Факторы развития социализации и формирования личности ребенка с овз
Статьи
Психология и педагогика
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обесечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни.
Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзогдами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.
10 сентября 2018
Важность социализации детей с ОВЗ
Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.
Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.
Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:
- Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
- Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
- Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
- Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
- Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.
Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе:
- Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
- Предметно-практическая деятельность.
- Самообслуживающий труд.
- Использование бытовых устройств.
- Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
- Художественно-прикладной труд.
Если с ребенком трудно
Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.
Купить
Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ
Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:
- Разработать специальные программы социальной адаптации.
- Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
- Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
- Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
- Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
- Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
- Обеспечить педагогическое сопровождение
- Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.
Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ
Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.
1. Естественно-культурные:
- Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
- Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
- Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
2. Социально-культурные:
- Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
- Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
- Научить оценивать свои навыки и способности.
- Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
- Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.
Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание
Второе дополненное издание бестселлера Лариса Сурковой! Новые главы, вопросы, которые вас всегда интересовали, тексты, добавленные по просьбе читателей, — и как всегда удобный формат «вопрос-ответ»! Ваш малыш в возрасте от 3 до 7 лет — самый непоседливый, самый любознательный, самый активный и коммуникабельный. Каждый день дарит ему новые впечатления, знания и важные уроки. Как раз в это время закладывается характер малыша, его будущее, поэтому именно жизнь ребенка до 7 лет — тот момент, когда от родителей требуется максимальная выдержка, внимание, мудрость и терпение! В новом дополненном издании книги Лариса Суркова поднимает важные вопросы, связанные с таким непростым периодом жизни малыша: — как реагировать на детские фантазии и истерики; — как хвалить и поощрять ребенка; — как выбрать детский сад и школу; — как развить усидчивость и научить ребенка проигрывать; — как решить проблему нарушения пищевого поведения; — как помочь ребенку адаптироваться в школе; — как не «перегрузить» ребенка кружками и пр. Научитесь прислушиваться к вашим детям, не считайте их взрослыми, все знающими и умеющими! В этот период жизни им так важны ваша любовь и поддержка!
Купить
В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.
3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.
- Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
- Воспитать толерантное отношение к социуму.
- Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
- Сформировать адекватную жизненую позицию.
- Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
Читайте также:
- Методы обучения детей-аутистов
- Физкультура для детей с ОВЗ
- Внеклассная работа с детьми с ОВЗ
- Тренинг для родителей детей с ОВЗ
- Дошкольники с ОВЗ в современном образовательном пространстве
4. Социально-психологические.
- Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
- Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
- Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
- Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
- Сформировать положительную реальную Я-концепцию.
Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.
Самая важная книга для родителей
В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» — книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, — и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, — научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.
Купить
Источник
г. Саратов, ГКС(К)ОУ «С(К)ОШ №1 VIII вида г. Саратова»
m. *****@***ru
Факторы эффективной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В статье рассматриваются факторы, влияющие на успешность процесса социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, факторы, которые позволяют определить и реализовать конкретные психолого-педагогические и социальные условия, обеспечивающие эффективность данного процесса.
Ускорение темпов общественного развития обусловливает постановку новых задач по формированию личности ребенка в условиях гуманизации социокультурных отношений, что требует учета влияющих на этот процесс факторов и условий. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования проблем социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), раскрытия возможностей их успешной интеграции в общество.
Социализация учащихся коррекционной школы VIII вида должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. Мощным фактором социализации ребенка является образование, выступающего в качестве одного из массовых каналов его социальной мобилизации и интеграции в общество. Поэтому вопрос повышения степени доступности образования в последнее время стало уделяться пристальное внимание.
Дети с ОВЗ дифференцируются по своим медицинским и психофизиологическим показателям, что отражается на показателях их обучаемости. Поэтому важнейшей задачей является определение того, какими знаниями и умениями должны овладеть дети с ОВЗ одновременно с формированием некоторых личностных показателей на основе учета их обучаемости. Речь идет о содержании образования, главной особенностью которого является ориентация на конкретную практическую деятельность. Вопросам содержания образования детей с ОВЗ в последнее время уделяется значительное внимание, так как оно связано с получением конкретного ответа на вопрос – какими знаниями и умениями их надлежит вооружить. При этом содержание рассматривается в двух аспектах: объективном – как отражение текущих и перспективных потребностей общества и отдельных людей, и субъективном – как основу для всестороннего развития учащихся, формирования у них мышления, познавательного интереса и подготовки к трудовой деятельности.
В силу этого принципиально важным является обеспечение единства теоретической и практической деятельности, вследствие чего должен измениться сам подход к определению содержания обучения. На первый план выдвигается практическая направленность содержания образования, которая будет проявляться в успешной социализации личности ребенка с ОВЗ. Оптимальные результаты могут быть получены лишь при условии постоянного совершенствования содержания образования.
