Факторный подход в понимании движущих сил психического развития ребенка

Факторный подход в понимании движущих сил психического развития ребенка thumbnail

Автор: Карабанова О.А., профессор психологии,
член-корреспондент отделения психологии ​​​​​​​и возрастной физиологии РАО
​​​​​​​Возрастная психология. Лекции

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

Можно выделить два основных критерия различения теоретических подходов к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. Первый критерий предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными. Если специфика отрицается, то можно говорить о натурализме (биологизации) развития, т. е. признании универсальных законов развития, в равной степени справедливых и для человека, и для животных. В культурно-историческом подходе специфику психического развития человека связывают с усвоением социокультурного опыта, рассматривая его как особый вид родовой наследственности человека наряду с органической наследственностью.

Второй критерий предполагает признание активности развивающегося субъекта. Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов — наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).

Основа факторного подхода была заложена в известном противостоянии двух философских школ, представляющих в психологии позиции нативизма и эмпиризма (схема 2). Это дуализм Р. Декарта и эмпиризм Дж. Локка и Д. Гартли.

Факторный подход — это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Философское обоснование этого подхода было дано Декартом, который предложил свою теорию врожденных идей. Нативизм в истории психологии представлен теориями преформизма, рекапитуляции и созревания.

Факторный подход в понимании движущих сил психического развития ребенка

​​​​​​​​​​​​​​
Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоцианизмом и бихевиоризмом.

Нативизм и эмпиризм однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (3. Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода). Конвергенция — схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов интерпретируется как вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

4.2. Теории нативизма

4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме

4.4. Теория конвергенции двух факторов

Вопрос. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Статьи по теме:

Факторный подход. Теории нативизма

Факторный подход. Теории нативизма

Преформизм — концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивид…

Факторный подход. Теории эмпиризма

Факторный подход. Теории эмпиризма

Теории развития как научения исходят из приоритета фактора среды: считается, что все дети рождаются…

Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов

Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов

Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — н…

Развитие человека

Развитие человека

Развитие человека – качественные изменения его физических, душевных и умственных характеристик. Чащ…

Филогенез

Филогенез

Филогене́з, или Филогения (др.-греч. φῦλον, phylon — племя, раса и др.-греч. γενετικός, genetikos —…

Онтогенез

Онтогенез

Онтогенез (от: ον — бытие и γέννηση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма о…

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития.

Возрастная психология

Возрастная психология

Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на…

Детская психология: психология ребенка и его развитие

Детская психология: психология ребенка и его развитие

Детская психология – отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и за…

Категории:

  • Психика
  • Развитие ребенка
  • Развитие человека
  • Психическое развитие
  • Все статьи
  • Факторный подход

Источник

Автор: Карабанова О.А., профессор психологии,
член-корреспондент отделения психологии ​​​​​​​и возрастной физиологии РАО
​​​​​​​Возрастная психология. Лекции

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

Можно выделить два основных критерия различения теоретических подходов к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. Первый критерий предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными. Если специфика отрицается, то можно говорить о натурализме (биологизации) развития, т. е. признании универсальных законов развития, в равной степени справедливых и для человека, и для животных. В культурно-историческом подходе специфику психического развития человека связывают с усвоением социокультурного опыта, рассматривая его как особый вид родовой наследственности человека наряду с органической наследственностью.

Читайте также:  Родительское собрание роль семьи в развитии речи ребенка

Второй критерий предполагает признание активности развивающегося субъекта. Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов — наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).

Основа факторного подхода была заложена в известном противостоянии двух философских школ, представляющих в психологии позиции нативизма и эмпиризма (схема 2). Это дуализм Р. Декарта и эмпиризм Дж. Локка и Д. Гартли.

Факторный подход — это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Философское обоснование этого подхода было дано Декартом, который предложил свою теорию врожденных идей. Нативизм в истории психологии представлен теориями преформизма, рекапитуляции и созревания.

Факторный подход в понимании движущих сил психического развития ребенка

​​​​​​​​​​​​​​
Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоцианизмом и бихевиоризмом.

Нативизм и эмпиризм однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (3. Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода). Конвергенция — схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов интерпретируется как вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

4.2. Теории нативизма

4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме

4.4. Теория конвергенции двух факторов

Вопрос. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Статьи по теме:

Факторный подход. Теории нативизма

Факторный подход. Теории нативизма

Преформизм — концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивид…

Факторный подход. Теории эмпиризма

Факторный подход. Теории эмпиризма

Теории развития как научения исходят из приоритета фактора среды: считается, что все дети рождаются…

Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов

Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов

Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — н…

Развитие человека

Развитие человека

Развитие человека – качественные изменения его физических, душевных и умственных характеристик. Чащ…

Филогенез

Филогенез

Филогене́з, или Филогения (др.-греч. φῦλον, phylon — племя, раса и др.-греч. γενετικός, genetikos —…

Онтогенез

Онтогенез

Онтогенез (от: ον — бытие и γέννηση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма о…

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития.

Возрастная психология

Возрастная психология

Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на…

Детская психология: психология ребенка и его развитие

Детская психология: психология ребенка и его развитие

Детская психология – отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и за…

Категории:

  • Психика
  • Развитие ребенка
  • Развитие человека
  • Психическое развитие
  • Все статьи
  • Факторный подход

Источник

Автор: Карабанова О.А., профессор психологии,
член-корреспондент отделения психологии ​​​​​​​и возрастной физиологии РАО
​​​​​​​Возрастная психология. Лекции

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

Можно выделить два основных критерия различения теоретических подходов к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. Первый критерий предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными. Если специфика отрицается, то можно говорить о натурализме (биологизации) развития, т. е. признании универсальных законов развития, в равной степени справедливых и для человека, и для животных. В культурно-историческом подходе специфику психического развития человека связывают с усвоением социокультурного опыта, рассматривая его как особый вид родовой наследственности человека наряду с органической наследственностью.

Второй критерий предполагает признание активности развивающегося субъекта. Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов — наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).

Читайте также:  Развитие восприятия у ребенка в онтогенезе

Основа факторного подхода была заложена в известном противостоянии двух философских школ, представляющих в психологии позиции нативизма и эмпиризма (схема 2). Это дуализм Р. Декарта и эмпиризм Дж. Локка и Д. Гартли.

Факторный подход — это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Философское обоснование этого подхода было дано Декартом, который предложил свою теорию врожденных идей. Нативизм в истории психологии представлен теориями преформизма, рекапитуляции и созревания.

Факторный подход в понимании движущих сил психического развития ребенка

​​​​​​​​​​​​​​
Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоцианизмом и бихевиоризмом.

Нативизм и эмпиризм однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (3. Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода). Конвергенция — схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов интерпретируется как вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

4.2. Теории нативизма

4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме

4.4. Теория конвергенции двух факторов

Вопрос. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Статьи по теме:

Факторный подход. Теории нативизма

Факторный подход. Теории нативизма

Преформизм — концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивид…

Факторный подход. Теории эмпиризма

Факторный подход. Теории эмпиризма

Теории развития как научения исходят из приоритета фактора среды: считается, что все дети рождаются…

Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов

Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов

Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — н…

Развитие человека

Развитие человека

Развитие человека – качественные изменения его физических, душевных и умственных характеристик. Чащ…

Филогенез

Филогенез

Филогене́з, или Филогения (др.-греч. φῦλον, phylon — племя, раса и др.-греч. γενετικός, genetikos —…

Онтогенез

Онтогенез

Онтогенез (от: ον — бытие и γέννηση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма о…

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития.

Возрастная психология

Возрастная психология

Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на…

Детская психология: психология ребенка и его развитие

Детская психология: психология ребенка и его развитие

Детская психология – отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и за…

Категории:

  • Психика
  • Развитие ребенка
  • Развитие человека
  • Психическое развитие
  • Все статьи
  • Факторный подход

Источник

Сюда входит практически вся группа теорий нативистических, прежде всего, теория созревание преформизма, сюда входят все бихевиоральные (классическое и оперантное научения) теории и обязательно вспомните продолжение факторного подхода – Бандуру (сама не факторная). И учет этот происходит в таких понятиях, коте использует Бандура, как самоконтроль, самоподкрепление, самоэффективность.

