Факторы семьи влияющие на развитие и воспитание ребенка

Факторы семьи влияющие на развитие и воспитание ребенка thumbnail

Определение 1

Семья – один из главных факторов, непосредственно влияющих на формирование личности ребенка. Именно она во многом определяет будущее человека. Главной характеристикой семьи является то, что она представляет собой воспитательную среду, в которой совместно протекает жизнь взрослых и детей. Важное влияние на процесс становления личности оказывает качество взаимодействия с социальным окружением и другими микросредами, процесс усвоения культуры.

В основе семейного воспитания лежат чувства. Семья должна быть построена на любви, которая создает дома особую нравственную атмосферу, тон и стиль взаимодействия ее членов: нежность, ласка, забота, терпимость, великодушие, умение прощать, чувство долга складываются в полезную для личности обстановку.

Семейная среда формирует для ребенка своего рода культурную нишу. Она состоит из предметно-пространственного, социально-поведенческого, событийного и информационного окружения. В семье должны быть созданы необходимые гигиенические условия, обеспечено полноценное качественное питание, с помощью различных воспитательных средств созданы позитивные модели поведения. Чем лучше организована семейная среда, тем выше эффективность воспитания ребенка.

Семейная жизнь складывается из большого количества социальных ситуаций. Если родители могут придать им правильную целевую направленность, то они могут выступать в качестве педагогических средств. Иначе говоря, самые обычные, привычные вещи тоже могут быть факторами семейного воспитания: на личность могут влиять особенности интерьера, порядок в доме, привитое отношение к вещам, семейные торжества, отношения между родителями и другими родственниками, соблюдение традиций и др. Благоприятная домашняя среда становится пищей для воспитания мыслей и чувств, формирования правильного поведения. От того, какие ценности родители прививают ребенку, и от того, какая обстановка царит в доме, зависит, сможет ли ребенок развить в себе чувство самодостаточности.

Замечание 1

Отличительными особенностями воспитательной деятельности в семье является ее естественный и непреднамеренный характер.

Современная семья уделяет не слишком много внимания специальным воспитательным мероприятиям. В целом семейное воспитание сильно различается в рамках одной и той же культуры: оно персонализировано и имеет конкретную направленность. Именно благодаря этому инициируется активность ребенка.

Определение 2

Основа построения социально-психологической стороны личности базируется на деятельной активности. В отличие от воспитания в образовательных учреждениях, семейное воспитание обладает более разнообразным и менее регламентированным содержанием, поэтому семья помогает ребенку легче принять разнообразие мира вокруг, создать в себе иммунитет к его негативным сторонам. Наблюдая, как ведут себя близкие в той или иной ситуации, он выстраивает свое отношение к жизни, собственные представления о ценности чувств, объектов, явлений.

То, как ребенок относится к окружающему миру, воспринимает нормы поведения, зарождается в нем опосредованно через общение с близкими родственниками. Семья показывает ему первые примеры поведенческих моделей, на которых позже будет выстроено его собственное поведение с учетом приобретенного общественного опыта. Дети учатся сравнивать, оценивать, выбирать, как себя вести, как общаться с окружающими.

Важно помнить, что при всех ее достоинствах семья является относительно закрытой группой, замкнутой общностью, в которой люди воспитывают друг друга, ориентируются на мнения друг друга, передают опыт из поколения в поколение. Конечно, постепенно формируются и новые способы взаимодействия с ребенком, которые взрослые усваивают из специальной литературы, примеров других семей, советов знакомых, врачей.

Организующий фактор семейного воспитания

Семья имеет сильное воспитательное воздействие еще и потому, что является формой организации деятельности людей. У новорожденного ребенка нет навыков и умений, чтобы жить самостоятельно, следовательно, ему нужны взрослые, чтобы организовать взаимоотношения с внешним миром. Семья привлекает его к разной деятельности: трудовой, учебной, общественной, предметной, познавательной, игровой. На ранних этапах деятельность обязательно является совместной, но постепенно ребенок овладевает нужными навыками и получает возможность организации своей собственной, привлекательной лично для него деятельности. Со временем ребенок становится полноценным субъектом, активным участником всех семейных дел. Чтобы успешно развиваться, дети должны постоянно получать внимание родителей, чувствовать их одобрение и поддержку, получать помощь, когда она нужна. Родителям важно помнить, что соотношение детской и своей активности должно оставаться разумным. Конечно, зачастую проще сделать все необходимое вместо ребенка, чем добиться от него верного выполнения поставленной задачи, но такой подход является одной из самых частых ошибок семейного воспитания. Включить ребенка в дело непросто, но если этого не делать, то у него постепенно сформируется синдром беспомощности, инфантилизм. Ребенок, как и взрослый человек, имеет отчетливую потребность в целесообразном действии, которое приводит к видимому результату. Выполнение таких действий помогает развивать усидчивость, самоконтроль, самооценку, настойчивость.

Однако не стоит и забывать о том, что возможности ребенка весьма ограничены, и необходимость выходить за их рамки не будет приносить удовлетворения. Успех рождает ощущение эмоционального подъема, что, в свою очередь, стимулирует желание повторить, попробовать новое, продолжать изучение, а работа “на износ”, постановка слишком трудных задач закрепляет в ребенке ощущение неудачи.

Читайте также:  Развитие и обучение детей раннего возраста в доме ребенка

Специфика семьи как воспитательного фактора

Как мы уже говорили, основная функция семьи – это воспитание подрастающего поколения.

Определение 3

Семейным воспитанием детей называется целенаправленное взаимодействие ребенка с членами семьи, которое основано на любви, уважении чести и личного достоинства. Оно предполагает всестороннюю психологическую и педагогическую поддержку ребенка, защиту и помощь в формировании личности с учетом его потребностей и возможностей в соответствии с семейными и общественными ценностями.

Воспитательный потенциал каждой семьи различен, поскольку семьи заметно отличаются друг от друга по составу, материальной обеспеченности, региону проживания. Внутри семьи может царить совершенно разная психологическая обстановка, приверженность традициям и обычаям или их отторжение, разный образовательный и культурный уровень.

Специфика семьи как воспитательного фактора

В целом можно сказать, что семья может быть, как положительным, так и отрицательным фактором становления личности детей. Главные условия, которые обеспечивают наилучший тип семейного воспитания, это:

  • любовь к детям;
  • последовательность в поведении и установлении норм;
  • единство требований ко всем членам семьи;
  • обоснованность любых воспитательных воздействий, особенно наказаний;
  • недопустимость участия ребенка во взрослых конфликтах.

Степень проявления чувства также важна: если ребенок получает недостаточно любви, он делается грубым и черствым к чужим бедам, не может ужиться в коллективе, проявляет чрезмерную замкнутость и застенчивость. Если же любовь выражается слишком горячо, то это может стать причиной развития эгоизма, эгоцентризма, избалованности.

Воспитание в семье продолжается достаточно длительное время. Оно может длиться в течение всей жизни человека, поскольку его влияние ощущается и вне дома. Степень влияния на воспитание и развитие ребенка в разные временные периоды различна: в дошкольном возрасте ребенок больше нуждается в обеспечении своих духовных, материальных и познавательных потребностей, в школе – в удовлетворении материальных, коммуникативных и эмоциональных нужд, а для подростка и взрослого человека семья нужна для развития самопознания, социального, профессионального и личностного самоопределения.

Источник

Статья на тему: «Влияние семьи на развитие и воспитание детей».

В течения многих веков воспитание детей осуществляется как в семье, так и в общественных учреждениях. Наряду с развитием общественного воспитания сохранила свое значение и семейное воспитание. Теорией его занимались почти все виды деятели педагогики. Нет, пожалуй, ни одной педагогической системы, в которой бы не затрагивались вопросы семейного воспитания.

Можно говорить о трех основных направлениях в этом вопросе:

  • Признание за семейным воспитанием ведущей роли;
  • Недооценка роли семьи в воспитании;
  • Общественное и семейное воспитание выполняют свое назначение только в единстве.

Представитель первого направления Иоганн Генрих Песталоции. Он считал семью, отчий дом основной истинного естественного воспитания человека «Семейные отношения людей являются первыми и наиболее естественными отношениям».

Сила семейного воспитания, отличал Писталоции, в том, что оно происходит в процессе жизни, в отношениях близости, в делах и поступках, которых совершает ребенок из своих отношений к отцу, матери, усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Бодрость. Довольство и умеренность в стростях у человека развиваются с ранних лет через домашние радости, использование домашних обязанностей. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм. Именно в семье наблюдает испытывает чувство любви  к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку. В семье осуществляется индивидуальный подход. Подчеркивая воспитательное значение семьи, Песталоции не выступает против общественного воспитания, но он считает, что и школа должна строить свое воспитание по типу семейных отношений.  

Герцен считает, что « семья начинается с детей». Воспитание детей не личное дело родителей, а их гражданский долг: ребенок уже своим появлением на свет  возлагает на родителей новые обязанности и выводить родителей из сферы узколичной деятельности.

Развитие и воспитание осуществляются  в деятельности детей. В из многообразных отношениях . Большое значение в их жизни имеют общественный  труд, общественная деятельность., разумное поведение досуга. Организовать эту разнообразную деятельность, направить на формирование лучших нравственных качеств, черт характера, привычек- важная задача воспитания.

В социалистическом обществе семья и детский сад совместно решают общие задачи воспитания всесторонне развитого, счастливого человека, они же вместе несут перед обществом ответственность за это.

Образовательные учреждения требует, что бы родители воспитывали детей, а родители ждут этого от образовательного учреждения. Обоюдные решения должны решаться общими усилиями. Но эти общие усилия тогда могут привести к желанным результатам, когда семья знает, что делает детский сад, а детский сад знает, в каких в конкретных условиях и как воспитываются дети в каждой семье. Это позволяет правильно руководить семейным воспитанием, направлять его.

Читайте также:  Развитие и формирование личности ребенка как педагогической проблемы

Взрослые члены семьи участвуют не только в производительном труде, но и в общественной работе. Дети не только учатся в коллективе сверстников, но и выполняют поручения дошкольной организации. Это влияет отклик семьи, характер семейных отношений, расширяет ее интересы и социальные связи, благодаря чему ребенок входит в контакт с различными людьми и явлениями жизни.

Наряду с ростом материального благосостояния меняются и культурный уровень семьи, их потребности и интересы.

Неизменным другом семьи стали: газеты журналы, книги, аудиоплееры. Редко когда в нашей семье не встречались домашней библиотеки, состоящих из детских книг, из детских газет и журналов.

Культурный рост человек виден и в том, что каждый десятый человек у нас учатся. Учатся и мать, и отец, и дети. Это стремление к знанию. Совмещение работы с учением, постоянный рост человека характерны для семьи.

По новому семья проводит свои дни отдыха, отпуска и свободные часы: посещения музеев, кинотеатров, выставок, занятия спортом, посещение развлекательных центров, путешествия и походы всей семьей- все это стало обыденным, но весьма значительным явлениям.

Во многих семьях воспитание детей улучшилось, многое делается для всестороннего развития детей, их общей культуры. На вопрос, в чем проявляется ваша работа о воспитании детей, родители дают интересные ответы. В них проявляется не только забота о здоровье детей и их учебных успехах, но и стремление родителей преодолеть конкретные недостатки в поведении ребенка, повлиять на формирование характера, на развитие интересов, правильно организовать его досуг, повысить эстетическую культуру. Вместе с тем многие родители прямо заявляют, что им самим приходятся непрерывно пополнять свои собственные знания, много читать, узнавать, для того что бы удовлетворить любознательность детей, что бы с достоинством выполнять свой родительский долг. Родители многие понимают, что воспитание в семье основывается на самовоспитание родителей. Нередко образец поведения отца легче усваивается сыном, а поведение матери –дочерью. Некоторые вопросы легче разрешить с матерью, а сыну с отцом. Из этого, однако не следует, передавать воспитательные функции лишь одному из родителей или распределять их в зависимости от пола детей. Отец и мать должны дополнять друг друга в воспитании детей, их согласованные действия предотвращают односторонность в воспитании.

Семья – первичная ячейка общества, она является той средой , в которой с наибольшим успехом осуществляется воспитательное влияние детей в раннем возрасте. Здесь они получают первые знания об окружающем, первый социальный опыт.

Чем богаче жизненный и социальный опыт членов семьи, высшее их культура и лучше взаимоотношения, тем сильнее семья может оказывать благотворные влияние на воспитание детей. Любовь родителей друг другу. К детям, отношения привязанности, уважения и доверия формирует чувства ребенка, его нравственные качества дети и сами укрепляют внутри семейные связи; обогащают ее эмоциональные переживания.

Во взаимоотношениях родителей с детьми немалую роль играет хозяйственная сторона жизни. В которой участвуют и взрослые и дети. Семья содействует выработке не многих навыков и привычек- трудовых, гигиенических, культурных и моральных. В семье воспитывается характер, формируется убеждение. Эти убеждения сформированные в детстве, наиболее прочные, действенные. В семье дети знакомятся с отношениями взрослых к своим обязанностям, к труду, к происходящим событиям, их мнение всегда оказывает большое влияние на детей, на их поступки. Это формирует общественные интересы ребенка, его идеалы, порождает у него желание принять активное участие в жизни общества, рождает большую и хорошую мечту, оказывает влияние на его жизненные цели.

Общественная позиция родителей, их гражданское лицо в первую очередь воспринимаются и оценивается с детьми. Поведение родителей в семейном воспитании имеют решающие значение. А.С.Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитывайте его в каждый момент в вашей жизни, даже тогда когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы говорите с другими людьми о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете книгу- все это имеет для ребенка большое значение».

Мы не раз проводили анкету среди детей. Она показывает, что дети младшего возраста больше всего ценят в своих родителях моральные качества, общественную активность, настойчивость, выдержку, честность, справедливость, готовность помочь людям, мужество, трудолюбие, аккуратность, умение держать данное слово, вежливость, любовь к знаниям, доброту и общительность.

Читайте также:  Периодизация развития личности ребенка эльконин

Важным и сложным вопросом семейного воспитания является формирование материальных и духовных потребностей детей. Потребности- источник активности ребенка. Некоторые родители считают, что их задачей являются удовлетворение духовных потребностей. Духовные потребности воспитываются и развиваются с самого раннего возраста.

Каждый кроха любознателен. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста бывает направлена на стимулирование познавательного интереса своего ребёнка к окружающему миру. У детей младшего школьного возраста, которые научились читать, развивается любознательность. Стихи, сказки, совместное чтение и обсуждение произведений из школьной программы развивает познавательный интерес дошкольника. Таким образом, происходит его сближение с родителями.

Своего ребёнка нужно воспитывать, чтобы он был всесторонне развитой личностью. Необходимо прививать ему любовь к искусству. С дошкольником нужно посещать галереи и выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей. Посещение культурных мероприятий прививает любовь к искусству и культуре, а также развивает творческие интересы.

Важно воспитывать уважение к людям и готовность оказать помощь. Не только к членам семьи, но и другим людям, нуждающимся в помощи. Здесь важен и пример родителей; разьяснение и требование.

Надо следить, что бы у детей в семье оставались невыполненными требования взрослых, разумность которому ребенку должна быть очевидна, что бы у детей не накапливался опыт не послушания. Главная цель режима- это накопление опыта соблюдением требований дисциплины и формирование полезных привычек.

Дисциплинированность проявляется не только в соблюдении режима. Важно приучить детей к выполнению требований родителей. Это можно достичь при соблюдении ряда условий:

Требования должно касаться различных сторон жизни ребенка в семье., его учение, отношения к обязанностям, культура поведения.

Должна быть воспитана готовность к выполнению требований. Это возможно лишь тогда, когда требования разумны, необходимость их осознана самим ребенком и в ней глубоко убеждены сами родители.

Требования должны быть хорошо продуманы с учетом возможностей. Интересов и потребностей детей.

Задачей семейного воспитания является привитие детям любые к труду, потребности трудиться, формирование трудовых навыков.

Трудом детей надо руководить. Иногда ребенок прекращает работу, встречаясь с самыми незначительными трудностями. Если во время ему не помочь, не подсказать, как можно преодолеть трудности, то может возникнуть антипатия к труду. В одних случаях требуется показ рациональных приемов, в других- помощь в выборе действий. Многим трудовым действиям можно научить, показав, как выполняют эту работу сами родители. Подражая, дети свободно усваивают рациональные приемы трудовых операций, а это уже является побуждением к труду.

Подготовка к воспитанию начинается еще до поступления ребенка в дошкольному учреждению. Родители стремятся создать у ребенка положительное отношение к будущей деятельности и воспитывать некоторые навыки и привычки уже в семье. Именно семья должна создать все возможные условия для выполнения домашнего задания. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

В ряде семей устанавливается ценная традиция, когда старшие рассказывают о  своем трудовом дне, а дети делятся всем новым,  что произошло за день в садике.

 Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: 

  • Принимать активное участие в жизни семьи; 
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; 
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; 
  •  Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 
  •  Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; 
    Уважать право ребенка на собственное мнение; 
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; 
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Источник