Ежкова эмоциональное развитие ребенка скачать

Нина Сергеевна Ежкова
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1
Введение
Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Целью настоящего пособия является обогащение эмоционального опыта детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на уровне эмоциональной реактивности (кратковременных реакций на стимулы внешней среды) и эмоциональных состояний (относительно длительных проявлений).
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных программных документах для дошкольных образовательных учреждений ведет к тому, что педагоги часто выпускают его из поля зрения своей профессиональной деятельности или решают фрагментарно, бессистемно.
Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.
Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, что способствует начальному становлению эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно-познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности.
Учебно-методическое пособие состоит из двух частей.
Часть 1. Методический материал, который состоит из четырех разделов.
В первом разделе «Основные направления и методика эмоционального развития детей 3–6 лет» раскрывается динамика проектирования образовательного процесса по каждому направлению через последовательное освещение задач и педагогических средств в содержании эмоционального развития детей.
Во втором разделе «Эмоциональное развитие детей 3–4 лет» рассматриваются педагогические средства, направленные на побуждение малышей к эмоциональному реагированию, экспрессивным проявлениям, к восприятию основных эмоциональных состояний и их вербальному обозначению.
В третьем разделе «Эмоциональное развитие детей 4–5 лет» раскрываются педагогические средства, способствующие расширению опыта эмоционального реагирования, выразительности экспрессии, обогащению представлений о причинно-следственных связях в эмоциональных проявлениях, дальнейшему пополнению словаря эмоциональной лексики.
В четвертом разделе «Эмоциональное развитие детей 5–6 лет» рассматриваются педагогические средства, направленные на становление индивидуально-неповторимого, самобытного стиля эмоционального поведения детей, развитие у них способности к дифференцированию эмоций, проявлению эмпатии, оцениванию причинно-следственных связей, дальнейшему освоению словесных обозначений эмоциональных проявлений, пониманию лексико-семантической структуры данной группы слов.
В конце пособия представлены методические рекомендации для родителей, раскрываются приемы и средства обогащения эмоциональной сферы ребенка в условиях семьи.
Часть 2. Иллюстративный материал для работы с детьми представлен в виде серии картин, карточек, схематичных изображений различной модальности и т. п. Иллюстрации помогут образному восприятию детьми эмоций, дифференциации элементов экспрессии (мимика, жесты, позы), способствуют речевому развитию. Все иллюстрации пронумерованы. Ссылки на них даны в методической части пособия (часть 1).
Методические материалы, содержащиеся в пособии, могут использоваться в дошкольных образовательных учреждениях, в условиях семьи в качестве вариантов педагогически целесообразной организации досуга детей, а также в психологии с целью коррекции эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Основные направления и методика эмоционального развития детей 3–6 лет
Эмоциональное развитие детей обеспечивается благодаря систематическому, последовательному педагогическому управлению при обязательной деятельностной активности личности. Программа педагогического управления эмоциональным развитием строится на основе закона о функциональном психофизическом единстве деятельности организма человека как целостной системы, о чем свидетельствуют работы известных психологов П. К. Анохина, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца. А также учитываются положения теории и педагогического стимулирования, выдвинутые З. И. Равкиным, В. А. Разумным, и когнитивной теории эмоций С. Л. Рубинштейна и др.
Закон о функциональном психофизическом единстве деятельности организма свидетельствует о том, что изменения в функционировании какого-либо одного компонента системы неизбежно вызывают изменения в работе других ее звеньев. Значит, на работу менее подвластных контролю психических явлений, какими являются эмоции, можно влиять через использование психических функций, более доступных педагогическому управлению, т. е. через ощущения, речь, движения.
Теория педагогического стимулирования предлагает вводить внешние объективные стимулы в субъективный личностно-значимый план ребенка, учитывать диалектику внешних и внутренних побудителей действий, деятельности личности. Главное в теории стимулирования – умение учитывать изменчивый характер протекания эмоциональных процессов в зависимости от условий внешней среды. С этой целью рекомендуются эмоционально-сенсорные и эмоционально-экспрессивные игры, служащие «тренингом» эмоциональных реакций и экспрессивных проявлений у дошкольников. Стимулирующая ценность этих игр определяется природой игровой деятельности. В игре слиты ролевые и реальные отношения, представлена возможность (через игровые задания, сюжет, игровую роль) разнопланово эмоционально самовыразиться, проявить гибкость поведения, самобытный рисунок эмоциональной экспрессии и др.
Когнитивная теория эмоций дает возможность подойти к эмоциональному развитию детей с учетом когнитивных процессов. Эта теория обосновывает необходимость развивать компетентность при идентификации эмоций, как чужих, так и своих, объяснять причинно-следственные связи (ситуация – эмоция), выражать свое отношение к разнохарактерным, эмоциональным проявлениям путем введения пиктограмм, когнитивных схем эмоций.
Педагогически организованное расширение эмоционального опыта детей важно осуществлять, учитывая выделенные в психологии механизмы воздействия на эмоциональную сферу личности дошкольников. К ним относятся краткие эмоциональные реакции, эмоциональная дифференциация, эмоциональная идентификация и эмоциональное обособление (А. В. Запорожец, И. П. Воропаева, В. С. Мухина, Л. П. Стрелкова и др.). На основе этого предлагаются четыре основных направления в педагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников.
I. Развитие опыта эмоционального реагирования.
II. Развитие эмоциональной экспрессии.
III. Развитие представлений об эмоциях.
IV. Овладение словесными обозначениями эмоций. Активизация словаря эмоциональной лексики.
При выборе средств и методов образовательной работы необходимо учитывать последовательность в усложнении форм эмоционального реагирования. Так, в младшем дошкольном возрасте педагогический инструментарий подбирается с ориентацией на развитие кратких эмоциональных реакций и эмоциональной дифференциации; в среднем дошкольном возрасте, помимо развития кратких эмоциональных реакций и эмоциональной дифференциации, педагогический инструментарий подбирается с ориентацией на развитие эмоциональной идентификации; в старшем дошкольном возрасте педагогический инструментарий подбирается с ориентацией на развитие всех форм эмоционального реагирования, включая и последнюю – развитие эмоционального обособления.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник
Логопедическая реабилитация
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С. А. Игнатьева Ю.А. Блинков Логопедическая реабилитация ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной
Подробнее
Методика работы над сложными предложениями
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА А.Г. Зикеев Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в начальных классах специальных (коррекционных) школ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ДЕФЕКТОЛОГА Допущено Министерством
Подробнее
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
ГОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОУ ВПО «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Логашенко О.И., Ломакина Л.И., Поздеева С.И., Шапошникова Т.Л. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Подробнее
РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Сафронова Ю.Н. Дидактическая игра как средство развития перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2015.
Подробнее
Под редакцией профессора Е.Г. Речицкой
Сурдопедагогика Под редакцией профессора Е.Г. Речицкой Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся
Подробнее
Для студентов педагогических вузов.
Систематическое изучение психологии неотъемлемая часть отечественного профессионально-педагогического образования. Впервые в одной книге в общем методологическом планe изложены все четыре раздела психологии,
Подробнее
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
БИБЛИОТЕКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Н.А. Богачкина С.Н. Скворцова Е.Г. Имашева ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие 3-е издание, стереотипное УДК [37+159.922.7 (075.S) ББК 74.00я73-1+88.8я73-1 Б73 Публикуется с
Подробнее
Вопросы к итоговой аттестации
Вопросы к итоговой аттестации Направление: 050700.62 (540600) Педагогика Профиль: Практическая психология в образовании Квалификация: Бакалавр педагогики к итоговому государственному экзамену по модулю
Подробнее
ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 4(8)
УДК 373.211.24 Иванова Е. А. студент 5 курс, психолого педагогический факультет ГБОУВО РК «Крымский Инженерно Педагогический Университет» Россия, Симферополь E. A. Ivanova Student 5 course, the psycho
Подробнее
ДОШКОЛЬНАЯ СУРДОПЕДАГОГИКА
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА Л.А. Головчиц ДОШКОЛЬНАЯ СУРДОПЕДАГОГИКА Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха Допущено Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования
Подробнее
ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 4(8)
УДК 37.032: 37.013.77 Ловягина И.А. студент, специальность «Дошкольное образование» факультет психологии и педагогического образования Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Подробнее
Вопросы к итоговой аттестации
Вопросы к итоговой аттестации Экзаменационные вопросы к итоговому, междисциплинарному аттестационному экзамену по специальности 030301.65 «Психология» По общему психологическому модулю 1. Психика как категория
Подробнее
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Министерство образования и науки Республики Хакасия Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Саяногорский политехнический техникум» (ГАПОУ РХ СПТ) РАБОЧАЯ
Подробнее
Вопросы к итоговой аттестации
Вопросы к итоговой аттестации Экзаменационные вопросы к итоговому, междисциплинарному аттестационному экзамену по направлению 030300.62 «Бакалавр психологии» Модуль «Общая психология» 1. Научное и ненаучное
Подробнее
Цели изучения дисциплины:
Цели изучения : Краткая характеристика учебной (основные модули, блоки, разделы, темы): Б3.Б.1 «Психология» Составитель аннотации: Троицкая И.Ю., к.пс.н., доцент Кафедра психологии Целями освоения являются:
Подробнее
Информационная справка
Информационная справка О достижении воспитанниками воспитателя Лущенко М.С. положительной динамики результатов освоения образовательной программы по итогам мониторингов, проводимых ДОУ «Родничок» Образовательная
Подробнее
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ИХ КОРРЕКЦИЯ
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА Р.И. Лалаева Н.В. Серебрякова С.В. Зорина НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ИХ КОРРЕКЦИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве
Подробнее
РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Семашкина И.В. Эмоциональное развитие старших дошкольников // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2015. 05 (октябрь). АРТ 25-эл. 0,2 п.л. – URL: http: //akademnova.ru/page/875550
Подробнее
Общие положения. Содержание программы
Составители: заведующий кафедрой государственного и корпоративного управления, кандидат социологических наук, доцент Севрюгина Н.И. кандидат педагогических наук, доцент Курицына Т.Н. Общие положения Цель
Подробнее
Аннотация к рабочей программе ДОУ
Аннотация к рабочей программе ДОУ Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой,
Подробнее
Дидактические игры по экологии.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников 4 «Звездочка» Дидактические
Подробнее
Общая психология и психология личности
35 ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ Мельников А.А. Университет Российской академии образования, г. Москва
Подробнее
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
—————————————————————————
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79
Тема проекта: «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ТНР».
Проект разработали и реализовали:
педагог-психолог Иванова Т.Н.
музыкальный руководитель Белова С.Ф.
Красноярск 2017
Вид проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старших групп, родители детей, воспитатели.
Время реализации проекта: сентябрь-май 2017-18 уч.гг
Актуальность: Тяжёлые нарушения речи по – разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально – волевой сферы личности, межличностных отношений. ТНР отрицательно сказываются на формировании личности ребенка, вызывают специфические особенности эмоционально – волевой сферы.
У детей с ринолалией нарушение речи способствует развитию таких качеств личности, как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, уход от общения, чувство неполноценности.
У детей с дизартрией эмоционально – волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Одни склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, другие заторможены, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Большинство детей характеризуются малой инициативностью, зависимостью от окружающих, у некоторых недостаточно развито чувство дистанции. Характерологические и патохарактерологические реакции носят характер протеста, отказа. Неуверенные в себе, обидчивые они часто плохо уживаются в кругу нормально говорящих сверстников, замыкаются в себе.
Дети с моторной алалией весьма разнородны по особенностям эмоционально – волевой сферы. Чаще всего для них типичны повышенная тормозимость, снижение активности, неуверенность в себе, речевой негативизм. Менее малочисленной является группа детей, которым свойственна повышенная возбудимость. У них отмечаются гиперактивность (не всегда продуктивная), суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания своего языкового расстройства. Небольшую по численному составу группу составляют дети, у которых эмоционально – волевая сфера сохранена. Непременной составляющей процесса социальной адаптации личности является социально – ролевое поведение, определяющее совокупность психологических свойств и форм поведения.
Расстройства в эмоционально – волевой, личностной сферах детей с ТНР ухудшают их работоспособность, что отрицательно сказывается на качестве их знаний. Дети плохо различают эмоциональные состояния партнеров по общению, затрудняются дифференцировать эмоции.
Цель проекта: развитие эмоционально-волевой сферы детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
Новизна программы заключается в интегрированном педагогическом подходе к данной проблеме. Педагог – психолог и музыкальный руководитель детского сада совместно составляют и проводят увлекательные занятия – беседы. На каждом занятии звучит живая музыка, которая способствует более глубокому эмоциональному воздействию на психику детей, чем слово. На занятиях дети учатся не только дифферецировать разнообразные эмоциональные состояния с помощью карточек и иллюстраций, но также соответствующим образом двигаться под музыку и петь, осознавая эмоциональное содержание песен.
Педагогическая целесообразность программы.
Программа включает цикл интегрированных занятий. Задачи в соответствии с ФГОС дошкольного образования по направлениям:
Художественно – эстетическое развитие:
– развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, формировать музыкально – эстетические представления.
Социально – коммуникативное развитие:
– учить определять и называть свое эмоциональное состояние, рассказывать о своем настроении, взаимодействовать в детском коллективе, формировать представления о добре, зле, жадности, лени, щедрости, капризности, умение оценивать свое поведение.
Речевое развитие:
– развивать образность речи, расширять словарный запас.
Познавательное развитие:
– развивать память, мышление, воображение, восприятие.
Физическое развитие:
– укреплять физическую форму детей, овладевать двигательными навыками, развивать мелкую и крупную моторику, ловкость и быстроту реакции.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Проявление собственной игровой, коммуникативной и речевой активности ребенка.
- Умение произвольно регулировать поведение.
- Развитие умения диффиренцировать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние партнера по общению.
- Развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов; понимать и определять настроение музыкальных произведений.
- Достижение эмоциональной устойчивости, способность самовыражения в процессе музыкальной деятельности.
- Формирование представлений об окружающем мире.
- Усвоение навыков культурного поведения в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Занятия имеют определенную структуру:
- Каждая встреча начинается с ритуала индивидуального приветствия участников группы.
- Следующим этапом является теоретическая часть, где дети знакомятся или закрепляют какое – то эмоциональное состояние. Знакомство с новой эмоцией происходит через беседу, рассказ и обязательно через слушание музыки.
- Одним из самых важных этапов занятия авторы программы считают рефлексию, где дети высказывают свои мысли по поводу пережитой эмоции, вспоминают из своего жизненного опыта, случалось ли им переживать данную эмоцию или наблюдать ее у других людей, изображают ее при помощи мимики, пантомимики и изобразительных приемов.
- Одним из обязательных этапов занятия являются музыкально – коммуникативные игры, воздействующие на сплочение детского коллектива.
- Заключительным этапом является релаксация, способствующая снятию накопившегося за день эмоционального напряжения и возможного перевозбуждения, приобретенного во время занятия.
На занятиях приняты поведения, которые вводятся на первой встрече и действуют на протяжении всего цикла.
Нельзя:
перебивать друг друга;
высмеивать мнение участников группы;
отказываться от партнера.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся с сентября по май, 1 раз в месяц, то есть 9 раз.
Методы и формы занятий
Групповые занятия. Основная форма работы – групповые детско – родительские занятия по 30 мин.
На занятиях используются различные методы:
- игровые – музыкально – коммуникативные, дидактические, подвижные
- наглядные – рассматривание иллюстраций, картинок
- словесные – беседа, использование художественного слова, показ педагога, указания, пояснения
- практические – пение, игра на детских музыкальных инструментах, движения под музыку, слушание музыки, музыкально – коммуникативная игра, речевая игра, пальчиковая игра, релаксация, рисование
Подведение итогов реализации программы по развитию эмоциональной сферы “Радуга настроений” осуществляется через итоговую диагностику в конце учебного года.
Методическое обеспечение программы
- набор иллюстраций “Наши чувства и эмоции”
- детские музыкальные инструменты
- демонстрационный материал по темам
- игрушки би-ба-бо, набор игрушек для пальчикового театра
- напольные подушки по количеству детей
- альбом с иллюстрациями и фотографиями “Радуга настроений”
- наборы карточек с пиктограммами (5 наборов)
- альбомы для рисования, цветные карандаши, краски, ножницы по количеству детей
- домик с замочками и ключиком
- домик примирения
Литература
1. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
2. Семенова С.И. Уроки добра. Коррекционно – развивающая программа для детей 5-7 лет.
3. Коновалова С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно – развивающих занятий и психологических тренингов. Картиный материал.
4. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.
Содержание программы по развитию
эмоциональной сферы для детей старшего возраста «РАДУГА НАСТРОЕНИЙ»
№ | Тема | Программное содержание |
1 | “Какие бывают эмоции” (введение в программу) | Цель: познакомить детей с разнообразными эмоциями Задачи: – познакомить детей с понятиями “эмоция”, “пиктограмма”; – учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей; – учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих радость; – развивать умение эмоционально воспринимать музыку: – учить изображать радость при помощи мимики и пантомимики. Методическое обеспечение. Слушание музыки “Полька дошколят” Д.Л. Львова – Компанейца, “Новая кукла” П. И. Чайковского; дидактические игры “Найди нужную пиктограмму”, “Найди нужную эмоцию”; упражнение на развитие мимики и пантомимики; музыкально – коммуникативная игра “Цветные шнурочки”, релаксация “Солнечный зайчик” |
2 | “Радость” | Цель: продолжать знакомить детей с эмоцией “радость” Задачи: – учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей – учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих радость; – развивать умение эмоционально воспринимать музыку: – учить изображать радость при помощи мимики и пантомимики; – учить выбирать из разнообразной по эмоциональному состоянию радостную музыку. Методическое обеспечение. Слушание музыки “Болезнь куклы” П.И. Чайковского, “Полька дошколят” Д.Л. Львова – Компанейца, “Лебедь” К. Сен – Санса, “Новая кукла” П.И. Чайковского; упражнение на развитие мимики и пантомимики; парный танец “Веселые ребята” муз. АЭ. Спадавеккиа, релаксация “Воздушные шарики” |
3 | “Грусть” | Цель: познакомить детей с эмоцией “грусть” Задачи: – учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей; – учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих грусть; – развивать умение эмоционально воспринимать музыку: – учить изображать грусть при помощи мимики и пантомимики; – развивать чувство эмпатии; – учить способам улучшения грустного настроения. Методическое обеспечение. Слушание музыки “Болезнь куклы” П.И. Чайковского, пение песни “Детский сад” А.Д. Филиппенко, сл. Т.И. Волгиной; рисование; упражнение на развитие мимики, релаксация “Лесная полянка”; игра “Добрый мячик”. |
4 | “Грусть” | Цель: продолжать знакомить детей с эмоцией “грусть”. Задачи: – учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей; – учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих грусть; – развивать умение эмоционально воспринимать музыку: – развивать чувство эмпатии; – учить способам улучшения грустного настроения. Методическое обеспечение. Слушание музыки “Болезнь куклы” П.И. Чайковского; инсценировка сказки “Заюшкина избушка” при помощи пальчикового театра; релаксация “Необычная радуга” |
5 | “Злость (сердитость)” | Цель: познакомить детей с эмоцией “сердитость”. Задачи: – учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей; – учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих злость; – развивать умение эмоционально воспринимать музыку: – учить изображать сердитость при помощи мимики и пантомимики; – учить способам перестать сердиться. Методическое обеспечение. Слушание музыки К. С.Хачатуряна “Марш сеньора Помидора”; упражнение на развитие мимики и пантомимики; дидактические игры “Найди нужную пиктограмму”, “Найди нужную эмоцию”; релаксация “Рыбки” |
6 | “Страх” | Цель: познакомить детей с эмоцией “страх”. Задачи: – учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей; – учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих страх; – развивать умение эмоционально воспринимать музыку: – учить изображать страх при помощи мимики и пантомимики; – учить способам преодоления страха; – развивать эмпатию, умение сопереживать. Методическое обеспечение. Слушание музыки П. И. Чайковского “Баба – яга”, М. П. Мусоргского “Баба -яга”; дидактическая игра “Найди страшный персонаж”; рисование; знакомство со способами избавления от страха; танец “Бабка – ежка – костяная ножка”; релаксация “На море”. |
7 | “Удивление” | Цель: познакомить детей с эмоцией “удивление”. Задачи: – учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей; – учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих удивление; – развивать умение эмоционально воспринимать музыку: – учить изображать удивление при помощи мимики и пантомимики; – учить способам перестать удивляться; Методическое обеспечение. Слушание музыки, упражнение на развитие мимики и пантомимики; упражнение на развитие мимики и пантомимики; дидактические игры “Найди нужную пиктограмму”, “Найди нужную эмоцию”; релаксация “Рыбки” |
8 | “Стыд” | Цель: познакомить детей с эмоцией “стыд”. Задачи: – учить детей понимать свое эмоциональное состояние и других людей; – учить выбирать из множества иллюстраций и фотографий иллюстрации и фотографии людей, испытывающих стыд; – развивать умение эмоционально воспринимать музыку: – учить изображать стыд при помощи мимики и пантомимики; |
9 | “Какие бывают эмоции” (итоговое мероприятие) | Цель: уточнить знания детейо разнообразных эмоциях. Задачи: – закрепление понимания своего эмоционального состояния и других людей; – закрепления умения эмоционально воспринимать музыку; – изображение с помощью мимики и пантомимики разных эмоций людей. |
Источник