Двухфакторные теории – Штерн, как образчик. Про Гезелла мы не говорили, — значит, вы не пишете про него. Пиаже ранний и ранний Фрейд. Представить схему, дать теории и дать их критику. Упомянуть о теории рекапитуляции – основной принцип – это биогенетический закон. Онтогенез – кратко сжатое повторение филогенеза, социогенеза. Показать критику. Плюс этой концепции в том, что была показана связь онто- и историческая развязка. Было показано, что в онтогенезе мы воспроизводим часть исторического пути развития общества. И дать критику по Выготскому, который категорически возражал против того, чтобы сравнивать онто- и филогенез. Критика Рубинштейна. Он показал, что сходство объясняется общей логикой познания мира и овладения культурой. А существует целый ряд различий: которые связаны, во-первых, с тем, что разве в онтогенезе осуществляется в условиях изменения морфофизиологичкого субстрата, а в социогенезе – нет. Второе различие – это различная роль речи, различная роль труда и различное соотношение поколений. А основное – филогенез и социогенез – принципиально разные законы эволюции, принципиально разный тип жизни. В одном случае – инстинктивно-биологический, в другом случае – культурно-исторический. Завершить этот вопрос общим выводом, выделить основные направления критики всех теорий, которые подпадают под факт подход: игнорирование роли активности деятельности в развитии, неучет роли и значения общения. И неадекватное понимание роли наследственности. Факторный подход – что все теории объединяет: игнорирование роли активности в А – там есть варианты.

Читайте также:  Три фактора развития личности ребенка

Сегодня теории факторов, нативизма, созревания тоже весьма востребованы – это связано с успехами нейронаук, наук о мозге, о мозговых процессах. И идея о том, что созревание наследственная программа обуславливает созревание, которое активизирует мозговые структуры, а они автоматически вызывают к жизни психологические функции и способности, – эта идея сегодня снова поднимается на щит. Это связано с успехами нейронаук, в частности, с тем, что, например, было показано, что младенец новорожденный обладает гораздо большими возможностями сенсорной дифференциации, чем мы полагали раньше. Отсюда возникает мысль о том, что сама по себе мозговая структура однозначно достаточна для функционирования. Современные последователи КИ подхода, подхода А.Р. Лурия нейропсихологического исходят из того, что сами мозговые структуры формируются на протяжении жизни, их созревание не автоматически определяется наследственностью, а формирование прижизненных структур определяется активностью самого субъекта. Многие современные психогенетики указывают на этот факт, т.е, они указывают, что наследственность не напрямую определяет процессы созревание, а опосредованно через среду. То есть, средовые воздействия могут либо, например, блокировать активизацию соответствующего геносома, либо, наоборот, способствовать этой актуализации.

Плумин пишет, что ребенок не просто наследует определенную среду, а активно конструирует ее. Благодаря своей активности он выделяет те элементы среды, которыее являются значимыми. В рамках психогенетики также есть целый ряд направлений, которые призывают нас более содержательно относиться к соотношению созревания и развития.

Главная формулировка в критике – созревание не предопределяет развитие, созревание есть предпосылка развития, созревание создает возможности, а их использование и реализация определяются уже активностью, сотрудничеством, общением ребенка со взрослыми, с другими детьми.

Современные исследования – Теория речевого онтогенеза – Хомский. Есть еще один исследователь. В современной психологии есть понятие Коннективизм – противоположная теориям созревания точка зрения, согласно которой развитие психики осуществляется в процессе образования ассоциаций под воздействием внешней среды. Там тоже есть соврем работы, которые основываются на данных современных психофизиологических исследований, где показано, что это так. Активность отрицается, как ведущая детерминанта, сила развития.

Тем не менее, на сегодняшний момент прогрессивная общественность, даже стоящая на позициях теории созревания, учитывает в той или иной форме активность самого субъекта.

Даже Арнольд Гезелл, которого называют одним из ярких представителей теории созревания – в пределах более сложных форм поведения его нельзя описать через Х-единицы наследственности и У-единицы среды. Необходимо учитывать другие факторы и другие условия развития.

Вопрос большой – вам надо дать основную схему и самое важное. Почему факторный подход часто студенты воспринимают, как что-то из прошлого века – почитайте многие современные работы, там просто это не называется такими словами, а по сути – там тоже этот же факторный подход, он только обряжен в современные одежды. Основывается на современных взглядах на деятельность мозга, и никакой активности субъекта там не предполагается.

Особенно у нас это распространено в интеллигенции технической. Говорят, что многое врождено, даже у младенца, не требует никаких даже средовых воздействий. А развивается сообразно созреванию соответствующих структур мозга, и как созрело – так уже и функционирует. А у вас это – артефакт.

Вопросы – представить системно. Сделать акцент на том, почему для нас факторный подход – это неприемлемо. Натуралистический подход к человеку, неучет социально-исторической природы, игнорирование активности.

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

4.2. Теории нативизма

4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме

4.4. Теория конвергенции двух факторов

Вопрос. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Источник