Если у ребенка нарушение психоэмоционального развития
Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.
Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.
Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.
Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.
Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.
Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:
- умственная отсталость;
- задержки развития;
- аутизм раннего детского возраста;
- синдром дефицита внимания.
Причины психических расстройств у детей
Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.
Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.
Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.
Симптомы психических расстройств у детей
Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:
- тревожные расстройства, страхи;
- тики, синдром навязчивости;
- игнорирование установленных правил, агрессивность;
- без видимых причин часто меняющееся настроение;
- снижение интереса к активным играм;
- замедленные и необычные телодвижения;
- отклонения, связанные с нарушением мышления;
- детская шизофрения.
Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.
Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.
Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь – это инстинкт самосохранения.
Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.
Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к аутизму (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).
Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает фрустрацию.
Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.
Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.
Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.
Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.
Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:
– склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;
– чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;
– сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;
– отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;
– шизоидность и циклоидность;
– стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;
– непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.
Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.
Признаки психического расстройства у детей
Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.
Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:
– чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;
– попытки убить себя или навредить;
– всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;
– участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;
– бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;
– отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;
– сильные тревоги, мешающие обычной активности;
– трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;
– употребление алкоголя или наркотиков;
– сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;
– перемены в поведении.
На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.
Лечение психических проблем у детей
За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.
Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет семейная психотерапия: родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.
При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.
Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.
Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о психическом расстройстве у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!
Источник
Марина Осипенко, психолог
Содержание
Эмоциональная сфера у ребенка начинает свое развитие задолго до того, как он приобретает навыки хождения и говорения. Дети проходят долгий путь к освоению эмоций в отличие от взрослых людей, которые знакомы с его многообразием. Некоторые чувства у ребенка и их проявления являются врожденными. Это гнев, страх и любовь. Однако первое время после появления малыша на свет, эти чувства являются трудно различимыми. Во время знакомства с окружающим миром и близкими людьми, младенец проявляет эмоциональные реакции, узнавая ситуацию, в которой оказывается. Их неоднократное повторение закрепляет в нем определенное эмоциональное поведение. Поэтому чем больше стабильных, узнаваемых процессов происходит в жизни малыша, тем скорее в нем закрепится та или другая эмоциональная реакция.
Если дети младенческом возрасте подвергаются стрессовым ситуациям — когда они не знают, как реагировать, эмоциональная сфера становится неустойчивой, они испытывают дискомфорт, самовосприятие нарушается. Впоследствии это может привести к тому, что дети будут страдать от нарушений эмоциональной системы. В чем это проявляется?
- Трудно понимать свои эмоции и чувства других людей;
- необъективная реакция в ответ на внешние раздражители;
- агрессия;
- страхи;
- невозможность установить контакт;
- сдерживание чувств.
О каких еще нарушениях в эмоциональной сфере ребенка необходимо знать родителям? В каких случаях они могут самостоятельно помочь детям, а в каких необходимо найти телефон специалиста — психолога, невролога — и, обговорив условия личного приема, записаться к врачу? Ответы на эти вопросы, а также, практические рекомендации взрослым можно найти в данной статье.
Как развиваются эмоции у детей?
Пока дети маленькие, их эмоциональная сфера существует на уровне инстинктов. Дети при помощи выражения чувств адаптируются к процессам, которые происходят в жизни, сталкиваясь социальным, психологическим и физическим взаимодействием. Инстинкты, которые руководят младенцем, формируют в нем восприятие окружающих людей, а также приводят к развитию эмоций в чистом виде.
Сначала малыш чувствует инстинкты, основанные на органических потребностях. Они связаны с получением удовольствия или дискомфортом. Опираясь на эти же процессы, ребенок бессознательно переживает комплекс оживления, а также, страх или злость. В самом начале эмоции ребенка являются безусловными, по мере взросления, он проявляет их в ответ на поведение и чувства близких людей.
Когда дети растут, вместе с ними формируется их эмоциональная сфера. За ее становление отвечают базовые потребности, эмоции родителей и собственные чувства. Позже ребенок связывает собственные эмоции с поведением — он испытывает радость от позитивных поглаживаний, которые ему дают мать и отец, а также, может чувствовать разочарование, грусть, боль.
Эмоциональная сфера ребенка, вместе с тем, подвергается влиянию со стороны близких значимых людей, в частности, того, какие установки они передают — они могут быть вербальными или проявляться на уровне отношений. Так, например, если запрещать ребенку злиться, плакать или проявлять желание отомстить другому, он будет понимать, что такие эмоциональные реакции являются нежелательными, не принимаются родителями.
Кроме того, что получают от матери и отца, дети, также строят свою систему ценностей — они начинают фантазировать, что если быть послушным, говорить о любви родителям, хвалить их, то в ответ тоже можно получить много приятного — любовь, радость, восхищение, похвалу. Если проанализировать жизнь ребенка с младенческого возраста, учитывая особенности воспитания, родительские установки, принципы, которые сформировались у него, то станет понятно, по каким причинам некоторые дети переживают нарушения эмоциональной сферы.
Какие нарушения бывают у детей?
Специалисты связывают развитие эмоций у ребенка с его волевой сферой. Детская психика отвечает за процесс саморегуляции чувств и поведения. Так, мы можем наблюдать, как одни дети хорошо управляют собой, их психические и поведенческие процессы, чаще всего, являются произвольными, однако, у других, действия отличаются непроизвольным характером.
Это значит, что дети часто поступают необдуманно, повинуются чувствам, игнорируя разум. Родители в таких случаях характеризуют ребенка следующим образом: он совсем не думает о том, что говорит и делает. Так, можно предположить, что дети страдают от нарушения в эмоциональной сфере, если у них появляется следующее поведение:
- чрезмерная впечатлительность;
- страхи и фобии;
- повышенная возбудимость — особенно в напряженных, новых ситуациях или перед сном;
- робость и застенчивость, которые мешают устанавливать контакты с окружающими;
- эмоциональная заторможенность;
- агрессивное поведение, склонность к насилию;
- отсутствие контроля над чувствами радости или грусти;
- раздражительность и плаксивость;
- капризное поведение;
- инфантилизм;
- тревожность, расторможенность;
- демонстративность.
Заметив подобные признаки, мать и отец должны задуматься — что послужило причиной их появления, составить план действий для коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка. В некоторых случаях это можно сделать самостоятельно, однако в большинстве — следует найти телефон специалиста, который имеет опыт работы с детьми в этой области и записаться к врачу.
Чем могут помочь мать и отец?
Могут ли взрослые самостоятельно, без вмешательства специалиста оказать помощь детям? Да, если станут соблюдать следующие рекомендации.
- Необходимо проанализировать детство ребенка, условия, в которых он живет, чтобы предположить — какая причина послужила развитию эмоциональных нарушений.
- Хорошо, если мать и отец, также, посмотрят на свою жизнь со стороны — удовлетворены ли они тем, что в ней происходит? Испытывают ли чувство радости и счастья от отношений, позволяют себе быть искренними и откровенными? Часто, когда взрослые живут противоположным образом, дети бессознательно отражают их состояние — злятся, если взрослые не позволяют себе испытывать гнев, жалуются на жизнь и все, что у них есть, проявляют агрессию, когда родители не разрешают себе выражать чувства.
Кода пора записаться к врачу?
Если дети не умеют контролировать свои эмоции, и последствия негативного поведения являются разрушительными для психики и отношений с другими людьми, возможно, таким образом, ребенок удовлетворяет какую-то потребность. Чем младше дети, тем больше им требуется любви, заботы и внимания со стороны близких. Если в жизни им этого не хватает, то желание получить общение и установить контакт может проявляться через нарушение эмоционально-волевого поведения. Необходимо записать ребенка на прием к врачу в том случае, если вышеприведенные рекомендации не приводят к результату — ребенок не становится спокойным, не умеет управлять собой, его поведение необъективно. Консультация психолога и невролога является обязательной — ребенку будут назначены коррекционные занятия, возможно, медикаментозная поддержка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
- Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека / Пырьев. Е. А. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. = 2012. – ВАК
- Социальные функции эмоций / Горбунова М. Ю. // Научный журнал КубГАУ. = 2011. – №67
- Влияние эмоционального состояния на распознавание эмоций / Овсянникова В. В. // Психология. Журнал высшей школы экономики. = 2014. – №1
Источник