Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка thumbnail

Автор: Карабанова О.А., профессор психологии,
член-корреспондент отделения психологии ​​​​​​​и возрастной физиологии РАО
​​​​​​​Возрастная психология. Лекции

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

Можно выделить два основных критерия различения теоретических подходов к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. Первый критерий предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными. Если специфика отрицается, то можно говорить о натурализме (биологизации) развития, т. е. признании универсальных законов развития, в равной степени справедливых и для человека, и для животных. В культурно-историческом подходе специфику психического развития человека связывают с усвоением социокультурного опыта, рассматривая его как особый вид родовой наследственности человека наряду с органической наследственностью.

Второй критерий предполагает признание активности развивающегося субъекта. Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов — наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).

Основа факторного подхода была заложена в известном противостоянии двух философских школ, представляющих в психологии позиции нативизма и эмпиризма (схема 2). Это дуализм Р. Декарта и эмпиризм Дж. Локка и Д. Гартли.

Факторный подход — это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Философское обоснование этого подхода было дано Декартом, который предложил свою теорию врожденных идей. Нативизм в истории психологии представлен теориями преформизма, рекапитуляции и созревания.

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

​​​​​​​​​​​​​​
Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоцианизмом и бихевиоризмом.

Нативизм и эмпиризм однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (3. Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода). Конвергенция — схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов интерпретируется как вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

4.2. Теории нативизма

4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме

4.4. Теория конвергенции двух факторов

Вопрос. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Статьи по теме:

Факторный подход. Теории нативизма

Факторный подход. Теории нативизма

Преформизм — концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивид…

Факторный подход. Теории эмпиризма

Факторный подход. Теории эмпиризма

Теории развития как научения исходят из приоритета фактора среды: считается, что все дети рождаются…

Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов

Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов

Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — н…

Развитие человека

Развитие человека

Развитие человека – качественные изменения его физических, душевных и умственных характеристик. Чащ…

Филогенез

Филогенез

Филогене́з, или Филогения (др.-греч. φῦλον, phylon — племя, раса и др.-греч. γενετικός, genetikos —…

Онтогенез

Онтогенез

Онтогенез (от: ον — бытие и γέννηση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма о…

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития.

Возрастная психология

Возрастная психология

Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на…

Детская психология: психология ребенка и его развитие

Детская психология: психология ребенка и его развитие

Читайте также:  Под условием развития личности ребенка понимается

Детская психология – отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и за…

Категории:

  • Психика
  • Развитие ребенка
  • Развитие человека
  • Психическое развитие
  • Все статьи
  • Факторный подход

Источник

Автор: Карабанова О.А., профессор психологии,
член-корреспондент отделения психологии ​​​​​​​и возрастной физиологии РАО
​​​​​​​Возрастная психология. Лекции

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

Можно выделить два основных критерия различения теоретических подходов к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. Первый критерий предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными. Если специфика отрицается, то можно говорить о натурализме (биологизации) развития, т. е. признании универсальных законов развития, в равной степени справедливых и для человека, и для животных. В культурно-историческом подходе специфику психического развития человека связывают с усвоением социокультурного опыта, рассматривая его как особый вид родовой наследственности человека наряду с органической наследственностью.

Второй критерий предполагает признание активности развивающегося субъекта. Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов — наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).

Основа факторного подхода была заложена в известном противостоянии двух философских школ, представляющих в психологии позиции нативизма и эмпиризма (схема 2). Это дуализм Р. Декарта и эмпиризм Дж. Локка и Д. Гартли.

Факторный подход — это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Философское обоснование этого подхода было дано Декартом, который предложил свою теорию врожденных идей. Нативизм в истории психологии представлен теориями преформизма, рекапитуляции и созревания.

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

​​​​​​​​​​​​​​
Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоцианизмом и бихевиоризмом.

Нативизм и эмпиризм однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (3. Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода). Конвергенция — схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов интерпретируется как вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

4.2. Теории нативизма

4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме

4.4. Теория конвергенции двух факторов

Вопрос. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Статьи по теме:

Факторный подход. Теории нативизма

Факторный подход. Теории нативизма

Преформизм — концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивид…

Факторный подход. Теории эмпиризма

Факторный подход. Теории эмпиризма

Теории развития как научения исходят из приоритета фактора среды: считается, что все дети рождаются…

Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов

Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов

Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — н…

Развитие человека

Развитие человека

Развитие человека – качественные изменения его физических, душевных и умственных характеристик. Чащ…

Филогенез

Филогенез

Филогене́з, или Филогения (др.-греч. φῦλον, phylon — племя, раса и др.-греч. γενετικός, genetikos —…

Онтогенез

Онтогенез

Онтогенез (от: ον — бытие и γέννηση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма о…

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Читайте также:  Пальчиковая гимнастика как средство развития речи ребенка

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития.

Возрастная психология

Возрастная психология

Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на…

Детская психология: психология ребенка и его развитие

Детская психология: психология ребенка и его развитие

Детская психология – отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и за…

Категории:

  • Психика
  • Развитие ребенка
  • Развитие человека
  • Психическое развитие
  • Все статьи
  • Факторный подход

Источник

Автор: Карабанова О.А., профессор психологии,
член-корреспондент отделения психологии ​​​​​​​и возрастной физиологии РАО
​​​​​​​Возрастная психология. Лекции

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

Можно выделить два основных критерия различения теоретических подходов к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. Первый критерий предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными. Если специфика отрицается, то можно говорить о натурализме (биологизации) развития, т. е. признании универсальных законов развития, в равной степени справедливых и для человека, и для животных. В культурно-историческом подходе специфику психического развития человека связывают с усвоением социокультурного опыта, рассматривая его как особый вид родовой наследственности человека наряду с органической наследственностью.

Второй критерий предполагает признание активности развивающегося субъекта. Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов — наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).

Основа факторного подхода была заложена в известном противостоянии двух философских школ, представляющих в психологии позиции нативизма и эмпиризма (схема 2). Это дуализм Р. Декарта и эмпиризм Дж. Локка и Д. Гартли.

Факторный подход — это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Философское обоснование этого подхода было дано Декартом, который предложил свою теорию врожденных идей. Нативизм в истории психологии представлен теориями преформизма, рекапитуляции и созревания.

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

​​​​​​​​​​​​​​
Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоцианизмом и бихевиоризмом.

Нативизм и эмпиризм однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (3. Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода). Конвергенция — схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов интерпретируется как вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

4.2. Теории нативизма

4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме

4.4. Теория конвергенции двух факторов

Вопрос. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Статьи по теме:

Факторный подход. Теории нативизма

Факторный подход. Теории нативизма

Преформизм — концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивид…

Факторный подход. Теории эмпиризма

Факторный подход. Теории эмпиризма

Теории развития как научения исходят из приоритета фактора среды: считается, что все дети рождаются…

Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов

Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов

Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — н…

Развитие человека

Развитие человека

Развитие человека – качественные изменения его физических, душевных и умственных характеристик. Чащ…

Филогенез

Филогенез

Филогене́з, или Филогения (др.-греч. φῦλον, phylon — племя, раса и др.-греч. γενετικός, genetikos —…

Читайте также:  Пренатальное и постнатальное развитие ребенка

Онтогенез

Онтогенез

Онтогенез (от: ον — бытие и γέννηση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма о…

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития.

Возрастная психология

Возрастная психология

Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на…

Детская психология: психология ребенка и его развитие

Детская психология: психология ребенка и его развитие

Детская психология – отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и за…

Категории:

  • Психика
  • Развитие ребенка
  • Развитие человека
  • Психическое развитие
  • Все статьи
  • Факторный подход

Источник

Существует 3 ведущих фактора:

1.Наследственность – это свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

В пользу наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца; беспомощность новорожденного, которая может говорить о богатейших возможностях развития.

Наследственность определяется генотипом.

Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде:

А) инф. об историческом прошлом

Б) в генотипе заложена программа индивидуального развития человека

Развитие обеспечивает реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид «хомосапиенс» обладает способностями к прямохождению, речевому общению, универсальности рук.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Количество потенциальных генотипических вариантов 3х1047

Количество живущих людей 7х1047

Среда-это окружающее человека, общественное, материальное и духовные ценности или условия его существования.

Активность-это деятельностное состояние организма как условия его существования.

«Активность-это важнейшая черта всех живых существ».

Ой предмет-развитие. Развитие-это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных образований психики и поведения человека.

Развитие характеризуется:

Необратимостью

Направленностью (от молодости к старости)

Закономерностью

Созревание-это процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностях организма и предварительно запрограммированных изменений организма.

Рост-процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.

Созревание, развитие и рост взаимосвязаны следующим образом. Созревание и рост – это изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений.

Типы развития: существуют много различных типов.

Выготский различал 2 типа:

1. преформированный – когда в самом начале заданы, закреплены и зафиксированы те стадии, которые организм пройдет при известном конечном результате. например: эмбриональное развитие

Закон Геккеля-онтогенез есть кратное повторение филогенеза.

2. непреформированный тип развития(наиболее распространенный) – развитие галактик, земли, эволюции, общества.

Это путь развития, кот предопределен заранее; дети разных эпох развивается по разному.

Согласно Выготскому процесс психич. развития – это особый процесс, относящийся к непреформированному типу.

Проблема соотношения обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии.

Развитие – это процесс необратимых, направленных, закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных образований психики и поведения человека. Соотношение обучения и развития является одной из центральных проблем педагогической психологии .

Существенным является вопрос о характере соотношения обучения и развития . Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса:

– обучение и есть развитие (У.Джеймс, Э.Торндайк, Дж.Уотсон, К.Кафка;

– обучение – это только внешние условия созревания, развития, т.е. «обучение идет в хвосте развития» (В.Штерн);

– развитие не зависит от обучения (Ж.Пиаже);

– «обучение идет впереди развития (Л.Выготский,.

Выготский: движущей силой психического развития ребенка является деятельность. Поскольку именно в ней впервые возникает структура, которая пройдя путь интериоризации(вращивание знака во внутрь) становится психич.функцией.

Вопрос 14. Культурно-историческая концепция Выготского.

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 494 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник