Факторы развития личности ребенка курсовая

Понятия, этапы развития и условия формирования личности ребенка. Эмоционально-практическая форма общения, определение социальных статусов детей. Исследование роли социальной, ситуативно-деловой и воспитывающей среды в личностном развитии дошкольника.

  • Характеристика понятия общения. Развитие общения у детей. Роль общения в психическом развитии человека. Роль диалога в развитии личности. Развитие межличностных отношений и организация совместной деятельности. Отношение взрослых к ребенку как к личности.

    контрольная работа, добавлен 22.06.2011

  • Семейные отношения как первооснова развития человека и социализации личности. Развитие личности ребенка в научной психологии. Ситуативность и метафоричность житейского знания. Влияние семейных факторов научной и житейской психологии на развитие ребенка.

    курсовая работа, добавлен 24.04.2011

  • Характеристика, условия и принципы семейного воспитания. Семья как ведущий фактор формирования личности ребенка. Проблема неполных семей и несчастные дети. Суть детско-родительских отношений и влияние отношений между родителями на развитие ребенка.

    курсовая работа, добавлен 05.08.2009

  • Общение как один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Сенсорные способности плода. Эмоциональное общение ребенка и матери. Этапы процесса становления у детей первой функции речи. Потребность в общении ребенка со взрослыми.

    реферат, добавлен 17.01.2012

  • Начальный этап формирования личности ребенка. Развитие самосознания ребенка. Самооценка дошкольника и условия её развития. Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем.

    контрольная работа, добавлен 13.01.2006

  • Проблема развития личности. Личность и ее структура. Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте. Развитие личности в игровой деятельности. Деятельность детей дошкольного возраста. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 04.06.2002

  • Общая характеристика, понятие и виды потребностей личности дошкольника. Формирование потребностей в процессе становления личности ребенка. Факторы, влияющие на формирование высших потребностей в дошкольном возрасте. Влияние социальных институтов.

    курсовая работа, добавлен 27.03.2009

  • Понятие кризисных ситуаций и их виды. Семья как единица психологического анализа. Развод как результат кризисного развития отношений супружеской пары. Эмпирическое исследование влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.

    дипломная работа, добавлен 12.02.2011

  • Психолого-педагогические особенности одаренного ребенка. Понятие и определение одаренности у детей. Развитие одаренного ребенка и его самооценка. Сложности психического развития одаренных детей. Одаренность ребенка как проблема.

    курсовая работа, добавлен 03.04.2007

  • Понятие личности и этапы ее становления. Роль стиля семейного воспитания в формировании индивидуальности детей на каждом возрастном этапе. Содержание работы социального педагога по оказанию помощи семье в формировании базовых качеств личности ребенка.

    курсовая работа, добавлен 22.11.2013

  • Источник

    Èçó÷åíèå ïñèõîëîãè÷åñêîé ñóùíîñòè ëè÷íîñòè è îñíîâíûõ ôàêòîðîâ åå ôîðìèðîâàíèÿ: âðîæäåííûõ è èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé. Âëèÿíèå áèîëîãè÷åñêîãî ôàêòîðà íà ðàçíîîáðàçèå òåìïåðàìåíòîâ, õàðàêòåðîâ, ñïîñîáíîñòåé ëè÷íîñòè. Âèäû è ïðîÿâëåíèÿ òåìïåðàìåíòîâ.

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Ðåñïóáëèêè Êàçàõñòàí

    Êàðàãàíäèíñêèé Ýêîíîìè÷åñêèé Óíèâåðñèòåò

    Êàçïîòðåáñîþçà

    Ðåôåðàò

    ïî äèñöèïëèíå: Ïñèõîëîãèÿ

    íà òåìó: «Ôàêòîðû ðàçâèòèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè»

    Âûïîëíèë: ñò.ãð. ÌÍ-12

    Áåêñåèòîâ À.

    Êàðàãàíäà – 2008

    Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñóùíîñòü ëè÷íîñòè

    Ëè÷íîñòíîå ðàçâèòèå ÷åëîâåêà ïðîèñõîäèò íà ïðîòÿæåíèè âñåé æèçíè.

    Ëè÷íîñòü ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç òåõ ôåíîìåíîâ, êîòîðûå ðåäêî èñòîëêîâûâàþòñÿ îäèíàêîâî äâóìÿ ðàçíûìè àâòîðàìè. Âñå îïðåäåëåíèÿ ëè÷íîñòè òàê èëè èíà÷å îáóñëîâëèâàþòñÿ äâóìÿ ïðîòèâîïîëîæíûìè âçãëÿäàìè íà åå ðàçâèòèå. Ñ òî÷êè çðåíèÿ îäíèõ, êàæäàÿ ëè÷íîñòü ôîðìèðóåòñÿ è ðàçâèâàåòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ åå âðîæäåííûìè êà÷åñòâàìè ñïîñîáíîñòÿìè, à ñîöèàëüíîå îêðóæåíèå ïðè ýòîì èãðàåò âåñüìà íåçíà÷èòåëüíóþ ðîëü.

    Ïðåäñòàâèòåëè äðóãîé òî÷êè çðåíèÿ ïîëíîñòüþ îòâåðãàþò âðîæäåííûå âíóòðåííèå ÷åðòû è ñïîñîáíîñòè ëè÷íîñòè, ñ÷èòàÿ, ÷òî ëè÷íîñòü – ýòî íåêîòîðûé ïðîäóêò, ïîëíîñòüþ ôîðìèðóåìûé õîäå ñîöèàëüíîãî îïûòà. Î÷åâèäíî, ÷òî ýòî êðàéíèå òî÷êè çðåíèÿ ïðîöåññà ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè. Íåñìîòðÿ íà ìíîãî÷èñëåííûå ïîíÿòèéíûå è äðóãèå ðàçëè÷èÿ, ñóùåñòâóþùèå ìåæäó íèìè ïî÷òè âñå ïñèõîëîãè÷åñêèå òåîðèè ëè÷íîñòè åäèíû â îäíîì: ëè÷íîñòüþ, óòâåðæäàåòñÿ â íèõ, ÷åëîâåê íå ðîæäàåòñÿ, à ñòàíîâèòñÿ â ïðîöåññå ñâîåé æèçíè. Ýòî ôàêòè÷åñêè îçíà÷àåò ïðèçíàíèå òîãî, ÷òî ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà è ñâîéñòâà ÷åëîâåêà ïðèîáðåòàþòñÿ íå ãåíåòè÷åñêèì ïóòåì, à âñëåäñòâèå íàó÷åíèÿ, òî åñòü îíè ôîðìèðóþòñÿ è ðàçâèâàþòñÿ.

    Ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè – ýòî, êàê ïðàâèëî, íà÷àëüíûé ýòàï ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòíûõ ñâîéñòâ ÷åëîâåêà. Ëè÷íîñòíûé ðîñò îáóñëîâëåí ìíîæåñòâîì âíåøíèõ è âíóòðåííèõ ôàêòîðîâ. Ê âíåøíèì îòíîñÿòñÿ: ïðèíàäëåæíîñòü èíäèâèäóóìà ê îïðåäåëåííîé êóëüòóðå, ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîìó êëàññó è óíèêàëüíîé äëÿ êàæäîãî ñåìåéíîé ñðåäå. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, âíóòðåííèå äåòåðìèíàíòû âêëþ÷àþò ãåíåòè÷åñêèå, áèîëîãè÷åñêèå è ôèçè÷åñêèå ôàêòîðû.

    Читайте также:  Среда развития ребенка обеспечивающая разные виды его активности

    Öåëü ðåôåðàòà ñîñòîèò â âûÿâëåíèè ôàêòîðîâ ðàçâèòèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè è èõ âëèÿíèÿ íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè.

    Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñóùíîñòü ëè÷íîñòè

    Ñëîâî «ëè÷íîñòü», êàê è ìíîãèå äðóãèå ïñèõîëîãè÷åñêèå ïîíÿòèÿ, øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ â ïîâñåäíåâíîì îáùåíèè íàðÿäó ñ äðóãèìè òåðìèíàìè. Ïîýòîìó ÷òî áû îòâåòèòü íà âîïðîñ: «×òî òàêîå ëè÷íîñòü?», íåîáõîäèìî, ïðåæäå âñåãî, ïðîâåñòè ðàçãðàíè÷åíèå ïîíÿòèé «÷åëîâåê», «ëè÷íîñòü», «èíäèâèäóàëüíîñòü», «èíäèâèä».

    ×åëîâåê – ñ îäíîé ñòîðîíû ñóùåñòâî áèîëîãè÷åñêîå, æèâîòíîå, íàäåëåííîå ñîçíàíèåì, îáëàäàþùåå ðå÷üþ, ñïîñîáíîñòüþ òðóäèòüñÿ; ñ äðóãîé ñòîðîíû ÷åëîâåê – ñóùåñòâî îáùåñòâåííîå, åìó íåîáõîäèìî îáùàòüñÿ è âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ äðóãèìè ëþäüìè.

    Ëè÷íîñòü – ýòî òîò æå ÷åëîâåê, íî ðàññìàòðèâàåìûé òîëüêî êàê îáùåñòâåííîå ñóùåñòâî. Ãîâîðÿ î ëè÷íîñòè, ìû îòâëåêàåìñÿ îò áèîëîãè÷åñêîé ïðèðîäíîé åãî ñòîðîíû. Íå âñÿêèé ÷åëîâåê ÿâëÿåòñÿ ëè÷íîñòüþ. Íåäàðîì æå, íàâåðíîå, ìîæíî ñëûøàòü îá îäíîì «íàñòîÿùàÿ ëè÷íîñòü!», à î äðóãîì – «íåò, ýòî íå ëè÷íîñòü».

    Èíäèâèäóàëüíîñòü – ýòî ëè÷íîñòü êîíêðåòíîãî ÷åëîâåêà êàê íåïîâòîðèìîå ñî÷åòàíèå ñâîåîáðàçíûõ ïñèõè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé. Èíäèâèä – åäèíè÷íûé ïðåäñòàâèòåëü ÷åëîâå÷åñêîãî ðîäà, êîíêðåòíûé íîñèòåëü âñåõ ñîöèàëüíûé è ïñèõîëîãè÷åñêèõ ÷åðò ÷åëîâå÷åñòâà: ðàçóìà, âîëè, ïîòðåáíîñòåé è ò.ä. Ïîíÿòèå «èíäèâèä» â ýòîì ñëó÷àå óïîòðåáëÿåòñÿ â çíà÷åíèè «êîíêðåòíûé ÷åëîâåê». Ïðè òàêîé ïîñòàíîâêå âîïðîñà íå ôèêñèðóåòñÿ êàê îñîáåííîñòè äåéñòâèÿ ðàçëè÷íûõ áèîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ (âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé, ïîëà, òåìïåðàìåíòà), òàê è ðàçëè÷èÿ ñîöèàëüíûõ óñëîâèé æèçíåäåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà. Èíäèâèä â äàííîì ñëó÷àå ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê îòïðàâíîé ìîìåíò äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè îò èñõîäíîãî ñîñòîÿíèÿ äëÿ îíòî- è ôåéëîãåíåçà ÷åëîâåêà, ëè÷íîñòü – èòîã ðàçâèòèÿ èíäèâèäà, íàèáîëåå ïîëíîå âîïëîùåíèå âñåõ ÷åëîâå÷åñêèõ êà÷åñòâ.

    Îäíè ó÷åíûå ñ÷èòàþò, ÷òî ïñèõèêà ÷åëîâåêà áèîëîãè÷åñêè îáóñëîâëåíà, ÷òî âñå ñòîðîíû ëè÷íîñòè ÿâëÿþòñÿ âðîæäåííûìè. Íàïðèìåð: õàðàêòåð, ñïîñîáíîñòè íàñëåäóþòñÿ êàê öâåò ãëàç, âîëîñ.

    Äðóãèå ó÷åíûå ñ÷èòàþò, ÷òî êàæäûé ÷åëîâåê âñåãäà íàõîäèòñÿ â îïðåäåëåííûõ îòíîøåíèÿõ ñ äðóãèìè ëþäüìè. Ýòè îáùåñòâåííûå îòíîøåíèÿ è ôîðìèðóþò ÷åëîâå÷åñêóþ ëè÷íîñòü, ò.å. ÷åëîâåê óñâàèâàåò ïðèíÿòûå â äàííîì îáùåñòâå ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ, îáû÷àè, íðàâñòâåííûå íîðìû.

    Äîïóñòèìî ëè èãíîðèðîâàòü, íå ïðèíèìàòü âî âíèìàíèå áèîëîãè÷åñêóþ ñóùíîñòü ÷åëîâåêà? Íåò, åãî áèîëîãè÷åñêóþ, ïðèðîäíóþ, åñòåñòâåííóþ ñóùíîñòü èãíîðèðîâàòü íåëüçÿ. Ðàçóìååòñÿ, ñîîòâåòñòâóþùèå ïðèðîäíûå, áèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñîâåðøåííî íåîáõîäèìû äëÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà. Íåîáõîäèìû ÷åëîâå÷åñêèé ìîçã è íåðâíàÿ ñèñòåìà, ÷òî áû íà ýòîé îñíîâå ñòàëî âîçìîæíî ôîðìèðîâàíèå ïñèõè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ÷åëîâåêà.

