Факторы развития ребенка в пренатальный период

На процесс пренатального развития оказывают влияние большое количество внешних и внутренних факторов, воздействие которых может носить позитивный или негативный характер.
К позитивным факторам пренатального развития относят отсутствие хронических соматических и инфекционных заболеваний матери, рациональное сбалансированное питание во время беременности, регулярный дородовой медицинский контроль, доминирование положительных эмоциональных состояний матери, здоровый образ жизни.
Патогенные воздействия, которые могут привести к искажению процесса пренатального развития, имеют самый разнообразный характер: переохлаждение, перегревание, гипоксия, лекарственные препараты и другие химические агенты, неполноценное питание и курение матери и употребление ею алкоголя, наркотиков, возбудители инфекции и др. Неполноценное питание матери во время беременности может привести к различным нарушениям пренатального развития. Особую роль выполняет в этом дефицит в пищевом рационе белков и витаминов А, В, С, РР, Е и др. Рациональное питание, обеспечивающее достаточное поступление в организм белков, витаминов и микроэлементов, способствует правильному развитию плода и предотвращает возникновение внутриутробной гипотрофии.
Гипоксия, или недостаток кислорода, поступающего в организм плода, может стать причиной мертворождения или нервно-психических нарушений в постнатальном периоде. К гипоксии могут приводить явления физиологического старения плаценты, уменьшение ее обменной поверхности, нарушения маточно-плацентарного кровообращения в результате токсикозов, анемии, сердечно-сосудистых заболеваний матери и др.
Нарушения развития плода очень часто возникают при различных эндокринных заболеваниях матери. таких как сахарный диабет (может приводить к многоводию и гормональным нарушениям в плаценте), нарушение функций щитовидной железы (повышает риск невынашивания беременности или рождения детей с признаками гипотрофии), патология надпочечников (увеличивает вероятность преждевременных родов) и др.
Существенная роль в патологии плода принадлежит иммунологическому конфликту (по резус-фактору), при котором кровь матери резус-отрицательна, кровь плода – резус-положительна. При этом заболевание плода обусловлено проникновением через плаценту неполноценных резус-антител, что приводит к развитию гемолитической анемии с желтухой или водянкой и, как следствие, к гибели плода, рождению ребенка с признаками гемолитической болезни. При своевременном выявлении резус-конфликта возможно предотвратить его патогенное влияние (с помощью определенных лекарственных веществ).
Внутриутробные инфекции, вирусы могут вызвать существенные изменения в развитии плода и привести к самопроизвольным абортам. Хотя плацента практически проницаема для всех вирусов, они не всегда приводят к поражениям плода, в то же время степень поражения плода не всегда соответствует тяжести заболевания матери. Наибольшая чувствительность к вирусам отмечается в ранних периодах пренатального развития. Очень опасен вирус краснухи, способный привести к аномалиям развития сердца, слуха, зрения, нервной системы или к гибели плода. Патологию разной степени тяжести вызывают герпетическая инфекция, ветряная оспа, грипп, вирусный гепатит, туберкулез, сифилис, ВИЧ и др. Профилактика и своевременное лечение вирусных инфекций способствуют нормальному развитию плода.
Бесконтрольное употребление лекарственных препаратов может оказать негативное влияние на развитие плода. Использование многих из них во время беременности должно быть ограничено или запрещено из-за опасности их неблагоприятного воздействия на плод.
Отрицательное воздействие на плод оказывают никотин и алкоголь. Никотин способствует повышению артериального давления и учащению пульса, изменению обменных процессов в организме. Курение матери во время беременности приводит к суживанию сосудов, что затрудняет переход питательных веществ через плаценту к плоду и оказывает прямое токсическое действие на плод – никотиновую интоксикацию. Употребление алкоголя во время беременности может сопровождаться разнообразными нарушениями внутриутробного развития, может привести к так называемому фетальному алкогольному синдрому (ФАС). Структуру ФАС составляют недостаточный рост и вес при рождении, некоторые деформации лица, неврологические нарушения и возможные нарушения психического развития.
Практический пример
У курящих и употребляющих алкоголь женщин беременность в последующем протекает на фоне первичной недостаточности плаценты и ее ложа в матке, реализующихся в гипоксический синдром (90,6%) или задержку развития плода (15,6%), в антенатальную гибель плода (9,4%).
В пренатальном развитии принято выделять особые периоды повышенной чувствительности плода к действию негативных факторов среды (гипоксия, радиация, лекарственные средства и др.), которые называют критическими периодами. Критические периоды пренатального развития характеризуются преобладанием процессов активной клеточной и тканевой дифференцировки и значительным повышением интенсивности обменных процессов (табл. 3.3).
Таблица 3.3
Критические периоды пренатального развития
Критический период | Возможные последствия воздействия негативных факторов |
Конец предымплантационного периода (6-7-й день) | Или отсутствие нарушений последующего развития плода, или его гибель (имеются исключения) |
Период органогенеза и плацентации (первые 3-6 недель) | Поражение тех органов и систем, которые находятся в процессе дифференцировки, возникновение уродств, плацентарная недостаточность |
Период фетогенеза | Аномалии развития половых органов, нарушения функционирования отдельных органов и систем |
Первым критическим периодом пренатального развития является конец предымплантационного периода, когда наблюдается кратковременный подъем чувствительности зародыша к действию патогенных факторов внешней среды. В литературе существует представление об относительной устойчивости зародыша периода предымплантационного развития к действию повреждающих факторов внешней среды. В связи с выраженными свойствами бластоцисты к регенерации различные патогенные факторы (недостаток кислорода, ионизирующая радиация, химические агенты и др.) или не вызывают гибели зародыша и не нарушают последующее развитие плода, или приводят к его гибели (эмбриотоксический эффект). Эта закономерность известна под названием закона “все или ничего”. Однако этот закон не имеет универсального характера. Известно, что в ряде случаев повреждения, нанесенные зародышу в предымплантационный период развития, проявляются позже, во время имплантации и последующих периодов перинатального развития.
Второй критический период развития приходится на период органогенеза и плацентации, а именно на первые три-шесть недель беременности. В это время в результате патогенного действия факторов внешней среды у плода в первую очередь поражаются те органы и системы, которые находятся в процессе дифференцировки. У различных закладок органов критические периоды не совпадают друг с другом по времени, поэтому действие негативного фактора обычно вызывает уродства различных органов и систем.
Плацентацию также относят к критическому периоду пренатального развития. Воздействие повреждающих агентов, действующих в период плацентации, может вызвать плацентарную недостаточность, выражением которой является врожденная гипотрофия плода. При выраженной недостаточности функции плаценты беременность может закончиться внутриутробной гибелью плода.
Необходимо отметить, что в период органогенеза и плацентации зародышевые оболочки значительно позже включаются в патологический процесс, чем сам эмбрион. Под влиянием повреждающих факторов в зародыше первоначально происходят торможение и остановка развития, затем беспорядочная пролиферация одних и дистрофия других зачатков органов и тканей. Эти наблюдения свидетельствуют о том, что на ранних стадиях онтогенеза у зародыша отсутствуют специфические реакции на действие патогенных факторов. Эти реакции появляются позднее, в процессе дальнейшего внутриутробного развития.
Известно, что у плода на ранних стадиях эмбриогенеза в ответ на внедрение возбудителей инфекции возникают только неспецифические реакции, выражающиеся в нарушениях кровообращения, дистрофических и некробиотических процессов. Неспецифические реакции ira внедрение инфекции приобретают известную специфичность лишь в конце внутриутробной жизни.
Практический пример
Вирус краснухи в период органогенеза и плацентации приводит к возникновению различных видов уродств. В то же время заболевание женщины краснухой в конце беременности сопровождается рождением ребенка, имеющего кожные высыпания, типичные для детей, больных краснухой.
В ранних периодах пренатального развития повышенная чувствительность плода к действию негативных факторов объясняется его функциональной незрелостью, сниженной реактивностью и недостаточно развитыми механизмами адаптации к постоянно меняющимся условиям среды.
В период фетогенеза эмбриотоксического действия, а также тератогенного эффекта, столь типичных для предшествующих периодов, почти не встречается. Исключение составляют только аномалии развития половых органов у плодов женского пола, возникающие под влиянием фармакологических препаратов андрогенного действия (ложный мужской гермафродитизм). Это связано с относительно поздними сроками формирования наружных половых органов плода. Хотя наличие критических периодов развития (за исключением формирования наружных половых органов) в период фетогенеза не считают точно установленным, однако есть указания на то, что в средние сроки внутриутробного развития у плода происходят важные процессы, обусловливающие его переход в новое качественное состояние, которое можно рассматривать как своеобразный “критический” период развития. Снижение уровня восприимчивости плода к негативным факторам во второй половине беременности, особенно в конце внутриутробного периода, обусловлено созреванием и становлением важнейших органов и систем (нервной, сердечно-сосудистой, кроветворной и др.). По мере развития плода происходит становление и развитие функций, определяющих эффективность адаптации к новым условиям существования. В результате этого зрелый плод приобретает способность дифференцированно реагировать на действие различных факторов, в том числе и на воздействие патогенных агентов.
Таким образом, на пренатальное развитие оказывает влияние целый комплекс внешних и внутренних факторов позитивного и негативного характера. Связь между фактором и последствием его воздействия (результатом развития) носит не прямой, а опосредованный характер. Эта связь опосредуется конкретным периодом развития плода, во время которого оказывает влияние тот или иной фактор, локализацией, интенсивностью и длительностью этого влияния и своевременностью и квалифицированностью оказанной помощи в случае необходимости.
Источник

Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Первая эпоха — эпоха раннего детства — начинается с кризиса новорожденного и включает два периода — младенческий возраст и ранний возраст (Д. Б. Эльконин). Пренатальный период (от момента зачатия до рождения) в периодизацию в отечественной психологии не включается.
Основным аргументом является тезис о том, что в момент рождения коренным образом меняются тип жизни и тип развития ребенка, изменяются законы его развития. Центральным психологическим новообразованием периода новорожденного является индивидуальная психическая жизнь ребенка. До момента рождения нет ни психического отражения, ни соответствующего ему типа развития, поэтому пренатальный период в периодизацию психического развития человека не включается. Однако, признавая важность и значение пренатального развития, дадим его краткую характеристику. Пренатальное развитие включает три основных периода:
* терминальный (от зачатия до 2 недель) — период быстрого рос
та и первичной дифференциации клеток;
* эмбриональный (от 2 недель до 2 месяцев) — период формиро
вания основных структур и органов;
* фетальный (от 3 месяцев — до рождения) — период интенсив
ного морфофизиологического развития плода.
К концу второго триместра (4-6 месяцев) беременности мозг увеличивается в шесть раз. В конце шестого месяца плод жизнеспособен. Можно зафиксировать реакции на звук, тактильные раздражения, что свидетельствует об определенном уровне зрелости анализаторных систем. В третьем триместре (6-9 месяцев) происходит интенсивное развитие центральной нервной системы: формирование структур, ответственных за дыхание и глотание, локализация сенсорных и моторных центров (7 месяцев), возникает чув-
156 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
ствительность к прикосновению и вибрации. Еще в пренатальном периоде налаживается взаимодействие ребенка с матерью. Показано, что плод чувствителен к сердцебиению матери. Этот факт используется, например, для коррекции состояния недоношенных детей, когда в бокс с новорожденным подается аудиозапись сердцебиений матери в спокойном состоянии. Синхронизация частоты сердечного ритма матери и ребенка оптимизирует деятельность всех физиологических систем его организма. Это объясняется тем, что при физическом отделении от матери ребенок еще сохраняет свою биологическую зависимость от нее. В психологии пренатального развития сегодня общепризнанным является положение о значении возможно более раннего формирования общения матери (близкого взрослого) и ребенка для оптимизации его психического развития. Такое общение носит характер обмена «сообщениями»: перестукивание, поглаживание, вербальное обращение к ребенку, разговор с ним. Вопрос о мере активности каждого из участников такого взаимодействия и существовании форм психического отражения действительности ребенком до момента рождения оставим для развернутой дискуссии. Однако необходимо подчеркнуть, что такое взаимодействие создает благоприятную основу для формирования родительской позиции, эмоционального принятия ребенка, повышения сенситивное -ти матери к его поведению и состояниям, формирования субъектного отношения к нему. Опыт общения в пренатальном периоде оказывает положительное влияние на формирование психологической готовности матери к родам и налаживание сотрудничества ребенка с близким взрослым в период новорожденности. Бесспорно, что чем раньше родители включаются в процесс общения с ребенком, тем раньше формируется продуктивная родительская позиция.
