Факторы для нормального развития ребенка
(согласно Г.М. Дульневу и А.Р.Лурия):
1 ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ — «нормальная работа головного мозга и его коры». При наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.
2 УСЛОВИЕ ― «нормальное физическое развитие ребёнка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».
3 УСЛОВИЕ — «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребёнка с внешним миром».
4 УСЛОВИЕ — систематичность и последовательность обучения ребёнка в семье, в ДОУ и образовательной школе.
Следует отметить, что наиболее общие закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребёнка, прослеживаются и у детей с различными умственными и физическими недостатками.
Впервые данное положение было отмечено врачом и психологом Г.Я.Трошиным в его книге «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология ненормальных детей», вышедшей в 1915 г. Затем это неоднократно подчёркивал Л.С.Выготский.
К таким закономерностям, прежде всего, относятся определённая последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании ВПФ, ведущая роль обучения в психическом развитии.
Эти и другие конкретные проявления общности нормального и нарушенного развития были чётко обозначены в исследованиях Л.В.Занкова, Т.А.Власовой, И.М.Соловьёва, Т.В.Розановой, Ж.И.Шиф и др., проводившихся в период с 1930 – 1970-х гг. Эти психологи и их сотрудники показали, что основные закономерности развития восприятия, памяти, представлений, мышления, деятельности, установленные при изучении нормально развивающегося ребёнка, распространяются и на глухого, и на у/о.
Сравнительные исследования, охватывающие несколько типов нарушенного развития, с 1960-х гг. начали проводиться и в других странах. В США были исследования С.Кирка, Х.Фурта; В Великобритании – Н.О.Коннора и др. Во всех этих исследованиях были установлены закономерности, как общие для лиц с недостатками развития и нормально развивающимся, так и свойственные только лицам с отклонениями от нормального развития.
По мнению русского физиолога И.П.Павлова, наблюдается видимое соотношение патофизиологии и нормальной физиологии: исследования нарушенных функций позволяют обнаруживать то, что в скрытой и усложнённой форме существует и происходит в условиях нормального развития.
Одним из первых ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы В.И.Лубовским. ОСНОВНЫМ ТЕЗИСОМ является доказательное постулирование наличия
3-х ИЕРАРХИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ:
I УРОВЕНЬ — закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития.
II УРОВЕНЬ — закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств.
III УРОВЕНЬ — специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза.
С позиций современных исследователей закономерности или особенности, выделяемые часто исследователями как специфические для данного дефекта, не всегда являются таковыми. Многие из них в действительности имеют более общий характер и прослеживаются в развитии детей, относящихся к нескольким типам нарушенного развития. Таким образом, сопоставление особенностей детей, относящихся к какому-то одному типу нарушения развития, с нормой явно не достаточно, т.к. не даёт возможности выявить специфические признаки данного дефекта, обнаружить закономерности развития, только ему присущие.
Л.С.Выготский рассмотрел такие недостатки как слепота, глухота, у/о. Он отметил, что причины их вызывающие ведут к возникновению основного нарушения в сфере психической деятельности, которое определяется как — ПЕРВИЧНОЕ НАРУШЕНИЕ. Первичное нарушение, если оно возникает в раннем детстве, приводит к своеобразным изменениям всего психического развития ребёнка, что проявляется в формировании ВТОРИЧНЫХ и последующего порядка в сфере психической деятельности. Все они обусловлены первичным нарушением и зависят от его характера (от типа первичного недостатка), степени его выраженности и времени возникновения.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ:
1) ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВТОРИЧНЫХ ДЕФЕКТОВ в процессе психического развития ребёнка с недостаточностью того или иного типа было выделено Л.С.Выготским в начале 1930-х гг., как общая закономерность аномального развития.
2) По мнению Л.С.Выготского, второй закономерностью являются – ЗАТРУДНЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ инарушения связей с окружающим миром всех детей, имеющих недостатки развития.
Ж.И.Шиф формулирует эту закономерность следующим образом: общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребёнка в целом. Так же автором отмечается, что у детей с недостатками развития всех категорий наблюдаются нарушения речевого общения, хотя проявляются они в разной мере и форме.
3) НАРУШЕНИЯ ПРИЁМА, ПЕРЕРАБОТКИ, СОХРАНЕНИЯ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ.
Как показывают экспериментальные нейрофизиологические и психологические исследования, при любой патологии нарушается «расшифровка» окружающего мира. В зависимости от специфики отклонения искажаются разные параметры окружающей действительности.
4) НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ.
Ещё Л.С.Выготским было выдвинуто положение о том, что приблизительно с 2-х лет речь начинает играть ОПРЕДЕЛЯЮЩУЮ РОЛЬ в дальнейшем развитии всех психических процессов. Особенно большое значение имеет СТАНОВЛЕНИЕ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ, что неразрывно связано как с развитием собственно речевой функции, так и лобных отделов головного мозга как МОЗГОВОЙ ОСНОВЫ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ.
Нейрофизиологические исследования показывают, что ЗАПАЗДЫВАНИЕ В СОЗРЕВАНИИ ЛОБНЫХ СТРУКТУР является общей патогенетической характеристикой ряда дизонтогений, таких как у/о, ЗПР, РДА и др. При всех отклонениях психического развития в большей или в меньшей степени наблюдается ДИВЕРГЕНЦИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО и ВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, что затрудняет нормальное развитие ребёнка и требует использования специальных приёмов его воспитания и обучения.
5) БОЛЕЕ ДЛИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Любой вид дизонтогенетического развития характеризуется нарушением нормального психического отражения действительности, полным или частичным выпадением «психического инструментария»: снижены интеллектуальные способности, или выявляется социальная неадекватность, или выпадает какой-либо вид информации (зрительной, слуховой, зрительно-слуховой, действенной) об окружающей действительности.
Для того чтобы у ребёнка с той или иной патологией развития сформировались столь же полные и адекватные представления о разных сторонах окружающей действительности, как это происходит у нормально развивающихся детей, необходимы, безусловно, более длительные сроки и специальные методы.
6) РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОСТОЯНИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТИ.
Проблема взаимодействия личности и среды является чрезвычайно важной при анализе процесса психического развития. Особое место занимает в решении этой проблемы анализ не только активности личности, но и особенностей её адаптации.
Широкая распространённость состояний психического недоразвития и в особенности лёгких его форм, является для общества дополнительным источником серьёзных проблем, к основным из которых можно отнести НЕПОЛНОЦЕННУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, с сопутствующими ей ростом преступности среди несовершеннолетних.
Разработанная и созданная усилиями отечественных дефектологов система специализированной помощи детям с различными формами психического недоразвития достигла значительных успехов в решении задач диагностики и коррекции нарушений познавательной деятельности в детском возрасте. Однако в гораздо меньшей степени уделялось внимание изучению ГЕНЕЗИСА И СПЕЦИФИКИ СОБСТВЕННО ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ, неизбежно возникающих у этих детей В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Между тем именно такого рода проблемы, фокусируя в себе сложное соединение органических и социальных факторов развития ребёнка, оформляются в различные феномены нарушения поведения, ОБЩЕЙ ИЛИ ЧАСТИЧНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, нередко достигающие уровня клинической или криминальной выраженности.
Этот параметр появился в последние годы в связи с усилением интеграционных процессов в образовании и со значением, которое стало придаваться развитию социальной компетентности людей, независимо от тяжести и характера имеющихся у них отклонений.
Данный параметр означает, что любой дефект затрудняет достижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых потребностей и имеющимися для этого условиями, включая условия как чисто бытовые (например, наличие пандусов для въезда на коляске), так и социально-психологические – готовность ближайшего социального окружения к общению с такими людьми.
КОНЦЕПЦИЯ А.Р.ЛУРИЯ и его последователей О МОЗГОВЫХ
ОСНОВАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА – является методической основой для выявления самого факта отклонения от нормального онтогенеза, структуры отклонения, определение наиболее нарушенных и сохранных мозговых структур, что необходимо учитывать при организации коррекционно-педагогического процесса.
ВОЗРАСТНЫЕ СИМПТОМЫ:
КАЖДЫЙ ВОЗРАСТ накладывает свой отпечаток на ХАРАКТЕР РЕАГИРОВАНИЯ В СЛУЧАЕ ПАТОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:
1) СОМАТОВЕГЕТАТИВНЫЙ (от 0 – до 3-х лет) – на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом соматовегетативных реакций, таких как общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства.
2) ПСИХОМОТОРНЫЙ УРОВЕНЬ (4—7 лет) – интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора, и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположенной к гипердинамическим расстройствам различного генеза (психомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи). Возрастает роль психогенных факторов – неблагоприятных травмирующих отношений в семье, реакций на привыкание к детским образовательным учреждениям, неблагоприятных межличностных отношений.
3) АФФЕКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ (7—12 лет) – на любую вредность ребёнок реагирует с заметным аффективным компонентом – от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротическими реакциями.
4) ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИДЕАТОРНЫЙ (12—16 лет) – ведущий в препубертатном и пубертатном возрасте. Характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями, такими, как идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенными реакциями протеста, оппозиции, эмансипации.
Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает возникновения симптомов предыдущих уровней, но они, как правило, занимают периферическое место в картине дизонтогений. Преобладание же патологических форм реагирования, свойственных более младшему возрасту, свидетельствует о явлениях ЗПР.
