Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка
Автор: Карабанова О.А., профессор психологии,
член-корреспондент отделения психологии и возрастной физиологии РАО
Возрастная психология. Лекции
Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе
4.1. Общая характеристика
Можно выделить два основных критерия различения теоретических подходов к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. Первый критерий предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными. Если специфика отрицается, то можно говорить о натурализме (биологизации) развития, т. е. признании универсальных законов развития, в равной степени справедливых и для человека, и для животных. В культурно-историческом подходе специфику психического развития человека связывают с усвоением социокультурного опыта, рассматривая его как особый вид родовой наследственности человека наряду с органической наследственностью.
Второй критерий предполагает признание активности развивающегося субъекта. Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов — наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).
Основа факторного подхода была заложена в известном противостоянии двух философских школ, представляющих в психологии позиции нативизма и эмпиризма (схема 2). Это дуализм Р. Декарта и эмпиризм Дж. Локка и Д. Гартли.
Факторный подход — это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Философское обоснование этого подхода было дано Декартом, который предложил свою теорию врожденных идей. Нативизм в истории психологии представлен теориями преформизма, рекапитуляции и созревания.
Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоцианизмом и бихевиоризмом.
Нативизм и эмпиризм однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (3. Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода). Конвергенция — схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов интерпретируется как вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.
Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка
Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе
4.1. Общая характеристика
4.2. Теории нативизма
4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме
4.4. Теория конвергенции двух факторов
Вопрос. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития
Статьи по теме:
Факторный подход. Теории нативизма
Преформизм — концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивид…
Факторный подход. Теории эмпиризма
Теории развития как научения исходят из приоритета фактора среды: считается, что все дети рождаются…
Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов
Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — н…
Развитие человека
Развитие человека – качественные изменения его физических, душевных и умственных характеристик. Чащ…
Филогенез
Филогене́з, или Филогения (др.-греч. φῦλον, phylon — племя, раса и др.-греч. γενετικός, genetikos —…
Онтогенез
Онтогенез (от: ον — бытие и γέννηση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма о…
Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития
Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития.
Возрастная психология
Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на…
Детская психология: психология ребенка и его развитие
Детская психология – отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и за…
Категории:
- Психика
- Развитие ребенка
- Развитие человека
- Психическое развитие
- Все статьи
- Факторный подход
Источник
Автор: Карабанова О.А., профессор психологии,
член-корреспондент отделения психологии и возрастной физиологии РАО
Возрастная психология. Лекции
Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе
4.1. Общая характеристика
Можно выделить два основных критерия различения теоретических подходов к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. Первый критерий предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными. Если специфика отрицается, то можно говорить о натурализме (биологизации) развития, т. е. признании универсальных законов развития, в равной степени справедливых и для человека, и для животных. В культурно-историческом подходе специфику психического развития человека связывают с усвоением социокультурного опыта, рассматривая его как особый вид родовой наследственности человека наряду с органической наследственностью.
Второй критерий предполагает признание активности развивающегося субъекта. Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов — наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).
Основа факторного подхода была заложена в известном противостоянии двух философских школ, представляющих в психологии позиции нативизма и эмпиризма (схема 2). Это дуализм Р. Декарта и эмпиризм Дж. Локка и Д. Гартли.
Факторный подход — это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Философское обоснование этого подхода было дано Декартом, который предложил свою теорию врожденных идей. Нативизм в истории психологии представлен теориями преформизма, рекапитуляции и созревания.
Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоцианизмом и бихевиоризмом.
Нативизм и эмпиризм однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (3. Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода). Конвергенция — схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов интерпретируется как вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.
Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка
Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе
4.1. Общая характеристика
4.2. Теории нативизма
4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме
4.4. Теория конвергенции двух факторов
Вопрос. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития
Статьи по теме:
Факторный подход. Теории нативизма
Преформизм — концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивид…
Факторный подход. Теории эмпиризма
Теории развития как научения исходят из приоритета фактора среды: считается, что все дети рождаются…
Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов
Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — н…
Развитие человека
Развитие человека – качественные изменения его физических, душевных и умственных характеристик. Чащ…
Филогенез
Филогене́з, или Филогения (др.-греч. φῦλον, phylon — племя, раса и др.-греч. γενετικός, genetikos —…
Онтогенез
Онтогенез (от: ον — бытие и γέννηση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма о…
Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития
Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития.
Возрастная психология
Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на…
Детская психология: психология ребенка и его развитие
Детская психология – отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и за…
Категории:
- Психика
- Развитие ребенка
- Развитие человека
- Психическое развитие
- Все статьи
- Факторный подход
Источник
Автор: Карабанова О.А., профессор психологии,
член-корреспондент отделения психологии и возрастной физиологии РАО
Возрастная психология. Лекции
Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе
4.1. Общая характеристика
Можно выделить два основных критерия различения теоретических подходов к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. Первый критерий предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными. Если специфика отрицается, то можно говорить о натурализме (биологизации) развития, т. е. признании универсальных законов развития, в равной степени справедливых и для человека, и для животных. В культурно-историческом подходе специфику психического развития человека связывают с усвоением социокультурного опыта, рассматривая его как особый вид родовой наследственности человека наряду с органической наследственностью.
Второй критерий предполагает признание активности развивающегося субъекта. Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов — наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).
Основа факторного подхода была заложена в известном противостоянии двух философских школ, представляющих в психологии позиции нативизма и эмпиризма (схема 2). Это дуализм Р. Декарта и эмпиризм Дж. Локка и Д. Гартли.
Факторный подход — это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Философское обоснование этого подхода было дано Декартом, который предложил свою теорию врожденных идей. Нативизм в истории психологии представлен теориями преформизма, рекапитуляции и созревания.
Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоцианизмом и бихевиоризмом.
Нативизм и эмпиризм однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (3. Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода). Конвергенция — схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов интерпретируется как вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.
Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка
Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе
4.1. Общая характеристика
4.2. Теории нативизма
4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме
4.4. Теория конвергенции двух факторов
Вопрос. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития
Статьи по теме:
Факторный подход. Теории нативизма
Преформизм — концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивид…
Факторный подход. Теории эмпиризма
Теории развития как научения исходят из приоритета фактора среды: считается, что все дети рождаются…
Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов
Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — н…
Развитие человека
Развитие человека – качественные изменения его физических, душевных и умственных характеристик. Чащ…
Филогенез
Филогене́з, или Филогения (др.-греч. φῦλον, phylon — племя, раса и др.-греч. γενετικός, genetikos —…
Онтогенез
Онтогенез (от: ον — бытие и γέννηση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма о…
Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития
Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития.
Возрастная психология
Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на…
Детская психология: психология ребенка и его развитие
Детская психология – отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и за…
Категории:
- Психика
- Развитие ребенка
- Развитие человека
- Психическое развитие
- Все статьи
- Факторный подход
Источник
Существует 3 ведущих фактора:
1.Наследственность – это свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
В пользу наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца; беспомощность новорожденного, которая может говорить о богатейших возможностях развития.
Наследственность определяется генотипом.
Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде:
А) инф. об историческом прошлом
Б) в генотипе заложена программа индивидуального развития человека
Развитие обеспечивает реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид «хомосапиенс» обладает способностями к прямохождению, речевому общению, универсальности рук.
Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Количество потенциальных генотипических вариантов 3х1047
Количество живущих людей 7х1047
Среда-это окружающее человека, общественное, материальное и духовные ценности или условия его существования.
Активность-это деятельностное состояние организма как условия его существования.
«Активность-это важнейшая черта всех живых существ».
Ой предмет-развитие. Развитие-это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных образований психики и поведения человека.
Развитие характеризуется:
Необратимостью
Направленностью (от молодости к старости)
Закономерностью
Созревание-это процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностях организма и предварительно запрограммированных изменений организма.
Рост-процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.
Созревание, развитие и рост взаимосвязаны следующим образом. Созревание и рост – это изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений.
Типы развития: существуют много различных типов.
Выготский различал 2 типа:
1. преформированный – когда в самом начале заданы, закреплены и зафиксированы те стадии, которые организм пройдет при известном конечном результате. например: эмбриональное развитие
Закон Геккеля-онтогенез есть кратное повторение филогенеза.
2. непреформированный тип развития(наиболее распространенный) – развитие галактик, земли, эволюции, общества.
Это путь развития, кот предопределен заранее; дети разных эпох развивается по разному.
Согласно Выготскому процесс психич. развития – это особый процесс, относящийся к непреформированному типу.
Проблема соотношения обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии.
Развитие – это процесс необратимых, направленных, закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных образований психики и поведения человека. Соотношение обучения и развития является одной из центральных проблем педагогической психологии .
Существенным является вопрос о характере соотношения обучения и развития . Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса:
– обучение и есть развитие (У.Джеймс, Э.Торндайк, Дж.Уотсон, К.Кафка;
– обучение – это только внешние условия созревания, развития, т.е. «обучение идет в хвосте развития» (В.Штерн);
– развитие не зависит от обучения (Ж.Пиаже);
– «обучение идет впереди развития (Л.Выготский,.
Выготский: движущей силой психического развития ребенка является деятельность. Поскольку именно в ней впервые возникает структура, которая пройдя путь интериоризации(вращивание знака во внутрь) становится психич.функцией.
Вопрос 14. Культурно-историческая концепция Выготского.
Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 494 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник