Ерофеева казакова урунтаева отслеживания развития ребенка
Автор: Васильева Ирина Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ школа №2093 им.Савельева ,ДК№1
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Музыкальное воспитание дошкольников”
Дата публикации: 23.04.2018
Раздел: дошкольное образование
Диагностическая методика
изучения музыкальности и эстетических чувств
у детей 3-7 лет.
Пособие «Примерные технологии отслеживания развития ребенка
дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Авторы: Ерофеева Т.И.
Казакова Р.Г.
Урунтаева Г.А.
Изучение музыкальности и эстетических чувств у детей 3-7 лет.
Материал: оборудование для музыкального занятия.
Ход исследования: Воспитатель наблюдает за ребёнком на музыкальном занятии во время
слушания музыки.
Схема анализа данных:
I. Особенности музыкальности:
1.
Умение слушать музыкальное произведение: выслушать до конца, не отвлекаясь;
запоминать и узнавать.
2.
Эмоциональная отзывчивость на музыку: отношение к процессу слушания (получает
удовольствие, равнодушен и пр.); экспрессивно-мимическое выражение эмоций в
соответствии с характером музыкального произведения (хмурится, улыбается, смеётся,
зажмуривает глаза и пр.); сопровождение музыки движениями (притоптывает, хлопает в
ладоши, покачивается в такт музыке и пр.).
3.
Понимание музыкального произведения: умение определить и словесно обозначить его
характер; умение видеть в нём определённое содержание; умение выделить некоторые
средства выразительности (темп, громкость и пр.).
4.
Эстетическая оценка музыкального произведения: самостоятельная или с помощью
взрослого; содержание и разнообразие критериев этой оценки.
II. Эстетические чувства:
На основании описанных выше критериев можно сделать вывод об эстетических чувствах, под
которыми понимают умение переживать красивое и некрасивое, чувствовать гармоническое
сочетание музыкальных звуков.
Критерии оценки
№
п/п
Критерии
Баллы
1
а
б
Внимательно слушает музыкальное произведение до конца, не отвлекаясь,
запоминает и узнаёт его.
Внимательно слушает, но отвлекается, не всегда узнаёт.
Отсутствует интерес, не запоминает.
3
2
1
2
а
б
Эмоционально отзывчив на музыку: получает удовольствие, проявляются
эмоции в соответствии с характером музыкального произведения.
Не всегда получает удовольствие, иногда равнодушен или проявляет
экспрессивно-мимическое выражение эмоций.
Отсутствует эмоциональная отзывчивость: равнодушен, пассивен.
3
2
1
3
а
б
Понимает музыкальное произведение: определяет и словесно обозначает его
характер, выделяет средства выразительности.
Не всегда понимает музыкальное произведение.
Не понимает.
3
2
1
4
а
б
Самостоятельно даёт эстетическую оценку музыкального произведения,
используя разнообразие критериев.
Самостоятельно даёт оценку, но поверхностную или с помощью взрослого.
Затрудняется оценить даже с помощью взрослого.
3
2
1
После наблюдений составляется протокол, в котором каждому ребёнку выставляются баллы в
соответствии с указанными критериями.
Определяется уровень музыкального развития.
Уровень
Сумма баллов
Высокий
От 11 до 12
Средний
От 8 до 12
Низкий
От 4 до 7
Выводится процентное количество детей с определённым уровнем развития.
Изучение музыкальности и эстетических чувств у детей 3-7 лет.
№
п/п
Фамилия, имя ребёнка
Задания
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Источник
Методика изучения уровня развития игровой деятельности у детей 3 – 7 лет (Ерофеева Т.И., Казакова Р.Г., Урунтаева Г.А.)
Ход обследования: экспериментатор наблюдает за самостоятельной игрой детей.
Цель: оценить сформированность игровой деятельности дошкольника по предлагаемым параметрам.
1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре
– называет ли себя именем взрослого и когда (до начала игры, в процессе, после окончания)? На основании полученных данных можно сделать вывод об умении ребёнка поставить себя на место другого человека. Переход к названию роли до начала игры (Я буду мамой, врачом, продавцом) говорит о появлении собственно сюжетно-ролевой игры;
– какие средства использует для реализации роли (игровые действия и предметы, ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация)?
– может ли передавать и как отличительные особенности персонажа, ориентируется на внешние признаки (у доктора белый халат) или на способы взаимоотношений и нравственные нормы (доктор внимателен к пациенту)? Если ребёнок передаёт в игре взаимоотношения людей, это говорит о том, насколько глубоко он осознаёт их;
– какие роли в игре ребёнок выполняет и какие из них предпочитает по содержанию (дочка, матрос, продавец) и значимости (главные, второстепенные)? Здесь проявляется не только поведение ребёнка., первое связано с увеличением разнообразия, второе – со всё большим пониманием функций взрослого, когда малыш открывает для себя за внешними признаками людей и присущими им атрибутами их внутреннюю сущность, смысл и мотивы деятельности.
2. Отношение к правилам игры:
– соотносит ли дошкольник правила со взятой на себя ролью, действует ли в соответствии с ними;
– как, в каких ситуациях нарушает правила;
– как реагирует на замечания других детей по поводу нарушения правил (признаёт их справедливость и изменяет своё поведение, настаивает на своём, идёт на конфликт, выходит из игры, обращается к взрослому)
– как реагирует на нарушения правил другими детьми (делает замечания, отстаивает свой способ действий, на замечает)
– как мотивирует необходимость выполнения правил?
Важно проследить, как ребёнок мотивирует необходимость выполнять правила игры, подчиняется ли им добровольно, следит за выполнением партнёрами по игре и замечает, когда нарушает их сам. Осознанное отношение к правилам – показатель высокого уровня развития игры.
3. Характеристика игровых действий
– развёрнутость (подробные или сокращённые с предметами, действия во внутреннем мысленном плане). Обобщённость действий, протекание их без опоры на предметы – показатель высокого уровня развития игры и воображения;
– сформированы ли у ребёнка и какие игровые умения и навыки, умеет ли он отразить с помощью игровых действий функции взрослого?
– взаимосвязь игровых действий дошкольника с речью (не связаны, сопровождаются, завершаются речью или планируются в ней, заменяются словом). Речь делает действия обобщёнными и обеспечивает более глубокое постижение ребёнком функций взрослого, роль которого он выполняет;
– осознаёт ли ребёнок, что игровое действие, воображаемая ситуация нереальны, а условны – как будто, понарошку.
4. Игровые предметы и их характеристика (желательно выяснить, какие ребёнок предпочитает, насколько велико их разнообразие, каково использование):
– как выбор предметов связан с ролью и сюжетом игры (предмет подсказывает выбор сюжета или наоборот)?. В последнем случае можно говорить о планировании игры;
– игрушки;
– воображаемые предметы;
– предметы – заместители (какие предметы и чем замещает ребёнок, как называет заместители, по чьей инициативе их использует – по своей, сверстника или взрослого: случайно, например. увидел палочку: «Это будет ложка» или преднамеренно «Нужна ложка. Вот палочка подойдёт»; в каких ситуациях принимает значение заместителей от сверстников)
– природный материал.
5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений между детьми в игре:
– какие нормы поведения и функции взрослых отражает дошкольник в игре?
– по какому поводу возникают между детьми реальные отношения (выбор сюжета, распределение ролей, выполнение правил)?
– по каким причинам возникают конфликты в игре и как разрешаются? Желательно проследить, как взаимосвязаны возникновение, развитие и разрешение конфликтов со сформированностью у ребёнка нравственно-волевых качеств, организаторских умений и коммуникативных навыков.
6. Характеристика сюжетов в играх детей
– как велико их разнообразие (следует указать их источник: бытовая, профессиональная деятельность, телепередачи, кино- мультипликационные фильмы, литературные произведения, рассказы взрослых, личный опыт)? Разнообразие сюжетов зависит от возраста, знаний, интересов ребёнка, эмоциональной привлекательности для него той или иной сферы деятельности, позиции взрослого;
– как долго ребёнок развивает один и тот же сюжет? Устойчивость сюжета обусловлена развитием произвольности в деятельности, свойств внимания, волевых качеств: настойчивости, самостоятельности, целеустремлённости, возрастом ребёнка;
– почему возникает игра (под влиянием игрушки, взрослого, сверстника, инициативе самого ребёнка)? О развитии способности поставить цель и спланировать игру говорит умение сформулировать сюжет до начала игры;
7. Характеристика содержания игры, т.е. что отражает ребёнок в игре (действия с предметами или отношения людей).
Критерии оценки
На основании проведения методики можно выделить 3 уровня развития игровой деятельности: высокий, средний, низкий.
Инициативность ребёнка в выборе главной роли. Ребёнок объясняет свой выбор
Ребёнок не проявляет инициативу, главную роль выполняет не всегда удачно.
Безинициативен, не справляется с главной ролью
3
2
1
2
Использование различных средств для реализации роли.
Отсутствует многообразие средств.
Использование единичных средств
3
2
1
3
Передача в игре глубокого осознания взаимоотношений людей.
Частично передаёт взаимоотношения людей.
Практически отсутствует осознание взаимоотношений людей
3
2
1
4
Охотно берёт на себя любые роли: главные или второстепенные, справляется с ними, выполняет до конца.
Затрудняется в выполнении любых ролей
Не справляется не с главной , ни со второстепенной ролями
3
2
1
5
Соотносит правила игры с ролью, действует в соответствии с ними. Осознанное отношение к правилам.
Нарушает правила, но признаёт справедливость замечаний
Правила не соблюдает, не признаёт замечания
3
2
1
6
Развёрнутые действия во внутреннем мысленном плане. Обобщённые действия, протекание их без опоры на предметы.
Не полностью развёрнутые, протекают с опорой на предметы.
Действия не развёрнуты, не обобщены.
3
2
1
7
Чётко сформированные, различные игровые умения и навыки, с помощью игровых действий отражает функции взрослого.
Не полностью сформированные, игровые умения и навыки не отличаются разнообразием.
Не сформированы
3
2
1
8
Взаимосвязь игровых действий с речью. Речь делает действия обобщёнными и обеспечивает более глубокое постижение ребёнком.
Взаимосвязь игровых действий с речью не стойкая.
Нет взаимосвязи игровых действий с речью
3
2
1
9
Осознание условности игровой ситуации.
Не всегда осознаёт.
Игровые действия, воображаемую ситуацию принимает за действительность.
3
2
1
10
Выбор различных игровых предметов подчинён воображаемой ситуации. Сюжет игры подсказывает выбор предмета.
Не всегда выбор подчинён ситуации; чаще выбор подсказывает сюжет игры.
Затрудняется в выборе игровых предметов, неумело их использует, отсутствует разнообразие. В основном предмет подсказывает выбор предмета.
3
2
1
11
Ребёнок чётко регулирует и реальные и игровые отношения, самостоятельно распределяет роли, подсказывает действия и предусматривает развитие ситуации. Ролевые и реальные отношения не противоречат друг другу.
Иногда затрудняется в самостоятельном распределении ролей, подсказке действий. Слабо регулирует отношения.
Не регулирует отношения, не распределяет самостоятельно роли, не разрешает без помощи взрослого конфликты.
3
2
1
12
Разнообразие сюжетов (несколько сюжетов объединяет в один), их устойчивость в соответствии с возрастом.
Сюжеты в основном однообразны, не всегда устойчивы.
Обычно один и тот же сюжет, устойчивость отсутствует
3
2
1
13
Отражение в содержании игры не только действий с предметами, но и отношений людей, осознание смысла деятельности.
В игре отражает часто действия с предметами, не учитывая отношения людей.
Выполняет только действия с предметами
3
2
1
высокий уровень – 35 – 39 баллов
средний уровень – 26 – 34 балла
низкий уровень – 13 – 25 баллов
Методика Е.А. Стребелевой “Игра со взрослым”.
Цель: выявить уровень развития совместной игры дошкольника с взрослым, а также для диагностики интереса ребёнка к игрушкам, характера употребления игрушек и характера самой игры (манипуляция, процессуальные действия, стремление к более или менее сложному сюжету).
Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки.
Процедура проведения обследования: взрослый приглашает ребёнка в игровой уголок и эмоционально вовлекает в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, затем покатать её в коляске, потом уложить спать. Если ребёнок не хочет играть с куклой, ему предлагается нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину куклу и просит ребёнка провезти её по дорожке. В случае отказа ребёнку предлагается поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их по сачкам.
Оценка действий ребёнка проводится по следующим критериям: характер взаимодействия со взрослым, отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.
Оценка в баллах.
1 балл – не включается в игру со взрослым;
2 балла – включается в игру со взрослым, интерес к игрушкам поверхностный, выполняет процессуальные действия;
3 балла – включается в игру, выполняет ряд предметно – игровых действий с игрушками;
4 балла – включается в игру, может организовать сюжетную игру.
Методика Е.А. Стребелевой « Индивидуальная ролевая игра»
Цель: выявить уровень развития индивидуальной самостоятельной сюжетно – ролевой игры.
