Факторы развития ребенка контрольная работа
В психологии выделяют два направления, объясняющих процесс детского развития.
1) Биологизаторское направление
2) Социологизаторское направление
Противоречия между потребностями и способностями, потребностями и требованиями общества – являются источником развития ребенка. Разрешение противоречий позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития.
Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. От этих условий зависят его индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития.
Факторы развития могут способствовать или препятствовать ему, ускорять или, напротив, замедлять процесс развития ребенка. Они содержат в себе источники развития и направляют его
Факторы развития – это «движущие силы», которые определяют поступательное развитие ребенка и являются его причинами.
Согласно Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития – обучение. Таким образом, факторами развития может выступать совокупность методов и средств обучения, организация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учителей.
Обучение идет впереди развития и создаетзону ближайшего развития.
Зона ближайшего развития – это разница между тем, что ребенок может делать сам и что – с помощью взрослых
Обучение неразрывно связано с деятельностью, которая также является источником развития психики ребенка. По мнению А.Н. Леонтьева, ведущие виды деятельности играют главную роль в развитии, другие – подчиненную.
Вопрос 4. Периодизации психического развития ребенка
Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику возрастных этапов. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит стратегия построения системы воспитания и обучения подрастающих поколений.
Содержание и временные границы определяются авторами на основе различных критериев.
Выготский Л.С. изучив работы многих ученых, выделил три группы периодизаций: по внешнему признаку; по внутреннему признаку (по одному и по нескольким признакам детского развития); на основе определения стабильных и кризисных периодов, а такжесоциальной ситуации развития, ведущей деятельности и центрального новообразования.
К первой группе относятся периодизации на основе внешнего признака, но связанного с самим процессом развития.
Периодизация В. Штерна. Автор видел в периодах развития ребенка – отголоски давно ушедших веков
Периодизация Рене Заззо. В ней ступени детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения. По мнению автора – развитие и воспитание взаимосвязаны.
До 3 лет – раннее детство.
3-6 лет – стадия дошкольного возраста (воспитание в семье или дошкольном учреждении).
6-12 лет – стадия начального школьного образования (приобретение основных интеллектуальных навыков).
12 -16 лет – стадия обучения в средней школе (ребенок получает общее образование).
После 16 лет – стадия высшего или университетского образования.
Существуют и другие периодизации (Гетчинсона, А. Валлона).
Во второй группе периодизаций используется внутренний признак детского развития (чаще всего только один).
Павел Петрович Блонский выбрал для критерия развитие костной ткани у детей, появление и смену зубов. По этой периодизации детство делится на три эпохи.
От 8 мес. до 2,5 лет – эпоха беззубого детства.
От 2,5 лет. до 6,5 лет – детство молочных зубов.
Далее идет эпоха – детство постоянных зубов (заканчивается с появлением зубов «мудрости».
Зигмунд Фрейдсчитал, что главным источником человеческого поведения является бессознательное, которое насыщено сексуальной энергией – либидо. Автор считал, что этапы развития отличаются друг от друга способом фиксации либидо. Сексуальное развитие служит критерием данной периодизации. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон.
До 1 года – оральная стадия. Эрогенная зона – слизистая рта и губ.
1-3 лет – анальная стадия. Эрогенная зона – слизистая кишечника. Ребенок усваивает социальные нормы.
3-5 лет – фаллическая стадия. Эрогенная зона – гениталии. Высшая ступень развития детской сексуальности.
5-12 лет – латентная стадия. Наблюдается временное прерывание сексуального развития ребенка. Его интересы направляются на общение с друзьями.
12-18 лет – генитальная стадия. Все эрогенные зоны объединяются, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.
В третьей группе периодизаций периоды психического развития ребенка выделяются на основе определения: стабильных и кризисных периодов, а такжесоциальной ситуации развития, ведущей деятельности и центрального новообразования.
К этой группе относятся периодизации, предложенные Львом Семеновичем Выготским и Даниилом Борисовичем Элькониным.
Л.С. Выготский рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Кризисы в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет.
Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л. С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими людьми – типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.
Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а второго почти не меняется.
Главные изменения, происходящие во время кризисов, – внутренние. Изменяются интересы ребенка и его ценности.
Кризис новорожденности
0-1 месяц – период новорожденности
1 месяц – 1 год – младенчество
Кризис 1 года
1-3 года – раннее детство
Кризис 3 лет
3-7 лет – дошкольный возраст
Кризис поступления в школу
7-10 лет – младший школьный возраст
10-15 лет – подростковый возраст
Кризис 12 лет
15-18 лет – старший школьный возраст
Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности и границы, которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием ребенка, анализируя его психологию и поведение. Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.
Дополнительная информация.
Из других современных периодизаций детского развития заслуживают внимания периодизации А. В. Петровского и Д. И. Фельдштейна.
А. В. Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. Согласно А. В. Петровскому, детство – это в основном приспособление ребенка к социальной среде, отрочество – проявление своей индивидуальности. В юности должна произойти интеграция в обществе.
Д. И. Фельдштейн основным критерием развития личности ребенка от рождения до ранней юности определяет положение «Я» в социуме.
Он выделяет два блока социального развития личности. Эти блоки можно обозначить как фазы становления личности.
На первой фазе (от 0 до 10 лет) – фазе собственно детства – происходит становление личности на уровне еще не развитого самосознания.
На второй фазе (от 10 до 17 лет) – фазе подросткового возраста – наблюдается активное формирование самосознания растущего человека, выступающего в социальной позиции общественно ответственного субъекта.
Выделенные фазы охватывают определенные циклы развития личности, фиксируя результат этой формы социального развития – становление позиции ребенка в системе общества и реализацию этой позиции.
В настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация:
– период новорожденности — до 1 мес.;
– период младенчества —1 – 12 мес.;
– период раннего детства — 1 – 4 года;
– дошкольный период — 4 – 7 лет;
– младший школьный — 7-12 лет;
– подростковый период — 12 – 16 дет;
– ранняя юность — 16 – 19лет;
– поздняя юность — 19 – 21 год;
– молодость (ранняя зрелость.) — 21 – 35 лет;
– зрелость — 35 – 60 лет;
– первая старость (пожилой возраст) — 60 – 75 лет;
– старость (преклонный возраст) — 75 – 90 лет;
– долгожительство — старше 90 лет.
Источник
Значение среды для физического развития организма детей и их воспитания
Решающее значение для развития строения и функций организма ребенка имеет социальная среда, которая обусловливает его воспитание – активное, систематическое, целенаправленное влияние на его психическое и физическое развитие.
Организм детей подвергается постоянным разнообразным воздействиям окружающей природы (воздуха, температуры, освещения, состава воды, пищи, определенных видов растений, животных и др.). Эти природные условия, в значительной мере изменяемые людьми, влияют на их умственное и физическое развитие, действуя на физиологические функции: обмен веществ, дыхание, кровообращение, пищеварение и др. Количественные и качественные изменения обмена веществ, вызванные различиями природных условиях жизни, влияют на физическое развитие организма, его строение и рост.
Следовательно, в неразрывной связи формы (строения) и функций организма ведущее влияние принадлежит функциям; они непосредственно зависят от обмена веществ организма с внешней средой и приводят к изменениям строения организма ребенка, его физического развития и роста.
Принципиальные различия во взаимодействии с внешней средой животного и человеческого организмов
В отличие от животных люди активно, сознательно, целенаправленно и планомерно перестраивают внешнюю среду в своих интересах. Люди не только противодействуют влияниям внешней среды посредством изменения функций организма, как и животные, но создают для себя искусственную внешнюю среду (кондиционированный воздух, ультрафиолетовая радиация, синтетические и специально переработанные продукты питания, одежда, жилище, обстановка труда и быта, космический, воздушный, водный, наземный и подземный транспорт, создание новых сортов растений и пород животных и т. д.).
Употребление и создание средств труда, хотя и свойственно в зародышевой форме некоторым видам животных, например, человекообразным обезьянам, является специфической чертой человеческого процесса труда. Во время трудовой деятельности люди ставят перед собой сознательную цель, конечный результат труда имеется уже в представлениях людей, т. е. в идее. Общественно-трудовая деятельность людей обусловлена строением и функциями их организма, которые в истории человечества развивались и развиваются в процессе общественно-трудовой деятельности. Ведущая роль в развитии строения и функций организма людей принадлежит не биологическим, а общественно-историческим закономерностям. Взаимоотношения людей с внешней средой определяются социальными условиями жизни. В отличие от животного человек – существо социальное.
В процессе общественно-исторического труда, производства материальной жизни посредством орудий труда у людей возникла членораздельная устная и письменная речь. Человеческая речь орудие мышления людей, материальное проявление их сознания. Речь появилась и развивалась в истории человечества одновременно с сознанием. Идеи и понятия, отображающие в сознании законы природы и общества, возникают и развиваются у людей в процессе общественно-трудовой деятельности, передаются другим людям посредством слов и действуют на их поведение.
