Факторы и условия психического развития для будущего ребенка

А. Стрессы матери во время беременности. Хотя природа предусмотрела систему многоступенчатой защиты беременной женщины и плода от влияния временных негативных факторов и у плода имеется достаточно защитных сил, чтобы нейтрализо­вать негативные последствия, но все же существуют стрессы, которые могут негативно отразиться на развитии плода. Речь идет прежде всего о хронических конфликтных ситуациях в семье, причем именно таких, когда женщина чувствует себя жертвой, а не просто активно отстаивающей себя стороной. Если уж кон­фликтов невозможно избежать во время беременности, то жела­тельно, чтобы женщина в них помнила о необходимости актив­ной защиты себя и будущего ребенка, а не занимала пассивно-страдающую позицию ради «мира любой ценой». В таких ситуа­циях часто может быть полезна помощь психолога-консультанта или совместное с мужем посещение групп по подготовке к ро­дам*.

* Лосева В., Луньков А. Страхи вокруг беременности. //Психологичес­кая консультация, 1998. №1. С. 21—34.

В момент переживаний, эмоциональных стрессов плод на­чинает быстрее двигаться, как бы выражая явное недовольство поведением и самочувствием матери. Это подтверждает Зонтаг: «Я определенно чувствую, что эмоции, переживаемые матерью, чреваты не только близкими, но и отдаленными последствия­ми». Тревожные ощущения беременной матери передаются ма­лышам, вызывая у них повышенную двигательную активность и проблемы с пищеварением. Так, Кэрол Флэйк-Хобсон с соавто­рами описывают такой случай:

«С виду здоровый ребенок, рожденный 17-летней матерью, умер через 21 час после кровавой рвоты. Вскрытие выявило у него три язвы пищеварительного тракта. Позднее было установ­лено, что во время беременности мать переживала сильный стресс: родители вынудили ее выйти замуж за отца ребенка — алкоголи­ка, избивавшего ее. Даже после ее возвращения к родителям муж постоянно пытался с помощью угроз и кулаков вернуть жену. Может ли организм крохотного существа вынести стрессы мате­ри?!»*

* Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношении с окружающими. М., 1993. С. 72—73, 86.

Конечно, один случай не доказывает существование жест­кой связи материнских стрессов и детских язв, но побуждает к исследованиям. Исследования специалистов показывают, что про­должительный стресс во время беременности увеличивает риск преждевременных, долгих или трудных родов, выкидышей, а также токсикозов. Также замечено, что дети нервных, тревожных мате­рей выглядят более раздражительными, словно у них постоянные «колики», после рождения они плачут дольше, чем другие дети.

Сильные, внезапные, шоковые эмоциональные расстрой­ства, потрясения, испуги или длительные, не меньше двух-трех месяцев, и достаточно интенсивные переживания сказываются на течении беременности чрезвычайно неблагоприятно. В каче­стве еще одной иллюстрации влияния на беременность психи­ческих потрясений приведу выдержку из статьи в «Медицинской газете» от 18 ноября 1990 года:

«Относительно бескровным среди других катастроф выг­лядит взрыв на станции Свердловск-Сортировочная, хотя он и повлек за собой разрушения многих зданий, а чуть ли не треть свердловских окон остались без стекол. Но бог с ними, со стек­лами, главное, что жертв было мало. Однако так ли уж мало на самом деле? Как выяснилось, существует еще один перечень жертв, который не вошел ни в одну официальную отчетность. Речь идет о влиянии взрыва на еще не родившихся к тому вре­мени детей у 739 женщин, готовящихся к материнству. Все эти женщины выявлены и обследованы Свердловским научно-ис­следовательским институтом охраны материнства и младенче­ства. Пережитый ими психоэмоциональный стресс привел к тому, что в организме каждой начались такие патологические явле­ния, которые привели к самопроизвольным выкидышам или к настоятельной необходимости прервать искусственно беремен­ность. У детей, родившихся в течение трех месяцев после взры­ва, оказалось повышенным артериальное давление, была высо­кая возбудимость. В плацентах женщин, родивших чуть позже, через четыре-пять месяцев, выявились нарушения кровотока, иммунологические комплексы. Дети их недобирали в массе, были очень вялые, часто и подолгу болели.