Оборудование: в игровом уголке находятся куклы, посуда, бельё, одежда, коляски, наборы для парикмахера, для доктора, машины, строительный материал, конструктор, солдатики, таз с водой, мелкие игрушки.
Процедура проведения обследования: ребёнку предлагается поиграть в игровом уголке, при этом отмечает интерес к игрушкам, характер действий с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребёнка во время игры.
Оценка действий ребёнка проводится по следующим критериям: интерес к игрушкам, характер действий с игрушками (манипуляции, процессуальные или неадекватные действия, стремление к сюжету).
Оценка в баллах.
1балл – низкий уровень. Ребёнок принимает игру на самом элементарном уровне;
2 балла – средний уровень. Ребёнок принимает задание, действует с игрушками, но действия носят манипулятивный характер, проявляет интерес к игрушкам в воде;
3 балла – повышенный уровень. Ребёнок принимает задание, действует с интересом с игрушками, может развернуть простой сюжет: кормить куклу, укладывать спать, качает её в коляске и т.п.;
4 балла – высокий уровень. Ребёнок принимает задание, действует с интересом, может развернуть игру, разговаривает с игрушками, рассказывает, во что он будет играть; ребёнок способен удерживать специфическое поведение определённой роли.
Источник
Анализ результатов проведения методики «Давай поиграем в игру» представлен в табл. 2.1.
Таблица 2.1. Уровни развития игровой деятельности старших дошкольников
Уровни развития | АВ | % |
Высокий | 14 | 47% |
Средний | 10 | 33% |
Низкий | 6 | 20% |
Всего | 30 | 100% |
Рисунок 2.1. Уровни развития игровой деятельности старших дошкольников
Проанализировав результаты выполнения методики «Давай поиграем в игру» в группе старших дошкольников, мы пришли к выводу о том, что у большинства старших дошкольников (47%) был зафиксирован высокий уровень развития игровой деятельности. Эти дети охотно играли с экспериментатором, проявляли эмоции. соблюдали правила игры и придерживались определенной роли.
У 33% старших дошкольников был выявлен средний уровень развития игровой деятельности. Такие испытуемые охотно начинали играть с экспериментатором, но быстро утомлялись. эмоциональная вовлеченность в игру была низкой. Дети начинали совершать произвольные действия с игрушками, а затем теряли к ним интерес.
В то же время низкий уровень развития игровой деятельности был характерен для 20% старших дошкольников. Эти дети не проявили интереса к игре с экспериментатором, играли неохотно, затем отвлекались на другие виды деятельности. При проведении игры дошкольники не проявляли эмоций, действия с предметами отличались однообразием. Ребенок не слушал экспериментатора и не соблюдал правила.
Анализ результатов проведения диагностической методики изучения уровня развития игровой деятельности у детей 3 – 7 лет (Ерофеева Т.И., Казакова Р.Г., Урунтаева Г.А.) представлен в табл. 2.2.
Таблица 2.2. Уровни сформированности критериев игровой деятельности
Уровень сформированности критерия | Высокий | Средний | Низкий | |||
АВ | % | АВ | % | АВ | % | |
роли, которые выполняет дошкольник в игре | 17 | 57% | 10 | 33% | 3 | 10% |
Отношение к правилам игры | 12 | 40% | 8 | 27% | 10 | 33% |
игровые действия | 16 | 53% | 9 | 30% | 5 | 17% |
Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений между детьми в игре | 12 | 40% | 12 | 40% | 6 | 20% |
сюжеты в играх детей | 13 | 43% | 6 | 20% | 11 | 37% |
содержание игры | 14 | 47% | 6 | 20% | 10 | 33% |
Таким образом, мы можем говорить о том, что большинство детей проявляют инициативность в выборе ролей, охотно исполняют главную роль. Отмечается осознанное отношение к правилам, чётко сформированные, различные игровые умения и навыки, с помощью игровых действий отражает функции взрослого. Сюжет игры подсказывает выбор предмета. Ролевые и реальные отношения не противоречат друг другу. Для детей характерно разнообразие сюжетов (несколько сюжетов объединяет в один), их устойчивость в соответствии с возрастом.
Рисунок 2.2. Уровни развития различных аспектов игровой деятельности старших дошкольников
В то же время проведенное исследование свидетельствует о том, что игровая деятельность старших дошкольников нуждается в проведении психолого-педагогической работы. У части испытуемых уровень развития игровой деятельности находился на низком уровне.
Источник