Факторы риска раннего развития ребенка
Биологические факторы риска нарушения развития в раннем возрасте.
Возникновение аномалий развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями.
В последнее время получены данные о новых наследственных формах умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологии эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма (РДА) [4].
К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в психическом и физическом развитии детей, относятся хромосомно – генетические отклонения, как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций.
Наряду с наследственной патологией нарушения психического и физического развития, могут возникать в результате воздействия на развивающийся мозг ребенка различных неблагоприятных факторов окружающей среды. Это – инфекции, интоксикации, травмы и т.п [7].
Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности, такие как:
- Краснуха
- Токсоплазмоз
- Грипп
Данные заболевания являются одной из причин возникновения тяжелых нарушений в развитии у ребенка.
Наиболее изученными являются заболевания, передающиеся половым путем и в основном вирусные, которыми в остром виде или при обострении их хронических форм могут страдать беременные. Такие вирусы легко проникают через плаценту, вызывая ее поражения или непосредственную инфекцию внутриутробного плода, с поражением внутренних органов, в том числе и мозга плода. Внутриутробные инфекции оказывают неблагоприятное воздействие на функциональную активность головного мозга плода, как непосредственным воздействием инфекционного агента и развивающейся при этом гипоксии, так и опосредованными нарушениями состоянии здоровья женщин во время беременности и родов [3].
Отклонения в соматическом здоровье матери включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность, хронические эндокринные заболевания матери, в частности диабет, сердечнососудистая патология матери (пороки сердца, повышенное и пониженное давление), сильные эмоциональные стрессы, травмы беременной, угроза прерывания беременности также могут сопровождаться ухудшением кровоснабжения плода с развитием тяжелой гипоксии. Это серьезные факторы. Развивается плацентарная недостаточность (ПН). В случае декомпенсации, плод отстает в развитии.
Несовместимость по резус-фактору или иммунологическая несовместимость между матерью и ребенком по резус-фактору и антигенам крови также являются фактором риска возникновения нарушений развития в раннем возрасте [4].
Фактором риска нарушений психического и физического развития являются биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.) воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития [8].
Не менее значимым периодом наибольшей уязвимости центральной нервной системы ребенка являются роды. Риск возникновения нарушений появляется при стремительных либо при затяжных родах. При таком течении родов теряется преимущество приспособления к конфигурации родовых путей, соответственно возрастает риск травматического повреждения младенца. У новорожденных, появившихся на свет при стремительных родах, обнаруживаются различные отклонения в центральной нервной системе, начиная от легких гипоксических микротравм, до массивных кровоизлияниях в желудочки и вещество мозга. При увеличении продолжительности родов, тугом обвитии пуповины, также возможно поражение центральной нервной системы: тяжелая гипоксия с гибелью нейронов младенца, гипоксическое повреждение других тканей и органов. Тяжелые родовые травмы, гипоксия и асфиксия в родах могут быть как единственной причиной аномального развития, так и фактором, сочетающимся с внутриутробным недоразвитием мозга ребенка [1].
Фактором риска возникновения нарушения развития в раннем возрасте является недоношенность детей. В настоящее время современная медицина модернизировала реанимацию для новорожденных, что значительно увеличило выживаемость недоношенных детей. Такие дети выживают, но не становятся здоровыми сразу и индекс заболеваемости и возможность нарушения в развитии у них увеличивается. Нарушения развития у детей могут возникнуть под влиянием различных неблагоприятных факторов после рождения. Послеродовые приобретенные аномалии развития в основном являются последствиями перенесенных в раннем детстве заболеваний, к ним относятся: менингит, энцефалит, которые могут привести к развитию гидроцефалии, глухоте, задержке психического развития и к двигательным расстройствам. Базовым патогенным фактором, на фоне которого может постепенно снижаться общая активность ребенка, в том числе может замедляться психофизическое развитие [3].
Соматические заболевания детей являются причиной нарушения нормального развития ребенка. При соматических заболеваниях часто происходит поражение центральной нервной системы. При этом ребенок попадает в ситуацию выраженных ограничений на активность, самостоятельность, способы самореализации, что задерживает его познавательное и личностное развитие [1].
Источник
Юлия Андросова
Сопровождение детей раннего возраста. Группы риска
На сегодняшний день наблюдается недостаточная изученнсть прблемы психологического сопровождения детей раннего возраста группы
риска, как в теоретическом плане, так и в целом на практике. тоже время становится очевидной тенденция роста числа детей,
с различными отклонениями от нормы, как в психофизическом, так и в социальном плане. Кроме того, нельзя отрицать, что такого рода отклонения сопровождаются нарушением адаптиных функций эмоционально – личностной сферы детей.
Так на современнм этапе отмечается значительный рост количества детей раннего возраста с пограничными нарушениями психического здоровья, проявляющимися в виде различного рода отклонений в поведении,
общении, а так же социально дезадаптированных детей. Данне
бстоятельство вынуждает педагогов и психологов стремится организовать
своевременне психологическое сопровождение детей раннего возраста.
Существующие сегодня в практике виды психологической помощи,
психологической поддержки, психологического сопровождения родителям и
детям чрезвычайно разнобразны. Они различаются по характеру решаемых
задач специалистами. Эти различия фрмируют ту или иную модель
психологической помощи. Каждая из таких моделей пирается на
сбственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы
работы.
Вопросы психологического сопровождения развития ребёнка раннего
возрастазатрагивалась в современных исследованиях ученых: О. Б. Половинкина, Е. Козлова, Ю. А. Разенкова, Ю. А. Григорова и Е. Ф. Щукина и др.
Специалисты выделяют три основных направления педагогической помощи семье со стороны педагогического коллектива: бразовательное, психологическое и посредническое.
Принято выделять бщие факторы, которые небходимо учитывать при организации педагогического сопровождения развития ребёнка раннего возраста:
1) индивидуальный подход к каждому ребёнку;
2) учёт первичности естественнго развития ребёнка;
3) создание условий для самостоятельного освоения ребёнком среды (с
целью социкультурного развития ребёнка);
4) организация специальных условий (организованнй среды, спосбствующих успешному результату сопровождения;
5) проведение ранней диагностики;
6) проведение небходимой коррекции в случае выявления нарушений
развития;
7) привлечение смежных с педагогикой дисциплин для разработки фрм помощи семье, воспитывающей ребёнка раннего возраста группы риска;
8) наличие у сопровождающего специальных социально-
психологических и педагогических навыков и знаний.
Психологическое сопровождение детей раннего возраста группы риска в дошкольной бразовательной организации в рамках консультативно-
диагностического направления решает следующие задачи:
определение уровня развития ребенка раннего возраста группы риска в соответствии с основными нормативными пказателями даннго возраста;
максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
анализ осбенностей социальной ситуации развития ребенка;
мониторинг развития ребенка в процессе целенаправленнй психолого-педагогической помощи;
консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста группы риска:
консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста по вопросам организации детской деятельности.
В рамках коррекционн-развивающей деятельности решаются следующие задачи:
разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами ДОО совместно с родителями ребенка;
бучение родителей спосбам коррекционн-развивающего
взаимодействия с ребенком;
проведение индивидуальных (в присутствии родителей) и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего
возраста;
проведение тренинговых занятий с родителями с целью нормализации внутрисемейных отношений, снижению эмоционального стресса, вызваннго рождением ребенка.
Инфрмационн-методическое направление деятельности организации
фрмулирует следующие задачи:
инфрмирование населения б услугах ранней психолого-педагогической помощи,предоставляемых ДОО совместно с социальными институтами детства: женскими консультациями, роддомами, детскими поликлиниками и больницами, (инфрмирование с помощью буклетов, бъявлений, инфрмационных писем);
инфрмирование о деятельности ДОО с помощью средств
массовой инфрмации;
создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционн-
развивающих методик для детей раннего возраста;
повышение квалификации педагогов групп раннего возраста
(организация стажерских площадк, проведение мастер-классов, совещаний).
Задачи, решаемые в рамках организационнго направления
деятельности:
организация взаимодействия ДОО с учреждениями здравоохранения
по выявлению детей раннего возраста с ограниченными возможностями
координация деятельности специалистов разного профиля ДОО и
родителей по реализации индивидуальной программы психолого-
педагогической помощи;
организация ббщения и распространения опыта ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями.
Психологическое сопровождение детей раннего возраста должно
основываться на организационных и методических принципах деятельности
ранней психолого-педагогической помощи в дошкольных образовательных
организациях.К организационным принципам деятельности можно отнести:
Принцип междисциплинарного подхода к организации ранней психолого-педагогической помощи предполагает участие в ней специалистов разного профиля деятельности, работающих в дошкольной бразовательной
организации.
Принцип активного и равномерного сотрудничества с семьей ребенка
раннего возраста. Родители рассматриваются как равноправные субъекты
всех видов деятельности, направленных на развитие ребенка и компенсацию
имеющихся нарушений.
Принцип дбровольности участия в программе ранней психолого-
педагогической помощи основывается на признании того факта, что только
сознательное и заинтересованне участие родителей спосбно беспечить
эффективность всей коррекционн-развивающей работы.
Принцип конфиденциальности предполагает сохранение от разглашения всех сведений б осбеннстях развития ребенка и условиях социальной ситуации его воспитания и развития.
Принцип открытости службы для взаимодействия с учреждениями,
службами разной ведомственнй принадлежности, казывающими помощь
семьям, имеющим детей раннего возраста группы риска, а также со
специалистами, работающими в этих учреждениях.
В рамках психологического сопровождения семьи, воспитывающей
ребёнка раннего возраста специалистам, осуществляющим данный процесс
небходимо следовать определенным методическим принципам:
Принцип сочетания целенаправленнсти и гибкости психолого-педагогической помощи. Диалектическое единство этих позицией предполагает четкое определение целей и задач психолого-педагогической
помощи в целом и определеннсть целей и задач в деятельности всех
отдельных субъектов ранней помощи.
Принцип последовательности и поэтапности ранней психолого- педагогической помощи. Этот принцип предполагает бязательное
прогнозирование конечной цели, ожидаемого результата психолого- педагогической помощи.
Принцип непрерывности психолого-педагогической помощи
предполагает ее осуществление до тех пор, пка не будет полностью
преодолена прблема, вызвавшая небходимость казания помощи.
Онтогенетический принцип ориентирует при определении уровня
развития ребенка, а также при планировании последовательности развития
психических функций, видов деятельности, фрм и средств взаимодействия
ребенка с кружающими.
Принцип ориентации на индивидуальные положительные осбеннсти
развития ребенка, его возможности и спосбности. Этот принцип не
противоречит предыдущему, но дополняет его. Каждый ребенк должен
пройти все последовательные этапы психического развития в зависимости от
индивидуально-типологических осбеннстей, спосбностей, интересов, а
также и трудностей.
Принцип развития личности ребенка в целом, а не отдельных
психических функций. Этот принцип базируется на системном подходе к бучению, воспитанию и развитию ребенка, который рассматривает человека, и ребенка в частности, как сложную, развивающуюся по
определенным законам целостную систему, в которой все компоненты,
уровневой организации личности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Принцип эмоционально положительного развивающего взаимодействия с ребенком в ходе ранней психолого-педагогической помощи. Одной из осбеннстей раннего возраста является тесная психологическая связь и зависимость ребенка от взрослых, прежде всего от матери, его спосбность «заряжаться» эмоциями взрослых.
Принцип создания специально организованнй педагогической среды
воспитания и развития ребенка, соответствующей его осбеннстям,
потребностям и спосбствующей развитию потенциальных возможностей
ребенка. Данный принцип предполагает, прежде всего, изменение основных компонентов педагогической среды – личностно-ориентированнго,
эмоционально положительного взаимодействия взрослых с ребенком; систем
целенаправленных воспитательных воздействий, осуществляемых
родителями и специалистами ДОО в соответствии с индивидуальной
программой психолого-педагогической помощи ребенку раннего возраста и
специально организованнй предметно-пространственнй среды, в которой
осуществляются воспитательные воздействия.
