Ерофеева казакова урунтаева отслеживания развития ребенка

Ерофеева казакова урунтаева отслеживания развития ребенка thumbnail

Автор: Васильева Ирина Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ школа №2093 им.Савельева ,ДК№1
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Музыкальное воспитание дошкольников”
Дата публикации: 23.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Диагностическая методика

изучения музыкальности и эстетических чувств

у детей 3-7 лет.

Пособие «Примерные технологии отслеживания развития ребенка

дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Авторы: Ерофеева Т.И.

Казакова Р.Г.

Урунтаева Г.А.

Изучение музыкальности и эстетических чувств у детей 3-7 лет.

Материал: оборудование для музыкального занятия.

Ход исследования: Воспитатель наблюдает за ребёнком на музыкальном занятии во время

слушания музыки.

Схема анализа данных:

I. Особенности музыкальности:

1.

Умение слушать музыкальное произведение: выслушать до конца, не отвлекаясь;

запоминать и узнавать.

2.

Эмоциональная отзывчивость на музыку: отношение к процессу слушания (получает

удовольствие, равнодушен и пр.); экспрессивно-мимическое выражение эмоций в

соответствии с характером музыкального произведения (хмурится, улыбается, смеётся,

зажмуривает глаза и пр.); сопровождение музыки движениями (притоптывает, хлопает в

ладоши, покачивается в такт музыке и пр.).

3.

Понимание музыкального произведения: умение определить и словесно обозначить его

характер; умение видеть в нём определённое содержание; умение выделить некоторые

средства выразительности (темп, громкость и пр.).

4.

Эстетическая оценка музыкального произведения: самостоятельная или с помощью

взрослого; содержание и разнообразие критериев этой оценки.

II. Эстетические чувства:

На основании описанных выше критериев можно сделать вывод об эстетических чувствах, под

которыми понимают умение переживать красивое и некрасивое, чувствовать гармоническое

сочетание музыкальных звуков.

Критерии оценки

п/п

Критерии

Баллы

1

а

б

Внимательно слушает музыкальное произведение до конца, не отвлекаясь,

запоминает и узнаёт его.

Внимательно слушает, но отвлекается, не всегда узнаёт.

Отсутствует интерес, не запоминает.

3

2

1

2

а

б

Эмоционально отзывчив на музыку: получает удовольствие, проявляются

эмоции в соответствии с характером музыкального произведения.

Не всегда получает удовольствие, иногда равнодушен или проявляет

экспрессивно-мимическое выражение эмоций.

Отсутствует эмоциональная отзывчивость: равнодушен, пассивен.

3

2

1

3

а

б

Понимает музыкальное произведение: определяет и словесно обозначает его

характер, выделяет средства выразительности.

Не всегда понимает музыкальное произведение.

Не понимает.

3

2

1

4

а

б

Самостоятельно даёт эстетическую оценку музыкального произведения,

используя разнообразие критериев.

Самостоятельно даёт оценку, но поверхностную или с помощью взрослого.

Затрудняется оценить даже с помощью взрослого.

3

2

1

После наблюдений составляется протокол, в котором каждому ребёнку выставляются баллы в

соответствии с указанными критериями.

Определяется уровень музыкального развития.

Уровень

Сумма баллов

Высокий

От 11 до 12

Средний

От 8 до 12

Низкий

От 4 до 7

Выводится процентное количество детей с определённым уровнем развития.

Изучение музыкальности и эстетических чувств у детей 3-7 лет.

п/п

Фамилия, имя ребёнка

Задания

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Источник

Методика изучения уровня развития игровой деятельности у детей 3 – 7 лет (Ерофеева Т.И., Казакова Р.Г., Урунтаева Г.А.)

Ход обследования: экспериментатор наблюдает за самостоятельной игрой детей.

Цель: оценить сформированность игровой деятельности дошкольника по предлагаемым параметрам.

1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре

– называет ли себя именем взрослого и когда (до начала игры, в процессе, после окончания)? На основании полученных данных можно сделать вывод об умении ребёнка поставить себя на место другого человека. Переход к названию роли до начала игры (Я буду мамой, врачом, продавцом) говорит о появлении собственно сюжетно-ролевой игры;

– какие средства использует для реализации роли (игровые действия и предметы, ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация)?

– может ли передавать и как отличительные особенности персонажа, ориентируется на внешние признаки (у доктора белый халат) или на способы взаимоотношений и нравственные нормы (доктор внимателен к пациенту)? Если ребёнок передаёт в игре взаимоотношения людей, это говорит о том, насколько глубоко он осознаёт их;

– какие роли в игре ребёнок выполняет и какие из них предпочитает по содержанию (дочка, матрос, продавец) и значимости (главные, второстепенные)? Здесь проявляется не только поведение ребёнка., первое связано с увеличением разнообразия, второе – со всё большим пониманием функций взрослого, когда малыш открывает для себя за внешними признаками людей и присущими им атрибутами их внутреннюю сущность, смысл и мотивы деятельности.

Читайте также:  Программа календарь развития ребенка до года

2. Отношение к правилам игры:

– соотносит ли дошкольник правила со взятой на себя ролью, действует ли в соответствии с ними;

– как, в каких ситуациях нарушает правила;

– как реагирует на замечания других детей по поводу нарушения правил (признаёт их справедливость и изменяет своё поведение, настаивает на своём, идёт на конфликт, выходит из игры, обращается к взрослому)

– как реагирует на нарушения правил другими детьми (делает замечания, отстаивает свой способ действий, на замечает)

– как мотивирует необходимость выполнения правил?

Важно проследить, как ребёнок мотивирует необходимость выполнять правила игры, подчиняется ли им добровольно, следит за выполнением партнёрами по игре и замечает, когда нарушает их сам. Осознанное отношение к правилам – показатель высокого уровня развития игры.

3. Характеристика игровых действий

– развёрнутость (подробные или сокращённые с предметами, действия во внутреннем мысленном плане). Обобщённость действий, протекание их без опоры на предметы – показатель высокого уровня развития игры и воображения;

– сформированы ли у ребёнка и какие игровые умения и навыки, умеет ли он отразить с помощью игровых действий функции взрослого?

– взаимосвязь игровых действий дошкольника с речью (не связаны, сопровождаются, завершаются речью или планируются в ней, заменяются словом). Речь делает действия обобщёнными и обеспечивает более глубокое постижение ребёнком функций взрослого, роль которого он выполняет;

– осознаёт ли ребёнок, что игровое действие, воображаемая ситуация нереальны, а условны – как будто, понарошку.

4. Игровые предметы и их характеристика (желательно выяснить, какие ребёнок предпочитает, насколько велико их разнообразие, каково использование):

– как выбор предметов связан с ролью и сюжетом игры (предмет подсказывает выбор сюжета или наоборот)?. В последнем случае можно говорить о планировании игры;

– игрушки;

– воображаемые предметы;

– предметы – заместители (какие предметы и чем замещает ребёнок, как называет заместители, по чьей инициативе их использует – по своей, сверстника или взрослого: случайно, например. увидел палочку: «Это будет ложка» или преднамеренно «Нужна ложка. Вот палочка подойдёт»; в каких ситуациях принимает значение заместителей от сверстников)

– природный материал.

5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений между детьми в игре:

– какие нормы поведения и функции взрослых отражает дошкольник в игре?

– по какому поводу возникают между детьми реальные отношения (выбор сюжета, распределение ролей, выполнение правил)?

– по каким причинам возникают конфликты в игре и как разрешаются? Желательно проследить, как взаимосвязаны возникновение, развитие и разрешение конфликтов со сформированностью у ребёнка нравственно-волевых качеств, организаторских умений и коммуникативных навыков.

6. Характеристика сюжетов в играх детей

– как велико их разнообразие (следует указать их источник: бытовая, профессиональная деятельность, телепередачи, кино- мультипликационные фильмы, литературные произведения, рассказы взрослых, личный опыт)? Разнообразие сюжетов зависит от возраста, знаний, интересов ребёнка, эмоциональной привлекательности для него той или иной сферы деятельности, позиции взрослого;

– как долго ребёнок развивает один и тот же сюжет? Устойчивость сюжета обусловлена развитием произвольности в деятельности, свойств внимания, волевых качеств: настойчивости, самостоятельности, целеустремлённости, возрастом ребёнка;

– почему возникает игра (под влиянием игрушки, взрослого, сверстника, инициативе самого ребёнка)? О развитии способности поставить цель и спланировать игру говорит умение сформулировать сюжет до начала игры;

7. Характеристика содержания игры, т.е. что отражает ребёнок в игре (действия с предметами или отношения людей).

Критерии оценки

На основании проведения методики можно выделить 3 уровня развития игровой деятельности: высокий, средний, низкий.

