Если ребенок тормозит в развитии

Если ребенок тормозит в развитии thumbnail

Если вы занимаетесь обучением, то должны знать причину “торможения”. А если обучаете собственного ребенка, то вариантов, кроме как узнать ее и понять, как справиться, вообще не существует …

Каждый ребенок иногда “притормаживает”

Каждый ребенок иногда и вдруг начинает “тормозить”. Этот факт широко известен и по-простому называется “тупость”.

Чтобы обнаружить причину “торможения”, копнем вглубь. А затем проиллюстрируем причину “отупения” на парочке школьных примеров.

Витязь на распутье или метафора “торможения”

Помните картину В.Васнецова “Витязь на распутье”?

В.Васнецов “Витязь на распутье” Источник: Википедия

Художник аллегорически показал проблему человека, который должен совершить сложный выбор, принять неоднозначное решение. Какое бы решение он ни принял – оно будет иметь не только плюсы.

В этом, собственно, и трудность.

Не очень ясно, что написано на камне перед витязем, но в нашем случае это не важно. Важно, что могло быть там написано, окажись на распутье современный школьник?

Давайте пофантазируем.

Когнитивные страдания школьника

– “Налево пойдешь – сотню найдешь, но пинок под зад получишь”.

– “Направо пойдешь – двухсотку найдешь, но подзатыльник заработаешь”.

Как быть?

Строго говоря, данных для принятия осмысленного решения недостаточно.

  • Сотню чего?
  • Какой пинок и от кого?
  • Подзатыльник – хуже чем пинок? В боксе удар по затылку самый опасный, опаснее “ниже пояса”. А если подзатыльник от любящего родителя?..

Есть от чего впасть в ступор, согласитесь.

Тема сложного выбора широко освещена в мировой культуре. Вот еще одна аллегория: “Геркулес на распутье”.

А.Карраччи “Геркулес на распутье”, Источник: Википедия

Похоже, что проблема известна не первое тысячелетие …

В чем проблема “торможения”?

Не зная, о чем именно задумался школьник, невозможно понять причину его ступора.

Ясно только, что в уме ребенка сталкиваются две противоположные по смыслу идеи, каждая из которых имеет и плюсы и минусы. Это и есть глубинная причина притормаживания, называемая в народе тупостью, а в школе неспособностью.

В рамках системы решить проблему выбора невозможно. Можно лишь метаться между плюсами и минусами, не имея возможности принять решение, запутываясь окончательно.

Вот большинство школьников и топчется на месте.

Смысл хорошего обучения

Я, как всегда, упрощаю.

Точнее, рассказываю о серьезных вещах метафорическим языком, понятным (надеюсь), даже ребенку. Следую заветам Эйнштейна, Бора и Фейнмана.

“Если вы не можете объяснить что-то ребенку, то, скорее всего, вы сами это до конца не понимаете.” А.Эйнштейн

  • Описать проблему когнитивного диссонанса в терминах современной психологии как “столкновения в сознании индивидуума конфликтующих представлений или идей”,
  • противоречивость процесса мышления, построенного на противопоставлении категорий,
  • неполноту точных моделей

– много ума не требуется. Вся мировая паутина к вашим услугам )). А вот ухватить суть проблемы/решения и представить ее в форме простого и ясного образа …

Мне кажется, в этом и заключен смысл хорошего обучения.

Примеры “торможения” (на примере школьного обучения)

Торможение грамматики

Как-то во втором или третьем классе сын принес из школы сочинение, в котором написал “жи” через Ы. Я посмеялся и спросил:

  • “Как это ты умудрился?”

Дальше читайте внимательно: не все, что написано с юмором – смешно.

  • “А у нас первые 20 минут был фонематический диктант, а потом – грамматический”.
  • “Понятно”,- ответил я, снабдив его объяснение своим эпитетом в адрес школьного “эксперта”.

А чтобы стало понятнее – расшифрую.

Согласно “нормам” фонематики название колючего зверька пишется “йожык”. А на русском языке, который теперь изучают столь извращенным образом – “ёжик”.

Ёжики – нередкие гости у меня в деревне

Вот и оказывается школьник на распутье: решает, какое из “правил” применить, чтобы и пару не схлопотать и написать правильно. Проносятся в его сознании, сталкиваясь, две конфликтующие мысли:

  • Первая не знаю, как называется, про йожЫка,
  • а вторая, известная каждому нормальному человеку: “Жи-ши пиши через И. Или вообще не пиши”.

(Я не буду сейчас углубляться в объяснения того, почему человек испытывает сильный дискомфорт, сталкиваясь с подобным “двусистемьем”. Позже об этом будет более подробная статья.)

“Торможение” на примере математики

“23.(9) = 24” (Учебник алгебры Никольского, 7 класс, С.27-28)

Школьник, дотоле изучавший исключительно натуральные, действительные и рациональные числа обнаруживает такое равенство и впадает в ступор. Что может происходить в его уме?

– “Разве бывает так, что бесконечная периодическая дробь в точности равна целому, то есть конечному числу?

– Что иррациональное число в точности равно натуральному числу?”

Как вывести ребенка из ступора?

А теперь давайте вернемся к первоначальной метафоре, к витязю в ступоре. Как вывести ребенка из ступора? Как помочь школьнику перестать “тупить”?

В принципе ответ прост.

Нужно обнаружить, на чем именно он застопорился. Какие две или более идеи столкнулись в его уме и которым он не может позволить сосуществовать в одной голове в одно время без того, чтобы не убить, уничтожить одну из них?

Выглядит просто, а на практике требует глубокого понимания.

Дальше я буду понемногу раскручивать эту тему. Но если вы столкнулись с проблемой прямо сейчас – попытайтесь спросить ребенка не

  • “Что тебе непонятно”, а
  • “Что для тебя выглядит противоречиво?”
Читайте также:  Причины задержки развития у ребенка до трех лет

Только не спрашивайте ребенка буквально такими умными словами ))) Поищите метафору, какого-нибудь “Витязя на распутье”.

Ставьте лайк, если понравилось и подписывайтесь. если интересно продолжение.

Источник

Нередко родители и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда ребенок на время выпадает из реальности, «зависает». Как определить, что это — возрастная норма, особенности личности или нарушения в работе мозга и нервной системы? Как понять, что ребенку необходима помощь специалиста? Журналист «Литтлвана» Ира Форд поговорила об этом с психотерапевтом Аглаей Датешидзе.

Аглая Датешидзе — психотерапевт, танцевально-двигательный терапевт, организатор мероприятий и семейных лагерей, писатель, мама Теи (8,5 лет).

«Зависание» — это особенность детской психики

— В чем причины условного «зависания» у ребенка? С ним разговариваешь — не слышит. Шел и забыл, куда шел. Будто стучишься в дверь, а она не открывается. И не знаешь, что делать: то ли тихонько отойти в сторону, то ли облить ребенка водой, то ли бежать к врачу…

— Полное погружение в процесс — это особенность детской психики. Она так устроена: когда ребенок сосредотачивается на чем-то, у него нет возможности обращать внимание на иные объекты. Фокус внимания нацелен так глубоко на предмет, что он может не видеть и не слышать все, что вокруг. Это нормально.

Также нормально, что ребенок чего-то хотел, куда-то шел и забыл, что и зачем. Его внимание может быстро переключаться. Классический вариант — ребенок забывает в садике или в школе что-то важное. Форму для физкультуры, например. Родителям придется смириться: к данному моменту он еще не может держать в голове несколько задач и обращать фокус внимания на каждую. Надел куртку и сапоги? Уже плюс!

— С чем еще надо смириться, о чем помнить родителям?

— Детская психика очень пластична и восприимчива. И часто ребенку нужно довольно много времени, чтобы обработать информацию. Один из способов это сделать — направить внимание внутрь себя. Это происходит автоматически. И тут представьте: он обрабатывает огромный файл, а вы вламываетесь в его мир со стуком. Подождите конца обработки. И ваш ребенок сам вынырнет из своего мира в ваш общий.

Вообще, наш мир — это то, с чем ребенку приходится психологически справляться. И абсолютно точно, что сосредоточенность на чем-то, «зависание» — это способ ребенка адаптации к миру вокруг. Часто дети таким способом берегут себя от чего-то.

Расслабляться не стоит

— Все ситуации, которые вы описали, выглядят абсолютно здоровыми. Или рано успокаиваться и есть моменты, когда зависание — это более опасный симптом?

— Да, совсем расслабляться не стоит! Бывает, что «зависание» является аварийным механизмом, который говорит о сложности отношений ребенка с внешним миром. О том, что детская психика не может с чем-то справиться, не имеет возможности, ресурсов: о травматической ситуации, большом стрессе или ситуации, напоминающей ситуацию большого стресса, который ребенок пережил раньше.

А еще бывают психические особенности, отклонения, диагнозы, которые ставят неврологи и психиатры. При этом вовсе не обязательно ребенок, который «зависает», может иметь в анамнезе, например, аутизм. Но дети с психическими особенностями вполне могут быть похожи «на дома с закрытыми ставнями, за которыми совершаются пиры».

— Может ли родитель сам определить, что, например, здесь «зависание» — это возраст, тут — перенапряжение, а вот в этом случае уже нужно сходить к детскому психиатру?

— Первое, на что нужно положиться — родительское чутье. Хотя, если родитель тревожен, то в этот момент чутье и интуиция перестают работать.

— И что же делать?

— Попробуйте проанализировать «зависание» ребенка. Важна связь с внешними событиями, контекст и частота, с которой это происходит. Часто родители понимают, что он «зависает» по итогам ситуации, когда произошло что-то непростое, из ряда вон выходящее.

Оцените контакт ребенка с внешним миром. Когда он есть, и ребенок находится в контакте с собой и с родителями, то даже в ситуации «зависания» он может сказать: «Я устал». И это повод дать ему время на восстановление. Здоровые дети в стрессовых ситуациях часто просто засыпают, и все.

Другое дело, если ребенок ни на что не реагирует, находится абсолютно в своем мире. Либо реагирует неадекватно. Когда у него есть какие-то мульти-моторные явления (например, он раскачивается), начинает что-то говорить, ориентироваться как будто в параллельной реальности. Это должно насторожить родителя.

Возраст «зависания»: что норма, а что нет

— Есть ли возрастные особенности для такого «выпадения из реальности»? Например, малыши до 3 лет «уходят в астрал», наблюдая, как вертится барабан стиральной машинки? Или могут час крутить педали велосипеда, стоящего на руле и седле.

— Ребенок в этом возрасте (от года до трех) большей частью направлен на изучение внешнего мира, и его внимание по определению очень переключаемо. «Зависание» на педалях — это невозможность контролировать себя, переключить внимание. Это меня насторожило бы, я пошла бы к неврологу или психиатру, потому что такое проявление характерно для ранних психиатрических симптомов, которые могут сопровождать простую форму шизофрении. Я знаю, родители напрягаются при словах «детский психиатр», но нет ничего страшного в том, чтобы сходить к нему с ребенком этого возраста — малыша не поставят на учет только из-за того, что вы обратились с вопросом. И вообще сейчас нет института учета как такового. Все обращения анонимны.

Читайте также:  Родительское собрание особенности развития ребенка пятого года жизни

При этом важно показать ребенка нескольким врачам, чтобы составить свое мнение прежде, чем выполнять какие-либо предписания. Может быть, не только психиатру и неврологу, но и другим специалистам новой медицины — например, остеопату.

— Другая ситуация: ребенок 7–10 лет садится делать домашнее задание и через 3 часа обнаруживает себя за тем же столом с пустой тетрадью?

— Ребенок 7–10 лет, который где-то «завис» — это частая история. Если он хорошо учится, социально адаптирован и во время выходных, праздников и каникул не «выключается», то такая реакция может быть просто особенностью его адаптации к обучению и сигналом переутомления. Кто из взрослых не ловил себя в состоянии «смотришь в книгу, видишь фигу» — ты утомлен, и у тебя нет ни желания, ни интереса что-то узнать прямо сейчас. И для младшеклассника нормально хотеть что-то приятное, а неприятное, пусть и полезное, не хотеть. Но я настаиваю на том, чтобы оценивать ситуацию в контексте! Если ребенок социально не адаптирован, у него есть странные эмоциональные реакции, он регулярно находится в какой-то параллельной реальности — это причина для консультации с врачом.

— Еще пример: парень 12–14 лет не слышит ничего из того, что говорят родители, хотя может кивать и даже поддакивать. Оказывается, что он не снимал воображаемые наушники и находился в своем мире. Это норма?

— Ситуация с подростками особая. Если ребенок проживает подростковый кризис, то «зависание» — это, вероятно, одна из стадий его созревания. И если он адекватен, контактен и демонстрирует хорошие реакции, я бы не стала думать про психиатрию. Но есть нюанс: именно в подростковом возрасте, когда меняется гормональный фон, могут проявиться дремавшие доселе психические заболевания, особенно, если есть генетические предпосылки. Поэтому я бы рекомендовала родителям, у которых есть в роду люди с психическими заболеваниями, быть особенно внимательными к детям подросткового возраста.