Взаимодействия детей и среды
Изменяя условия жизни, можно воздействовать на умственное и физическое развитие детей. Посредством трудового воспитания и физических упражнений, рациональной организации обучения, питания и быта можно направленно изменять умственное и физическое развитие людей. Систематический физический труд, тренировка физическими упражнениями и спортом совершенствуют функции органов чувств и нервной системы, повышают физическую и умственную работоспособность, изменяют строение организма (скелета, скелетных мышц, внутренних органов) и его реактивность.
Реактивность
– способность организма изменять физиологические функции при воздействии внешней среды. Реактивность состоит главным образом в защитных реакциях, противодействующих вредным влияниям внешней среды, в изменениях жизнедеятельности организма как целого. Реактивность зависит от функций нервной системы, желез внутренней секреции, защитных (иммунобиологических) свойств крови, проницаемости стенок мелких кровеносных сосудов, физиологического состояния соединительной ткани. Ведущая роль в характере реактивности принадлежит социальным условиям, определяющим эти функции организма.
Гигиенический образ жизни матери во время беременности, правильное питание детей, оздоровительные мероприятия, физическая культура, закаливание, гигиена быта и рациональный режим учебы и отдыха изменяют характер реактивности.
Реактивность детей с возрастом постепенно совершенствуется в связи с развитием нервной системы и желез внутренней секреции. У новорожденных она недоразвита и потому они отвечают общими, не уточненными примитивными реакциями на различные раздражения и действие микробов, вызывающих заболевания. С возрастом реактивность детей улучшается, изменения жизнедеятельности становятся местными, уточненными, усложненными, вырабатываются защитные реакции против заразных болезней. К старости реактивность снова ухудшается вследствие снижения функций нервной системы. Благодаря несовершенству реактивности наименее защищены от вредоносных влияний внешней среды новорожденные и дети раннего возраста.
Пластичность
– приспособляемость организма к нарушениям строения и функций – тем больше, чем младше ребенок. Она проявляется в том, что при поражении или удалении органа или его части компенсация функций происходит за счет оставшихся частей и органов. Главнейшее проявление пластичности состоит в способности образования условных рефлексов, обеспечивающих частичную или полную замену функций пораженного органа сохранившимися органами.
Роль наследственности в воспитании детей
Наследственность – свойство организма хранить генетическую информацию и передавать ее от одного поколения другому. Наследственная информация сохраняется в цитоплазме клетки и в хромосомах, входящих в состав ядра. В первом случае наследственность передается цитоплазмой материнской яйцеклетки, а во втором – ядрами яйцеклетки и сперматозоида. В хромосомах содержится набор молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты, в которых сохраняется вся видовая и индивидуальная информация. Развитие наследственных признаков происходит также при участии определенных структур клетки.
Существуют наследственные болезни и нарушения строения и функций, например гемофилия (пониженная свертываемость крови, свойственная детям и взрослым мужского пола), наследственная форма врожденной глухонемоты, карликовый рост и непропорциональное телосложение и др. Кроме того, существуют также наследственные предрасположения к болезням и нарушениям строения и функций. усиливает дальнозоркость, а у других – близорукость. К числу болезней, развивающихся при наследственном предрасположении, относится также гипертония – стойкое повышение кровяного давления, которое вызывается сильным ежедневным напряжением нервной системы, переутомлением, отрицательными эмоциями, в частности, конфликтами в школе, семье.
Следовательно, положительные или отрицательные свойства наследственности и наследственного предрасположения могут проявляться в умственном и физическом воспитании детей при благоприятных или неблагоприятных условиях. Особенно важно учитывать действие неблагоприятных условий внешней среды, влияющих на развитие детей, их здоровье, учение и поведение.
Решающее значение для развития положительной или отрицательной наследственности имеют социальные и экономические условия физического воспитания детей (быт, жилище, питание, труд, физические упражнения, предупреждение инфекционных и других болезней и пр.). При этом следует учитывать также местные условия (состав пищи, климатические, географические, профессионально-производственные и др.), оказывающие влияние на темп роста и физического развития детей. Кроме того, следует учитывать половые и индивидуальные различия, оказывающие влияние на развитие положительных или отрицательных свойств наследственности.
Условия жизни, ресурсы и адаптации организмов
Период со второй половины (1866 г.) XIX до середины (1936 г.) XX века (6 этап) называется периодом факториальной экологии.
Организмы – это реальные носители жизни, самостоятельные «ячейки» обмена веществ. Они потребляют из окружающей среды необходимые вещества и выделяют в нее ненужные им – продукты обмена, которые, в свою очередь, могут быть использованы другими организмами. И не только продукты обмены, но и сами организмы, как в жизни, так и после смерти, тоже становятся пищей для других живых существ.
Все эти процессы обмена протекают в сложной, динамичной обстановке естественной среды обитания, так как находятся под постоянным воздействием комплекса факторов. Совокупность этих факторов составляют условия жизни организма. Приспособления к постоянно меняющимся – в течение суток, года, жизни – условиям жизни, или факторам среды, называются адаптациями. Адаптации проявляются на всех уровнях биологического спектра – от биохимии клеток и поведения отдельных организмов до строения и функционирования сообществ и экологических систем. Все адаптации выработаны исторически и в результате их сформировались специфические для каждой географической зоны сообщества растений и животных. Одной из главных задач экологии является изучение адаптаций организмов и экосистем к условиям жизни, или экологическим факторам.
Следует отличать понятие «условия жизни» от понятия «ресурсы». Различия между ними заключаются в том, что условия жизни обеспечивают – «обусловливают», жизнедеятельность растений и животных, они могут изменяться под их влиянием, но сами при этом не расходуются, не исчерпываются. И ни один организм не способен сделать условия жизни недоступными для другого организма.
Ресурсы организма – это все, что он потребляет, за ними стоят количественные показатели, которые могут уменьшаться – «исчерпываться» в процессе потребления. Это вещества, которыми живые организмы питаются и из которых состоят их тела (пищевые ресурсы), энергия, которая вовлекается в обменные процессы (энергетические ресурсы), и места, в которых протекают разные фазы их жизни. Некоторые факторы по отношению к организмам могут рассматриваться и как одно из условий, и как ресурс. Таковы свет, влага, соли в почвенном растворе.
Классификации экологических факторов
Многообразие экологических факторов еще в 1840 г. русский ученый Э.А. Эверсман в работе «Естественная история Оренбургской области» разделил на абиотические и биотические.
Абиотические факторы – это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организмы. Рельеф и климат обусловливают большое разнообразие абиотических факторов.
Биотические факторы – это совокупность влияний одних организмов на другие в процессе их жизнедеятельности (опыление растений, затенение верхними ярусами нижних, поедание одних особей другими). В широком смысле это внутри- и межвидовые отношения организмов. К биотическим факторам относятся и антропические, роль которых год от году возрастает. Антропические факторы чаще называют антропогенными. Различия между ними заключаются в том, что антропогенные факторы управляют процессами формирования человека и не имеют отношения к влиянию на другие организмы или среду.
АБИОТИЧЕСКИЕ | БИОТИЧЕСКИЕ |
Физическиеклиматические – влага, свет, температура, ветер, давление, течения, продолжительность суток | Влияние растений друг на друга и на другие организмы в биоценозе (прямо или опосредованно) |
Физические эдафические– влагоемкость, теплообеспеченность механический состав и проницаемость почвы | Влияние животных друг на друга и на другие организмы в биоценозе |
Химические– состав воздуха, содержание в почве или воде элементов питания, соленость воздуха и воды, реакция рН | Антропические факторы – все виды человеческой деятельности |
По действию их можно разделить на прямодействующие и косвенно-действующие (опосредованные, модифицирующие). Прямодействующие: свет, тепло, плодородие почв, влага (на растения), косвенно действующие – они же, но через цепи питания – на животных.
Но то же тепло может быть косвенно действующим фактором – на почвах с многолетней мерзлотой в муссонном климате летом наблюдается интенсивное таяние мерзлоты, но из-за недостаточной теплообеспеченности, корнеобитаемому слою свойственны переувлажнение и анаэробиозис, обусловливающие физиологическую недоступность для растений элементов питания; в континентальном сухом климате мерзлота в почвенном профиле, наоборот, в жаркую сухую погоду служит источником влаги и способствует оптимизации водного режима почв. Другие косвенно действующие факторы: ветер (суровость погоды), течения (насыщ. кислородом), снежный покров (!).
Все экологические факторы имеют единицы измерения и определенный диапазон действия. В рамках этого диапазона и осуществляется жизнедеятельность организмов и биосистем.
Можно сгруппировать экологические факторы по времени (эволюционный, исторический), периодичности (периодический, непериодический), очередности (первичный, вторичный), происхождению (космический, абиотический, биотический, биологический, техногенный, фактор беспокойства, послепожарный и др.), среде возникновения (атмосферный, водный, геоморфологический, эдафический, физиологический, биоценотический, популяционный и др.).
Источник