Факторы развития и жизненные условия ребенка

Факторы развития и жизненные условия ребенка thumbnail

3.1. Семейные предрасположения: возраст отца и матери во время рождения ребенка; серьезные заболевания среди родственников, родителей, братьев и сестер ребенка; психические нарушения и аномалии родителей, родственников; ярко выраженные способности (отсутствие их); долголетие.

3.2. Врожденные предрасположения, протекание беременности и родов. Доношенность ребенка. Травмы матери в ходе беременности и т. д.

3.3. Раннее развитие. Физическое состояние и развитие ребенка в течение первого года жизни. Развитие анализаторов, движений, речи, овладение действиями с предметами; эмоциональные проявления.

3.4. Перенесенные заболевания и травмы; их последствия.

3.5. Влияние природной среды.

3.6. Влияние семьи. Кто родители; кто из родственников проявляет заинтересованность судьбой ребенка. Есть ли братья, сестры; место ребенка в семейных отношениях. Общается ли ребенок с братьями и сестрами. Отношение родителей к ребенку: их воспитательные цели и применяемые поощрения и наказания. Отношение родителей к детскому саду, школе. Чем интересуются родители, родственники.

3.7. Условия развития в детском саду, школе:

а) педагоги (с момента поступления в детсад, школу), воспитывающие ребенка, и качества их личности; доминирующий стиль общения, отношение к детям, к исследуемому ребенку в частности, отношение (до)школьника к окружающим его взрослым в детском саду/школе – к учителю, к воспитателям, музыкальному руководителю, няне и др.;

б) сверстники, «детское общество». Положение ребенка в системе межличностных отношений. Общий эмоциональный климат в группе (доброжелательность, безразличие друг к другу, враждебность и т. п.). Кому симпатизирует характеризуемый ребенок, кто к нему проявляет товарищеские, дружеские чувства, к кому проявляет негативные чувства, с кем конфликтует. Мотивы взаимоотношений. Наличие группировок; в какую из них входит характеризуемый (до)школьник;

в) другие люди, входящие в микросреду ребенка (взрослые, школьники и др.), частота и характер их взаимоотношений;

г) условия для реализации потребности в жизненном пространстве для психологического обособления; материальное оснащение детского сада, школы, группы/класса, квартиры (комнаты) – игрушки, книги и т. д.

IV. Характеристика основных видов деятельности

4.1. Ребенок в игре. Любимые игры. Сюжет, содержание игр, их длительность. Как ведет себя в играх. Какие роли предпочитает и какие реально выполняет в игре. Умеет ли довести игру до конца, подчиниться ее правилам. Взаимоотношения со сверстниками в игре. Уровень развития игровой деятельности. Проявление воображения в игре. Нарушения игровой деятельности и их предполагаемые причины. Любимая игрушка. Наличие эмоциональной идентификации с ней.

4.2. Особенности художественной деятельности ребенка: рисование, лепка, конструирование, аппликация, музыкальная, художественно-речевая, театрально-художественная деятельность. Успешность освоения художественной деятельности. Какие виды ее предпочитает. Любимые песни, сказки, краски, тематика рисунков. Проявление творчества в художественной деятельности. Отклонения в развитии художественной деятельности, проявление в ней симптомов невротизма, фрустрации, подавленности, тревожности и т. д.

4.3. Развитие бытовой и трудовой деятельности. Отношение к труду, преобладающие мотивы трудовой деятельности (место среди них общественно значимых мотивов трудовой деятельности). Представление о труде взрослых. Владение навыками и умениями бытовой и трудовой деятельности. Развитие культурно-гигиенических навыков и умений.

4.4. Характеристика учебной деятельности. Уровень развития учебной деятельности. Какие затруднения испытывает в ее освоении. Какие занятия предпочитает. Отношение к учебной деятельности.

V. Личность дошкольника

Характеристика мотивационно-потребностной сферы. Интересы, стремления, мечты, ценностные ориентации ребенка. Выражение потребности в самоутверждении, в признании и др. Депривацию (ограничение) каких потребностей переживает ребенок.

Эмоциональная сфера. Развитие высших чувств (нравственных, познавательных, эстетических), типичные формы их выражения по отношению к конкретным людям (сверстникам, педагогам и др.). Отношение к животным, растениям. Отношение к себе. Чувство гордости и стыда (степень выраженности; что вызывает эти чувства). Какие достижения, неудачи. Преобладающее настроение (довольный – недовольный, серьезный, спокойный – веселый, грустный, вспыльчивый). Испытывает ли чувство неполноценности, неуверенность в себе.