Содержание образования рассматривается и с общепедагогических позиций, и с позиций конкретизации его с учетом типа и специфики конкретных групп детей.
Содержание образования детей с ОВЗ, которое реализуется в учебно-коррекционных учреждениях VIII вида должно:
А) своевременно приводиться в оптимальное соответствие с меняющимися требованиями социального и научно-технического прогресса, строиться на научной основе и характеризоваться научной новизной и актуальностью;
Б) учитывать международный опыт построения содержания образования для детей с ОВЗ.
Необходимым условием является учет критериев для определения содержания образования, к числу которых отнесены:
1.Критерий целостного отражения в содержании образования задач развития и социализации личности ребенка с ОВЗ.
2.Критерий практической весомости элементов содержания образования.
3.Критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям каждой категории нетипичных детей.
4.Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение учебных дисциплин, включенных в учебный план.
5.Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базы образовательно-коррекционного учреждения.
Так как обучение необходимо индивидуализировать, обязательным условием является привнесение существенных изменений в учебный процесс в силу того, что традиционные методы обучения, как показывает практика, не могут быть достаточно эффективными. Перспективными в получении полноценного образования являются современные наукоемкие педагогические технологии, в частности, компьютерные технологии обучения. Сегодня такие технологии позволяют четко определить объем каждой дозы информации, предназначенной для усвоения, и необходимые интеллектуальные операции. При этом обязательно учитывается уровень знаний и сформированность приемов умственной деятельности конкретного ребенка. В то же время такое обучение обусловливает жестко детерминированную деятельность, так как в предлагаемой информации содержатся данные, которые должны быть усвоены без каких-либо изменений. Это противоречие успешно разрешается благодаря использованию игровых технологий. Содержание компьютерных игр заключает в себе определенную информацию, усвоение которой осуществляется в игровой деятельности, включающей мотивационный, содержательный, операционный и эмоциональный компонент. Дети увлеченно выполняют задания, которые предлагает им компьютерная программа. В результате в интересной для детей форме происходит обучение, развиваются интеллектуальные качества личности, повышается эффективность их учебной деятельности.
Другим не менее значимым фактором, влияющим на успешность процесса социализации личности, является создание и расширение образовательного пространства. Под образовательным пространством понимается множество объектов, взаимосвязанных между собой на основе сходства выполняемых функций. Родители, родственники, соседи по квартире, социальные работники, врачи, психологи и другие специалисты, оказывающие различные виды реабилитационной помощи, учебные заведения, культурные учреждения оказывают значительное влияние на личность ребенка. Принципиально важным является уточнение возможностей каждого объекта в оказании образовательного воздействия и определение условий повышения их реабилитационной эффективности.
Неоценима роль родителей и близких людей в воспитании детей, так как именно они приучают их к распорядку жизни, формируют отношение к окружающему миру, влияют на ценностные ориентации. Психолого-педагогическая компетенция родителей в решении вопросов воспитания ребенка, сотрудничество со специалистами, участвующими в реабилитационном процессе, являются важнейшими условиями успешности социальной адаптации ребенка и интеграции его в общество. Постепенное приучение ребенка к соблюдению санитарно – гигиенических норм, развитие его самостоятельности, содействие его интеллектуальному развитию, раскрытие творческого потенциала являются для родителей основными задачами на первоначальном этапе.
Необходимость обязательного учета психофизических особенностей ребенка предопределяет обязательное участие родителей в разработке индивидуальной программы реабилитации, в которой должны найти свое отражение все направления воспитания: умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое.
В практике довольно часто встречается односторонний подход к воспитанию, большее внимание уделяется физическому развитию детей, стремление преодолеть физический недуг, и умственному воспитанию, что ведет к недооценке реабилитационных возможностей других сторон воспитания, их взаимосвязи и взаимодействия.
Включение ребенка в посильную трудовую деятельность и, особенно в активную учебную деятельность способствует развитию познавательной потребности, самостоятельности, формированию ценностной ориентации, волевым усилиям для достижения желаемого. Например, деятельность учителей, обучающих детей на дому, приобретает свою специфику. Во-первых, работа с такими детьми должна осуществляться по адаптированным программам с соблюдением государственных образовательных стандартов, во-вторых, они расширяют круг общения и, по сути дела, участвуют в реабилитационном процессе, содействуют социализации личности ребенка.
Рассмотрение названных факторов не исчерпывает полностью поставленную проблему. Надлежит выявить и обосновать другие факторы, влияющие на успешность процесса социализации личности ребенка с ОВЗ, что позволит определить и реализовать конкретные психолого-педагогические и социальные условия, обеспечивающие эффективность данного процесса.
Литература:
1. Зайцев интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2004 год
2. Подласый в 2-х т. Т.1. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002.
Источник