Факторы психического развития ребенка презентация

Факторы психического развития ребенка презентация thumbnail

Слайд 1

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ВЫПОЛНИЛА: КАРПОВА Е.А.

Слайд 2

Психическое развитие ребёнка. Понятие нормального психического развития. Нормальное развитие – значит “соответствующее неким нормам”. И тут сразу возникает проблема – что считать нормой психического развития в дошкольном возрасте. И, что такое норма в развитии психики? Если придерживаться точки зрения разработчиков “тестов развития”, – то это такие проявления психической деятельности, которые обнаруживаются у большинства детей данного возраста. То есть, это статистическая норма. Возможен и другой взгляд на норму психического развития: с точки зрения гуманистической психологии. Это те достижения, которые демонстрируют дети без явно выраженных выдающихся способностей, воспитывающиеся в благоприятных условиях. В этих условиях возможна самоактуализация , реализуется полностью потенциал развития, т.е. максимально проявляются все способности, возможные на данном возрастном этапе.

Слайд 3

Таким образом, в данном случае возрастная норма – это максимальные достижения без особых задатков (особые задатки – абсолютный слух, исключительная память, неутолимая потребность в усвоении всё новой информации и т.д.). В патопсихологии в определении нормы психического здоровья обычно придерживаются определения ВОЗ, где оно сформулировано так: >. В теоретическом отношении понятие психической нормы достаточно расплывчато и относительно. В целом категория > психики человека исследована недостаточно и не имеет строгих критериев. Это связано как с большими индивидуальными различиями в психике человека, так и различными социокультурными представлениями о психической норме и патологии.

Слайд 4

Факторы, влияющие на психическое развитие ребёнка. Предпосылки нормального психического развития детей. Предпосылки развития – природные свойства человека как представителя вида Homo Sapiens и его врожденные генотипические характеристики, которые в пределах нормы не всегда явственны. То же можно сказать и о предпосылках психического развития детей. Каковы должны быть эти предпосылки для нормального психического развития? Предпосылки развития определяются генетическими и парагенетическими факторами. Под генетическими факторами подразумеваем те свойства, которые передаются ребенку уже в момент зачатия. Однако надо помнить, что определенная система генов, полученных ребенком, возникает как результат воздействия окружения и представляет собой как бы сумму опыта предыдущих поколений. Следовательно, генетические факторы в какой-то мере выражают влияние окружения. От генетических факторов зависят размеры и форма тела, темпы роста и созревания, состояние здоровья и многие другие факторы.

Слайд 5

Каждый человек уже в момент своего зачатия имеет определенную генетическую программу и определенные возможности. Как уже было сказано, генетический код, который ребенок получил от своих родителей, обусловливает интенсивность процессов его роста и созревания, размеры тела (рост) и многие другие черты соматического происхождения. Бывает, что у ребенка в равной мере присутствуют материнские и отцовские гены. Нередко проявляется влияние генной структуры дедов или прадедов. Существует также значительное число дефектов развития, которые могут быть унаследованы. К ним относятся некоторые врожденные пороки. Цивилизация предлагает их нам все больше и больше. Здоровье матери – один из важнейших факторов развития ребенка во внутриутробные период. Например, сифилис вызывает выкидыши, замирание плода, врожденное умственное отставание, глухоту и слепоту ребенка. Серьезные последствия вызывают заболевания щитовидной железы, туберкулез, диабет, отравления свинцом, фосфором. Полная реализация генетической программы зависит от уравновешеннности психики матери, от особенностей ее центральной нервной системы и гормональной системы.

Слайд 6

Условия нормального психического развития. Условием развития человека как личности помимо реальности самой природы является созданная человечеством в процессе культурного развития культурная реальность. Условием психического развития ребенка можно считать окружающую его реальность (семья, социально – бытовые условия и др.). Условия определяются социальными и биологическими факторами. То, что понимают под термином социальные факторы, связано с непосредственными влияниями, которые подвергается организм во время развития (от рождения до полной зрелости) и от которых зависит реализация наследственности. Социальные условия у ребенка до трех лет чаще всего ограничиваются родительским домом. Среди социальных факторов главная роль отводится семье. Как показывают исследования, связанное с развитием ребенка негативное влияние семьи приводит не только к нарушения психического развития малыша, но и к серьезным трудностям в приспособлении к среде, что проявляется обычно лишь во второй декаде жизни.

Слайд 7

Психологическое развитие ребенка не может быть нормальным, если не обеспечиваются основные потребности в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями. Малыш должен чувствовать, что он – одаренное и любимое дитя. Эти необходимо для нормального развития ребенка также, как соответствующее питание, свежий воздух или прививки и соблюдение гигиены. Воспитательное воздействие родителей тесно связано с реализацией основных запросов ребенка. Плохо влияет на психосоматическое развитие малыша как чрезмерная снисходительность, так и чрезмерная строгость или непоследовательность в действиях и поступках родителей. По мнению большинства современных психологов, для нормального развития ребенка чрезвычайно негативны следующие сочетания: агрессивная и деспотичная мать и уступчивый, не интересующийся ребенком отец; боязливая мать и суровый, строгий отец; слишком заботливая мать и холодный или агрессивный отец. На развитии ребенка негативно сказывается педагогическая некомпетентность родителей, нежелание заниматься ребенком, психологическое и физическое пренебрежение ребенком. Если нет соответствующего побуждения со стороны взрослых, если ребенком, образно выражаясь, не взят за руку и не ведется вперед в нужном направлении, развития не происходит. Допустим, если ребенка не заставлять говорить и он да семи лет не заговорит, то речь у него уже не разовьется никогда. Безнадзорность приводит к задержке развития. Ребенок усваивает лишь какие-то элементарные, примитивные навыки. Формируется личность, которая скорее всего, будет впоследствии мстить близким, которые пренебрегали его развитием, а заодно и всему обществу

Слайд 8

Задержку психического развития также вызывает чрезмерное давление, гиперопека. Она сдерживает естественное развитие ребенка, приводит к задержке психического развития, к умственному недоразвитию, к пограничности, к эмоциональной дефицитарности. Как правило, ребенок рано или поздно становится агрессивен к тому, кто сдерживал его развитие. Доказано также, что для нормального развития психики, двигательного аппарата, гармонического развития отдельных систем, в том числе и центральной нервной системы, огромное значение имеет двигательная активность, рекреативные упражнения на свежем воздухе и закалка. Развития двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием психического развития ребенка. Тонка моторика – основа развития, своего рода локомотив, всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление и речь. Неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье могут препятствовать реализации его генетических задатков. Чтобы младенец смог проявить все лучшие свойства своей натуры, как физические, так и психические. Родители должны жить его жизнью, должны оказывать ему максимум внимания, проявлять любовь к малышу, заинтересованность его делами, наблюдать за ним, разговаривать с ним, обеспечить ребенку приобретение необходимого опыта и одновременно учить самообладанию, выдержке, вере в собственные силы. Влияние этих факторов на психосоматическое развитие ребенка научно доказано.

Читайте также:  Развитие ребенка ру задания по математике

Слайд 9

Родителям нужно защищать малыша от отрицательного влияния факторов, связанных с современной цивилизацией, большой химией, отравлением и загрязнением окружающей среды и целым рядом других, имеющих место в современной жизни (телевидение, ограничение двигательной активности и т.п.). Таким образом, к основным факторам, влияющим на психическое развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов. В целом воздействие среды и биологических факторов тем интенсивнее, чем моложе организм. Это касается как положительного, так и отрицательного влияния.

Слайд 10

Роль обучения в развитии личности. Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения. Напомним, что под обучением следует понимать не процесс передачи готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур, психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

Слайд 11

В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк ). Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положение: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование. Эту существенно новую идею выдвинул Л.С. Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности. В связи с этим Л.С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый – уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно.

Слайд 12

Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л.С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически. Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идет о ребенку, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций. Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находиться. Для этого определяется коэффициент интеллекта – IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

Слайд 13

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью. Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объемы новых знаний. Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится. Память – главный > в деле успешного обучения ребенка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень ее развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия.

Читайте также:  Организация условий сенсорного развития ребенка раннего возраста

Источник

Слайд 1

Факторы психического развития и технология

Слайд 2

В зависимости от основного, ведущего фактора развития, на который опирается технология, можно выделить: – биогенные технологии; – социогенные ; – психогенные, результат развития в которых определяется, главным образом, самим человеком, его предшествующим опытом, психологическими процессами самосовершенствования; – идеалистические.

Слайд 5

В принципе не существует таких монотехнологий , которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип – педагогическая технология всегда комплексна.

Слайд 6

Человек – это совершенная самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система, уровень самоуправления является одним из главных характеристик личностного развития.

Слайд 7

Основу внутреннего саморегулирующего механизма представляют три качества – психогенные факторы развития : потребности направленность Я-концепция

Слайд 9

Потребности – это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду, в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека . Потребности можно разделить на: материальные (в пище, одежде, жилье); духовные (в познании, эстетическом наслаждении); физиологические; социальные (в общении, труде, общественной деятельности). Согласно классификации Т.Каверина , иерархия потребностей может быть выстроена следующим образом. Потребность в безопасности. Потребность в эмоциональном общении. Ориентировочная (исследовательская) потребность. Потребность в последовательной двигательной активности.

Слайд 10

Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности. Интересы. Убеждения, взгляды. Социальные установки. Ценностные ориентации. Мировоззрение.

Слайд 11

Я-концепция – относительно устойчивая более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представления индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Исследованием Я-концепции и ее влиянием на поведение человека занимались такие известные психологи как У.Джемс, К.Роджерс , Дж.Мид , Э.Эриксон , Р.Бернс и многие другие.

Слайд 12

Программы, направленные на выявление Я-концепции Программа Е.Рылеевой «Как помочь дошкольнику найти свое Я» Программа включает в себя десять занятий: Мое имя. Моя внешность. Моя семья. Мое генеалогическое древо. Мои органы чувств. Мои чувства и настроения. Мое тело. Я живой. Я человек. Я самый-самый. Лестница социальной зрелости

Слайд 13

Программа С.А. Козловой «Я – человек». Приобщение ребенка к социальному миру. Цель программы дать педагогу «инструмент», который поможет ему сформировать у ребенка представление об окружающем мире, о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях. Важной особенностью программы является то, что он направлена на формирование у ребенка мировоззрения — своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его детских чувств. Стержнем программы являются знания о человеке. Программа «Я – человек» включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе»; «Кто такие взрослые люди»; «Человек-творец»; «Земля наш общий дом».

Слайд 14

Программа О.В.Хухлаевой , О.Е.Хухлаева , И.М.Первушиной «Тропинка к своему Я» Программа сохранения и формирования психологического здоровья детей. Цель программы: сохранение и формирование психологического здоровья детей, психологическая поддержка. Авторы программы выделяют ее следующие основные направления : Аксиологическое . Инструментальное. Потребностно-мотивационное . Развивающее. Занятия могут проводиться воспитателем или психологом один раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей : для детей 3-4 лет – 15 минут, для старших дошкольников – 30 минут.

Источник

1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ
«ДВИЖУЩИЕ
СИЛЫ И ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
Выполнил:
Студент 2 курса 1 группы
Фак. Клинической психологии
Благов Илья
Научный руководитель:
Недуруева Т. В., доцент, кандидат
психологических наук.

2. Содержание:

Понятие движущих сил развития
Факторы психического развития ребёнка
Трактовка психического развития зарубежными
исследователями
Отечественная психология
Вывод
Вопросы аудитории
Интернет-ресурсы

3. Понятие движущих сил развития

Движущие силы психического развития ребенка
– это побудительные источники развития,
которые заключаются в противоречиях, борьбе
между отживающими формами психики и
новыми; между новыми потребностями и
устаревшими способами их удовлетворения,
уже не устраивающими его.

4. Понятие движущих сил развития

Эти внутренние противоречия
являются движущими силами
психического развития. На каждом
возрастном этапе они
своеобразны, но существует
главное общее противоречие –
между нарастающими
потребностями и недостаточными
возможностями их реализации.
Данные противоречия
разрешаются в процессе
деятельности ребенка, в процессе
усвоения новых знаний,
формирования умений и навыков,
освоения новых способов
деятельности. В результате этого
возникают новые потребности,
более высокого уровня.

5. Понятие движущих сил развития

Таким образом, одни
противоречия сменяются
другими и постоянно
способствуют расширению
границ возможностей
ребенка, ведут к “открытию”
им все новых и новых
областей жизни,
установлению все более
разнообразных и широких
связей с миром,
преобразованию форм
действенного и
познавательного отражения
действительности.

6. Факторы психического развития ребёнка

Психическое развитие
происходит под влиянием
большого количества
факторов, которые
направляют его ход и
формируют динамику и
конечный результат.
Факторы психического
развития можно разделить
на биологические и
социальные.

7. Факторы психического развития ребёнка

Социальные факторы
психического развития являются
компонентом средовых факторов
онтогенеза (влияние
окружающей среды на развитие
психики). Среда понимается как
совокупность условий,
окружающих человека и
взаимодействующих с ним как с
организмом и личностью.
Средовое влияние является
существенной детерминантой
психического развития ребенка.

8. Факторы психического развития ребёнка

Социальная среда объединяет различные формы
влияния общества. Она оказывает непосредственное
воздействие на психическое развитие ребенка. В
социальной среде выделяют макроуровень
(макросреду) и микроуровень (микросреду).
Макросреда – это общество, в котором растет
ребенок, его культурные традиции и др.

Читайте также:  1 тренинг для эмоционального развития ребенка

9. Факторы психического развития ребёнка

Существенным фактором развития психики
ребенка является его собственная активность,
включение в различные виды деятельности:
общение, игру, учение, труд.

10. Трактовка психического развития зарубежными исследователями

Относительно связи между всеми факторами
психического развития ребенка следует сказать,
что в истории зарубежной психологической науки
были рассмотрены практически все возможные
связи между понятиями «психическое»,
«социальное» и «биологическое».

11. Трактовка психического развития зарубежными исследователями

Психическое развитие зарубежными исследователями
трактовалось как:
• полностью спонтанный процесс, который не зависит
ни от биологического, ни от социального факторов, а
детерминируется своими внутренними законами
(концепции спонтанного психического развития);
• процесс, обусловленный только биологическими
факторами (биологизаторские концепции), или только
социальными условиями (социологизаторские
концепции);
• результат параллельного действия или
взаимодействия биологических и социальных
детерминант на психику человека и т.п.

12. Трактовка психического развития зарубежными исследователями

Эрик Эриксон – последователь А. Фрейд.
Ведущая сила личности – «Эго». Развитие
личности – процесс формирования
идентичности.

13. Трактовка психического развития зарубежными исследователями

Гарри Стэк Салливан. Личность
ведома 2 стремлениями:
удовлетворение биологических
желаний и обеспечение
собственной безопасности.
Смысл жизни – нахождение
компромисса между
биологическим и социальным.
Человек следует своим
желаниям, стараясь не разрушить
чувство защищенности от
общественного порицания.

14. Трактовка психического развития зарубежными исследователями

Абрахам Гарольд Маслоу.
Многосторонний феномен
личности в том, что стремление к
лучшему свойственно каждому,
а потребности имеют строгую
иерархию. Высшая мотивация
человека – стремление к
самоактуализации, росту.
«Восхождение» по «лестнице»
потребностей происходит через
удовлетворение низших нужд:
физиологических, в
безопасности, в любви.

15. Трактовка психического развития зарубежными исследователями

Эрих Фромм. Структура личности:
животная и человеческая
составляющие. Движущая сила
первой – стремление к выживанию.
Сущность человеческой природы –
познание и свобода как его
результат. Но свободную
способность действовать
ограничивает, например,
одиночество. Свобода –
прирожденное право человека.
Жизнь невозможна без компромисса
между биологическим и
социальным.

16. Трактовка психического развития зарубежными исследователями

Альфред Адлер. Главное качество
личности – врожденный
социальный интерес к
взаимодействиям с другими.
Человечество физически
неполноценно, подвержено
болезням и пытается
компенсировать эти дефекты
бурной деятельностью. Чем
больше физических проблем у
человека, тем сильнее его
стремление к
самосовершенствованию. Он сам
строит свою жизнь.

17. Трактовка психического развития зарубежными исследователями

Вместе с тем очевидно, что
ребенок рождается как
биологическое существо. Его
организм является
человеческим организмом, а
его головной мозг –
человеческим мозгом. При этом
ребенок рождается
биологически, а тем более
психологически и социально
незрелым. Развитие организма
ребенка с самого начала
осуществляется в социальных
условиях, что неизбежно
накладывает на него отпечаток.

18. Отечественная психология

В отечественной психологии решением вопроса
о соотношении влияния на психику человека
врожденных и социальных факторов
занимались Л. С. Выготский, Д . Б. Эльконин, Б.
Г. Ананьев, А. Г. Асмолов и др.

19. Отечественная психология

Лев Семенович Выготский. Биологическое и
социальное в человеке взаимодействуют по
схеме «сознание – культура – поведение»,
реализующейся благодаря интериоризации.
Личность – нерасторжимая целостность,
соблюдающая принцип единства «аффекта и
интеллекта».

20. Отечественная психология

Сергей Леонидович
Рубинштейн. Игра, учение и
труд преобразуют мир,
который, в свою очередь,
начинает иначе
воздействовать на личность,
меняя ее и деятельность.

21. Отечественная психология

Алексей Николаевич
Леонтьев. Деятельность
обусловлена психическим
отражением реальности.
Базис личности –
многообразие ее
деятельностей.

22. Отечественная психология

Современные представления о
соотношении биологического и
социального в ребенке,
принятые в отечественной
психологии, преимущественно
основываются на положениях
Л. С. Выготского, который
подчеркивал единство
наследственных и социальных
моментов в становлении его
развития.

23. Отечественная психология

Наследственность
присутствует в становлении
всех психических функций
ребенка, но отличается
разным удельным весом.
Элементарные психические
функции (ощущение и
восприятие) больше
обусловлены наследственно,
чем высшие (произвольная
память, логическое
мышление, речь).

24. Отечественная психология

Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то
новое, чего не было в наследственных задатках, и
благодаря этому удельный вес биологических
детерминант то усиливается, то ослабляется и
отодвигается на задний план. Роль каждого
фактора в развитии одного и того же признака
является различной на разных возрастных этапах.

25. Вывод

Таким образом, психическое развитие ребенка во всем его
многообразии и сложности является результатом
совокупного действия наследственности и различных
факторов окружающей среды, среди которых особое
значение имеют социальные факторы и те виды
деятельности, в которых он выступает субъектом
общения, познания и труда. Включение ребенка в
различные виды деятельности является
необходимым условием
полноценного развития
личности. Единство
биологических и социальных
факторов развития является
дифференцированным и
изменяется в процессе
онтогенеза.

26. Вывод

Для каждого возрастного этапа развития
характерно особое сочетание биологических и
социальных факторов и их динамика.
Соотношение социального и биологического в
структуре психики многомерно, многоуровнево,
динамично и определяется конкретными
условиями психического развития ребенка.

27. Вопросы аудитории

1. Можете ли Вы выделить
наиболее важный период в
психическом развитии
ребёнка?

28. Вопросы аудитории

2. Можете ли Вы выделить
принципиальные отличия
отечественных и зарубежных
теорий психического развития
ребёнка?

29. Вопросы аудитории

3. Как Вы считаете, почему
многие западные теории
основываются на потребности в
удовлетворении, а отечественные
– на саморазвитии и
деятельности? И верна ли данная
догадка изначально?

30. Вопросы аудитории

4.На Ваш взгляд возможно
ли создать универсальную
теорию психического
развития и если да, то чья
теория наиболее близка к
этому?

31. Интернет-ресурсы:

https://studme.org/1414011325757/psihologiya/dvizh
uschie_sily_faktory_psihicheskogo_razvitiya_rebenka
https://pedlib.ru/Books/5/0053/5_0053-62.shtml
https://psyera.ru/2312/dvizhushchie-sily-i-usloviyapsihicheskogo-razvitiya
https://www.silchenkova.ru/dvig_sili_psihol/index.html
https://www.psyoffice.ru/3-0-age-00003.htm

Источник