Если ребенок левша задержка в речевом развитии

Если ребенок левша задержка в речевом развитии thumbnail

Ольга Романова
Речевое развитие левшей

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЛЕВШЕЙ

Левши всегда привлекают, вызывают особый интерес и некоторое настороженное отношение со стороны окружающих. Отношение к левшам в большинстве стран (в том числе и в России) было, в основном, негативным. Считалось, что левши обладают низкими интеллектуальными способностями, предрасположены к некоторым нервно-психическим заболеваниям, имеют значительные трудности в плане социальной адаптации и т. д. Отмечалось, что среди лиц с девиантным поведением процент леворуких значительно выше, чем среди законопослушных граждан.

В то же время существовала и противоположная точка зрения, согласно которой все левши гениальны. Так, известно, что среди леворуких было много выдающихся ученых (Леонардо да Винчи, Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов, политических деятелей (Юлий Цезарь, Александр Македонский, Бенджамин Франклин, известных писателей (В. И. Даль, Л. Кэрролл, деятелей искусства (Ч. Чаплин) и т. д.

Левшой называют человека с леворукостью. Левши составляют около 7% от общей популяции людей.

Выделяют следующие типы леворукости:

1) генетическое левшество (леворукость в 10 – 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей);

2) компенсаторное левшество (связано с каким-либо поражением мозга, чаще всего левого полушария в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка);

3) вынужденное левшество (выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям);

4) псевдолеворукость (у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук).

Термин «левша» не совсем правильный, вернее будет сказать «леворукий». Леворукий может иметь ведущее правое ухо, глаз и ногу. Поэтому трудно однозначно определить, левша человек или нет [https://danilova.ru].

Левшество – один из вариантов развития организма, который связан с особенностями работы головного мозга. Например, у левшей не сформировано межполушарное взаимодействие и специализация полушарий.

Леворукость – это не отклонение от нормы. А. П. Чуприкова, А. В. Семенович отмечают, что «каждый из нас переживает борьбу двух этих тенденций, но у леворуких людей ее исход предрешен генетически. При начальном развитии речи леворукие дети имеют даже преимущества перед своими праворукими сверстниками, так как речь дошкольников больше связана с эмоциями и непосредственными впечатлениями той сферой, которая лучше развита у левшей. Лишь позже, к 8-10-летнему возрасту, у большинства детей словесно-логический центр речи занимает свое место в левой височной доле мозга» [https://revolution.allbest.ru].

Многие леворукие дети имеют нарушения речевого развития, что объясняется несформированностью речевого звукоразличения. Поэтому начиная с дошкольного возраста ребенка необходимо целенаправленно обучать звуковому анализу, т. е. умению слушать, слышать, выделять звуки, определять их порядок и последовательность в слове. Устная речь левшей совершенна, однако, оказывается, что эти дети воспринимают и запоминают чужую речь кусками и просто используют ее.

Также у леворуких детей возникает проблема запоминания слов в том значении, в котором они употребляются взрослыми. Эти проблемы тесно связаны с недостаточно сформированными подкорково-корковыми взаимодействиями и отлаженными механизмами парной работы полушарий мозга.

Переучивание ребенка-левши все делать правой рукой нередко приводит к задержке речевого развития и нарушениям речи.

Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:

1. Правое полушарие формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное мышление, создает ассоциации на основе наглядно – чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов;

2.Формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое на точные, дословно воспринимаемые обозначения.

Люди с поврежденным правым полушарием в большей мере испытывают сложности с улавливанием смысла из контекста фразы, с пониманием метафор или юмора, со следованием смыслу воспринимаемого разговора и т. п. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи.

Правое и левое полушария работают по-разному. Правое полушарие обрабатывает информацию целостно, т. е. происходит сопоставлениесигналов с хранящимися в памяти эталонами акустического образа воспринимаемых слов. Этот механизм обработки речевой информации возможен только при наличии в памяти акустических эталонов для каждого слова.

Роль правого полушария возрастает при восприятии речевых сигналов в помехах

Левое же полушарие воспринимает речь сегментно, т. е. процесс выделения временных составляющих, соответствующих лингвистическим единицам.

Признаки, на которых предположительно базируется целостный способ обработки (мелодика, ритмика, являются наиболее помехоустойчивыми.

При выработке условного рефлекса в начальной фазе доминирует правое полушарие, а во время закрепления этого рефлекса – левое.

Леворукие дети испытывают трудности в обучении, т. к. обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т. д.) мешают детям левшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки. Однако, в настоящее время внимание к леворуким детям усиливаются, создаются различные предметы только для них (ручки, ножницы и т. д.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ласко, Е. Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз. /Е. Е. Ласко. – СПб.: Сфера, 2009. – 190с.

2. Семенович, А. В. Эти невероятные левши. /А. В. Семенович. – М.: Генезис, 2009. – 250с.

3. Чуприков, А. П. Мир леворуких. / А. П. Чуприков, Е. А. Волков. – К.: Институт нейропсихиатрии, 2008. – 86с.

4. Светлов, Р. С. Левши и правши. / Р. С. Светлов. – СПб.: ИГ «Весь», 2004. – 96с.

4. https://revolution.allbest.ru

5. https://www.logopedspb.ru

Источник

Причины возможных задержек речевого развития у дошкольника-левши

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Причины возможных задержек речевого развития у дошкольника-левши

Описание слайда:

Причины возможных задержек речевого развития у дошкольника-левши

2 слайд

Левшество – один из вариантов развития организма, который связан с особенност

Описание слайда:

Левшество – один из вариантов развития организма, который связан с особенностями работы головного мозга. Леворукость – это не отклонение от нормы. А. П. Чуприкова, А. В. Семенович отмечают, что «каждый из нас переживает борьбу двух этих тенденций, но у леворуких людей ее исход предрешен генетически.»

3 слайд

Некоторые авторы связывают ЗРР с левшеством. Недаром правое и левое полушарие

Описание слайда:

Некоторые авторы связывают ЗРР с левшеством. Недаром правое и левое полушарие отвечают за те или иные функции. Наше общество, в основном, рассчитано на большинство, то есть праворуких, то леворуким приходится помимо осознания действительности перенести действия правой руки на левую. С возрастом это происходит автоматически. Вследствие чего происходит задержка как с действиями, так и с их озвучиванием.

4 слайд

Леворукие дети испытывают трудности в обучении, т. к. обучение письму, грамот

Описание слайда:

Леворукие дети испытывают трудности в обучении, т. к. обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (держать ручку, карандаш определенным образом, т. д.) мешают детям левшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации и т.д. Однако, в настоящее время внимание к леворуким детям усиливаются, создаются различные предметы только для них (ручки, ножницы и т. д.)

5 слайд

Причина 1. Воздействие внешних социальных факторов.

Описание слайда:

Причина 1. Воздействие внешних социальных факторов.

6 слайд

Также немаловажным является и то, были ли в роду левши, как начал ребенок раз

Описание слайда:

Также немаловажным является и то, были ли в роду левши, как начал ребенок развивать левую руку, правую, обе; переучивался ли на правую; в настоящее время преобладает правая, левая или обе руки развиты одинаково.

7 слайд

Когда «левшу» заставляют писать правой рукой, он не может задействовать для о

Описание слайда:

Когда «левшу» заставляют писать правой рукой, он не может задействовать для освоения этого навыка свое правое полушарие, самой природой предназначенное для контроля за устной и письменной речью. В результате переучивания в левом полушарии у «левши» постепенно формируются дополнительные речевые зоны.

8 слайд

Но процесс этот идет довольно медленно. Зона владения рукой тесно содействует

Описание слайда:

Но процесс этот идет довольно медленно. Зона владения рукой тесно содействует в коре головного мозга с зоной движений артикуляционного аппарата. Поэтому у «левшей» нередко встречается задержка речевого развития (особенно у мальчиков), шепелявость, картавость, заикание. Трудности в овладении чтением и письмом.

9 слайд

Причина 2. Переучивание, когда ребенка учат писать правой рукой.

Описание слайда:

Причина 2. Переучивание, когда ребенка учат писать правой рукой.

10 слайд

Причина 3. Стрессовые ситуации.

Описание слайда:

Причина 3. Стрессовые ситуации.

11 слайд

Причина 4. Присутствие младших братьев-сестер.

Описание слайда:

Причина 4. Присутствие младших братьев-сестер.

12 слайд

Причина 5. Билингвизм семей.

Описание слайда:

Причина 5. Билингвизм семей.

13 слайд

Источники: https://www.maam.ru/detskijsad/rechevoe-razvitie-levshei.html (Рече

Описание слайда:

Источники: https://www.maam.ru/detskijsad/rechevoe-razvitie-levshei.html (Речевое развитие левшей) https://znakomiylogoped.ru/page10 (Левши) https://bibliofond.ru/view.aspx?id=524950 (Психофизиологические особенности детей с задержкой речевого развития и минимальными мозговыми дисфункциями)

Выберите книгу со скидкой:

Если ребенок левша задержка в речевом развитии

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Если ребенок левша задержка в речевом развитии

Курс повышения квалификации

Если ребенок левша задержка в речевом развитии

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Если ребенок левша задержка в речевом развитии

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-121582

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Ребенок-левша и его речевое развитие.

Левши всегда привлекают, вызывают особый интерес и некоторое настороженное отношение со стороны окружающих. Отношение к левшам в большинстве стран (в том числе и в России) было, в основном, негативным. Считалось, что левши обладают низкими интеллектуальными способностями, предрасположены к некоторым нервно-психическим заболеваниям, имеют значительные трудности в плане социальной адаптации и т. д. Отмечалось, что среди лиц с девиантным поведением процент леворуких значительно выше, чем среди законопослушных граждан.

В то же время существовала и противоположная точка зрения, согласно которой все левши гениальны. Так, известно, что среди леворуких было много выдающихся ученых (Леонардо да Винчи, Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов, политических деятелей (Юлий Цезарь, Александр Македонский, Бенджамин Франклин, известных писателей (В. И. Даль, Л. Кэрролл, деятелей искусства (Ч. Чаплин) и т. д.

Левшой называют человека с леворукостью. Левши составляют около 7% от общей популяции людей.

Выделяют следующие типы леворукости:

1) генетическое левшество (леворукость в 10 – 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей);

2) компенсаторное левшество (связано с каким-либо поражением мозга, чаще всего левого полушария в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка);

3) вынужденное левшество (выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям);

4) псевдолеворукость (у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук).

Термин «левша» не совсем правильный, вернее будет сказать «леворукий». Леворукий может иметь ведущее правое ухо, глаз и ногу. Поэтому трудно однозначно определить, левша человек или нет [https://danilova.ru].

Левшество – один из вариантов развития организма, который связан с особенностями работы головного мозга. Например, у левшей не сформировано межполушарное взаимодействие и специализация полушарий.

Леворукость – это не отклонение от нормы. А. П. Чуприкова, А. В. Семенович отмечают, что «каждый из нас переживает борьбу двух этих тенденций, но у леворуких людей ее исход предрешен генетически. При начальном развитии речи леворукие дети имеют даже преимущества перед своими праворукими сверстниками, так как речь дошкольников больше связана с эмоциями и непосредственными впечатлениями той сферой, которая лучше развита у левшей. Лишь позже, к 8-10-летнему возрасту, у большинства детей словесно-логический центр речи занимает свое место в левой височной доле мозга» [https://revolution.allbest.ru].

Многие леворукие дети имеют нарушения речевого развития, что объясняется несформированностью речевого звукоразличения. Поэтому начиная с дошкольного возраста ребенка необходимо целенаправленно обучать звуковому анализу, т. е. умению слушать, слышать, выделять звуки, определять их порядок и последовательность в слове. Устная речь левшей совершенна, однако, оказывается, что эти дети воспринимают и запоминают чужую речь кусками и просто используют ее.

Также у леворуких детей возникает проблема запоминания слов в том значении, в котором они употребляются взрослыми. Эти проблемы тесно связаны с недостаточно сформированными подкорково-корковыми взаимодействиями и отлаженными механизмами парной работы полушарий мозга.

Переучивание ребенка-левши все делать правой рукой нередко приводит к задержке речевого развития и нарушениям речи.

Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:

1. Правое полушарие формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное мышление, создает ассоциации на основе наглядно – чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов;

2. Формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое на точные, дословно воспринимаемые обозначения.

Люди с поврежденным правым полушарием в большей мере испытывают сложности с улавливанием смысла из контекста фразы, с пониманием метафор или юмора, со следованием смыслу воспринимаемого разговора и т. п. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи.

Правое и левое полушария работают по-разному. Правое полушарие обрабатывает информацию целостно, т. е. происходит сопоставлениесигналов с хранящимися в памяти эталонами акустического образа воспринимаемых слов. Этот механизм обработки речевой информации возможен только при наличии в памяти акустических эталонов для каждого слова.

Роль правого полушария возрастает при восприятии речевых сигналов в помехах

Левое же полушарие воспринимает речь сегментно, т. е. процесс выделения временных составляющих, соответствующих лингвистическим единицам.

Признаки, на которых предположительно базируется целостный способ обработки (мелодика, ритмика, являются наиболее помехоустойчивыми.

При выработке условного рефлекса в начальной фазе доминирует правое полушарие, а во время закрепления этого рефлекса – левое.

Леворукие дети испытывают трудности в обучении, т. к. обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т. д.) мешают детям левшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки. Однако, в настоящее время внимание к леворуким детям усиливаются, создаются различные предметы только для них (ручки, ножницы и т. д.)

Источник

Сразу два моих подписчика попросили меня больше рассказать об амбидекстрии.

На самом деле амбидекстрия довольно редкое явление. Если правшей в мире примерно 85%, левшей около 15%, то амбидекстров всего 1%.

Фото из открытых источников

Амбидекстрия – это одинаково хорошее владение обеими руками. То есть, человек может успешно выполнять любые задачи и правой, и левой рукой.

Все дети рождаются без изначальной “привязки” к правой или левой руке. Только с развитием психики ребёнок со временем “определяется” с ведущей рукой. Уже к 2 годам обычно становится видно растёт у вас левша или правша. Но бывает, что у некоторых детей переключение на ведущую руку может затянутся и до 4 лет. И вот если после 4 лет ребёнок сохраняет одинаковое использование правой и левой руки, только тогда можно уверенно говорить, что перед вами истинный амбидекстр.

Почему дети становятся амбидекстрами?

Вообще на этот счёт существует много теорий. Я выделю ведущие:

1. Незаконченная латерализация – в этом случае мозг вовремя не определился с доминантным полушарием и ребёнок остановился на стадии амбидекстрии.

Латерализация – это процесс распределения функций между полушариями головного мозга.

Иногда причиной незаконченной латерализации могут быть общие задержки развития, иногда индивидуальные особенности.

2. Повреждение мозга ребёнка в утробе. Согласно эволюционной теории асимметрии Геодакяна, у эмбриона изначально преобладает более древнее правое полушарие мозга. После рождения начинает интенсивно развиваться левое полушарие потому, что у младенцев и малышей бурно формируется речь и её понимание – речевые функции, как и управление правой стороной тела, у подавляющего большинства людей, включая левшей, сосредоточены именно в левом полушарии. Развивается речь – более активно развивается и управление правой стороной тела.

Если же во внутриутробный период мозг ребенка подвергался гипоксии, могло случиться угнетение левого полушария, которое более чувствительно к кислородному голоданию, чем правое. Вследствие этого левое полушарие не смогло вовремя взять на себя функцию ведущего. Результатом этого обычно становится левшество. Однако в некоторых случаях проявляется амбидекстрия;

3. Генетический фактор

В 2007 году была впервые опубликована работа про ген левшей – LRRTM1, располагающийся во второй хромосоме. Исследователи установили, что некоторые мутации в этом гене ведут к тому, что ребёнок станет левшой или амбидекстром.

Что не очень хорошо, так это то, что эта мутация связана не только с управлением руками, но ещё и с повышенным риском развития шизофрении.

Связь амбидекстрии с речью

Отмечу, что в популярной психологии нередки категоричные высказывания, что левое полушарие отвечает за речь, логику, математику, а правое – это творчество и пространственное ориентирование. На самом деле любой деятельностью управляют оба полушария. Просто делают они это по-своему.

Если говорить про речь, то в правом полушарии тоже есть свои “центры речи”. Просто их функция несколько иная. Например, именно правое полушарие “понимает” юмор, иносказания и контекст. А левое отвечает за грамматическое оформление, синтаксис и точность. Вместе оба полушария обеспечивают целостное владение речью.

Как я уже писала выше, у подавляющего большинства людей, даже у левшей и амбидекстров, основные центры речи находятся в левом полушарии. Но изредка бывает так, что у человека речевой центр находится справа. Люди с “правым” центром речи имеют сохранные способности к обучению речи, чтению и письму, но у них часто бывают проблемы с оформлением связной речи и грамматикой, так как на этом биологически больше специализируется левое полушарие. Слушая такого человека бывает трудно понять, что он хотел сказать.

Собственно, отсюда “растут ноги” у речевых проблем амбидекстров и левшей – их левое полушарие используется, а значит и развивается, не настолько активно. Также у левшей и амбидекстров чаще встречается “правый” центр речи.

Тем не менее, проблемы с речью у таких детей только возможны, а не 100% гарантированы. В конечном счёте всё зависит от конкретного ребёнка. Например, мой сын использовал преимущественно правую руку уже с полутора лет, однако это не спасло его от сенсомоторной алалии и вереницы проблем от неё.

Амбидекстрия – хорошо ли это или плохо?

На одном человеке амбидекстрия может сказываться плохо, на другом может никак не отразиться или даже подарить какие-то экстраординарные способности.

❗ Среди плюсов амбидекстрии можно выделить то, что когда у человека работают одновременно оба полушария, можно ожидать от него большей производительности и скорости. Такие люди могут “схватывать на лету” новую информацию и лучше справляются с большим объёмом задач.

Также, амбидекстрия может открывать преимущества в ряде профессий (игра на музыкальных инструментах, соревновательный контактный спорт).

❗ Из минусов можно выделить то, что у амбидекстров в 2 раза чаще встречаются речевые нарушения (чаще всего, дислексия и заикание). А ещё у таких детей чаще формируется СДВГ и неврастения.

Исследователи предполагают, что это связано с тем, что полушария мозга у амбидекстра практически постоянно работают одновременно. Из-за этого он более склонен к переутомлению, тогда как у правшей и левшей полушария могут попеременно отдыхать.

Надо ли исправлять?

Раньше считалось, что амбидекстров надо исправлять, как и левшей.

Однако систематические издевательства переучиванием выявили, что в работу мозга, когда она не мешает жизни, лучше просто так не лезть. Левши и амбидекстры, которых пытались переучить на правую руку как ведущую, нередко приходили к состоянию, которое позже назвали декстрастрессом– стресс из-за строгого запрета использовать удобную для письма или работы руку.

Декстрастресс может приводить к неврозам, заиканию и энурезу у детей. И это ещё не самое страшное – в особо ярких случаях переучивание провоцировало обострение уже было подлеченных неврологических проблем и даже вызвало эпилепсию.

Кроме того, переучиванием можно нажить ребёнку амбисинистрию (дословно переводится как “обе руки левые”). Амбисинистры одинаково плохо владеют обеими руками.

Поэтому на данный момент ни левшей, ни амбидекстров не переучивают, а учат обращаться с руками, “следуя” за ребёнком и помогая корректировать возникающие на его пути трудности, если таковые есть.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов 🙂

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Графомоторные навыки. Немного о том, почему для развития ребёнка очень важно рисовать и раскрашивать

СДВГ – что это такое, существует ли оно на самом деле и как с ним справиться

Сюжетно-ролевая игра – немного о том, что может быть намного полезнее раннего развития

Источник