Развитие воли. Умеет ли управлять своим поведением, чувствами. Настойчив ли, упрям, капризен. Отношение к трудностям.

Личностная и волевая готовность ребенка к школе (для дошкольника).

Характеристика межличностного взаимодействия со сверстниками, в семье, со взрослыми.



Источник

Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов. Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств. Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.

Факторы развития личности ребенка

Выделяют следующие факторы развития ребенка:

  • Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
  • Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
  • Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
  • Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
  • Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.

Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.

Биологические факторы развития ребенка

Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу. В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр. Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.

Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.

Факторы психического развития ребенка

К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

  • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
  • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
  • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
  • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

Социальные факторы развития

Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе.

По мере взросления малыша могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.

Таким образом, факторы развития ребенка формируют его активность и роль в социуме. Если в семье практикуется правильная система воспитания, то ребенок раньше сможет перейти к самовоспитанию, развить нравственную стойкость и выстроить здоровые межличностные отношения.

Источник

· Состояние здоровья;

· семейные влияния (экономическое положение семьи, культурный уровень семьи, состав семьи, воспитательные позиции родителей – стихийность или целеустремленность, снисходительность или строгость, виды поощрений и наказаний). Воспитательные схемы родителей (что для них в воспитании важнее всего – успехи в учении, черты характера, способности и т.п.);

· внесемейные и внешкольные влияния, способ проведения свободного времени (хобби), культурные влияния (литература, искусство);

· влияние школы (отношение учителей к ребенку, позиция ребенка в группе, отношения с одноклассниками);

· обзор благоприятных и неблагоприятных жизненных обстоятельств;

Внешняя картина личности

· Физическая внешность (вид, одежда, прическа, бросающиеся в глаза признаки, черты лица), Мимика и пантомимика, особенности голоса и речи.

· Способы поведения: а) поведение по отношению к родителям; б) преподавателям; в) сверстникам; г) в психологически значимых, конфликтных ситуациях; д) в основной деятельности (учение, труд)

· Результативность (обзор успеваемости, познавательных затруднений, характеристика знаний и умений, недостатков и достоинств). Жизненный опыт, кругозор, информированность.

Внутренняя картина личности

1. Познавательная деятельность и умственное развитие – особенности познавательных процессов и интеллекта, сформированность учебной деятельности:

· характеристика внимания (объем, распределение, переключение, произвольность);

· характеристика памяти преобладающий тип, предпочитаемые приемы запоминания, прочность, глубина);

· характеристика мышления и воображения (преобладающий тип, интеллектуальные свойства – скорость, глубина, гибкость, критичность, креативность, самостоятельность и др.);

· уровень развития общих и специальных способностей;

· характеристика сформированности учебной деятельности

2. Индивидуально-психологические особенности – тип темперамента, особенности характера, утомляемость, сопротивляемость усталости, саморегуляция и самоконтроль, эмоциональные особенности (перепады настроения, сила, глубина, постоянство эмоций).

3. Направленность личности (направленность на себя, на других, на дело), самооценка и уровень притязаний, интересы, идеалы, ценности, моральные принципы, мотивы поведения и учебной деятельности

Выводы

Психологические причины и педагогическая суть трудностей, возникающих у ребенка (причины возникновения негативных качеств личности, предложения о средствах и способах коррекции этих качеств, оптимальные условия для развития личности).

Вопросы к экзамену

Вопросы к экзамену (Часть 1. Общая психология)

1. Предмет и отрасли психологии.

2. Основные этапы развития психологии.

3. Основные методы психологии: наблюдение, эксперимент, тестирование.

4. Дополнительные методы психологии: анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности.

5. Бихевиоризм и необихевиоризм.

6. Психоанализ и неофрейдизм.

7. Гуманистическая психология.

8. Психика человека как основная категория отечественной психологии.

9. Понятие сознания. Структура сознания.

10. Бессознательное и его проявления.

11. Личность как категория психологии. Структура личности.

12. Самосознание личности. Самооценка и уровень притязаний личности.

13. Потребности и их виды.

14. Мотивация, мотивы и их виды.

15. Категория деятельности в отечественной психологии. Основные виды деятельности (игра, учение, труд).

16. Понятие и функции эмоций и чувств.

17. Формы переживания чувств.

18. Воля и её функции. Структура волевого действия.

19. Формирование волевой саморегуляции и волевых качеств личности.

20. Теории темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента.

21. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

22. Характер как психологическая категория, его природные и социальные предпосылки.

23. Акцентуированность характера. Типы акцентуаций.

24. Понятие о задатках и способностях. Качественная и количественная характеристики способностей.

25. Изучение способностей. Формирование и развитие способностей.

26. Виды, свойства, закономерности ощущений.

27. Характеристика свойств и особенностей восприятия.

28. Процессы, качества, закономерности памяти. Виды памяти.

29. Сущность и свойства внимания. Виды внимания

30. Роль мышления в познавательной деятельности человека. Мышление и речь. Формы мышления.

31. Виды мышления. Процессы мышления.

32. Виды, функции, свойства, природа воображения.

Вопросы к экзамену Часть 2. Социальная психология

1. Основные этапы развития социальной психологии и современные представления о предмете социальной психологии. Место социальной психологии в системе наук. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.

2. Классические и активные социально-психологические методы

3. Социометрический метод в изучении межличностных отношений в группе.

4. Малая группа как социально-психологический феномен и механизмы ее формирования.

5. Теории лидерства. Стили лидерства.

6. Эффективность деятельности малой группы и социально-психологический климат группы

7. Психологические аспекты жизнедеятельности стихийных неорганизованных больших групп (толпа, масса, публика). Феномен толпы.

8. Понятие социализации. Стадии, институты и основные этапы процесса социализации.

9. Личность в социальной психологии. Социально-психологические качества личности.

10. Понятие социальной установки. Формирование и изменение социальных установок личности.

11. Функции общения (информационная, перцептивная, интерактивная).

12. Коммуникативная сторона общения. Вербальные и небербальные средства коммуникации.

13. Интерактивная сторона общения. Социальные роли, социальные нормы и санкции.

14. Перцептивная сторона общения. Механизмы социальной перцепции.

15. Социально-психологическая характеристика межличностных конфликтов. Функции конфликта. Типология конфликтов.

16. Структура и динамика конфликтов. Стратегии поведения в конфликте

Семинарские (практические) занятия

Практическое занятие 1

Тема: Методы психологии

Цель:Получить представление о том, каким образом в психологической науке проводится сбор информации о внутреннем мире человека.

Вопросы для обсуждения

1. Этические принципы проведения исследований человека.

2. Классификации методов психологического исследования.

3. Основные методы психологии:

– наблюдение

– эксперимент

– тестирование

4. Дополнительные методы: анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности.

Вопросы для докладов

Интроспекция как метод психологии

Виды психологических тестов

Области применения тестов

Методические указания:

При подготовке к первому семинарскому занятию внимательно прочитайте методические рекомендации по организации самостоятельной работы – раздел, касающийся работы с учебником и научной литературой. Кратко изложите ответы на вопросы к семинару в тетради (обязательно указав источник, которым Вы пользовались). В учебнике найдите вопросы для самопроверки по данной теме и попробуйте ответить на них.

Если ответы на вопросы вызывают затруднение, значит, Вы не вполне поняли содержание учебного текста. Вполне вероятно, что Вам нужно воспользоваться другими учебными пособиями. Если после дополнительной работы уверенности в понимании нет, сформулируйте вопросы к преподавателю. Сообщите о возникших вопросах в начале семинара. Вполне вероятно, что у многих возникли похожие проблемы. Ваши вопросы являются показателем Вашей качественной и добросовестной работы, заинтересованности в получении информации. Сделайте такой подход к изучению психологии постоянным правилом в Вашей работе. После получения необходимых консультаций у преподавателя Ваша самостоятельная работа будет гораздо эффективнее.

При ответе на семинаре можно пользоваться записями, которые были Вами сделаны при подготовке: планами, тезисами, конспектами. Их нельзя читать, по ним нужно говорить. Только то, что хорошо понято, можно рассказать другому. Чтение текстов из учебника или ксерокопированных материалов недопустимо и никак не может быть оценено.

Практическое занятие 2

Дата добавления: 2018-11-11; просмотров: 303 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник