Если ребенок отстает в развитии можно получить инвалидность

Некоторые дети, к сожалению, практически с рождения страдают сложными заболеваниями, мешающими им интегрироваться в общество, вести полноценный образ жизни. В таком случае они получают право на статус инвалида.

ЗПР у детей – это не всегда приговор, инвалидность дают при наличии грубой задержки речевого развития или тяжелой форме патологии, в других случаях – нет.

Так как заболевание поддается коррекции с раннего возраста, то даже установленный ранее статус при переосвидетельствовании могут снять. Разумеется, если больной показал достаточно уверенную динамику выздоровления.

Существует перечень заболеваний и их тяжести, при которых положена инвалидность.

При ЗПР у ребенка, ее могут назначить в случае серьезных отклонений в речевом развитии.

Пенсия, субсидии, льготы и правила назначения регламентируются единой законодательной базой на территории страны:

  • Постановление правительства РФ №95. В нем прописаны условия и прядок оформления групп инвалидности.
  • Постановление Министерства Труда и Социального развития № 75 определяет условия для назначения медицинской экспертизы, выявляющей необходимость в особом статусе.
  • Приказ Министерства Здравоохранения №317. По нему определяются правила, по которым проводится медицинская экспертиза.
  • Разъяснение Министерства Труда №1, в котором указан перечень медицинских учреждений, имеющих право на необходимое освидетельствование.
  • Федеральные законы и местные постановления правительства, регламентирующие порядок получения социальных выплат, права детей-инвалидов. В подобных актах указывают дополнительные моменты, необходимые для защиты положения ребенка-инвалида в обществе.

Получить инвалидность может любой ребенок, имеющий гражданство РФ, с врожденным или приобретённым заболеванием, мешающим ему жить полноценной жизнью наравне со сверстниками.

В зависимости от тяжести состояния, выделяют 3 группы:

  • 1 группа – самая тяжелая. В этом случае человек не может обойтись без помощи посторонних.
  • 2 группа – люди, способные к самообслуживанию, иногда с помощью специальных средств.
  • 3 группа, которую чаще всего и получают дети с диагнозом ЗПР – наиболее легкая. Ее присваивают детям, имеющим проблемы со здоровьем из-за перенесенных ранее травм или болезней.

Алгоритм получения инвалидности для детей с ЗПР

Оформить инвалидность ребенку с ЗПР – задача сложная. Для этого вам придется собрать множество документов и пройти обследования, доказывающие, что заболевание проявилось в степени, не позволяющей пациенту интегрироваться в общество. Поэтому будьте готовы к сложной, длительной процедуре, состоящей из множества этапов.

Алгоритм оформления инвалидности ребенку с ЗПР:

  • Посещение невролога или педиатра для получения направления в психоневрологический диспансер.
  • Встаньте на учет в ПНД. Для этого необходимо пройти обследование у нескольких докторов: психиатра, психолога, логопеда.
  • На протяжении полугода посещайте занятия в ПНД, встаньте на очередь в специализированное учебное заведение.
  • Проходите дополнительное обследование по направлению от психиатра ПНД. При подтверждении ранее установленного диагноза, назначается более полное исследование здоровья пациента. Цель которого – установление причин возникновения, степени тяжести заболевания.
  • Психиатр выдает направление на обследование на инвалидность со списком необходимых к посещению врачей. Параллельно сдаются анализы для выявления ранее незамеченных отклонений.
  • Характеристика на ребенка берется в посещаемом образовательном учреждении (детский сад, школа). Если малыш не был нигде зарегистрирован, то в характеристике нужды нет.
  • Проходится ПМПК (часто прохождение этой комиссии автоматическое перед поступлением в детский сад или школу). Вам нужна будет заверенная копия заключения с печатью.
  • Собирается папка документов для подачи в ПНД. Вам понадобятся заключения медицинских обследований, копии паспортов родителей, свидетельство о рождении ребенка, его СНИЛС, полис.
  • После предоставления справок и заключений врачу ПНД, время ожидания вызова на комиссию составляет в среднем 2 недели. Если по истечении этого срока вам не позвонили, поинтересуйтесь вызовом самостоятельно.
  • При прохождении комиссии вам понадобятся, кроме уже озвученных документов, СНИЛС родителей и сведения о прописке ребенка. Врачи изучают собранные ранее медицинские формуляры и справки, осматривают ребенка и выносят решение о назначении инвалидности. Кроме того, родителям выдается «План реабилитации» в соответствии с которым предоставляется возможность воспользоваться услугами необходимых докторов.
  • Делаете специальную карту в банке, берете выписку с уточнением, что счет необходим для получения пенсии и льгот, так как если при ЗПР положена 1 группа инвалидности, то кроме пенсионных выплат, вы так же сможете оформиться по уходу за ребенком и получать дополнительное пособие. Для этого необходимо дополнительно посетить Центр занятости населения.
  • Затем посещаете со всем пакетом бумаг пенсионный фонд. Там проходите процедуру назначения пенсии и специальных пособий, дающих выгоду. Это право льготного проезда, поездки в санатории, получение лекарств. Получаете пенсионное удостоверение.
  • Посещаете МФЦ для того, чтобы заказать Детскую карту.
  • Еще раз посещаете ПФ, чтобы забрать справку, дающую право на получение льгот.

Начисление пенсии начнется примерно через 2 месяца, после того, как все бумаги будут поданы.

При диагнозе ЗПР у ребенка инвалидность положена, но дают ли ее, зависит от тяжести проявления заболевания. Кроме того, периодически необходимо подтверждать право на получение пенсии. При этом диагнозе инвалидность могут снять, если коррекционная работа даст ощутимые результаты.

Особенности оформления в разных регионах

В любом регионе Российской федерации порядок подачи документов на установление инвалидности для детей с задержкой речевого развития одинаковый. Однако, если ребенок уже пошел учиться в детский сад или школу, то для прохождения МСЭК ему потребуется характеристика из места обучения.

Сложности возникают при переезде. Если по каким-то причинам вы проходите МСЭК не в одном городе с образовательным учреждением, придется съездить за характеристикой лично или сделать запрос.

При первом варианте родители могут получить необходимый документ самостоятельно, при втором – запрос отправляет лечащий врач (быстрее – первый).

Без подобной характеристики с места обучения комиссия не примет ребенка. Обследование и установление возможной инвалидности перенесется как минимум на год.

Список использованной литературы

  1. Speech Sound Disorders in Children: An Articulatory Phonology Perspective. Namasivayam AK, Coleman D, O’Dwyer A, van Lieshout P. Front Psychol. 2020 Jan 28;10:1998. doi: 10.3389/fpsyg.2019.02998.
  2. Сабуров В. В. Технологическая модель подготовки родителей для повышения коррекционной направленности воспитания в семье детей с нарушениями интеллекта и пути ее реализации: ав-тореф. дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1999. — 23 с.
  3. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / под ред. В. И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
  4. Демчева Н.К., Макушкин Е.В. Проблемы инвалидности детей с психическими расстройствами // Материалы Всероссийской конференции по детской психиатрии и наркологии «Психическое здоровье детей страны — будущее здоровье нации». Ярославль, 2016. С. 128-130.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Когда я предлагаю родителям сделать инвалидность неговорящему ребенку в возрасте четырех лет, их первая реакция чаще всего негативная. И родителей можно понять. Как же так! Разве мой ребенок инвалид? Дело в том, что в наших поликлиниках педиатры и неврологи не стремятся заниматься просветительской работой. И это тоже можно понять-у них и своих дел хватает. Поэтому в этой статье я хочу разъяснить, что такое инвалидность для неговорящего или плохо говорящего ребенка.

Фото найдено на просторах Яндекс.Картинки

В первую очередь, это должно быть интересно тем, кто совершенно искренне хочет заниматься реабилитацией малыша, но им не хватает средств. Реабилитация дело недешевое. Если уж ребенок попал в коррекционный сад в логопедическую группу или группу детей с задержкой развития , помимо этого хочется дать и бассейн, и физкультуру, и дополнительные занятия специалистов. Не всегда бюджет семьи может выдержать подобную финансовую нагрузку. Тем более, например, если мама в декрете, а работает только папа. Другой пример – неполные семьи. Как это ни странно звучит для большинства, но наше государство позаботилось о финансовой поддержке таких деток в виде ежемесячного пособия-пенсии, которая действительно помогает поддержать семейный бюджет.

Теперь, что касается непосредственно инвалидности. Необходимо понять ключевой момент. Есть инвалидность по неврологии, а есть по психиатрии. Если по психиатрии-это уже многолетний учет у психиатра и инвалидность может выдаваться на многие годы (до 18 или пожизненно), то по неврологии главным врачом является невролог. Неговорящему ребенку или плохо говорящему инвалидность выдается чаще всего сроком на 1 год с последующим переосвидетельствованием. В этом случае к психиатру ребенок и его судьба никакого отношения не имеют. Если ребенок через какое-то время разговорился и перешел в «нормики», то инвалидность снимается и вы навсегда забываете, что она у вас когда-либо была. Категория ребенок-инвалид дает именно финансовую поддержку и социальную защищенность в некоторых случаях. Вы получаете ежемесячную пенсию в размере около 15000 рублей, компенсацию 50% от коммунальных платежей, и если мама или папа не работает, то еще плюсом 10000 рублей, отмена оплаты детского сада или школы, возможность проходить реабилитацию в санаториях и различных реабилитационных центрах бесплатно.

Фото найдено на просторах Яндекс.Картинки

Так как же понять, какой у вас главный доктор-психиатр или невролог? У детей, слабо контактирующие с окружающими, избегающими прямого взгляда, зацикленных на каких определенных предметах и повторяющихся действиях -ведущий доктор психиатр. Этим деткам чаще всего ставят аутоподобное поведение. Это касается также детей с умственной отсталостью. Дети, которые не разговоривают/плохо говорящие с кашей во рту, но адекватно реагирующие на просьбы и инструкции, которые любят играть с игрушками и сверстниками, взаимодействуют с ними, интеллект которых не пострадал- невролог.

С чего начать оформлять инвалидность? В первую очередь сходите в вашу поликлинику и задайте этот вопрос неврологу. Самое главное-помните, что у вас есть на это право. По-хорошему, желательно, чтобы у вас на руках были выписки и заключения от других сторонних неврологов и логопедов. Медицинскую выписку дает логопед, который практикует только в медицинском учреждении. Если у вас есть в городе большой детский диагностический центр или специализированный реабилитационный центр-сходите на прием к неврологу и логопеду прежде всего туда. Скорее всего, вам в заключении поставят дизартрию или синдром моторной алалии. И если с дизартрией можно поспорить, то алалия-это уже инвалидный диагноз. Очень важно иметь дополнительные бумажки и заключения на руках. Чем больше, тем лучше. Это делается для того, что бы вы не с пустыми руками пришли к своему доктору. Запомните-оформление инвалидности производится только через вашу детскую поликлинику. К сожалению, не во всех регионах оформить все просто. Многие мамы жалуются, что в их поликлинике не идут навстречу и всячески отговаривают. Поэтому я и советую приносить с собой ворох бумажек и заключений. У нас в Краснодарском крае в этом отношении все хорошо и достаточно быстро.

Фото найдено на просторах Яндекс.Картинки

Еще один момент. Вспомните, как у вас проходили роды. Возможно, в тот момент вы не обратили внимание на что-то: было обвитие пуповиной, асфиксия или низкая шкала Апгара. Очень даже вероятно, что речевая дисфункция была последствием именно таких моментов. Вспомните все до мелочей: так вы сможете грамотно общаться с неврологом.

Хочу так же обратить внимание, что после того как вам дали в поликлинике пакет документов для прохождения врачей, если у вас есть сопутствующие недуги, такие как, например, плоскостопие-не забудьте сказать об этом ортопеду. В этом случае он пропишет диагноз в документах и на комиссии вам укажут, что необходима реабилитация и по этому пункту. Это значит, что за ортопедическую обувь и т.д. вам будут возвращать деньги. Это касается и других сопутствующих диагнозов. Список врачей, который нужно проходить, небольшой. В общей сложности весь процесс до комиссии (медико-социальной экспертизы – МСЭ) занимает не больше месяца, а то и меньше.

Сама МСЭ проходит в другом месте и на нее вас вызовут отдельно. У нас в городе все проходит довольно быстро. Замечу, что на комиссии сидят профессионалы и они легко понимают что и к чему. Ключевой момент-они смотрят на родителей: насколько они хотят тратить деньги именно на ребенка. Поэтому будьте готовы к таким вопросам: что вы уже сделали для реабилитации малыша, в каких центрах обследовались и лечились, какие процедуры проводили.

Фото найдено на просторах Яндекс.Картинки

Подводя итоги, еще раз отмечу, что инвалидность для плохо говорящего ребенка оформляется МСЭ сроком на 1 год (возможно дальнейшее продление). Этого ни в коем случае не нужно боятся, т.к. при необходимости статус ребенок –инвалид снимается. Выдается розовая бумажка, которая дает вам право на финансовую поддержку со стороны государства. Это является хорошим подспорьем в реабилитации вашего чада. Поэтому прежде, чем сказать нет, подумайте, сможете ли вы в должной мере самостоятельно финансово обеспечить квалифицированную помощь своему малышу.

Если у вас возникли вопросы, вы можете оставить в комментариях ниже. Постараюсь ответить на все и проконсультировать, если есть необходимость.

Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста “палец вверх”. Спасибо! И подписывайтесь на мой блог-буду рада всем!

Источник

МСЭ и инвалидность при олигофрении (умственной отсталости)Умственная отсталость (олигофрения) — слабоумие – недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или рано приобретенной (в первые 3 года жизни) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.Эпидемиология
Умственная отсталость широко распространенна во всем мире (1—3% населения). Приблизительно 75% лиц, относимых к умственно отсталым, имеют легкую отсталость (IQ>50). Остальные, т. е. те, у кого IQ<50, составляют приблизительно 4 на 1000 населения 10—14 лет. В последние годы отмечается некоторое увеличение количества умственно отсталых. Это объясняется ростом общей продолжительности жизни, а также большей выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС благодаря успехам медицины. Имеет значение и более точный, чем прежде, учет олигофренов во многих странах.Этиология
-наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы);
-внутриутробное физическое, химическое или инфекционное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врождённый сифилис, токсоплазмоз);
-вредные факторы пренатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорождённого, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врождённая гидроцефалия).
-депривация общения в первые годы жизни (до 7—8 лет, дети джунглей)

По некоторым данным, значительная часть людей, которым в детстве был поставлен диагноз «умственная отсталость», не имеет никаких органических поражений мозга, а их недостаточно высокий уровень IQ является всего лишь результатом педагогической запущенности; как правило, это дети из малообеспеченных семей.
Профилактика олигофрении должна учитывать эти факторы и пытаться исключить их.

Классификация

На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости (олигофрении).

1.Лёгкая степень умственной отсталости (F70.) — дебильность. IQ 50—69.
В зависимости от степени тяжести выделяют 3 формы дебильности:
-Легкая форма дебильности IQ 65-69.
-Умеренно выраженная форма дебильности IQ 60-64
-Тяжелая форма дебильности IQ 50-59

Дебильность – легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладевают несложными трудовыми процессами, возможно их социальное приспособление в известных пределах.

Легкую дебильность трудно отличить от психики на нижней границе нормы. В отличие от имбецилов дебилы нередко обнаруживают довольно высокое развитие речи, их поведение более адекватно и самостоятельно, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствуют хорошая механическая память, подражательность. Однако наблюдение и специальные исследования выявляют у дебилов слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых к более сложным отвлеченным обобщениям для них затруднителен. В отличие от имбецильности при дебильности возможно обучение в школе, но при этом обнаруживаются отсутствие инициативы и самостоятельности в учении, медлительность и инертность. Лица с дебильностью овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теории им не удается.

Эмоции, воля и вся личность при дебильности более развиты, чем при имбецильности. Характерологические особенности представлены гораздо шире, поэтому простое разделение лиц с дебильностью на торпидных (заторможенных, вялых, апатичных) и эретичных (возбудимых, раздражительных, злобных) недостаточно и условно. При дебильности всегда можно отметить слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения, недостаточное обдумывание своих поступков, некоторую импульсивность поведения, повышенную внушаемость. Несмотря на это, лица с дебильностью неплохо приспосабливаются к жизни. Отставание в развитии отчетливее на ранних этапах, когда заметно запаздывание ходьбы, речи и других психических функций. С годами, особенно при умеренно выраженной дебильности, отставание становится менее выраженным и выступает не так явственно.

2.Умеренная степень умственной отсталости (F71.) — имбецильность.IQ 35—49.3.Тяжёлая степень умственной отсталости (F72.) — имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность. IQ 20—34.

Имбецильность – средняя степень слабоумия. Речь и другие психические функции развиты больше, чем при идиотии, однако лица с имбецильностью крайне труднообучаемы, в большинстве случаев (особенно при тяжелой имбецильности)нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания.

Имбецилы обнаруживают довольно дифференцированные и разнообразные реакции на окружающее. Их речь косноязычна и аграмматична. Они могут произносить несложные фразы, словарный запас достигает иногда 200-300 слов. Хотя развитие статических и локомоторных функций происходит при имбецильности с большой задержкой, больные усваивают навыки опрятности, самостоятельно едят, способны себя обслуживать.

Лицам с имбецильностью доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений, неплохо ориентируются в обычной житейской обстановке. Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усвоить элементарные знания, которыми пользуются, как штампами. Некоторые лица с имбецильностью владеют порядковым счетом, знают отдельные буквы, но усваивают только простые трудовые процессы (уборка, стирка, мытье посуды, отдельные элементарные производственные функции). При этом отмечаются крайняя несамостоятельность, плохая переключаемость.

Эмоции бедны, однообразны, все психические процессы тугоподвижны и инертны. На перемену обстановки они дают своеобразную негативную реакцию. В то же время личность их более развита, чем при идиотии, они обидчивы, стесняются своих недостатков, адекватно реагируют на порицание или одобрение. Не обладая инициативой и самостоятельностью, лица с имбецильностью легко теряются в непривычных условиях и нуждаются в регулярном надзоре и опеке. Следует учитывать также повышенную внушаемость имбецилов и склонность к слепому подражанию.

4.Глубокая степень умственной отсталости (F73.) — идиотия. IQ < 20
Идиотия – самое тяжелое слабоумие (глубокая умственная отсталость) с почти полным отсутствием речи и мышления, потребностью в постоянном уходе и надзоре.

У больных либо нет реакции на обычные раздражители, либо она неадекватна. Восприятия лиц с идиотией, по-видимому, неполноценны, внимание отсутствует или крайне неустойчиво. Речь не развита, ограничивается звуками, отдельными словами, нет понимания обращенной к ним речи. Дети, страдающие идиотией, или совершенно не овладевают статическими и локомоторными навыками, или приобретают их очень поздно.

Нередко они не могут жевать и проглатывают пищу не прожеванной, могут питаться только жидкой пищей. Какая-либо осмысленная деятельность при идиотии недоступна.

Больные не владеют даже простыми навыками самообслуживания, неопрятны. Предоставленные самим себе, остаются неподвижными или впадают в непрерывное бессмысленное возбуждение с однообразными движениями, автоматическим раскачиванием, стереотипным размахиванием руками, хлопаньем в ладоши и т. п. Лица с идиотией нередко не отличают родных от посторонних. Эмоции элементарны и связаны только с удовольствием или неудовольствием, что выражается самым примитивным образом в виде возбуждения или крика. Очень легко возникает аффект злобы, проявляющийся в слепой ярости и агрессивных тенденциях, нередко направленных на себя (кусают, царапают себя, наносят удары). Часто больные поедают нечистоты, жуют и сосут все, что попадается под руку, упорно мастурбируют. Глубокому недоразвитию психики нередко соответствуют грубые дефекты физического развития.

Лечение
Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях (кретинизм, микседема) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Назначаются медикаменты, стимулирующие психическое развитие — ноотропы (аминалон, гаммалон, пирацетам), а также ниамид и другие психостимуляторы.
Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.Медико-социальные критерии инвалидности вследствие умственной отсталости – базируются на комплексной оценке клинико-функционального, психологического, профессионального и социального статуса больного.

КРИТЕРИИ ИНВАЛИДНОСТИ ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ (ОЛИГОФРЕНИИ) У ВЗРОСЛЫХ В 2020 ГОДУ

Инвалидность не устанавливается в случае, если у больного имеется:
Легкая умственная отсталость (IQ 65 – 69 баллов) при отсутствии либо в сочетании с незначительными расстройствами поведения, соматоневрологическими нарушениями, существенно не влияющими на адаптацию в основных сферах жизнедеятельности.

Инвалидность 3-й группы устанавливается в случае, если у больного имеется:
1. Легкая умственная отсталость (IQ 50 – 64 балла) при отсутствии сопутствующей симптоматики;
легкая умственная отсталость (IQ 50 – 69 баллов) в сочетании с умеренными стойкими расстройствами поведения, психическими нарушениями (когнитивными, аффективными и прочими), соматоневрологическими нарушениями, существенно затрудняющими адаптацию в основных сферах жизнедеятельности.

2. Умеренная умственная отсталость (IQ 35 – 49 баллов) при отсутствии сопутствующей симптоматики, либо в сочетании с незначительными стойкими расстройствами поведения, психическими нарушениями (когнитивными, аффективными и прочими), соматоневрологическими нарушениями, существенно затрудняющими адаптацию в основных сферах жизнедеятельности.

Инвалидность 2-й группы устанавливается в случае, если у больного имеется:
1. Легкая умственная отсталость (IQ 50 – 69 баллов) в сочетании с выраженными стойкими расстройствами поведения с возможностью лишь частичной их коррекции; психическими нарушениями (когнитивными, аффективным и прочими), соматоневрологическими нарушениями, приводящими к дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.
Нарушение контроля функции тазовых органов.

2. Умеренная умственная отсталость (IQ 35 – 49 баллов) при отсутствии сопутствующей симптоматики;
умеренная умственная отсталость (IQ 35 – 49 баллов) в сочетании с умеренными стойкими расстройствами поведения, психическими нарушениями (когнитивными, аффективными и прочими), соматоневрологическими нарушениями, приводящими к частичной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.
Нарушение контроля функции тазовых органов.

Инвалидность 1-й группы устанавливается в случае, если у больного имеется:
1. Умеренная умственная отсталость (IQ 35 – 49 баллов) в сочетании с выраженными и значительно выраженными стойкими расстройствами поведения при невозможности их коррекции; психопатологическими нарушениями (затяжными психотическими состояниями, некоррегируемыми аффективными, двигательными нарушениями, расстройствами сферы влечений и иными нарушениями), грубыми соматоневрологическими нарушениями, снижением или отсутствием контроля функции тазовых органов, приводящими к полной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности с необходимостью постоянного ухода и надзора.

2. Тяжелая умственная отсталость (IQ 20 – 34 баллов), приводящая к полной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности с необходимостью постоянного ухода и надзора.
Отсутствие контроля функции тазовых органов.

3. Глубокая умственная отсталость (IQ < 20 баллов), приводящая к полной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности с необходимостью постоянного ухода и надзора.
Отсутствие контроля функции тазовых органов.

КРИТЕРИИ ИНВАЛИДНОСТИ ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ (ОЛИГОФРЕНИИ) У ДЕТЕЙ В 2020 ГОДУ

Инвалидность не устанавливается в случае, если у ребенка имеется:
Для детей в возрасте 3 – 17 лет:
легкая умственная отсталость при отсутствии сопутствующей симптоматики, либо в сочетании с нарушениями поведения, соматоневрологической патологией, достигающими незначительной степени, что не приводит к существенным нарушениям адаптации
3 – 7: IQ = 70 – 79 баллов (детский WPPSI или WISC)
8 – 15: IQ = 70 – 79 баллов (детский WISC);
16 – 17 лет: IQ = 65 – 69 баллов (взрослый WAIS).

Категория “ребенок-инвалид” устанавливается в случае, если у больного имеется:
1. Для детей в возрасте 3 – 17 лет:
легкая умственная отсталость в сочетании с нарушениями поведения, соматоневрологической патологией, достигающими умеренной степени, существенно затрудняющими адаптацию в основных сферах жизнедеятельности.
3 – 7 лет: IQ = 50 – 79 баллов (детский, WPPSI или WISC);
8 – 15 лет: IQ = 50 – 79 баллов (детский WISC);
16 – 17 лет: IQ = 50 – 69 баллов (взрослый WAIS).

2. Для детей в возрасте 3 – 17 лет:
легкая умственная отсталость в сочетании с нарушениями поведения, соматоневрологической патологией, достигающими выраженной степени, что приводит к частичной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.
3 – 7 лет: IQ = 50 – 79 баллов (детский, WPPSI или WISC).
8 – 15 лет: IQ = 50 – 79 баллов (детский WISC);
16 – 17 лет: IQ = 50 – 69 баллов (взрослый WAIS).
Нарушение контроля функции тазовых органов.

3. Для детей в возрасте 3 – 17 лет:
умеренная умственная отсталость (IQ = 35 – 49 баллов) при отсутствии или в сочетании с нарушениями поведения, соматоневрологической патологией, достигающими выраженной степени, что приводит к выраженной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности, требующей частичного ухода и надзора.
Нарушение контроля функции тазовых органов.

4. Для детей в возрасте 3 – 17 лет:
умеренная умственная отсталость (IQ = 35 – 49 баллов) в сочетании со значительно выраженными психопатологическими состояниями в структуре дефекта (некоррегируемые нарушения аффективной сферы, поведения, влечения, грубая соматоневрологическая симптоматика, значительно выраженные пароксизмальные расстройства и прочие расстройства), приводящие к полной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности с необходимостью постоянного ухода и надзора.
Нарушение или отсутствие контроля функции тазовых органов.

5. Для детей в возрасте 3 – 17 лет:
тяжелая умственная отсталость (IQ = 20 – 34 балла), приводящая к полной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности с необходимостью постоянного ухода и надзора.
Нарушение или отсутствие контроля функции тазовых органов.

6. Для детей в возрасте 3 – 17 лет:
глубокая умственная отсталость (IQ < 20 баллов), приводящая к полной дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности с необходимостью постоянного ухода и надзора.
Отсутствие контроля функции тазовых органов.

Получить официальное заключение о наличии (или отсутствии) оснований для установления инвалидности больной может только по результатам своего освидетельствования в бюро МСЭ соответствующего региона.

Порядок оформления документов для прохождения МСЭ (включая и алгоритм действий при отказе лечащих врачей направлять больного на МСЭ) достаточно подробно расписан в этом разделе форума:
Оформление инвалидности простым языком

Источник

Источник