Факторы определяют продвижение в развитии здорового ребенка и ребенка с ограниченными возможностям

Концурова Виктория Николаевна

Должность и место работы: педагог-психолог ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 14»

с. Константиновского Петровского района Ставропольского края

Педагогический стаж: 22 года

Квалификационная категория: высшая

«ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ

УСПЕШНОСТЬ РЕБЁНКА С ОВЗ»

«Ребенок должен быть убежден, что успехом

он обязан, прежде всего, самому себе.

Помощь учителя, какой бы эффективной

она ни была, все равно должна быть скрытой.

Стоит ребенку почувствовать, что открытие

сделано с помощью подачи учителя…

радость успеха может померкнуть»

В.А. Сухомлинский

I. Подготовительно-организационный этап.

Цели мастер-класса: анализ и разработка факторов, обеспечивающих успешность ребёнка с ОВЗ; демонстрация опыта работы по проектированию ситуаций успеха на уроке; создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.

Задачи:

  • Расширить представления участников об учебной успешности ребёнка с ОВЗ и её значимости в образовательном процессе.

  • Рассмотреть приёмы и способы создания ситуации успеха на уроках.

  • Продемонстрировать эффективные способы влияния на ребенка.

  • Сформировать представления о позитивных и негативных вербальных и невербальных проявлениях педагога на уроке.

Время проведения мастер класса: 30 минут.

Оборудование: учебный кабинет, мультимедийная установка, демонстрационный и раздаточный материал (бумага для записей, маркеры), рекомендации по построения взаимодействия педагога с детьми с ОВЗ.

Принципы проведения мастер-класса:

  • принцип деятельностного подхода;

  • принцип активизации мыслительной деятельности;

  • принцип усиления наглядности через использование электронной презентации для сопровождения выступления;

  • принцип сочетания индивидуальных и групповых видов деятельности;

  • принцип творческой деятельности;

  • принцип самоорганизации при работе в группах;

  • принцип рефлексии.

Форма проведения: интегрированное(лекционно-практическое) занятие

Применяемые методики:

  • технология мастер-класса;

  • технология работы в группе;

  • рефлексия;

Ожидаемые результаты:

получение новых знаний участниками мастер-класса;

развитие коммуникативных качеств участников мастер-класса;

совершенствование навыков групповой работы.

II. Основная часть.

Ход мастер – класса:

  1. Психологический настрой

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Концурова Виктория Николаевна, я педагог-психолог ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 14». Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях нашей школы, а именно поговорить о факторах, обеспечивающих успешность ребёнка с ОВЗ.

Упражнение «Салфетки».

  1. Теоретический ввод

Разобраться в понятии «успешность» нам поможет игра «Ассоциации».

Что такое успешность?

– Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «успешность»?

(работа на листах для записей)

– Озвучим полученное. Ответы участников – (красота, мир, обстановка, толерантность, удобство, покой… и др.)

  1. Основная часть

Из ваших ответов видно, что успешность – субъективное понятие. Для человека ценно то, что является предметом его устремлений. Для каждого успех – что-то своё, глубоко личное и вожделенное. Кому-то важен размер личного банковского счета, кому-то – благополучие в семье, кому-то – количество принадлежащих ему вилл/островов/космических кораблей, – список бесконечен, каждый сам выстраивает лестницу своих грядущих достижений.

Можно выдвинуть свою кандидатуру на суд жюри, чтобы получить данные о признании профессионализма, степени полезности для общества и т.п., но уровень успешности определяется, видимо, внутренней самостоятельной оценкой своих действий, их соответствия помыслам, степенью их реализации согласно личным планам. В попытках оценить личную успешность можно доверять лишь собственным ощущениям качества жизни, нежели точным выкладкам по итогам конкурсов и занимаемым строчкам в рейтингах. Достаточно лишь самому себе ответить на вопрос: “Для чего я пришёл в этот мир, в чем смысл моего существования?”

Психологи едины во мнении, что формула личного успеха проста: достаточно одного осознания себя успешным, т.е. социальная успешность является делом рук самого человека. А как же наши воспитанники?

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, которые различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

Но я считаю, что для любого ребёнка успех в учении – один из источников внутренних сил, рождающий желание учиться и, что для наших воспитанников особенно важно, энергию для преодоления трудностей.

Один из великих педагогов К. Д. Ушинский основной заповедью воспитания считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

В связи с этим, особое значение приобретает создание ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности. Я считаю, что такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.

-Давайте вместе попробуем определить факторы, обеспечивающие успешность детей с ОВЗ на уроке.

(Работа в группах. Метод брейншторминга)

Объяснение группам значения ”Мозгового штурма” и его принципов: Выработайте, как можно больше идей.

-Все идеи записываются.

-Ни одна идея не отрицается.

-Ни одна идея не обсуждается – для этого еще придет время.

-Группе предлагается выбрать председателя, спикера, секретаря и таймера. Функции председателя:

-следить за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, соблюдала принципы «мозгового штурма»;

-поощрять участие каждого.

Функции секретаря:

– записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно;

– использовать ключевые слова и фразы членов группы.

Функции таймера:

– следить за временем, отведенным на дискуссию.

Функции спикера:

– излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения, выдвинутые группой).

– Проясняются непонятные идеи.

– Исключаются повторения.

Я согласна с вашим мнением, уважаемые коллеги. Давайте выделим факторы, обеспечивающие успешность детей с ОВЗ на уроке:

– доступное объяснение учебного материала,

– учёт уровня усвоения изученного материала,

– обязательное использование занимательной наглядности,

– дидактические игры,

– парные и групповые творческие задания,

– индивидуально – дифференцированный подход (личностно ориентированный подход), использование дифференцированных заданий

– наличие комплекса поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе,

– создание оптимальной благоприятной образовательной среды.

Ещё одним немаловажным фактором  успешности на уроке, на мой взгляд, является создание условий для детального контроля и объективной оценки ребёнком с ОВЗ собственных действий:

  • обращение ребёнка в процессе учебной деятельности к собственным действиям;

  • организация рефлексии (т.е. повышение уровня осмысленности и обоснованности способов решения общеучебных задач);

  • система вопросов, помогающая ребёнку оценить свою учебную деятельность с позиции достижения определённого положительного результата.

Мой опыт показывает, что кроме работы непосредственно на уроке, большую роль в формировании чувства успешности играет система оценивания домашней работы учащихся: возможность исправить, получив письменный комментарий учителя. Многие ребята выполняли работу по нескольку раз и за счет детальной проработки материала, в итоге получали хорошие оценки.

Также, в младшем школьном возрасте наряду с основным видом деятельности – учебой, присутствует и игровая деятельность. Эффективное сочетание этих видов деятельности, а также использование некоторых психологических методов способствует успешному применению следующих приёмов формирования положительного отношения к процессу обучения:

  • «Шкала настроения»

  • «Весёлая коллекция»

  • «Помоги сказочному или мультипликационному герою» (индивидуальные карточки с заданиями разного уровня, объединённые общей темой – оказание помощи в выполнении задания сказочному или мультипликационному герою, получение похвалы, поощрения от его имени)

  • Вербальная и мимическая поддержка педагога

  • Элементы аутотренинга (Я буду стараться, и у меня получится. Мне будет трудно, но я не подведу свою группу или учителя. Мне нравится, что меня хвалят, и я постараюсь всё выполнить быстро и правильно)

  • Установка на позитивное решение проблемы (Вместе мы преодолеем все трудности. С помощью учителя или других ребят мы выполним все задания. Мы всегда найдём решение.)

Таким образом, мы с вами пришли к выводу, что при условии постоянного стимулирования успешности обучения школьников с ОВЗ, отмечается значительная позитивная динамика в формировании устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности, повышаются личностные и самооценочные показатели детей, что в перспективе своей способствует их более успешной социализации.

Уважаемые коллеги, наша работа подошла к завершению. Закончить свой мастер-класс мне хочется словами мальчика – главного героя из повести Геннадия Михасенко «Милый ЭП»: « Я знал, что мне делать через годы, но не знал, что делать сегодня и завтра, через которые, к сожалению, нельзя было перешагнуть сразу в то возвышенно-белоснежное время. Конечно, откуда им знать, если я молчу, но взрослые должны чувствовать так, без слов… Ясновидцами и волшебниками должны быть взрослые!.. Это почти фантастика, но что поделаешь, если я этого хотел!..»

Мне очень хочется, чтобы вы в своей жизни и работе были ясновидцами и волшебниками детских душ… И тогда успехи ваших воспитанников не заставят себя ждать.

  1. Рефлексия

А сейчас последнее на сегодня задание.

Я предлагаю Вам отразить свое мнение о мастер-классе и о своем участии в нем, используя технологию«РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ»

0

На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре сектора.

В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии

1-й сектор – оценка содержания;

2-й сектор – оценка формы проведения

3-й сектор – оценка деятельности педагога-мастера

4-й сектор – оценка своей деятельности.

Каждый участник маркером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.).

Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в “молоко” или в поле “0” на мишени, если выше, то в поле “5”. Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в “яблочко”, в поле “10” мишени.

Сектора передаем от стола к столу.

После того как каждый участник взаимодействия “выстрелил” (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она собирается и вывешивается на всеобщее обозрение и педагог- мастер организует ее краткий анализ.

Благодарю вас за сотрудничество! Творческих всем успехов!

Источник

Министерство 
образования и науки Российской
Федерации

Федеральное государственное 
бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального 
образования

«САРАТОВСКИЙ 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Контрольная работа
по курсу:

Специальная педагогика

Выполнила:

студентка 2 курса 
заочного отделения

факультета 
ПЕДАГОГИКИ НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (специальность: Спец.(дефект.)обр.(Лог)
Бакалавриат на базе ВПО) СГУ

группа № 274)

Проверил:

Балаково 2012 г.

Задания 1.

Задание
1. Каковы закономерности формирования
и развития понятийного аппарата специальной
педагогики?

Совокупность знаний специальной 
педагогики формировалась и накапливалась 
в длительном процессе развития практики
обучения и воспитания детей, имеющих
различные физические или психические
недостатки. Первоначально, при отсутствии
собственной педагогической терминологии,
использовалась общепринятая медицинская,
обозначающая патологические анатомо-физиологические
отличия лиц с отклонениями в развитии
от остальных людей.. Постепенно накопленные
знания закреплялись в специфических
языковых формах отражения – научных понятиях,
заимствованных в медицине.

Множество понятий специальной 
педагогики как системы научных 
знаний, организуя имеющееся знание,
представляет собой подвижную, развивающуюся
систему. Педагогическая действительность
каждого исторического периода, каждой
эпохи прибавляла свои понятия, под влиянием
развития других наук, заменяла устаревшие
новыми, формируя основу теории специальной
педагогики

В настоящее время педагогическая
терминология в области специального
образования переживает период,
когда имеет место беспорядочное использование
терминов из смежных областей знания,
а также терминов, которые уже не отражают
во всей полноте сущности обозначаемых
предметов и явлений.

Задание
2. Что такое параллельная терминология?
Приведите примеры.

Параллельная 
терминология – это описание одного
и того же явления терминами, относящимися
к разным научным сферам. Например,
одного и того же ребенка три специалиста из разных предметных
областей могут охарактеризовать по-разному,
и эта характеристика будет удовлетворительна
только в рамках своей области.

Задание
3. Перечислите категории лиц
с ограниченными возможностями здоровья

Различают следующие категории лиц
с ограниченными возможностями :

· глухие;

· слабослышащие;

· позднооглохшие;

· незрячие;

· слабовидящие;

· лица с нарушениями функций 
опорно-двигательного аппарата;

· лица с нарушениями эмоционально-волевой 
сферы;

· лица с нарушением интеллекта;

· дети с задержкой психического
развития (труднообучаемые);

· лица с тяжелыми нарушениями речи;

· лица со сложными недостатками развития.

Существует и более обобщенная
классификация, в основе которой 
лежит группировка указанных 
выше категорий нарушений в соответствии
с локализацией нарушения в той или иной
системе организма:

· телесные (соматические) нарушения
(опорно-двигательный аппарат, хронические 
заболевания);

· сенсорные нарушения (слух, зрение);

· нарушения деятельности мозга (умственная
отсталость, нарушения движений, психические
и речевые нарушения).

В сфере социальной защиты, социально-трудового 
права значимой является классификация 
по причинам возникновения нарушения,
недостатка. Это связано с особенностями 
предоставления материальной и иной
социальной помощи, компенсационных
выплат, льгот и др.:

· врожденное нарушение развития;

· несчастный случай, стихийное бедствие;

· производственная травма;

· профессиональное заболевание, приведшее 
к возникновению ограничения 
возможностей;

· дорожно-транспортное происшествие;

· участие в боевых действиях;

· экологические преступления;

· болезнь;

· прочие причины.

Задание
4. Какие факторы определяют продвижение
в развитии здорового ребенка и ребенка
с ограниченными возможностям здоровья?

Л.С. Выготский
(1932) выдвинул тезис об общности закономерностей
психического развития нормально развивающегося
и аномального ребенка. Впоследствии это
подтвердилось в исследованиях целого
ряда авторов. В работах Л.В. Занкова (1935),
И.М. Соловьева (1957), Ж.И. Шиф (1965), Т.А. Власовой
(1972, 1973), Т.В. Розановой (1978), В.И. Лубовского
(1978) и др. было показано, что основные закономерности
психического развития являются общими
для нормально развивающихся и аномальных
детей. Также как и в норме, в патологии
психическое развитие носит поступательный,
поэтапный характер. Каждый этап завершается
формированием определенных психических
новообразований, которые становятся
основанием психического развития на
последующих этапах. Развитие как нормального,
так и аномального ребенка определяется
взаимосвязью социальных и биологических
факторов. Ведущими факторами, определяющими
существенные продвижения в развитии
как нормального, так и аномального ребенка,
являются обучение и воспитание. Развитие
нормального и аномального ребенка происходит
в общении со взрослым и под руководством
взрослого на основе усвоения общественного
опыта в процессе совместной деятельности.

Задание
5. Какие этапы проходит в своем
развитии ребенок с ограниченными возможностями
здоровья?

Аномальный 
ребенок в своем развитии проходит те же возрастные
этапы, что и нормально развивающийся:
младенческий, ранний, дошкольный, младший
школьный, подростковый и юношеский возраст.
Развитие отдельных психических функций
также как в норме, так и в патологии, проходит
одни и те же этапы. К примеру, становление
мышления, как в норме, так и при умственной
отсталости, проходит поэтапно от наглядно-действенного
к словесно-логическому. Отличие заключается
в сроках формирования и качественном
своеобразии психических функций. Психическое
развитие умственно отсталых детей характеризуется
значительным замедлением по сравнению
с нормой.

Задание
6. Что Л.С. Выготский назвал вторичным
дефектом?

Вторичными, исходя
из представления о системном 
строении дефекта Л.С. Выготский, назвал
дефекты, возникающие опосредованно в процессе аномального
социального развития. Таким образом была
показана причинная обусловленность изменения
развития аномального ребенка: наступившее
в том или ином звене нарушение закономерно,
именно в силу действия общих законов
психического развития, влечет за собой
изменение развития аномального ребенка,
что проявляется в отклонениях, различных
по своему характеру, силе и значимости
у каждой категории аномальных детей.

Задание
7. В чем проявляется изменение
способов коммуникации детей с ограниченными
возможностями здоровья?

Изменение способов
коммуникации аномальных детей проявляется,
прежде всего, в том, что у всех
них нарушено речевое общение, а 
у многих коммуникация осуществляется
при активизации невербальных (мимических,
жестовых) средств. Наиболее общим в характеристике
речевого общения аномальных детей, по
мнению В.И. Лубовского (1978) является изменение
у них способности к приему и переработке
информации. Больше страдает усвоение
той информации, которая адресована к
пораженному анализатору. При всех видах
аномалий развития объем информации, которая
может быть принята в единицу времени,
снижен в той или иной мере, по сравнению
с нормой. Для приема равного объема информации
требуется большее время, кроме того снижена
точность принимаемой информации, а переработка
информации замедлена. Уменьшение скорости
и объема принимаемой информации обнаруживается
при восприятии раздражителей, действующих
и на сохранный анализатор.

Задания 2.

Задание 1. Раскройте
эволюцию взглядов общества на социальную
реабилитацию людей с ограниченными возможностями
здоровья

Концепция социальной реабилитации человека
с ограниченными возможностями,
распространенная до середины XX в. как 
за рубежом, так и в нашей стране,
сформировалась в конце XIX начале XX
века под влиянием философии ценности
(В. Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт). В ее основе
лежала идея о социальной полезности человека.
Согласно этой концепции школа обязана
воспитать активного и социально полезного
члена общества. Ребенок с ограниченными
возможностями не исключался из этого
правила, ему надлежало также вырасти
полезным членом общества, чтобы своим
трудом обеспечивать собственное существование.
В этом контексте ценность специального
образования виделась только как приобщение
к общественно полезному производительному
труду через коррекцию и компенсацию дефекта
с тем, чтобы инвалид не был для общества
обузой.

После Первой мировой войны за рубежом 
становятся популярными взгляды 
о бесполезности поддержки лиц 
с ограниченными возможностями 
отклонениями в физическом и психическом
развитии, о необходимости достижения
биологической «чистоты» расы путем стерилизации
лиц, являющихся носителями опасных или
нежелательных для общества дефектов
умственного, физического и психического
развития. Были приняты законы о принудительной
стерилизации в ряде стран: США, Канаде,
Дании, Швейцарии, позднее – в Германии.

Особый вклад в практическую
реализацию этих идей сделали те страны,
в которых к власти пришел фашизм.
Национал-социалисты обеспечили идеологическое
обоснование необходимости физического
уничтожения «социально бесполезных»,
«неполноценных» людей.    

 В советской специальной 
педагогике (дефектологии) концепция 
социальной реабилитации лиц 
с ограниченными возможностями 
как воспитание полезных членов 
общества удачно соединялось
с концептуальными основаниями советской
педагогики о воспитании социально полезных
и активных строителей социализма и коммунизма.
Эта концепция в нашей стране, к счастью,
не выродилась в то чудовищное попрание
прав человека, которое имело место в странах,
где к власти пришел фашизм. Однако приоритет
интересов общества над интересами личности,
многие десятилетия существовавший в
нашей стране, фактически узаконивал статус
социальной «малоценности», «граждан
второго сорта» применительно к людям
с ограниченными возможностями.   

 
Смысловым центром нового взгляда 
на социальную реабилитацию человека 
с ограниченными возможностями 
стала идея достижения его 
максимальной самостоятельности 
и независимости в условиях 
приоритета интересов личности 
над интересами общества через гарантированное
соблюдение прав и свобод каждого.  
Главное – это ликвидация социально-экономического
и нравственно-этического притеснения,
маргинализации человека с ограниченными
возможности со стороны здорового большинства
общества, его социальных институтов,
его общественного сознания. Понятно,
что для достижения статуса общества действительно
равных возможностей обществу приходится
затрачивать больше ресурсов на лиц с
ограниченными возможностями жизнедеятельности
и здоровья с тем, чтобы возможности обычных
людей и имеющих отклонения в развитии,
действительно стали равными.

Задание 2. Раскройте
сущность современных взглядов на социальную
реабилитацию человека с ограниченными
возможностями здоровья.

Современная концепция реабилитации
человека с ограниченными возможностями
справедливо предполагает, что «должен
меняться не только человек с ограниченными
возможностями, но и общество которое
должно изъять негативные установки, ступени
и узкие двери, а также рутинные правила,
помочь людям бороться с недугами, а не
со специалистами, и предоставить для
всех людей равные возможности полноценного
участия во всех сферах жизни и видах социальной
активности. При этом люди с ограниченными
возможностями должны быть интегрированы
в общественных условиях, а не приспособлены
к правилам мира здоровых людей».

Современный процесс социокультурного
включения и адаптирования лиц 
с ограниченными возможностями 
принимает в качестве основополагающей
идею независимого образа жизни. Она 
позволяет выявить социокультурное 
содержание жизнедеятельности различных
категорий лиц с отклонениями в развитии
и определить систему педагогических
и социокультурных мер, направленных на
преодоление существующих проблем социальной
и культурной интеграции лиц с ограниченными
возможностями. Специальная педагогика,
определяя конечные и ближайшие цели и
задачи специального образования, его
содержание, организацию, методы и приемы
коррекционно-педагогической помощи,
также учитывает социокультурно значимую
идею независимого образа жизни. Она изучает
качественное своеобразие проблем социокультурного
включения применительно к каждой категории
детей с особыми образовательными потребностями
и на этой основе формирует базовые навыки
всех составляющих образа жизни с учетом
специфики затруднений каждой категории
обучающихся. Специальная педагогика
формирует необходимые базовые навыки
в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания,
социализации, коммуникации и рекреации.
Их развитие будет продолжено в условиях
взрослой жизни; на их основе будет формироваться
независимый образ жизни.

Задание 3. Раскройте
экономические перспективы развития системы
специального образования.

История экономического развития системы 
специального образования в России
и за рубежом показывает, что эта 
сфера образования более ресурсоемка,
чем система образования общего назначения,
а ее экономический эффект всегда ниже,
чем в обычной системе. В связи с этим необходима
научно обоснованная сбалансировать организации
финансирования системы специального
образования, чтобы, с одной стороны, отпускаемые
средства использовались рационально,
без потерь, и, с другой стороны, имели
такой размер, который позволял бы удовлетворять
особые образовательные потребности лиц
с ограниченными возможностями в той мере,
которая предусмотрена современными гуманистически
ориентированными международными стандартами,
касающимися условий жизнедеятельности,
образования, всех видов абилитации и
реабилитации человека с ограниченными
возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Так, специалисты подсчитали, что экономически
более выгодным является перенос приоритетов
финансирования на систему ранней помощи
и дошкольное образование детей с проблемами
в развитии. Ранняя и своевременная помощь
позволит многим детям влиться в систему
образования общего назначения. Соответственно
меньшее число детей будет нуждаться в
учреждениях специального образования.
Именно таким образом за рубежом удалось
значительно сократить число учреждений
специального образования, которые являются
более дорогостоящими, чем обычные. Точно
так же зарубежными специалистами подсчитано,
что экономически выгоднее обеспечить
лиц с ограниченной трудоспособностью
высококачественным профессиональным
образованием по специальностям, востребованным
на рынке труда, чем платить им в течение
жизни мизерные пенсии, пособия по инвалидности.

Источник