Фактор развития ребенка предметно развивающая среда

Ольга Нечаева
Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка

Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности.

Понятие «развивающая среда» – это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ.

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении является мощным стимулом их развития.

Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды.

Среда развития может и должна служить фоном и посредником в взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.

Согласно ФГОС ДО предметно-развивающая средагруппы подразделяется по следующим видам детской деятельности: игровая; двигательная; познавательно-исследовательская; коммуникативная; продуктивная; музыкально-художественная; трудовая; чтение и художественная литература.

Средадолжна быть наполнена:

– содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития,

– тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению,

– для отдельных еще и недостижимо.

Стратегия и тактика построения среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Еёосновные черты таковы:взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.

Это предполагаетрешение следующих задач:

– Обеспечить чувство психологической защищённости — доверие ребёнка к миру.

– Радости существования (психологическое здоровье).

Развитие индивидуальности ребенка.

– Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребенка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

– Тактика общения – сотрудничество.

Р. Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.

Обстановка в моей группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

К предметномусодержанию игрового пространство группы относятся:

– игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы и т. д);

– учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);

– оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.

В предметно-развивающей средеорганизовываю разные формы детской деятельности дошкольников: образовательную деятельность по различным направлениям, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группе организованы центры, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному, художественно-эстетическому, коммуникативному, физическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели, на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибку», «Сравни») и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Четвертый лишний», «Найди отличия» и др. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, а так же направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Предметная средапроектируется в соответствии с образовательной программой нашего образовательного учреждения и выполняет следующие требования:

– обеспечивает полноценное и своевременное развитие ребенка;

– побуждает детей к деятельности;

– способствует развитию самостоятельности и творчества;

– обеспечивает развитие субъектной позиции ребенка.

Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.

Материал центров постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой.

Таким образом, предметно-развивающая среда должна давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

Источник

Развивающая предметно- пространственная среда, как фактор развития ребенка в ДОУ

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития.

Для решения этих задач был принят новый закон «Об Образовании», в котором дошкольное образование обозначено как ступень образования, введен новый Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО предъявляет требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

Читайте также:  2 особенности развития ребенка младенческого и раннего возраста

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

ФГОС дошкольного образования– это Стандарт условий, а не Стандарт результатов.

Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Теперь образование в ДОУ рассматривается как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. На смену пришла более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы. Новая образовательная программа для ДОУ по ФГОС нацелена на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии должны быть пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1.Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3. Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4. Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступностьсреды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Основные закономерности дошкольного образования, требования ФГОС к дошкольному образованию позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии:

1. Информационная функция. 
2. Функция стимулирования активности детей. 
3. Развивающая функция среды является ведущей. 
4. Функция сохранения психологического здоровья.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды.

Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей.

Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Источник

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 5 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение, реализующее образовательные

программы  – «Детский сад», расположенное по адресу: ул. Новостроящаяся, 22

Предметно – развивающая среда  как фактор

развития активности ребёнка

                                                     Составила

воспитатель Агеева Л.В.

Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности. Процесс обновления сопровождается возникновением новых видов образовательных учреждений, разнообразием педагогических услуг. В новых условиях функционирует и система дошкольного образования. Перед дошкольными образовательными организациями стоит ответственная задача – выбрать такую программу, которая была бы ориентирована на целостное, полноценное развитие детей и могла бы быть успешно реализована педагогическим коллективом.

Государственный стандарт дошкольного образования – документ, обязательный для всех дошкольных организаций, работающих в рамках любой программы. В нём разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации развивающей предметно-пространственной среды в ОУ, являющейся неотъемлемым компонентом педагогического процесса.

Читайте также:  Как научить читать ребенка с задержкой речевого развития

Понятие «развивающая среда» – это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ. Развивающая среда в дошкольной педагогике рассматривается как предметно-развивающее пространство. В предметном пространстве главным развивающим фактором выступают реальные предметы окружающей среды.

Среда является основным средством развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Научные исследования акцентируют внимание на построении предметно-развивающей среды и дают рекомендации к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды.

Мой опыт работы показал, что предметно-игровая среда эффективно воздействует на развитие игровой активности ребенка-дошкольника при определенных условиях:

  1. Когда воспитатель является организатором предметно-игровой среды с точки зрения их безопасности, привлекательности, ценностного потенциала и воспитывающего воздействия на личность ребенка;
  2. А ребенок проявляет интерес к предметно-игровой среде, активно осваивать ее, преобразовывая и самоутверждается;
  3. Предметно-игровая среда целенаправленно организована с учетом игровых потребностей ребенка, отвечать соответствующим принципам (активности, стабильности-динамичности, комплексирования и гибкого зонирования, эмоциогености, закрытости-открытости, учета половых и возрастных различий, современности, вариативности, функционального комфорта, надежности, безопасности, обогащенности, наукоемкости) и требованиям (закономерностям развития игровой деятельности и педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов, развивающий характер, соответствовать когнитивной сфере ребенка, т.е. неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании)

Согласно ФГОС ДО организую предметно-развивающую среду группы по следующим видам детской деятельности: игровая; двигательная; познавательно-исследовательская; коммуникативная; продуктивная; музыкально-художественная; трудовая; чтение и художественная литература. Обновлённая предметно-развивающая среда вовлекает детей в образовательный процесс и обеспечивает максимальный психологический комфорт.

Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. В разных группах наборы центров могут быть различными, однако основные центры, есть практически везде.

Центры активности

Интегративная направленность деятельности центра

Познавательно-речевое направление развития детей

–   Центр сенсорного развития

–   Центр «Мы познаем мир»

–   Центр конструктивной деятельности

–   Центр математического развития

  • Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.
  • Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка.
  • Развитие системы элементарных математических, экологических, естественно – научных представлений, физических, коммуникативных, художественно-эстетических навыков.
  • Формирование элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника.
  • Развитие чувства прекрасного к природным объектам и явлениям через восприятие музыки, произведений художественно-литературного творчества.
  • Приобщение к чтению познавательной и художественной литературы.
  • Развитие  умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
  • Формирование трудовых и безопасных навыков по уходу за растительными и животными объектами.
  • Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах объектов природного и социального окружения.
  • Формирование стремления к освоению нового (получение информации из энциклопедий, справочной литературы).

Воспитание стремления к соучастию в деятельности взрослых по защите природных объектов и сохранению качества окружающей среды, заботе о ближайшем природном окружении. 

–   Центр «Здравствуй, книжка»

  • Формирование потребности  рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания.
  • Развитие литературной речи, художественно-творческого потенциала.
  • Развитие интереса к художественной литературе.
  • Воспитание привычки к аккуратному обращению с книгой.
  • Воспитание эмоционального отношения к героям художественно-литературных произведений средствами музыкальных произведений разных жанров, желание создавать яркие выразительно-изобразительные образы литературных героев.
  • Приобщение к миру уральской художественной культуры через сказки, сказы, легенды, мифы народов России, Среднего Урала, творчество известных писателей литературных произведений для детей.
  • Развитие понимания нравственно-этических отношений героев художественных произведений.

–   Центр речевого развития

–   Центр «Будем говорить правильно»

  • Стимулирование и развитие речевой активности ребенка.
  • Развитие всех компонентов речевой системы.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Развитие мелкой и крупной моторики. Умение манипулировать с предметами.
  • Развитие эмоционально-чувственной сферы на примерах литературных произведений.
  • Ознакомление с грамматическими конструкциями связной речи через восприятие народного произведения в любой форме (сказка, миф, легенда, сказ).
  • Развитие представлений о нравственных качествах: об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности, определяющие нормы поведения детей после прочтения литературных произведений.
  • Воспитание культуры речи, речевого поведения, чтения.

–   Центр физического развития

  • Удовлетворение потребности детей в двигательной активности.
  • Организация самостоятельной двигательной активности на основе использования накопленных знаний, средств и методов в области физической культуры.
  •  Профилактика негативных эмоций. Формирование способности контролировать свои эмоции в движении. Формирование умений передавать ощущения, эмоции в речи. Ознакомление с нормами и правилами безопасности в двигательной деятельности
  • Развитие самооценки собственных достижений в области физической культуры.
  • Формирование навыка выполнения правил безопасного использования физкультурного оборудования. Развитие потребности в творческом самовыражении через физическую активность.
  • Развитие умения налаживать отношения со сверстниками в совместных видах физической деятельности в соответствии с принятыми правилами и нормами. Развитие способности после рассматривания книжных иллюстраций, схем воспроизводить по ним основные движения, комплексы упражнений.
  • Ознакомление детей со знаменитыми спортсменами, видами спорта, спортивными сооружениями, оборудованием, великими достижениями российских, уральских спортсменов в области спорта.
  • Развитие представлений детей об основных способах обеспечения и укрепления доступными средствами физического и психического здоровья

-Центр «ПДД»

– Центр «Пожарная безопасность»

– Центр сохранения здоровья ребенка

  • Формирование валеологических основ и основ ОБЖ.  
  • Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья; что безопасность зависит и от самого ребенка, от соблюдения гигиенических правил, от умения предвидеть и избежать возможную опасность.
  • Формирование представлений о культуре здоровья и путях его сохранения.
  •  Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
  • Развивать осознание своих физических возможностей на основе представлений о своем теле. Формирование представлений о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами.

– Центр изобразительной деятельности

  • Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности.
  • Формирование навыков изобразительной деятельности.
  • Воспитание эстетических чувств.
  • Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.
  • Формирование умения определять жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж
  • Формирование умений использовать различные материалы (природный, бросовый) с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения;
  • Формирование интереса и способность проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства.
  • Приобщение детей к театральному искусству через знакомство детей с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями;

– Центр музыкально-театрализованной деятельности

  • Поддержание и развитие у ребенка интереса к музыкальной и театрализованной деятельности.
  • Воспитание эстетических чувств.
  • Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.
  • Воспитание у детей основы музыкально-эмоциональной культуры.
  • Формирование легкость  и ловкость исполнения основных естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков).
  • Развитие музыкального интонационно-речевого опыта, умение пользоваться эмоционально-образным словарем.

–   Центр сюжетно-ролевых игр

–   Центр социализации

–   Мини-музей «Изба»

–   Мини-музей кукол

  • Обеспечение активизации всего чувственного аппарата ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем, через игровые виды деятельности.
  • Стимулирование коммуникативно–речевой, познавательной, эстетической деятельности детей.
  • Обеспечение комфорта и эмоционального благополучия детей.
  • Развитие представления о поступках, людей (великих, известных) как примерах возможностей человека.
  • Развитие этически ценных форм, способов поведения и отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов.

–   Центр труда

  • Формирование трудовых навыков по уходу за растительным и животным миром.
  • Формирование трудовых умений и навыков, основ безопасности в разных видах труда.
  • Формирование умения осуществлять коллективную деятельность, способность радоваться достижениям в трудовой деятельности других детей.
  • Формирование представлений о трудовой деятельности людей (в первую очередь с деятельностью членов семьи и близких): о профессиональной деятельности (кто и где работал и работает); о бытовой деятельности (домашние дела и их распределение между членами семьи); об увлечениях и хобби.
Читайте также:  1 особенности развития организма ребенка

Опыт работы доказывает, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

При этом воспитатели:

-имеют представление о зоне актуального развития и проектируют зону ближайшего развития каждого ребенка;

–  формируют обстановку и предоставляют материалы для развития;

– ставят перед каждым ребенком и перед группой в целом цели развивающего характера, учитывая интересы, способности и потреб­ности каждого;

– поддерживают в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активность в освоении окружающей действительности.

На основе такого подхода дети:                                                    

  • активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности;
  • проходят через закономерные стадии развития;
  • обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное и когнитивное развитие;
  • неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

К предметному содержанию игрового пространство группы относятся:

  • игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы и т.д);
  • учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
  • оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

Игры, игровой материал, книги и рабочие тетради в предметно-развивающей среде периодически обновляются, расположены на полочках, в шкафах, доступны детям. В условиях обогащенной предметно-развивающей среды воспитанники самостоятельно выбирают деятельность, используя материал, который привлек их внимание. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.

В предметно-развивающей среде организовываю разные формы детской деятельности дошкольников: образовательную деятельность по различным направлениям, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группе организованы центры – специальное место и оборудование для игротеки, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному, художественно-эстетическому, коммуникативному, физическому  развитию детей. Это дидактические, развивающие и логические  игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели,  на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»),  на следование и чередование и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Четвертый лишний», «Найди отличия» и др. Есть тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, а так же  направленные  на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления). Используются вещественные и графические модели для формирования у детей старшего дошкольного возраста конструктивно-моделирующего способа деятельности, различные виды конструктора.

Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий), рабочих тетрадей. Наряду с художественной литературой представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников различной направленности.

Я использую следующие формы и методы работы с игровым материалом в предметно-развивающей среде:

1) организованную образовательную деятельность (индивидуальные и подгрупповые);

2) самостоятельную деятельность детей;

3) совместные игры воспитателя с ребенком, детей друг с другом;

4) развлечения;

5) отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задач, головоломок;

6) чтение сказок, рассказов  и др.

Материал центров постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой.

К созданию и обогащению предметно-развивающей среды, привлекаю родителей.

Таким образом, одной из основных задач я считаю моделирование игрового пространства в группе в соответствии с содержанием основной программы СП, развития детей дошкольного возраста и обогащение среды такими игровыми элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей и способствовали развитию каждого ребенка в целом. Построение предметно-развивающей среды должно давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

Источник