Европейские нормы развития ребенка до года

Я большая планировщица и мечтательница. Представлять себе, что хорошего будет завтра – одно из величайших моих удовольствий.
И вы же понимаете, сколько ожиданий рождается вместе с ребёнком! Ох, как мы с ней и то, и это!.. И сразу всплывает вопрос: а когда она это сможет? И я стала искать нормы развития, чтоб знать, чего мне ожидать и на что рассчитывать. Нашла – каюсь, на русском языке – и ужаснулась! Мой ребёнок ничему такому не соответствовал! Я, конечно, сразу по врачам, а они мне: “Ребёнок в  порядке!”
– Как? – говорю я, – Вот написано, она должна уметь это и это, а она этого не делает!
– Извините, – говорят врачи, – у нас написано другое.
Действительно, у них – по-немецки – было написано другое.
Углублённо изучив вопрос, я установила поразительный факт:  нормы развития детей в возрасте до года в русскоязычных источниках отличаются от норм в немецкоязычных источниках минимум на 3 месяца. Позже я узнала, что в других странах Западной Европы нормы такие же, как в Германии.
И вот что самое смешное: если вы думаете, что немецкие младенцы прозябают, уткнувшись носом в пол, а российские активно познают мир, носясь по нему на своих двоих, вы ошибаетесь! На самом деле картинка такая: пока немецкие младенцы нежатся на солнышке, помахивая розовыми пятками в воздухе, российские детки кряхтят в душных кабинетах врачей и массажистов. Потому что отставание от норм в России лечат. Сложно и дорого.
У меня это вызвало подозрения.
Скажу прямо: мне это кажется выкачиванием денег. 

Кому выгодно? Дело не в том, что назначаемые всем подряд массажи неээфективны. Нет, они  что-то дают, и детки действительно начинают переворачиваться и ползать чуть скорее, чем им это предназначено природой. Вопрос в том, зачем это нужно. Можно оставить ребёнка в покое и он поползёт в 9 месяцев, а можно подстегнуть его массажем, гимнастикой или какими-то, не дай Бог, химическими препаратами, и он поползёт в 7 месяцев. И что дали эти два месяца? В чём польза для ребёнка и его родителей?
Единственным человеком, которому есть с этого реальная, понятная польза, является массажистка, которой заплатили за работу.

Если с выгодой от массажа дело более-менее ясно, то выгода врача – под вопросом. 
“Задержка развития!” – говорит невропатолог и выписывает ребёнку 2-3 вида таблеток, воздействующих на нервную систему.  Если мама здесь же, у врача, эти таблетки и покупает, то смысл такого поступка понятен – врач купил таблетки дёшево, продал дорого, на разницу живёт. А если мама в слезах несётся в аптеку, то что врачу толку с такого диагноза? Может, он действительно верит в то, что малейшее отклонение от норм нуждается в медикаментозном лечении? А откуда взялись вообще эти нормы?

Кто придумал нормы?

Шкалы развития детей, которыми сейчас пользуются педиатры, пришли к нам из глубины веков. Вернее, прошлого века – это старые добрые советские нормы.
Создавались эти нормы в нелёгкое для страны время. Работницы (вернее, работницы) были остро нужны на производстве, поэтому длинные отпуска по уходу за детьми не поощрялись. Моя тётя в 1956 году вышла на работу через три месяца после родов, а её трёхмесячная дочь отправилась в ясли. Учитывая отсутствие памперсов, можно понять, что работники ясель и детских садов были весьма заинтересованы в том, чтобы дети как можно раньше приучались проситься на горшок и вообще ухаживать за собой самостоятельно. Социальная система в целом предполагала и всячески поощряла как можно более раннюю самостоятельность детей. Нечего родителям рассиживаться с младенцами – труба зовёт, надо возвращаться в строй! Скорее сажайте их, скорее ставьте на ноги, пусть как можно раньше включаются в работу, нам не нужны бездельники, нам надо страну поднимать! О цене торопливости (искривленный позвоночник, деформации мышц) то ли не задумывались, то ли считали её меньшим злом по сравнению с “потерей времени”.

А куда нам торопиться сейчас? Страна “поднята” до дальше некуда. Отпуск по уходу за ребёнком длительностью в полтора года – норма. Так зачем торопить ребёнка в первый год жизни? Зачем мерить детей по шкале, на которой искусственно передвинут рычажок нормы? Давайте сместим рычажок в сторону западно-европейских норм, и диагноз “задержка развития” станет редкостью, потому что за те три месяца, которые сейчас искусственно отняты у детей, все они “выполнят и перевыполнят” норму. 

Это моё мнение. А вот мнение специалистов, которым я задала свои вопросы. 
Дальше мои слова идут курсивом

Мои вопросы:
1. Откуда взялись эти нормы для рекордсменов? Кому и чем полезно более раннее развитие младенцев?
2. Может быть, стоит изменить нормы, приспособив их к возможностям большинства? Это всё же лучше, чем “лечить” 80% младенцев от отставания в развитии – младенцев, которых в любой стране Западной Европы (тут схожие нормы) сочли бы совершенно здоровыми и хорошо развитыми.
3. Что бы Вы посоветовали родителям, моторное развитие младенца которых отстаёт от российских норм – лечить ребёнка или подождать?

Отвечает врач-невролог Ефимов Игорь Олегович, специалист по проблемам нарушений речи и поведения, главный врач Санкт–Петербургского центра неврологической реабилитации на Коломяжском 33, заместитель генерального директора неврологического центра “Прогноз”:

“Дело в том, что нормы придумали далеко не дураки. И их надо иметь ввиду. Мой подход таков: если ребенок, несмотря на отставание демонстрирует положительную динамику, то тревогу бить не надо. А если ребенок не получает нужного навыка и ничто не говорит о том, что это скоро может произойти – идите к врачу.
Надо выбрать несколько простых навыков и опираться на них.
Моторное: перевернулся, пополз, сел, встол, пошел.
Эмоциональное: ответная улыбка, опознавание мамы, опознавание близких.
Речевое: гуление, направленные звуки, слоги, мама/папа/баба, 10 слов, фраза из 2 слов (подходит даже “да сёк”).

В чем то вы правы, в чем то нет.
Ослабление норм на западе связаны с особенностями (далеко не позитивными) страховой медицины. Российские нормы актуальнее, но, как я говорил и ранее, при правильном отношении. Но поверьте мне, человеку с раннего детства наблюдающего общение отечественных и западных специалистов высочайшего (“мирового”) уровня – если есть запаздывание от них  – это повод для внимания к параметру. Тут, для коррекции, может хватить и самостоятельных упражнений на фитболе (по книжке).
Даже идеальный ребенок требует внимания и периодических коррекционных мер. В моем центре К33 достаточно молодой персонал и у нас масса друзей/знакомых – в плотнейшем наблюдении находится 20-25 детей 0-5 лет – все без исключения по совершенно объективным причинам попадали на курсы немедикаментозной коррекции (массаж, БОС по ЭМГ при плоскостопии, ЛФК, речевые программы – Fast For Word, развитие вестибулярной функции – Learning Breaktrough, развития “моторного планирования” – Interactive Metronome и т.п.) Но в РФ курс из 10-15 занятий стоит 100-200 евро… А Германии??? Вот то-то…”

В Германии курс из 10 занятий стоит около 500 евро. Государственная страховка (которая есть у всех) оплачивает около 300 евро, дорогая частная мед.страховка оплачивает 80% суммы. С учётом того, что средняя зарплата в Германии выше, чем в России, и ежемесячное пособие на ребёнка составляет 184 евро, в Германии выходит не дороже.   
Отвечает Комаровский Евгений Олегович, педиатр

Вопрос:
– … разница между российскими и немецкими нормами составляет приблизительно 3 месяца. В материалах Вашего сайта сказано, к примеру, что ребёнок начинает ползать в 6 месяцев. Согласно немецким нормам, ребёнок начинает ползать в 9 месяцев.
Ответ:
– Материалы по приведенной вами ссылке не имеют никакого отношения к моим представлениям о нормах. Там присутствует конкретная ссылка на отечественных ученых, коие подобные нормы и придумали. 

– Откуда взялись эти нормы для рекордсменов? Кому и чем полезно более раннее развитие младенцев?

– Это и для меня всегда было загадкой. По-видимому главная цель – внести психологическую ясность во взаимоотношения родители-система здравоохранения.  Дескать ваше дитя нормам не соответствует (т.е. ненормальное), значит все претензии к системе безосновательны – сами виноваты, такие уродились

– Может быть, стоит изменить нормы, приспособив их к возможностям большинства? Это всё же лучше, чем “лечить” 80% младенцев от отставания в развитии – младенцев, которых в любой стране Западной Европы (тут схожие нормы) сочли бы совершенно здоровыми и хорошо развитыми.

– Норм на самом деле множество, и присутствующие в американских учебниках многократно более лояльны. К сожалению, пока не хватает рук и средств на расширение (наполнение) сайта, но мы этим занимаемся.

– Что бы Вы посоветовали родителям, моторное развитие младенца которых отстаёт от российских норм – лечить ребёнка или подождать? 

– Самое главное – понимание того, что “ненормальность” моторного развития не может быть излечена никакими волшебными таблетками. Главное лекарство – время (поэтому  совет про подождать оптимален), ну а неглавное лекарство  – это создание условий, по мотивам главы в книге “Здоровье ребенка…” про нормы и сроки. Почти всегда, когда отставание лечат (лекарствами!) это не лечение ребенка, а психотерапия мамы.

Источник

Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.

До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рождении

Таблица физических параметров до года

Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: как должно проходить развитие ребенка по неделям до 1 года?)

Возраст, месРост, смВес, кгОкружность головки, смОкружность груди, см
Новорожденный49,0 – 54,02,6 – 4,033,0 – 37,031,0 – 35,9
152,0 – 55,03,0 – 4,335,8 – 37,234,0 – 36,0
255,0 – 57,04,5 – 5,037,5 – 38,536,0 – 38,0
358,0 – 60,04,0 – 6,038,0 – 40,036,0 – 39,0
460,0 – 63,04,5 – 6,538,0 – 40,036,0 – 40,0
563,0 – 67,06,5 – 7,537,5 – 42,237,0 – 42,0
665,0 – 69,07,5 – 7,842,0 – 43,842,0 – 45,0
767,0 – 71,08,0 – 8,843,8 – 44,245,0 – 46,0
871,0 – 72,08,4 – 9,444,2 – 45,246,0 – 47,0
972,0 – 73,09,4 – 10,045,2 – 46,346,5 – 47,5
1073,0 – 74,09,6 – 10,546,0 – 47,047,0 – 48,0
1174,0 – 75,010,0 – 11,046,2 – 47,247,5 – 48,5
1275,0 – 76,010,5 – 11,547,0 – 47,548,0 – 49,0

Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

От рождения до 3 месяцев

НОВОРОЖДЕННЫЙ

Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.

1 МЕСЯЦ

Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.

2 МЕСЯЦА

Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.

3 МЕСЯЦА

На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.

Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!

С трех месяцев начинается активная социализация малыша – он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей

Физические особенности

МесяцДвижения и навыкиЗрениеСлух
1Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову.Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»).Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке.
2Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней.Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно.Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса.
3В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват.Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз).Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет.

Нервно-психическое развитие

МесяцЭмоцииРечьИнтеллект
1К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» – реакция на близкого человека.Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы.Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз.
2Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками.В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации.Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции.
3Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества.Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу.Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным.

От 4 месяцев до полугода

4 МЕСЯЦА

Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно держать погремушку?).

5 МЕСЯЦЕВ

Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.

6 МЕСЯЦЕВ

На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.

В речи также происходят заметные изменения:

  • начинает выражать первые просьбы;
  • гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».

Физические особенности

МесяцДвижения и навыкиЗрениеСлух
4Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать.Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин.Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса.
5В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки.Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин.Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука.
6Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками.Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы.Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки.

6-7 месяцев – время для первого прикорма

Нервно-психическое развитие

МесяцЭмоцииРечьИнтеллект
4По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания.Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги.Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое.
5Хочет участвовать в общении – старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием.Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др.Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела.
6Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер.Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков.Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую.

От полугода до 9 месяцев

7 МЕСЯЦЕВ

Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.

8 МЕСЯЦЕВ

Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: календарь скачков в процессе развития ребенка). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.

С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх – подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.

9 МЕСЯЦЕВ

Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности – коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.

Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.

В 9 месяцев малыш уже “совсем большой”, он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются

Физические особенности

МесяцДвиженияНавыки
7Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность.Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек.
8Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает.Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку.
9Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает.Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов.

Нервно-психическое развитие

МесяцЭмоцииРечьИнтеллект
7Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками.Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др.Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят).
8Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет.Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др.Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует.
9Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность.В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.)Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память.

От 10 месяцев до 1 года

10 МЕСЯЦЕВ

После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.

11 МЕСЯЦЕВ

Малыш интенсивно развивается. Основные навыки движения развиты хорошо. Может показать многие предметы (игрушки, мебель, части тела, животных). Понимает и выполняет большинство простых просьб, нежелание или отрицание выражает качанием головы.

Начинается этап развития мелкой моторики пальцев, может двумя пальчиками порвать лист бумаги. Следует уделить большое внимание любознательности малыша, поощрять ее и обязательно разговаривать с ребенком как можно больше.

1 ГОД

После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.

Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.

Физические особенности

МесяцДвиженияНавыки
10Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки.Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
11Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно.Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
12Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх.Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке.

Нервно-психическое развитие

МесяцЭмоцииРечьИнтеллект
10У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками.Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?».Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие.
11Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого.Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»).Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию.
12Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться).Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси».Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное внимание.

Мнение доктора Комаровского

Популярный сегодня доктор Комаровский доходчиво и интересно рассказывает о детках в своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках. Конечно, основной акцент делается на педиатрических вопросах, однако помимо этого из книг и лекций можно узнать о:

  • принципах ухода за карапузом;
  • питании и кормлении детей (по ВОЗ, а также согласно авторской методике прикорма);
  • ключевых этапах роста и развития (когда малыш должен сидеть, ползать, стоять и ходить).

Калькулятор

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник