Фактор риска в речевом развитии ребенка
Факторы риска развития речевых нарушений.
С рождением ребенка особая
ответственность за его нервно-психическое здоровье ложится на семью, что делает
особенно актуальным психолого-педагогическое просвещение молодых родителей.
Формирование характера и личностных
особенностей ребенка начинается с самого раннего возраста. Уже ранний период
постнатального развития имеет большое значение для последующих этапов
формирования его психики. Сон, крик, движения и другие физиологические реакции
организма новорожденного отражают сохранность и уровень зрелости центральной
нервной системы. Поэтому родители совместно с врачами должны внимательно
следить за ходом становления и развития этих реакций, принимать необходимые
профилактические меры в случае их отклонений от нормы.
В 60-е годы в научной литературе
возникает понятие «фактор риска», под
которым подразумеваются различные условия внешней сферы (биологические и
социальные) и индивидуальной реактивности организма, в большей или меньшей
степени способствующие развитию тех или иных патологических состояний.
Между биологическими и социальными факторами риска прослеживается тесное
взаимодействие.
Биологические факторы риска
развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, действующие
на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые
инфекции и травмы, перенесенные после рождения, семейная отягощенность речевыми
нарушениями.
В качестве первичного дефекта у
новорожденных могут выступать нарушения
слуха, зрения, двигательной сферы как в неосложненном виде, так и в
различных сочетаниях нескольких первичных дефектов.
К биологическим факторам риска
речевых нарушений генетического характера относится, в частности нарушение
формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного
правшества).
В некоторых случаях можно предупредить
развитие леворукости, если ребенку с раннего возраста стараться давать предметы
только в правую руку, осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой
руки в правую (ложку во время еды и т. п.), в игре использовать преимущественно
правую руку, давать ощупывать или угадывать предмет именно правой рукой и т. д.
К биологическим факторам риска речевых
нарушений относится также и семейная отягощенность патологией речи. Известно,
что наследственная предрасположенность к возникновению того или иного
патологического состояния не является фатальной. Как правило речевые нарушения
не возникают на фоне полного здоровья. В тех случаях, когда наряду с
наследственной отягощенностью речевой патологией (например, заиканием) у детей
диагносцируются нарушения деятельности центральной нервной системы, необходим
специализированный медицинский и логопедический патронаж, учитывающий данные
психофизического и речевого развития ребенка. При появлении признаков
каких-либо отклонений от нормы в доречевых реакциях (крик, гуление, ранние
стадии лепета) и в собственно речевом онтогенезе рекомендуется как можно более
ранняя логопедическая помощь. Р
Родители должны консультироваться у
логопеда о правилах их речевого общения с ребенком. Именно речь родителей
становится образцом для речевого развития детей, и потому в ряде случаев
следует ограничить речевое общение с ребенком лиц, страдающих речевой
патологией. В целях первичной профилактики речевых нарушений у ребенка из
семьи, отягощенной речевой патологией, необходимо начать логопедические занятия
в младшем дошкольном возрасте.
Социально-психологические факторы
риска в последние годы привлекают большое внимание исследователей, в
особенности вопросы психической депривации детей. Депривация —
недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной).
Выделяют познавательную и социальную депривации
(И. Лангмейер, 3. Матейчик, 1984). Установлено, что все виды депривации
существенно влияют на речевое развитие ребенка.
Отделение от матери в раннем возрасте,
характерологические особенности матери (тревожность, мнительность,
инфальтильность, импульсивность, эмоциональная холодность); неприятие со
стороны матери (отца); неполная семья; конфликтные взаимоотношения в семье,
изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод и т. д.);
воспитание в двух домах; резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания;
неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, гипоопека, несогласованность
в воспитательных позициях родителей). После 2,5 лет и старше приобретают
значение такого рода воздействия, как наказание дома и особенно в детском
учреждении, нежелание посещать ясли или группу, испуг при встрече с
малознакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных персонажей и пр.
По мере роста и развития ребенка круг
психотравмирующих ситуаций значительно расширяется за счет возрастающего
значения влияний внешней среды. Это конфликтные отношения со
сверстниками и взрослыми, чрезмерные наказания, запугивания, переживание
ситуация испуга (внезапное появление устрашающего животного, просмотр
«страшного» фильма, «страшная» сказка), рождение другого ребенка при отсутствии
готовности занять позицию старшего и пр.
Учет закономерностей действия факторов
риска позволяет целенаправленно проводить первичную профилактическую
коррекционно-педагогическую работу.
Для организации рациональных методов профилактического педагогического
воздействия имеет значение знание возрастных особенностей становления речевой
функции и психики в целом.
Для своевременного развития речи мать и
другие лица, окружающие ребенка, должны постоянно общаться с ним, стремясь
вызвать ответную реакцию. Известно, что на самых ранних стадиях постнатального
развития ребенка его общение с матерью осуществляется не безмолвно, они ведут
«диалог». Этот «диалог» вызывает у младенца реакции в виде оживления общих
движений, улыбки, произнесения звуков и созвучий (эхопраксия, эхолалия).
Стимуляция
формирования речевой функции имеет большое значение для развития ребенка.
Следует всемерно содействовать тому, чтобы период овладения ребенком
двигательными навыками (сидение, ползание, ходьба, тонкие движения рук и пр.),
и в частности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно. Необходимо
создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций,
способствовать «играм» младенца голосом. Формирование речедвигательной функции
тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с манипулятивной
деятельностью рук.
У детей первых лет жизни особое значение
имеет развитие понимания речи, что в
значительной степени зависит от речевого поведения взрослых.
Понимание речи происходит у ребенка
путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами,
окружающими ребенка. Необходимо объяснять родителям, что они поступают
неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания
ребенка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и
произнесении звуков и слов.
Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни
совершаться на родном языке (К. Д. Ушинский, 1948—1952; Е. И. Тихеева, 1981 и
др.). Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для
ребенка трудной задачей. Если малыш слышит, кроме родного языка, еще другой
язык, то его речь может развиваться медленнее, а в некоторых случаях появляются
многочисленные итерации, переходящие иногда в запинки судорожного характера. В
этом плане в семье должны быть установлены взаимопонимание и единый подход,
которые позволят ребенку в последующем овладеть в совершенстве двумя и более
языковыми системами.
В семье обязаны знать требования, которые нужно предъявлять к речи
ребенка. Эти требования
не должны быть ни занижены, ни завышены. Формировать речевые умения нужно
соответственно возрастной норме.
Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением
трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не
соответствующих возрасту.
В тех случаях, когда окружающие
взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь
ребенка («сюсюкают»), процесс овладения правильным звукопроизношением
затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем
такому ребенку бывает необходимо специальное корригирующее обучение у логопеда.
Окружающие ребенка люди своей плавной,
четкой по артикуляции и построению фразы спокойной речью побуждают его к такому
подражанию оформления речевого высказывания. В случае появления у ребенка
быстрого темпа речи, «захлебывания» словами, «лавинообразного» развития
накопления словарного запаса и развития фразовой речи, необходим особый речевой
режим с ограничением введения в лексикон ребенка новых слов и понятий и в целом
речевой нагрузки.
Ребенок в этот период должен быть огражден от пребывания в конфликтных
ситуациях, от участие в эмоционально значимых для него мероприятиях.
Социально-психологическая среда должна быть для него специально организована в
целях стабилизации его эмоционального состояния. Помочь становлению нормальной
речи можно, разучивая с ребенком короткие ритмичные стихи и песни, пением и
декламацией сопровождая движения, совершаемые в определенном темпе (например,
при маршировке). Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью.
Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривая
окончания.
Большое значение для развития речи
имеет сенсорное воспитание и развитие игровой
деятельности.
Формирование речевой функции
должно осуществляться параллельно с изучением окружающей среды. Правильное
восприятие предметов, накопление представлений и знаний о них происходит
благодаря теснейшему взаимодействию речевого и сенсорного развития.
Важнейшим средством психического
развития является детская игра. Свободная от движения утилитарных, а до
определенного возраста и социально-престижных целей, игра обладает той
самоцелью и самоценностью, которые направляют ее на решение творческих задач.
Детская игра мотивируется потребностями познания и необходимостью приобретения
знаний и умений, которые им понадобятся лишь в дальнейшем.
В самостоятельном пользовании детей
должны быть разнообразные наборы игрушек и пособий для развития тонкой моторики
рук, конструирования и пр. Включение дидактических игр способствует сенсорному
развитию ребенка, формирует понятия, развивает способность обучаться,
совершенствует слуховое внимание, речевую артикуляцию и речь в целом.
Профилактика нарушений голоса и речи у
детей.
Произнесение звуков речи представляет
собой сложный физиологический акт, для осуществления которого требуются
нормальное строение и координированная функция центрального речевого аппарата и
периферических органов голосообразования и артикуляции. Естественно, что всякие
дефекты развития, заболевания и повреждения любой части речевого аппарата могут
быть причиной нарушения голосо и речеобразования. Недостатки голоса и
произносительной стороны речи могут возникать, например, при хронических
заболеваниях гортани, при узелках, фибромах и папилломах голосовых связок, при
расщелинах верхней губы и неба, при неправильности строения челюстей и зубов,
при дефектах языка, при нарушениях носового дыхания, при нервно-мышечных
нарушениях в полости рта, в глотке и гортани и при других дефектах
периферического речевого аппарата. А также и при мозговых поражениях, которые
могут возникать, например, вследствие кровоизлияния в мозг (у детей обычно в
результате родовой травмы или ушибов при падении), инфекционных заболеваний,
опухолей.
Для предупреждения хронических болезней
голосового аппарата очень важно предохранять детей от частого насморка, ангины,
острого ларингита и других простудных заболеваний. Здесь большую роль играет
закаливание детского организма. Не следует приучать детей к излишнему теплу, не
надо их закутывать, так как при этом организм теряет способность
приспосабливаться к изменениям внешней температуры, становится чувствительным
даже к небольшим ее колебаниям, и ребенок легко простуживается при малейшем
охлаждении или сквозняке. Разумеется, при закаливании необходимо проявлять
осторожность: приучать тело к охлаждению следует постепенно, процедуры по
закаливанию надо начинать летом, приучая детей ходить босиком, купаться в
прохладной воде. При любом заболевании закаливание надо прекращать и начинать
его снова лишь после полного выздоровления.
Огромную роль в укреплении здоровья и
закаливании организма играют физкультура и доступные детям виды спорта.
В происхождении хронического воспаления
слизистой оболочки гортани (хронического ларингита) большое значение имеет
воздействие вредных примесей к вдыхаемому воздуху, в частности табачного дыма.
Всем известно, как часто у привычных курильщиков голос становится грубым и
хриплым. Особенно вредное воздействие оказывает табачный дым на нежную
слизистую оболочку детской гортани. Поэтому борьбу с курением среди детей
следует проводить особенно настойчиво и энергично; вести ее не только
посредством запретительных мероприятий, но и путем разъяснительной работы,
используя для этого всякий подходящий случай во время классных занятий и
внеклассных мероприятий.
Как уже было сказано, при носовом
дыхании воздух очищается от механических примесей, согревается и увлажняется.
Если дыхание происходит через рот, то устранение вредных свойств вдыхаемого
воздуха осуществляется в меньшей степени. Поэтому удаление препятствий,
мешающих нормальному носовому дыханию, имеет значение не только для устранения
закрытой гнусавости, но и для восстановления защитной функции слизистой
оболочки носа. Однако и при наличии свободной проходимости носовой полости
дыхание в ряде случаев осуществляется через рот, например, во время речи,
пения, а также при быстрой ходьбе и беге. Поэтому нельзя выходить разгоряченным
(после бани, после подвижных игр) на холодный воздух и при этом разговаривать.
По той же причине в холодную и сырую погоду не следует петь на улице, быстро
ходить и бегать, так как во всех этих случаях дыхание происходит через рот.
Для устранения дефектов голоса и речи,
вызванных анатомическими нарушениями в органах голосообразования и артикуляции,
требуются обычно медицинские мероприятия в виде активного вмешательства врачей
(оториноларинголога, стоматолога, психоневролога), а также специальная
логопедическая работа.
Однако такие органические дефекты
речевого аппарата встречаются довольно редко. Кроме того, далеко не всякое
нарушение строения речевых органов обязательно ведет к нарушению произношения.
Если анатомический дефект выражен не очень резко, то речь может оказаться
нормальной.
