Если у ребенка задержка психического развития скачать

Задержка психического развития у детей

Врачи диагностировали у крохи задержку психического развития? Только без паники: все развиваются по-разному.

Представьте: вы приходите со своим малышом на тестирование к психологу, и ваш любимый кроха, такой родной и самый-самый умненький, не может ответить почти ни на один вопрос! Вердикт специалиста — задержка психического развития, или ЗПР.

Задержка психического развития — это частичное недоразвитие высших психических функций, которое носит временный характер и может компенсироваться при специальном обучении.

Предупрежден — значит вооружен

ЗПР поддается коррекции и исправлению практически полностью. Если вовремя начать заниматься с таким ребенком, он может достичь уровня развития обычного малыша его возраста.

Трудно точно сказать, что становится причиной возникновения ЗПР. Это могут быть любые проблемы внутриутробного развития — болезни и стрессы беременной мамы, травмы малыша в животике, курение, алкоголизм, причем не только мамы, но и папы. Неприятности при родах, несомненно, также способны стать виновниками отставания в развитии крохи. Очень важны и первые месяцы его жизни: что его окружало, чем болел, вовремя ли начал сидеть, вставать, ходить. Почва для любых задержек развития — это неблагоприятное окружение в семье: родители-алкоголики, физические наказания, грубость взрослых (угрозы, окрики), примитивность их желаний и устремлений, неправильное воспитание. Никто не может расти и развиваться без любви. Помните об этом.

Давайте разберемся

Задержка психического развития бывает разной. Самая неприятная и труднопреодолимая вызвана органическими поражениями мозга. Клеточки мозга в этом случае (например, если малыш внутриутробно переболел вместе с мамой инфекционной болезнью) как будто „засыпают”. Часть из них можно „разбудить” и заставить работать, а некоторые — уже нет. А если обратиться за помощью к соседним, зрелым клеткам, организм компенсирует дефект развития. Именно по такому принципу работают дефектологи. В случае с ЗПР органического происхождения потребуется и медикаментозное вмешательство, и слаженная работа ряда специалистов на протяжении многих лет. 

ЗПР может развиться у деток, ослабленных бесконечными болезнями. Развитие задерживается еще и потому, что маме просто не до занятий: постоянные больницы, лекарства, врачи и страх за здоровье крохи. Безусловно, такой семье нужна помощь хорошего психотерапевта или психолога, а обучение ребеночка нужно налаживать в условиях больницы или санатория. Лишние лекарства для преодоления ЗПР здесь ни к чему: бедный малыш и так их переел. Но несмотря на такие трудные случаи, все-таки самой тупиковой, по мнению дефектологов, остается ситуация, когда ЗПР спровоцирована у здорового малыша социальным окружением. Очень обидно, когда нормальный малыш начал отстаивать в развитии от невнимания к себе, грубого обращения, отсутствия новых впечатлений.

Тестируемся сами

 Любая задержка развития заметна не сразу, а по мере взросления малыша, когда требования к его достижениям начинают расти. Приблизительно в 2–3 года у внимательной мамы закрадывается подозрение, что „что-то не так”. К 4 годам обычно ребеночка консультирует логопед или невропатолог, редко — дефектолог. В 5–6 лет малыш заметно уступает своим сверстникам в развитии речи, логического мышления, развитии эмоционально-волевой сферы. К сожалению, у родителей не всегда есть возможность показать малыша врачу или дефектологу. Но беспокойство за судьбу крохи все равно есть. Как же понять далеким от дефектологии родителям, что происходит с их маленьким человечком? Как определить самостоятельно, есть ли у него ЗПР? Вот несколько тестов, которые помогут разобраться в этом.

Тест № 1 (наблюдения за крохой на первом году его жизни)

Записывайте все ступеньки развития малыша. Когда он начал держать головку (это должно произойти не позднее 1,5 месяцев), переворачиваться (в 3–5 месяцев), хватать игрушку (в 4 месяца), сидеть (не позже 8 месяцев), вставать (8–10 месяцев), ходить (1 год 2 месяца). Каждая мамочка с нетерпением ждет первых слов крошки: гулить малыш должен уже в 2 месяца, а лепетать — с 6–8 месяцев. Показывать пальчиком на предмет или человека, пытаться слогом или звуком назвать его — в 10–12 месяцев. Первое „мама” вы должны услышать к первому дню рождения малыша.

Если все эти возрастные нормы сильно растянуты, а малыш неэмоционален, долго не узнает близких, у вас есть повод для беспокойства.

Тест № 2 (для малышей 9–10 месяцев)

Хорошим показателем своевременного развития крохи служит игра в прятки. Всем мамам она прекрасно известна. Вы прячете на глазах у ребенка под коробочку игрушку. „Где киска?” — удивляетесь вы. 9-месячный малыш должен с уверенностью первооткрывателя убрать коробочку с игрушки и чрезвычайно обрадоваться находке. Малыш уже „видит” сквозь стены, то есть он понимает, что игрушка не исчезла бесследно. У него формируются простейшие мыслительные навыки.

Тест № 3 (подходит для ребятишек от 1 года до 1,5 лет)

Самое простое, что поможет вам распознать проблему вовремя, — попытаться оценить речевую и двигательную активность малыша. Если кроха с интересом наблюдает за новой игрушкой, пытается схватить ее, попробовать на вкус, радостно „агукает” и тянется ручками к вернувшейся с работы маме, если, играя сам с собой, все время что-то „бубнит” или „мычит” себе под нос, то детское развитие идет, скорее всего, по возрасту. Если активность (в том числе и познавательная) невысока, у крохи нет интереса к окружающему миру, бейте тревогу.

Тест № 4 (для малышей от 2 до 3 лет)

Всем прекрасно известны игрушки, где в отверстия нужно вставлять подходящие по форме фигурки. Если игра малышу незнакома, научите его правильно вкладывать геометрические формы в отверстия. Затем дайте ему возможность самому справиться с задачей. Если даже после многократных проб кроха не справился, не торопитесь с выводами. Стоит обратиться к хорошему психоневрологу или дефектологу.

Тест № 5 (для ребят от 3–5 лет)

Главным критерием оценки хорошего интеллектуального развития малыша в этом возрасте становится речь. Вы можете оценить запас его знаний об окружающем мире, услышать грамматичес-
кие и звуковые неточности, определить уровень понимания обращенной к нему речи, всех тонкостей и оттенков смысла. Полностью такую диагностику должен проводить логопед, но кое-что сделать под силу и родителям. Попросите малыша объяснить, что такое пылесос, компьютер, закат, гроза, транспорт. Поймете ли вы его объяснения? Конечно, маленький кругозор ребенка — это еще не показатель наличия у него ЗПР, но стоит обратить на него внимание.

Тест № 6 (для ребятишек 5–6 лет)

Ограничимся самыми яркими признаками отставания:

Счет. Ребенок должен не только уверенно считать до десяти, но и выполнять простейшие вычислительные операции на сложение и вычитание. Поиграйте: положите на свою ладошку три шарика, покажите их малышу, пусть сосчитает. Сожмите руку в кулак и спрячьте за спину. За спиной переложите шарик из одного кулака в другой и покажите малышу ту же ладошку, но уже с двумя шариками. Вторую руку держите в кулаке перед ребенком. „Как ты думаешь, сколько шариков в кулаке?” Посчитав два оставшихся шарика, ребенок должен уверенно сказать, что в кулаке спрятан один шарик. Если ему трудно сосредоточиться на задании, поспешите к специалистам.

Форма и размер. Ребеночек уже в 3 года понимает, где „один”, а где „много”, где нарисован круг, а где треугольник, где большое яблоко, а где маленькое. Если в 5 лет ребенку трудно даются эти понятия, 
он не может запомнить названия геометрических фигур, цифры, буквы — есть все основания предполагать у него ЗПР. Также ребята с ЗПР не умеют в 5 лет правильно собирать пирамидку из 8–10 колец.

Цвета и оттенки. В 2 года кроха уже в состоянии находить предметы одного цвета, а в 3 года — узнавать и называть основные цвета: красный, синий, желтый. Представляете, каково малышу, если ему уже 5 лет, а цветов он не знает? В садике смеются, мама сердится, а дедушка только руками разводит. А что делать, если малыш просто не может запомнить и отличить цвета один от другого? Надо помочь ему. Никогда не поздно это сделать — ни в 2 года, ни в 6 лет.

В 5–6 лет и продуктивная деятельность много расскажет нам о малыше. К ней относятся рисование, лепка, конструирование, то есть все виды деятельности, где ребенок самовыражается. Стоит волноваться, если 5–летка все еще рисует „головоногов”, то есть людей без туловища, бесконечные „каляки-маляки”, а при выполнении мелкой работы его пальчики дрожат, нажим на карандаш слабый. Обычно и координация движений оставляет желать лучшего.

Кто поможет?

 Если у родителей закрались подозрения о недостаточно хорошем развитии малыша, для начала им нужно показать его психоневрологу. Не невропатологу, а именно психоневрологу. Нужно пройти ряд обследований, на основании которых врач сделает окончательный вывод. На первом приеме у доктора многие детки стесняются, замыкаются, что, конечно же, сказывается на результатах обследования.

