Факторы развития ребенка окружающая среда
В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.
- Понятие об окружающей среде
- Положительное влияние среды
- Отрицательное влияние среды
- Педагогика о влиянии среды
- Системное развитие ребенка и формирование сознания
- Основные выводы
Понятие об окружающей среде
Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.
Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.
Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.
Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.
Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.
Положительное влияние среды
Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.
Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:
- соблюдение режима дня;
- прогулки на свежем воздухе;
- полноценное питание;
- баланс умственной и физической нагрузки.
Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.
Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.
Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.
Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.
Отрицательное влияние среды
Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.
Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.
В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.
Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.
Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.
Педагогика о влиянии среды
С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.
Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.
Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.
Системное развитие ребенка и формирование его сознания
Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.
Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.
Становление сознания ребенка происходит
последовательно:
- Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
- Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
- Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
- Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
- Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.
Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.
Основные выводы
Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.
Таким образом, можно
сделать выводы:
- Личность ребенка развивается под
влиянием окружающей среды. - Зависит от взрослого, какой социум
будет окружать кроху. - Ребенок социализируется через
общение, деятельность и сознание. - Сознание формируется с помощью
специально подобранных методик.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
«ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА».
Быкова Т.И.
МАДОУ «Детский сад
№ 12 «Ягодка» г. Зарайск
Ранний возраст – это особый период становления всех органов и прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. И особенно эффективно это происходит в раннем возрасте.
Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия. Уже в раннем возрасте большое значение имеет накопление сенсорных представлений.
В наше время дети все чаще испытывают недостаток тактильных, обонятельных и слуховых ощущений. Если раньше взрослые вовлекали детей в свои домашние дела, которые делали вручную: подметали, стирали, штопали, перебирали крупу, то сейчас многое делают машины. Поэтому большое значение в работе с детьми мы в детском саду уделяем мелкой моторике пальцев рук – манипулирование различными пуговицами, шнуровками, липучками, застежками-молниями и пальчиковая гимнастика. В группе создан сенсомоторный уголок, где в открытом доступе находятся специальные игрушки, пособия, как купленные в магазинах (матрешки, пирамидки, вставные стаканчики, мозаика), так и сделанные своими руками (объемная елка с игрушками на липучках и петельках с пуговицами, объемная «волшебная книга»), а также мягкие сенсорные игрушки – жираф, мячик, сухой бассейн, аппликации-шнуровки. В настоящее время игры-шнуровки широко представлены в продаже. Но, как показывает практика, пособия, изготовленные своими руками, детям нравятся больше. Они с удовольствием выполняют предложенные задания. Игры – шнуровки имеют важное значение, они:
– развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
– развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «верх», «низ», «право», «лево»;
– формируют навыки шнурования;
– способствуют развитию речи;
– развивают творческие способности, а также внимание, глазомер, слуховую память, тренируется усидчивость.
Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:
– для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
– развитие мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
– снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
-создание положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
– активизации мышления, внимания, восприятия, памяти.
– повышения мотивации к самостоятельной деятельности.
Сенсомоторный уголок мы используем как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой деятельности, а также для индивидуальной работы с детьми. Дети с большим удовольствием занимаются в этом уголке.
Большое внимание мы уделяем пальчиковой гимнастике, так как она положительно воздействует не только на речевые функции, но и на здоровье ребенка. В своей работе мы руководствуемся основными дидактическими принципами:
– принцип доступности;
– принцип наглядности;
– принцип последовательности: постепенное усложнение заданий (от простого к сложному).
На каждом занятии обязательно проводим пальчиковую гимнастику. Нами создана картотека пальчиковых игр, которая постоянно пополняется новыми методическими разработками. Количество упражнений и степень их сложности варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
На повседневных занятиях мы знакомим детей с цветом, формой, величиной, по возможности с основными разновидностями этих свойств. Занятия строим таким образом, чтобы в дальнейшем, после трехлетнего возраста дети были способны усваивать сходства и различия свойств предметов. Используем мы при этом, следующие дидактические игры: «Какой это формы», «Собери урожай в корзину», «Помоги неваляшке найти свои игрушки», «Стоит домик», «Поставь цветы в вазу» и многие др. Все эти игры направлены на развитие зрительных, речевых, сенсорных способностей у детей и используются как на занятиях со всеми детьми, так и в индивидуальной работе.
Наши дети очень любят заниматься с пластиковыми коробочками и крышками того же цвета. Они учатся раскладывать предметы на две группы по цвету. Так, например, перемешиваются 5 пробочек красного цвета и 5 зеленого. Объясняем, что пробочки разного цвета и предлагаем разложить пробочки красного цвета в красную коробочку, а зеленые в зеленую. Тому, кто быстрее справится с заданием, можно предложить десять пробочек нового цветового сочетания. Такие игры помогают детям:
– овладеть умением фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов;
– использовать простейшие приемы установления тождества и различия однородных предметов по форме и цвету;
– понять слова «цвет», такой же», «разные», «большой», «маленький».
Очень интересна и любима детьми – дидактическая игра «Ежики». Цель этой игры:
– закрепление умения детей группировать объекты по цвету и соотносить разнородные предметы по цвету;
– развивать мелкую моторику рук;
– обучать ориентированию в помещении.
Игра заключается в том, чтобы помочь ежам вернуть «иголочки – прищепки» на спину. Но для этого нужно найти домик такого же цвета, как и ежонок.
Дальнейшее сенсорное развитие детей осуществляется в процессе обучения рисованию красками. Малыши рисуют «огоньки на елке», «листочки деревьев», «падающий снег» и т.д.
Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. Используя такую технологию обучения, направленную на сенсомоторное развитие детей, мы получаем неплохой результат. По нашим наблюдениям, дети стали лучше осваивать цвет, форму, размер. Вероятнее всего, это связано с тем, что знания подаются детям в игровой форме, они увлечены игрой и не замечают, что они включены в процесс обучения. И это замечают родители, они видят, как быстро развиваются их малыши.
Источник
Человек тесно связан с окружающей средой и подвержен ее влиянию. Особенно это касается детей.
Какую роль в состоянии здоровья играют внешние экологические факторы?
Какие меры предпринять для защиты малышей от неблагоприятного воздействия?
Об этом — в нашей статье.
Содержание:
- Что такое окружающая среда и как она влияет на здоровье ребенка
- Положительное влияние экологии
- Отрицательное влияние экологии
- Защитные меры
Что стоит понимать под окружающей средой и как она в общем влияет на здоровье ребенка
Окружающая среда — это совокупность условий, которые на нас влияют в данный момент времени и пространства.
Ученые говорят о том, что степень влияния окружающей среды на здоровье ребенка весьма высока.
Безусловно, пребывание на природе приносит пользу подрастающему человечку.
Но, помимо этого, есть и негативные стороны нынешней экологической ситуации.
Загрязненная тяжелыми металлами и токсинами биосфера может вызвать отравление в юном организме, спровоцировать у него различные заболевания.
Положительное влияние экологии
Окружающая природа дарит множество пользы детскому организму.
- Прогулки на свежем воздухе повышают иммунитет ребенка, насыщают легкие кислородом и улучшают обмен веществ. Помимо этого, они развивают физические и психические навыки малыша.
- Солнечный свет повышает количество витамина Д в организме, а значит, препятствует возникновению рахита.
- Активная прогулка — это и профилактика близорукости. Ведь ребенку часто приходится переводить взгляд с близких предметов на дальние. Не говоря уже о том, что это не приносит вреда глазам, в отличие от компьютерных игр и мультфильмов.
- Зимний морозный воздух наиболее чист и насыщен кислородом. Он повышает мозговую деятельность и улучшает сон.
- А купание в водоемах — это действенный и веселый способ развить физические навыки и закалиться.
Отрицательное влияние экологии
К сожалению, человек своими действиями наносит большой ущерб окружающей природе.
Отсюда возникают негативные экологические факторы, которые считаются опасными для подрастающего поколения.
Воздух
Проживание у оживленной автомобильной дороги повышает у детей риск появления бронхиальной астмы. Ведь пыль и другие вредные частицы способны вызывать сильнейший кашель и спазмы.
Также грязный городской воздух может спровоцировать аллергический насморк, раздражение глаз или конъюнктивит.
Вода
Купание в загрязненных водоемах может привести к заражению кожи.
Водопроводная вода зачастую содержит много солей, а также обеззараживается хлорированием. А это может негативно сказаться на здоровье мочевыделительной системы ребенка.
Предметы быта
Косметика и бытовая химия часто провоцируют сильную аллергию. Это происходит из-за чрезмерного количества антибактериальных компонентов, которые в них содержатся.
А дешевые одежда и игрушки, которые не имеют нужных сертификатов, могут вызвать отравление малыша.
Другое
В эту категорию можно отнести:
- солнечную радиацию;
- электромагнитное излучение;
- продукты с ГМО, консервантами и т.д.
Защитные меры
Как же обезопасить своего малыша от негативного влияния окружающей среды?
Родителям следует четко придерживаться рекомендаций специалистов.
- Как можно больше времени проводить с ребенком на свежем воздухе. Желательно это делать за городом, в лесу. А еще лучше все лето находиться в деревне или на даче.
- Установить дома очиститель воздуха, который собирает пыль и другие негативные примеси.
- Регулярно проводить влажную уборку. Лучше избавиться от ковров, больших мягких игрушек и других “пылесборников”, а книги спрятать на застекленные полки.
- Для питья использовать очищенную воду. Стоит поставить дома специальный фильтр.
- Как можно меньше употреблять продукты с консервантами, стабилизаторами и т.д. Детская еда должна быть как можно более простой.
- Давать ребенку витамины, препараты с йодом и кальцием, иммуномодуляторы. Но делать это только по совету врача.
- Отказаться от курения в тех помещениях, где бывает малыш. Это касается и курения на улице рядом с ребенком.
- Не разрешать детям купаться в стоячих водоемах. Лучше приобрести надувной бассейн.
