Факторы психического развития ребенка среда
Второй фактор, определяющий развитие — среда. Если изначально под средой подразумевалось социальное окружение человека, то в настоящее время развивается представление о многоуровневом устройстве среды.
Природная среда включает в себя географические, климатические, экологические условия, в которых развивается ребенок. Природная среда оказывает опосредованное влияние на развитие через специфику образа жизни, деятельности, культуры в различных географических условиях. Ребенок, ведущий кочевой образ жизни с родителями-олеиеводами на крайнем Севере, будет отличаться от сверстника, выросшего в современном западноевропейском мегаполисе.
Социальная среда — семейное и общественное окружение — оказывает непосредственное влияние на развитие. С течением жизни социальное окружение расширяется. В младенчестве, раннем детстве наибольшее значение имеет семья, позже на развитие начинают также влиять воспитатели детского сада, группа сверстников, школьные учителя. С подросткового возраста доминирующее значение приобретает более широкий социум, а к пожилому возрасту важным снова становится малый социум — семейное окружение.
Также можно выделить культурную среду, включающую систему ценностей, культурные нормы, традиции, доминирующую идеологию, религию, уровень развития пауки, искусства. Особенности социального и культурного развития общества определяют систему воспитания и обучения как в образовательных учреждениях, так и в семье.
Значимыми тенденциями развития современных культурной, социальной сред становятся информатизация, глобализация и виртуализация. Виртуальная культурная и социальная среда демонстрирует парадоксы противоречивого влияния на психическое развитие[1]. Виртуальная культурная среда может способствовать интеллектуальному развитию ребенка, подростка, расширяя его кругозор, но и создавать зависимость, иллюзию владения информацией.
Виртуальная социальная среда может выступать как позитивным, так и негативным фактором социального развития. С одной стороны, глобализация определяет возможность более тесной взаимосвязи, активного взаимодействия личности с широким социумом, а с другой стороны, представляет опасность подмены полноценного непосредственного общения опосредованным иллюзорным. Анонимность общения в виртуальных социальных сетях позволяет личности как более полно раскрывать свой внутренний мир, искренне проявлять себя, так и создавать фальшивую само- презентацию, уходить от подлинной возможности «быть самим собой».
Как и реальный мир, виртуальная среда предоставляет широкие возможности для формирования и проявления как просоциалыюго поведения (позитивного общения, дружеского сопереживания, благотворительности), но также и асоциального: появляются новые формы преступности, хулиганства и т.п.
Для размышления
Современные исследователи интернет-общения выделяют специфические особенности виртуальной среды[2]. Как вы думаете, какие преимущества, достоинства, недостатки и опасности связаны с данными особенностями:
- — неоднородность виртуальной среды;
- — иллюзия свободы;
- — анонимность;
- — отсутствие невербальной стороны общения: жестов, мимики, зрительного контакта и т.п.;
- — более медленный способ коммуникации;
- — толерантность к различиям участников общения;
- — «достраивание» образа виртуального партнера, о котором пользователь имеет мало информации?
Таким образом, в современной науке развивается представление о сложной структуре среды. Американский психолог Ури Бронфенбреннер предлагает экологическую модель человеческого развития, которая описывает структуру взаимодействия человека со средой[3]. С его точки зрения, процесс развития связан с взаимовлиянием активного человека и среды. Не только среда воздействует на человека, но и он изменяет все ее уровни.
Согласно концепции Бронфенбреннера экологическая среда развития ребенка представляет собой четырехуровневую систему. Микросистема (первый уровень) включает занятия, роли, взаимодействие с ближайшим окружением (семья, детский сад, школа). Так, интерес родителей к раскрытию способностей ребенка помогает его творческому развитию. И, наоборот, интересы, увлечения, особенности темперамента, характера ребенка способствуют пониманию родителями важности индивидуального подхода к воспитанию и обучению.
Второй уровень (мезосистема) формируется при взаимосвязи нескольких микросистем. Развитие ребенка подвержено совместному влиянию различных социальных групп. Когда родители способствуют формированию коммуникативных навыков ребенка, интересуются его отношениями с друзьями, оказывают поддержку при решении возникающих трудностей во взаимодействии, это может благотворно сказаться на общении ребенка в группе сверстников. И, наоборот, знакомство подростка за пределами семьи с другими системами ценностей заставляет взрослеющего ребенка задавать новые вопросы самому себе и родителям, всем членам семьи и совместно с ними осмысливать глубинные, мировоззренческие проблемы.
Третий уровень Бронфенбреннер назвал экзосистемой: она включает опосредованное влияние социальной среды, т.е. тех групп, с которыми напрямую ребенок не взаимодействует. Например, место работы матери и отца, друзья родителей и т.п. Так, организация, «в которой работает мать, может разрешить ей несколько дней в неделю работать дома. Это позволит матери проводить больше времени с ребенком, что косвенным образом может способствовать его развитию. В то же время возможность уделить ребенку больше времени, снимет с матери напряжение и тем самым повысит производительность ее труда»[4][5].
Четвертый уровень, или макросистема, объединяет культурные, государственные ценности, традиции, законы. Например, разрешение на государственном уровне совместного пребывания матери и новорожденного в родильных домах может способствовать более быстрому формированию эмоционального контакта, взаимной привязанности, чрезвычайно важных для развития малыша и матери в первые месяцы жизни. В свою очередь, первые успехи эксперимента но совместному пребыванию матерей с детьми в некоторых родильных домах привели к широкому распространению подобной практики по всей нашей стране.
Таким образом, определять индивидуальное развитие может сочетание многочисленных условий среды. В. Н. Мясищев и Е. II. Феоктистова2 указывали на три возможные формы связи внешних условий, определяющих формирование свойств личности: аккумуляция и субординация условий, а также антагонистическая связь. Аккумуляция условий означает, что ряд внешних условий влияет на развитие определенных свойств в одном и том же направлении. Например, склонность к унынию, апатии, уединению ребенка может быть результатом одновременного влияния нескольких условий: постоянной болезни матери, низкого материального уровня семьи, школьной неуспешное™.
Субординация условий означает, что одно условие определяет целый ряд других внешних условий и все они в совокупности формируют определенное свойство личности. Например, пьянство отца определяет материальные трудности, семейные конфликты, отсутствие контроля за поведением и успеваемостью ребенка, что в результате приводит к асоциальному поведению ребенка.
Антагонистическая связь означает, что различные условия влияют в противоположном направлении на формирование свойств личности. Например, тяжелые материальные и бытовые условия могут компенсироваться дружескими, любящими отношениями в семье.
Напомним о том, что в современной психологии человек не рассматривается как пассивный объект влияния среды. Человек не только формируется под влиянием природного, социального, культурного окружения, но и сам активно создает среду. При этом уровень активности субъекта при взаимодействии со средой на протяжении жизни может изменяться.
Джоахим Ф. Вулвилл[6][7] описывает четыре модели взаимодействия со средой субъекта, проявляющего разный уровень пассивности или активности. Модель «больничной койки» свойственна новорожденным, младенцам и характеризуется максимальной пассивностью человека. Модель «Луна-парк» описывает возможность выбора ребенком объектов среды, но их влияние от него не зависит. В модели, имеющей название «соревнование пловцов», субъект следует своему пути, а среда играет роль контекста жизни. Модель «теннисного мяча» характеризует постоянное взаимодействие и взаимовлияние субъекта и среды.
Источник
Слайд 1
УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ВЫПОЛНИЛА: КАРПОВА Е.А.
Слайд 2
Психическое развитие ребёнка. Понятие нормального психического развития. Нормальное развитие – значит “соответствующее неким нормам”. И тут сразу возникает проблема – что считать нормой психического развития в дошкольном возрасте. И, что такое норма в развитии психики? Если придерживаться точки зрения разработчиков “тестов развития”, – то это такие проявления психической деятельности, которые обнаруживаются у большинства детей данного возраста. То есть, это статистическая норма. Возможен и другой взгляд на норму психического развития: с точки зрения гуманистической психологии. Это те достижения, которые демонстрируют дети без явно выраженных выдающихся способностей, воспитывающиеся в благоприятных условиях. В этих условиях возможна самоактуализация , реализуется полностью потенциал развития, т.е. максимально проявляются все способности, возможные на данном возрастном этапе.
Слайд 3
Таким образом, в данном случае возрастная норма – это максимальные достижения без особых задатков (особые задатки – абсолютный слух, исключительная память, неутолимая потребность в усвоении всё новой информации и т.д.). В патопсихологии в определении нормы психического здоровья обычно придерживаются определения ВОЗ, где оно сформулировано так: >. В теоретическом отношении понятие психической нормы достаточно расплывчато и относительно. В целом категория > психики человека исследована недостаточно и не имеет строгих критериев. Это связано как с большими индивидуальными различиями в психике человека, так и различными социокультурными представлениями о психической норме и патологии.
Слайд 4
Факторы, влияющие на психическое развитие ребёнка. Предпосылки нормального психического развития детей. Предпосылки развития – природные свойства человека как представителя вида Homo Sapiens и его врожденные генотипические характеристики, которые в пределах нормы не всегда явственны. То же можно сказать и о предпосылках психического развития детей. Каковы должны быть эти предпосылки для нормального психического развития? Предпосылки развития определяются генетическими и парагенетическими факторами. Под генетическими факторами подразумеваем те свойства, которые передаются ребенку уже в момент зачатия. Однако надо помнить, что определенная система генов, полученных ребенком, возникает как результат воздействия окружения и представляет собой как бы сумму опыта предыдущих поколений. Следовательно, генетические факторы в какой-то мере выражают влияние окружения. От генетических факторов зависят размеры и форма тела, темпы роста и созревания, состояние здоровья и многие другие факторы.
Слайд 5
Каждый человек уже в момент своего зачатия имеет определенную генетическую программу и определенные возможности. Как уже было сказано, генетический код, который ребенок получил от своих родителей, обусловливает интенсивность процессов его роста и созревания, размеры тела (рост) и многие другие черты соматического происхождения. Бывает, что у ребенка в равной мере присутствуют материнские и отцовские гены. Нередко проявляется влияние генной структуры дедов или прадедов. Существует также значительное число дефектов развития, которые могут быть унаследованы. К ним относятся некоторые врожденные пороки. Цивилизация предлагает их нам все больше и больше. Здоровье матери – один из важнейших факторов развития ребенка во внутриутробные период. Например, сифилис вызывает выкидыши, замирание плода, врожденное умственное отставание, глухоту и слепоту ребенка. Серьезные последствия вызывают заболевания щитовидной железы, туберкулез, диабет, отравления свинцом, фосфором. Полная реализация генетической программы зависит от уравновешеннности психики матери, от особенностей ее центральной нервной системы и гормональной системы.
Слайд 6
Условия нормального психического развития. Условием развития человека как личности помимо реальности самой природы является созданная человечеством в процессе культурного развития культурная реальность. Условием психического развития ребенка можно считать окружающую его реальность (семья, социально – бытовые условия и др.). Условия определяются социальными и биологическими факторами. То, что понимают под термином социальные факторы, связано с непосредственными влияниями, которые подвергается организм во время развития (от рождения до полной зрелости) и от которых зависит реализация наследственности. Социальные условия у ребенка до трех лет чаще всего ограничиваются родительским домом. Среди социальных факторов главная роль отводится семье. Как показывают исследования, связанное с развитием ребенка негативное влияние семьи приводит не только к нарушения психического развития малыша, но и к серьезным трудностям в приспособлении к среде, что проявляется обычно лишь во второй декаде жизни.
Слайд 7
Психологическое развитие ребенка не может быть нормальным, если не обеспечиваются основные потребности в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями. Малыш должен чувствовать, что он – одаренное и любимое дитя. Эти необходимо для нормального развития ребенка также, как соответствующее питание, свежий воздух или прививки и соблюдение гигиены. Воспитательное воздействие родителей тесно связано с реализацией основных запросов ребенка. Плохо влияет на психосоматическое развитие малыша как чрезмерная снисходительность, так и чрезмерная строгость или непоследовательность в действиях и поступках родителей. По мнению большинства современных психологов, для нормального развития ребенка чрезвычайно негативны следующие сочетания: агрессивная и деспотичная мать и уступчивый, не интересующийся ребенком отец; боязливая мать и суровый, строгий отец; слишком заботливая мать и холодный или агрессивный отец. На развитии ребенка негативно сказывается педагогическая некомпетентность родителей, нежелание заниматься ребенком, психологическое и физическое пренебрежение ребенком. Если нет соответствующего побуждения со стороны взрослых, если ребенком, образно выражаясь, не взят за руку и не ведется вперед в нужном направлении, развития не происходит. Допустим, если ребенка не заставлять говорить и он да семи лет не заговорит, то речь у него уже не разовьется никогда. Безнадзорность приводит к задержке развития. Ребенок усваивает лишь какие-то элементарные, примитивные навыки. Формируется личность, которая скорее всего, будет впоследствии мстить близким, которые пренебрегали его развитием, а заодно и всему обществу
Слайд 8
Задержку психического развития также вызывает чрезмерное давление, гиперопека. Она сдерживает естественное развитие ребенка, приводит к задержке психического развития, к умственному недоразвитию, к пограничности, к эмоциональной дефицитарности. Как правило, ребенок рано или поздно становится агрессивен к тому, кто сдерживал его развитие. Доказано также, что для нормального развития психики, двигательного аппарата, гармонического развития отдельных систем, в том числе и центральной нервной системы, огромное значение имеет двигательная активность, рекреативные упражнения на свежем воздухе и закалка. Развития двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием психического развития ребенка. Тонка моторика – основа развития, своего рода локомотив, всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление и речь. Неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье могут препятствовать реализации его генетических задатков. Чтобы младенец смог проявить все лучшие свойства своей натуры, как физические, так и психические. Родители должны жить его жизнью, должны оказывать ему максимум внимания, проявлять любовь к малышу, заинтересованность его делами, наблюдать за ним, разговаривать с ним, обеспечить ребенку приобретение необходимого опыта и одновременно учить самообладанию, выдержке, вере в собственные силы. Влияние этих факторов на психосоматическое развитие ребенка научно доказано.
Слайд 9
Родителям нужно защищать малыша от отрицательного влияния факторов, связанных с современной цивилизацией, большой химией, отравлением и загрязнением окружающей среды и целым рядом других, имеющих место в современной жизни (телевидение, ограничение двигательной активности и т.п.). Таким образом, к основным факторам, влияющим на психическое развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов. В целом воздействие среды и биологических факторов тем интенсивнее, чем моложе организм. Это касается как положительного, так и отрицательного влияния.
Слайд 10
Роль обучения в развитии личности. Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения. Напомним, что под обучением следует понимать не процесс передачи готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур, психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.
Слайд 11
В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк ). Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положение: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование. Эту существенно новую идею выдвинул Л.С. Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности. В связи с этим Л.С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый – уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно.
Слайд 12
Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л.С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически. Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идет о ребенку, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций. Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находиться. Для этого определяется коэффициент интеллекта – IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.
Слайд 13
Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью. Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объемы новых знаний. Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится. Память – главный > в деле успешного обучения ребенка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень ее развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия.
Источник