Итак, с чего начнем? Допустим, психоневролог заподозрил ЗПР у вашего 5-летнего малыша. В этом случае, врач обязан собрать анамнез, то есть расспросить вас о том, как протекала беременность, роды, первые годы жизни вашего крохи. На основании даже этой первой беседы он может попросить вас сводить ребенка на ЭЭГ (электроэнцефалограмму) или эхо-ЭЭГ (это исследование считается более точным).

Также вам необходимо будет посетить ЛОР-врача, окулиста и пройти тщательное обследование у логопеда. Логопед должен уточнить, есть ли у ребенка та или иная задержка развития речи. Если ее нет, то о никакой ЗПР говорить не приходится.

Если у вас есть возможность, сходите к хорошему дефектологу. Он не только еще раз подтвердит или опровергнет диагноз ЗПР, но и определит, какой именно вид ЗПР у малыша: органического происхождения, соматического или социального. Все это очень важно, ведь в каждом случае коррекция имеет свою специфику.

Если это ЗПР

 Родителям не стоит стесняться этого диагноза, ведь данная проблема поддается коррекции: из десяти детей в группе у восьмерых этот диагноз к школе снимают.

Итак, что делать, если задержка психического развития не вызывает сомнений? Родители такого малыша имеют право на зачисление в специальную группу для детей с ЗПР. Туда набирают не более 10 -12 человек и тщательно планируют коррекционно-педагогическую работу. Помимо дефектолога с ребятами занимается логопед.

Детей регулярно обследуют специалисты. В их задачи входит развитие мышления, памяти, внимания ребят, обучение сюжетно-ролевой игре, общению, правильной речи. Большое внимание уделяют работе с родителями.

Золотые правила

 1. Чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше будет результат.

2. Необходимо видеть не только слабые стороны малыша с ЗПР, но и сильные, сохранные стороны всей его личности. Такие стороны есть всегда.

3. Подходить к решению проблемы нужно комплексно, то есть привлекать к обучению и лечению разных специалистов.

4. Необходимо уважительное, доброе отношение к особым детям. Чувства ребенка, вызванные насмешками или осуждением окружающих, не менее сильные и глубокие, чем у остальных ребят.

Источник

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

     Диагноз «ЗПР» для многих родителей звучит приговором, вынесенным их ребенку. Но так ли страшна задержка психического развития? Что делать родителям и педагогам, чтобы ребенок с таким диагнозом гармонично влился в обычную жизнь общества или вообще избавился от нарушений, делающих его непохожим на своих сверстников?

     Немаловажную роль играет диагностика задержки психического развития. Ведь от корректности проведения диагностических мероприятий зависит и «сценарий» помощи ребенку, акценты, расставляемые родителями и педагогами в ходе обучающей и развивающей деятельности.

ЧТО ТАКОЕ ЗПР?

Задержка психического развития (ЗПР) ― это нарушение темпа развития отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. В таком случае психическое развитие отстает от принятых в научном мире норм, свойственных определенному возрасту.

     Диагноз ЗПР появляется чаще всего ближе к школьному возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку физически такие дети развиваются нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить диагноз ПЭП. Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.

      Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей.

     Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ).

    Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

    Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

     ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

     У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

    При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.

     При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.

     Если у ребенка наблюдается замедленное развитие интеллектуальной сферы, то он наоборот будет спокойно  и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.

ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

     При диагностике ЗПР специалист обязательно рассмотрит все потенциальные причины возникновения задержки у конкретного ребенка. Современная наука выделяется две группы основных причин, каждая из которых имеет по несколько факторов, влияющих на развитие психики человека.

     Так, в качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, отечественные специалисты М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют следующие.

Неблагоприятное течение беременности:

  • болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
  • хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
  • токсикозы, особенно второй половины беременности;
  • токсоплазмоз;
  • интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
  • несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.

Патология родов:

  • травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
  • асфиксия новорожденных и ее угроза.

Социальные факторы:

  • педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.

ТИПЫ ЗПР

     Задержку психического развития принято делить на четыре группы. Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

     Первый тип – ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме. Нужно понимать, что психический инфантилизм – это не болезнь, а скорее некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который, однако, может существенно отразиться на деятельности ребенка, в первую очередь – учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации.

      Такой ребенок часто бывает несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым для него условиям, часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным; для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы. К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы, тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация. Ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие. Такой малыш может вести себя весело и непосредственно, его отставание в развитии не бросается в глаза, однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.

      Ко второй группе – соматогенного происхождения – относятся ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития. Это объясняется тем, что на протяжении долгой болезни, на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает, а, следовательно, не может полноценно развиваться. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания – все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики.

     Сюда же относят детей из семей с гиперопекой – чрезмерно повышенным вниманием к воспитанию малыша. Когда родители чересчур заботятся о своем ненаглядном чаде, не отпускают его ни на шаг, все делают за него, опасаясь, что ребенок может себе навредить, что он еще мал. В такой ситуации близкие, считая свое поведение образцом родительской заботы и опеки, тем самым препятствуют проявлению у ребенка самостоятельности, а значит – и познанию окружающего мира, формированию полноценной личности. Необходимо заметить, что ситуация гиперопеки как раз весьма распространена в семьях с больных ребенком, где жалость к малышу и постоянная тревога за его состояние, стремление якобы облегчить ему жизнь в итоге оказываются плохими помощниками.

     Следующая группа – это ЗПР психогенного происхождения. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость.

     Здесь, в отличие от предыдущего типа ЗПР, имеет место явление гипоопеки, или недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Ребенок растет в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности. Следствием этого является отсутствие представлений о моральных нормах поведения в обществе, неумение контролировать собственное поведение, безответственность и неспособность отвечать за свои поступки, недостаточный уровень знаний об окружающем мире.

     Четвертый и последний тип ЗПР – церебрально-органического происхождения. Он встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя как правило наименее благоприятен.

      Как следует из названия, основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения, а именно – недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. При этой форме ЗПР имеет место так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД), под которой понимается комплекс легких нарушений развития, проявляющих себя, в зависимости от конкретного случая, весьма разнообразно в различных областях психической деятельности.

   Исследователи ММД выделили следующие факторы риска ее возникновения:

  • поздний возраст матери, рост и масса тела женщины перед беременностью,
  • выходящие за пределы возрастной нормы, первые роды;
  • патологическое течение предыдущих родов;
  • хронические заболевания матери, особенно диабет, резус-конфликт, преждевременные роды, инфекционные заболевания во время беременности;
  • такие психосоциальные факторы, как нежелательная беременность, факторы риска большого города (ежедневная долгая дорога, городские шумы);
  • наличие психических, неврологических и психосоматических заболеваний в семье;
  • патологические роды с наложением щипцов, кесаревым сечением и т.п.

Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций, бедность воображения, незаинтересованность в оценке себя окружающими.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЗПР

     Выводы психологов и педагогов, сделанные на основе обследования психики и интеллекта ребенка, базируются на трех клинико-психологических синдромах.

Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в эмоциональной нестабильности, конфликтности, нерегулируемой смешливости, агрессивности. Ребенок не контролирует свои поступки, не способен к себе относиться критично. Он не хочет подчиняться законам и правилам, познавательные стимулы отсутствуют, отдается приоритет игровой деятельности. В детском саду и школе наблюдаются нарушения дисциплины, он не способен строить стабильные отношения с ровесниками и взрослыми.

Отставание интеллектуального развития сопровождается неумением долго заниматься одним делом, повышенным уровнем утомляемости с потерей внимания. В садике и школе такой ребенок показывает отставание в речевом развитии и при выполнении любых обучающих заданий познавательного характера.

Межличностное развитие детей с ЗПР отличается сложностями в общении со сверстниками, педагогами и родителями. Такие дети чаще всего одиноки во время игр и занятий, часто проявляют агрессию, страх, заторможенность, неспособность вести диалог с собеседником.

     Дети с диагнозом ЗПР, тем не менее, могут стать полноценными членами общества при правильном подходе к их развитию педагогов и родителей.

РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

     Психологи рекомендуют все силы сконцентрировать на развитии детей с ЗПР: для многих положительный результат будет очевиден, и о диагнозе ЗПР больше вспоминать не придется.

    Какие же советы дают специалисты для успешного развития детей с ЗПР?

  • Посещать специализированные детские сады, школы или группы
  • Проводить регулярные занятия на развитие всех мыслительных процессов
  • Заниматься с логопедом, психологом и дефектологом
  • Больше рисовать, лепить, клеить и т. д.
  • Тренировать эмоциональную сферу с помощью современных методик: арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии и т. д.)
  • Формировать пространственное и абстрактное мышление посредством специальных занятий
  • Комплексно подходить к развитию ребенка с параллельным медикаментозным лечением, физиотерапией, ЛФК, массажем и спортивными занятиями

     А главное помнить, что ЗПР ― диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости.

Источник