Факторы которые влияют на развитие личности ребенка
Поскольку биологические и социальные факторы играют огромную роль в развитии ребенка, можно предположить, что в развитии аномальных детей эти факторы приобретают еще большее значение. Ведь первопричиной нарушенного развития является именно органический (биологический) дефект, а условия социальной среды могут или сгладить, компенсировать последствия биологического «сбоя», или же, напротив, усилить его отрицательные последствия.
В связи с тем, что среди биологических факторов большое значение принадлежит наследственности, начнем с этой группы.
Биологические факторы. Формирование личности – сложный, Многозначный процесс анатомо-физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.
Развитие человека, как и всех живых организмов, связано прежде всего с действием фактора наследственности.
Человек от рождения несет в себе определенные органические задатки, которые играют существенную роль в развитии различных сторон личности, особенно таких, как динамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одаренности. В ходе долгой эволюции, путем действия законов наследственности, изменчивости и естественного отбора, сложилась сложная телесная организация человека, потомкам передавались основные биологические признаки, свойства человека как вида. Материальными носителями наследственности являются гены.
В соответствии с законами передачи наследственной информации (их изучает генетика) люди наследуют анатомическое строение, характер обмена веществ и физиологического функционирования, тип нервной системы, степень пластичности нервной ткани, делающей ее податливой к воздействиям внешней среды. Вместе с тем наследственно обусловлены основные безусловнорефлекторные реакции, физиологические механизмы жизненно важных для организма влечений и органических потребностей. Число возможных комбинаций человеческих генов и их мутаций биологи считают едва ли не большим, чем число атомов во Вселенной. По мнению академика Н.П. Дубинина, в современном человечестве за всю прошлую историю и в будущем не было и не будет двух наследственно идентичных людей.
И все же процесс развития личности не есть простое раскрытие и развертывание биологического фонда. Еще Ч. Дарвин показал, что развитие живых организмов идет через борьбу наследственности и приспособления к условиям жизни, через наследование старых и усвоение новых признаков. Ранее многие ученые считали, что гены неизменны, отличаются абсолютной устойчивостью. Ныне твердо установлена изменчивость наследственных структур клетки. Следовательно, изменчивость, как и наследственность, является одним из коренных свойств организма.
Как бы ни было велико значение наследственности, ее влияние опосредствовано системой воспитания и социального воздействия. Образ поведения человека, по мнению И. П. Павлова, не только обусловлен прирожденными свойствами нервной системы, но и зависит от постоянного воспитания и обучения в широком смысле этих слов. Благодаря пластичности нервной системы свойства ее типа изменяются под влиянием жизненных впечатлений, обеспечивая соответствующее приспособление организма к среде. Свойства типа в этом случае сдвигаются в ту или иную сторону, а вместе с этим изменяются динамические особенности личности (в частности, темперамент).
Прирожденные особенности нервной системы и других систем организма являются анатомо-физиологической основой тех жизненных сил, которыми человек отчасти наделен от рождения и которые существуют в нем в виде задатков. Человек получает от природы не готовые психические свойства, а функциональные возможности, природные потенции возникновения и развития тех или иных качеств личности. Особенности нервной системы человека не предопределяют будущих форм поведения, но образуют почву, на которой одни из них формируются легче, другие-труднее.
Природные задатки весьма многозначны. На основе одного и того же задатка могут быть сформированы различные способности и психические свойства. Все будет зависеть от сочетания задатков, а также от обстоятельств жизни и условий воспитания.
Механизм наследственности легче прослеживается в передаче физических особенностей человека и относительно простых психических свойств. В формировании сложных психических свойств (качеств ума, характера, взглядов, мотивов деятельности и т. п.) ведущая роль принадлежит условиям жизни и воспитания.
Наследственность как один из источников развития личности еще не изучена наукой должным образом. Каждый нормальный человек к одному виду деятельности способен больше, чем к другому. Потенциально, т.е. генетически, человек необыкновенно богат по своим возможностям, но он никогда не реализует их полностью в своей жизни. В определенной степени это объясняется тем, что до сих пор еще не выработаны методы выявления истинных способностей человека в процессе его детского и юношеского воспитания, а потому и не предоставляются адекватные условия для их развития.
Дальнейшее развертывание исследований в этой области сделает педагогический процесс более обоснованным, позволит эффективнее управлять формированием личности школьника.
Социальные факторы. В самом общем виде формирование личности ребенка можно определить как процесс социализации, т.е. усвоения индивидом социального опыта. Человек на основе социального общения и деятельности обособляется в особую социально-психологическую систему. Личность в полном смысле этого слова начинается тогда, когда из всего социально-психологического материала, ставшего личным достоянием индивида, формируется особым образом организованная система, которая обладает индивидуальностью, известной автономией, способностью к саморегуляции, избирательным отношением к социальной среде.
Оставаясь общественным существом, человек вместе с тем выступает как некоторый особенный индивид со своим внутренним миром, со своими особыми психологическими качествами и свойствами. На каждом уровне своего развития ребенок, занимая определенное место в системе доступных ему общественных отношений, выполняет определенные функции, обязанности. Овладевая необходимыми для этого знаниями, общественно выработанными нормами и правилами поведения, он формируется как общественное существо, как личность. Формирование личности есть расширение круга отношений ребенка с действительностью, постепенное усложнение форм деятельности и общения с людьми.
Ребенок развивается как личность под воздействием окружающей среды. В понятие «среда» входит сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого индивида. К этим обстоятельствам относятся как естественные, так и общественные условия его жизни. Ребенок уже от рождения является не просто биологическим существом. По природе своей он способен к социальному развитию – у него возникает потребность в общении, в овладении речью и т.п.
При этом во взаимодействии личности и среды необходимо учитывать два решающих момента:
1) характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых личностью;
2) активность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.
Но не все, что окружает ребенка, является действительной средой его развития. Для каждого ребенка складывается неповторимая и сугубо индивидуальная ситуация развития, которую мы называем средой ближайшего окружения. Среда ближайшего окружения, или микросреда, есть выражение социальной среды. В то же время она относительно автономна. Микросреда – это часть социальной среды, состоящая из таких элементов, как семья, школа, друзья, сверстники, близкие люди и т. д.
Среда несет ребенку по преимуществу неорганизованные влияния, действующие стихийно и нецеленаправленно. Поэтому полагаться на воздействие только одной среды, даже самой благоприятной для формирования человека, – значит рассчитывать на успех весьма сомнительный, призрачный, ненадежный. Это привело бы к самотеку, к растворению процесса развития личности в потоке стихийных, неорганизованных влияний жизни, различных средовых сфер.
Отношения со средой, в которые вступает ребенок, всегда опосредованы взрослыми. Всякая новая ступень в развитии личности ребенка есть одновременно новая форма его связи со взрослыми, которая ими же подготовлена и направляется. Вот почему воспитание выступает как ведущий, исключительно глубокий и действенный фактор формирования личности, как организованное, направленное развитие.
Там. где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются положительные и ослабляются отрицательные влияния среды (распущенность, пьянство и т. п.), У детей формируется нравственная стойкость против всякого рода негативных факторов, достигаются единство и согласованность всех звеньев, осуществляющих воздействие на учащихся (школы, семьи, внешкольных учреждений, общественности). Там. где есть воспитание, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию. С возникновением этого нового субъективного фактора он становится соратником воспитателя.
Воспитание проектирует личность, преднамеренно и планомерно поднимает ее на новую ступень, движет ее в заданном направлении. Воспитание ориентируется не только на уже достигнутый уровень развития, но и на те особенности, процессы, свойства личности, которые находятся в стадии становления.
Ключ к пониманию процесса формирования и развития личности аномального (умственно отсталого) ребенка лежит в работах Л. С. Выготского, раскрывающих, как было показано выше, сложную структуру дефекта и так называемую «зону ближайшего развития». Остановимся на первом.
Мы уже говорили о том, что в основе любого нарушенного развития лежит биологический фактор. При любых нарушениях интеллекта присутствует органическое поражение высшего отдела центральной нервной системы (ЦНС) – коры больших полушарий головного мозга. Например, при олигофрении кора головного мозга может быть поражена в пренатальный период (в период беременности, до родов), в натальный (во время родов) и в постнаталъный (послеродовой), в первые годы жизни ребенка.
Естественно, что при так называемых сенсорных нарушениях (нарушениях слуха, зрения) или речевой патологии органические нарушения, в том числе и корковые, будут другими.
Источник
Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов. Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств. Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.
Выделяют следующие факторы развития ребенка:
- Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
- Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
- Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
- Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
- Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.
Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.
Биологические факторы развития ребенка
Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу. В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр. Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.
Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.
Факторы психического развития ребенка
К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.
Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.
Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:
- нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
- полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
- наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
- сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.
Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.
Социальные факторы развития
Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе.
По мере взросления малыша могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.
Таким образом, факторы развития ребенка формируют его активность и роль в социуме. Если в семье практикуется правильная система воспитания, то ребенок раньше сможет перейти к самовоспитанию, развить нравственную стойкость и выстроить здоровые межличностные отношения.
Источник
Доброго времени суток,уважаемые подписчики.
Воспитание ребенка – это неотъемлемая часть жизни родителей. Ребенок приходит в этот мир как чистый лист, и на раннем этапе именно родители формируют личность малыша. Вопреки расхожему мнению, характер не наследуется, но формируется под чутким руководством родителей. В раннем возрасте ребенок податлив влиянию, и не составит большого труда объяснить что хорошо, а что плохо, куда сложнее быть примером своих слов. Таким образом, появляются различные факторы, которые влияют на воспитание ребенка.
yandex.ru
Погода в доме
Родители – это первые люди, которых встречает малыш в этом мире и долгое время он находится в окружении своей семьи. Именно на этом этапе закладываются семейные и жизненные ценности, с которыми малыш встретит взрослую жизнь.
Соблюдение баланса – самое тяжелое в работе родителя. Как бы ни хотелось нельзя окружать ребенка исключительно заботой и опекой. Но также нельзя предоставлять ребенка самому себе. Вседозволенность и попустительство неприемлемо, равно как и полный контроль над жизнью ребенка. В целом соблюдение баланса состоит в том, чтобы давать ребенку право выбора и относительную свободу действий, а чтобы процесс не вышел из-под контроля, необходимо прививать чувство ответственности с раннего возраста и мягко направлять малыша в правильное русло.
Основную часть воспитания составляют бытовые ситуации, возникающие в семье. Когда ребенок живет в атмосфере любви и взаимопонимания, многие ситуации для него становятся естественными. Уход за больным супругом, здоровое решение конфликтных ситуаций, умение искренне попросить прощения или отблагодарить – всё это малыш перенимает от родителей. Будучи воспитанным в такой модели поведения он перенесет ее во взрослую жизнь.
yandex.ru
Окружение ребенка
Рано или поздно в жизни каждого родителя наступает момент, когда приходится отпустить ребенка во внешний мир. Первые походы на детскую площадку и первые взаимодействия с другими детьми, это не только радость для родителей, но и причина для волнения. Ведь у других детей свое видение этого мира и другое воспитание.
Выращенный в тепличных благоприятных условиях ребенок, первый раз сталкивается с жадностью, агрессией, несправедливостью, становится участником конфликтных ситуаций. Обычно родители тут же бегут на помощь своему малышу, не разобравшись в ситуации и не дав принять решение самому. Как только у ребенка забирает лопатку другой ребенок, родитель сразу же бежит с наставлениями, что можно, что нельзя. Тогда как полезнее для всех будет встать в сторону и понаблюдать за поведением малыша. Это его жизнь и его конфликтная ситуация, вполне возможно, он сам найдет выход из ситуации и даже куда лучший, чем ему предложили бы родители. Важно понаблюдать за реакцией ребенка и его действиями и только потом на основе увиденного сделать с малышом анализ над ошибками и объяснить, где именно он поступил неправильно или почему с ним поступили несправедливо.
Гаджеты и средства массовой информации
Как часто родители предоставляют ребенка самому себе наедине с гаджетами? Слишком велико искушение сделать дела по дому в тишине и спокойствии пока ребенок занят мультфильмом или развивающим приложением. Поэтому родители часто успокаивают себя, что ничего страшного в этом нет, и даже приносит определенную пользу. Конечно, у каждого ребенка должно быть время посвященное саморазвитию. Но проводить он его должен с игрушками, конструкторами, карандашами, пластилином, развивая фантазию и мышление, а не перед экраном монитора.
yandex.ru
Действительно в мультфильмах и приложениях нет ничего страшного, но только если ребенок изучает их вместе с родителями. Родители должны объяснять и комментировать все действия в мультфильмах, характеризовать героев, задавать наводящие вопросы ребенку. Иначе есть риск, что ребенок неправильно поймет, что именно хотят донести до него персонажи.
Каждый ответственный родитель хочет отгородить своего ребенка от негативных факторов окружающего мира. Это желание постоянно оберегать и опекать естественно. Однако приносит ли оно реальную пользу ребенку? Ведь жизнь не состоит только из белых полос. Задача каждого родителя не только оберегать и опекать, но в первую очередь подготовить ребенка к самостоятельной жизни.
Cпасибо, что дочитали статью. Ставьте пальцы вверх. До скорой встречи.
Источник