Елена алябьева познавательное развитие ребенка сказки о природе скачать
|
Источник
Гульнур Садыкова
Использование познавательных сказок экологического содержания в работе с детьми дошкольного возраста
Экологическое воспитание и образование дошкольников – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того чтобы выжить сегодня и обеспечить существование человечества в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.
Экологическое образование дошкольников– это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о силе медведя или рождения бабочки.
Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах, связь человека с природой.
Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка.
Экологическая сказка – это литературное произведение, отражающее природные явления, объекты природы, взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, в фантазийной форме, формирующие экологическое, гуманное отношение человека к природе.
Экологические сказки – уникальное средство воспитания детей. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки вывод, а иногда вопрос (для поддержания диалога с маленькими слушателями) – такова схема построения экологических сказок.
Экологические сказки раскрывают основные понятия и законы экологии, а также популярно вводят детей в различные аспекты взаимодействия человека с природой – использования ее ресурсов и охраны. Содержание этих сказок также дает представление об отдаленных, а в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия с ней человека.
Экологические сказки развивают умение детей мыслить системно, с пониманием происходящих закономерностей. Сказки способствуют движению мысли ребенка и формируют его экологическое мышление. Помогают понять, что всё живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.
Главная задача экологических сказок – формирование у детей осознанно-правильного отношения к различным природным объектам, и прежде всего к тем, которые находятся рядом с ними. Поэтому чтение сказок перемежается с наблюдениями за природными объектами, беседами, рассматриванием картин и т. д.
Виды экологических сказок.
Экологические сказки подразделяются на авторские и народные. Народные сказки созданы по сюжетам русских народных сказок. Авторские сказкиможно подразделить на следующие виды:
– сказки – «рассказки»
– сказки – «почемучки»
– сказки –«катастрофы»
Примеры народных экологических сказок.
«Война грибов с ягодами»
«Вершки и корешки»
«Гуси-лебеди»
«Кот и лиса»
«Теремок»
«Кощей Бессмертный»
«Лиса и Журавль»
«Снегурочка»
Примеры авторских экологических сказок.
В.Бианки: «Сова», «Хвосты», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», «Хитрый лис и умная уточка», «Как муравьишка домой спешил?».
Д.Мамин-Сибиряк: «Серая шейка», «Лесная сказка», «Сказка про славного царя Гороха», «Упрямый козёл», «Сказка про Козявочку».
А.Толстой: «Сорока», «Мышка», «Козёл», «Ёж», «Лиса», «Заяц», «Кот Васька».
Н.Сладков: «Синичка необыкновенная», «Лесные шорохи», «Еловая каша».
Е.Пермяк: «Про торопливую куницу и терпеливую синицу», «Некрасивая ёлка», «Птичьи домишки», «Толковая муха».
К.Ушинский: «Ветер и Солнце», «Жалобы зайки», «Петух да собака», «Плутишка кот», «Мышки», «Козёл», «Лиса и гуси».
Н.Рыжова: «Жила-была река», «Чей дом лучше?», «Как медведь дом потерял?», «История одного пруда», «Травинка-путешественница».
Р.Киплинг: «Откуда у кита такая глотка?», «Откуда у верблюда горб?», «Откуда у носорога шкура?», «Как леопард стал пятнистым?», «Слонёнок», «Приключения старого кенгуру», «Как появились броненосцы?»
Сказки – «рассказки».
В качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и др.) или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира (растения, грибы, насекомые и т. д., посредством встречи с которыми дошкольники узнают много нового о многообразии живой природы.
«Про Звездочку и космический мусор» (А. Бачерикова)
«Кто вырастил ягодку?» (Е. Коротаева)
Сказки – «почемучки»
Благодаря этим сказкам взрослые могут ответить на множество типичных вопросов маленьких «почемучек». В названиях этих сказок уже содержится вопрос.
«Почему на крыше сосульки?» (Е. Бакина, Е. Засолоцкая)
«Почему у Мухи хвоста нет?» (К. Овчинникова, Н. Перевалова)
«Почему Льдинка исчезла?» (Ю. Игошина)
Сказки – «катастрофы»
В содержании этих сказок раскрываются глобальные изменения климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды – факторы в совокупности создающие непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека.
«Сказка о том, как разозлился дождь» (М. Пантюхина)
«Лесной пожар» (А. Смирнова, А. Устинова)
При подборе сказочныхпроизведений должны учитываться:
– возрастные особенности детей;
– имеющийся у детей опыт непосредственного взаимодействия с объектами живой природы;
– имеющийся у детей литературный опыт;
– тематические предпочтения детей в процессе знакомства, обсуждения и видоизменения сказок экологического содержания;
– художественная ценность сказочных произведений с экологических позиций.
Познавательные сказки экологического содержания используются в работе с детьми со среднего дошкольного возраста. В основном чтение экологических сказок происходит в режимных моментах или как часть образовательной деятельности. После прочтения сказки обязательно проводится беседа с детьми по содержанию прочитанного. Иногда вопросы задаются детям непосредственно по ходу чтения произведения. Поэтому необходимо заранее продумать вопросы, которые будут задаваться детям.
Я пользуюсь в своей работеследующей методической литературой:
Е. А. Алябьева «Познавательное развитие ребенка. Сказки о природе»
Л. Н. Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4 – 7 лет»
В этих книгах даны авторские экологические сказки и имеются уже готовые вопросы к детям по содержанию произведений.
Принципы составления экологических сказок:
– содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;
– в экологических сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и прочее);
– главное – вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь, если детям будет симпатичен герой сказки, то они легче и лучше усвоят всё, что с ним будет связано.
Таким образом, сказки являются универсальным средством формирования интереса ребенка к окружающему миру. Они неизменно вызывают у детей интерес, развивают внимание, воображение, память. Дошкольников не приходится заставлять слушать, что является гарантом усвоения необходимых знаний, накопления впечатлений, возбуждения желания больше узнать, наблюдать, сравнивать, делать умозаключения. Образные выражения, используемые в сказках, обогащают речь детей, направляют их внимание на определенные признаки объекта в обыденной жизни. Сказки развивают творческий потенциал детей, ведь можно сочинять их вместе со взрослым, трансформировать их содержание, включая впечатления от личных наблюдений в природе. Экологические сказки являются эффективным средством познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития дошкольников.
Источник