Значительно чаще у детей встречаются
функциональные нарушения речи, возникающие при отсутствии каких-либо заметных
анатомических изменений в речевом аппарате. У большинства таких детей нарушения
речи обусловлены неправильным воспитанием. В связи с этим становится очевидной
огромная роль правильного воспитания речи в семье и в дошкольных учреждениях в том именно
периоде, когда развитие речи происходит наиболее интенсивно и когда возникшие
по каким-либо причинам ее дефекты еще не успели закрепиться. Очень важно, чтобы
ребенок ясельного и младшего дошкольного возраста развивался в обстановке нормального
«речевого окружения». Речь родителей и воспитателей должна быть ясной, четкой и
грамматически правильной. Следует считать недопустимым практикующееся многими
родителями и некоторыми воспитателями подлаживание под детскую речь
(«сюсюканье»), потому что это может вредно отразиться на развитии речи ребенка.
Большое значение с точки зрения
предупреждения и устранения нарушений развития речи у детей имеет раннее
выявление недостатков слуха.
Наряду с правильным и своевременным
лечением органов слуха (в тех случаях, когда это возможно) таким детям
необходима и своевременная систематическая помощь в развитии у них речи. Эту
помощь должны оказывать им все окружающие, и в первую очередь родители.
Источник
Нарушение речи – достаточно распространённое явление среди детей. В большинстве случаев это, в той или иной степени, нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок – подросток – взрослый», т. е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешают им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности [7, c.12].
Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи .
Внимание исследователей было направленно на разработку методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей. Для этого необходимо было найти общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, особенно те, которые актуальны для коррекционного обучения. Такой подход потребовал другого принципа группировки нарушений: не от общего к частному, а от частного к общему.
В данной классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связанно с речью.
Основные группы речевых нарушений:
1) фонетическое нарушение речи (ФНР)- нарушение произношения отдельных звуков;
2) фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР), где наряду с нарушением фонетической стороны имеется и недоразвитие фонематических процессов;
3) общее недоразвитие речи (ОНР1, 2,3 и 4 уровней), при котором нарушены все компоненты языковой системы (лексика, грамматика,фонетика и фонематика).
Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.
Е.А. Янушко впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные, социально – психологические и психоневрологические причины [25, c.35].
М. Е. Хватцев впервые обосновал понимание этиологии речевых расстройств на основе диалектического подхода к оценке причинно-следственных связей в патологии речи. Он доказал, что важно не только выделять органические (центральные и периферические), а также функциональные причины речевых расстройств, но и представлять себе механизм речевых нарушений под влиянием тех или иных неблагоприятных воздействий на организм ребенка. Это необходимо как для разработки адекватных путей и методов коррекции речевых расстройств, так и для прогноза и предупреждения [23, c.146].
В середине XX века в научной литературе возникает такое понятие как «фактор риска», под которым подразумеваются различные условия внешней сферы (биологические и социальные) и индивидуальной реактивности организма, в большей или меньшей степени способствующие развитию тех или иных патологических состояний. Между биологическими и социальными факторами риска прослеживается тесное взаимодействие [5, c.83]
Биологические факторы риска развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы, перенесенные после рождения, семейная отягощенность речевыми нарушениями.
В качестве первичного дефекта у новорожденных могут выступать нарушения слуха, зрения, двигательной сферы как в неосложненном виде, так и в различных сочетаниях нескольких первичных дефектов.
Работа с детьми, имеющими фактор риска речевых нарушений, строиться исходя из сущности патологии центральной нервной системы.
Ранняя коррекционно-педагогическая работа необходима с первых дней жизни такого ребенка, так как нарушение развития одних функций приводит к вторичной задержке формирования других и в дальнейшем к педагогической запущенности [21, c.48].
Ранняя диагностика нарушений сенсорных и двигательных систем мозга имеет большое значение в организации лечебно-профилактической и медико-педагогической коррекции проявлений дизонтогенеза и последствий органической недостаточности мозга. В тех случаях, когда функция мозговых структур «не востребована», то в них возникают патологоанатомические изменения, подчас необратимого характера. При адекватных коррекционных воздействиях наблюдается компенсация органических повреждений головного мозга за счет образования новых, не предусмотренных генетической программой дополнительных межнейронных связей.
К биологическим факторам риска речевых нарушений генетического характера относится, в частности нарушение формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшества). Исследователи отмечают у леворуких детей ассинхронию развития некоторых функций: опережение эмоционально-мотивационного систематогенеза и отставание в дифференциации латерализованных механизмов психомоторики. Недоучет латерально-аномальной конституции психомоторики (а к ней относятся и речевые движения) может привести к появлению патологии речи (в частности, к заиканию). Одной из профилактических рекомендаций может быть запрещение насильственной переориентации леворуких в праворуких [6, c.68].
В некоторых случаях можно предупредить развитие леворукости, если ребенку с раннего возраста стараться давать предметы только в правую руку, осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в правую.
К биологическим факторам риска речевых нарушений относится также семейная отягощенность патологий речи. Наследственная предрасположенность к возникновению патологического состояния не является фатальной. Как правило, речевые нарушения не возникают на фоне полного здоровья. В тех случаях, когда наряду с наследственной отягощенностью речевой патологией (например, заиканием) у детей диагностируются нарушения деятельности центральной нервной системы, необходим специализированный медицинский и логопедический патронаж, учитывающий данные психофизического и речевого развития ребенка. При проявлении признаков отклонений от нормы в доречевых реакциях (крик, гуление, лепет) и в собственно речевом онтогенезе рекомендуется как можно более ранняя логопедическая помощь. Родители должны консультироваться у логопеда о правилах их речевого общения с ребенком. В целях профилактики речевых нарушений у ребенка из семьи, отягощенной речевой патологией, необходимо начать логопедические занятия в младшем дошкольном возрасте.
Социально-психологические факторы риска развития речевой патологии в последние годы привлекают большое внимание исследователей, в особенности вопросы психической депривации детей. Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной). Установлено, что все виды депривации (познавательная и социальная) существенно влияют на речевое развитие ребенка [1, c.39].
Отделение ребенка от матери в раннем возрасте иногда влечет за собой тяжелые нарушения деятельности мозга и является в дальнейшем одной из главных причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения, которые, в свою очередь, могут осложниться речевыми расстройствами.
После 2,5 лет и старше приобретают значение такого рода воздействия, как наказания дома и особенно в детском учреждении, нежелание посещать детский сад, испуг при встрече с малознакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных персонажей и т.д.
Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:
Характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфальтильность, импульсивность, эмоциональная холодность); неприятие со стороны матери (или других близких людей); неполная семья; конфликтные взаимоотношения в семье, изменения в структуре семьи (смерть, болезнь, развод, и т.д.); Воспитание в двух домах; резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания; неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, гипоопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей) [16, c.74].
По мере роста и развития ребенка круг психотравмирующий ситуаций значительно расширяется за счет возрастающего значения влияний внешней среды. Это конфликтные отношения со сверстниками и взрослыми, чрезмерные наказания, запугивания, переживание, ситуация испуга, и т.д.
Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.
Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности [31, c.39].
Учет закономерностей действия факторов риска позволяет целенаправленно проводить профилактическую и коррекционно-педагогическую работу с детьми дошкольного возраста.
В исследованиях Г.В. Чиркиной выделены ряд диагностических показателей, позволяющих отнести детей к группе риска.
Установлены наиболее значимые показатели лингвистического развития детей, позволяющие рано определить отставание или нарушение анатомо-физиологических предпосылок речевой деятельности. К ним относятся [39, c.98]:
* понимание речи в сенсомоторном периоде развития и характер последовательных стадий овладения импрессивной речью;
* долингвистическая вокальная продукция (возраст и этапы вокализации, репертуар согласных звуков, организация лепетных звуков по типу итерации, структура слогов, просодия);
* первые комбинации жеста и слова; речевые акты утверждения и просьбы (отдельными словами; двусловные высказывания); появление коммуникативных намерений;
* начало активной речи (объем словаря и особенности детской номинации; ранний синтаксис: аккомпанирующая речь; мотивированность речи действием или ситуацией);
* овладение фонемным строем речи (последовательное образование дифференциации фонем по акустическим и артикуляционным признакам; характер фонетических трансформаций).
Таким образом, ранний возраст – лучший для профилактики и коррекции недостатков речи. Этому способствуют особенности ребенка: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект.
Источник