Факторы положительно влияющие на внутриутробное развитие ребенка

Факторы положительно влияющие на внутриутробное развитие ребенка thumbnail

Все развитие, начиная от созревания по­ловой клетки (гаметы) до рождения зрелого плода, делят на два периода — период прогенеза и период киматогенеза.

Периоду прогенеза соответствует созревание гамет (яйце­клетки и сперматозоида) до оплодотворения. В этот период возможно возникновение па­тологии гамет — гаметопатии. Патологии гамет могут стать источником наследствен­ных пороков развития или заболеваний, проявляющихся на разных этапах внутриут­робного и внеутробного развития (см. Меди­когенетическое консультирование).

Период киматогенеза исчисляется с мо­мента оплодотворения и образования зиго­ты до родов и делится на три периода.

Первый период — бластогенез — про­должается с момента оплодотворения до 15-го дня беременности, когда идет дробле­ние яйца, заканчивающееся выделением эмбрио- и трофобласта. Патология этого периода называется бластопатией. Она мо­жет проявиться в нарушении имплантации (например, внематочная беременность, приращение плаценты), различных тяжелых пороках развития плода, плаценты. Чаще всего бластопатии приводят к выкидышу в первый месяц беременности.

Второй период — эмбриогенез — охва­тывает отрезок времени с 16-го по 75-й день беременности, когда осуществляетсяосновное формирование органов и образу­ются амнион и хорион. Патология этого периода называется эмбриопатией. К ос­новным видам эмбриопатий относят врож­денные пороки развития, которые охваты­вают чаще не один орган, а систему или системы органов. Беременность, как прави­ло, заканчивается выкидышем, внутриут­робной смертью плода, рождением нежиз­неспособного ребенка.

Третий период — фетогенез — продол­жается с 76-го по 280-й день, когда идет дифференцировка и созревание тканей плода, а также образование плаценты, за­канчивающееся рождением плода. Патоло­гия этого периода называется фетопатией. Фетопатии могут быть инфекционными или неинфекционными. Проявляются чаще всего гипотрофией плода или наоборот крупными его размерами (например, диабе­тическаяфетопатия), а также отставанием созревания различных органов.

Какие же факторы вызывают патологию внутриутробного развития плода в различ­ные периоды?

Среди повреждающих факторов, кото­рые могут действовать на внутриутробное развитие плода, начиная с момента зача­тия, можно выделить 5 групп. Это лекарст­венные препараты, физические факторы внешней среды (радиоактивность, тяжелые металлы), заболевания матери (заболевания внутренних и половых органов), вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики), инфекции у матери (краснуха, цитомегало-вирус, вирус герпеса, вирус иммунодефици­та человека и др.). Особенно неблагоприят­ное воздействие этих факторов во время созревания половых клеток родителей, мо­мент оплодотворения и в первые месяцы беременности — у эмбриона и плода воз­никают тяжелые пороки развития, часто беременность прерывается.

9.Физическое развитие детей.Индивидуальная оценка физического и психического развития.

Для изучения физического развития применяется методика антропометрических обследований. Из множества признаков используют наиболее доступные для выявления, точные и простые: 1) морфологические (соматометрические) показатели: масса тела, длина тела и его частей (рост), окружность грудной клетки; 2) функциональные (физиометрические) показатели: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила кистей рук, спины (становая сила); 3) соматоскопические (описательные) показатели: оценка состояния опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, конечностей), состояние кожи и видимых слизистых оболочек, жировых отложений.

Наблюдение за физическим развитием отдельного ребенка или группы детей носит название индивидуализирующего метода изучения физического развития. Существует и генерализующий метод, когда в относительно короткий период проводят массовые обследования детей области или целой республики (региона). Статистическая обработка полученных данных позволяет установить средние показатели физического развития каждой возрастно-половой”группы. Эти показатели получили название региональных возрастных стандартов физического развития. Применяются они для индивидуальной оценки физического развития детей только данной местности (региона). Каждые 5-10 лет стандарты уточняются, так как физическое развитие представляет собой динамичный процесс. Возрастные стандарты помогают своевременно выявить отклонения физического развития от норм, сохранить здоровье, а значит, создать лучшие условия для правильного применения преподавателями-воспитателями различных методов обучения и воспитания детей. Отсутствие знаний о детском организме может привести преподавателя к ошибкам в работе. Поэтому будущему педагогу важно овладеть методикой оценки физического развития детей. Оценивают физическое развитие ребенка на основании совокупности всех исследуемых признаков: морфологических, функциональных, соматоскопических. Для определения уровня физического развития сопоставляют данные роста, массы тела и окружности грудной клетки ребенка со средними показателями таблицы стандартов.



Источник

Вопрос 1. Факторы, оказывающие положительное и отрицательное воздействие на внутриутробное развитие ребёнка.

Внутриутробное развитие плода

В течение 1 месяца (4 недели) происходит дробление зиготы, имплантация, образование зародыша, зачатков важнейших органов и зародышевых оболочек.

В конце II месяца (8 недель) длина плода 3-3,5 см, тело его сформировано, имеются зачатки конечностей, головка равняется длине туловища, на ней заметны зачатки глаз, носа, рта, начинается формирование половых органов.

В конце III месяца (12 недель) длина плода 8-9 см, вес 48 г, головка крупная, заметно различие в строении наружных половых органов, конечности совершают движения, видны пальцы рук и ног, в хрящевом зачатке скелета появляются первые точки окостенения.

В конце IV месяца (16 недель) длина плода 13,5 см, вес 120-180 г, формируется лицо, происходит окостенение черепа, в основном заканчивается, формирование мышечной системы, движения конечностей становятся активнее, но матерью не воспринимаются, пол плода различается ясно.

В конце V месяца (20 недель) плод достигает длины 18,5 см; вес 280-300 г. Кожа красная, покрывается пушковыми волосами. Сальные железы начинают выделять жировое вещество, которое смешивается с чешуйками эпидермиса и образует сыровидную смазку (vernix caseosa). В кишечнике образуется меконий. Движения плода ощущаются матерью. При аускультации живота беременной можно прослушать сердцебиение плода.

В конце VI месяца (24 недели) длина плода 25 см, вес 600-680 г, движения становятся энергичнее; плод может родиться живым, делать дыхательные движения, но скоро умирает.

В конце VII месяца (28 недель) плод имеет длину 32 см, вес 1000-1500 г. Подкожный жир слабо развит, кожа морщинистая, покрыта сыровидной смазкой, на всем теле пушковые волосы. Ушные и носовые хрящи мягкие, ногти не доходят до концов пальцев рук и ног. У мальчиков яички не спустились в мошонку, у девочек малые половые губы не прикрыты большими. Плод рождается живым, дышит, но маложизнеспособен.

После окончания VII месяца беременности, или 28 недель внутриутробной жизни плод считается недоношенным, но жизнеспособным; однако дети, родившиеся в этот срок, могут выжить лишь при очень тщательном уходе. Родившийся ребенок совершает довольно активные движения конечностями, издает слабый крик.

В конце VIII месяца (32 недели) длина плода 40-42 см, вес 1500-2200 г; плод рождается жизнеспособным, но требует особого ухода.

В конце IX месяца беременности (36 недель) длина плода 45-48 см, вес 2400-3000 г; подкожно жировой слой увеличивается, кожа гладкая, розовая, пушковых волос на теле меньше, волосы на головке удлиняются. Плод, родившийся в этот срок, жизнеспособен, громко кричит, открывает глаза, выражен сосательный рефлекс.

К концу Х месяца беременности (38 – 40 недель) признаки недоношенности исчезают, плод рождается зрелым. Как правило, плод достигает зрелости к концу Х месяца, к моменту своевременных родов. Сравнительно редко наблюдается несоответствие между доношенностью и зрелостью плода. При неблагоприятных условиях развития (заболевания матери, неблагоприятное питание и др.) доношенный ребенок может иметь признаки незрелости. Иногда наблюдается и противоположное явление: ребенок рождается немного раньше срока, но зрелым.

Выделяют три триместра беременности

I триместр

от момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до 12

недель беременности.

ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Эмбрион в возрасте Эмбрион в возрасте Эмбрион в возрасте Эмбрион в возрасте
трех недель четырех недель пяти недель шести недель

Закладываются зачатки Его размер от 3 до 4 мм, Его размер от 11 до Его размер от 21 до
сердца и центральной уже видны глаза и конеч- 14 мм, сердце постепенно 23 мм, увеличиваются
нервной системы. ности, а также сердце и смещается в середину глаза и уши.
нервная система. тельца, увеличиваются
руки и ноги.

Эмбрион в возрасте Эмбрион в возрасте Плод в возрасте
семи недель восьми недель двенадцати недель

Его размер ок. 31 мм. Начинается формирование Его размер 9 см, вес ок. 48 г. Уже
Образуются нёбо и веки. ушных раковин. видны наружные половые орган

II триместр – от 13-ти до 27-ми недель, характеризуется ростом плода и формированием основных систем. III триместр – от 28-ми до 40-ка недель, характеризуется окончательным внутриутробным ростом и созреванием органов и систем плода. С медицинской точки зрения, самым не простым, является I триместр – период повышенной чувствительности зародыша, эмбриона и плода к воздействию повреждающих факторов.

Влияние психологических факторов

Важнейшими факторами, воздействующими на ребенка, являются факторы со стороны матери. Именно мать является автором жизненного сценария ребенка, который он впоследствии воспроизводит в своей жизни.
Для формирования ребенка далеко не без различно не только то, чем мать питалась и каково было состояние ее здоровья, – не менее важно ее психологическое самочувствие, гармоничные взаимоотношения с окружающими, отсутствие страхов по поводу родов и жизни ребенка, излишних эмоциональных реакций на стрессы. Традиция предписывала тщательное соблюдение правил, направленных на охрану душевного спокойствия беременной женщины, т.к. именно ее психика формирует качества психики младенца.

Сложными периодами с психологической точки зрения считаются I и III триместры. В самом начале беременности женщина может испытывать страх и беспокойство: есть беременность или нет, как это воспримут близкие, будут ли они рады, будет ли принято ее настоящее состояние и будущее материнство, получит ли она необходимую поддержку и одобрение, готова ли она к этому и т.д. А также происходит процесс важного перехода в новое для женщины качество, который сопровождается личностными изменениями. В конце беременности женщина часто переживает за то, как пройдут роды, как родится ребенок, какой она будет матерью, как справится со всеми хлопотами. Часто женщина боится, нормален ли будет ребенок? Какова будет встреча с маленьким беспомощным и зависимым человечком? Готова ли она принять ответственность за новую жизнь и приспособиться к требованиям материнства? Так же, по мере приближения родов, обычно женщина испытывает все большую усталость.

В течение всей беременности, женщина испытывает частые смены настроения и физический дискомфорт. Ей приходится заново приспосабливаться к собственному изменяющемуся внутреннему миру и новой социальной роли. Не стоит забывать о том, что в течение всей беременности женщина нуждается в эмоциональной и физической поддержке и заботе значимых близких людей (мужа, матери и др.).
Таким образом, беременность – это динамическое состояние, не только вынашивания и рождения малыша, зарождения новой жизни, но и важный момент рождения матери из дочери своих родителей, а также рождение новой родительской пары (взаимоотношения внутри семьи тоже претерпевают перемены).

Несомненно, беременность, роды и материнство – это кризисные периоды в жизни женщины на пути к зрелости, возможному личностному росту, повышению самооценки, это переход женщины в новое качество, который заслуживает отдельного разговора. Однако сегодня давайте рассмотрим такой важный и таинственный аспект беременности, как пренатальное развитие будущего малыша. Что он чувствует внутриутробно, и как это может повлиять на его дальнейшую жизнь и развитие?

Много ли нам известно об этом?

Еще с древних времен в разных традициях беременным женщинам и парам, ожидающим рождение малыша, предписывалось особое положение. К чувствам и ощущениям беременной женщины прислушивались и придавали им важное духовное значение. Значимость данного периода вписывалась в контекст будущей взрослой жизни человека. Для обеспечения наилучших условий внутриутробной жизни не рожденного ребенка разные народы создавали различные ритуалы и правила поведения беременной женщины. В древней Индии, к примеру, беременной женщине было предписано заниматься духовными практиками и радовать себя прекрасными видами природы, для благоприятного формирования внутреннего мира будущего младенца. А в Китае, отец проходил обряд знакомства со своим будущим ребенком, разговаривая с ним и рассказывая ему о себе.
К 12-ти неделям беременности уже практически сложены все внутренние органы и ткани ребенка, которые впоследствии будут расти, развиваться и усовершенствоваться.

К концу третьего месяца ребенок уже чувствует прикосновения.
В 14-ть недель – хорошо слышит звуки материнского организма, речь и музыку извне. Он узнает голоса родителей, и ласковая речь, обращенная к малышу, его успокаивает. После рождения, он обязательно узнает голос матери, который будет действовать на него успокаивающе. Хорошо, когда в процессе беременности мама поет будущему малышу нежные песни. Спокойная классическая музыка усыпляет ребенка, а также подобные звуковые вибрации могут положительно влиять на интеллект будущего ребенка.

Важно, чтобы беременная женщина избегала резких криков, ссор и скандалов, а также негативных переживаний. Эмоциональное состояние матери передается ее малышу через кровеносную систему. У него так же, как и у матери, учащается дыхание и сердцебиение, если мама волнуется, переживает или боится.

Из современных исследований известно, что малыш обладает чувством вкуса и любит сладкое. Реагирует на физические травмы матери, ища спасения. Может запоминать слова и целые фразы, которые часто слышит. Реагирует на контакт через брюшную стенку – любит поглаживания и ласковые прикосновения. С 20-ти недель уже может проявлять свой характер, отворачиваясь, если ему что-то не нравится.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник

Факторы, влияющие на плод во время беременности. К ним относят:

Желанность беременности, отношение к ней самой женщины и членов семьи.

Социальные, жилищно-бытовые и материальные условия.

Вредные привычки беременной и членов семьи.

Профессиональные вредности у беременной и у отца ребенка.

Применение лекарственных средств

Стрессовые воздействия.

Физические нагрузки.

Питание беременной.

Экологические обстоятельства.

Режим дня беременной (прогулки, сон, отдых).

Наследственность со стороны родителей будущего ребенка и членов их семьи.

Состояние здоровья женщины до и во время беременности.

Наличие очагов хронической инфекций

У беременной; контакты с инфицированными больными и острые инфекционные заболевания беременной.

Уровень ответственности за здоровье ребенка беременной и членов ее семьи.

Постоянный динамический врачебный контроль.

На основании информации о перечисленных факторах, полученной у беременной и ее семьи, определяют группы риска беременных женщины

женщины до 18 лет и первородящие старше 30 лет;

женщины, имеющие массу тела менее 45 кг и более 91 кг;

женщины, имевшие свыше 5 беременностей;

женщины с угрозой преждевременных и запаздывающих родов (в т.ч. имеющие недоношенные и переношенные беременности в анамнезе с гестозами);

женщины с многоплодной беременностью;

женщины с отягощенным акушерским анамнезом (аборты, выкидыши, мертворождения, узкий таз, пороки развития матки, рубцы матки и т.д.);

женщины с экстрагенитальной патологией (сахарный диабет, бронхиальная астма, хронический пиелонефрит, пороки сердца и т.д.);

женщины с социальными факторами риска (многодетные, одинокие, малообеспеченные. и т.д.);

женщины с профессиональными вредностями (медицинские работники, учителя, работницы лакокрасочных и гальванических цехов, фабрик по производству моющих средств, почтальоны и т.д.);

женщины с вредными привычками (табакокурение, алкогольная зависимость, наркомания, токсикомания);

перенесшие . в ходе беременности острые инфекции;

женщины с резус-отрицательной кровью, особенно при 2-й и последующей беременности;

студентки вузов и других учебных заведений;

женщины с наследственными заболеваниями у родителей и родственников.

Затем производится подсчет пренатальных факторов риска в баллах по следующим группам признаков (факторов):

I-я группа – социально-биологические факторы; 2-я группа – акушерско-гинекологический анамнез;

II-я группа – экстрагенитальные заболевания беременных; 4-я группа – осложнения беременности;

III-я группа – патологические состояния плода и некоторые показатели нарушений его жизнедеятельности (см. табл. 1).

Таблица 1. Оценка пренатальных факторов риска

п/п

Фактор риска

Оценка в баллах

I

Социально-биологические факторы

1 *

Возраст матери:

моложе 20 лет

2

30-34 года

2

35-39 лет

3

40 лет и старше

4

2

Возраст отца:

40 лет и более

2

3

Профессиональные вредности:

у матери

3

у отца

3

4

Вредные привычки у матери:

курение (одна пачка сигарет в день)

1

злоупотребление алкоголем у отца:

2

злоупотребление алкоголем

2

5

Эмоциональные нагрузки у матери

2

6

Рост и масса тела матери:

рост 150 см и менее

2

масса тела на 25% выше нормы

2

сумма баллов

II

Акушерско-гинекологический анамнез

1

Паритет (число предшествующих родов):

4-7

1

8 и более

2

2

Аборты перед родами у первородящих:

1

2

2

3

3 и более

4

.3

Аборты в промежутках между родами:

3 и более

2

4

Преждевременные роды:

.

1

2

2 и более

3

5

Мертворождение:

1

3

2 и более

8

6

Смерть детей в неонатальном периоде:

одного ребенка

2

двух и более детей

7

7

Аномалии развития у детей

3

8

Неврологические нарушения у детей

2

9

Масса тела доношенных детей менее 2500 г или

2

4000 г и более

10

Бесплодие:

2-4 года

2

5 дети более

4

11

Рубец на матке после операции

3

12

Опухоли матки и яичников

3

13

Истмико-цервикальная недостаточность

2

14

Пороки развития матки

3

Сумма баллов

III

Экстрагенитальные заболевания беременной

1

Сердечно-сосудистые:

а

пороки сердца без нарушения кровообращения

3

б

пороки сердца с нарушением кровообращения

10

в

гипертоническая болезнь I-П-Ш стадий

2-8-12

г

вегетососудистая дистония

2

2

Заболевания почек:

а

до беременности

3

б

обострение заболевания при беременности

4

в

заболевания надпочечников

7

3

Эндокринопатии

а

сахарный диабет

10

б

сахарный диабет у родственников

1

в

заболевания щитовидной железы

7

4

Анемия (содержание гемоглобина 90-100-110 г/л)

4-2-1

5

Нарушение свертываемости крови

2

6

Миопия и другие заболевания глаз

2

7

Хронические инфекции (туберкулез, бруцеллез. сифилис токсоплазмоз и др.)

З

8

Острые инфекции при беременности

2

Сумма баллов

IV

Осложнения беременности

1

Выраженный ранний токсикоз беременных

2

2

Поздний токсикоз беременных:

а

водянка

2

б

нефропатия беременных I-II-I1I степени

3-5-10

в

преэклампсия

11

г

эклампсия

12

3

Кровотечение в 1 и II половине беременности

3-5

4

Резус- и АВО-изосенсибилизация

5-10

5

Многоводие

4

б

Маловодие

3

7

Тазовое предлежание плода

3

8

Многоплодие

3

9

Переношенная беременность

3

10

Неправильное положение плода (поперечное, косое)

3

Сумма баллов

V

Патологические состояния плода и некоторые показатели нарушения его жизнедеятельности

1

Гипотрофия плода

10

2

Гипоксия плода

4

Содержание эстриола в суточной моче:

3

менее 4,9 мг в 30 нед. беременности

34

менее 12 мг в 40 нед. беременности

15

4

Изменение околоплодных вод при амниоскопии

8

Сумма баллов

Суммарная оценка:

Итоговая оценка проводится по следующей шкале:

  • 10 баллов и выше – беременные группы высокого риска (необходимо тщательное динамическое наблюдение с привлечением квалифицированных специалистов в условиях перинатальных центров и научно-исследовательских институтов);
  • 9-5 баллов – беременные группы среднего риска (необходимо наблюдение и обследование с привлечением узких специалистов городского уровня или ЦРБ);
  • 1-4 балла – беременные группы низкого риска (требуется обычное наблюдение с усилением профилактической работы).

На основании полученной информации медсестра должна составить индивидуальный план ведения беременной и антенатальной охраны плода. Система комплексных государственных мероприятий, направленная на предупреждение патологии беременности, родов и патологии плода и новорожденного, называется системой антенатальной охраны плода и новорожденного.

Основные группы мероприятий этой системы:

  • 1) планирование семьи и вопросы контрацепции;
  • 2) медико-генетическое консультирование семей с наследственной отягощенностью;
  • 3) проведение не менее двух дородовых патронажей педиатрической службой (по показаниям и более двух);
  • 4) обязательное 3-кратное УЗИ в сроках 6-12 недель, 14-20 недель и 26-32 недель (по показаниям – и чаще);
  • 5) оказание помощи в перинатальных центрах разного уровня по показаниям;
  • 6) использование специальных методов диагностики в перинатальном периоде для своевременного лечения беременности по соответствующим медицинским показаниям;
  • 7) выбор рационального метода родоразрешения;
  • 8) организация совместного пребывания матери и ребенка с 1-го дня и раннее прикладывание к груди с дальнейшим вскармливанием по требованию ребенка.

Действует скрининг-программа для защиты новорожденных от инвалидизации и ранней гибели по пяти заболеваниям:

  • – фенилкетонурии;
  • – врожденному гипотиреозу;
  • – муковисцидозу;
  • – галактоземии; .
  • – адреногенитальному синдрому.

Она заключается в том, что у 100% детей, родившихся в России, берется кровь на анализ по названным заболеваниям. Анализ про водится в условиях медико-генетической консультации. В случае положительного результата ребенку назначают, например:

при фенилкетонурии – специальную диету (до 5-6 лет);

при врожденном гипотиреозе – гормоны щитовидной железы (пожизненно).

В результате развиваются полноценные во всех отношениях дети (т. е. 100% результат лечения). В противном случае у детей развивается тяжелая и необратимая умственная отсталость.

С первыми признакам и родовой деятельности начинается интранатальный этап, и женщина поступает в родильный дом.

С появлением ребенка начинается неонатальный период.

Вопросы для контроля

Длительность антенатального периода

Какие роды называются называют запоздавшими

Классификация антенатального периода по состоянию и степени развития ребенка:

Классификация антенатального периода по течению и срокам беременности

С какой целью проводятся проводит дородовые патронажи

В какие сроки беременности проводят 1-й и 2-й дородовой патронаж

Цель 1-го дородового патронажа?

Цель 2-го дородового патронажа?

Что определяется в процессе проведения дородового патронажа на основе выявленных у беременной и ее семьи факторов риска?

Оценка пренатальных факторов риска

Факторы, влияющие на плод во время беременности?

По каким пяти заболеваниям проводится скрининг-программа для защиты новорожденных от инвалидизации и ранней гибели?

Что называется системой антенатальной охраны плода и новорожденного?

Источник