Самая же неблагополучная картина, по словам младшего научного сотрудника Г. Б. Мальгиной, проведшей это уникальное в своем роде исследование, наблюдалась у тех женщин, которые перенесли вызванный взрывом стресс на наиболее раннем сроке беременности. У всех в той или иной степени произошел запуск реакции отторжения плода. Выносить ребенка смогли всего лишь пятнадцать женщин из ста. Но у большинства из них роды оказа­лись преждевременными, и половина детей погибла».

А. И. Захаров* описал механизм действия эмоционального стресса матери на плод. По ею мнению, при всех острых или хронических отрицательных переживаниях в кровь матери выб­расываются (или поддерживаются на постоянном уровне) гор­моны беспокойства, достигающие плода без каких-либо препят­ствий через общую с матерью кровеносную сеть. Поскольку у плода еще полностью отсутствует система нейтрализации гор­монов беспокойства и не развита возвратная венозная сеть, то они накапливаются в критических дозах не только в самом пло­де, но и в амнеотической (околоплодной) жидкости, которую плод постоянно заглатывает и выделяет из себя. Соответственно увеличению околоплодной жидкости во второй половине бере­менности увеличивается и количество находящихся в ней гор­монов беспокойства или их биохимических последствий. По ана­логии можно вспомнить известное накопление нитратов в ово­щах и фруктах. Если учесть уже достаточно развитую и сверхчувствительную организацию нервной системы плода во второй по­ловине беременности, то нет ничего странного, что плод при стрессе матери сосет палец и беспокойно ведет себя. Это заметно не только по его участившимся движениям, но и по ускорен­ным и усиленным сердцебиениям. Временами плод затихает, серд­цебиения слабеют, развивается торможение. При продолжении стресса околоплодная жидкость к концу беременности превра­щается в своего рода «гормональный бульон», в котором «ва­рится» плод. Одновременно он испытывает все больший недо­статок кислорода из-за сужения сосудов под влиянием гормонов беспокойства, что осложняет доставку кислорода к нервным клеткам мозга. Длительный недостаток кислорода (гипоксия) не безразличен для нервной системы плода, вызывая характерную после рождения повышенную чувствительность к духоте, запа­хам, шумам, яркому свету и солнцу, легкость возникновения головокружений и обморочных состоянии. Сами же гормоны бес­покойства приводят к излишней подвижности, неустойчивости нервных процессов, тревожности, расстройствам настроения, эмоциональной возбудимости, нарушениям ритма сна и бодр­ствования.

* Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий пси­хических травм. СПб., 1998. С. 3-77.

Таким образом, длительно действующий стресс оказывает отрицательное влияние, вызывая состояние внутренней неудов­летворенности, которое и можно отнести к основополагающей характеристике общего стрессового состояния матери при бере­менности. Именно частое состояние внутренней неудовлетворен­ности является единственным фактором стресса, способствую­щим таким серьезным осложнениям беременности, как угроза выкидыша и преждевременной отслойки плаценты, и соответ­ственно преждевременным родам (но только в том случае, если рождаются девочки).

Отмечается преобладание отрицательного влияния стресса в случае рождения девочки*. Эту закономерность А. И. Захаров объясняет повышением эмоциональной чувствительности орга­низма женщины и, соответственно, большей эмоциональной реакцией на стресс при наличии беременности девочкой, в свою очередь более эмоциональной от природы, чем мальчик.

* Там же.

Б. Страхи матери во время беременности. Почти каждая женщина, готовящаяся стать матерью, может испытывать мно­гообразные, хотя в то же время типичные, страхи. Врачи в жен­ских консультациях, как правило, оставляют женщину наедине с ее страхами, а иногда даже способствуют их усилению, гово­ря: «Вы не должны волноваться, так как Ваши волнения могут повредить развитию плода». В результате женщина не перестает испытывать страхи, но пытается их просто подавить, что, есте­ственно, плохо получается. В итоге она испытывает чувство вины за свой страх, что не улучшает ее состояние. И круг замыкается…

Читайте также:  Значение лепки для всестороннего воспитания и развития ребенка

К наиболее распространенным относятся боязнь выкиды­ша, страх родить ребенка с физическими или психическими отклонениями, страх перед самими родами, страх перед сексом в период беременности, страх перед движениями плода или же, наоборот, перед отсутствием таковых*, страх за здоровье и судь­бу будущего ребенка, обеспокоенность перед ухудшением благо­получия своей семьи, перед возможным ущемлением личной сво­боды; и, наконец, переживания своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной непривлекательностью**.

* Лосева В., Луньков А. Страхи вокруг беременности.//Психологи­ческая консультация, 1998. №1. С. 21—34.

** Копыл О. А., Баз Л. Л., Баженова О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка.//Синапс, 1993. №4. С. 35-42.

В. Отрицательное отношение матери к настоящей беремен­ности. Случайность в деторождении создает тот или иной риск в психическом развитии у каждого второго ребенка. Даже если взять нежеланность ребенка в чистом виде, отдельно от действия дру­гих факторов, то и тогда нежеланный ребенок будет почти все­гда отличаться в физическом и психическом развитии от желан­ного. При отрицательном отношении к беременности мать не стремится ее сохранить, избегать вредных воздействий, нет ра­достного, приподнятого ожидания ребенка. Сами роды воспри­нимаются со страхом, как дамоклов меч, а беременность — как прокрустово ложе. У матерей нежеланных детей роды чаще всего бывают преждевременными, по принципу «с глаз долой», и масса тела новорожденных, как правило, ниже нормы.

При отрицательном отношении к беременности у плода еще внутриутробно повреждена реактивность — защитные силы орга­низма. Нежеланные дети в противовес желанным уже с самого рождения физически слабые, с плохим аппетитом, часто и по­долгу болеют; у них значительно выше риск развития наруше­ний поведения, патологических привычек и пристрастий, само­убийств и смертности в целом*.

* Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий пси­хических травм. СПб., 1998. С. 3—77.

Анализ субъективных переживаний женщин, вынашиваю­щих нежеланную беременность, показал*, что при всем многообразии индивидуальных особенностей удается выявить общие чер­ты и выделить два крайних варианта психологического статуса.

* Копыл О. А., Баз Л. Л., Баженова О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка.//Синапс, 1993. №4. С. 35-42.

При первом варианте всю беременность женщины чувству­ют себя достаточно хорошо. Заметно реже, чем в случаях желан­ной беременности, у них встречаются явления раннего токсико­за. Такая пониженная чувствительность сохраняется и по отно­шению к шевелениям плода. Отмечаются общая слабая эмоцио­нальная реакция на факт беременности и искажение представ­ления о сроках беременности у женщин. В случае нежеланной беременности у женщины формируется своеобразная гипостезия телесных проявлений беременности и соответствующее ей особое психологическое состояние — атиофориогнозия (тиофорио — беременность), которое в «легких» случаях проявляется своеобразным «забыванием» беременности, игнорированием ее симптомов, порой и вопиющим искажением представлений о ее сроках. В более выраженных случаях женщины бывают убеждены в отсутствии беременности даже при наличии ее выраженных признаков. Обычно в таких случаях они стремятся объяснить эти симптомы «логическими» доводами.

В более выраженных случаях психологически отрицается факт беременности даже при наличии безусловных ее признаков (шевеление плода). В литературе описан случай, когда одна по­вторно рожавшая женщина долго принимала шевеление плода за скопление газов в кишечнике. Она «лечила» себя, делая ежед­невно клизмы; или женщины отрицали беременность даже пос­ле начала родовой деятельности. Кроме того, как отмечают Ко­пыл О. А., Баз Л. Л., Баженова О. В., такие женщины обычно во что бы то ни стало стараются избежать медицинской диагности­ки беременности. В отличие от других беременных у них даже при поздних сроках не бывает двигательной «успокоенности». Отсут­ствует ощущение двигательной неловкости, связанной с чрез­мерностью собственного веса. По-видимому, в формировании данного состояния определенную роль играют механизмы за­щитного психологического вытеснения нежелательных, травми­рующих переживаний.

Второй вариант психологического состояния, возникаю­щего при нежеланной беременности, характеризуется гиперэстезией телесных симптомов, выраженной ригидностью негатив­ного аффекта — страхом, депрессией.

Шевеления плода у таких женщин, даже в самом начале, сопровождаются резко негативными ощущениями и пережива­ниями. Сознание женщины, иногда вплоть до родов, наполняет­ся поисками путей плодоизгнания.