- Не позволять ребенку слишком долго играть в компьютерные игры или смотреть мультфильмы. Пользование гаджетами должно быть строго дозировано.
- В жаркие солнечные дни гулять до 10-11 утра и после 15 дня. Это поможет уберечь малыша от вредных солнечных лучей.
- Учить детей культуре поведения на природе и в быту, чтобы не загрязнять, а улучшать экологическую обстановку вокруг.
Окружающая среда может принести не только пользу, но и вред детскому организму. Но родители могут минимизировать отрицательное влияние. Для этого нужно выполнять простые правила и приучать к ним детей.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Марита Жиляева
Влияние факторов окружающей среды на здоровье дошкольников
Влияние факторов окружающей среды на здоровье дошкольников
«…Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его
высокий уровень здоровья, вполне возможно”. Академик Н. М. Амосов
Окружающая среда – один из факторов, влияющих на здоровье и образ жизни детей. Детский организм более чувствителен к изменению окружающей среды. Доказана прямая связь между здоровьем детей и различными факторами экологии.
Положительное влияние экологии. Большинство из нас всегда стремится к природе – в горы, в лес, к берегу моря, озера или реки, где чувствуется прилив сил. Окружающий ландшафт способен оказывать на эмоциональное состояние ребенка различное влияние. Пребывание на свежем воздухе и созерцание красот природы успокаивает нервную систему и стимулирует жизненный тонус. Не менее серьезное влияние на самочувствие детей и оказывают погодные условия. Всем хорошо известно, что воздух около текущей воды бодрит и освежает. Объясняется это тем, что в нем содержится большое количество отрицательных ионов, положительно влияющих на здоровье. Именно по этой причине свежим и чистым представляется воздух после грозы. Нельзя не отметить богатство лекарственных средств,которые дарит нам природа: лекарственные растения, морская соль, лечебная глина, грязи, минеральная вода и многое другое.
Влияние плохой экологии на здоровье. Множественные факторы окружающей среды, оказывают влияние на организм ребенка, его физическое и умственное развитие, на дыхание, обмен веществ, кровообращение, процесс пищеварения и т. д. Качественные и количественные изменения в обмене веществ, спровоцированные изменениями в экологии, могут вызывать и нарушения в росте и строении организма.
Плохое экологическое состояние ухудшает здоровье детей, вызывая отравление токсинами и тяжелыми металлами, кроме того, провоцирует развитие гиперактивности у детей.
Воздух. Загрязненный воздух сегодня остается одной из главных проблем любого крупного города. Доказано, что проживание поблизости оживленных автострад повышает вероятность развития бронхиальной астмы у детей. Сажа, пыль и другие мелкие частички, содержащиеся в загрязненном воздухе, способны вызывать спазм бронхов и сильный кашель, они раздражают слизистую оболочку носа и могут спровоцировать появление аллергического насморка, и послужить причиной раздражения глаз, появления конъюнктивита.
Вода. Купание в загрязненных водоемах, в особенности, если это пруд со стоячей водой, способно привести к заражению контагиозным моллюском. Намного более трудно обходиться без водопроводной воды, имеющей
повышенную жесткость из-за чрезмерного содержания солей. С целью минимизировать негативное воздействие данных компонентов, желательно использовать дома фильтры для очистки воды. Вода — это жизнь, ведь без нее не может существовать ни одно живое существо. Нужно с рождения приучать ребенка к употреблению необходимого количества жидкости для здоровья и хорошего самочувствия.
Защитные меры. Чтобы свести к минимуму вредное влияние загрязненной экологии на здоровьедетей нужно следовать простым советам:
• проводите больше времени с детьми на свежем воздухе – за городом, в лесу. Чистый воздух – лучшее лекарство для легких;
• установите дома специальный очиститель воздуха, который собирает разные неблагоприятные примеси и пыль;
• регулярно проводите влажную уборку, спрячьте все книги за стекло на полку, избавьтесь от ковров, собирающих пыль;
• для питья лучше всего использовать только бутилированную воду. Желательно, готовить на воде, очищенной с помощью фильтра;
• максимально ограничить употребление продуктов, в которых содержатся стабилизаторы, консерванты и прочие добавки, оказывающие плохое влияние на состояние организма. Пища детей должна быть максимально простой;
• в районах с плохой экологией детям чаще назначают витамины, антиоксиданты, препараты, содержащие йод и кальций, иммуномодуляторы;
• защитить детей от электромагнитного излучения можно, ограничив время их пребывания перед компьютером, телевизором, использование мобильного телефона и т. д.
Подводя итоги, можно сказать, что для сокращения негативного влияния экологии на детей мы должны сами заботиться об окружающей среде, прилагая как можно больше усилий для поддержки того природного баланса, в котором человечество способно существовать нормально.
Мы часто говорим детям фразу: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Но как оказалось не всякая вода и не всякий воздух полезен и солнце в одном случае дарит здоровье, в другом попросту убивает. Поэтому, крайне необходимо научить детей правильному пониманию положительного и отрицательного влияния различных факторов среды на их здоровье. Научить их получать от природы только заряд бодрости и хорошего настроения.
Источник