Факторы развития личности ребенка курсовая работа
Понятия, этапы развития и условия формирования личности ребенка. Эмоционально-практическая форма общения, определение социальных статусов детей. Исследование роли социальной, ситуативно-деловой и воспитывающей среды в личностном развитии дошкольника.
Характеристика понятия общения. Развитие общения у детей. Роль общения в психическом развитии человека. Роль диалога в развитии личности. Развитие межличностных отношений и организация совместной деятельности. Отношение взрослых к ребенку как к личности.
контрольная работа, добавлен 22.06.2011
Семейные отношения как первооснова развития человека и социализации личности. Развитие личности ребенка в научной психологии. Ситуативность и метафоричность житейского знания. Влияние семейных факторов научной и житейской психологии на развитие ребенка.
курсовая работа, добавлен 24.04.2011
Характеристика, условия и принципы семейного воспитания. Семья как ведущий фактор формирования личности ребенка. Проблема неполных семей и несчастные дети. Суть детско-родительских отношений и влияние отношений между родителями на развитие ребенка.
курсовая работа, добавлен 05.08.2009
Общение как один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Сенсорные способности плода. Эмоциональное общение ребенка и матери. Этапы процесса становления у детей первой функции речи. Потребность в общении ребенка со взрослыми.
реферат, добавлен 17.01.2012
Начальный этап формирования личности ребенка. Развитие самосознания ребенка. Самооценка дошкольника и условия её развития. Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем.
контрольная работа, добавлен 13.01.2006
Проблема развития личности. Личность и ее структура. Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте. Развитие личности в игровой деятельности. Деятельность детей дошкольного возраста. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 04.06.2002
Общая характеристика, понятие и виды потребностей личности дошкольника. Формирование потребностей в процессе становления личности ребенка. Факторы, влияющие на формирование высших потребностей в дошкольном возрасте. Влияние социальных институтов.
курсовая работа, добавлен 27.03.2009
Понятие кризисных ситуаций и их виды. Семья как единица психологического анализа. Развод как результат кризисного развития отношений супружеской пары. Эмпирическое исследование влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.
дипломная работа, добавлен 12.02.2011
Психолого-педагогические особенности одаренного ребенка. Понятие и определение одаренности у детей. Развитие одаренного ребенка и его самооценка. Сложности психического развития одаренных детей. Одаренность ребенка как проблема.
курсовая работа, добавлен 03.04.2007
Понятие личности и этапы ее становления. Роль стиля семейного воспитания в формировании индивидуальности детей на каждом возрастном этапе. Содержание работы социального педагога по оказанию помощи семье в формировании базовых качеств личности ребенка.
курсовая работа, добавлен 22.11.2013
Источник
Понятия, этапы развития и условия формирования личности ребенка. Эмоционально-практическая форма общения, определение социальных статусов детей. Исследование роли социальной, ситуативно-деловой и воспитывающей среды в личностном развитии дошкольника.
Факторы и стиль семейного воспитания; их влияние на развитие личности ребенка. Его роль в семье и позиция родителей по отношению к детям. Возникающие деформации в личностном развитии ребенка и его эмоционально-волевой сфере, методы их коррекции.
дипломная работа, добавлен 31.01.2015
Условия развития ребенка-дошкольника: увеличение требований к его поведению; соблюдение норм общественной морали; умение организовывать поведение. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Становление личности слабослышащего ребенка.
курсовая работа, добавлен 31.10.2012
Представление о единстве генетических и средовых факторов в психическом развитии. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности. “Наследственная” и “средововая” детерминация развития личности. Возрастные циклы в развитии человека.
реферат, добавлен 17.05.2009
Общие закономерности нервно-психического формирования детей дошкольного возраста. Единство природных и социальных условий, их определяющее. Особенности становления личности и мышления дошкольника. Диагностика нервно-психического развития ребенка 4-6 лет.
контрольная работа, добавлен 04.02.2014
Исследование влияния феномена общения на психическое развитие личности, на нравственную сферу, мировоззрение. Понятие общения: виды, функции, классификация. Раскрытие взглядов и трудов Выготского, Леонова, Гиппенрейтера о роли общения в развитии личности.
контрольная работа, добавлен 09.12.2011
Проблемы развития личности детей дошкольного возраста. Личность и ее развитие. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Развитие игр у детей дошкольного возраста. Этапы формирования игровой деятельности детей. Значение игры.
дипломная работа, добавлен 06.11.2005
Процесс формирования психологических механизмов личности в младшем дошкольном возрасте. Особенности, влияющие на поведение детей. Анализ деструктивного и конструктивного влияния социальной городской и деревенской среды на развитие личности ребенка.
курсовая работа, добавлен 23.09.2011
Особенности формирования и развития личности ребенка. Основные функции семьи. Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Положительное воздействие на личность ребенка доброжелательных отношений в семье.
курсовая работа, добавлен 03.07.2014
Определение понятия “неполная семья”, их типы и источники их формирования. Особенности формирования личности ребенка в неполной семье. Отцовство в меняющихся социокультурных условиях. Корреляционное исследование роли отца в формировании личности ребенка.
дипломная работа, добавлен 15.12.2009
Понятие семьи в современном обществе. Роль семьи в жизни ребенка и формировании его как личности. Стадии социализации человека. Влияние поведения родителей на мировосприятие их детей. Благоприятные условия для формирования ценных качеств личности.
реферат, добавлен 06.08.2014
Источник
Понятия, этапы развития и условия формирования личности ребенка. Эмоционально-практическая форма общения, определение социальных статусов детей. Исследование роли социальной, ситуативно-деловой и воспитывающей среды в личностном развитии дошкольника.
Понятие “грубой моторики”. Определение социальной личности ребенка. Изучение возможности процесса взаимодействия с окружающим миром посредством движения. Рассмотрение ряда последовательных этапов формирования и развития двигательной активности детей.
реферат, добавлен 17.04.2011
Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского. Начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С. Мухиной. Влияние взрослого на “Я-концепцию” дошкольника.
курсовая работа, добавлен 07.05.2011
Обзор психолого-педагогических исследований семейного воспитания. Особенности формирования личности ребенка. Анализ стилей семейного воспитания и их влияния на развитие и формирование познавательной активности и самостоятельности в дошкольном возрасте.
дипломная работа, добавлен 24.12.2017
Знакомство с основными особенностями формирования основных компонентов культуры общения у ребенка-дошкольника с момента дошкольного детства. Дошкольное детство как отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.
дипломная работа, добавлен 22.05.2014
Теории становления игровой деятельности, ее важность для ребенка. Условия возникновения форм игры. Основная единица игры, ее внутренняя психологическая структура. Человек, его деятельность и отношение взрослых друг к другу, как основное содержание игры.
курсовая работа, добавлен 05.09.2010
Понятие, виды и функции общения, характеристика и значение в психологическом развитии человека. Техника и приемы общения. Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека. Методики исследования ценностей и смыслов личности.
курсовая работа, добавлен 23.05.2009
Сюжетно-ролевая игра как источник воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика и оценка развития дошкольников по методикам Богуславской, Смирновой и Вицлак. Воздействие игровой деятельности на становление личности ребенка дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 07.10.2012
Взаимоотношения в семье как фактор благополучия ребенка. Экспериментальное выявление характера взаимоотношений в семье и уровня развития личностных качеств, способствующих реализации социальной роли семьянина. Опасность гиперсоциализации, инфантилизации.
курсовая работа, добавлен 11.02.2012
Развитие речи и ее влияние на мышление. Этапы развития мышления ребенка. Основные понятия и принципы интеллектуального развития. Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже, эгоцентризм детского мышления. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру.
контрольная работа, добавлен 06.09.2009
Особенности развития личности, физическое и когнитивное развитие в младшем школьном возрасте, самооценка и условия ее формирования. Детско-отцовские отношения как фактор развития ребенка и отцовство как психологический феномен развития личности.
дипломная работа, добавлен 12.02.2011
Источник
Теоретические основы влияния биологических и социальных факторов на психическое развитие ребенка. Эмпирическое изучение влияния социальных факторов на развитие ребенка в условиях школы-интерната: характеристика методов и результатов исследования.
Медико-биологический аспект изучения речеязыкового развития ребенка, его расширение за счет включения в анализ различных социокультурных факторов. Анализ биосоциокультурной обусловленности становления речеязыковых способностей ребенка в онтогенезе.
статья, добавлен 05.07.2018
Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери в благоприятном протекании этого периода. Психическое развитие ребенка младенческого возраста. Двигательная активность ребенка. Восприятие, память, речь и мышление у младенцев.
курсовая работа, добавлен 29.07.2009
Изучение влияния состояния/стресса и отношения к ребенку матери в период беременности на последующее психическое развитие ребенка в младенческий период, периоды раннего и дошкольного, школьного возраста. Воздействие на темпераментные особенности ребенка.
статья, добавлен 30.01.2019
Способы формирования личности человека. Развитие ребенка. Природная сторона человека. Задатки новорожденного. Социальное и биологическое в человеке Развитие социального поведения ребенка. Здоровье ребенка и развитие у него личностных особенностей.
доклад, добавлен 28.11.2008
Характеристика предмета, задач и методов возрастной психологии. Динамика психического развития ребенка. Психическое развитие ребенка в эмбриональном периоде, от рождения до 1 года, в период раннего детства. Психическое развитие дошкольника и подростка.
реферат, добавлен 22.07.2010
Жизнь человека до рождения. Теоретическое исследование особенностей развития ребенка в пренатальный период. Рассмотрение характеристики психической деятельности эмбриона и плода. Изучение влияния матери и семьи на развитие ребенка в пренатальный период.
курсовая работа, добавлен 21.03.2016
Характеристика основных психотравмирующих обстоятельств, влияющих на развивающуюся личность ребенка. Детский церебральный паралич как модель взаимоотношения биологических и социальных факторов в генезе психогенного патологического формирования личности.
статья, добавлен 06.01.2018
Изучение особенностей психологического развития ребенка раннего возраста. Анализ проблемы в воспитании “нельзя и надо” и значимость волевых компонентов. Развитие мышления у детей раннего возраста. Значение речи и ее формирования в развитии ребенка.
дипломная работа, добавлен 15.03.2014
Речь – ее развитие, функции и виды. Основные этапы развития связной, письменной, выразительной, жестовой речи у ребенка. Основные формы мышления. Роль биологических и социальных факторов в развитии личности. Умозаключение, как особая форма мышления.
контрольная работа, добавлен 16.10.2013
Психологические особенности развития младенца до и после рождения. Роль матери и членов семьи для благоприятного протекания этого периода. Психическое развитие ребенка младенческого возраста. Основной ведущий тип деятельности ребенка, восприятие и память.
дипломная работа, добавлен 26.03.2009
Источник
Èçó÷åíèå ïñèõîëîãè÷åñêîé ñóùíîñòè ëè÷íîñòè è îñíîâíûõ ôàêòîðîâ åå ôîðìèðîâàíèÿ: âðîæäåííûõ è èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé. Âëèÿíèå áèîëîãè÷åñêîãî ôàêòîðà íà ðàçíîîáðàçèå òåìïåðàìåíòîâ, õàðàêòåðîâ, ñïîñîáíîñòåé ëè÷íîñòè. Âèäû è ïðîÿâëåíèÿ òåìïåðàìåíòîâ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Ðåñïóáëèêè Êàçàõñòàí
Êàðàãàíäèíñêèé Ýêîíîìè÷åñêèé Óíèâåðñèòåò
Êàçïîòðåáñîþçà
Ðåôåðàò
ïî äèñöèïëèíå: Ïñèõîëîãèÿ
íà òåìó: «Ôàêòîðû ðàçâèòèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè»
Âûïîëíèë: ñò.ãð. ÌÍ-12
Áåêñåèòîâ À.
Êàðàãàíäà – 2008
Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñóùíîñòü ëè÷íîñòè
Ëè÷íîñòíîå ðàçâèòèå ÷åëîâåêà ïðîèñõîäèò íà ïðîòÿæåíèè âñåé æèçíè.
Ëè÷íîñòü ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç òåõ ôåíîìåíîâ, êîòîðûå ðåäêî èñòîëêîâûâàþòñÿ îäèíàêîâî äâóìÿ ðàçíûìè àâòîðàìè. Âñå îïðåäåëåíèÿ ëè÷íîñòè òàê èëè èíà÷å îáóñëîâëèâàþòñÿ äâóìÿ ïðîòèâîïîëîæíûìè âçãëÿäàìè íà åå ðàçâèòèå. Ñ òî÷êè çðåíèÿ îäíèõ, êàæäàÿ ëè÷íîñòü ôîðìèðóåòñÿ è ðàçâèâàåòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ åå âðîæäåííûìè êà÷åñòâàìè ñïîñîáíîñòÿìè, à ñîöèàëüíîå îêðóæåíèå ïðè ýòîì èãðàåò âåñüìà íåçíà÷èòåëüíóþ ðîëü.
Ïðåäñòàâèòåëè äðóãîé òî÷êè çðåíèÿ ïîëíîñòüþ îòâåðãàþò âðîæäåííûå âíóòðåííèå ÷åðòû è ñïîñîáíîñòè ëè÷íîñòè, ñ÷èòàÿ, ÷òî ëè÷íîñòü – ýòî íåêîòîðûé ïðîäóêò, ïîëíîñòüþ ôîðìèðóåìûé õîäå ñîöèàëüíîãî îïûòà. Î÷åâèäíî, ÷òî ýòî êðàéíèå òî÷êè çðåíèÿ ïðîöåññà ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè. Íåñìîòðÿ íà ìíîãî÷èñëåííûå ïîíÿòèéíûå è äðóãèå ðàçëè÷èÿ, ñóùåñòâóþùèå ìåæäó íèìè ïî÷òè âñå ïñèõîëîãè÷åñêèå òåîðèè ëè÷íîñòè åäèíû â îäíîì: ëè÷íîñòüþ, óòâåðæäàåòñÿ â íèõ, ÷åëîâåê íå ðîæäàåòñÿ, à ñòàíîâèòñÿ â ïðîöåññå ñâîåé æèçíè. Ýòî ôàêòè÷åñêè îçíà÷àåò ïðèçíàíèå òîãî, ÷òî ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà è ñâîéñòâà ÷åëîâåêà ïðèîáðåòàþòñÿ íå ãåíåòè÷åñêèì ïóòåì, à âñëåäñòâèå íàó÷åíèÿ, òî åñòü îíè ôîðìèðóþòñÿ è ðàçâèâàþòñÿ.
Ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè – ýòî, êàê ïðàâèëî, íà÷àëüíûé ýòàï ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòíûõ ñâîéñòâ ÷åëîâåêà. Ëè÷íîñòíûé ðîñò îáóñëîâëåí ìíîæåñòâîì âíåøíèõ è âíóòðåííèõ ôàêòîðîâ. Ê âíåøíèì îòíîñÿòñÿ: ïðèíàäëåæíîñòü èíäèâèäóóìà ê îïðåäåëåííîé êóëüòóðå, ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîìó êëàññó è óíèêàëüíîé äëÿ êàæäîãî ñåìåéíîé ñðåäå. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, âíóòðåííèå äåòåðìèíàíòû âêëþ÷àþò ãåíåòè÷åñêèå, áèîëîãè÷åñêèå è ôèçè÷åñêèå ôàêòîðû.
Öåëü ðåôåðàòà ñîñòîèò â âûÿâëåíèè ôàêòîðîâ ðàçâèòèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè è èõ âëèÿíèÿ íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè.
Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñóùíîñòü ëè÷íîñòè
Ñëîâî «ëè÷íîñòü», êàê è ìíîãèå äðóãèå ïñèõîëîãè÷åñêèå ïîíÿòèÿ, øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ â ïîâñåäíåâíîì îáùåíèè íàðÿäó ñ äðóãèìè òåðìèíàìè. Ïîýòîìó ÷òî áû îòâåòèòü íà âîïðîñ: «×òî òàêîå ëè÷íîñòü?», íåîáõîäèìî, ïðåæäå âñåãî, ïðîâåñòè ðàçãðàíè÷åíèå ïîíÿòèé «÷åëîâåê», «ëè÷íîñòü», «èíäèâèäóàëüíîñòü», «èíäèâèä».
×åëîâåê – ñ îäíîé ñòîðîíû ñóùåñòâî áèîëîãè÷åñêîå, æèâîòíîå, íàäåëåííîå ñîçíàíèåì, îáëàäàþùåå ðå÷üþ, ñïîñîáíîñòüþ òðóäèòüñÿ; ñ äðóãîé ñòîðîíû ÷åëîâåê – ñóùåñòâî îáùåñòâåííîå, åìó íåîáõîäèìî îáùàòüñÿ è âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ äðóãèìè ëþäüìè.
Ëè÷íîñòü – ýòî òîò æå ÷åëîâåê, íî ðàññìàòðèâàåìûé òîëüêî êàê îáùåñòâåííîå ñóùåñòâî. Ãîâîðÿ î ëè÷íîñòè, ìû îòâëåêàåìñÿ îò áèîëîãè÷åñêîé ïðèðîäíîé åãî ñòîðîíû. Íå âñÿêèé ÷åëîâåê ÿâëÿåòñÿ ëè÷íîñòüþ. Íåäàðîì æå, íàâåðíîå, ìîæíî ñëûøàòü îá îäíîì «íàñòîÿùàÿ ëè÷íîñòü!», à î äðóãîì – «íåò, ýòî íå ëè÷íîñòü».
Èíäèâèäóàëüíîñòü – ýòî ëè÷íîñòü êîíêðåòíîãî ÷åëîâåêà êàê íåïîâòîðèìîå ñî÷åòàíèå ñâîåîáðàçíûõ ïñèõè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé. Èíäèâèä – åäèíè÷íûé ïðåäñòàâèòåëü ÷åëîâå÷åñêîãî ðîäà, êîíêðåòíûé íîñèòåëü âñåõ ñîöèàëüíûé è ïñèõîëîãè÷åñêèõ ÷åðò ÷åëîâå÷åñòâà: ðàçóìà, âîëè, ïîòðåáíîñòåé è ò.ä. Ïîíÿòèå «èíäèâèä» â ýòîì ñëó÷àå óïîòðåáëÿåòñÿ â çíà÷åíèè «êîíêðåòíûé ÷åëîâåê». Ïðè òàêîé ïîñòàíîâêå âîïðîñà íå ôèêñèðóåòñÿ êàê îñîáåííîñòè äåéñòâèÿ ðàçëè÷íûõ áèîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ (âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé, ïîëà, òåìïåðàìåíòà), òàê è ðàçëè÷èÿ ñîöèàëüíûõ óñëîâèé æèçíåäåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà. Èíäèâèä â äàííîì ñëó÷àå ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê îòïðàâíîé ìîìåíò äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè îò èñõîäíîãî ñîñòîÿíèÿ äëÿ îíòî- è ôåéëîãåíåçà ÷åëîâåêà, ëè÷íîñòü – èòîã ðàçâèòèÿ èíäèâèäà, íàèáîëåå ïîëíîå âîïëîùåíèå âñåõ ÷åëîâå÷åñêèõ êà÷åñòâ.
Îäíè ó÷åíûå ñ÷èòàþò, ÷òî ïñèõèêà ÷åëîâåêà áèîëîãè÷åñêè îáóñëîâëåíà, ÷òî âñå ñòîðîíû ëè÷íîñòè ÿâëÿþòñÿ âðîæäåííûìè. Íàïðèìåð: õàðàêòåð, ñïîñîáíîñòè íàñëåäóþòñÿ êàê öâåò ãëàç, âîëîñ.
Äðóãèå ó÷åíûå ñ÷èòàþò, ÷òî êàæäûé ÷åëîâåê âñåãäà íàõîäèòñÿ â îïðåäåëåííûõ îòíîøåíèÿõ ñ äðóãèìè ëþäüìè. Ýòè îáùåñòâåííûå îòíîøåíèÿ è ôîðìèðóþò ÷åëîâå÷åñêóþ ëè÷íîñòü, ò.å. ÷åëîâåê óñâàèâàåò ïðèíÿòûå â äàííîì îáùåñòâå ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ, îáû÷àè, íðàâñòâåííûå íîðìû.
Äîïóñòèìî ëè èãíîðèðîâàòü, íå ïðèíèìàòü âî âíèìàíèå áèîëîãè÷åñêóþ ñóùíîñòü ÷åëîâåêà? Íåò, åãî áèîëîãè÷åñêóþ, ïðèðîäíóþ, åñòåñòâåííóþ ñóùíîñòü èãíîðèðîâàòü íåëüçÿ. Ðàçóìååòñÿ, ñîîòâåòñòâóþùèå ïðèðîäíûå, áèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñîâåðøåííî íåîáõîäèìû äëÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà. Íåîáõîäèìû ÷åëîâå÷åñêèé ìîçã è íåðâíàÿ ñèñòåìà, ÷òî áû íà ýòîé îñíîâå ñòàëî âîçìîæíî ôîðìèðîâàíèå ïñèõè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ÷åëîâåêà.
Ðàçâèâàÿñü âíå ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà, ñóùåñòâî, îáëàäàþùåå ÷åëîâå÷åñêèì ìîçãîì, íèêîãäà äàæå íå ñòàíåò ïîäîáèåì ëè÷íîñòè. Èçâåñòåí ñëó÷àé, êîãäà â Èíäèè â 1920 ãîäó áûëè íàéäåíû äâå äåâî÷êè, æèâóùèå â âîë÷üåé ñòàå, ìëàäøàÿ áûñòðî óìåðëà, à ñòàðøàÿ, êîòîðîé áûëî 6-7 ëåò, ïðîæèëà áîëåå 10 ëåò. Ïå÷àòü ñîîáùàëà åùå î íåñêîëüêèõ ïîäîáíûõ ñëó÷àÿõ: îäèí ìàëü÷èê áûë îáíàðóæåí ñíîâà â Èíäèè è ñíîâà ñðåäè âîëêîâ è äâà ìàëü÷èêà îáíàðóæåíû â Àôðèêå â ñòàå îáåçüÿí. Ïî-âèäèìîìó, äåòè áûëè ïîõèùåíû æèâîòíûìè, íî îñòàâëåíû â æèâûõ. Âî âñåõ ýòèõ ñëó÷àÿõ íàáëþäàëàñü îäíà è òà æå êàðòèíà: äåòè íå óìåëè íè ñòîÿòü, íè õîäèòü, íî áûñòðî ïåðåäâèãàëèñü íà ÷åòâåðåíüêàõ èëè ëîâêî ëàçàëè ïî äåðåâüÿì; íå âëàäåëè ðå÷üþ è íå ìîãëè ïðîèçíîñèòü ÷ëåíîðàçäåëüíûå çâóêè; îòêàçûâàëèñü îò ÷åëîâå÷åñêîé ïèùè, ïèòàëèñü ñûðûì ìÿñîìèëèäèêèìè ðàñòåíèÿìè, æóêàìè è ñòðåêîçàìè; âîäó ëàêàëè, ñðûâàëè ñ ñåáÿ îäåæäó, êóñàëèñü, âûëè, ñïàëè íà ãîëîì ïîëó.
Îïûò ñîöèàëüíîé èçîëÿöèè ÷åëîâå÷åñêîãî èíäèâèäà äîêàçûâàåò òî, ÷òî ëè÷íîñòü ðàçâèâàåòñÿ íå ïðîñòî ïóòåì àâòîìàòè÷åñêîãî ðàçâåðòûâàíèÿ ïðèðîäíûõ çàäàòêîâ. Èçó÷åíèå âîñïðèÿòèÿ ïîäîáíûìè èíäèâèäàìè ñåáÿ êàê îòäåëüíîãî ñóùåñòâà â îêðóæàþùåì ìèðå ïîêàçàëî, ÷òî îíè íå èìåþò ñîáñòâåííîãî “ß”, òàê êàê ó íèõ ïîëíîñòüþ îòñóòñòâóåò ïðåäñòàâëåíèå î ñåáå êàê îá îáîñîáëåííîì, îòäåëüíîì ñóùåñòâå â ðÿäó äðóãèõ ïîäîáíûõ èì ñóùåñòâ.
Òåì áîëåå òàêèå èíäèâèäû íå ìîãóò âîñïðèíèìàòü ñâîå ðàçëè÷èå è ñõîäñòâî ñ äðóãèìè èíäèâèäàìè.  äàííîì ñëó÷àå ÷åëîâå÷åñêîå ñóùåñòâî íå ìîæåò ñ÷èòàòüñÿ ëè÷íîñòüþ.
Ó êàæäîãî ðîäèâøåãîñÿ ðåáåíêà åñòü ìîçã, ãîëîñîâîé àïïàðàò, íî íàó÷èòüñÿ ìûñëèòü è ðàçãîâàðèâàòü îí ìîæåò ëèøü â îáùåñòâå. Êîíå÷íî æå, íåïðåðûâíîå åäèíñòâî áèîëîãè÷åñêèõ è ñîöèàëüíûõ êà÷åñòâ ïîêàçûâàþò, ÷òî ÷åëîâåê – ñóùåñòâî áèîëîãè÷åñêîå è ñîöèàëüíîå.
Ó ÷åëîâåêà èìååòñÿ ìíîæåñòâî ðàçëè÷íûõ ñïîñîáíîñòåé, êîòîðûå äåëÿòñÿ íà ñëåäóþùèå îñíîâíûå ãðóïïû: ïðèðîäíî-îáóñëîâëåííîå (èíîãäà èõ íå ñîâñåì âåðíî èìåíóþò âðîæäåííûìè) è ñîöèàëüíî-îáóñëîâëåííûå ñïîñîáíîñòè (èíîãäà èõ òàêæå è âïîëíå ñïðàâåäëèâî íàçûâàþò ïðèîáðåòåííûìè), îáùåå è ñïåöèàëüíûå ñïîñîáíîñòè, ïðåäìåòíûå è êîììóíèêàòèâíûå ñïîñîáíîñòè.
Ðàññìîòðèì ïðèðîäíî-îáóñëîâëåííóþ ãðóïïó ñïîñîáíîñòåé. Ýòî òàêèå ñïîñîáíîñòè, äëÿ êîòîðûõ, âî-ïåðâûõ, íåîáõîäèìû âðîæäåííûå ïðèðîäíûå çàäàòêè, âî-âòîðûõ, ñïîñîáíîñòè, êîòîðûå â îñíîâíîì ôîðìèðóþòñÿ è ðàçâèâàþòñÿ íà îñíîâå òàêèõ çàäàòêîâ. Îáó÷åíèå è âîñïèòàíèå, áåçóñëîâíî, îêàçûâàþò ïîëîæèòåëüíîå âëèÿíèå è íà ôîðìèðîâàíèå ýòèõ ñïîñîáíîñòåé, îäíàêî êîíå÷íûé ðåçóëüòàò, êîòîðûé ìîæåò áûòü äîñòèãíóò â èõ ðàçâèòèè, ñóùåñòâåííî çàâèñèò îò èìåþùèõñÿ ó ÷åëîâåêà çàäàòêîâ. Ê ïðèìåðó, åñëè ÷åëîâåê èìååò ñ ðîæäåíèÿ âûñîêèé ðîñò è íåïëîõèå çàäàòêè ê ðàçâèòèþ òî÷íûõ, êîîðäèíèðîâàííûõ äâèæåíèé, òî ïðè ïðî÷èõ ðàâíûõ óñëîâèÿõ îí ñìîæåò äîáèòüñÿ áîëüøèõ óñïåõîâ â ðàçâèòèè ñâîèõ ñïîðòèâíûõ ñïîñîáíîñòåé, ñâÿçàííûõ, íàïðèìåð, ñ èãðîé â áàñêåòáîë, ÷åì òîò ÷åëîâåê, êîòîðûé ïîäîáíûõ çàäàòêîâ íå èìååò.
Ñïîñîáíîñòè ÷åëîâåêà ìîãóò íàõîäèòüñÿ íà ðàçíûõ óðîâíÿõ ðàçâèòèÿ, è â ñâÿçè ñ ýòèì ìîæíî ïðåäëîæèòü åùå îäíî, íåòðàäèöèîííîå ïîíèìàíèå çàäàòêîâ êàê òîãî, ÷òî ôàêòè÷åñêè ïðåäøåñòâóåò ïîÿâëåíèþ è ðàçâèòèþ ó ÷åëîâåêà ñïîñîáíîñòåé îïðåäåëåííîãî óðîâíÿ.  ýòîì ñëó÷àå â êà÷åñòâå çàäàòêîâ èëè ïðåäïîñûëîê ê ðàçâèòèþ ñïîñîáíîñòåé áîëåå âûñîêîãî óðîâíÿ ìîãóò ðàññìàòðèâàòüñÿ óæå ñôîðìèðîâàâøèåñÿ ó ÷åëîâåêà ñïîñîáíîñòè áîëåå íèçêîãî óðîâíÿ. Ïðè ýòîì ñïîñîáíîñòè áîëåå íèçêîãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ íå îáÿçàòåëüíî ÿâëÿþòñÿ âðîæäåííûìè. Íàïðèìåð, çíàíèå ýëåìåíòàðíîé ìàòåìàòèêè, ïîëó÷åííîå â øêîëå, ìîæåò âûñòóïàòü â êà÷åñòâå ïðåäïîñûëêè, çàäàòêà ê ðàçâèòèþ ñïîñîáíîñòåé ê âûñøåé ìàòåìàòèêå.
Ê áèîëîãè÷åñêèì ôàêòîðàì ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè îòíîñÿòñÿ âðîæäåííûå îñîáåííîñòè ÷åëîâåêà.
Ýòî òàêèå îñîáåííîñòè, êîòîðûå ðåáåíîê ïîëó÷àåò â ïðîöåññå âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ, îáóñëîâëåííûå ðÿäîì âíåøíèõ è âíóòðåííèõ ïðè÷èí.
Ìàòü – ýòî ïåðâàÿ çåìíàÿ âñåëåííàÿ ðåáåíêà, ïîýòîìó âñå, ÷åðåç ÷òî îíà ïðîõîäèò, èñïûòûâàåò è ïëîä. Ýìîöèè ìàòåðè ïåðåäàþòñÿ åìó, îêàçûâàÿ ëèáî ïîëîæèòåëüíîå, ëèáî îòðèöàòåëüíîå âëèÿíèå íà åãî ïñèõèêó. Èìåííî íåïðàâèëüíîå ïîâåäåíèå ìàòåðè, åå èçëèøíèå ýìîöèîíàëüíûå ðåàêöèè íà ñòðåññû, êîòîðûìè íàñûùåíà íàøà òÿæåëàÿ è íàïðÿæåííàÿ æèçíü, ñëóæàò ïðè÷èíîé îãðîìíîãî ÷èñëà òàêèõ ïîñëåðîäîâûõ îñëîæíåíèé, êàê íåâðîçû, òðåâîæíûå ñîñòîÿíèÿ, îòñòàâàíèå â óìñòâåííîì ðàçâèòèè è ìíîãèå äðóãèå ïàòîëîãè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ. Îäíàêî ñëåäóåò îñîáî ïîä÷åðêíóòü, ÷òî âñå òðóäíîñòè âïîëíå ïðåîäîëèìû, åñëè áóäóùàÿ ìàòü îñîçíàåò, ÷òî òîëüêî îíà ñëóæèò ðåáåíêó ñðåäñòâîì àáñîëþòíîé çàùèòû, íåèñ÷åðïàåìóþ ýíåðãèþ äëÿ êîòîðîé äàåò åå ëþáîâü.
Ñîâñåì íåìàëîâàæíàÿ ðîëü ïðèíàäëåæèò è îòöó. Îòíîøåíèå ê æåíå, åå áåðåìåííîñòè è, êîíå÷íî, ê îæèäàåìîìó ðåáåíêó – îäèí èç ãëàâíûõ ôàêòîðîâ, ôîðìèðóþùèõ ó áóäóùåãî ðåáåíêà îùóùåíèÿ ñ÷àñòüÿ è ñèëû, êîòîðûå ïåðåäàþòñÿ åìó ÷åðåç óâåðåííóþ â ñåáå è ñïîêîéíóþ ìàòü.
Ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà ïðîöåññ åãî ðàçâèòèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ òðåìÿ ïîñëåäîâàòåëüíûìè ýòàïàìè: âïèòûâàíèå èíôîðìàöèè, ïîäðàæàíèå è ëè÷íûé îïûò.
 ïåðèîä âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ îïûò è ïîäðàæàíèå îòñóòñòâóþò. ×òî êàñàåòñÿ âïèòûâàíèÿ èíôîðìàöèè, òî îíî ìàêñèìàëüíî è ïðîòåêàåò íà êëåòî÷íîì óðîâíå. Íè â îäèí èç ìîìåíòîâ ñâîåé äàëüíåéøåé æèçíè ÷åëîâåê íå ðàçâèâàåòñÿ ñòîëü èíòåíñèâíî, êàê â ïðåíàòàëüíîì ïåðèîäå, íà÷èíàÿ ñ êëåòêè è ïðåâðàùàÿñü âñåãî ÷åðåç íåñêîëüêî ìåñÿöåâ â ñîâåðøåííîå ñóùåñòâî, îáëàäàþùåå óäèâèòåëüíûìè ñïîñîáíîñòÿìè è íåóãàñèìûì ñòðåìëåíèåì ê çíàíèþ.
Íîâîðîæäåííûé óæå ïðîæèë äåâÿòü ìåñÿöåâ, êîòîðûå â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ñôîðìèðîâàëè áàçó äëÿ åãî äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ.
Ïðåíàòàëüíîå ðàçâèòèå íåñåò â ñâîåé îñíîâå ìûñëü î íåîáõîäèìîñòè ïðåäîñòàâëåíèÿ ýìáðèîíó è çàòåì ïëîäó ñàìûõ ëó÷øèõ ìàòåðèàëîâ è óñëîâèé.
Ôîðìèðóþùååñÿ ÷åëîâå÷åñêîå ñóùåñòâî íå âîñïðèíèìàåò ýòîò ìèð íàïðÿìóþ. Îäíàêî îíî íåïðåðûâíî óëàâëèâàåò îùóùåíèÿ è ÷óâñòâà, êîòîðûå âûçûâàåò ó ìàòåðè îêðóæàþùèé ìèð. Ýòî ñóùåñòâî ðåãèñòðèðóåò ïåðâûå ñâåäåíèÿ, ñïîñîáíûå îïðåäåëåííûì îáðàçîì îêðàøèâàòü áóäóùóþ ëè÷íîñòü, â òêàíÿõ êëåòîê, â îðãàíè÷åñêîé ïàìÿòè è íà óðîâíå çàðîæäàþùåéñÿ ïñèõèêè.
Íà ëè÷íîñòü ÷åëîâåêà îêàçûâàþò âîçäåéñòâèå òàêæå êðèçèñû âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ. Ïåðåõîäÿ èç îäíîãî âîçðàñòà â äðóãîé, áîëåå ñòàðøèé, ÷åëîâåê îêàçûâàåòñÿ ïñèõîëîãè÷åñêè íå âïîëíå ïîäãîòîâëåííûì ê âûíóæäåííîìó èçìåíåíèþ ïîòðåáíîñòåé, öåííîñòåé, îáðàçà æèçíè. Ìíîãèå ëþäè, ñòàâ ñòàðøå, áîëåçíåííî ðàññòàþòñÿ ñî ñòàðûìè ïðèâû÷êàìè è ñ òðóäîì îòêàçûâàþòñÿ îò âîçìîæíîñòåé, êîòîðûå îíè èìåëè áóäó÷è ìîëîäûìè. Îíè íå â ñîñòîÿíèè áûñòðî ïñèõîëîãè÷åñêè ïðèñïîñîáèòüñÿ ê íîâîìó äëÿ ñåáÿ ïîëîæåíèþ è îáðàçó æèçíè.
 ïåðèîä âîçðàñòíûõ êðèçèñîâ ìîãóò ïðîèñõîäèòü àíîìàëüíûå èçìåíåíèÿ ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà. Àíîìàëüíûì ÿâëÿåòñÿ òàêîå íàïðàâëåíèå ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà êàê ëè÷íîñòè, â õîäÿ êîòîðîãî îí èëè óòðà÷èâàåò ïðåæíåå, ïîëîæèòåëüíûå ëè÷íîñòíûå ñâîéñòâà, èëè ïðèîáðåòàåò íîâûå îòðèöàòåëüíûå ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà.
Ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ òàêæå ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç êîìïîíåíòîâ áèîëîãè÷åñêîãî ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè. Õîðîøåå ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ ñïîñîáñòâóåò óñïåøíîìó ðàçâèòèþ. Íåóäîâëåòâîðèòåëüíîå çäîðîâüå òîðìîçèò ïðîöåññ ðàçâèòèÿ. Òÿæåëîå õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå ñêàçûâàåòñÿ íà ïñèõîëîãèè ÷åëîâåêà êàê ëè÷íîñòè. Áîëüíîé ÷åëîâåê îáû÷íî ÷óâñòâóåò ñåáÿ íåïîëíîöåííûì, âûíóæäåí îòêàçûâàòüñÿ îò òîãî, ÷òî äîñòóïíî çäîðîâûì ëþäÿì è íåîáõîäèìî åìó ñàìîìó.  èòîãå ó ÷åëîâåêà ìîãóò ïîÿâèòüñÿ ðàçíîãî ðîäà êîìïëåêñû, è îí êàê ëè÷íîñòü ïîñòåïåííî èçìåíèòñÿ.