У некоторых нежелательная беременность на всем протя­жении сопровождается глубоким чувством отвращения, брезг­ливости и даже ненависти к будущему ребенку, что порождает особо яркие, мучительные «инфантицидные фантазии», в кото­рых она терзает и даже убивает своего будущего ребенка. Соот­ветственно этому телесные симптомы беременности имеют не­гативную окраску. С самого начала толчки и шевеления плода бывают неприятными, подчеркнуто мешающими, чрезмерно болезненными. Их возникновение сопровождается усилением общего психологического напряжения, угнетающими фантази­ями и воспоминаниями, связанными с беременностью и ситуа­цией вокруг нее.

Таким образом, при вынашивании нежелательной беремен­ности эмоциональные проявления женщин резко поляризованы. В одних случаях это устойчивый негативный, депрессивный фон настроения, в других — эмоциональная невключенность, без­различие и даже определенная эйфория. По-видимому, нормально протекающей беременности соответствует вполне определенный и социально ожидаемый эмоциональный комплекс, поддержи­вающий характерную модальность телесных ощущений. Напро­тив, искажения в эмоциональной сфере беременных приводят к изменениям качества ощущений.

Брутман В. И., Панкратова М. Г., Енинополов С. Н.* прове­ли обследование женщин, отказавшихся от своих новорожден­ных детей. Оказалось, что для психологических установок на ма­теринство у молодых женщин важное значение имеет образ соб­ственной матери. В этом отношении «отказницы» с детства приоб­ретали негативный опыт. Около трети из тех, кто рос с матерью, отмечали плохие с ней отношения, в детстве сами подвергались психологической депривации и агрессии, или им не удавалось разрешить свои детские или пубертатные конфликты. Такие индивиды бывают сосредоточены лишь на своих проблемах, для них характерно переживание чувства несправедливости и недостатка любви. Отмечается низкая толерантность к стрессам, эгоцентризм и независимость, чувство пустоты вокруг себя. Их отличает не­способность контролировать свои влечения, импульсы. Это делает их чрезмерно конформными, обнаруживает у них обостренную потребность в привязанности, «принятии», в позитивном отно­шении к себе. Другом причинен нссформированности чувства материнства, как отмечают исседователи, является развод роди­телей, пережитый в детстве (до 12 лет).

* Брутман В.И., Панкратова М.Г., Енинополов С. Н. Некото­рые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожден­ных детей.//Bonpocы психологии. 1994. №5. С. 31—36.

Не обязательно нежеланность детей всегда однозначное и категорическое понятие, есть и более тонкие его градации. А. И. За­харов выделяет случайного, вынужденного, преждевременного, несоответствующего по полу, лишнего и «промежуточного» ре­бенка*.

Читайте также:  Грудной ребенок развитие по месяцам таблица

* Захаров Л. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий пси­хических травм. СПб., 1988. С. 3—77.

Случайным, то есть не ожидаемым в данное время, оказы­вается ребенок у слишком молодых, не озабоченных рождением детей родителей или, наоборот, в семьях, где есть один или два ребенка и нет конкретного желания иметь детей, впрочем, нет и отрицательного отношения к уже возникшей беременности.

Вынужденный ребенок тоже появляется случайно, когда его еще не ждали, возможно, до заключения брака. Тогда факт бере­менности и становится обязательной, нередко вынужденной причиной брака.

Преждевременные дети в принципе желанные, но появля­ются раньше времени, когда родители еще не готовы психоло­гически. Восполнять недостающие чувства к ребенку приходится по мере его роста.

Нежеланный по полу ребенок тоже имеет проблемы в разви­тии, вызванные неадекватным воспитанием со стороны родите­лей. К мальчику относятся как к девочке, больше опекают, ограничивают самостоятельность и активность, не развивают специ­фические формы общения со сверстниками того же пола. Девоч­ку, наоборот, больше стимулируют, нацеливают на успех и наказывают при непослушании. В роли нежеланного по полу выс­тупают как первые, так и вторые дети в семье. Все же в более чистом виде нежеланность по полу может чаще встречаться у единственных или первых (старших) детей, в то время как про вторых (младших) лучше говорить как о лишних по полу детях.

Самое опасное для психического развития ребенка — сочета­ние их нежеланности вообще и нежеланности по полу в частно­сти, если он второй в семье и первенец того же пола не только желанный, но и соответствующий по полу ожиданиям родите­лей.