У каждого свой путь

— Мой сын часто погружался в свой мир, и я не знала, где найти точку опоры, чтобы отыскать его уникальность. Вопрос решился, когда ребенок пошел в кружок робототехники в 5 лет…

— Мне очень понятна эта история. У моей дочери есть друг, который очень одарен в плане информации, математики, очень эрудирован. На семилетие ему, по его же просьбе, подарили поездку на орнитологическую станцию. И при этом он систематически писается, а иногда и какается. Я вижу связь между тем, насколько этот мальчик умеет сосредотачиваться в научных областях и насколько он беспомощен в других. Но верю, что с возрастом все выравнивается.

У каждого свой путь. И, чтобы помогать ребенку, нужно быть рядом, принимать происходящее, как есть, не сравнивать и не ранжировать: «У Пети с пятого этажа все круто, а вот у тебя не очень. Все уже давно не писаются, а ты все еще да». В этом месте помогает такой подход: «Хорошо, что тебе нравятся динозавры, ты считаешь до нескольких тысяч, умножаешь трехзначные числа. А то, что ты забываешь сходить в туалет, — это тоже твоя особенность». Подходите к ребенку как к целому феномену без попытки его исправить, дополнить или улучшить. Часто люди, которые могут сосредотачиваться, «зависать» на чем-то одном, очень уязвимы и ранимы. Старайтесь не ранить ребенка словами и научитесь взаимодействовать с его особенностями. При грамотном подходе при помощи медицины с возрастом большинство вопросов решится!

— Часто «зависание» связано с синдромом дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности?

— СДВГ — достаточно спорный диагноз. Я думаю, что это комплекс симптомов, образующихся в силу разных причин. При этом они вовсе не обязательно связаны с симптомами, они могут находиться вообще в другой плоскости. Поэтому, если вам педиатр или еще кто-то говорит: «Это похоже на СДВГ», хорошо бы обратиться к детскому неврологу, и уже он проанализирует ситуацию детально.

«Зависание» — это симптом, что ребенку не хватает ресурса, чтобы затормозиться. Значит, возникло перенапряжение психики, после которого он «затормаживается» гораздо глубже, чем в нормальном состоянии.

Допустим, ребенок пришел с прогулки. Ему достаточно посидеть 5 минут, чтобы действовать дальше. Но если ребенок перегулял и сильно перевозбудился (это будет понятно мамам младенцев), то торможение происходит на гораздо более глубоком уровне. Потому что малыш «тормозит» не из ресурса, а из истощения, из недостатка, психика «падает» гораздо глубже.

Советы учителям

— А что делать учителю, если он видит, что у него на уроке ребенок опять «витает в облаках» и не может оттуда спуститься?

— Важно понимать причину «витания». Например, такой симптом часто проявляется у детей, переживших травму. Травма — это момент, когда психике не хватило ресурса, чтобы справиться с определенным событием. В этом месте нужен психолог. И работа с травмой: реагирование, поиск новых способов справиться с этим, притягивание новых ресурсов, например, другого взрослого или нового взгляда на это событие. Важно встречать из травмы ребенка с таким опытом.

Читайте также:  Программа развития ребенка в начальной школе

— Что это значит «встречать из травмы»?

— Смотреть любящими глазами, быть рядом, переживать чувства рядом с ним, давать ему возможность говорить, рассказывать, давать сочувственный контакт. Есть известное исследование, которое проводилось в военной Германии. В нем принимали участие две категории детей: одних отправили в эвакуацию без родителей, а другие переживали в городах бомбежку вместе с мамами и папами. И те, которые были в эвакуации, на молоке и хорошей еде без бомбежки, травмировались психологически гораздо сильнее, чем вторые. Потому что родители встречали детей из травмы. Поэтому, если учитель видит, что ребенок травмирован, стоит обратиться к детскому психологу. Но поскольку дети живут в семейной системе и очень зависимы от нее, мамам и папам, прежде всего, стоит решить свои вопросы. Вообще, лучший вклад в психическое здоровье детей — это личная психотерапия родителей.

— А если у ребенка нет травмы, а «зависание» есть, что делать учителю?

— Учителю сложно что-то сделать с этим, когда он каждый день ведет пять уроков и у него в классе 30 человек. Это прямой путь к выгоранию, к ситуации, когда он не может помочь каждому — у него физически нет для этого терпения и эмоциональных сил. Поэтому помочь могут превентивные меры. Он не может сократить нагрузку, она регулируется ставкой, поэтому нужно заниматься гигиеной собственной психики: помогать себе психологическими, физическими методами, общаясь с психологом, с родными, с кем угодно. Когда учитель не в ресурсе, ему очень сложно принимать ученика, который выпадает из стандарта. Я могу пожелать такому педагогу найти контакт с родителями, обеспечить взаимную поддержку, отыскать индивидуальный подход к ребенку, научиться включать чувство юмора. Все это даст невероятные результаты. Ребенок шагнет навстречу такому учителю — просто потому, что психически здоровые дети стремятся к контакту и готовы принимать помощь взрослого, чтобы достичь результатов в учебе и выстроить отношения.

Больше интересных статей – на портале для родителей Littleone

Источник

Слово — детскому врачу-­неврологу, кандидату медицинских наук Игорю Воронову.

В своей богатой врачебной практике наш эксперт сталкивается с различными заблуждениями родителей, связанными с задержкой речевого развития у детей. Вот самые распространённые из них.

Заблуждение 1. Ребёнок не говорит, потому что ленится.

На самом деле. Как правило, ребёнок не говорит не потому, что не хочет, а потому, что не может. Ситуации бывают разные: причиной задержки речевого развития может быть глухота, аутизм, генетические заболевания, органическое поражение головного мозга и др. причины, а возможно, у ребёнка просто темповая задержка речевого развития.

Чтобы правильно оценить ситуацию, необходимо обратиться к неврологу, который в случае необходимости назначит обследование и лечение.

Если ребенок тормозит в развитии

Заблуждение 2. Если в возрасте трёх лет мальчик не говорит, это нормально: мальчики начинают говорить позже, чем девочки.

На самом деле. Мальчики действительно начинают говорить позже, чем девочки, но в возрасте трёх лет, когда формируется центр активной (экспрессивной) речи, дети в независимости от пола должны говорить одинаково. Если этого не произошло, нужно обратиться к врачу.

Заблуждение 3. Для того чтобы ребёнок заговорил, надо делать вид, что вы его не понимаете.

На самом деле. Такие рекомендации встречаются очень часто, но следование им приведёт к обратному результату. Наоборот, чаще общайтесь с ребёнком. Уделяйте ему как можно больше внимания, стараясь использовать в речи жесты и мимику, говорите ему названия предметов, явлений и т. д.

Не требуйте от ребёнка того, что для него недоступно. К разговору можно побуждать, но нельзя принуждать. Обращаясь к ребёнку, подбирайте слова, доступные его пониманию. Говорите не торопясь, чётко, ясно и выразительно. Короткими фразами и правильным русским языком. Не стоит с ребёнком сюсюкаться.

Заблуждение 4. При задержке речевого развития нужно обязательно пройти обследование и пить лекарства.

На самом деле. В большинстве случаев при задержке речевого развития помимо консультации невролога дополнительного обследования ребёнку не требуется.

Однако бывают случаи, когда обследование пройти необходимо. Оно может включать в себя: аудиограмму (проверка слуха), электроэнцефалографию (ЭЭГ), в редких случаях — МРТ головного мозга и некоторые другие исследования. Очень важно, чтобы у ребёнка был хороший слух. Если он не слышит или плохо слышит, у него не будет формироваться активная речь.

Что касается лекарственной терапии, то она тоже показана далеко не всегда. Как правило, при задержке речевого развития, связанной с неврологическими проблемами, врач может назначить ребёнку приём витаминов группы В, аминокислоты и ноотропы.

Если ребенок тормозит в развитии

Сравним нормы

Несмотря на то, что центры понимания и активной речи у детей формируются неодинаково, нормы у речевого развития всё же есть. В среднем активный словарь ребёнка должен составлять:

  • к году — около 8–12 слов;
  • к двум годам — около 300 слов;
  • к трём годам — около 1000 слов;
  • к пяти годам — около 2,5–3 тысяч слов.

Для стимуляции речи ребёнку необходимо:

  1. общаться с разговаривающими детьми;
  2. развивать мелкую моторику рук (пальчиковая гимнастика, конструкторы, мозаи­ка, пластилин, кинетический песок);
  3. заниматься с логопедом;
  4. слушать стихи, считалки, сказки, потешки, детские песенки;
  5. жить в доброжелательной атмосфере.

Смотрите также:

  • Сексологи: абсолютно все дети экспериментируют во время полового развития →
  • Дети — как товар? Плюсы и минусы суррогатного материнства →
  • Эксперт: «Нигде в мире аутистов не привязывают к стульям» →

Источник