Работа по психологическому сопровождению детей раннего возраста
должна содержать определенную последовательность. На первом этапе
проводится комплексная стартовая скрининг-диагностика и динамическое
наблюдение, выявляющие уровень психического развития ребенка. Этап
завершается бсуждением результатов, полученных каждым специалистом, с
занесением их в соответствующие таблицы. При выявлении различного
уровня задержки в развитии утверждаются психолого-педагогические
мероприятия, составляются прогнозы возможных осложнений.
На втором этапе проводится комплексная дифференциальная диагностика психосоматического состояния ребенка, по результатам
которой создаются оптимальные для развития или коррекции условия:
для развития эмоционального бщения ребенка со взрослым;
по активизации доступных анализаторных систем организма,
зрительных и слуховых ориентировочных реакций, развитию двигательных навыков;
по профилактике негативных поведенческих реакций.
Ребенк группы риска рассматривается как динамичная система, которая развивается в зависимости от условий и фрм воспитания. На даннм этапе выявляются критерии приспосбительных реакций организма ребенка.
На третьем этапе разрабатывается индивидуальная коррекционн-
развивающая программа помощи ребенку, в которой основными участниками становятся родители, психологи и педагоги. Индивидуальная
программа развития ребенка разрабатывается на основе принципа единства
диагностики и коррекции развития. Программа учитывает возрастные и психологические новобразования, определяет педагогические условия для
активизации и совершенствования тех пказателей ребенка, которые еще не
появились, но находятся в зоне его ближайшего развития. На
даннм этапе должно проводиться бучение родителей воспитателей специальным методам и приемам воспитания и бучения детей
группы риска. На этом этапе проводятся индивидуальные коррекционн-
развивающие занятия, ориентированные на индивидуальную программу
развития ребенка раннего возраста. Этап завершается изучением успешности
развития и продвижения ребенка группы риска в развитии в процессе
бучения и воспитания; определяется динамика психофизического развития
детей.
На четвертом этапе осуществляется динамическое наблюдение за
развитием и поведением детей, как в условиях группы, так индивидуальной деятельности.
На пятом этапе проводится контрольное бследование психолого-
соматического развития детей. На основании анализа полученных данных
командой специалистов составляются бщие выводы и индивидуальные
рекомендации для родителей и педагогов по развитию и воспитанию детей,
по взаимодействию специалистов ДОО и родителей в целях повышения
уровня адаптогеннсти детского организма.
Описанная модель сопровождения может быть применима в условиях
бразовательной организации, в штате которого имеются следующие
специалисты: дефектолог, логопед, психолог и врач-педиатр. Так, в отношении детей с пограничным уровнем психического и интеллектуального развития на первое место выходят методы коррекционн- развивающего
бучения, позволяющие восстановить дефекты познавательной сферы. При психосоциальной дезадаптации, прблемах в психоэмоциональной и
поведенческой сферах важное место отводиться адекватно выбранным
психосоциальным технологиям психотерапевтическим техникам, помогающим в решении индивидуально- психологических личностных прблем.
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т. к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития.
Помощь специалистов наиболее эффективна именно в раннем возрасте, когда отношения в диаде «мать – дитя» еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии. Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое
сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинёв: ВИРТ; СПб.: ДОРВАЛЬ, 1993. – 96 с.
2. Гончарова Е. Л. К вопросу о субъекте психолого-педагогического
сопровождения в формирующейся практике комплексной помощи детям
раннего возраста // Дефектология. – 2009. – № 7. – С. 45–50.
3. Григорова Ю. А., Щукина Е. Ф. Социальное сопровождение семьи,
воспитывающей ребёнка раннего возраста с нарушениями развития //
Системная интеграция в здравоохранении. – 2010. – № 1. – С. 73–82.
4. Разенкова Ю. А. Служба ранней помощи как форма оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям проблемными детьми младенческого и раннего возрастов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 2. – С. 35–44.
5. Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска
раннего возраста / Под общ. ред. Бобрышова С. В., Прилепко Ю. В.,
Ставрополь, ГБОУ ВПО СГПИ, 2014. – 205 с.
Источник