Кризис новорожденности
Кризис новорожденности как психологический кризис впервые был выделен и описан Л. С. Выготским [22]. Особый характер этого кризиса связан с переходом от пренатального к постнатальному развитию, изменением типа жизни и типа развития. Изменение типа жизни связано с отделением ребенка от предмета потребностей — до рождения все его витальные потребности удовлетворялись через единую с матерью физиологическую систему питания, дыхания, выделения. Теперь возникает объективная необходимость в психическом отражении, ориентировочной деятельности. Первым
Лекция 12. Младенческий возраст «157
психологическим новообразованием кризиса новорожденности является возникновение индивидуальной психической жизни.
Другими особенностями этого кризиса являются перестройка физиологических механизмов дыхания, питания, выделения, терморегуляции; воздействие на нервную систему ребенка огромного количества раздражителей в условиях недостаточной зрелости ЦНС, особенно коры больших полушарий; ограниченность репертуара врожденных безусловных рефлексов ребенка; потеря иммунитета матери и крайняя уязвимость в отношении внешних факторов. Лавина стимулов, обрушивающаяся на ребенка после рождения, сравнимая с «информационным шоком», приводит к ускоренному созреванию ЦНС и находит отражение в преобладании сна и сновидных состояний в поведении ребенка (сон как защитное реагирование).
Все перечисленные особенности, определяемые переходным характером кризиса новорожденности, обнаруживаются в моментах инволюции развития, например, в потере веса в первые две недели, по сравнению с моментом рождения, вследствие несформированно-сти системы пищевого поведения. Физиологический критерий завершения кризиса — начало прибавления в весе.
Социальная ситуация развития кризиса новорожденности характеризуется противоречием между полной беспомощностью ребенка и его зависимостью от близкого взрослого, с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, сотрудничества и средств такого общения, с другой. Врожденный фонд реакций ребенка очень беден, особенно по сравнению с животными. Все потребности ребенка удовлетворяются через взрослого. Поэтому вопрос о генезисе общения с близким взрослым в буквальной смысле — вопрос жизни и смерти. Психологический смысл кризиса — без взрослого не выживет, а потребности в общении и средств общения пока нет. Основная задача развития: формирование у ребенка потребности в общении и соответствующих средств.
Разрешение кризиса новорожденности осуществляется к концу второго месяца жизни и связано с формированием рубежного новообразования, получившего название комплекса оживления [91]. Рождение комплекса оживления знаменует собой формирование у ребенка первой социальной потребности — потребности в общении со взрослым и представляет первую форму такого общения.
Существует ряд особенностей поведения новорожденного. Теоретическое значение изучения форм поведения новорожденного в том, чтобы установить роль наследственности в развитии ребенка. Какие готовые наследственные формы поведения есть у новорожденного?
158 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
Можно выделить следующие категории поведения: сон, бодрствование, диффузная ненаправленная активность, упорядоченные реакции.
Сон подразделяют на глубокий, поверхностный, полусон (открытые глаза и отсутствие активности). На сон приходится около 80% времени суток. Постепенно происходит дифференциация сна и бодрствования с возрастанием удельного веса бодрствования.
Бодрствование выступает в формах спокойного бодрствования (сенсорная активность) и активного бодрствования (сенсорная активность дополняется двигательной активностью).
Диффузная ненаправленная активность в форме общей спонтанной двигательной активности рефлекторной природы представляет собой реакции на внутренние раздражители и характеризуется определенным ритмом. Другим выражением диффузной активности является крик и плач, которые имеют сигнальную природу. Они сообщают близкомувзрослому о неблагополучии и дискомфорте ребенка и его потребностях. Достаточно быстро мать начинает различать крики и плач в их значении: хочет есть, болит живот, устал, хочет спать и пр. Если мать адекватно распознает потребности ребенка и удовлетворяет их, то крик и плач приобретают сигнальную функцию не только для матери, но и для самого ребенка. Во второй половине младенчества ребенок начинает использовать крик и плач для привлечения внимания взрослого к своим нуждам.
Упорядоченные реакции включают следующие виды специализированных безусловных рефлексов:
1. Пищевое и лабиринтное сосредоточение, представляющее со
бой врожденные доминантные реакции. Особенности доминант зак
лючаются в том, что их актуализация приводит к торможению всех
остальных реакций; любой раздражитель усиливает доминантную
реакцию. Пищевое сосредоточение выступает в форме сосания, ла
биринтное — сосредоточение во время укачивания (раздражения
вестибулярного анализатора). Издавна в практике воспитания ис
пользовали указанные доминантные реакции для того, чтобы успо
коить ребенка — соска-пустышка и люлька.
2. Пищевые рефлексы: врожденные пищевые реакции (соса
тельный, глотательный и ориентировочные рефлексы, обслуживаю
щие пищевое поведение — поиск пищи при раздражении губ, щек,
подбородка и др.). Безусловный сосательный рефлекс несоверше
нен, быстро «обрастает» условными рефлексами.
3. Защитные, оборонительные рефлексы: рефлекс Пейпера —
зажмуривание на сильный световой раздражитель; кохлеарно-паль-
пебральный (зажмуривание на сильный звук); корнеально-пальпеб-
Лекция 12. Младенческий возраст «159
ральный (зажмуривание на прикосновение); рефлекс Моро («группирование» на потерю опоры и сильный звук); отдергивание конечности на болевой раздражитель. Очевидно, что указанные рефлексы вряд ли могут обеспечить безопасность ребенка.
4. Ориентировочные рефлексы по типу рефлекса, названного
И. П. Павловым рефлексам «Что такое?», со зрительного и слухо
вого анализаторов, обеспечивающие выделение нового раздражите
ля и установку на его восприятие.
5. Рефлексы-атавизмы, т. е. рефлексы, полезное приспособитель
ное значение которых у человека утрачено. Рефлексы оттормажи-
ваются в раннем или позднем младенчестве. К ним относятся:
* «обезьяний» хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона), пред
ставляющий собой захватывание объекта, при раздражении
тыльной стороны ладони. К формированию хватания отноше
ния не имеет, так как к двум месяцам уже исчезает. Хвата
тельный рефлекс формируется в 4,5-5 месяцев;
* рефлекс Бабинского — тыльное сгибание подошвы ноги, исчеза
ет после 6 месяцев и заменяется подошвенным рефлексом;
* позовые и локомоторные рефлексы: шейно-тонический (исче
зает после 4 месяцев), рефлекс шагания (после 2-3 месяцев), реф
лекс опоры (после 2-3 месяцев), «плавательный» рефлекс (пос
ле 6 месяцев).
Очевидно, что все виды рефлексов, за исключением ориентировочных, значительной роли в формировании поведения не играют.
Буквально с первых дней жизни ребенка происходит выработка условных рефлексов. Первый натуральный условный рефлекс на положение при кормлении формируется у ребенка на 5-7 день жизни. На 2-4 неделе формируется слуховое сосредоточение, а на 3-5 неделе жизни после установления механизмов аккомодации и конвергенции — зрительное сосредоточение. Зрительное и слуховое сосредоточение создают необходимые сенсорные предпосылки для формирования комплекса оживления.
Источник