    Ðàçâèâàÿñü âíå ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà, ñóùåñòâî, îáëàäàþùåå ÷åëîâå÷åñêèì ìîçãîì, íèêîãäà äàæå íå ñòàíåò ïîäîáèåì ëè÷íîñòè. Èçâåñòåí ñëó÷àé, êîãäà â Èíäèè â 1920 ãîäó áûëè íàéäåíû äâå äåâî÷êè, æèâóùèå â âîë÷üåé ñòàå, ìëàäøàÿ áûñòðî óìåðëà, à ñòàðøàÿ, êîòîðîé áûëî 6-7 ëåò, ïðîæèëà áîëåå 10 ëåò. Ïå÷àòü ñîîáùàëà åùå î íåñêîëüêèõ ïîäîáíûõ ñëó÷àÿõ: îäèí ìàëü÷èê áûë îáíàðóæåí ñíîâà â Èíäèè è ñíîâà ñðåäè âîëêîâ è äâà ìàëü÷èêà îáíàðóæåíû â Àôðèêå â ñòàå îáåçüÿí. Ïî-âèäèìîìó, äåòè áûëè ïîõèùåíû æèâîòíûìè, íî îñòàâëåíû â æèâûõ. Âî âñåõ ýòèõ ñëó÷àÿõ íàáëþäàëàñü îäíà è òà æå êàðòèíà: äåòè íå óìåëè íè ñòîÿòü, íè õîäèòü, íî áûñòðî ïåðåäâèãàëèñü íà ÷åòâåðåíüêàõ èëè ëîâêî ëàçàëè ïî äåðåâüÿì; íå âëàäåëè ðå÷üþ è íå ìîãëè ïðîèçíîñèòü ÷ëåíîðàçäåëüíûå çâóêè; îòêàçûâàëèñü îò ÷åëîâå÷åñêîé ïèùè, ïèòàëèñü ñûðûì ìÿñîìèëèäèêèìè ðàñòåíèÿìè, æóêàìè è ñòðåêîçàìè; âîäó ëàêàëè, ñðûâàëè ñ ñåáÿ îäåæäó, êóñàëèñü, âûëè, ñïàëè íà ãîëîì ïîëó.

    Îïûò ñîöèàëüíîé èçîëÿöèè ÷åëîâå÷åñêîãî èíäèâèäà äîêàçûâàåò òî, ÷òî ëè÷íîñòü ðàçâèâàåòñÿ íå ïðîñòî ïóòåì àâòîìàòè÷åñêîãî ðàçâåðòûâàíèÿ ïðèðîäíûõ çàäàòêîâ. Èçó÷åíèå âîñïðèÿòèÿ ïîäîáíûìè èíäèâèäàìè ñåáÿ êàê îòäåëüíîãî ñóùåñòâà â îêðóæàþùåì ìèðå ïîêàçàëî, ÷òî îíè íå èìåþò ñîáñòâåííîãî “ß”, òàê êàê ó íèõ ïîëíîñòüþ îòñóòñòâóåò ïðåäñòàâëåíèå î ñåáå êàê îá îáîñîáëåííîì, îòäåëüíîì ñóùåñòâå â ðÿäó äðóãèõ ïîäîáíûõ èì ñóùåñòâ.

    Òåì áîëåå òàêèå èíäèâèäû íå ìîãóò âîñïðèíèìàòü ñâîå ðàçëè÷èå è ñõîäñòâî ñ äðóãèìè èíäèâèäàìè.  äàííîì ñëó÷àå ÷åëîâå÷åñêîå ñóùåñòâî íå ìîæåò ñ÷èòàòüñÿ ëè÷íîñòüþ.

    Ó êàæäîãî ðîäèâøåãîñÿ ðåáåíêà åñòü ìîçã, ãîëîñîâîé àïïàðàò, íî íàó÷èòüñÿ ìûñëèòü è ðàçãîâàðèâàòü îí ìîæåò ëèøü â îáùåñòâå. Êîíå÷íî æå, íåïðåðûâíîå åäèíñòâî áèîëîãè÷åñêèõ è ñîöèàëüíûõ êà÷åñòâ ïîêàçûâàþò, ÷òî ÷åëîâåê – ñóùåñòâî áèîëîãè÷åñêîå è ñîöèàëüíîå.

    Ó ÷åëîâåêà èìååòñÿ ìíîæåñòâî ðàçëè÷íûõ ñïîñîáíîñòåé, êîòîðûå äåëÿòñÿ íà ñëåäóþùèå îñíîâíûå ãðóïïû: ïðèðîäíî-îáóñëîâëåííîå (èíîãäà èõ íå ñîâñåì âåðíî èìåíóþò âðîæäåííûìè) è ñîöèàëüíî-îáóñëîâëåííûå ñïîñîáíîñòè (èíîãäà èõ òàêæå è âïîëíå ñïðàâåäëèâî íàçûâàþò ïðèîáðåòåííûìè), îáùåå è ñïåöèàëüíûå ñïîñîáíîñòè, ïðåäìåòíûå è êîììóíèêàòèâíûå ñïîñîáíîñòè.

    Ðàññìîòðèì ïðèðîäíî-îáóñëîâëåííóþ ãðóïïó ñïîñîáíîñòåé. Ýòî òàêèå ñïîñîáíîñòè, äëÿ êîòîðûõ, âî-ïåðâûõ, íåîáõîäèìû âðîæäåííûå ïðèðîäíûå çàäàòêè, âî-âòîðûõ, ñïîñîáíîñòè, êîòîðûå â îñíîâíîì ôîðìèðóþòñÿ è ðàçâèâàþòñÿ íà îñíîâå òàêèõ çàäàòêîâ. Îáó÷åíèå è âîñïèòàíèå, áåçóñëîâíî, îêàçûâàþò ïîëîæèòåëüíîå âëèÿíèå è íà ôîðìèðîâàíèå ýòèõ ñïîñîáíîñòåé, îäíàêî êîíå÷íûé ðåçóëüòàò, êîòîðûé ìîæåò áûòü äîñòèãíóò â èõ ðàçâèòèè, ñóùåñòâåííî çàâèñèò îò èìåþùèõñÿ ó ÷åëîâåêà çàäàòêîâ. Ê ïðèìåðó, åñëè ÷åëîâåê èìååò ñ ðîæäåíèÿ âûñîêèé ðîñò è íåïëîõèå çàäàòêè ê ðàçâèòèþ òî÷íûõ, êîîðäèíèðîâàííûõ äâèæåíèé, òî ïðè ïðî÷èõ ðàâíûõ óñëîâèÿõ îí ñìîæåò äîáèòüñÿ áîëüøèõ óñïåõîâ â ðàçâèòèè ñâîèõ ñïîðòèâíûõ ñïîñîáíîñòåé, ñâÿçàííûõ, íàïðèìåð, ñ èãðîé â áàñêåòáîë, ÷åì òîò ÷åëîâåê, êîòîðûé ïîäîáíûõ çàäàòêîâ íå èìååò.

    Читайте также:  Типы семейных взаимоотношений как фактор личностного развития ребенка

    Ñïîñîáíîñòè ÷åëîâåêà ìîãóò íàõîäèòüñÿ íà ðàçíûõ óðîâíÿõ ðàçâèòèÿ, è â ñâÿçè ñ ýòèì ìîæíî ïðåäëîæèòü åùå îäíî, íåòðàäèöèîííîå ïîíèìàíèå çàäàòêîâ êàê òîãî, ÷òî ôàêòè÷åñêè ïðåäøåñòâóåò ïîÿâëåíèþ è ðàçâèòèþ ó ÷åëîâåêà ñïîñîáíîñòåé îïðåäåëåííîãî óðîâíÿ.  ýòîì ñëó÷àå â êà÷åñòâå çàäàòêîâ èëè ïðåäïîñûëîê ê ðàçâèòèþ ñïîñîáíîñòåé áîëåå âûñîêîãî óðîâíÿ ìîãóò ðàññìàòðèâàòüñÿ óæå ñôîðìèðîâàâøèåñÿ ó ÷åëîâåêà ñïîñîáíîñòè áîëåå íèçêîãî óðîâíÿ. Ïðè ýòîì ñïîñîáíîñòè áîëåå íèçêîãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ íå îáÿçàòåëüíî ÿâëÿþòñÿ âðîæäåííûìè. Íàïðèìåð, çíàíèå ýëåìåíòàðíîé ìàòåìàòèêè, ïîëó÷åííîå â øêîëå, ìîæåò âûñòóïàòü â êà÷åñòâå ïðåäïîñûëêè, çàäàòêà ê ðàçâèòèþ ñïîñîáíîñòåé ê âûñøåé ìàòåìàòèêå.

    Ê áèîëîãè÷åñêèì ôàêòîðàì ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè îòíîñÿòñÿ âðîæäåííûå îñîáåííîñòè ÷åëîâåêà.

    Ýòî òàêèå îñîáåííîñòè, êîòîðûå ðåáåíîê ïîëó÷àåò â ïðîöåññå âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ, îáóñëîâëåííûå ðÿäîì âíåøíèõ è âíóòðåííèõ ïðè÷èí.

    Ìàòü – ýòî ïåðâàÿ çåìíàÿ âñåëåííàÿ ðåáåíêà, ïîýòîìó âñå, ÷åðåç ÷òî îíà ïðîõîäèò, èñïûòûâàåò è ïëîä. Ýìîöèè ìàòåðè ïåðåäàþòñÿ åìó, îêàçûâàÿ ëèáî ïîëîæèòåëüíîå, ëèáî îòðèöàòåëüíîå âëèÿíèå íà åãî ïñèõèêó. Èìåííî íåïðàâèëüíîå ïîâåäåíèå ìàòåðè, åå èçëèøíèå ýìîöèîíàëüíûå ðåàêöèè íà ñòðåññû, êîòîðûìè íàñûùåíà íàøà òÿæåëàÿ è íàïðÿæåííàÿ æèçíü, ñëóæàò ïðè÷èíîé îãðîìíîãî ÷èñëà òàêèõ ïîñëåðîäîâûõ îñëîæíåíèé, êàê íåâðîçû, òðåâîæíûå ñîñòîÿíèÿ, îòñòàâàíèå â óìñòâåííîì ðàçâèòèè è ìíîãèå äðóãèå ïàòîëîãè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ. Îäíàêî ñëåäóåò îñîáî ïîä÷åðêíóòü, ÷òî âñå òðóäíîñòè âïîëíå ïðåîäîëèìû, åñëè áóäóùàÿ ìàòü îñîçíàåò, ÷òî òîëüêî îíà ñëóæèò ðåáåíêó ñðåäñòâîì àáñîëþòíîé çàùèòû, íåèñ÷åðïàåìóþ ýíåðãèþ äëÿ êîòîðîé äàåò åå ëþáîâü.

    Ñîâñåì íåìàëîâàæíàÿ ðîëü ïðèíàäëåæèò è îòöó. Îòíîøåíèå ê æåíå, åå áåðåìåííîñòè è, êîíå÷íî, ê îæèäàåìîìó ðåáåíêó – îäèí èç ãëàâíûõ ôàêòîðîâ, ôîðìèðóþùèõ ó áóäóùåãî ðåáåíêà îùóùåíèÿ ñ÷àñòüÿ è ñèëû, êîòîðûå ïåðåäàþòñÿ åìó ÷åðåç óâåðåííóþ â ñåáå è ñïîêîéíóþ ìàòü.

    Ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà ïðîöåññ åãî ðàçâèòèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ òðåìÿ ïîñëåäîâàòåëüíûìè ýòàïàìè: âïèòûâàíèå èíôîðìàöèè, ïîäðàæàíèå è ëè÷íûé îïûò.

     ïåðèîä âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ îïûò è ïîäðàæàíèå îòñóòñòâóþò. ×òî êàñàåòñÿ âïèòûâàíèÿ èíôîðìàöèè, òî îíî ìàêñèìàëüíî è ïðîòåêàåò íà êëåòî÷íîì óðîâíå. Íè â îäèí èç ìîìåíòîâ ñâîåé äàëüíåéøåé æèçíè ÷åëîâåê íå ðàçâèâàåòñÿ ñòîëü èíòåíñèâíî, êàê â ïðåíàòàëüíîì ïåðèîäå, íà÷èíàÿ ñ êëåòêè è ïðåâðàùàÿñü âñåãî ÷åðåç íåñêîëüêî ìåñÿöåâ â ñîâåðøåííîå ñóùåñòâî, îáëàäàþùåå óäèâèòåëüíûìè ñïîñîáíîñòÿìè è íåóãàñèìûì ñòðåìëåíèåì ê çíàíèþ.

    Íîâîðîæäåííûé óæå ïðîæèë äåâÿòü ìåñÿöåâ, êîòîðûå â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ñôîðìèðîâàëè áàçó äëÿ åãî äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ.

    Ïðåíàòàëüíîå ðàçâèòèå íåñåò â ñâîåé îñíîâå ìûñëü î íåîáõîäèìîñòè ïðåäîñòàâëåíèÿ ýìáðèîíó è çàòåì ïëîäó ñàìûõ ëó÷øèõ ìàòåðèàëîâ è óñëîâèé.

    Ôîðìèðóþùååñÿ ÷åëîâå÷åñêîå ñóùåñòâî íå âîñïðèíèìàåò ýòîò ìèð íàïðÿìóþ. Îäíàêî îíî íåïðåðûâíî óëàâëèâàåò îùóùåíèÿ è ÷óâñòâà, êîòîðûå âûçûâàåò ó ìàòåðè îêðóæàþùèé ìèð. Ýòî ñóùåñòâî ðåãèñòðèðóåò ïåðâûå ñâåäåíèÿ, ñïîñîáíûå îïðåäåëåííûì îáðàçîì îêðàøèâàòü áóäóùóþ ëè÷íîñòü, â òêàíÿõ êëåòîê, â îðãàíè÷åñêîé ïàìÿòè è íà óðîâíå çàðîæäàþùåéñÿ ïñèõèêè.

    Íà ëè÷íîñòü ÷åëîâåêà îêàçûâàþò âîçäåéñòâèå òàêæå êðèçèñû âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ. Ïåðåõîäÿ èç îäíîãî âîçðàñòà â äðóãîé, áîëåå ñòàðøèé, ÷åëîâåê îêàçûâàåòñÿ ïñèõîëîãè÷åñêè íå âïîëíå ïîäãîòîâëåííûì ê âûíóæäåííîìó èçìåíåíèþ ïîòðåáíîñòåé, öåííîñòåé, îáðàçà æèçíè. Ìíîãèå ëþäè, ñòàâ ñòàðøå, áîëåçíåííî ðàññòàþòñÿ ñî ñòàðûìè ïðèâû÷êàìè è ñ òðóäîì îòêàçûâàþòñÿ îò âîçìîæíîñòåé, êîòîðûå îíè èìåëè áóäó÷è ìîëîäûìè. Îíè íå â ñîñòîÿíèè áûñòðî ïñèõîëîãè÷åñêè ïðèñïîñîáèòüñÿ ê íîâîìó äëÿ ñåáÿ ïîëîæåíèþ è îáðàçó æèçíè.

     ïåðèîä âîçðàñòíûõ êðèçèñîâ ìîãóò ïðîèñõîäèòü àíîìàëüíûå èçìåíåíèÿ ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà. Àíîìàëüíûì ÿâëÿåòñÿ òàêîå íàïðàâëåíèå ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà êàê ëè÷íîñòè, â õîäÿ êîòîðîãî îí èëè óòðà÷èâàåò ïðåæíåå, ïîëîæèòåëüíûå ëè÷íîñòíûå ñâîéñòâà, èëè ïðèîáðåòàåò íîâûå îòðèöàòåëüíûå ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà.

    Ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ òàêæå ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç êîìïîíåíòîâ áèîëîãè÷åñêîãî ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè. Õîðîøåå ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ ñïîñîáñòâóåò óñïåøíîìó ðàçâèòèþ. Íåóäîâëåòâîðèòåëüíîå çäîðîâüå òîðìîçèò ïðîöåññ ðàçâèòèÿ. Òÿæåëîå õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå ñêàçûâàåòñÿ íà ïñèõîëîãèè ÷åëîâåêà êàê ëè÷íîñòè. Áîëüíîé ÷åëîâåê îáû÷íî ÷óâñòâóåò ñåáÿ íåïîëíîöåííûì, âûíóæäåí îòêàçûâàòüñÿ îò òîãî, ÷òî äîñòóïíî çäîðîâûì ëþäÿì è íåîáõîäèìî åìó ñàìîìó.  èòîãå ó ÷åëîâåêà ìîãóò ïîÿâèòüñÿ ðàçíîãî ðîäà êîìïëåêñû, è îí êàê ëè÷íîñòü ïîñòåïåííî èçìåíèòñÿ.

    Читайте также:  Развитие способностей ребенка в условиях семьи

    Ïðîáëåìà ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè – ïðîáëåìà íåîáúÿòíàÿ, çíà÷èìàÿ è ñëîæíàÿ, îõâàòûâàþùàÿ îãðîìíîå ïîëå èññëåäîâàíèé.

     õîäå òåîðåòè÷åñêîãî àíàëèçà ïåäàãîãè÷åñêîé è ïñèõîëîãè÷åñêîé ëèòåðàòóðû ïî òåìå äàííîé ðàáîòû ÿ ïîíÿë, ÷òî ëè÷íîñòü åñòü íå÷òî óíèêàëüíîå, ÷òî ñâÿçàíî, âî-ïåðâûõ, ñ åå íàñëåäñòâåííûìè îñîáåííîñòÿìè è, âî-âòîðûõ, ñ íåïîâòîðèìûìè óñëîâèÿìè ìèêðîñðåäû â êîòîðîé îíà âçðàùèâàåòñÿ. Ó êàæäîãî ðîäèâøåãîñÿ ðåáåíêà åñòü ìîçã, ãîëîñîâîé àïïàðàò, íî íàó÷èòüñÿ ìûñëèòü è ðàçãîâàðèâàòü îí ìîæåò ëèøü â îáùåñòâå. Êîíå÷íî æå, íåïðåðûâíîå åäèíñòâî áèîëîãè÷åñêèõ è ñîöèàëüíûõ êà÷åñòâ ïîêàçûâàåò, ÷òî ÷åëîâåê ñóùåñòâî áèîëîãè÷åñêîå è ñîöèàëüíîå. Ðàçâèâàÿñü âíå ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà, ñóùåñòâî, îáëàäàþùåå ÷åëîâå÷åñêèì ìîçãîì, íèêîãäà íå ñòàíåò äàæå ïîäîáèåì ëè÷íîñòè.

    Òàêèì îáðàçîì, â ðåçóëüòàòå ðàçâèòèÿ èäåò ñòàíîâëåíèå ÷åëîâåêà êàê áèîëîãè÷åñêîãî âèäà è ñîöèàëüíîãî ñóùåñòâà.  ïåðâóþ î÷åðåäü, áèîëîãè÷åñêîå ðàçâèòèå, òàê è ðàçâèòèå â öåëîì îáóñëîâëèâàåò ôàêòîð íàñëåäñòâåííîñòè.

    Íàñëåäñòâåííîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ â òîì, ÷òî ðåáåíêó ïåðåäàþòñÿ îñíîâíûå áèîëîãè÷åñêèå ïðèçíàêè ÷åëîâåêà. Ñ ïîìîùüþ íàñëåäñòâåííîñòè ÷åëîâåêó ïåðåäàþòñÿ îò ðîäèòåëåé àíàòîìîôèçèîëîãè÷åñêîå ñòðîåíèå, òèï íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè, õàðàêòåð îáìåíà âåùåñòâ, ðÿä ðåôëåêñîâ. Íå ïåðåäàþòñÿ ïî íàñëåäñòâó ïðèîáðåòåííûå â òå÷åíèå æèçíè íàâûêè è ñâîéñòâà, íàóêîé íå âûÿâëåíî òàê æå îñîáûõ ãåíîâ îäàðåííîñòè, îäíàêî êàæäûé ðîäèâøèéñÿ ðåáåíîê îáëàäàåò ãðîìàäíûì àðñåíàëîì çàäàòêîâ, ðàííåå ðàçâèòèå è ôîðìèðîâàíèå êîòîðûõ çàâèñèò îò ñîöèàëüíîé ñòðóêòóðû îáùåñòâà, îò óñëîâèé âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ, çàáîò è óñèëèé ðîäèòåëåé è æåëàíèÿ ñàìîãî ìàëåíüêîãî ÷åëîâåêà.

    Ê áèîëîãè÷åñêèì ôàêòîðàì òàêæå îòíîñÿòñÿ âðîæäåííûå îñîáåííîñòè ÷åëîâåêà.

    Âðîæäåííûå îñîáåííîñòè – ýòî îñîáåííîñòè, êîòîðûå ðåáåíîê ïîëó÷àåò â ïðîöåññå âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ, îáóñëîâëåííûå ðÿäîì âíåøíèõ è âíóòðåííèõ ïðè÷èí.

    1. Áîæîâè÷ Ë. È. Ëè÷íîñòü è åå ôîðìèðîâàíèå â äåòñêîì âîçðàñòå.- Ì., 1986ã.

    2. Èëüåíêîâ Ý.Â. ×òî òàêîå ëè÷íîñòü? – Ì; 1991 ã.

    3. Íåìîâ Ð.Ñ.Ïñèõîëîãèÿ. Ó÷åá. äëÿ ñòóäåíòîâ âûñøèõ ïåä. ó÷åá. çàâåäåíèé Ì., Ïðîñâåùåíèå, 1995 ã.

    4. Õüåëë Ä.; Çèãëåð Ä.Òåîðèÿ ëè÷íîñòè – Ì.; 1997 ã.

    Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

    Источник

    Понятия, этапы развития и условия формирования личности ребенка. Эмоционально-практическая форма общения, определение социальных статусов детей. Исследование роли социальной, ситуативно-деловой и воспитывающей среды в личностном развитии дошкольника.

  • Понятие “грубой моторики”. Определение социальной личности ребенка. Изучение возможности процесса взаимодействия с окружающим миром посредством движения. Рассмотрение ряда последовательных этапов формирования и развития двигательной активности детей.

    реферат, добавлен 17.04.2011

  • Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского. Начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С. Мухиной. Влияние взрослого на “Я-концепцию” дошкольника.

    курсовая работа, добавлен 07.05.2011

  • Обзор психолого-педагогических исследований семейного воспитания. Особенности формирования личности ребенка. Анализ стилей семейного воспитания и их влияния на развитие и формирование познавательной активности и самостоятельности в дошкольном возрасте.

    дипломная работа, добавлен 24.12.2017

  • Знакомство с основными особенностями формирования основных компонентов культуры общения у ребенка-дошкольника с момента дошкольного детства. Дошкольное детство как отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.

    дипломная работа, добавлен 22.05.2014

  • Теории становления игровой деятельности, ее важность для ребенка. Условия возникновения форм игры. Основная единица игры, ее внутренняя психологическая структура. Человек, его деятельность и отношение взрослых друг к другу, как основное содержание игры.

    курсовая работа, добавлен 05.09.2010

  • Понятие, виды и функции общения, характеристика и значение в психологическом развитии человека. Техника и приемы общения. Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека. Методики исследования ценностей и смыслов личности.

    курсовая работа, добавлен 23.05.2009

  • Сюжетно-ролевая игра как источник воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика и оценка развития дошкольников по методикам Богуславской, Смирновой и Вицлак. Воздействие игровой деятельности на становление личности ребенка дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 07.10.2012

  • Взаимоотношения в семье как фактор благополучия ребенка. Экспериментальное выявление характера взаимоотношений в семье и уровня развития личностных качеств, способствующих реализации социальной роли семьянина. Опасность гиперсоциализации, инфантилизации.

    курсовая работа, добавлен 11.02.2012

  • Развитие речи и ее влияние на мышление. Этапы развития мышления ребенка. Основные понятия и принципы интеллектуального развития. Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже, эгоцентризм детского мышления. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру.

    контрольная работа, добавлен 06.09.2009

  • Особенности развития личности, физическое и когнитивное развитие в младшем школьном возрасте, самооценка и условия ее формирования. Детско-отцовские отношения как фактор развития ребенка и отцовство как психологический феномен развития личности.

    дипломная работа, добавлен 12.02.2011

  • Источник