Елена алябьева познавательное развитие ребенка сказки о природе
Гульнур Садыкова
Использование познавательных сказок экологического содержания в работе с детьми дошкольного возраста
Экологическое воспитание и образование дошкольников – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того чтобы выжить сегодня и обеспечить существование человечества в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.
Экологическое образование дошкольников– это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о силе медведя или рождения бабочки.
Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах, связь человека с природой.
Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка.
Экологическая сказка – это литературное произведение, отражающее природные явления, объекты природы, взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, в фантазийной форме, формирующие экологическое, гуманное отношение человека к природе.
Экологические сказки – уникальное средство воспитания детей. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки вывод, а иногда вопрос (для поддержания диалога с маленькими слушателями) – такова схема построения экологических сказок.
Экологические сказки раскрывают основные понятия и законы экологии, а также популярно вводят детей в различные аспекты взаимодействия человека с природой – использования ее ресурсов и охраны. Содержание этих сказок также дает представление об отдаленных, а в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия с ней человека.
Экологические сказки развивают умение детей мыслить системно, с пониманием происходящих закономерностей. Сказки способствуют движению мысли ребенка и формируют его экологическое мышление. Помогают понять, что всё живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.
Главная задача экологических сказок – формирование у детей осознанно-правильного отношения к различным природным объектам, и прежде всего к тем, которые находятся рядом с ними. Поэтому чтение сказок перемежается с наблюдениями за природными объектами, беседами, рассматриванием картин и т. д.
Виды экологических сказок.
Экологические сказки подразделяются на авторские и народные. Народные сказки созданы по сюжетам русских народных сказок. Авторские сказкиможно подразделить на следующие виды:
– сказки – «рассказки»
– сказки – «почемучки»
– сказки –«катастрофы»
Примеры народных экологических сказок.
«Война грибов с ягодами»
«Вершки и корешки»
«Гуси-лебеди»
«Кот и лиса»
«Теремок»
«Кощей Бессмертный»
«Лиса и Журавль»
«Снегурочка»
Примеры авторских экологических сказок.
В.Бианки: «Сова», «Хвосты», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», «Хитрый лис и умная уточка», «Как муравьишка домой спешил?».
Д.Мамин-Сибиряк: «Серая шейка», «Лесная сказка», «Сказка про славного царя Гороха», «Упрямый козёл», «Сказка про Козявочку».
А.Толстой: «Сорока», «Мышка», «Козёл», «Ёж», «Лиса», «Заяц», «Кот Васька».
Н.Сладков: «Синичка необыкновенная», «Лесные шорохи», «Еловая каша».
Е.Пермяк: «Про торопливую куницу и терпеливую синицу», «Некрасивая ёлка», «Птичьи домишки», «Толковая муха».
К.Ушинский: «Ветер и Солнце», «Жалобы зайки», «Петух да собака», «Плутишка кот», «Мышки», «Козёл», «Лиса и гуси».
Н.Рыжова: «Жила-была река», «Чей дом лучше?», «Как медведь дом потерял?», «История одного пруда», «Травинка-путешественница».
Р.Киплинг: «Откуда у кита такая глотка?», «Откуда у верблюда горб?», «Откуда у носорога шкура?», «Как леопард стал пятнистым?», «Слонёнок», «Приключения старого кенгуру», «Как появились броненосцы?»
Сказки – «рассказки».
В качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и др.) или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира (растения, грибы, насекомые и т. д., посредством встречи с которыми дошкольники узнают много нового о многообразии живой природы.
«Про Звездочку и космический мусор» (А. Бачерикова)
«Кто вырастил ягодку?» (Е. Коротаева)
Сказки – «почемучки»
Благодаря этим сказкам взрослые могут ответить на множество типичных вопросов маленьких «почемучек». В названиях этих сказок уже содержится вопрос.
«Почему на крыше сосульки?» (Е. Бакина, Е. Засолоцкая)
«Почему у Мухи хвоста нет?» (К. Овчинникова, Н. Перевалова)
«Почему Льдинка исчезла?» (Ю. Игошина)
Сказки – «катастрофы»
В содержании этих сказок раскрываются глобальные изменения климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды – факторы в совокупности создающие непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека.
«Сказка о том, как разозлился дождь» (М. Пантюхина)
«Лесной пожар» (А. Смирнова, А. Устинова)
При подборе сказочныхпроизведений должны учитываться:
– возрастные особенности детей;
– имеющийся у детей опыт непосредственного взаимодействия с объектами живой природы;
– имеющийся у детей литературный опыт;
– тематические предпочтения детей в процессе знакомства, обсуждения и видоизменения сказок экологического содержания;
– художественная ценность сказочных произведений с экологических позиций.
Познавательные сказки экологического содержания используются в работе с детьми со среднего дошкольного возраста. В основном чтение экологических сказок происходит в режимных моментах или как часть образовательной деятельности. После прочтения сказки обязательно проводится беседа с детьми по содержанию прочитанного. Иногда вопросы задаются детям непосредственно по ходу чтения произведения. Поэтому необходимо заранее продумать вопросы, которые будут задаваться детям.
Я пользуюсь в своей работеследующей методической литературой:
Е. А. Алябьева «Познавательное развитие ребенка. Сказки о природе»
Л. Н. Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4 – 7 лет»
В этих книгах даны авторские экологические сказки и имеются уже готовые вопросы к детям по содержанию произведений.
Принципы составления экологических сказок:
– содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;
– в экологических сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и прочее);
– главное – вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь, если детям будет симпатичен герой сказки, то они легче и лучше усвоят всё, что с ним будет связано.
Таким образом, сказки являются универсальным средством формирования интереса ребенка к окружающему миру. Они неизменно вызывают у детей интерес, развивают внимание, воображение, память. Дошкольников не приходится заставлять слушать, что является гарантом усвоения необходимых знаний, накопления впечатлений, возбуждения желания больше узнать, наблюдать, сравнивать, делать умозаключения. Образные выражения, используемые в сказках, обогащают речь детей, направляют их внимание на определенные признаки объекта в обыденной жизни. Сказки развивают творческий потенциал детей, ведь можно сочинять их вместе со взрослым, трансформировать их содержание, включая впечатления от личных наблюдений в природе. Экологические сказки являются эффективным средством познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития дошкольников.
Источник
Познавательное развитие ребенка. Сказки о природе
Бумажная книга | Код товара 703933
Все о книге
Читать отрывок
Рецензии
Характеристики
Другие издания
Другие языки
Все о книге Познавательное развитие ребенка. Сказки о природе
В книге предложены авторские сказки для детей 5-7 лет по ознакомлению с природой. Содержание сказок соответствует требованиям образовательных программ последнего поколения. Методическое оснащение сказок дай возможность взрослым организовать с детьми беседу, практические виды деятельности. Сказки можно использовать как основу занятий или для активизации знаний детей, закрепления изученного материала.
Книга предназначена для воспитателей ДОО, родителей детей старшего дошкольного возраста, гувернеров.
Рецензии Познавательное развитие ребенка. Сказки о природе
Характеристики Познавательное развитие ребенка. Сказки о природе
Автор | Елена Алябьева |
Издательство | Сфера |
Серия книг | Библиотека Воспитателя |
Язык | Русский |
Год издания | 2016 |
Возраст ребенка | От 3 до 5 лет, Родителям |
Количество страниц | 128 |
Иллюстрации | Нет иллюстраций |
Формат | 140х210 мм |
Переплет | Мягкий |
Бумага | Офсетная |
Тираж | 3000 |
ISBN | 978-5-9949-1619-3 |
Вес | 136 гр. |
Тип | Бумажная |
Источник