это не приносит вреда глазам, в отличие от компьютерных игр и мультфильмов.
  4. Зимний морозный воздух наиболее чист и насыщен кислородом. Он повышает мозговую деятельность и улучшает сон.
  5. А купание в водоемах — это действенный и веселый способ развить физические навыки и закалиться.

Отрицательное влияние экологии

К сожалению, человек своими действиями наносит большой ущерб окружающей природе.

Отсюда возникают негативные экологические факторы, которые считаются опасными для подрастающего поколения.

Воздух

Проживание у оживленной автомобильной дороги повышает у детей риск появления бронхиальной астмы. Ведь пыль и другие вредные частицы способны вызывать сильнейший кашель и спазмы.

Также грязный городской воздух может спровоцировать аллергический насморк, раздражение глаз или конъюнктивит.

Вода

Купание в загрязненных водоемах может привести к заражению кожи.

Водопроводная вода зачастую содержит много солей, а также обеззараживается хлорированием. А это может негативно сказаться на здоровье мочевыделительной системы ребенка.

Предметы быта

Косметика и бытовая химия часто провоцируют сильную аллергию. Это происходит из-за чрезмерного количества антибактериальных компонентов, которые в них содержатся.

А дешевые одежда и игрушки, которые не имеют нужных сертификатов, могут вызвать отравление малыша.

Другое

В эту категорию можно отнести:

  • солнечную радиацию;
  • электромагнитное излучение;
  • продукты с ГМО, консервантами и т.д.

Защитные меры

Как защититься от негативного влияния экологии

Как же обезопасить своего малыша от негативного влияния окружающей среды?

Родителям следует четко придерживаться рекомендаций специалистов.

  1. Как можно больше времени проводить с ребенком на свежем воздухе. Желательно это делать за городом, в лесу. А еще лучше все лето находиться в деревне или на даче.
  2. Установить дома очиститель воздуха, который собирает пыль и другие негативные примеси.
  3. Регулярно проводить влажную уборку. Лучше избавиться от ковров, больших мягких игрушек и других “пылесборников”, а книги спрятать на застекленные полки.
  4. Для питья использовать очищенную воду. Стоит поставить дома специальный фильтр.
  5. Как можно меньше употреблять продукты с консервантами, стабилизаторами и т.д. Детская еда должна быть как можно более простой.
  6. Давать ребенку витамины, препараты с йодом и кальцием, иммуномодуляторы. Но делать это только по совету врача.
  7. Отказаться от курения в тех помещениях, где бывает малыш. Это касается и курения на улице рядом с ребенком.
  8. Не разрешать детям купаться в стоячих водоемах. Лучше приобрести надувной бассейн.
  9. Не позволять ребенку слишком долго играть в компьютерные игры или смотреть мультфильмы. Пользование гаджетами должно быть строго дозировано.
  10. В жаркие солнечные дни гулять до 10-11 утра и после 15 дня. Это поможет уберечь малыша от вредных солнечных лучей.
  11. Учить детей культуре поведения на природе и в быту, чтобы не загрязнять, а улучшать экологическую обстановку вокруг.

Окружающая среда может принести не только пользу, но и вред детскому организму. Но родители могут минимизировать отрицательное влияние. Для этого нужно выполнять простые правила и приучать к ним детей.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник