Факторы оказывающие влияние на рост и развитие ребенка грудного возраста

Факторы оказывающие влияние на рост и развитие ребенка грудного возраста thumbnail

1. Наследственность — наследственные заболевания или склонность к какому-либо заболеванию, унаследованная от родителей или близких родственников (в том числе особенности иммунной системы).

2. Организация ухода — наличие определенного режима дня, достаточное пребывание на воздухе, проведение гигиенических мероприятий, организация бодрствования.

3. Вскармливание.

4. Безопасность окружающей среды.

5. Организация физического воспитания и закаливающих мероприятий.

На последних факторах необходимо остановиться подробнее.

Организация безопасной окружающей среды

Имеет огромное значение для здоровья ребенка. По мере развития моторных навыков малыш пользуется все большей свободой. Но ребенок не имеет предшествующего опыта и, значит, не знает, что опасно, а что нет. Это сочетание факторов создает условия для повышенного травматизма детей, особенно от 6 до 12 мес. Предотвратить беду может только постоянный контроль за малышом (с него нельзя «спускать глаз») и выполнение ряда правил безопасности.

1. Убрать из комнаты ребенка ковры, из-за которых он может упасть.

2. Убрать салфетки с секретеров, шкафов, тумбочек и стоящие на них тяжелые предметы (вазы, статуэтки и т. д.).

3. Все розетки закрыть специальными пластмассовыми заглушками, а электроприборы убрать за пределы досягаемости ребенка.

4. Исключить из игр ребенка и постоянного обихода мелкие предметы (шарики, гвоздики, болты и т. д.).

5. Спрятать под ключ все острые, режущие и колющие предметы (иглы, ножницы, спицы, ножи и т. д.).

6. Поместить в одно место под замок все лекарственные препараты (например, в шкатулку).

7. Спрятать предметы бытовой химии под замок (моющие средства, дезодоранты, инсектициды и т. д.).

8. Огородить выходы на лестницы (если в доме более одного этажа).

9. Окна в комнате ребенка должны быть закрыты, а если их открывают при проветривании, ребенка на это время выносят в другое помещение.

10. Сделать невозможным доступ ребенка на кухню и в санитарные комнаты.

11. Поместить в закрывающийся на ключ бар все алкогольные напитки, упаковки с сигаретами и спичками.

Помните! 90% травм детей до 3 лет происходит из-за халатности и беспечности взрослых!

Перечисленные правила помогут удовлетворить потребность ребенка «избегать опасности».

Физическое воспитание и организация закаливания на 1-м году жизни и в период преддошкольного и дошкольного возраста

Физическое воспитание — один из важнейших факторов, влияющих на развитие ребенка и его здоровье, и в то же время это способ удовлетворения потребностей:

ü «двигаться»;

ü «быть здоровым»;

ü «общаться».

Физическое воспитание — это комплекс мер, направленных на укрепление здоровья ребенка, профилактику заболеваний и его гармоничное физическое и умственное развитие.

Из определения ясно, что физическое воспитание решает 2 взаимосвязанные и взаимозависимые задачи:

ü охрана и укрепление здоровья;

ü полноценное развитие личности.

Решение этих задач осуществляется с помощью следующих мер:

ü соблюдение режима дня;

ü соблюдение гигиенических норм и правил;

ü проведение общих и специальных закаливающих процедур;

ü выполнение массажа и адекватных возрасту комплексов гимнастики.

I.  Режим дня. Основой любого режима дня являются:

ü деятельность;

ü сон;

ü питание;

ü пребывание на свежем воздухе.

Правильно организованный режим дня предоставляет организму необходимые паузы, которые обеспечивают периоды меньшей активности, т. е. отдых в физическом и психоэмоциональном смыслах. Это позволяет обеспечивать бодрое настроение в течение дня и гармоничное развитие личности.

Режим дня строится с учетом:

ü состояния здоровья;

ü возраста;

ü индивидуальных особенностей ребенка.

При построении режима дня исходят из следующих положений:

ü обеспечить ребенку глубокий, достаточный по продолжительности сон.

ü обеспечить регулярность приема пищи.

ü своевременно чередовать активную деятельность с достаточным отдыхом и максимальным пребыванием на свежем воздухе.

1. Сон является необходимым для отдыха и восстановления сил ребенка.

Длительность сна:

ü у детей до 1 года составляет 22 – 1/2 m, где m – число месяцев;

ü у детей старше года составляет 16 – 1/2 n, где n — число лет (по И. Н. Усову, 1969, 1992).

Кратность дневного сна:

ü до 1 года — 3-4 раза в день;

ü от 1 года до 3 лет — 1 раз;

ü с 3 лет — по желанию ребенка;

ü с 10 лет — по медицинским показаниям.

2. Прием пищи должен соответствовать возрасту и индивиду­альным потребностям ребенка:

ü до 1 года:

– от 1 до 5 мес. — 6 раз в сутки (ночной перерыв 6 часов);

– с 5 до 12 мес. — 5 раз в сутки (ночной перерыв 8 часов);

ü от 1 года до 3 лет — 4 раза в день;

ü с 3 лет и старше — 3-4 раза в день.

3. Деятельность необходимо организовывать с учетом воз­раста и индивидуальных особенностей ребенка.

ü Длительность бодрствования составляет:

ü до 1 мес. — 1 час;

ü от 1 до 3 мес. — 1,5 часа;

ü от 4 до 12 мес. — 3 часа;

ü старше года — 5,5 – 6 часов.

Необходимо соблюдать последовательность компонентов ре­жима:

ü до 1 года: пробуждение, кормление, бодрствование, сон;

Читайте также:  Классификация авторов о нарушений в развитии ребенка

ü старше 1 года: пробуждение, бодрствование, кормление, сон.

II. Соблюдение гигиенических норм и правил.

1. Температура в комнате, необходимая для закаливания кож­ных рецепторов, правильного дыхания и крепкого сна:

ü в 1-м полугодии — 20-22 °С;

ü во 2-м полугодии — 19-20 °С.

Снижение температуры в помещении осуществляют:

ü проветриванием (сквозным);

ü кондиционированием.

Цели проветривания:

ü снизить температуру воздуха;

ü увеличить концентрацию кислорода;

ü снизить концентрацию микробов.

Кратность и длительность проветривания:

ü зимой: 4-5 раз в сутки по 10-15 мин;

ü летом: круглосуточно (несквозным, а если сквозным, то каждый час).

2. Личная гигиена: ежедневная гигиеническая ванна, подмывание, а на 2-м году жизни — пользование мылом, зубной щеткой, полотенцем.

Своевременная смена нательного и постельного белья.

3. Прогулки:

ü летом 2-3 раза в день по 2 – 2,5 часа;

ü зимой 2 раза в день по 1 – 1,5 часа (если безветрие — до -10 °С, если ветрено — до -5 °С).

4. Одежда должна быть удобной, не стеснять движений, соответствовать сезону и должна быть из натуральных тканей.

5. Обувь должна быть кожаной, с твердой пяткой, с фиксацией голеностопного сустава и с каблучком до 1 см.

III. Закаливание — это тренировка организма с целью повышения его устойчивости к разнообразным воздействиям внешней среды. Оно необходимо для профилактики заболеваний у ребенка. С целью закаливания используют естественные природные факторы:

ü воду;

ü солнце;

ü воздух.



Источник

Прежде чем говорить о патологии, необходимо определиться с нормальными физиологичными прибавками роста.

У детей до года и у деток постарше существуют разные критерии норм роста – помесячные прибавки и определении нормального темпа роста по центильным таблицам.

Помесячные прибавки роста у детей первого года жизни

Особенности прибавки в росте в первый год жизни для доношенных детей:

  • В среднем за месячный период кроха прибавляет 3 см.
  • Общая прибавка за первый год жизни должна составлять не менее 25 см. Таким образом, нормальный показатель для годовалого малыша – от 74 до 76 см.
  • Интенсивнее дети растут в первые месяцы после рождения, после чего этот процесс замедляется.

Месяцы жизни:

1-3 месяца – 3- 3,5 см ежемесячно;

4-6 месяцев – 2,5 – 3 см;

7-9 месяцев – 1,5 см;

10 – 12 месяцев – 1 см.

Рост ребенка, а также и его вес (для детей первых трех лет жизни + окружность головы) должны измеряться ежегодно.

За этим родители должны следить, ведь в случае появления каких-либо отклонений от нормы и/или появлении различных симптомов, указывающих на развитие заболеваний, в том числе и эндокринных, эти показатели будут иметь большое значение для своевременной диагностики заболевания, дальнейшего наблюдения и эффективности назначенного лечения.

Как эндокринолог в своей практике часто сталкиваюсь с отставанием роста и веса, и отсутствие ежегодных росто-весовых показателей существенно затрудняет предварительный диагноз – от конституционной задержки роста до снижения физиологических ежегодных приростов при соматической патологии и истинной эндокринной патологии.