Итак, эмоциональное неприятие детей главным образом обусловлено их нежеланностыо, преждевременностью беремен­ности и несоответствием пола ожиданиям родителей. Помимо этих факторов и вместе с ними случайные, вынужденные, лиш­ние и промежуточные дети также более уязвимы в своем разви­тии.

Источник

Слайд 1

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ВЫПОЛНИЛА: КАРПОВА Е.А.

Слайд 2

Психическое развитие ребёнка. Понятие нормального психического развития. Нормальное развитие – значит “соответствующее неким нормам”. И тут сразу возникает проблема – что считать нормой психического развития в дошкольном возрасте. И, что такое норма в развитии психики? Если придерживаться точки зрения разработчиков “тестов развития”, – то это такие проявления психической деятельности, которые обнаруживаются у большинства детей данного возраста. То есть, это статистическая норма. Возможен и другой взгляд на норму психического развития: с точки зрения гуманистической психологии. Это те достижения, которые демонстрируют дети без явно выраженных выдающихся способностей, воспитывающиеся в благоприятных условиях. В этих условиях возможна самоактуализация , реализуется полностью потенциал развития, т.е. максимально проявляются все способности, возможные на данном возрастном этапе.

Слайд 3

Таким образом, в данном случае возрастная норма – это максимальные достижения без особых задатков (особые задатки – абсолютный слух, исключительная память, неутолимая потребность в усвоении всё новой информации и т.д.). В патопсихологии в определении нормы психического здоровья обычно придерживаются определения ВОЗ, где оно сформулировано так: >. В теоретическом отношении понятие психической нормы достаточно расплывчато и относительно. В целом категория > психики человека исследована недостаточно и не имеет строгих критериев. Это связано как с большими индивидуальными различиями в психике человека, так и различными социокультурными представлениями о психической норме и патологии.

Слайд 4

Факторы, влияющие на психическое развитие ребёнка. Предпосылки нормального психического развития детей. Предпосылки развития – природные свойства человека как представителя вида Homo Sapiens и его врожденные генотипические характеристики, которые в пределах нормы не всегда явственны. То же можно сказать и о предпосылках психического развития детей. Каковы должны быть эти предпосылки для нормального психического развития? Предпосылки развития определяются генетическими и парагенетическими факторами. Под генетическими факторами подразумеваем те свойства, которые передаются ребенку уже в момент зачатия. Однако надо помнить, что определенная система генов, полученных ребенком, возникает как результат воздействия окружения и представляет собой как бы сумму опыта предыдущих поколений. Следовательно, генетические факторы в какой-то мере выражают влияние окружения. От генетических факторов зависят размеры и форма тела, темпы роста и созревания, состояние здоровья и многие другие факторы.

Слайд 5

Каждый человек уже в момент своего зачатия имеет определенную генетическую программу и определенные возможности. Как уже было сказано, генетический код, который ребенок получил от своих родителей, обусловливает интенсивность процессов его роста и созревания, размеры тела (рост) и многие другие черты соматического происхождения. Бывает, что у ребенка в равной мере присутствуют материнские и отцовские гены. Нередко проявляется влияние генной структуры дедов или прадедов. Существует также значительное число дефектов развития, которые могут быть унаследованы. К ним относятся некоторые врожденные пороки. Цивилизация предлагает их нам все больше и больше. Здоровье матери – один из важнейших факторов развития ребенка во внутриутробные период. Например, сифилис вызывает выкидыши, замирание плода, врожденное умственное отставание, глухоту и слепоту ребенка. Серьезные последствия вызывают заболевания щитовидной железы, туберкулез, диабет, отравления свинцом, фосфором. Полная реализация генетической программы зависит от уравновешеннности психики матери, от особенностей ее центральной нервной системы и гормональной системы.

Слайд 6

Условия нормального психического развития. Условием развития человека как личности помимо реальности самой природы является созданная человечеством в процессе культурного развития культурная реальность. Условием психического развития ребенка можно считать окружающую его реальность (семья, социально – бытовые условия и др.). Условия определяются социальными и биологическими факторами. То, что понимают под термином социальные факторы, связано с непосредственными влияниями, которые подвергается организм во время развития (от рождения до полной зрелости) и от которых зависит реализация наследственности. Социальные условия у ребенка до трех лет чаще всего ограничиваются родительским домом. Среди социальных факторов главная роль отводится семье. Как показывают исследования, связанное с развитием ребенка негативное влияние семьи приводит не только к нарушения психического развития малыша, но и к серьезным трудностям в приспособлении к среде, что проявляется обычно лишь во второй декаде жизни.

Слайд 7

Психологическое развитие ребенка не может быть нормальным, если не обеспечиваются основные потребности в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями. Малыш должен чувствовать, что он – одаренное и любимое дитя. Эти необходимо для нормального развития ребенка также, как соответствующее питание, свежий воздух или прививки и соблюдение гигиены. Воспитательное воздействие родителей тесно связано с реализацией основных запросов ребенка. Плохо влияет на психосоматическое развитие малыша как чрезмерная снисходительность, так и чрезмерная строгость или непоследовательность в действиях и поступках родителей. По мнению большинства современных психологов, для нормального развития ребенка чрезвычайно негативны следующие сочетания: агрессивная и деспотичная мать и уступчивый, не интересующийся ребенком отец; боязливая мать и суровый, строгий отец; слишком заботливая мать и холодный или агрессивный отец. На развитии ребенка негативно сказывается педагогическая некомпетентность родителей, нежелание заниматься ребенком, психологическое и физическое пренебрежение ребенком. Если нет соответствующего побуждения со стороны взрослых, если ребенком, образно выражаясь, не взят за руку и не ведется вперед в нужном направлении, развития не происходит. Допустим, если ребенка не заставлять говорить и он да семи лет не заговорит, то речь у него уже не разовьется никогда. Безнадзорность приводит к задержке развития. Ребенок усваивает лишь какие-то элементарные, примитивные навыки. Формируется личность, которая скорее всего, будет впоследствии мстить близким, которые пренебрегали его развитием, а заодно и всему обществу

Читайте также:  Возрастные особенности развития ребенка старшего дошкольного возраста

Слайд 8

Задержку психического развития также вызывает чрезмерное давление, гиперопека. Она сдерживает естественное развитие ребенка, приводит к задержке психического развития, к умственному недоразвитию, к пограничности, к эмоциональной дефицитарности. Как правило, ребенок рано или поздно становится агрессивен к тому, кто сдерживал его развитие. Доказано также, что для нормального развития психики, двигательного аппарата, гармонического развития отдельных систем, в том числе и центральной нервной системы, огромное значение имеет двигательная активность, рекреативные упражнения на свежем воздухе и закалка. Развития двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием психического развития ребенка. Тонка моторика – основа развития, своего рода локомотив, всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление и речь. Неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье могут препятствовать реализации его генетических задатков. Чтобы младенец смог проявить все лучшие свойства своей натуры, как физические, так и психические. Родители должны жить его жизнью, должны оказывать ему максимум внимания, проявлять любовь к малышу, заинтересованность его делами, наблюдать за ним, разговаривать с ним, обеспечить ребенку приобретение необходимого опыта и одновременно учить самообладанию, выдержке, вере в собственные силы. Влияние этих факторов на психосоматическое развитие ребенка научно доказано.

Слайд 9

Родителям нужно защищать малыша от отрицательного влияния факторов, связанных с современной цивилизацией, большой химией, отравлением и загрязнением окружающей среды и целым рядом других, имеющих место в современной жизни (телевидение, ограничение двигательной активности и т.п.). Таким образом, к основным факторам, влияющим на психическое развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов. В целом воздействие среды и биологических факторов тем интенсивнее, чем моложе организм. Это касается как положительного, так и отрицательного влияния.

Слайд 10

Роль обучения в развитии личности. Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения. Напомним, что под обучением следует понимать не процесс передачи готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур, психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

Слайд 11

В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк ). Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положение: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование. Эту существенно новую идею выдвинул Л.С. Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности. В связи с этим Л.С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый – уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно.

Слайд 12

Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л.С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически. Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идет о ребенку, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций. Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находиться. Для этого определяется коэффициент интеллекта – IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

Слайд 13

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью. Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объемы новых знаний. Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится. Память – главный > в деле успешного обучения ребенка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень ее развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия.

Источник