Факторы развития социальной активности ребенка

Активность как фактор развития личности. Признаки и виды детской активности.

Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребенка.

Активность рассматривается как динамическое условие деятельности и свойство личности, определяющее  возможность собственного движения, деятельности и развития, в конечном счете. В качестве  динамической переменной возможно рассмотрение активности общей – интенсивности и объема взаимодействия человека со средой, а так же активности надситуативной – способности ставить углубленные цели и задачи и подниматься над уровнем требования ситуации. Таким образом, надситуативная активность  приобретает у человека не только  характеристику общей психической деятельности, но и может выступать в качестве самостоятельного образования в структуре личности, тем самым влияя на особенности протекания деятельности.

Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, делят на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности, и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.

         Чтобы лучше понять это, обратимся к метафоре Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам. В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой.

Собственная активность ребенка и соответствующие внутренние изменения  задаются четырьмя компонентами:

1) согласованностью;

2) преодолением;

3) осознанием собственного положения;

4) интересом к новому.

Внешние формы активности могут быть различными:

– вынесение суждений о чем-либо;

– анализ ситуации и планирование деятельности;

– оценка и принятие решений;

– информационный поиск;

– разработка алгоритма деятельности;

– нахождение пробелов в собственных ресурсах;

– постановка и формулировка прикладных задач;

– определение границ собственной компетентности.

Можно выделить аспекты активности, связанные с различными базовыми свойствами высшей нервной деятельности, дающими различные преимущества:

– энергетический связан с силой нервных процессов и активированностью нервной системы;

– скоростной – с  лабильностью;

– вариационный – со слабостью.

Каждый аспект активности вносит свой вклад в становление общих и специальных способностей.

Игровая и свободная деятельность ребенка служит точкой приложения его собственных усилий. Это делает ее ценным диагностическим инструментом в определении общей активности, так как целесообразность действий и желаний действовать задается не ситуацией извне, а внутренней мотивацией, преобладающей интенсивностью и объемом взаимодействия с окружающей средой.

По этому параметру детей можно разделить на группы:

– инертных;

– пассивных;

– спокойных;

– инициативных;

– активных;

– стремительных.

Признаки активности:

– выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности;

– определяется наличием собственной цели;

– предполагает выход за пределы исходной ситуации, способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.

Виды детской активности:

– поисковая;

– познавательная;

– творческая;

– двигательная;

– социальная.

Рассмотрим содержание каждой из них.

Поисковая активность выражается в поведении, направленном на самостоятельный поиск ребенком информации по заданной взрослым ситуации, самостоятельную активно-преобразующую деятельность, в ходе которой ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний. В поисковой деятельности ребенок выступает как исследователь, самостоятельно изучающий или воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Поисковая активность человека выражается в поведении, направленном на изменение ситуации или своего отношения к ней, которое протекает в условиях дефицита информации и невозможности осуществления прогнозирования результатов деятельности, но при постоянном учете степени ее эффективности. Поисковая активность определяется потребностью в эффективности деятельности по достижению цели и связана в той или иной мере с восполнением полевых пробелов не только через систему поиска недостающих элементов, но и за счет реконструкции поля во внутреннем плане. Главное условие ее возникновения – дефицит.

Отдельно или в качестве разновидности поисковой активности можно выделить познавательную активность. В ней знание выступают самостоятельной ценностью и целью деятельности человека. Главное – не преодоление зоны затруднений как некоего барьера по какой-то целевой задаче, а расширение представлений о мире и возможностей своей когнитивной деятельности . При этом, на наш взгляд, поисковая активность склонна к снижению по мере разрешения полевого конфликта, а познавательная, наоборот, – к повышению так как в ней присутствует катарсический эффект.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку с рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у него формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Познавательная активность выступает движущей силой развития ребенка  и определяет его стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Творческая активность выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности.

Творческий ребенок, творческая личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной активности. У ребенка постепенно формируется сложнейший внутренний мир, который придает всей его деятельности либо творческий характер, либо, наоборот, определяет его развитие по готовым проторенным схемам. Обучают, как правило, отдельным приемам и способам творчества.

Двигательная активность – естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем. Доказано, что нереализация потребности в движении приводит к снижению умственной активности, влияет не только на физическое, но и психическое состояние ребенка. При разных типах движений стимулируются различные отделы головного мозга. Поэтому для нас так важно устранить у детей существующий дефицит двигательной активности.

Социальная активность направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование  социальных отношений. Социальная активность формирует социальную позицию ребенка, которая определяет способ его вхождения в мир взрослых и  дальнейшую социальную адаптивность.

Таким образом, мы видим, что в основе всех видов активности лежит собственная внутренняя активность ребенка. Поэтому одна из задач, которая стоит перед человеком, имеющим отношение к воспитанию детей,  – уделять приоритетное внимание развитию представленных видов детской активности путем стимуляции собственной внутренней активной позиции ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Немов Р. С., Психология образования. Книга 2,  М., 1995;
  2. Рубинштейн С.Л., Проблемы общей психологии,  М., 1973;
  3. Лисина М.И., Общение, личность и психология ребенка,  М., 1997.

Источник

Ольга Толмачева
К вопросу о социальной активности детей

Проблема развития социальной активности у детей дошкольного возраста долгие годы привлекает пристальное внимание ученых. Практически все научные школы имеют свое объяснение данного процесса.

Активность выражается и в том, что человек при общении инициативно воздействует на партнера и в том, что он воспринимает действия партнера и отвечает на них. В дошкольном детстве наиболее активно процесс общения протекает в игре. Игре, как важнейшему виду детской деятельности, принадлежит огромная роль в развитии и воспитании дошкольника. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» Игра является “самоценной формой активности” ребёнка дошкольного возраста (В. А. Петровский). Замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным.

Как отмечают современные исследователи (Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, сегодня в практике работы дошкольного учреждения педагогический потенциал игры в процессе развития социальной активности у детей используется недостаточно. Зачастую руководство игрой осуществляется недостаточно грамотно, не учитываются особенности развития и организации игровой деятельности детей, не ведется работа по внедрению основ педагогического руководства игрой в общий образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения. Актуальность определения способов развития социальной активности детей в игре, продиктована требованиями времени. Способы руководства играми дошкольников в детском саду несут на себе отпечаток излишнего дидактизма и заорганизованности детей, часто они аналогичны руководства учебной деятельностью, на устаревшем и неинтересном современным детям содержании в строго регламентированной предметно-игровой среде.

Отсюда возникает противоречие между необходимостью развития социальной активности детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре и отсутствием актуальных научно обоснованных способов руководства сюжетно-ролевыми играми, ориентированными на целенаправленное развитие этого качества.

Анализ подходов к рассмотрению социальной активности позволил мне сформулировать определение социальной активностистарших дошкольников: это деятельно-предметное инициативное отношение ребенка к миру, проявляющееся под влиянием мотивов и волевых актов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Учитывая особенности развития социальной активности в дошкольном возрасте, базисные характеристики личности дошкольников, в определении структуры социальной активности старших дошкольников можно выделить следующие компоненты, отличающие социальную активность детейстаршего дошкольного возраста: поведенческий, эмоциональный, когнитивный.

Сюжетно-ролевая игра несет в себе мощный воспитательный потенциал. В сюжетно-ролевой игре дети учатся брать на себя роли, обыгрывают жизненные ситуации, стараются подражать взрослым, общаются, тем самым, усваивая социальные нормы и правила, поэтому необходимо обогащать содержание сюжетно-ролевых игр социальными взаимоотношениями. Необходимо направить детей, помочь выбрать сюжет, распределить роли и осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой, так чтобы она протекала в нужном русле и была направлена на развитие у детей социальной активности, используя для этого как прямые, так и косвенные методы руководства игрой.

В процессе работы над творческой темой мною были проведены такие игры как «парикмахерская», «больница», «школа», «магазин» и др.

Особенно хотелось бы отметить игру «парикмахерская». Дети проявили инициативу в оформлении причесок, подборе атрибутов. Вскоре заработал целый салон красоты, где работали разносторонние специалисты.

Активность детей носила творческий характер, действия их отличались самостоятельностью, целеустремленностью.

Используя индивидуальный подход к детям, создавая ситуации, требующие от ребят проявления активности, воспитатель развивает это качество личности у всех своих воспитанников. Успех любого ребенка в игре улучшает отношение товарищей к нему, сближает его с детьми всей группы, делает нужным другим играющим, а у него самого вызывает чувство удовлетворенности, желание включиться в коллективную игру.

Необходимо организовывать работу с воспитателями, по повышению их грамотности в вопросах использования игры с целью развития социальной активности у детей, проводить семинары-практикумы, направ-ленные на повышение уровня знаний, умений и навыков использования сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательной работе детского сада. Здесь очень важна и работа, проводимая с родителями. Мы рекомендовали родителям шире использовать разнообразные сюжетно-ролевые игры дома. Для того чтобы научить этому родителей мы организовали занятия, повышающие уровень знаний об особенностях игровой деятельности детей.

Через некоторое время был сделан очень важный вывод:

развитие социальной активности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется успешно,если:

– целенаправленно обогащать содержание сюжетно-ролевых игр социальными взаимоотношениями;

активно применять способы обучения ролевому поведению в игре с учетом индивидуальных особенностей детей;

– использовать косвенные способы руководства сюжетно-ролевой игрой. ;

Перспективно-тематический план по развитию социальной активности у детей старшей группы

Сроки Предварительная работа Название игры Цель Способы руководства

Октябрь показ мультипликационных фильмов Напомнить детям содержание и главных героев мультфильма. Обратить внимание детей на поведение героев.

Октябрь показ мультипликационных фильмов, изготовление атрибутов, чтение сказки «Кот в сапогах» Сюжетно-ролевая игра «Кот в сапогах» Формировать у детей социальную активность, способствовать развитию коммуникации в игре, налаживанию взаимоотношений среди детей. создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей, включение в игру различных ролей, создание обстановки для сюжетно-ролевой игры

Ноябрь показ мультипликационных фильмов, изготовление атрибутов и костюмов, чтение сказки «Щелкунчик» Сюжетно-ролевая игра «Щелкунчик» Способствовать эмоциональному настрою, объединению группы. Учить принятию собственного решения. обучения детей сговору, конструирование недостающих предметов, создание новой сюжетной линии игры, в процессе игры воспитатель акцентирует сущность отношений детей.

Ноябрь Просмотр мультфильма, чтение сказок, игры, рисование полюбившихся героев. Закрепить полученные знания, помочь детям реализовать творческий замысел через рисование полюбившихся героев и себя в их роли. Стимулировать проявление активности детей.

Декабрь Экскурсия в больницу, беседа, чтение стихов на медицинскую тему, подготовка атрибутов Сюжетно-ролевая игра «Больница» Закреплять социальные нормы. Учить выражать свои желания. Развивать фантазию и воображение. создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей, предлагает сюжет в виде небольшого рассказа, создает обстановку для сюжетно-ролевой

Декабрь Беседа о семейных традициях, заучивание наизусть стихотворения о маме, беседа, подготовка атрибутов Сюжетно-ролевая игра «Семья». Развивать у детей желание общаться с другими, закреплять моральные и социальные нормы. Создание новой сюжетной линии игры, ознакомление детей с образцами деятельности и отношений взрослых, в процессе игры воспитатель акцентирует сущность отношений детей.

Январь Экскурсия на строительную площадку, просмотр слайдов с изображением архитектурных памятников, беседа Сюжетно-ролевая игра «Архитектор» Формировать позитивное отношение к окружающему миру. Развивать стремление самостоятельно найти способы решения жизненных ситуаций обучения детей сговору, ненавязчиво направляет игру, конструирование недостающих предметов, включение в игру различных ролей

Январь Беседа о различных профессиях, чтение стихотворений о разных профессиях, подготовка атрибутов для игры. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Развивать умение общаться с людьми, формировать чувство собственной значимости. ознакомление детей с образцами деятельности и отношений взрослых, создание новой сюжетной линии игры, конструирование недостающих предметов, обучение детей сговору.

Февраль Посещение школы, подготовка атрибутов для игры, рассказ воспитателя о школе. Сюжетно-ролевая игра «Школа» Закреплять полученные детьми знания, помочь детям реализовать себя в игре. Развивать социальную активность. создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей, создание обстановки для сюжетно-ролевой игры, в процессе игры воспитатель акцентирует сущность отношений детей

Март Работа по развитию социальной активности: проведение сюжетно-ролевых игр, беседы, чтение художественной литературы и др. Итоговое занятие. «Мы играем» Закреплять полученные детьми знания, помочь детям реализовать себя в игре. Развивать социальную активность. новая сюжетная линия игры, ненавяз-чиво направляет игру, в процессе игры воспитатель акцентирует сущность отношений детей.

Индивидуальная работа

В течение всего периода Консультации родителей, беседы с детьми, выдача домашних заданий, обыгрывание ситуаций, руководство игровой деятельностью ребенка, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, изготовление и подготовка атрибутов для игр Организация игры детей. индивидуальная работа с детьми с разным уровнем развития социальной активности. Включение ребенка в игру, распределение ролей, создание обстановки для сюжетно-ролевой игры, создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей.

№ Тематика занятий Цель Время проведения

Работа с родителями

11. Консультации «Игра дошкольника» Совершенствовать знания родителей об особенностях развития игровой деятельности у детей в старшем дошкольном возрасте. В течении года

12. Родительское собрание «Социальная активность детей» Познакомить родителей с аспектами развития социальной уверенности в старшем дошкольном возрасте, с формами и методами ее развития. Март

Работа с педагогами

13. Семинар-практикум «Развиваем социальную активность дошкольника» Совершенствовать знания педагогов о приемах, методах и формах развития социальной активности у детей старшего дошкольного возраста. Ноябрь

14. Педагогический совет «Руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольника» Познакомить педагогов с эффективными методами и приемами руководства сюжетно-ролевой игрой старшего дошкольника. Февраль

Источник