Важно знать не только насколько ребенок отстает в росте, но и когда и по какой причине произошли эти изменения – с рождения или через определенный промежуток времени.

Центильные таблицы

После года правильно определяется рост по центильным таблицам, которые определяют уровни роста ребенка.

Для определения примерного соответствия роста и веса возрасту на разных сайтах встречаются различные формулы, они больше для родителей и носят ориентировочный характер. Следует знать, что они имеют значительные погрешности, не учитывают пол ребенка и указывают на средние значения роста и веса.

Центильные таблицы составлены на основании исследований ВОЗ, которые проводились в период 1997—2003 г.г. и в которых прочитаны нормы роста детей зависят, прежде всего, от пола ребенка, поэтому для девочек и мальчиков ВОЗ создала отдельные таблицы с усредненными показателями.

В зависимости от возраста малыша соотношение длины и массы тела, а также прибавка тоже будут отличаться.Кроме этого по центильным таблицам можно определить уровни роста и их ежегодное изменение, можно построить кривую роста и определить ее степень ее отклонения от средних величин, а при низкорослости – динамику изменения до и после лечения.

Уровни роста по центильным таблицам:

  • меньше 3 % – очень низкий рост (низкорослость) – ребенка нужно обязательно обследовать у эндокринолога;
  • от 3% до 10% – низкий рост – требует наблюдения, при наличии дополнительных симптомов необходимо обследование;
  • от 10% до 25% – рост ниже среднего (вариант нормы, наблюдение педиатра);
  • от 25% до 75% – средний рост;
  • от 90% до 97% – высокий рост – наблюдение педиатра, вариант нормы; больше 97% – очень высокий (высокорослость) – наблюдение и обследование у эндокринолога.

Такие же показатели по парацентильным таблицам используют при оценке веса ребенка.

Гармоничность или дисгармоничность физического развития у детей оценивают по индексу массы тела (ИМТ) – масса/рост в квадрате. На сегодняшний день существует много удобных калькуляторов для расчета ИМТ.

  • Развитие гармоничное – при отнесении ребенка от 10 до 90 центильного коридора по ИМТ;
  • дисгармоничное – от 3-го до 10-го и от 90-го до 97-го центильного коридора по ИМТ
Читайте также:  Двигательное развитие ребенка с рождения

Также необходимо определять индекс пропорциональности:

Массо-ростовой коэффициент (у доношенных новорожденных при рождении)

Масса/Рост× 100% в норме = 60 – 65%;

I степень задержки внутриутробного развития – 59-55%;

II степень– 54- 50%;

III степень – менее 50%.

При этом нужно учитывать, что эти таблицы используют только для доношенных новорожденных.

Рост – нормы и патология у недоношенных детей

У недоношенных детей необходимо определять соответствие физического развития гестационному сроку. Развитие соответствует гестационному возрасту при отнесении массы, длины тела, окружности головы, массо-ростового коэффициента от 10 до 90 процентиль.

Задержка внутриутробного развития констатируется при стабильно низких показателях при двух и более измерениях ниже 3-й процентили – при росте меньше 48 см, весе – меньше 2200гр.Все дети с задержкой внутриутробного развития должны обязательно наблюдаться детским эндокринологом.После 43 недели оценку физического развития проводят по диаграммам для детей раннего возраста, но с учетом скорригированного возраста (разница между фактическим постнатальным возрастом в неделях и недостающими до доношенного срока неделями гестации).Наиболее высокие темпы роста недоношенных детей – в первые 3 месяца жизни (3,5-5 см в месяц).

  • В первом полугодии ежемесячная прибавка роста составляет 2,5-5,5 см,
  • во втором полугодии – 0,5-3 см.

Суммарная прибавка роста за год – 27-38 см. Средний рост новорожденного ребенка к году – 70,2-77,5 см. Масса тела недоношенных детей на 1-м году увеличивается в 6-7 раз; адекватна прибавка из расчета 20 г/кг массы тела при рождении. Антропометрические показатели выравниваются с данными у доношенных детей в возрасте примерно 2 лет, но при массе тела до 1500 гр. показатели отстают.

В любом случае при изменении темпов роста, родителям необходимо обратить на это внимание, а при устойчивом отклонении – проконсультироваться у детского эндокринолога.

Главные причины задержки роста

Чаще всего отставание в росте обусловлено конституциональными особенностями роста и развития ребенка.

Выделяют:

  • Конституционную задержку роста и полового созревания (синдром позднего пубертата).
  • Семейную низкорослость.
  • Врожденную соматотропную недостаточность – изолированную или с множественным дефицитом гормонов).
  • Приобретенную соматоропную недостаточность.
  • Синдром Ларона возникает при нарушении чувствительности рецепторов к гормону роста.
  • Гипотиреоз (дефицит гормонов щитовидной железы).
  • Низкорослость при генетических заболеваниях (синдром Шерешевского -Тернера, Нонне).
  • Псевдогипопаратиреоз (синдром Олбрайта).
  • Соматически обусловленные нарушения роста – врожденные и приобретенные хронические заболевания (сердца, почек, печени, крови, кишечника, обменные нарушения, патология костной системы).

Другие причины задержки роста

Многие факторы могут оказывать отрицательное влияние на процессы роста и развития. Главные – это генетические и средовые изменения, которые могут влиять на плод еще во внутриутробном периоде.

Средовые факторы

Повреждающими экзогенными (внешними) факторами в период внутриутробного развития могут быть химические вещества, в том числе многие лекарственные средства, ионизирующее облучение (например, рентгеновское в диагностических дозах), гипоксия, голодание, наркотики, никотин, вирусы и др..

Химические вещества и лекарства, проникающие через плацентарный барьер, особенно опасны для зародыша в первые 3 месяца беременности, так как они накапливаются в повышенных концентрациях в тканях и органах зародыша. Наркотики нарушают развитие головного мозга. Голодание, вирусы вызывают пороки развития и даже внутриутробную гибель. Хронические заболевания, а также лекарственные препараты могут повлиять на процессы роста и созревание плода и, впоследствии, ребенка.

Поэтому крайне важно оградить будущего малыша от их вредоносного действия:

  • рационально питаться, при этом исключить все продукты, которые могут оказать отрицательное воздействие (аллергены, трасжиры, консерванты, пищевые добавки, много сахара);
  • минимализировать прием лекарственных препаратов;
  • следить за состоянием своего здоровья, что своевременно среагировать на развитие или обострение заболеваний;
  • уменьшить активные двигательные и эмоциональные нагрузки.

Генетические факторы

Распознать роль генетических факторов очень сложно и все же их можно предвидеть – генетическая основа дефицита гормона роста при наличии родственников первой степени родства с той же патологией в 5-30 % случаев. Это связано с различными мутациями в генах PIT-1, PROP1 (prophet of Pit1), GH1, которые регулируют развитие гипофиза в периоде эмбрионального развития. На сегодняшний день, они имеют рецессивный характер наследования (т.е должны присутствовать у обеих родителей важный фактор – близкородственные браки или люди, проживающие длительное время на одной территории – низкорослость считается этнической особенностью некоторых народов.

В данной ситуации при наличии у близких родственников дефицита гормона роста, изолированного или в сочетании с другими проявлениями нарушений гипоталамо-гипофизарной области, детей, страдающих нарушениями роста – возможно молекулярно-генетическое обследование родителей и определение рисков развития у ребенка секреции гормона роста и связанные с этим проблемы со здоровьем в дальнейшем.

Читайте также:  Ребенок третий месяц развития ребенка

Проявления задержки роста и формирование врожденных форм низкорослости заметны уже в первые 3-6 месяцев жизни, если это сочетается с отягощенным семейным анамнезом (наличии родственников первой степени родства с той же патологией с низкорослостью) или близкородственный брак – малыша должен обязательно осмотреть детский эндокринолог.

Задержка роста ребенка в первые годы жизни может быть связана с воздействием на плод отрицательных внешних или внутренних агентов:

  • сложная беременность;
  • прием лекарственных средств;
  • прием алкоголя или наркотиков, курение;
  • частые стрессы в период вынашивания малыша.

Эти дети также должны наблюдаться детским эндокринологом.

Внешние факторы после рождения

Наиболее частой причиной соматотропной недостаточности являются опухоли центральной нервной системы различной этиологии, в первую очередь, затрагивающие гипоталамо-гипофизарную область. После проведенного лечения таких опухолей (операция, лучевая терапия, химиотерапия), как правило, проявления гипопитуитаризма (соматотропной недостаточности) нарастают.

Также возможны травмы, в том числе и родовые с асфиксией и фетальным дистрессом – сложные роды, применяемые пособия (акушерские шпицы, вакуум экстракция плода), стремительные роды.

Значительные снижения темпов роста наблюдаются после лечения опухолей, которые не затрагивают гипоталамо-гипофизарную область – облучение головы и шеи при лейкозе, медуллобластоме, ретинобластоме, лимфогранулематозе. Снижение продукции гормона роста наблюдается после химиотерапии.

Ряд объемных образований анатомически не связанных с гипофизом могут сопровождаться снижением выработки гормона роста – глиома зрительных нервов, астроцитома, локализующиеся в непосредственной близости к гипоталамо-гипофизарной области.

врач-педиатр, детский эндокринолог Сазонова Ольга Ивановна

Источник

Факторы влияющие на развитие детей. Оценка

Навыки различных видов деятельности приобретают в детстве. Термин «развитие ребёнка» используют для описания навыков, приобретаемых ребёнком с рождения до 5 лет, когда происходит быстрое развитие движений, речи, общения и самообслуживания. В школьный период наблюдают преимущественно развитие сознания, абстрактного мышления и умения обобщать, а также дальнейшее закрепление ранее приобретённых навыков.

Нормальное развитие в течение первых нескольких лет жизни контролируется:

• родителями, у которых есть руководство нормального развития в личной карте ребёнка;

• при регулярных контрольных осмотрах ребёнка;

• каков бы ни был повод обращения ребёнка к специалисту, дополнительно проводят краткий общий осмотр.

Главной целью оценки развития маленького ребёнка считают раннее выявление задержки или патологии развития, для того чтобы:

• помочь ребёнку максимально реализовать свой потенциал;

• незамедлительно обеспечить лечение (особенно важно при нарушении слуха и зрения);

• обеспечить адекватный уход и лечение ребёнка с ограниченными возможностями.

оценка развития детей

Развитие ребёнка представляет собой взаимное влияние наследственности и окружающей среды на развивающийся мозг. Наследственность определяет потенциал ребёнка, тогда как окружающая среда влияет на степень его реализации. Для оптимального развития окружающая среда должна соответствовать физическим и психологическим потребностям ребёнка, которые меняются в зависимости от возраста и стадии развития:

• грудные дети находятся в полной физической зависимости от своих родителей и нуждаются в определённом уходе для обеспечения психологических потребностей;

• дети в начальной школе могут самостоятельно справляться с некоторыми своими физическими потребностями и многими социальными проблемами;

• подростки способны удовлетворять большинство своих физических потребностей, испытывая вместе с тем все более сложные эмоциональные переживания.

При осмотре ребёнка оценивают четыре сферы показателей развития. К ним относят:

• крупную моторику;

• зрение и мелкую моторику;

• слух, речь и языковые навыки;

• социальные навыки, эмоции и поведение.

Крупная моторика — наиболее очевидный показатель прогресса развития. Поскольку мелкая моторика требует хорошего зрения, эти две сферы развития объединены. Развитие нормальной речи и языковых навыков зависят от удовлетворительного слуха, поэтому тоже рассмотрены вместе. Социальные навыки, эмоции и поведение представляют собой область психологического развития.

Приобретение навыков развития в каждой сфере у детей происходит приблизительно по одной схеме, но в норме может изменяться. Это похоже на поступательный процесс. Таким образом, схема приобретения навыков:

• постоянна в своей последовательности;

• всегда должна рассматриваться во временном промежутке, связывая каждый этап с тем, что было до него и что предстоит в дальнейшем;

• в норме у детей может различаться.

Недостаток в любой области навыков может повлиять на остальные сферы. Например, нарушение слуха может воздействовать на языковые, социальные и навыки общения и поведения ребёнка. По мере роста ребёнка становятся необходимыми дополнительные навыки, такие как внимание, концентрация и способность каждого ребёнка интегрировать свои навыки.

– Вернуться в оглавление раздела “профилактика заболеваний”

Оглавление темы “Обследование детей”:

  1. Обследование желудочно-кишечного тракта ребенка. Рекомендации
  2. Обследование половых органов ребенка. Ректальное исследование
  3. Неврологическое обследование ребенка. Оценка движений, координации
  4. Обследование конечностей ребенка. Оценка мышечной массы, тонуса
  5. Оценка чувствительности у ребенка. Оценка функции черепных нервов
  6. Оценка шеи (щитовидной железы, лимфатических узлов) ребенка. Рекомендации
  7. Измерение артериального давления у детей. Методы
  8. Обследование глаз у детей. Рекомендации
  9. Осмотр горла, ушей у детей. Рекомендации
  10. Факторы влияющие на развитие детей. Оценка

Источник