Перечисленные выше реакции являются обострённой формой нормального возрастного реагирования на ту или иную вредность.
Источник
Развитие ребенка — процесс сугубо индивидуальный и кропотливый. Дети являются отражением нашего отношения к ним. Все, что мы вкладываем в детей, отображается на их развитии и характере. Давайте поговорим о качественном «наполнении» для успешного развития ребенка.
Особенности психологического здоровья и развития детей
Психологическое развитие ребенка начинается с момента его рождения. И качество этого развития зависит от множества различных факторов. Влияют как внутренние факторы — наследственность и индивидуальные особенности малыша, так и внешние — отношения в семье и социальные аспекты. Скорость и особенности психологии развития ребенка также зависят от возраста самого малыша.
- От рождения до года ребенок активно изучает двигательные функции своего тела.
- От года до трех лет эти познания выходят на более сложный уровень. На этом этапе качество эмоционального развития ребенка зависит от его семьи.
- От трех до двенадцати лет происходит становление психики ребенка, его эмоциональной части. На данном этапе жизни к влиянию на развитие детей подключаются не только семья и окружение семьи, а также друзья и педагоги.
- После двенадцати лет активно развивается мыслительная деятельность ребенка. В этом возрасте он может быть подвержен влиянию других факторов, таких как СМИ (телевидение, интернет) и новые друзья. В этот период следует быть внимательным к окружению вашего чада, нужно развивать аналитическое мышление ребенка путем изложения ему своей точки зрения, при этом обязательно обосновывайте ее, подкрепляйте фактами.
Этапы разделены условно. Существуют различия из-за индивидуальности особенностей детей. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее, у кого-то происходят скачки развития, чередуя застои и прорывы.
Психология: влияние родительского слова на развитие ребенка
Слова могут подарить человеку крылья, а могут и ранить больнее ножа. Дети не являются исключением для этого правила. Чего не следует говорить своему ребенку?
- «У тебя не получится, я сделаю лучше»
Эта фраза способна убить в ребенке желание проявлять инициативу, уверенность в собственных силах и возможностях. Пусть мы говорим эту фразу с целью решить какую-то задачу быстрее, например, одеть малыша на улицу, дорисовать картинку в садик, она все же может привести к таким последствиям.
- «Сейчас же прекрати»
Фразы, произнесенные с приказным посылом, никогда не дают желаемого результата в любом возрасте. Скорее всего, у ребенка появится желание замкнуться или ответить такой же грубостью.
- «Если не прекратишь, накажу…»
В основном, дело до наказания не доходит, все ограничивается пустой угрозой. В результате, когда у родителя не хватает терпения, и он на десятый раз сдерживает свое обещание, ребенок реагирует обидой и непониманием.
- «Разве девочки/мальчики так поступают?»
Такая фраза, может спровоцировать у ребенка комплексы во взрослой жизни. Например, у женщин, которые занимают не типично женские должности, или у мужчин, которые обладают высокой чувствительностью и мягкостью.
- «Мы это не купим, потому что чересчур дорого»
Слыша эту фразу, малыш понимает, что как только денег будет немного больше, то игрушку можно купить. Гораздо сложнее объяснить истинную причину покупок вещей первой необходимости и других менее важных.
- «Вот Вася (Коля, Катя, Петя)…»
Сравнения с другими детьми могут обидеть ребенка. Скорее всего, частое сравнение не в его пользу, при взрослении он будет занижать оценку своим способностям, будет робким и неуверенным в собственных силах.
Развивающие занятия для детей
- Занятия для детей дошкольного возраста должны увеличивать силу концентрации и развитие внимания. Для этого можно предлагать малышу почти одинаковые картинки для поиска различий, или создать полную картинку из разных фрагментов, например, разместить вырезанных из бумаги животных согласно среде их обитания (вода, земля или воздух).
- Занятия для детей дошкольного возраста нужно направить на развитие логического мышления, например, для поиска творческих путей решения ситуаций. С возрастом нужно усложнять задания. Делать это все еще лучше в игровой манере, так как от такой формы занятий дети меньше устают и способны долго концентрироваться. Для этого можно моделировать различные ситуации, играть в сказочных персонажей, определять логические цепочки, например, показав детям представителей различных профессий. А дети должны логически доказать, кто к какой профессии принадлежит.
- В любом возрасте хороши занятия для детей, направленные на тренировку памяти. Для этого можно открывать страницу любой картинки книги, назвать животных, которые нарисованы на ней, затем закрыть книгу и предложить ребенку воспроизвести названия этих животных по памяти.
Как создать семейную атмосферу для благоприятного развития детей
Ни для кого не секрет, что развитие ребенка зависит от его эмоционального состояния, которое, в свою очередь, — от эмоционального состояния матери и обстановки в семье.
Для того чтобы понять что нужно, а чего делать не следует, полезно прочесть слова Монтессори.
«Критикуя ребенка, мы учим его ненависти, воспитывая в условиях вражды — агрессии, высмеивая ребенка, мы делаем его замкнутым. Упрекая малыша, мы прививаем ему чувство вины, подбадривая — учим верить в свои силы, даря похвалу, мы учим его благодарности. В условиях справедливости, мы учим его честности, в условиях безопасности — вере в людей. Поддерживая ребенка, мы прививаем ему веру в себя, если ребенок окружен любовью, он учится видеть красоту и любовь в окружающем мире.»
Отталкиваясь от этих простых истин можно обозначить главные постулаты успешного развития детей. Счастливые дети — это любимые дети. Любите своих малышей, сколько бы лет им не было, беспокойтесь об их здоровье. Дарите им свою ласку, тепло, заботу и внимание, качественное внимание, которое выражается в совместном времяпровождении, душевных беседах, веселых играх.
Источник
Факторы влияющие на развитие детей. Оценка
Навыки различных видов деятельности приобретают в детстве. Термин «развитие ребёнка» используют для описания навыков, приобретаемых ребёнком с рождения до 5 лет, когда происходит быстрое развитие движений, речи, общения и самообслуживания. В школьный период наблюдают преимущественно развитие сознания, абстрактного мышления и умения обобщать, а также дальнейшее закрепление ранее приобретённых навыков.
Нормальное развитие в течение первых нескольких лет жизни контролируется:
• родителями, у которых есть руководство нормального развития в личной карте ребёнка;
• при регулярных контрольных осмотрах ребёнка;
• каков бы ни был повод обращения ребёнка к специалисту, дополнительно проводят краткий общий осмотр.
Главной целью оценки развития маленького ребёнка считают раннее выявление задержки или патологии развития, для того чтобы:
• помочь ребёнку максимально реализовать свой потенциал;
• незамедлительно обеспечить лечение (особенно важно при нарушении слуха и зрения);
• обеспечить адекватный уход и лечение ребёнка с ограниченными возможностями.
Развитие ребёнка представляет собой взаимное влияние наследственности и окружающей среды на развивающийся мозг. Наследственность определяет потенциал ребёнка, тогда как окружающая среда влияет на степень его реализации. Для оптимального развития окружающая среда должна соответствовать физическим и психологическим потребностям ребёнка, которые меняются в зависимости от возраста и стадии развития:
• грудные дети находятся в полной физической зависимости от своих родителей и нуждаются в определённом уходе для обеспечения психологических потребностей;
• дети в начальной школе могут самостоятельно справляться с некоторыми своими физическими потребностями и многими социальными проблемами;
• подростки способны удовлетворять большинство своих физических потребностей, испытывая вместе с тем все более сложные эмоциональные переживания.
При осмотре ребёнка оценивают четыре сферы показателей развития. К ним относят:
• крупную моторику;
• зрение и мелкую моторику;
• слух, речь и языковые навыки;
• социальные навыки, эмоции и поведение.
Крупная моторика — наиболее очевидный показатель прогресса развития. Поскольку мелкая моторика требует хорошего зрения, эти две сферы развития объединены. Развитие нормальной речи и языковых навыков зависят от удовлетворительного слуха, поэтому тоже рассмотрены вместе. Социальные навыки, эмоции и поведение представляют собой область психологического развития.
Приобретение навыков развития в каждой сфере у детей происходит приблизительно по одной схеме, но в норме может изменяться. Это похоже на поступательный процесс. Таким образом, схема приобретения навыков:
• постоянна в своей последовательности;
• всегда должна рассматриваться во временном промежутке, связывая каждый этап с тем, что было до него и что предстоит в дальнейшем;
• в норме у детей может различаться.
Недостаток в любой области навыков может повлиять на остальные сферы. Например, нарушение слуха может воздействовать на языковые, социальные и навыки общения и поведения ребёнка. По мере роста ребёнка становятся необходимыми дополнительные навыки, такие как внимание, концентрация и способность каждого ребёнка интегрировать свои навыки.
– Вернуться в оглавление раздела “профилактика заболеваний”
Оглавление темы “Обследование детей”:
- Обследование желудочно-кишечного тракта ребенка. Рекомендации
- Обследование половых органов ребенка. Ректальное исследование
- Неврологическое обследование ребенка. Оценка движений, координации
- Обследование конечностей ребенка. Оценка мышечной массы, тонуса
- Оценка чувствительности у ребенка. Оценка функции черепных нервов
- Оценка шеи (щитовидной железы, лимфатических узлов) ребенка. Рекомендации
- Измерение артериального давления у детей. Методы
- Обследование глаз у детей. Рекомендации
- Осмотр горла, ушей у детей. Рекомендации
- Факторы влияющие на развитие детей. Оценка
Источник