Ïðîáëåìà ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè – ïðîáëåìà íåîáúÿòíàÿ, çíà÷èìàÿ è ñëîæíàÿ, îõâàòûâàþùàÿ îãðîìíîå ïîëå èññëåäîâàíèé.
 õîäå òåîðåòè÷åñêîãî àíàëèçà ïåäàãîãè÷åñêîé è ïñèõîëîãè÷åñêîé ëèòåðàòóðû ïî òåìå äàííîé ðàáîòû ÿ ïîíÿë, ÷òî ëè÷íîñòü åñòü íå÷òî óíèêàëüíîå, ÷òî ñâÿçàíî, âî-ïåðâûõ, ñ åå íàñëåäñòâåííûìè îñîáåííîñòÿìè è, âî-âòîðûõ, ñ íåïîâòîðèìûìè óñëîâèÿìè ìèêðîñðåäû â êîòîðîé îíà âçðàùèâàåòñÿ. Ó êàæäîãî ðîäèâøåãîñÿ ðåáåíêà åñòü ìîçã, ãîëîñîâîé àïïàðàò, íî íàó÷èòüñÿ ìûñëèòü è ðàçãîâàðèâàòü îí ìîæåò ëèøü â îáùåñòâå. Êîíå÷íî æå, íåïðåðûâíîå åäèíñòâî áèîëîãè÷åñêèõ è ñîöèàëüíûõ êà÷åñòâ ïîêàçûâàåò, ÷òî ÷åëîâåê ñóùåñòâî áèîëîãè÷åñêîå è ñîöèàëüíîå. Ðàçâèâàÿñü âíå ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà, ñóùåñòâî, îáëàäàþùåå ÷åëîâå÷åñêèì ìîçãîì, íèêîãäà íå ñòàíåò äàæå ïîäîáèåì ëè÷íîñòè.
Òàêèì îáðàçîì, â ðåçóëüòàòå ðàçâèòèÿ èäåò ñòàíîâëåíèå ÷åëîâåêà êàê áèîëîãè÷åñêîãî âèäà è ñîöèàëüíîãî ñóùåñòâà.  ïåðâóþ î÷åðåäü, áèîëîãè÷åñêîå ðàçâèòèå, òàê è ðàçâèòèå â öåëîì îáóñëîâëèâàåò ôàêòîð íàñëåäñòâåííîñòè.
Íàñëåäñòâåííîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ â òîì, ÷òî ðåáåíêó ïåðåäàþòñÿ îñíîâíûå áèîëîãè÷åñêèå ïðèçíàêè ÷åëîâåêà. Ñ ïîìîùüþ íàñëåäñòâåííîñòè ÷åëîâåêó ïåðåäàþòñÿ îò ðîäèòåëåé àíàòîìîôèçèîëîãè÷åñêîå ñòðîåíèå, òèï íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè, õàðàêòåð îáìåíà âåùåñòâ, ðÿä ðåôëåêñîâ. Íå ïåðåäàþòñÿ ïî íàñëåäñòâó ïðèîáðåòåííûå â òå÷åíèå æèçíè íàâûêè è ñâîéñòâà, íàóêîé íå âûÿâëåíî òàê æå îñîáûõ ãåíîâ îäàðåííîñòè, îäíàêî êàæäûé ðîäèâøèéñÿ ðåáåíîê îáëàäàåò ãðîìàäíûì àðñåíàëîì çàäàòêîâ, ðàííåå ðàçâèòèå è ôîðìèðîâàíèå êîòîðûõ çàâèñèò îò ñîöèàëüíîé ñòðóêòóðû îáùåñòâà, îò óñëîâèé âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ, çàáîò è óñèëèé ðîäèòåëåé è æåëàíèÿ ñàìîãî ìàëåíüêîãî ÷åëîâåêà.
Ê áèîëîãè÷åñêèì ôàêòîðàì òàêæå îòíîñÿòñÿ âðîæäåííûå îñîáåííîñòè ÷åëîâåêà.
Âðîæäåííûå îñîáåííîñòè – ýòî îñîáåííîñòè, êîòîðûå ðåáåíîê ïîëó÷àåò â ïðîöåññå âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ, îáóñëîâëåííûå ðÿäîì âíåøíèõ è âíóòðåííèõ ïðè÷èí.
1. Áîæîâè÷ Ë. È. Ëè÷íîñòü è åå ôîðìèðîâàíèå â äåòñêîì âîçðàñòå.- Ì., 1986ã.
2. Èëüåíêîâ Ý.Â. ×òî òàêîå ëè÷íîñòü? – Ì; 1991 ã.
3. Íåìîâ Ð.Ñ.Ïñèõîëîãèÿ. Ó÷åá. äëÿ ñòóäåíòîâ âûñøèõ ïåä. ó÷åá. çàâåäåíèé Ì., Ïðîñâåùåíèå, 1995 ã.
4. Õüåëë Ä.; Çèãëåð Ä.Òåîðèÿ ëè÷íîñòè – Ì.; 1997 ã.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник