Факторы и закономерности психологического развития ребенка
Основные закономерности психического развития: гетерохронность, неравномерность, цикличность, метаморфозы в детском развитии, неустойчивость, сензитивность.
Психическое развитие человека отмечается следующими закономерностями.
- Гетерохронность психического развития ребенка – это неравномерное, волновой характер развития отдельных психических процессов. Он проявляется в том, что для каждого психического свойства есть специфический период, когда она развивается наиболее интенсивно.
- Сензитивность развития. Сензитивный период развития – это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому если упущен сензитивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.
- Асинхронность психического развития ребенка заключается в том, что различные психические функции имеют разные сензитивные периоды и по продолжительности и по возрасту их наступления.
- Стадиальность психического развития ребенка – отдельные этапы развития имеют определенную последовательность и взаимосвязаны. Новый этап возникает на основе предыдущего и вносит свои неповторимые черты в психике ребенка. Поэтому каждая стадия имеет свою ценность и ее нельзя перепрыгивать
- Дифференциация и интеграция психических процессов, свойств. Дифференциация означает последовательное усложнение психики с появлением новообразований.
- Изменение соотношения детерминант психического развития означает, что с возрастом у ребенка меняется соотношение биологических и социальных факторов его психического развития. С расширением связей ребенка с социальной средой (с возрастом) возрастает роль социальных воздействий. Меняются и сами социальные детерминанты (семья, школа, класс, друзья). Для человека ведущую роль в психическом развитии играет социальный фактор.
- Психическое развитие ребенка невозможно без пластичности психики – то есть ее способности к изменениям. Так, ребенок может овладеть любым языком, в зависимости от социального окружения и расы или национальности.
Итак, специфика психического развития ребенка состоит в том, что главные условия онтогенеза психики – органическое созревание индивида и его привлечения к человеческой культуры – слиты в единый процесс, а взаимодействие этих условий осуществляется за активности индивида.
Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность развития. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, то действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих.
Наследственность – это важнейшая особенность живых организмов, заключающаяся в способности передавать свойства и функции родителей потомкам. Эта передача осуществляется с помощью генов.
Ген – единица хранения, передачи и реализации наследственной информации. Ген представляет собой специфический участок молекулы ДНК, в структуре которого закодирована структура определенного полипептида (белка).
Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде, во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития. Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие.
Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. По интенсивности контактов выделяются: ближняя среда (домашняя) и дальняя (социальная) – общественный строй, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.
Единства в оценке влияния среды на формирование человека среди педагогов нет. Огромное влияние на развитие человека, особенно в детстве, оказывает домашняя среда. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов, взглядов, ценностных ориентаций.
Семья предоставляет и, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.
Согласно социологизаторскому подходу развитие ребенка определяется его социальным происхождением, принадлежностью к определенной социальной среде. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием.
Собственная активность.
Огромное значение в развитие личности педагогика придает активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности. В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях.
Зона ближайшего развития.
Зона ближайшего развития – уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.
основная идея теории зоны ближайшего развития направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей к обучению.
Движущие силы психического развития.
Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми, нарождающимися, между новыми потребностями и старыми способами их удовлетворения, уже не устраивающими ребенка. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу».
Социальная ситуация развития – это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой. Она определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания.
Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи развития, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно к новой социальной ситуацией развития.
Ведущий вид деятельности.
Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает.
Все многообразие человеческой деятельности можно свести к трем основным видам: труд, учение и игра. Каждый из этих видов является на определенных этапах жизни: игра – дошкольный период; учение – младший школьный возраст, отрочество, юношество; труд – зрелость и старость. Младенчество – непосредственное эмоциональное общение. Раннее детство – предметная деятельность. Дошкольный возраст – игра. Младший школьный возраст – учебная Деятельность. Подростковый возраст – интимно-личностная, общественно-полезная. Юношество – учебно-профессиональное, поиск смысла жизни, личностное самоопределение «Кто Я?».
Кризисы в психическом развитии.
Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития.
Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.
Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.
Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые может поступать вопреки своим желаниям.
Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий.
Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.
Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.
Новообразования психического развития.
Психологическое новообразование – это психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период;
Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов, например, наглядно-дейсвенное мышление в раннем детстве до отдельных свойств личности (скажем, рефлексия в подростковом возрасте.
Значимость понятия «психологическое новообразование» состоит в том, что появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию родителей, педагогов или врачей.
На каждой возрастной ступени имеется центральное новообразование, т.е. ведущее для всего процесса развития.
Итак, возрастные психологические новообразования выражают особенности сознания и самосознания субъекта.
Источник
Вот она! Наконец-то написала вторую статью из раздела «Психология развития и возрастная психология»! В ней я кратко описала основные моменты темы «Основные закономерности психического развития ребенка». Пробегаясь по основным явлениям и понятиям, я также буду делать акцент и на некоторых психологах, которые, собственно, и изучали данные вопросы.
Я очень надеюсь, что вам понравится новая статья. Оставляйте свои комментарии, обсуждайте статьи, прямо на сайте подписывайтесь на паблик Вконтакте ImPsi Ψ Психология для ума, где вас будет ждать еще много всего интересного и полезного.
Содержание
- Детерминация возрастного развития
- Проблема обучения и развития в возрастной психологии
- Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития
- Неравномерность психического развития
Основные закономерности психического развития — это наиболее существенные и общие для всех однотипные изменения психики от рождения человека и до его смерти.
Маркова Аэлита Капитоновна предлагает трактовать эти закономерности как принципы психологии развития и возрастной психологии.
Основные закономерности психического развития:
1. Детерминация возрастного развития как соотношение предпосылок, условий и движущих сил развития.
2. Сензетивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития.
3. Неравномерность темпа и отдельных сторон психического развития.
Детерминация возрастного развития
Детерминация психического развития — это факторы психического развития, от которых оно зависит и которыми определяется (т.е. детерминанты).
Факторы психического развития
1 фактор — природные предпосылки психического развития
(Александр Владимирович Запорожец)
Наследственные факторы:
- видовые признаки человека как представители Homo Sapiens (например, мозг человека);
- некоторые частные биологические признаки, полученные от родителей (например, особенности нервной системы).
Врожденные факторы:
- индивидуальные особенности, которые приобретаются в ходе пренатального развития (это могут быть задатки, определяющие развитие тех или иных способностей).
Период пренатального развития — это период от зачатия до рождения.
Перинатальный период — это период от 28 недели беременности (6 месяцев), включающий период родов и заканчивающийся после 168 часов после рождения (7 дней).
2 фактор — социальная среда как условия развития
(Даниил Борисович Эльконин)
Социальная среда — это:
- социально-экономическая ситуация, в которой появился на свет и живет человек (т.е. макросреда);
- ближайшее окружение человека на каждом возрастном этапе (т.е. микросреда).
Макросреда влияет на человека через микросреду.
Социальная среда должна быть:
- человеческой;
- развивающей;
Обучение и воспитание — это необходимые условия психического развития.
Госпитализм — это совокупность психических и соматических (от греч. soma — тело) нарушений, обусловленных длительным пребыванием ребенка в закрытых учреждениях.
Госпитализм
Отклонения в развитии эмоций у ребенка могут выражаться как в недостаточном их развитии (эмоциональная холодность), так и в чрезмерном развитии отрицательных эмоций.
Пример холодности и замкнутости может возникать в результате развития у ребенка госпитализма и при эмоциональной депривации.
Госпитализм — это синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации.
Особенно часто госпитализм проявляется в детских домах и домах ребенка, где детям не могут уделять достаточного внимания.
Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д.
В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т.п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.
«Современный госпитализм», или институализация, характеризуется отсутствием ярких, разнообразных эмоций, любознательности, инициативы, недостаточным умением играть с предметами, длительной задержкой в развитии речи.
«Эксперимент с каменным лицом» Троника продемонстрировал весомость и важность эмоционального общения между родителями и детьми.
Согласно идее Троника, основная детерминанта развития детей связана с функционированием двусторонней системы эмоционального общения между ребенком и ухаживающим за ним взрослым.
В ходе поставленного эксперимента родителя просили прекратить на время общение с ребенком (3 мес), но, продолжая смотреть на малыша, придать своему лицу застывшее или отсутствующее выражение. У младенца это вызывало сначала удивление, затем он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью.
Через несколько минут поведение младенцев начинало меняться. Они отворачивались в сторону, начинали сосать палец и выглядели страдающими. Некоторые из детей реагировали на безучастность родителя хныканием, переходящим в непрерывный плач, у кого-то текли слюни и развивалась икота.
Согласно другим исследованиям, дети, потерявшие мать сразу же после рождения, часто вырастают замкнутыми, неконтактными людьми, а лишившись матери в 6-месячном возрасте, проявляют асоциальные черты поведения.
Исследования показали, что одним из важнейших факторов, неблагоприятно влияющих на ребенка, является недостаточность в его жизни эмоциональных и социальных стимулов. Таким образом, стоит подчеркнуть, что ребенку для полноценного развития необходима любовь человека, его ласка.
Малыш должен чувствовать, что он дорог взрослому, что его любят. Ребенок, выросший без любви, как правило, боязлив, хмур, недоверчив. Отсутствие любви в детстве сказывается на всей личности будущего человека.
3 фактор — собственно деятельность человека, прежде всего ведущая
(Алексей Николаевич Леонтьев)
В каждом возрасте человека один из видов деятельности становится главным, ведущим видом. Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н. Леонтьева.
3 признака ведущей деятельности:
- деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности;
- в этой деятельности формируются и перестраиваются познавательные психические процессы;
- от этой деятельности зависят основные на данном возрастном этапе изменения личности.
Каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для данного возрастного этапа новообразований, а переход от одной ведущей деятельности к другой означает смену возрастного этапа.
Ведущая деятельность человека
Период | Ведущая деятельность |
Младенчество (от рождения до года) | Общение со взрослыми |
Раннее детство (1 — 3 года) | Предметно-орудийная деятельность |
Дошкольный возраст (3 — 6/7 лет) | Ролевая игра |
Младший школьный возраст (6/7 — 10/11 лет) | Учебная деятельность |
Подростковый возраст (11/12 — 15/16 лет) | Общение со сверстниками |
Юношеский возраст (17 — 23 года) | Учебно-профессиональная деятельность |
Взрослость | Трудовая деятельность |
4 фактор — противоречия как движущая сила психического развития
(Алексей Николаевич Леонтьев)
Противоречия могут быть следующими:
- между образом жизни и возможностями человека;
- между местом в социуме и желанием изменить это место.
Внешние противоречия сами по себе не являются двигателями развития. Развитие происходит только тогда, когда они вступают между собой в борьбу. Если случается так, что противоречия не возникают или не находят разрешение, то появляются отклонения в развитии.
Проблема обучения и развития в возрастной психологии
Лев Семенович Выготский выдвинул идею о ведущей роли обучения в психическом развитии высших психических функций (ВПФ). К ВПФ относятся речь, словесно-логическое мышление, воля, воображение, произвольное внимание, произвольная память. Это все продукты культурно-исторического развития.
Развитие ВПФ происходит из-за овладения 2 видами средств:
- орудия труда (направлены во внешний мир и преобразуют природу);
- знаки (направлены на внутренний мир человека и пересматривают психику человека; например, слово).
Овладеть этими 2 видами средств ребенок может только в процессе обучения под руководством взрослых. Поэтому развитие психики не может идти вне обучения. Выготский считал, что обучение является развивающим только тогда, когда оно идет впереди развития и ведет его за собой.
Развивающее обучение базируется на 2 уровнях развития:
1 уровень — низший — уровень актуального развития: уже сложившиеся на данный момент функции. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет самостоятельно.
2 уровень — высший — зона ближайшего развития (ЗБР): те функции, которые находятся в процессе созревания. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет с помощью взрослых.
Величина ЗБР — это потенциальные возможности ребенка, показатель запаса его развития, показатель обучаемости.
У детей с одинаковым уровнем актуального развития может быть разный уровень зоны ближайшего развития. Оценивая развитие ребенка, учитывают его ЗБР. Обучение не должно отрываться от ЗБР. Забегание вперед ЗБР не будет иметь развивающего эффекта.
Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития
Возрастная сензитивность — это наибольшая чувствительность к определенным обучающим воздействиям в определенные возрастные периоды.
В сензитивный период определенные воздействия только тогда могут влиять на развитие, когда психические функции находятся в процессе созревания. Когда они созревают, те же самые воздействия могут оказаться не только нейтральными, но и даже иметь негативный эффект.
Сензитивные периоды совпадают с тем, что Выготский назвал зоной ближайшего развития. Именно сензитивностью вызваны неповторимость и необратимость возрастного развития. Всякий пропущенный сензитивный период приводит к отставанию в развитии.
Необратимость — это способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.
Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.
Сензитивные периоды можно выделить из новообразований возраста. Таким образом, можно выделить несколько сензитивных периодов.
Сензитивные периоды
Возраст | Сензитивный период |
1,5 — 3 года | Развитие речи |
3 — 6/7 лет | Развитие образных форм познания: восприятия, образной памяти, образного мышления, воображения |
5 лет | Предполагается, что для обучения грамоте |
6 лет | Предполагается, что для обучения чтению |
Необратимость психического развития означает, что развитие в онтогенезе однонаправленно. Необратимость не означает неизменности произошедших изменений. Сформировавшиеся функции можно перестроить в контексте другого возраста, но результат будет иным, чем в норме.
Преемственность психического развития означает, что все последние этапы развития связаны с предыдущими. При этом старые структуры и образования не исчезают, а перестраиваются и входят в состав новых.
С преемственностью связана кумулятивность (накопление) развития.
Кумулятивность развития — это накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.
Кумулятивность развития означает, что результат развития каждого последующего этапа включается в последний, при этом определенным образом трансформируясь.
Такое накопление изменений подготавливает качественное преобразование в психическом развитии.
Пример кумулятивности — это последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждый последующий вид мышления возникает на базе предыдущего.
Индивидуализация психического развития — это существование возрастных особенностей в индивидуальных вариантах. Индивидуализация в развитии выступает не сразу, не полностью, а изменяется и обогащается от возраста к возрасту.
Индивидуальные варианты развития проявляются:
- в сроках наступления сензитивности к обучающим воздействиям;
- в темпе и ритме приближения к зрелости и старости;
- в разнообразии динамических особенностей, вызванных типом ВНД (высшей нервной деятельности), типом темперамента.
Неравномерность психического развития
Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.
Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.
Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер.
Неравномерность психического развития проявляется:
- В гетерохронности (неодновременность) отдельных сторон психического развития;
- В гетерохронности появления индивида и личности в человеке;
- В темпе развития.
Гетерохронность отдельных сторон психического развития подразумевает, что разные психические функции изменяются в онтогенезе неравномерно, периоды подъема сменяются периодами спада.
Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Период, когда функция доминирует — это период ее оптимального развития.
В раннем детстве восприятие выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. В дошкольном возрасте у детей доминирует память. В младшем школьном — мышление. Остальные функции зависят от доминирующей, как бы обслуживают ее.
Немецкий психолог Эрнст Мейман выявил такую закономерность: чем важнее функция, тем раньше она развивается. Значение функции для жизни, ее востребованность обеспечивает долговечность этой функции.
Гетерохронность появления индивида и личности в человеке подразумевает, что индивид возникает задолго до рождения личности. Личность может деформироваться и даже умереть при сохранном индивиде. И наоборот, индивид может умереть, а как личность продолжать жить (речь идет о наследии известных людей, о которых помнят даже после их смерти).
Неравномерность психического развития проявляется в темпе развития. Это было замечено американским психологом Арнольдом Гезеллом: чем младше ребенок, тем выше темп его развития.
Косвенно на это указывает обмен веществ: до 3 месяцев он составляет 400% уровня обмена веществ взрослых, от 3-6 месяцев — 300%.
Кроме возрастных особенностей есть и половые особенности темпа развития. Девочки обгоняют мальчиков на 2-3 года в психическом и физическом развитии (к концу подросткового возраста). Таким образом, женщины приближаются к зрелости и старости раньше, чем мужчины.
Индивидуальные различия неравномерности психического развития проявляются в акселерации и ретардации.
Ретардация — это замедление развития.
Акселерация — это ускорение развития.
Давайте сравним 1910 и 2010 годы. Рост новорождённых за указанный период увеличился в среднем на 0,5-1 см. Вес малышей стал больше на 200-300 грамм.
Семилетний ребёнок начала XXI века выше своего ровесника из начала прошедшего столетия в среднем на 1,5 см и тяжелее на 500 грамм. Но самые поразительные различия у подростков. Рост современного 13-летнего юноши превосходит аналогичный параметр предка на 10-15 см.
Причины акселерации и ретардации
- Расширение и сужение круга брачных связей: у родителей разных этнических групп чаще рождаются акселераты, а у родителей-родственников чаще рождаются ретарданты.
- Влияние на растущий организм дозированных факторов природной среды, при этом мужской организм более чувствителен.
- Социально обусловленные явления, например, жизнь в мегаполисе, особенности питания, физические нагрузки.
- Влияние геомагнитной активности: низкая солнечная активность ведет к акселерации, а высокая — к ретардации.
Акселерация и ретардация касаются прежде всего физического развития детей. В младенчестве физическое и психическое развитие неразрывно. Они начинают расходиться в более старшем возрасте.
Источник