Инициативность ребёнка в выборе главной роли. Ребёнок объясняет свой выбор

Ребёнок не проявляет инициативу, главную роль выполняет не всегда удачно.

Читайте также:  Таблица развития речи по возрасту ребенка

Безинициативен, не справляется с главной ролью

3

2

1

2

Использование различных средств для реализации роли.

Отсутствует многообразие средств.

Использование единичных средств

3

2

1

3

Передача в игре глубокого осознания взаимоотношений людей.

Частично передаёт взаимоотношения людей.

Практически отсутствует осознание взаимоотношений людей

3

2

1

4

Охотно берёт на себя любые роли: главные или второстепенные, справляется с ними, выполняет до конца.

Затрудняется в выполнении любых ролей

Не справляется не с главной , ни со второстепенной ролями

3

2

1

5

Соотносит правила игры с ролью, действует в соответствии с ними. Осознанное отношение к правилам.

Нарушает правила, но признаёт справедливость замечаний

Правила не соблюдает, не признаёт замечания

3

2

1

6

Развёрнутые действия во внутреннем мысленном плане. Обобщённые действия, протекание их без опоры на предметы.

Не полностью развёрнутые, протекают с опорой на предметы.

Действия не развёрнуты, не обобщены.

3

2

1

7

Чётко сформированные, различные игровые умения и навыки, с помощью игровых действий отражает функции взрослого.

Не полностью сформированные, игровые умения и навыки не отличаются разнообразием.

Не сформированы

3

2

1

8

Взаимосвязь игровых действий с речью. Речь делает действия обобщёнными и обеспечивает более глубокое постижение ребёнком.

Взаимосвязь игровых действий с речью не стойкая.

Нет взаимосвязи игровых действий с речью

3

2

1

9

Осознание условности игровой ситуации.

Не всегда осознаёт.

Игровые действия, воображаемую ситуацию принимает за действительность.

3

2

1

10

Выбор различных игровых предметов подчинён воображаемой ситуации. Сюжет игры подсказывает выбор предмета.

Не всегда выбор подчинён ситуации; чаще выбор подсказывает сюжет игры.

Затрудняется в выборе игровых предметов, неумело их использует, отсутствует разнообразие. В основном предмет подсказывает выбор предмета.

3

2

1

11

Ребёнок чётко регулирует и реальные и игровые отношения, самостоятельно распределяет роли, подсказывает действия и предусматривает развитие ситуации. Ролевые и реальные отношения не противоречат друг другу.

Иногда затрудняется в самостоятельном распределении ролей, подсказке действий. Слабо регулирует отношения.

Не регулирует отношения, не распределяет самостоятельно роли, не разрешает без помощи взрослого конфликты.

3

2

1

12

Разнообразие сюжетов (несколько сюжетов объединяет в один), их устойчивость в соответствии с возрастом.

Сюжеты в основном однообразны, не всегда устойчивы.

Обычно один и тот же сюжет, устойчивость отсутствует

3

2

1

13

Отражение в содержании игры не только действий с предметами, но и отношений людей, осознание смысла деятельности.

В игре отражает часто действия с предметами, не учитывая отношения людей.

Выполняет только действия с предметами

3

2

1

высокий уровень – 35 – 39 баллов

средний уровень – 26 – 34 балла

низкий уровень – 13 – 25 баллов

Методика Е.А. Стребелевой “Игра со взрослым”.

Цель: выявить уровень развития совместной игры дошкольника с взрослым, а также для диагностики интереса ребёнка к игрушкам, характера употребления игрушек и характера самой игры (манипуляция, процессуальные действия, стремление к более или менее сложному сюжету).

Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки.

Процедура проведения обследования: взрослый приглашает ребёнка в игровой уголок и эмоционально вовлекает в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, затем покатать её в коляске, потом уложить спать. Если ребёнок не хочет играть с куклой, ему предлагается нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину куклу и просит ребёнка провезти её по дорожке. В случае отказа ребёнку предлагается поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их по сачкам.

Оценка действий ребёнка проводится по следующим критериям: характер взаимодействия со взрослым, отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.

Оценка в баллах.

1 балл – не включается в игру со взрослым;

2 балла – включается в игру со взрослым, интерес к игрушкам поверхностный, выполняет процессуальные действия;

3 балла – включается в игру, выполняет ряд предметно – игровых действий с игрушками;

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 6 звездочка ивантеевка

4 балла – включается в игру, может организовать сюжетную игру.

Методика Е.А. Стребелевой « Индивидуальная ролевая игра»

Цель: выявить уровень развития индивидуальной самостоятельной сюжетно – ролевой игры.

Оборудование: в игровом уголке находятся куклы, посуда, бельё, одежда, коляски, наборы для парикмахера, для доктора, машины, строительный материал, конструктор, солдатики, таз с водой, мелкие игрушки.

Процедура проведения обследования: ребёнку предлагается поиграть в игровом уголке, при этом отмечает интерес к игрушкам, характер действий с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребёнка во время игры.

Оценка действий ребёнка проводится по следующим критериям: интерес к игрушкам, характер действий с игрушками (манипуляции, процессуальные или неадекватные действия, стремление к сюжету).

Оценка в баллах.

1балл – низкий уровень. Ребёнок принимает игру на самом элементарном уровне;

2 балла – средний уровень. Ребёнок принимает задание, действует с игрушками, но действия носят манипулятивный характер, проявляет интерес к игрушкам в воде;

3 балла – повышенный уровень. Ребёнок принимает задание, действует с интересом с игрушками, может развернуть простой сюжет: кормить куклу, укладывать спать, качает её в коляске и т.п.;

4 балла – высокий уровень. Ребёнок принимает задание, действует с интересом, может развернуть игру, разговаривает с игрушками, рассказывает, во что он будет играть; ребёнок способен удерживать специфическое поведение определённой роли.

Источник

Анализ результатов проведения методики «Давай поиграем в игру» представлен в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Уровни развития игровой деятельности старших дошкольников

Уровни развития

АВ

%

Высокий

14

47%

Средний

10

33%

Низкий

6

20%

Всего

30

100%

Уровни развития игровой деятельности старших дошкольников

Рисунок 2.1. Уровни развития игровой деятельности старших дошкольников

Проанализировав результаты выполнения методики «Давай поиграем в игру» в группе старших дошкольников, мы пришли к выводу о том, что у большинства старших дошкольников (47%) был зафиксирован высокий уровень развития игровой деятельности. Эти дети охотно играли с экспериментатором, проявляли эмоции. соблюдали правила игры и придерживались определенной роли.

У 33% старших дошкольников был выявлен средний уровень развития игровой деятельности. Такие испытуемые охотно начинали играть с экспериментатором, но быстро утомлялись. эмоциональная вовлеченность в игру была низкой. Дети начинали совершать произвольные действия с игрушками, а затем теряли к ним интерес.

В то же время низкий уровень развития игровой деятельности был характерен для 20% старших дошкольников. Эти дети не проявили интереса к игре с экспериментатором, играли неохотно, затем отвлекались на другие виды деятельности. При проведении игры дошкольники не проявляли эмоций, действия с предметами отличались однообразием. Ребенок не слушал экспериментатора и не соблюдал правила.

Анализ результатов проведения диагностической методики изучения уровня развития игровой деятельности у детей 3 – 7 лет (Ерофеева Т.И., Казакова Р.Г., Урунтаева Г.А.) представлен в табл. 2.2.

Таблица 2.2. Уровни сформированности критериев игровой деятельности

Уровень сформированности критерия

Высокий

Средний

Низкий

АВ

%

АВ

%

АВ

%

роли, которые выполняет дошкольник в игре

17

57%

10

33%

3

10%

Отношение к правилам игры

12

40%

8

27%

10

33%

игровые действия

16

53%

9

30%

5

17%

Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений между детьми в игре

12

40%

12

40%

6

20%

сюжеты в играх детей

13

43%

6

20%

11

37%

содержание игры

14

47%

6

20%

10

33%

Таким образом, мы можем говорить о том, что большинство детей проявляют инициативность в выборе ролей, охотно исполняют главную роль. Отмечается осознанное отношение к правилам, чётко сформированные, различные игровые умения и навыки, с помощью игровых действий отражает функции взрослого. Сюжет игры подсказывает выбор предмета. Ролевые и реальные отношения не противоречат друг другу. Для детей характерно разнообразие сюжетов (несколько сюжетов объединяет в один), их устойчивость в соответствии с возрастом.

Уровни развития различных аспектов игровой деятельности старших дошкольников

Рисунок 2.2. Уровни развития различных аспектов игровой деятельности старших дошкольников

В то же время проведенное исследование свидетельствует о том, что игровая деятельность старших дошкольников нуждается в проведении психолого-педагогической работы. У части испытуемых уровень развития игровой деятельности находился на низком уровне.

Источник