Единство организма и среды в развитии ребенка
С первых мгновений появления на свет ребенок приспосабливается к внеутробному существованию. Он осваивает основные законы жизни. Взаимодействуя с внешней средой, ребенок постепенно приобретает способность к гармонии с ней, и это рассматривается И.П.Павловым как основной закон жизни.
Учитывая потенциальные возможности ребенка, взрослые оказывают воспитательное воздействие на него. Это прежде всего выражается в заботе о физическом здоровье малыша, его духовном, интеллектуальном, нравственном и эстетическом развитии.
Способы индивидуального приобщения ребенка к жизни ох
ватывают естественные и выработанные специально в системе
воспитания средства психофизического развития. Они направле
ны на всестороннее расширение функциональных возможностей
организма. ,.
С целью повышения устойчивости организма к быстро меняющейся внешней среде система физического воспитания ребенка предусматривает научно обоснованный режим закаливания, формирование двигательных навыков, которые выражаются в разнообразных формах организации двигательной деятельности: утренней гимнастики, занятиях, подвижных играх и спортивных упражнениях. При этом учитываются и погодные условия. Солнце, воздух и вода используются для повышения жизнестойкости организма. Закаливание и физические упражнения расширяют функциональные возможности организма ребенка, оказывают тренирующее воздействие на развитие мозга, высшей нервной деятель-
ности, опорно-двигательного аппарата и личностных качеств, способствуя индивидуальному приспособлению к внешней среде, помогая общению со сверстниками и взрослыми людьми.
Условием нормального развития организма является двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.
Во время мышечной работы активизируется не только исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и механизм мотор-но-висцеральных рефлексов (т.е. рефлексов с мышц на внутренние органы) работы внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция (координация физиологических и биохимических процессов в организме). Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом: страдают и нервно-мышечная система, и функции внутренних органов.
Двигательная активность зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от организации социальных условий его пребывания: детского учреждения или родительского дома. Двигательный режим обеспечивается организацией различных форм двигательной деятельности.
В процессе воспитания формируется условная рефлекторная связь при взаимодействии первой и второй сигнальной систем. При этом второсигнальные раздражители оказывают влияние как на физиологические, так и на психологические процессы. Индивидуальному приспособлению ребенка к окружающей социальной среде способствуют различные навыки, привычки, режим жизни, культура поведения, осознанное отношение к окружающей жизни, гармоничное развитие его личности.
Человеческая индивидуальность проявляется с раннего детства. Многие основы этой индивидуальности определяются особенностями нервной системы, врожденными и унаследованными, возрастными и приобретенными. Поэтому верно говорят, что воспитание начинается с уважения к ребенку.
Огромную роль в развитии ребенка играют особенности его нервной системы. Именно изменениями в нервной системе обусловлено его духовное развитие. Л.С.Выготский подчеркивал, что развитие ребенка есть единый, но не однородный, целостный, но не гомогенный процесс.
Понимание сути структурно-функциональных изменений в «созревающей» нервной системе помогает разобраться во многих нервно-психических особенностях ребенка на разных этапах его развития. Знание возрастных закономерностей «работы» центральной нервной системы позволяет оценить возможности и резервы
нервно-психической активности ребенка и тем самым предупредить нервные перегрузки. Ориентация в принципах деятельности нервной системы помогает определить степень соответствия нервно-психического развития возрастным показателям, выявить отстающего ребенка и разобраться в причинах этого отставания. Не менее важно правильно выстраивать воспитательно-образовательный процесс с ребенком, который опережает средний уровень развития.
Таким образом, учитывая потенциальные возможности организма, органические предпосылки и особенности нервной системы, необходимо правильно организовать процесс физического воспитания. Исходя из врожденных особенностей нервной системы ребенка и роли внешних воздействий на ее формирование, обеспечивается оптимальный режим (полноценный сон, дозировка занятий, двигательная активность, время пребывания на воздухе, система закаливания).
Особое значение имеет микроклимат группы, эмоционально-положительная обстановка в ней, знание типологических особенностей каждого ребенка.
Определение особенностей нервной системы с целью отбора методов индивидуального руководства требует подробных сведений о ребенке от внутриутробного развития, с момента рождения до начала посещения дошкольного учреждения. Также важно выяснить состояние его здоровья, перенесенные болезни, с какого времени он начал держать головку, манипулировать рукой, ползать, ходить, говорить и т.д.; условия семейной обстановки, инте-|ресы, привязанности, любимые занятия ребенка. Физическое воспитание содержит неограниченные возможности для всестороннего развития ребенка. Оно помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические силы. Именно благодаря физическим упражнениям, воздействующим на развитие мозга, эндокринной, дыхательной систем, значительно оздоравливается организм ребенка, формируются психофизические качества, культура чувств, нравственные и интеллектуальные особенности личности, культура жеста.
Физическая культура приводит его к телесной гармонии, воспитывает эстетическое чувство от ощущения телесного здоровья, без которого немыслим творческий процесс оздоровления организма. Физическая культура как творческая деятельность, не ограничиваясь самовыражением в сфере активной двигательной деятельности, в конечном счете содействует развитию мышления, воображения, желания придумать новое, а затем практически реализовать свой замысел.
Забота о физической культуре ребенка должна быть направлена на полное раскрытие индивидуальных физических и духовных сил, гармоничного развития и познания радости творчества.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Теория и методика физического воспитания как интеграционная наука включает широкий круг проблем, изучение которых связано с достижением смежных наук.
В исследованиях по теории и методике физического воспитания используются как специальные методы, так и методы смежных наук — социологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, спортивной метрологии, врачебного контроля и т.д.
Исследование начинается с краткого введения, в котором раскрывается актуальность проблемы, цель, научная новизна и практическая значимость исследования, его предмет и объект, гипотеза и задачи эксперимента.
Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта основан на изучении и осмыслении теоретической и научно-практической литературы. Обобщение и анализ литературных источников позволяют глубже понять проблему физического воспитания. Наиболее широко применяются методы педагогического исследования, которые рассмотрим подробнее.
Наблюдение
Педагогическое наблюдение состоит в восприятии деятельности детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается в познании педагогического процесса.
Наблюдение может быть непосредственным, опосредованным, открытым, скрытым. Оно специально организуется, при этом разрабатывается система фиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью педагога и ребенка. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужденной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы. В процессе наблюдения рекомендуется использовать разнообразные методы регистрации наблюдаемого: видео, аудиозаписи, фото и киносъемка и т.д.1
1 С методами педагогического исследования подробно можно познакомиться в учебном пособии для студентов факультетов дошкольного воспитания, преподавателей педагогических университетов и институтов «Подготовка студента-исследователя в системе вузовского обучения». — М., 1996.
Учитываются параметры движения, функционального состояния организма, хронометраж отдельных видов деятельности. Например: измеряются показатели психофизических качеств, физической подготовленности; проводится измерение: жизненной емкости легких посредством спирометрии; мышечной силы рук — ручным динамометром; временных показателей по отдельным частям тела при выполнении различных форм организации двигательной деятельности — секундомером и т.д. Таким образом, в теории физического воспитания используются инструментальные и безынструментальные средства измерений разных физиологических и психофизиологических состояний.
Результаты наблюдений заносятся в дневник, протокол, матричную запись или журнал. В записи данных наблюдений фиксируются время, место, количество участников, качество наблюдения.
В качестве метода исследования используется беседа, позволяющая изучить личность детей, педагогов. В основу беседы должна быть поставлена цель исследования, для этого важно продумать и правильно поставить вопросы в беседе. Например, если педагог спросит ребенка, как дети побегут врассыпную по залу, он ответит: «Красиво, ровно, прямо», т.е. выделит качественные параметры движения.
Если спросить ребенка, где дети побегут врассыпную по залу, то он ответит: «Там, где никого нет поблизости, чтобы не столкнуться с другим ребенком».
Результаты беседы лучше фиксировать на магнитофоне с по-
следующим анализом записей. Возможна стенография беседы помощником (воспитателем или кем-то из сотрудников дошкольно-|го учреждения). Результаты беседы могут быть представлены таблицами. Возможна математическая обработка ее результатов. Анкета как метод исследования Втеории и методике физического воспитания широко используется анкетирование. Анкета состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов. При подведении итогов анкетирования используется метод математической статистики. Изучение документации и продуктов деятельностиЭтот метод широко используется в исследованиях по физическому воспитанию. Изучается документация, система плани-15
рования и учета разнообразных форм двигательной деятельности. Изучаются данные физического развития, физической подготовленности, техники выполнения тех или иных движений ребенком и т.д.
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент — организованная деятельность педагога-исследователя и детей с заранее поставленными исследовательскими целями.
Он включает в себя комплексный метод научного познания и опирается на данные смежных наук, требуя от исследователя определенного педагогического мастерства. Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной проблеме, умения четко определить цель, продуманности системы и серьезного осмысления поставленных задач.
Педагогический эксперимент обычно состоит из констатирующего, формирующего и итогового. Каждый этап эксперимента имеет свои задачи.
В констатирующем эксперименте проводится анализ состояния работы по исследуемой проблеме.
В формирующем эксперименте — разрабатывается новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проверяются на практике.
В заключительной, или итоговой, части экспериментальной работы осуществляется сравнительный анализ состояния работы до и после проведения эксперимента. Делаются выводы по результатам работы и даются рекомендации для совершенствования работы по физическому воспитанию в практике детских учреждений.
Контрольные вопросыи задания
1. Дайте определение науке «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка».
2. Определите основные понятия предмета.
3. Покажите связь физической культуры и физического воспитания.
4. С какими науками связана теория и методика физического воспитания?
5. В чем состоит единство организма ребенка и окружающей среды?
6. Перечислите методы педагогического исследования в теории физического воспитания и развития ребенка.
7. В чем состоит сущность педагогического эксперимента?
Глава 2
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
Источник
Отношения между человеком и окружающим миром устанавливаются главным образом средствами двигательной сферы. Человек поворачивает голову в сторону звуковых и зрительных раздражителей, дотрагивается рукой, ощупывает новые предметы, принюхивается к запахам, пробует что-то на вкус и т.д. Большинство мимических движений, а также жесты и пантомимика, по сути, являются отражательными движениями, которые приобретаются в результате социального опыта и педагогического воздействия.
Труды И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.Ф. Лесгафта, В.М. Бехтерева, Е.А. Аркина, А.В. Запорожца, М.М. Кольцовой, А.В. Ке- неман, Э.Я. Степаненковой и других авторов подтверждают единство и взаимосвязь физического и психического в организме человека. «Если физическое развитие от природы слабо…, — пишет В.М. Бехтерев, — то уже полный расцвет личности будет в той или иной мере задержан»[1].
Значение развития моторики у дошкольников имеет особое значение, так как оказывает существенное влияние на развитие мозга. Целенаправленное наблюдение за моторикой ребенка позволяет сделать важнейшие выводы об особенностях его нервной системы и, соответственно, грамотно спланировать педагогическую деятельность относительно его индивидуального развития.
По мнению М.О. Гуревич и Н.И. Озерецкого, моторика — это свойство личности, в основе которого лежат особенности конституции и которое во многом определяет ответные реакции организма на внешние раздражители[2].
Формирование двигательной функции — одно из важнейших направлений в общем развитии ребенка. Пытаясь ползать, стоять, ходить, манипулировать с предметами, малыш значительно расширяет свои контакты с внешним миром, познания об окружающих его предметах. Именно движения, разнообразные двигательные акты составляют средство, с помощью которого живой организм борется за свое существование и безопасность, оптимально приспосабливаясь к воздействию окружающей среды и преобразовывая данную действительность в соответствии со своими потребностями. И.М. Сеченов пишет: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге, — везде окончательным фактом является мышечное движение»[3].
Работы психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А. В. Запорожца показывают, что ни одно из качеств человеческой психики: воля, мышление, память и др. — не даны ребенку в готовом виде. Они формируются в результате усвоения детьми социально-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Не передаются по наследству и жизненно важные движения. Ребенок, изолированный от социума, никогда не поднимется на ноги и не сможет овладеть навыками человеческого общения. Яркий пример тому — «дети-маугли», выросшие среди животных, у которых в зависимости от возраста наблюдается задержка или нарушения речевого и психического развития.
Исследования И.А. Аршавского и его коллег показывают, что взаимодействие с окружающей средой начинается с момента возникновения зиготы и продолжается на протяжении всего периода внутриутробного развития средствами двигательной активности. После появления младенца на свет данное взаимодействие продолжается с помощью органов чувств, которые И.М. Сеченов назвал «щупальцами мозга», так как они передают информацию от внешних раздражителей к соответствующим участкам мозга в виде нервных процессов. Н.И. Касаткин выявил, что процесс созревания зрительных, слуховых и двигательных реакций ребенка происходит в результате их функционирования в ответ на раздражения, полученные извне[4].
В работах его последователей — Н.И. Красногорского и М.М. Кольцовой появились данные, что активное развитие высшей нервной деятельности происходит благодаря формированию первых условных рефлексов на базе безусловных: пищевого, оборонительного и т.д. — уже на втором месяце жизни ребенка начинает накапливаться личный опыт.
Человеческая индивидуальность проявляется с раннего детства и во многом определяется особенностями нервной системы: врожденными и унаследованными, возрастными и приобретенными. Как подчеркивает Э.Я. Степаненкова, воспитание должно начинаться с уважения к ребенку.
Знание сущности структурных изменений и функционального созревания отделов нервной системы ребенка помогает понять нервно-психические особенности на разных этапах его развития и предупредить нервные перегрузки. Ориентация в принципах деятельности нервной системы позволяет определить степень соответствия нервно-психического развития возрастным показателям, обнаружить отставание или опережение, выявить причины этого явления и построить траекторию индивидуального развития ребенка.
Таким образом, процесс физического воспитания должен быть организован с учетом особенностей нервной системы и потенциальных возможностей организма. Это полноценный сон, пребывание на свежем воздухе, оптимальный двигательный режим, закаливание и др. Особое значение имеет микроклимат, в котором находится ребенок, эмоционально-положительная обстановка, внимание взрослого.
Для осуществления индивидуальной работы необходимо знать типологические особенности нервной системы каждого ребенка. Такую информацию можно получить путем анализа данных об особенностях его внутриутробного развития, способа вскармливания на первом году жизни, перенесенных заболеваниях и травмах, условиях семейного воспитания и т.д. Важно выяснить, с какого возраста малыш начал держать голову, сидеть, ползать, ходить, говорить. Владение подробной информацией, дополненной доверием родителей, является мощным фактором всестороннего гармоничного телесного и духовного развития ребенка.
Источник