Фактор играющий важную роль в интеллектуальном развитии ребенка

Фактор играющий важную роль в интеллектуальном развитии ребенка thumbnail

familyНе секрет, что люди имеют разный уровень интеллектуального развития, причём эта разница заметна уже в детстве. Но что является причиной? Какие факторы определяют интеллектуальное развитие человека? В статье мы рассмотрим ключевые из этих факторов и разберёмся с тем, какое влияние они оказывают.

1

Генетические факторы

Это потенциал, получаемый вместе с наследственной информацией от родителей. Это важный фактор, но не определяющий. Даже с хорошей предрасположенностью человек может не добиться высокого уровня развития, если не будет делать шаги, направленные на реализацию его потенциала.

О самих этих факторах, их механизмах и общей структуре науке известно достаточно мало. Она может назвать только ряд генов, которые отвечают за дефекты развития и различные аномалии.

2

Факторы окружающей среды

Недостаточное количество принимаемой пищи в первые полгода жизни может очень сильно сказаться на развитии ребенка. Однако если после полугода он начинает питаться нормально и жить в стабильных условиях, к 4-5 годам он догоняет своих сверстников в развитии. Но такого опыта, конечно же, стоит избегать.

Психическая стимуляция также крайне важна. Если малыш испытывает дефицит в общении, то уже ко второму году жизни он начинает отставать в речевой и двигательной сфере.

Поэтому важно постоянно общаться с ребёнком, давать ему возможность манипулировать различными предметами и осваивать различные новые навыки, учиться чему-то.

3

Семейные факторы

Чем больше в семье детей, тем ниже их IQ. Это было доказано в 1970-х годах в Нидерландах. Количество исследованных людей составило более 300 000 юношей со средним возрастом 19 лет. Причём первенцы, как правило, умнее своих младших братьев и сестёр.

Также уровень развития ребёнка зависит от социальной среды. Во Франции в 1980 году было проведено исследование: сравнили коэффициент интеллекта детей из бедных семей, но воспитанных в привилегированном слое, и их братьев и сестёр, воспитанных в низшем социальном слое. Разница составила примерно 20 пунктов в пользу воспитанных в привилегированном обществе.

4

Влияние школы

В школе больше всего ценят послушание. Часто это выступает ограничением для творческих детей. Множество ограничений, правил и шаблонов душат их природную оригинальность.

Ещё в двадцатом веке итальянка Мария Монтессори предложила систему образования, в которой каждый ребёнок занимается в своём собственном ритме, то есть индивидуально. Это привело к положительным результатам. Но поскольку свобода и самостоятельность не допускается обществом, метод Марии Монтессори не используется.

5

Личностные качества ребёнка

Многое зависит от характера и темперамента. Например, флегматикам будет достаточно сложно проявить себя в школе. Их могут начать считать малоспособными только ввиду их темперамента.

Можно условно разделить детей на вдумчивых и импульсивных. Первые могут углубиться в задание и работать с ним столько, сколько им нужно, несмотря на сложность. Вторые же нацелены на быстрый результат, поэтому зачастую дают тот ответ, который первым пришёл в голову. Это затрудняет процесс обучения.

Также вдумчивые дети избегают участия в жизни коллектива (класса) и стараются не попадать в незнакомые социальные ситуации. Импульсивные же легко входят в коллектив и не боятся рисковать.

6

Личностные качества родителей

У детей с высоким уровнем интеллектуального и творческого развития родители обычно имеют положительное отношение к жизни, любят свою работу.

Родители детей с высоким уровнем развития интеллекта энергичны и динамичны, предпочитают культурное времяпрепровождение, отличаются независимостью во мнении, нонконформизмом, свободой в принятии решений.

Если родители сами отличаются высоким уровнем развития творческих и интеллектуальных способностей, если они дают ребёнку возможность для развития, поддерживают его и уважают, то это оказывает благотворное влияние и помогает ребёнку максимально реализовать свой потенциал.

Будьте примером для своего ребёнка!

Источник

Библиографическое описание:


Поескова, Г. И. Факторы, влияющие на интеллект ребенка / Г. И. Поескова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 564-566. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8623/ (дата обращения: 03.12.2020).

Известно, что основными факторами, оказывающими свое влияние на интеллект ребенка, являются наследственность и воздействие среды. Наследственные влияния передаются через гены, которые получает ребенок от родителей. Родители, таким образом, несут ответственность за формирование существенных для развития интеллекта ребенка биологических структур, и прежде всего, нервной системы. Средовые факторы ребенок ощущает от момента зачатия до самой смерти — это пища, физико- химические воздействия, обучение, социальный опыт, роль семьи, влияние культуры и много другое. У детей, бросивших учебу, IQ снижается, а у тех, кто переходит из обыкновенной школы в школу для одаренных детей, — повышается. Специальные программы, проводимые в США с целью обогатить в социальном и культурном отношении среду дошкольников из неблагополучных семей, часто улучшают показатели интеллекта у этих детей, однако если после этого ребенок попадает в обычную школу, его IQ может снова снизиться.

Читайте также:  Физиологические основы речи развитие речи у ребенка

Споры по поводу природы интеллекта и факторов, оказывающих влияние на его развитие, начались еще в начале 1900-х годов, и не утихают, по сей день. Когда Альфред Бине создал свои первые тесты измерения интеллекта детей, он был уверен в том, что интеллект имеет «текучий» характер и может изменяться в сторону увеличения. В последующие годы американские ученые стали говорить о том, что человеческий интеллект генетически обусловлен и неизменяем от рождения.

Ряд американских ученых во главе с Э.Торренсом считают, что интеллект — это продукт существующей в обществе системы воспитания и обучения, поэтому талантами не рождаются, а становятся, поскольку творческий стиль является естественной формой работы мозга [7]. Американский психолог Р.Кеттел рассматривает интеллект двояко. По мнению Р. Кеттела, интеллект бывает кристаллизованным и текучим. Первый интеллект, заключающий в себе логическое мышление, счет, знания, зависит от образования, условий культурной среды. Второй интеллект, включающий в себя скорость восприятия и обработки информации, по мнению Р.Кеттела, генетически обусловлен [3]. Взгляды Р.Кеттела перекликаются со взглядами американского психолога К. Двек [4], которая рассматривает проблему с точки зрения двух теорий: теории «фиксированного» интеллекта и теории роста мышления. К.Двек утверждает, что одаренность не является фиксированной, данной от рождения и неизменяемой. Напротив, она может возрастать при наличии усилий и мотивации со стороны личности.

Наиболее широко на эту проблему взглянул канадский ученый Ф. Ганье [5]. Он предположил, что интеллект, который является природным качеством, должен развиваться на протяжении всей жизни человека. Это происходит путем систематических занятий, тренировок и практики «мастерства в определенных областях человеческой активности и деятельности». Таким образом, по мнению Ф.Ганье, происходит превращение одаренности в талант. Этому процессу могут способствовать (или мешать) два вида катализаторов: внутренний и внешний. К внутренним катализаторам относятся физические (здоровье, внешность) и психологические (мотивация, воля), которые обусловлены генетически. Внешними катализаторами, по утверждению Ф.Ганье, являются: среда (географическая, демографическая, социологическая), люди (родители, учителя, родные братья и сестры, сверстники), предоставляемые гарантии (программы для одаренных и талантливых детей) и события (смерть родителя, заболевание, выигранный приз).

Как считает американский психолог, специалист в области когнитивной, экспериментальной и социальной психологии Р. Нисбет интеллект гораздо больше определяется социальным окружением ребенка, нежели генами, и что родители и воспитатели могут оказывать на него значительное влияние. Так, по утверждению Р. Нисбета, кормление ребенка грудью в течение первых восьми месяцев от рождения ребенка на шесть пунктов в дальнейшем увеличивает IQ ребенка по шкале баллов. Или что занятия физическими упражнениями во время беременности также влияет на IQ ребенка, поскольку мать в этом случае родит ребенка большего роста, и при этом, его мозг тоже будет иметь значительно больший размер.

Убеждение Р. Нисбета в том, что социокультурное окружение влияет на интеллект ребенка основано на его изучении детей, выходцев из семей с низким социальным статусом. IQ этих детей на 12- 18 пунктов отстает от IQ их сверстников, выходцев из благополучных семей, в которых детям предоставляется более развивающая обстановка.

Подобно тому, как плохое питание негативно влияет на развитие ребенка в утробе матери, так и окружающая среда оказывает на интеллектуальное развитие ребенка. Р. Нисбет рассматривает детей из благополучных семей с достатком и детей из семей с низким достатком и делает следующие выводы.

В семьях с достатком:

1.                 говорят с детьми на «хорошем» английском языке; задают детям развивающие вопросы; комментируют детские высказывания; обсуждают с детьми вопросы из жизни ребенка и детские эмоции;

2.                 побуждают детей участвовать в дискуссиях за столом, которые ведутся взрослыми;

3.                 ребенок говорит 2 000 слов в час;

4.                 к трехлетнему возрасту, ребенок может услышать более 30 миллионов слов;

5.                 в доме много книг; ребенку начинают читать с 6-месячного возраста;

6.                 взрослые связывают прочитанный материал с примерами и событиями из жизни ребенка; задают вопросы, начинающиеся с «Что?» и «Почему?» по прочитанному тексту, побуждают ребенка участвовать в процессе чтения;

7.                 словами описывают то, что нужно сделать ребенку;

8.                 принимают активное участие в жизни ребенка, расспрашивают о ребенке у воспитателей, ровесников;

9.                 родители активно работают над тем, чтобы развить таланты и способности ребенка;

10.             вовлекают ребенка в познавательную активность в летний период, такую как: чтение, разговоры, походы в музеи и зоопарк, в результате чего, у ребенка повышается его IQ.

В семьях с низким достатком:

1. мало говорят с детьми; общение в основном в виде распоряжений;

2. ведутся обсуждения между взрослыми с убеждением в том, что детям не интересно участие в дискуссии;

3. ребенок говорит 1 300 слов в час;

4. к трехлетнему возрасту, ребенок услышал 20 миллионов слов;

5. книгвдоме мало; взрослые поздно начинают читать ребенку книги;

6. не связывают материал из книжки с жизнью ребенка; задают вопросы, начинающиеся с «Что?», но не задают вопросов, начинающихся с «Почему?»; считают комментирование ребенка прочитанного простым перебиванием и просят ребенка не отвлекаться, а внимательно слушать текст;

Читайте также:  Социокультурная ситуация развития ребенка это

7. показывают, как надо делать что-либо, в лучшем случае, могут сказать: «Делай так!»;

8. не участвуют в жизни ребенка; дети предоставлены сами себе и большую часть времени проводят в играх и просмотре телевизионных передач;

9. родители видят свою роль в том, чтобы ребенок был сыт, одет, обут, был опрятным; дети растут и развиваются сами по себе;

10.                    не стимулируют развитие ребенка летом, в результате, у ребенка падает его IQ.

Р. Нисбет приходит к выводу, что такие простые вещи, как разговор с детьми, чтение ребенку книг, комментарии по прочитанному возбуждают любопытство у детей и увеличивают их интеллект. Таким образом, согласно утверждению Р. Нисбета, окружающая среда влияет на IQ ребенка, на его получение высшего образования и на всю дальнейшую карьеру в жизни [6].

Другие факторы окружающей среды, влияющие на интеллект ребенка

Шлепание малышей. Ввозрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания, и, наоборот, 2-З-летний ребенок остро реагирует, если его отшлепать, считает М. Ибука [1]. Согласно исследованиям Мюррея Штрауса из Университета Нью- Хампешира, дети в возрасте от 2 до 4 лет, которых родители шлепают, на 5 пунктов по шкале IQотстают от своих ровесников, которых родители не наказывают подобным образом. Дети в возрасте от 5 до 9 лет, которых родители шлепают, отстают на 2.8 пункта от других детей, которых родители не наказывают.

Сон.Моник Ле Буржуа из Университета Браун изучила, как сон влияет на интеллект дошкольников. Она обнаружила, что если в выходные ребенок на один час больше поспит, то при сдаче теста в понедельник, его IQ увеличивается на 7 пунктов.

Свинец в крови. Американскийисследователи обнаружили, что у детей, имеющих в крови свинца меньше, чем 10 микрограмм на децилитр, на 11.1 пункта отстают по шкале тестов Станфорд- Бине от других детей. Каждые дополнительные 10- микрограмм свинца в крови ребенка дают увеличение IQ по шкале на 5.5 пунктов [2].

Литература:

1.         М. Ибука. «После трёх уже поздно». Пер. с анг. М.: Альпина нон-фикшн,2011, с. 25.

2.         Bernard SM, McGeehin MA. 2003. Prevalence of blood lead levels ≥ 5 micro g/dL among US children 1 to 5 years of age and socioeconomic and demographic factors associated with blood of lead levels 5 to 10 micro g/dL, Third National Health and Nutrition Examination Survey, 1988–1994 Pediatrics 112(6 Pt 1):1308–1313.

3.         Cattell, James McKeen. 1902. The time of perception as a measure of differences in intensity. Philosophische Studien 19: 63–68.

4.         Dweck,C.(1999) Self Theories: Their role in motivation, personality and development. Philadelphia, PA: Psychology Press.

5.         Gagne,F.(1995).From giftedness to talent: A development model and its impact on the language of the field. Roeper Review, pp.18, 103–111.

6.         Nisbett, R. and T. Wilson (1977). «Telling More than we can Know: Verbal reports on mental processes». Psychological Review 84(3): 231–259.

7.         Torrance E. P. Growing up creatively gifted: A 22-year longitudinal study. Creative Child and Adult Quarterly. 1980

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, жизнь ребенка, американский психолог, интеллект, интеллект ребенка, окружающая среда, родитель, пункт, развитие ребенка, семья.

Источник

Из-за каких причин интеллектуальное развитие ребенка порой «запаздывает» – он не проявляет активности, интереса к игрушкам, самостоятельности? Этими вопросами часто задаются родители, когда наблюдают за развитием крохи. Ребенок в раннем дошкольном возрасте, если его когнитивные функции развиваются в соответствии с нормой, проявляет любознательность, пытается знакомиться с предметной игрой, осваивает подражание и копирование. Всем родителям полезно знать, от чего зависит уровень интеллекта, и как по внешности и особенностям поведения ребенка понять, насколько умным он растет. На эти и другие вопросы ответили зарубежные и отечественные ученые, а MedAboutMe собрал всю информацию вместе.

Размер головы в младенчестве: большая голова как признак ума?

Британские ученые говорят, что об интеллектуальном развитии ребенка свидетельствует рост головы. Особенно это актуально в возрасте до одного года. Доктор философии Кэтрин Гейл совместно с коллегами из Университета Саутгемптон отмечает зависимость между объемом мозга ребенка и его дальнейшим интеллектуальном развитием, так называемом позднем интеллекте.

Команда специалистов изучила более 600 детей. В исследовании приняли участие дети в возрасте одного года, четырех и восьми лет. Врачи сначала измеряли окружность головы младенцев. Позже, в дошкольном и младшем школьном возрасте, тем же детям был дан тест на уровень интеллекта.

Исследование показало, что высокие результаты был у тех ребят, окружность головы которых в младенческом возрасте достигала максимальной возрастной нормы.

Исследователи не знают точно, что заставляет некоторых детей иметь больший мозг, чем у других. Они также подчеркивают, что многие факторы, включая отношения между родителями и детьми, могут влиять на интеллект детей.

Читайте также:  Ускоренный процесс роста и развития ребенка

Исследователи обнаружили, что рост головы к одному году был ключевым фактором. «Догоняющий» рост уже не имел такого большого значения.

«Рост мозга после грудничкового периода, по крайней мере, с точки зрения объема мозга, вряд ли компенсирует сниженный темп роста в первый год жизни», – пишут исследователи.

Ученые также изучили родителей младенцев, а именно их отношение к ребенку сразу после рождения, и затем в процессе взросления и воспитания.

Матери младенцев отвечали на вопросы о своем родительском стиле, старших детях и других факторах, таких как грудное вскармливание и послеродовая депрессия. Результаты этих исследований представлены ниже.

Депрессия у матери и интеллект ребенка

Изучая уровень детского развития, ученые пришли к выводу, что дети имели более высокие показатели IQ, если их родители имели более высокий уровень образования, а матери не страдали от послеродовой депрессии.

После рождения малыш нуждается в заботе и внимании. Получать любовь и принятие – его основные потребности. Если женщина переживает депрессивное состояние, у нее нет эмоциональных ресурсов откликаться на желания малыша так часто, как он того требует. Даже если она заботится о нем, держит на руках, кормит и пытается играть, ребенок будет чувствовать отстраненность матери, если она находится в подавленном состоянии. 

Уровень интеллекта ниже у детей, чьи матери страдали от послеродовой депрессии.

Грудное молоко лучше других видов вскармливания

Материнское молоко содержит все питательные микроэлементы для роста и развития ребенка. Кроме того, процесс кормления – немаловажный фактор для формирования детской эмоциональной стабильности и умственного развития. 

Доктор Бернардо Лесса Орта из Бразилии отмечает связь между высоким уровнем IQ у ребенка и грудным вскармливанием, длящимся от рождения до 6 месяцев. 

Грудное молоко дает хорошие преимущества в будущем – такие, как высокие оценки в школе и социальный успех во взрослом возрасте – потому что это лучший источник насыщенных жирных кислот, необходимых для развития мозга.

Отношение к ребенку в семье: как растить детей умными?

Кэтрин Гейл с коллегами отмечает влияние не только объема мозга на интеллектуальное развитие детей, но и отношений в семье. Ученые оценили стиль общения с ребенком семье, отношение к нему и психологическую атмосферу между близкими людьми. 

Высокий уровень интеллекта наблюдался у тех детей, отношение к которым строилось на доверии, принятии и уважении. 

Конструктивная критика, поддержка ребенка, отсутствие привычки «давить» на него приводят к более высокому уровню интеллектуального развития, чем у тех детей, чьи интересы не принимались всерьез, характер осуждался, в семье присутствовал только авторитарный стиль воспитания.

Сиблинги и развитие: когда в доме не один ребенок

Какое влияние на детский интеллект оказывают сиблинги – братья и сестры ребенка?

На познавательную сферу и интеллектуальное развитие малыша влияет отношение к нему в семье. Оно может меняться, быть позитивным, негативным, иметь свои особенности, если у родителей уже есть дети. Так, иногда младенцу может не хватать внимания, а подрастая, он может переживать ревность или зависть. 

Отрицательные чувства влияют на эмоциональное состояние ребенка, и, соответственно, уровень восприятия и интеллекта. Ученые установили, что ребенок, чьи интеллектуальные показатели в первый год жизни были в норме – стремление к познанию мира, любознательность активность – повзрослев, может демонстрировать невысокий уровень IQ. Так бывает в случае педагогический запущенности или эмоционального отвержения, когда мать и отец больше времени уделяли другим детям, не удовлетворяли базовые потребности малыша, не занимались с ребенком и не играли с ним.

Если раньше считалось, что наличие старших детей в доме стимулирует младших развиваться, то сегодня специалисты подчеркивают: для такого эффекта нужно не просто иметь братьев или сестер, но и равноценно распределять между всеми детьми родительское внимание. Иначе страдает не только психика, но и интеллектуальное развитие!

«Наши результаты дают дополнительные доказательства того, что младенчество является наиболее важным периодом постнатального роста мозга для определения более позднего интеллекта», – пишут исследователи.

Если родители хотят способствовать сохранению и развитию когнитивных навыков детей, важно уделять внимание факторам воспитания и условиям, которые окружают малыша не только с момента рождения, но и на протяжении взросления.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Влияние эмоционального реагирования матери на здоровье детей первых двух лет жизни / Николаева Е. И., Меренкова В. С // Преподаватель ХХI век ВАК. = 2009
  2. Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников / Евсеева Т. О. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста. = 2016
  3. Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017

Источник